Какую роль в экосистеме играют кормильцы едоки и мусорщики

Обновлено: 02.07.2024

Ученики познакомятся с основными "профессиями" живых организмов и их взаимной зависимостью. В результате выполнения творческих заданий в группах ребята представят работу пищевых цепочек.

ВложениеРазмер
urok_okruzhayushchego_mira.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. 3 класс.

Тема урока : Живые участники круговорота веществ

Научиться приводить примеры живых организмов разных профессий.

Объяснять значение круговорота веществ для жизни человека.

Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Оборудование : цветные ручки, схемы, раздаточный материал для групп, мультимедийная презентация.

Тема прошлого урока. (о чем говорили? О чем узнали?). -Мы закончили разговор или еще есть научные знания? Чему будет посвящен наш урок?

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

2. Подготовить объяснение по схемам.

- Кто убирается у вас дома? А в природе нужно прибираться? Почему? Кто мусорит? Кто убирается?

- Что такое круговорот веществ?

- Как поддержание порядка на Земле связано с круговоротом веществ?

- Объясните схемы, показывающие круговорот веществ (индивидуальное задание №2_

- Природа перерабатывает отходы нашего хозяйства. Можем ли мы помогать природе?

- Какие богатства природы люди считают возобновимыми? (урожай растений, численность животных. Запасы нефти трудно возобновить, для этого нужны тысячелетия).

3. Вводная беседа.

- Как думаете, живые организмы могут обходиться друг без друга?

- Какие «профессии « живых существ необходимы, чтобы круговорот не прерывался? (индивидуальное задание №1)

- Смогли бы люди жить на планете одни, без других живых существ?

Об этой связи и ее значении мы сегодня и должны поговорить.

В конце урока вы должны повторить самые главные новые знания.

5. Работа со слайдами.

- Что такое экосистема? (Сообщество кормильцев, едоков и мусорщиков). У каждого в природе свой дом. Хорошо бы жилось лягушке вы степи?

- Назовите экосистему на слайде. Все ли тут в порядке? ( не хватает едоков)

Аналогичная работа со слайдами № 2 и3.

Вывод : учитель подводит итог о том, что большой круговорот веществ объединыет экосистемы в биосферу.( текст стр. 30)

6. Работа в группах.

- Теперь нам необходимо подробнее поговорить о тех, кто всех кормит, кто всех поедает и кто все убирает т.е. о живых участниках круговорота веществ. (Тема урока на доске)

Группам раздаются вопросы . Время на подготовку 2-3 минуты. Выбрать отвечающих.

- Какие это живые организмы?

- Какова их работа?

- Какие это живые организмы?

- Какова их работа?

- Какие это живые организмы?

- Какова их работа?

7. Работа по теме урока.

Выслушивается ответ 1-й группы.

Приведите свои примеры.

Дополнительные сведения. Растения не только вырабатывают органические вещества, но и тратят их на свои нужды. Работа по иллюстрации на стр. 31. – Объяснить, на что тратят органические вещества растения на рисунке.

Составление схемы на доске.

Приведите свои примеры едоков.

Проблемный вопрос: мы должны доказать связи представителей разных профессий в природе.

- Что же едоки могут возвращать кормильцам? (углекислый газ)

- Прочитаем текст на стр. 32. Что вы еще узнали? (они помогают распространять семена)

- А к кому относится человек? Как человек помогает кормильцам?

Работа со схемой.

- Чем мусорщики похожи на едоков? (не могут создавать органические вещества).

- Чем отличаются от едоков? (питаются уже умершими организмами).

Работа со схемой.

Вывод: благодаря живым организмам превращение веществ идет бесконечно по замкнутому кругу.

Чтение вывода в учебнике с.15

- Что бы было, если бы исчезли.. (дети называют кто)? Убрать в схеме.

- Прочитайте вопрос № 4 на стр. 33. Ответы детей.

- Мог бы действовать круговорот веществ, если бы производители, разрушители и потребители использовали одни и те же вещества? (Нет, возникла бы сильная конкуренция. В природе отходы одних организмов являются пищей для других)

Работа в тетради.

С.13 № 1. Самостоятельно. Взаимопроверка.

№ 2. Анализ фронтально. Заполнение схемы.

- Назовите главные знания и понятия сегодняшнего урока. (кормильцы, едоки, мусорщики, круговорот веществ).

Какую роль играют в экосистеме кормильцы, едоки и мусорщики?

Что бы стало с экосистемой, если бы исчез каждый из этих видов?


Кормильцы вырабатывают биомассу, они продуценты, их едят едоки, консументы, мусорщики - редуценты едят падаль.

Все они взаимосвязанны, исчезновение одной или нескольких видов вызывает цепочку взаимосвязанных вымираний.

Например, если исчезнут мусорщики, некому будет убирать падаль, которая будет копится и гнить, что в свою очередь вызовет эпидемии.


Какие особенности строение тела давали человеку возможность играть роль полуденного хищника в экосистеме саванн?

Какие особенности строение тела давали человеку возможность играть роль полуденного хищника в экосистеме саванн?


Какова роль пресмыкающихся в экосистемах?

Какова роль пресмыкающихся в экосистемах.


Каких животных относят к беспозвоночным почему они играют важную роль в экосистемах?

Каких животных относят к беспозвоночным почему они играют важную роль в экосистемах.


Какую роль в экосистеме играют организмы - разрушители органических веществ?

Какую роль в экосистеме играют организмы - разрушители органических веществ?


Выберите из списка элементы экосистемы : воздух, энергия солнца, атмосфера, вода, литосфера, почва, облако, планета, горные породы, "кормильцы", "едоки", "мусорщики", биосфера?

Выберите из списка элементы экосистемы : воздух, энергия солнца, атмосфера, вода, литосфера, почва, облако, планета, горные породы, "кормильцы", "едоки", "мусорщики", биосфера.


Выбери из списка все элементы экосистемы - воздух энергия Солнца, атмосфера, вода, литосфера, почва, облако, планета, горные породы, кормильцы, едоки, мусорщики, биосфера?

Выбери из списка все элементы экосистемы - воздух энергия Солнца, атмосфера, вода, литосфера, почва, облако, планета, горные породы, кормильцы, едоки, мусорщики, биосфера.


Какую роль в экосистемах играют : дождевой червь шмель гриб - трутовик?

Какую роль в экосистемах играют : дождевой червь шмель гриб - трутовик.


Какова роль насекомых в экосистемах?

Какова роль насекомых в экосистемах?


Какова роль растений в экосистеме?

Какова роль растений в экосистеме?


Почему беспозвоночные животные играют важную роль в экосистемах?

Почему беспозвоночные животные играют важную роль в экосистемах?


Класс Паукообразные (Arachnida). Представителей отрядов скорпионов и пауков относят к ядовитым животным. Из паукообразных, имеющих медицинское значение, наибольший интерес представляет отряд Клещи.


1) рибосомах 2) плазматическая мембрана (? ) 3) комплекс Гольджи 4) ядро 5) митохондрий 6) вакуоль 7) лизосомы (? ) 8) Кристы 9) цитоплазма 10) поры (? ).


Помню как я с радиделями (не обязательно - брат, сестра) ехал наприроду там были птицы белочки и озеро с рыбами, больше в сево мне понравилась наблюдать за белочками ани все время кудато бегал занисили штото в свои домики и готовилиси к земе, земой о..


Животными населена вся земля. Многие из животных живут скрытно, потому как они имеют очень маленькие размеры. Большинство растений опыляется именно животными, а так же они являются распространителями семян растений. Самое первое животное, которое ..


Буде цілий ліс листя, дуже великої висоти.


Нуклеиновые кислоты— биополимеры, а ихфункциязаключается в хранении, реализации и передаче генетической (наследственной) информации в живых организмах.


Нуклеиновые кислоты отвечают за сохранение информации о клетке для ее размножения.


1. Происходит истощение почвы, тоесть уменьшается ее плодородие 2. Концентрация минеральных удобрений начинает превышать уровень нормы 3. Возникает эрозия почвы вследствие частых поливов Как - то так).

Читайте также: