Игровой капитан имеет право обращаться к судьям когда мяч находится

Обновлено: 18.05.2024

Эта игра не требует дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Для лапты необходимы игровая площадка 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину с земляным, травяным или искусственным покрытием, цельнодеревянная бита и теннисный мяч.

Упрощенные вариант лапты для небольшой компании или одной семьи

СВЕЧКИ

На ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая — коном, или домом.

Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.
Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мечём, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется.
Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.

ТРОЙНИК

КЛАССИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЛАПТЫ

ВВЕДЕНИЕ

В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая – на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды – подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.


ПЛОЩАДКА

Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина – 15-55 м, длина – 25-40 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле.

Комментарий. Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном или земляном покрытии. По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города – 5 метров. Если игра проходит в зале, освещение должно быть достаточным и равномерным.

ШТРАФНАЯ ЗОНА

В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города.

Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находится не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны.

ПЛОЩАДКА ПОДАЮЩЕГО

Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр.

ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД

Зоны скамейки команд находятся вдоль лицевой линии по обеим сторонам штрафной площадки. Скамейки должны быть рассчитаны на 10 человек для каждой команды.

КОМАНДЫ

Каждая команда состоит не более чем из 8 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее пяти участников. Во время игры команды в защите на площадке должно находиться пять игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся на скамейке.

КАПИТАН

Каждая команда должна иметь своего капитана. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку.

ТРЕНЕР КОМАНДЫ

Каждая команда должна иметь тренера. Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Он имеет право объявить судей о замене, о таймауте, обратиться к судье по каким-то разъяснительным вопросам, но только по окончании игрового момента. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам покинул игру. Обязанности тренера может выполнять капитан команды.

СУДЕЙСКАЯ БРИГАДА

На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь.

СТАРШИЙ СУДЬЯ

Старший судья должен проверить и утвердить место проведения игры, проверить форму и снаряжение команд, при необходимости проводит предигровую жеребьевку, выводит на игру команды, принимает решения по всем вопросам по ходу игры. В случае возникновения спорных вопросов принимает решение, дает команду на начало и окончание игры, дает свисток на остановку игрового момента и возобновления игры, проверяет протокол, утверждает счет. Подтверждает или аннулирует решение линейных судей.

ЛИНЕЙНЫЙ СУДЬЯ

Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол.

СЕКРЕТАРЬ

Секретарь проверяет правильность заполнения протокола до начала матча. Ведет протокол во время игры, следит за заменами, общим временем, подсказывает ст.судье о выходе мяча в аут и правильности набранных очков, регистрирует использованные минутные перерывы, подписывает протокол и передает его гл.судье соревнований.

ИГРОВОЕ ВРЕМЯ

Игра состоит из четырех таймов по 15 минут общего времени. Между первой и второй, третьей и четвертой четвертями двухминутный технический перерыв. Между второй и третьей четвертью перерыв 5 минут.
Комментарий. В зависимости от ранга и уровня соревнований общее время может быть сокращено, как игровое, так и перерывы.

НАЧАЛО ИГРЫ

Игра начинается с приветствия команд. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая – в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени.

УДАРЫ ПО МЯЧУ

Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью.

ПОДАЮЩИЙ

По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту. Для совершения удара дается возможность двух подкидываний. Подающим игроком должен быть на совершения удара. Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание.

ПРАВО НА АТАКУ (ПЕРЕБЕЖКУ)

Право совершить перебежку имеют только те игроки, которые совершили попытку удара. Совершив полную перебежку, игрок может совершать перебежку только после совершения им удара.

ВЫНОС МЯЧА

Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города. Если мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замены на вынос мяча.

ОСАЛИВАНИЕ

Осаливание – попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока на падения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой.

ОБРАТНОЕ ОСАЛИВАНИЕ

После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно. На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд.

САМООСАЛИВАНИЕ

Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города, во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена.

Комментарий. Часто при самоосаливании игроки защиты и нападения оказываются в ауте, самоосаленным считается тот, кто последним покинет аут.

ПЕРЕБЕЖКИ

Каждый игрок нападения имеет право на перебежку, только после того, как совершил удар. Игрок, перебежавший с линии Города до линии кона, пересекший ее и вернувшийся за линию Города не был осален сам или не был осален кто-то из игроков его команды, совершил полную перебежку и принес своей команде 2 очка. Перебежки в одну из сторон не приносят команде очков.

ОЧКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРОИГРАВШИХ

Каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч после удара с лета, приносит своей команде 1 очко. Победителем считается та команда, которая наберет больше очков.

Команде может быть засчитано поражение, если в ходе игры на поле осталось менее трех человек. Если команда не явилась на игру, ей засчитывается техническое поражение и команда несет другие наказания, предусмотренные положением о соревнованиях.

НАРУШЕНИЯ ПРИ УДАРАХ

Бьющему игроку запрещается выполнять удар с плеча, с боку, выходить или заступать за линию города и зону подающего, выбрасывать биту в поле, затягивать время, брать биту до разрешения судьи. При нарушении этих правил судья имеет право лишить игрока удара.

НАРУШЕНИЯ ПРИ ПЕРЕБЕЖКАХ

Игроку атаки при перебежках запрещается выбегать в поле со скамейки запасных, сезоны подающего, за исключением бьющего игрока, касаться игроков защиты, выбегать в аут, касаться или брать мяч в руку. За эти нарушения судья может дать свободную смену и наказать игрока желтой карточкой.

НАРУШЕНИЕ ПРИ ИГРЕ В ЗАЩИТЕ

Игрокам защиты запрещается выходить за пределы поля до удара. Если игрок защиты вышел за пределы поля до удара, а удар был действительным, то игроку защиты делается предупреждение, а игроки нападения вышедшие после удара в поле совершают перебежку в одну сторону. Игрокам защиты запрещается во время перебежки блокировать игроков атаки, выходить в аут до удара, находиться в штрафной зоне до удара, прятать мяч и делать ложные движения, затягивать время при выносе мяча. При этих на рушениях игрок наказывается замечанием и желтой карточкой.

ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА

Желтая карточка предъявляется игрокам в следующих случаях: если игрок дважды нарушил одно и тоже правило, за неспортивное поведение, аппеляцию судьям во время игры и другие нарушения. Желтая карточка также может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.

КРАСНАЯ КАРТОЧКА

При предъявлении красной карточки игрок или тренер команды обязав покинуть поле без права замены с последующим рассмотрением на судейской коллегии. Красная карточка предъявляется при получении второй желтой карточки, драки, сквернословии, недисциплинированном по ведении, как на поле, так и за пределами его во время игры, до подписания протокола.
Красная карточка может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.

МИНУТНЫЙ ПЕРЕРЫВ

Каждая команда имеет право брать один минутный перерыв в каждом тайме. Старший судья и врач также по каким либо причинам может объявить технический перерыв. Время технического, медицинского или минутного перерыва не входит в общее время.


соревнований по лапте __________________________________________________
___________________________________________________________________________
между командами ____________________________ и _____________________________

Дата __________ Место _________________ Начало ____________ Окончание ________

Ст. судья ___________________ Судья на линии ______________ Секретарь __________

В баскетбол играют две команды, в каждой из которых по пять игроков. Игра не может начаться, если у одной из команд на площадке нет пяти игроков, готовых играть.
Победителем становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков.
Игра проходит на площадке размером 26ґ14 м; ширина всех линий на площадке – 5 см.
Линия штрафного броска (внешний край) находится на расстоянии 5,80 м от внутреннего края лицевой линии.
Зоной трехочковых бросков с игры для команды является вся игровая площадка, за исключением области около корзины соперников, ограниченной полукругом. Трехочковая линия не является частью зоны трехочковых бросков.

Команды

В команде должно быть не больше 12 полевых игроков.
Член команды имеет право играть, если его фамилия была внесена в протокол перед началом игры, и до тех пор, пока он не будет дисквалифицирован или не получит 5 фолов.
Команды должны использовать номера с 4-го до 15-го.
Национальные федерации имеют право утвердить для своих соревнований любые другие номера, состоящие не более чем из двух цифр.

Капитан

Игровые положения

Игра состоит из четырех периодов по 10 мин.
Продолжительность перерывов в игре между первым и вторым, третьим и четвертым периодами и перед каждым дополнительным периодом составляет 2 мин.
Продолжительность перерыва между половинами игры составляет 15 мин.
Если счет ничейный по окончании игрового времени четвертого периода, игра продлевается на такое количество дополнительных периодов продолжительностью 5 мин., которое необходимо для того, чтобы нарушить равновесие в счете.
Если фол совершен одновременно или непосредственно перед тем, как прозвучал сигнал игровых часов об окончании игрового времени, любой(-ые) возможный(-е) штрафной(-ые) бросок(-ки) должен(-ны) быть выполнен(-ы) после окончания игрового времени.
Во всех дополнительных периодах команды продолжают атаковать те же корзины, что и в четвертом периоде.

Мяч в игре

Мяч при удачном броске засчитывается, если при нахождении его в полете:

– cудья дает свисток;
– звучит сигнал игровых часов об окончании периода;
– звучит сигнал устройства 24-х сек.;
– игрок совершает фол на любом из соперников в тот момент, когда мяч контролируется соперником, который находится в процессе броска с игры и заканчивает свой бросок непрерывным движением, начавшимся прежде, чем произошел фол.

Спорный мяч

Спорный мяч фиксируется, когда один или более игроков каждой из соперничающих команд держат мяч одной или обеими руками так крепко, что ни один из игроков не может завладеть им без грубых действий.
При розыгрыше спорного мяча каждый игрок должен встать таким образом, чтобы обе стопы располагались внутри той половины центрального круга, которая ближе к его собственной корзине; при этом одна стопа должна находиться рядом с центральной линией.
Игроки одной команды не могут занимать соседние места вокруг круга, если соперник желает занять одно из этих мест.
При вводе в игру мяч должен быть отбит рукой(-ами) одним или обоими спорящими игроками после того, как достигнет своей наивысшей точки.
Ни один из спорящих игроков не должен покидать свою позицию до тех пор, пока мяч не будет правильно отбит.
Ни один из спорящих игроков не может ловить мяч или отбивать его более двух раз до тех пор, пока тот не коснется одного из восьми не прыгавших игроков или пола.
Если мяч не отбит, по крайней мере одним из спорящих игроков, спорный бросок должен быть повторен.
Никакие части тела игроков, не участвующих в розыгрыше спорного броска, не могут находиться на линии круга (цилиндра) или пересекать до тех пор, пока мяч не будет отбит.

Поочередное владение

Контроль над мячом

Бежать с мячом, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или ударять по мячу кулаком является нарушением. Однако случайное соприкосновение или касание мяча любой частью ноги не является нарушением.

Заброшенный мяч

За мяч, заброшенный:

– со штрафного броска, засчитывается одно очко;
– из зоны двухочковых бросков, – два очка;
– из зоны трехочковых бросков, – три очка.

Вбрасывание

Вбрасывание происходит, когда игрок, находящийся за пределами площадки, передает мяч на площадку.
Судья должен передать мяч из рук в руки или положить его на то место на полу, где он окажется в распоряжении игрока, выполняющего вбрасывание.
Он также может бросить или передать мяч отскоком от пола при условии, что:

– судья находится на расстоянии не более четырех метров от игрока, который должен выполнять вбрасывание;
– игрок, который должен выполнять вбрасывание, находится в том месте, указанном судьей.

Игрок должен выполнять вбрасывание с места за пределами площадки, указанного судьей, ближайшего к тому, где произошло несоблюдение правил или где игра была остановлена, за исключением места непосредственно за щитом.
В начале всех периодов, кроме первого, или после выполнения штрафного(-ых) броска(-ов) в результате технического, неспортивного или дисквалифицирующего фола вбрасывание должно выполняться из-за пределов площадки на продолжении центральной линии напротив секретарского столика, независимо от того, удачен ли был последний или единственный штрафной бросок. Игрок должен расположить ноги по обе стороны от продолжения центральной линии и имеет право передавать мяч партнеру, находящемуся в любом месте на игровой площадке.
Каждый раз, когда мяч попадает в корзину, но бросок с игры или штрафной бросок не засчитывается, последующее вбрасывание должно выполняться из-за пределов площадки напротив линии штрафного броска.
После заброшенного мяча с игры или удачного последнего или единственного штрафного броска любой игрок команды, в корзину которой заброшен мяч, должен выполнить вбрасывание из-за пределов площадки с любого места за лицевой линией, где был заброшен мяч.
Игрок, выполняющий вбрасывание, не должен:

– затрачивать более 5 сек. до момента освобождения от мяча;
– наступать на площадку в тот момент, когда мяч находится в его руках;
– перемещаться в сторону на расстояние более одного метра от места, указанного судьей, прежде чем выпустить мяч из рук. Однако разрешается отступать непосредственно назад от линии настолько далеко, насколько позволяют обстоятельства.

Другие игроки не должны находиться:

– любой частью тела над ограничивающей линией до тех пор, пока мяч не будет вброшен через эту линию;
– на расстоянии ближе 1 м от игрока, выполняющего вбрасывание.

Затребованный тайм-аут

Этот тайм-аут должен длиться 1 мин. и взять его можно, когда заброшен мяч с игры в корзину команды, которая тайм-аут попросила.
Два затребованных тайм-аута могут быть предоставлены каждой команде в любое время в течение первой половины; три – в любое время в течение второй половины и один – в любое время в течение каждого дополнительного периода.
Затребованный тайм-аут не разрешается команде, забросившей мяч с игры во время последних двух минут четвертого периода или последних двух минут каждого дополнительного периода, когда игровые часы останавливаются, за исключением ситуации, когда судья останавливает игру.

Замена

Игроку, который был заменен, разрешается сразу направляться на скамейку своей команды, не сообщая о замене секретарю или судье.
Игрок, выполняющий штрафной(-ые) бросок(-ки), может быть заменен при условии, что:

– через 15 мин. после времени начала игры, указанного в расписании, команда отсутствует или не может выставить на площадку пятерых игроков, готовых к игре;
– своими действиями она мешает проведению игры;
– отказывается играть после того, как старший судья предложил ей начать игру.

В этих случаях победа присуждается сопернику со счетом 20:0.
В классификации при этом команда не получает ни одного очка.

Ведение мяча

– броска с игры;
– касания мяча соперником;
– передачи или случайной потери мяча, который затем коснулся другого игрока или которого коснулся другой игрок.

Пробежка

Пробежка – это запрещенное перемещение одной или обеих ног в любом направлении во время контроля над мячом на площадке сверх ограничений, изложенных в данной статье.
Поворот – это разрешенное перемещение, при котором игрок, держащий живой мяч на площадке, вышагивает один или несколько раз в любом направлении одной и той же ногой, в то время как другая нога, называемая опорной, сохраняет свою точку контакта с полом.
Во время движения или ведения нога, касающаяся пола, становится опорной.
Пока мяч не будет выпущен из рук:

– когда обе ноги находятся на полу, опорная нога не может быть смещена или оторвана от пола;
– при выполнении передачи или броска с игры игрок может выпрыгнуть с опорной ноги, но ни одна из ног не может коснуться пола;
– при выполнении передачи или броска с игры игрок может выпрыгнуть с опорной ноги и приземлиться на любую ногу или обе ноги одновременно, но после этого ни одна из ног, будучи вновь оторванной от пола, не может снова коснуться пола;
– во время совершения остановки, когда ни одна из ног не является опорной;
– в начале ведения ни одна из ног не может быть смещена или оторвана от пола.

Игрок, падающий, лежащий или сидящий на полу

Не является нарушением, когда игрок падает на пол, держа мяч в руках, либо, лежа или сидя на полу, устанавливает контроль над мячом.
Нарушение происходит, если игрок затем скользит, перекатывается или пытается встать с мячом в руках.

Три секунды

Игрок не должен оставаться в ограниченной зоне команды соперников более трех секунд подряд в то время, когда его команда контролирует мяч в передовой зоне и игровые часы включены.
Исключение должно быть сделано игроку, который:

– пытается покинуть ограниченную зону;
– находится в ограниченной зоне, когда он или его партнер находится в процессе броска и мяч покидает или уже покинул руку(-и) игрока при выполнении броска с игры;
– ведет мяч в ограниченной зоне с целью выполнить бросок с игры, находясь в ней менее трех секунд.

Правила пяти и восьми секунд

Двадцать четыре секунды

Каждый раз, когда игрок устанавливает контроль над мячом на площадке, его команда должна выполнить бросок с игры в течение 24 сек.
Если судья останавливает игру по любой причине, не связанной ни с одной из команд, новый 24-секундный период и владение мячом должны быть предоставлены команде, которая перед этим контролировала мяч. Однако если, по мнению судей, команда соперников будет поставлена в невыгодное положение, отсчет 24 сек. должен продолжаться со времени остановки.

Защитник занимает правильное исходное положение при опеке, когда он стоит лицом к своему сопернику и обе его ноги находятся на полу.
Защитник может поднимать руки над головой или выпрыгивать вертикально вверх, но должен сохранять их в вертикальном положении.
Как только защитник занял правильное исходное положение при опеке, он может перемещаться для того, чтобы опекать своего соперника, но не может выставлять руки, плечи, бедра или ноги и тем самым вызывать контакт с целью помешать игроку, который ведет мяч, обойти себя.

Касание соперника руками

Фол в нападении

Фол в нападении дается:

– при захвате или заплетании руки или локтя защитника для получения незаслуженного преимущества;
– при отталкивании нападающего от защитника с целью помешать ему сыграть или попытаться сыграть в мяч или с целью создать больше пространства между собой и защитником;
– при использовании вытянутой руки и кисти во время ведения с целью помешать сопернику установить контроль над мячом.

Обоюдный фол

Обоюдным фолом является ситуация, в которой два игрока соперничающих команд совершают персональные фолы друг против друга приблизительно в одно и то же время.
Персональным фолом должен быть наказан каждый провинившийся игрок. Никакие штрафные броски не предоставляются.

Пять фолов игрока

Игрок, который совершил пять фолов (персональных и/или технических), должен быть проинформирован об этом старшим судьей и немедленно покинуть игру.

Командные фолы

Команда подлежит наказанию за командные фолы, когда она совершает 4 командных фола в периоде.
Когда команда подлежит наказанию за командные фолы, все последующие персональные фолы, совершенные на игроке, не находившемся в процессе броска, должны наказываться предоставлением двух штрафных бросков вместо вбрасывания.
Если персональный фол совершается игроком команды, контролирующей мяч или имеющей право на владение мячом, такой фол должен наказываться предоставлением вбрасывания команде соперников.

Штрафной бросок

Игрок, выполняющий штрафной бросок, должен:

– занять положение за линией штрафного броска и внутри полукруга;
– выпустить мяч в течение 5 сек. с того момента, когда он передан судьей в его распоряжение;
– не касаться линии штрафного броска и не входить в ограниченную зону до тех пор, пока мяч не попадет в корзину или не коснется кольца;
– не имитировать штрафной бросок.

Читайте также: