Грубо фнс что это

Обновлено: 02.07.2024

В 2019 году в нескольких российских регионах была развернута работа специализированных инспекций по взысканию налоговой задолженности юрлиц и ИП — Долговых центров ФНС. Основная задача центров — повышение эффективности взыскания налоговой задолженности путем перехода к стратегии управления долгом, направленной на предупреждение образования долга, побуждение его погашения. Расскажем о специфике деятельности Долгового центра.

Для сокращения задолженности не менее чем на 5% (долги по страховым взносам, обязательным платежам и имущественным налогам физлиц) был разработан новый механизм — система комплексного управления и администрирования долгами (СКУАД). Для реализации этой цели с 1 февраля 2019 года в структурах фискальных органов началось создание центров по управлению долгами. В письме ФНС от 06.09.2018 № СА-4-8/17376@ такие центры названы Центрами компетенции. На сайте ФНС, в свою очередь, они называются Долговыми центрами.

Весной-летом 2019 года некоторые региональные ФНС выпустили письма, в которых проинформировали налогоплательщиков о том, что в соответствующих субъектах РФ в рамках пилотного проекта ФНС открылись Долговые центры (ДЦ). О них и пойдет речь ниже в таблице.

Функции и назначение Долговых центров ФНС.

Долговой центр ФНС — это учреждение, в чьи функциональные обязанности входит:

направление налогоплательщикам требований о внесении платежей в бюджет;

взыскание недоимок за счет средств на счетах налогоплательщиков;

взыскание за счет имущества должников;

приостановление банковских операций по счетам должников;

арест активов должника по распоряжению прокурора.

Каких-либо официальных административных регламентов по работе ДЦ опубликовано не было. Возможно, это связано с тем, что проект все же пилотный и функционирует лишь в некоторых субъектах РФ.

Что будут делать Долговые центры ФНС. Новые подразделения займутся организациями, которые задерживают платежи в бюджет, независимо от суммы задолженности. Если компания перечисляет в бюджет налоги и взносы вовремя, ее не будут вызывать в долговой центр. ФНС рассчитывает, что взыскание долгов станет более эффективным. Инспекторы новых подразделений не будут заниматься рутинными операциями. А процесс взыскания автоматизируют. При этом инспекторы будут учитывать причины появления долга и финансовое положение компании. Кроме того, новые центры будут выявлять схемы уклонения от уплаты долгов. Например, когда компания скрывает активы и переводит бизнес на другую организацию.

Долговой центр ФНС — новый тип учреждения, в рамках работы которого осуществляется взаимодействие контролирующих органов и налогоплательщиков. В отдельных источниках прямо говорится о том, что цель создания ДЦ — это принудительное взыскание долгов с хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, сами представители ФНС заявляют о том, что в задачи долговых центров входит и недопущение образования долгов.

Процесс взыскания базируется на анализе дебиторской задолженности предприятия-должника. Специалисты ДЦ, видя, что у фирмы есть долги перед бюджетом, могут принять во внимание тот факт, что причина тому — непогашенные обязательства контрагентов, и инициировать работу и с ними тоже.

В каких регионах уже есть ДЦ ФНС.

Долговые центры ФНС в рамках пилотного проекта открыты в 9 субъектах РФ:

в Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Саратовской, Ульяновской областях;

в Республиках Башкортостан, Удмуртия;

в Приморском крае.

При этом в одних регионах ДЦ могут заниматься задолженностями всех типов налогоплательщиков — и физлиц, и хозяйствующих субъектов (ИП и юрлиц), в других — только хозяйствующих субъектов.

Центры могут базироваться на межрайонных инспекциях ФНС различного профиля. Например, в Приморье, в Калининградской и Саратовской областях статус ДЦ получили бывшие инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

Чего ждать бизнесу от работы ДЦ.

Если у фирмы есть проблемы, то нужно помнить, что ДЦ ФНС имеет значительный объем информации по движению денежных средств на счетах налогоплательщика. Налоговики смогут видеть, с какими контрагентами велись расчеты и на какие суммы.

Настораживает специфический метод, на который ДЦ делают акцент — оперативный арест имущества хозяйствующих субъектов. В данном направлении могут допускаться случайные ошибки (в том числе по определению размера арестовываемых активов), и их совершение явно не будет способствовать финансовой устойчивости предприятия.

Поэтому, при наличии рисков допущения неплатежей в бюджет, предприятиям имеет смысл разработать механизм упреждающий защиту активов, которые могут попасть под необязательный арест.

Узнать о дисквалифицированных лицах и ограниченных в участии в юридическом лице можно на сайте ФНС и ресурсе Прозрачный бизнес:

Чтобы получить информацию о себе, участниках общества, партнерах и контрагентах, достаточно ввести любые известные вам данные физического лица: фамилию, дату или место рождения. Если вообще не внести никакие данные и сделать запрос, налоговая выдаст полный реестр дисквалифицированных (реестр ограниченных в участии ЮЛ) лиц.

Если вам нужно проверить сразу все руководство и учредителей конкретной компании, введите наименование или ОГРН юридического лица в поиске организаций, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Сведения в реестрах обновляются ежедневно.

Какая информация о дисквалифицированном или ограниченном в участии в ЮЛ лице есть в реестрах:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • наименование компании и должность лица;
  • статья КоАП РФ, регламентирующая нарушение;
  • наименование органа, составившего протокол о правонарушении;
  • фамилия и инициалы судьи, который вынес соответствующее решение.

Эти данные предоставляются автоматически любому человеку, кто сделал запрос на сайте ФНС.

За что могут дисквалифицировать или ограничить в участии?

Дисквалифицировать или ограничить в участии в юридических лицах могут директора, участника (учредителя), если они совершили административное правонарушение, уклонились от совершения необходимых действий либо были ранее задействованы в деятельности компаний, нарушивших законодательство.

Приведем конкретные примеры.

Директора могут дисквалифицировать (отстранить от должности), если он:

Дисквалифицируют директора на срок от 6 месяцев до 3 лет, только по решению суда и чаще всего после повторного нарушения.

Ограничивают в участии в ЮЛ за:

  • причастность к юридическому лицу, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе ЮЛ;
  • причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности (в том числе и списанной).

Какие могут быть последствия для фирмы и руководителя (участника)?

Дисквалифицированный руководитель не имеет права управлять компанией: принимать решения, подписывать документы, участвовать в собраниях и совете директоров, а подписанные им от лица компании документы будут недействительными. Зарегистрировать новое юридическое лицо такой директор и учредители, причастные к брошенным компаниям или юридическим лицам, исключенным за недостоверность сведений, тоже не смогут.

За игнорирование дисквалификация предусмотрена юридическая ответственность. Если директор продолжает управлять организацией, его оштрафуют на 5000, а компанию на 100 000 рублей.

Не менее неприятное последствие – это подрыв репутации компании, трудности ведения бизнеса, потеря деловых связей. Контрагенты и партнеры могут отказаться от сотрудничества, а новые просто не будут подписывать договоры с неблагополучной организацией, ведь их могут обвинить в непроявлении должной осмотрительности. Никто не хочет проблем с ФНС, частых проверок, доначислений налога на прибыль.

Как не попасть или выйти из списка ФНС?

Чтобы не попасть в списки ФНС, нужно не допускать нарушений (особенно повторных): вовремя платить налоги и штрафы, соблюдать трудовое законодательство, правильно ликвидировать организацию (если есть долги, то через банкротство).

Если повторное нарушение все-таки зафиксировали, на досудебной стадии эффективными мерами предупреждения занесения в черные списки ФНС могут быть обжалование результатов проверки и/или грамотно проведенные переговоры с ведомством. В зависимости от нарушения, это может быть налоговая служба, Роспотребнадзор, антимонопольная служба, Государственная инспекция по труду и т. д.

Проверяющие нередко допускают нарушения в ходе проверок. И если дело уже в суде, или в отношении вас вынесено постановление о дисквалификации, можно привлечь к делу опытного юриста, заявить возражения, оспорить результаты проверки уполномоченного органа (основания привлечения к административной ответственности), подать апелляционную жалобу в 10-дневный срок.

У проверяющего органа должны быть обязательно подтверждения, что несоблюдение закона выявлено повторно. Если их нет, суд отклонит требование.

Кроме того, дисквалификация – это альтернативная мера юридической ответственности. То есть, статья КоАП предлагает несколько вариантов наказания. Убедите суд, что штраф более обоснованная мера в вашем случае. А ограничения, связанные с дисквалификацией, несоразмерны общественной опасности тех обстоятельств, в связи с которыми устанавливается данный вид административного наказания.

Заявите о сроке давности, если вас привлекают к ответственности позднее 1 года со дня правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – позднее года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

И наконец, если суд все-таки вынес постановление не в вашу пользу, в любом случае обжалуйте решение в 10-дневный срок. Так вы выиграете время (до 2 месяцев), чтобы передать дела, решить критические финансовые и организационные вопросы.

В списки ФНС редко попадают по ошибке. Но если считаете, что это случилось, мы поможем восстановить ваши права.

Налоговые правонарушения — это совершенные умышленно или по неосторожности действия либо бездействие налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, которые нарушают законодательство о налогах и сборах и порождают ответственность по НК РФ. Расскажем о понятии, функциях и признаках налоговой ответственности, ее основаниях. Поясним, в каком порядке к ней привлекают, какие обстоятельства от нее освобождают. Расскажем и о том, что может ее смягчить или, наоборот, усугубить. Также разберемся в видах ответственности, грозящей за нарушение налогового законодательства.

Что говорит НК

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение — так буквально называется раздел VI части первой НК РФ ( гл. 15 - 18 ). Первая из них регулирует общие положения об ответственности за соответствующие деяния. Налоговая ответственность НК РФ урегулирована в гл. 16 и 18, где описаны конкретные нарушения со следующими за их совершение штрафами.

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

В данном случае выделяют две функции:

  • юридическую, с двумя аспектами — карательным и правовосстанавливающим;
  • социальную, которая выражается в общем и частном предупреждении фискальных нарушений, т. е. в побуждении лиц, участвующих в соответствующих отношениях придерживаться правил, предусмотренных надлежащими нормами.

Ее признаками являются следующие моменты:

  • государственное принуждение, как основа и конкретная форма реализации в виде санкций, определенных в финансово-правовых нормах;
  • наступление после совершения деяния, с признаками фискального правонарушения (противоправностью — нарушением актуальных норм налогового законодательства; реальностью — грозит только за фактические деяния, т. е. действия по несоблюдению запретов или бездействие по неисполнению обязанностей; вредностью — государство теряет доходы; виновностью — совершение умышленно или по неосторожности, наказуемостью — за их совершение назначают штраф);
  • применяется к организациям, физическим лицам и ИП;
  • правонарушителя ждут определенные материальные потери;
  • воплощается процессуально (в установленном порядке).

Основания налоговой ответственности

По п. 3 ст. 108 НК , основание для привлечения лица за нарушение фискального законодательства — это фактическое доказывание вступившим в силу решением налоговиков совершения данного нарушения.

Таким образом можно выделить три основания:

Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

Нарушителей закона ждут следующие виды санкций:

  • налоговые — мерой налоговой ответственности является взыскание твердых или процентных (от конкретной суммы) штрафов (гл. 16, 18 НК). Другими словами, мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является соответствующая санкция, которая устанавливается и применяется как денежное взыскание, прописанное в статьях указанных глав. Размер штрафов варьируется от 200 руб. до полумиллиона, а процентных — от 0,2 до 100 %. Возможно также принудительное взыскание недоимок по обязательным платежам по ст. 46–48 НК: с организаций — бесспорно, с физлиц — через суд или проявляться как обеспечительные меры ( гл. 11 НК ) (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия). О том, с какого возраста наступает налоговая ответственность, говорит п. 2 ст. 107 НК — это 16 лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, равен трем годам (с момента совершения нарушения). Иные нюансы, связанные с этим временным отрезком, прописаны в ст. 113 НК . Вопрос срока давности по взысканию штрафов регулирует ст. 115 НК ;
  • дисциплинарные ( ст. 192 ТК ) по приказу работодателя возможны, скажем, для бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность;
  • административная ответственность за нарушение налогового законодательства урегулирована гл. 15 КоАП ;
  • уголовные (ст. 198 – 199.2 УК РФ ).

Порядок привлечения к налоговой ответственности

Обозначенный режим состоит из четырех этапов:

  1. Выявление должностными лицами контролирующих органов (в пределах их компетенции, через соответствующие ревизии, получения объяснений налогоплательщиков, фискальных агентов и плательщиков сбора, страховых взносов, проверки учетных данных и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных НК) фактов нарушения налогового законодательства.
  2. Рассмотрение материалов дела и вынесение решения. Обнаружение соответствующих нарушений благодаря проверкам (камеральной или выездной) означает, что указанный порядок будет регулировать ст. 101 НК. Она же используется, когда речь идет о нарушениях ст. 120 , 122 и 123 НК . Выявление соответствующих деяний иными мерами фискального контроля (вызовом налогоплательщика письменным уведомлением для дачи пояснений по уплате обязательных платежей, осмотром, инвентаризацией его имущества, вне фискальных проверок) указывает на регулирование рассматриваемого порядка уже по ст. 101.4 НК .
  3. Обжалование решений органов ФНС. Использовать при этом нужно отдельные положения гл. 19 , 20 НК , а именно ст. 137 , частично 138 , о праве и режиме обжалования — ст. 139 —– порядок и срок подачи жалобы, 139.2 — ее форма и содержание, 139.3 — случаи оставления без рассмотрения, 140 — рассмотрение жалобы.
  4. Исполнение решений налоговиков ( ст. 101.3 НК ).

Освобождение от налоговой ответственности

По ст. 109 НК , нарушитель не привлекается к ответственности, когда есть минимум один из нижеперечисленных факторов:

  • отсутствует событие подобающего правонарушения;
  • лицо безвинно в его совершении;
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • прошли сроки давности ( ст. 113 НК ).

Также к ней не привлекут нарушителя, который преступил закон в попытках приобрести, применить, распорядиться имуществом и(или) проверяемыми зарубежными предприятиями плюс счетами (вкладами), отмеченными в отдельной декларации и(или) ее приложениях и (либо) информации, которая представлена по ст. 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140. Избежать санкций в этой ситуации поможет предоставление копии такой спецдекларации и ее приложений или данных с отметкой о приеме налоговиками.

Обстоятельствами, исключающими вину нарушителя за фискальное нарушение, по ст. 111 НК , являются:

  • стихийное бедствие, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не нужно специально доказывать, поскольку их устанавливают через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • болезнь лица, которая не позволяет ему руководить своими действиями, подтверждается документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • исполнение нарушителем каких-либо письменных разъяснений от компетентного госоргана (указанные обстоятельства устанавливаются соответствующим документом этого органа, который касается расчетных периодов, когда произошло правонарушение, независимо от даты его издания). Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • иные обстоятельства, исключающие вину, которые признаются судом или налоговиками при рассмотрении дела.

Смягчение и отягчение

Ответственность за налоговые нарушения смягчается или отягчается благодаря наличию обстоятельств, перечисленных в ст. 112 НК . Смягчают ее:


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

ИФНС расшифровывается как Инспекция Федеральной Налоговой Службы

ИФНС расшифровывается как Инспекция Федеральной Налоговой Службы

Определение ИФНС

ИФНС является одним из подразделений ФНС РФ, относящейся к исполнительной ветви власти. Основной задачей этой организации считается контроль за выполнением законов в сфере налогообложения. Помимо этого, она уполномочена администрировать новые налоговые законы.

Чтобы понять в каком звене цепочки находится ИФНС, следует взглянуть на конструкцию системы в целом. Устройство этого механизма выглядит следующим образом.

Структура министерства финансов

Структура министерства финансов

Каждому сектору отведены своя роль и функционал. Все структурные подразделения оформлены как самостоятельные единицы с правовой точки зрения и организованы через вертикальную систему подчинения. Центральная роль в этой структуре закреплена за ФНС, которая большую часть своих задач выполняет посредством территориальных ячеек — инспекций. Информация о них, включая реквизиты и код, размещена на сайте ФНС.

Особенности функционирования ИФНС

Как правило, под ИФНС подразумевают территориальные инспекции, осуществляющие свою деятельность на уровне администрирования субъектов. Подобные инстанции представлены во всех городах.

Таблица 1. Задачи и цели ИФНС

Кроме обширного перечня обязанностей в зоне ответственности инспекций находится, например, проверка соблюдения соответствующих предписаний к использованию контрольно-кассового аппарата, контроль за производством спиртных напитков и табачных изделий, и даже проведение лотерей. В 2107 г. деятельность ИФНС помимо выполнения основных обязанностей сфокусирована на проверке личных карточек российских фирм на предмет ошибок и нарушений отчислений по страховым взносам.

Как правило, граждане РФ обращаются в ИФНС при регистрации своей фирмы или ИП

Как правило, граждане РФ обращаются в ИФНС при регистрации своей фирмы или ИП

Оформление организационно-правовой формы деятельности в рейтинге причин посещаемости инспекции будет занимать одну из лидирующих позиций, однако ИФНС становится востребованной инстанцией во время подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, в которой помимо суммы подоходного налога предоставляется возможность подать заявку на налоговый вычет.

Справка 3-НДФЛ: что это за справка и как её заполнять

Об особенностях заполнения справки 3-НДФЛ сможете узнать из данной статьи. Все о сроках, правилах заполнения и способах предоставления декларации. Также рассмотрим меры, предусмотренные за задержку подачи 3-НДФЛ и неуплату налогов.

Видео — Заполнение декларации 3-НДФЛ

Основные задачи ИФНС

Это ведомство является мультифункциональным органом, решающим множество вопросов из сферы налогообложения. Помимо этого большую роль в эффективности службы играет планирование. В обозримом будущем ИФНС предстоит решить ряд важных проблем:

  • уклонение от оплаты налогов;
  • разработка механизма урегулирования споров без судебного разбирательства;
  • оптимизация подачи налоговой отчетности;
  • улучшение уровня предоставляемых сервисов;
  • усовершенствование онлайн портала по составлению и отправке отчетности, и любого электронного взаимодействия в целом.

К тому же, налоговая служба стремится к большей информационной открытости и доступной подаче информации.

Межрегиональные и межрайонные инспекции

Межрайонные инспекции, как правило, контролируют:

  • административные районы;
  • крупнейших налогоплательщиков.

Под крупнейшими налогоплательщиками подразумевают организации, чьи активы составляют более 20 000 000 000 рублей или суммарный размер налоговых начислений превышает 1 000 000 000 рублей, причем для фирм, предоставляющих услуги связи эта планка уменьшена до 300 000 000 рублей, а для транспортных компаний — до 50 000 000 рублей.

Права и обязанности ИФНС

Согласно НК РФ сотрудники территориальных инспекций наделены следующими правами:

  1. Запрашивать заполненные документы в соответствии с утвержденными формами, на основании которых удерживается налог, а также бумаги, подтверждающие корректность начисления указанных в декларациях сумм.
  2. Осуществлять проверки согласно прописанному НК РФ графику.
  3. Останавливать денежные операции по счетам и налагать арест на имущество.
  4. Изымать документы во время проведения проверок в случае выявления правонарушений.
  5. Инспектировать и проводить инвентаризацию помещений, принадлежащих налогоплательщику в рамках плановых проверок.
  6. Высчитывать размер налога, подлежащего удержанию.
  7. Взыскивать недоплаты и пеню по налогам и государственным сборам. Под эту категорию не попадают штрафные санкции, поскольку этим вопросом занимаются судебные органы.
  8. Требовать от финансовых учреждений документы, удостоверяющие выполнение платежных поручений налоговых резидентов.
  9. При необходимости задействовать для обеспечения эффективности налогового контроля экспертов и переводчиков.
  10. Привлекать в качестве свидетелей субъектов, которые могут обладать важной информацией, помогающей работе налогового инспектора.
  11. Подавать заявления об аннулировании или приостановлении действия лицензий и иски по вопросам налогообложения.

В обязанности сотрудников ИФНС помимо контролирующих функций входит и ассистирующая деятельность

В обязанности сотрудников ИФНС помимо контролирующих функций входит и ассистирующая деятельность

Например, работники инспекций должны оказывать содействие налогоплательщикам и помогать в освоении премудростей налогового законодательства в части заполнения деклараций, предоставлять информацию относительно размеров налогов и сборов и порядке их начисления.

Также инспектора должны своевременно производить налогоплательщикам возврат излишне оплаченных средств в рамках удержания налогов или государственных сборов, причем решение о подобной мере должно приниматься не дольше 30 дней.

Ответственной обязанностью является хранение налоговой тайны. Эта функция возлагается на сотрудника с того момента, как субъект стал в инспекции на учет. Под эту категорию попадает как информация о местонахождении сотрудника, так и о его финансовых данных.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно!

Понравилась статья?
Сохраните, чтобы не потерять!

Как рассчитывается налог на квартиру?

Как рассчитывается налог на квартиру?

Плата за загрязнение окружающей среды

Плата за загрязнение окружающей среды

Кто освобождается от уплаты транспортного налога: категории льготников

Кто освобождается от уплаты транспортного налога: категории льготников

Читайте также: