Гражданское уголовное административное право относится к группе каких юридических дисциплин

Обновлено: 28.06.2024

Главное отличие административного права РФ, например, от гражданского — в методе регулирования правоотношений. Обе правовые отрасли посредством законов регулируют отношения в обществе. Однако административное регулирование осуществляется путем издания органами власти правил, которым нужно подчиниться и нельзя оспорить. В гражданском праве участники отношений имеют право выбора.

Понятие гражданского права

Совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные взаимоотношения правоспособных и дееспособных лиц, называется гражданским правом (ГП). Эта отрасль является элементом правовой системы государства. Свод норм и правил по регулированию имущественных и неимущественных отношений лиц представлен в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), федеральных законах гражданско-правового характера.

  • предмет — имущественные и неимущественные взаимоотношения лиц;
  • деятельность — регулирование гражданско-правовых отношений на основе ГК;
  • главный метод — диспозитивный (свобода выбора, равенство всех участников взаимоотношений);
  • принципы — равенство, свобода договора, неприкосновенность собственности, недопустимость злоупотреблений, невмешательство в частную жизнь;
  • функции — регулятивные (налаживание и регулирование взаимоотношений) и охранительные (защита имущественных и неимущественных интересов лиц);
  • субъекты — граждане, юридические лица, государство;
  • объекты — имущество, работа и услуги, информация, интеллектуальная деятельность, нематериальные блага.

Важно! Нормы ГП регулируют правовые вопросы между гражданами, организациями и государством в плоскости материальных благ и защиты нематериальных интересов.

Особенности административного права

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.

  • предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
  • деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
  • главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
  • принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
  • функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
  • субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
  • объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.

В чем разница гражданского права от административного

Обе отрасли, несмотря на отличия, являются элементами правовой системы государства. Однако административное право все же отличается от гражданского тем, что только в отношениях административно-правового характера преобладает строгая субординация и неравенство в статусе участников.

По предмету регулирования

Сравнительная таблица отличий:

Критерии Гражданское Административное
Предмет регулирования / Отличие Регулирует имущественные (неимущественные) взаимоотношения правоспособных и дееспособных лиц. Круг интересов: право собственности, обязательственное, наследственное, интеллектуальное, корпоративное право, защита здоровья, жизни, чести, достоинства. Регулирует общественные (в т. ч. имущественные) правоотношения в сфере государственного управления и исполнительной деятельности государства. Государственные (муниципальные) органы устанавливают правила в социальной, политической, культурной, экономической сфере. Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в рамках реализации исполнительной власти.

книга законов

По составу участников

Сравнительная таблица отличий:

Критерии Гражданское Административное
Состав участников / Отличие Регулирует имущественные (неимущественные) взаимоотношения между правоспособными и дееспособными гражданами, юридическими лицами, государством. Все субъекты равны в своих правах и отвечают за свои действия согласно нормам закона. Регулирует общественные отношения управленческого характера между государственными (муниципальными) органами (с одной стороны) и дееспособными физическими лицами или правоспособными юридическими лицами (с другой стороны).

свадебные кольца

По методу регулирования

Сравнительная таблица отличий:

Критерии Гражданское Административное
Метод регулирования / Отличие Использует дозволительный (разрешено все, что не запрещено законом) и диспозитивный (право выбора) метод регулирования. Участники гражданских правоотношений равны перед законом, имеют одинаковый статус, вправе самостоятельно принимать решения, имеют свободу выбора. Использует метод субординации и императивный (власть-подчинение) метод. Участники административных правоотношений имеют неравные права. Органы власти устанавливают правила, которым обязаны следовать физические и юридические лица.

молот защиты

По наказанию за нарушения

Сравнительная таблица отличий:

Критерии ГП АП
Наказание за нарушения / Отличие Ответственность наступает в результате противоправного действия (при причинении материального или морального вреда). Меру взыскания определяет суд. Наказание возможно в виде штрафа, компенсации материальных убытков или морального вреда, запрета заниматься определенной деятельностью, понуждения к заключению договора. Ответственность наступает при несоблюдении установленных административным правом норм и правил. К ответственности привлекается лицо, виновное в совершении правонарушения. Привлекать к ответственности имеет право только государство. Наказание назначает суд, орган исполнительной власти или местного самоуправления. Виды наказания: штрафы, предупреждения, лишение права, конфискация конкретного предмета правонарушения, запреты на посещение, административный арест, обязательные работы.

кодекс в книге

Итоги

Правовая система государства основывается как на ГП, так и на АП. Обе эти отрасли посредством законодательных актов регулируют правоотношения в обществе, только разного характера. В круг интересов ГП входят материальные, нематериальные блага. В АП представлены правоотношения в сфере реализации государственного (муниципального) управления.

В ГП все участники имеют равный статус и свободу выбора. В АП органы власти устанавливают правила, которым обязаны следовать физические, юридические лица, в том числе люди, разработавшие эти правила.

Взаимоотношения между участниками ГП и АП регулируются на основе законов, но разного ранга. Совокупность юридических норм, определяющих частные взаимоотношения отдельных лиц в обществе, представлена в Гражданском кодексе. Правила, регулирующие общественные правоотношения в сфере реализации исполнительной власти, изложены в КоАП РФ, законодательных актах органов власти, нормативах местного самоуправления. В отличие от АП, нормы права, касающиеся ГП, изложены исключительно в законах федерального уровня.

За несоблюдение установленного государством законодательства полагается наказание. Ответственность наступает только в случае правонарушения. Наказывается то лицо, которое совершило противоправное действие.

Все вопросы, связанные с гражданскими правонарушениями, рассматриваются в суде на основе иска потерпевшего. Только судья вправе выносить обвинительный приговор по гражданскому делу.

Ответственность за административные правонарушения наступает при несоблюдении норм АП. Решение по делу выносит суд на основе судебного разбирательства. В ряде случаев наказание (штрафы) наступает без постановления судьи, но на основе нормативного акта органа власти (налоговой службы, ГИБДД).

Административное правонарушение

Источники административного права

Нормы административного права содержатся в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Правовые акты с административными санкциями могут издаваться органами власти субъектов Федерации. Районные, городские, районные в городах, окружные, областные и краевые Советы народных депутатов имеют право в пределах своей компетенции принимать акты с административными санкциями по вопросам борьбы с эпидемиями и стихийными бедствиями. Объем нормативных актов в административном праве довольно велик, и лишь один его перечень мог бы занять несколько книг.

Нормы административного права регулируют организацию и функционирование аппарата управления, взаимоотношения органов государственного управления и граждан. Наряду с этим нормы административного права направлены на обеспечение порядка в сферах охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан. Эти нормы охватывают необычайно широкую сферу жизнедеятельности общества. Пожалуй, нет такого дня, в течение которого каждый человек не находился бы в сфере действия административного права.

Рассмотрим, как осуществляется управление в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Управление в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью

Поддержание общественного порядка и борьба с преступностью - важные функции государственного управления. Правовым может считаться лишь такое государство, в котором каждый гражданин защищен от посягательств на свою жизнь, здоровье, имущество как в собственном доме, так и в общественных местах. Под общественным порядком понимается порядок в местах, имеющих общественное значение, к которым относятся улицы, проспекты, площади, вокзалы, базары, магазины, зрелищные заведения и т. д. Задумайтесь, можем ли мы существовать, не бывая в общественных местах? Нет! Поэтому охрана общественного порядка имеет большое значение для жизни общества и отдельного гражданина.

Соблюдение общественного порядка - конституционная обязанность всех членов нашего общества, в том числе и несовершеннолетних. Некультурность, невоспитанность, невыдержанность, неуважение к людям и обществу, пьянство нередко приводят к хулиганским проявлениям и другим правонарушениям. Не случайно, именно в вопросах поддержания и охраны общественного порядка, спокойствия, безопасности моральные и правовые нормы тесно связаны.

Основная тяжесть выполнения данной задачи возложена на полицию общественной безопасности, входящую в систему органов МВД России. Для осуществления возложенных задач работникам полиции предоставлено право применения мер принуждения: требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений, проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении правонарушений; получать от граждан и других лиц необходимые объяснения, сведения, справки; составлять протоколы об административном правонарушении и осуществлять административное задержание, а в случае совершения преступлений - уголовно-процессуальное задержание; беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления и др.

Может ли сотрудник полиции применить физическую силу? Да, может. И не только силу, но и специальные средства и огнестрельное оружие. Эти ситуации необходимо знать каждому гражданину, с пониманием относиться к действиям работников полиции, что позволит избежать недоразумений. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, включая приемы борьбы, при задержании правонарушителей, если ему оказывается противодействие и других способов задержания недостаточно. Специальные средства (резиновые палки, наручники, слезоточивый газ и т. д.) сотрудник полиции имеет право применять для отражения нападений на граждан, пресечения оказываемого ему сопротивления, задержания лица при совершении преступления против жизни, здоровья и собственности, доставления задержанных в полицию, пресечения массовых беспорядков, остановки транспортного средства, водитель которого не выполняет требования остановиться. Специальные средства не могут применяться в отношении малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления либо при совершении малолетними группового нападения или посягательства на жизнь и здоровье граждан. Огнестрельное оружие применяется в исключительных случаях. Работник полиции имеет право применять оружие: для защиты от нападения, опасного для жизни или здоровья граждан; пресечения попытки завладеть оружием работника полиции; при освобождении заложников; задержании лица, совершившего тяжкое преступление или оказывающего вооруженное сопротивление; отражении группового или вооруженного нападения на жилище граждан и другие объекты; для пресечения побега из-под стражи; остановки транспортного средства, если водитель создает ситуацию, представляющую реальную опасность для жизни и здоровья людей, защиты граждан от угрозы нападения опасных животных. Запрещено применять оружие в отношении несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими группового или вооруженного нападения. Работник полиции обязан предупредить о намерении использовать оружие или другие специальные средства, предоставив достаточно времени для выполнения требований. А если такое предупреждение в создавшейся обстановке неуместно или невозможно? Тогда работнику полиции закон разрешает применить оружие без предупреждения. Оружие может быть применено также в том случае, если задерживаемый пытается подойти к работнику полиции ближе указанного им расстояния.

Административные запреты вводятся государством постольку, поскольку они необходимы для охраны общественного и государственного порядка, собственности, прав и свобод граждан. В современный период роль административного права исключительно велика. В повседневной жизни и трудовой деятельности люди на каждом шагу встречаются с управлением. Фактически нет ни одной сферы жизни, которая бы находилась вне управления. Без преувеличения можно сказать, что каждый человек так или иначе испытывает на себе его воздействие.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

В отечественной правовой системе предусмотрены три основных разновидности карательных санкций. К ним относятся:

Отличие преступления от правонарушения


Со временем объем дел, связанных с преступлениями против отправления правосудия, увеличился по сравнению с уголовными делами в целом. Неспособность соблюдать обвинения, которые наиболее часто встречаются среди отправления правосудия в судебных делах. Эти пропорции согласуются с распределением этих типов нарушений, о которых сообщают полиция, и со временем мало изменились.

Преступление и правонарушение разные понятия

  • Пренебрежение определенными предписаниями;
  • Причинение другим гражданам морального, либо ;
  • Полное или частичное игнорирование конкретных запретов.

Для каждого правонарушения характерна определенная степень противоречия действующим положениям законодательной базы. Совершенные правонарушения могут направляться как по отношению к отдельным гражданам, так и по общественным интересам. Правонарушители представляют для общества минимальную опасность.

Случаи, когда невыполнение приказа были среди обвинений, выросли на 25%, в то время как простуда также увеличилась среди законченных уголовных дел взрослых. За этот же период случаи появления неявки уменьшились почти на одну пятую. Около половины уголовных дел в Манитобе, Юконе и Саскачеване привлекали по меньшей мере одно обвинение в отправлении правосудия. Напротив, взрослые уголовные суды в Квебеке и острове Принца Эдуарда сообщили о меньшем количестве случаев, связанных с этим видом правонарушений.

Наибольший рост за этот период был отмечен в Британской Колумбии и Манитобе. Единственная провинция или территория, которые не испытывали значительного роста доли законченных уголовных дел, в которых было по меньшей мере одно административное правонарушение, было Онтарио, где процент таких случаев увеличился менее чем на один процент.

Все совершаемые гражданами правонарушения рассматриваются в Административном кодексе РФ. Все используемые меры наказания считаются сравнительно мягкими. К ним относятся:

  • Различные общественные работы;
  • Арест на небольшой срок без судимости.

За совершение правонарушений к ответственности граждане могут привлекаться с четырнадцатилетнего возраста.

Распространение правосудия, чаще всего сопряженное с имущественными преступлениями в уголовных судах. Расходы на отправление правосудия часто обрабатываются судами наряду с ненасильственными преступлениями и могут быть или не быть самым серьезным преступлением по делу. Также в этом году 20% случаев, связанных с насильственными преступлениями, также включали обвинения в совершении преступлений против отправления правосудия.

Выводы об вине, распространенной в законных делах с отправлением правосудия

Доступны различные варианты для судей и жюри, налагающих решения по делам взрослых уголовных дел. Эти типы решений включают результаты вины, оправданий, сборов. Этот брифинг анализирует иммиграционные преступления в британском законодательстве об иммиграции и убежище, а также тенденции в законодательстве и уголовном и гражданском принуждении к правонарушителям. В нем не рассматриваются данные о преступлениях, совершенных мигрантами, которые не связаны с самой иммиграционной системой, например, кражи, совершенные мигрантами.

Граждан за совершенные преступления определяется УК РФ. каждое преступление всегда имеет очень тесную взаимосвязь с различными формами собственности, персональными интересами того или иного гражданина, определенным конституционным строем, сформировавшимися общественными правоотношениями и т.п.

В рассмотрении того или иного действия в качестве преступления существенную роль играет степень его тяжести. За совершение преступлений граждане могут предстать перед судом только после достижения шестнадцатилетнего возраста.

В чем сходство преступления и правонарушения?


Административное правонарушение: пример

Для более подробного рассмотрения этих вопросов желательно определить предельные соотношения совершаемых преступлений, а также административных правонарушений. Сходства этих двух понятий заключаются в таких положениях:

  • В общественной значимости для страны и ;
  • Структура составных элементов действующей правовой нормы КоАП РФ аналогична УК РФ;
  • Противоправность действий и установленная виновность считается основными признаками, свойственными всем видам нарушений;
  • При рассмотрении с материальной составляющей одним и тем же будет выступать объект правонарушения и преступления;
  • Теория разработанной межотраслевой квалификации является объективной основой всех видов нарушений в правоприменительной практике.

Функции действующих норм уголовного и административного кодекса призваны осуществлять регулировку, охрану и предотвращение противоправных действий. Если соотноситься с функциями, главной из которых считается именно охранительная (ст. 1.2. КоАП РФ и ст. 2 УК РФ) исключительная особенность действующих норм права в административном и уголовном кодексе заключается как в регулировании, так и в охране предмета правонарушения, в виде которого в большинстве ситуаций фигурируют значимые и ценные взаимоотношения между гражданами.

Переезды и выезды намного превосходят число преследований мигрантов за преступления, связанные с иммиграцией. Как показано на рисунке 4, уголовное разбирательство в отношении иммигрантов-правонарушителей остается низким по сравнению с административными действиями в форме принудительных выводок и отказов от въезда в порт. При чтении на рисунке 4 обратите внимание на то, что данные об удалении здесь не включают добровольные отклонения, некоторые из которых могут быть подвергнуты административному действию.

Гражданские санкции в сфере транспорта и образования; Как уголовные, так и гражданские наказания в сфере занятости и против помещиков. Наряду с созданием новых категорий уголовных преступлений были введены режимы гражданских штрафов для обеспечения соблюдения правил иммиграции работодателями, организациями и частными землевладельцами, имеющими контакты с мигрантами.

Нужно иметь четкое понимание существующей взаимосвязи функций регулирования, а также охраны предмета правонарушения, которые призывают выполнять действующие положения КоАП и УК РФ.
Правоохранительная функция КоАП и УК РФ может реализоваться на практике двойственным методов.

Неустойчивые, неблагонадежные представители общества удерживаются от совершения уголовных преступлений, либо проступков, способных нанести определенный или имуществу других граждан. В этой ситуации текущее состояние законодательства будет носить статический характер как в вопросах административных, так и уголовных правонарушений.

Среди этих режимов гражданских штрафов существует параллельный режим уголовных санкций для работодателей и помещиков, нарушающих иммиграционное законодательство. Работодатели, которые нанимают иностранцев без разрешения на работу, могут столкнуться либо с гражданскими санкциями, либо с уголовной санкцией. Гражданские санкции могут налагаться на работодателей, которые действовали по неосторожности, не выполняя проверки личности, прежде чем нанимать кого-то, кто был дисквалифицирован от работы в связи с его или ее иммиграционным статусом.

Система не будет действовать при условии, что юридический факт состава правонарушения будет отсутствовать.

Следовательно, охранительные возможности системы самых важных взаимоотношений между гражданами осуществляется по ходу регулирования специальной группы взаимодействий, подразумевающих определенный вред для людей, который может быть оказан в результате действий тех или иных лиц. В КоАП РФ, а также УК РФ четко определяются воспитательные цели при использовании мер наказания в нарушителям.

Гражданские санкции могут быть уменьшены в ряде обстоятельств, включая первое преступление, предварительные уведомления в министерстве внутренних дел работодателем о подозрениях и частичное, хотя и неполное выполнение обязанностей работодателя, для проверки документации работников.

Максимальное наказание составляет 5 лет лишения свободы. Колледжи и транспортные компании подчиняются только режиму гражданского наказания и в настоящее время не могут быть привлечены к ответственности за неспособность сообщать студентам о нарушении иммиграционного законодательства или для перевозки недокументированных или подпольных пассажиров, соответственно, хотя они могут быть привлечены к ответственности за другие правонарушения, такие как оказание помощи незаконным Иммиграция в государство-член.

Сходство между административными правонарушениями и преступлениями заключается по сути в самом факте осуществления деятельности, выходящие за определенные нормы, диктуемые правосознанием социально активного населения.

Исключения из правил


Гражданские и уголовные наказания против работодателей увеличиваются

Как показано на рисунке 5 ниже, уголовные преследования и обвинительные приговоры за незаконную занятость увеличились за последние несколько лет, но цифры по-прежнему остаются ниже 20 в год в каждой категории. Однако с момента введения режима гражданских штрафов увеличение числа работодателей было оштрафовано, как показано в таблице.

Таблица 2 - Гражданские санкции, вынесенные против работодателей, работающих с незаконными работниками. Примечание. Цифры относятся к штрафам, взимаемым на начальном этапе принятия решения, которое может измениться на этапе возражения или обжалования решения. Сборники не являются когортами, поэтому данные сбора не представляют собой платежи против выписанных штрафов в конкретный год.

И правонарушение, и преступление — наказуемы!

Уголовная ответственность действующих предприятий и организаций в нашей стране не предусмотрена. За противоправные действия юридические лица должны понести только . Ответственные руководящие сотрудники лично могут быть привлечены к судебному разбирательству по факту возбуждения уголовного дела.

Данные о гражданских санкциях, налагаемые и взимаемые с работодателей, нанимающих иностранцев без разрешения на работу в год, являются по частям и получены из Стандартной записки парламентских вопросов. Не существует регулярно публикуемых статистических данных, которые систематически собирают эти данные.

Т.е. подсудными фактически являются только должностные лица той или иной организации, а не предприятия, в результате деятельности которых был нанесен определенный ущерб гражданам. Также нужно принимать во внимание возможность выбора законодательной власти назначения административного наказания за те или иные преступления в связи с особыми обстоятельствами в стране, либо какими-то другими процессами.

Министерство юстиции - Руководство по статистике уголовного правосудия Министерство юстиции -. Преступления мобильности: уголовное право и регулирование иммиграции. . Нарушение, иногда называемое мелким преступлением, является нарушением административного регламента, постановления, муниципального кодекса и, в некоторых юрисдикциях, правила государственного или местного трафика. Во многих государствах нарушение не считается уголовным преступлением и, таким образом, не наказывается лишением свободы.

Следует отметить, что всегда существует вероятность совершения законодателем ошибки в процессе оценки совершенных правонарушений. Например, до наступления 30 июня 2002 года хищение можно было признавать мелким, когда объем украденных платежных средств составлял более 1 МРОТ в соответствии с положениями ст. 7,27 КоАП РФ, который начал действовать с 1 июля 2002 года.

После этого мелким признается хищение платежных средств в объеме, превышающем 5 МРОТ. Другими словами, большинство хищений в РФ до недавних пор не являлись причиной для возбуждения уголовных дел.

Органы законодательной власти выявили такую ошибку, после чего с начала ноября месяца 2002 года в ст. 7,27 КоАП РФ 5 заменили на 1. Т.е. степень общественной опасности хищения определенной суммы денежных средств несколько раз подвергалась повторному рассмотрению органами государственной власти.

Если правонарушение осуществляется юридическим лицом, значительную роль играет возможность определения разновидности противоправности, которая считается чисто формальным признаком. Вторичные отличия могут быть проявлены уже после определения классификации совершенного правонарушения. К ним относятся:

  1. Порядок привлечения нарушителей к ответственности.
  2. Разновидности допустимых наказаний.

Следовательно, способы хищения, а также размер украденной суммы платежных средств может определять отношение к административно наказуемым делам, либо к совершенным уголовным преступлениям.

Однако ограбление и разбой всегда будут считаться преступлениями, даже если ущерб имуществу и здоровью других граждан является минимальным. Также нужно принимать во внимание у правонарушителя.

Под мелким хулиганством может рассматриваться использование нецензурных выражений при разговоре в общественных местах, нарушением покоя граждан, либо совершение каких-то других деяний, дестабилизирующих порядок и размеренную, спокойную жизнь граждан.

Существенные особенности можно выделить при рассмотрении так называемого формального признака. Наказание за дисциплинарные нарушения определяются установленными нормами трудового права. К заключенным, в свою очередь, относятся нормы уголовно-исполнительного права, а к – положения административного Кодекса. Руководитель той или иной организации уполномочен привлекать людей к ответственности за совершение дисциплинарных нарушений.

С признаками и видами правонарушений вас ознакомит видеосюжет:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

2. Отличия административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка
Заключение
Список использованной литературы

Введение.
Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными и дисциплинарными. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания. Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок.
Во-вторых, они установлены федеральными законами.
В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения).
В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это.
В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.
В условиях режима законности очень важно различать виды правонарушений, чтобы правильно квалифицировать конкретные правонарушения, законно и обоснованно наказывать виновных.
Именно этим обстоятельствам и продиктован интерес к теме представленной работы, целью которой является анализ отличий административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка. Указанная цель достигается путем решения ряда частных задач, а именно:
1. дать общую характеристику административного правонарушения и его признаков;
2. дать общую характеристику понятия преступления и дисциплинарного проступка и сформулировать критерии для сравнительного анализа;
3. дать сравнительный анализ административного правонарушения, преступления и дисциплинарного проступка.

2. Отличия административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.

Правоотношения в РФ реализуются в рамках различных систем права. В числе таковых — гражданское и административное. В чем их специфика?

В чем специфика гражданского права?

Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:

  1. имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
  2. личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.

Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.

Гражданское право в современных государствах основано на принципах:

  1. равенства участвующих сторон;
  2. неприкосновенности собственности;
  3. свободы подписания соглашений;
  4. невмешательства государства в частные правоотношения.

Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.

Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.

В чем специфика административного права?

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.


Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения. Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.

Сравнение

Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.

Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.

Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы. Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.

Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

Читайте также: