Штамп в паспорте сколько

Обновлено: 30.06.2024

Правительством принято постановление, которым признаны необязательными штампы в паспортах россиян о семейном положении, детях до 14 лет, а также отметки о ранее выданных паспортах: внутренних и заграничных.

Однако при желании все прежние записи можно по-прежнему заносить в паспорт. Кроме того, с одного месяца до трех увеличен срок замены документа при достижении возраста 20 и 45 лет, при этом старый паспорт на это время будет действительным. А с 1 июля 2022 года процедура получения нового паспорта будет занимать всего пять дней.

В чем суть изменений и почему они случились теперь, "Российской газете" рассказала начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России генерал-лейтенант полиции Валентина Казакова.

Валентина Львовна, после выхода постановления многие посчитали, что на институте семьи можно ставить крест. Ведь бытует мнение, что брак - это штамп в паспорте. Что-то изменилось?

Валентина Казакова: Защита семьи и института брака как союза женщины и мужчины является конституционно-правовой обязанностью государства. И никакое фактическое сожительство к браку по закону не приравнивается. В нашем случае официальная регистрация отношений - это не только добровольное решение супружеской пары о совместном проживании и ведении хозяйства, но и ряд юридических обязанностей друг перед другом. Единственными подтверждающими брачно-семейные отношения документами являются свидетельство о регистрации или расторжении брака.

А также свидетельство о рождении ребенка. Поэтому штампы в паспорте о браке и детях носят вторичный, скорее информативный характер. И при желании - даже после изменений в законодательстве о паспорте - их можно сохранить.

А решение отменить штамп в паспорте о семейном положении не обеспечит дополнительную лазейку для мужчины, чтобы уйти от алиментов?

Валентина Казакова: Штамп в паспорте - не документ о регистрации брака. Он не может ни способствовать, ни препятствовать получению алиментов в случае развода. Всегда можно найти управу на нерадивого супруга. У государства достаточно инструментов для выявления укрываемых им доходов и мер по их взысканию.

Некоторые считают, что отмена штампа вызовет одобрение в так называемом ЛГБТ-сообществе. Означает ли это, что однополым представителям пошли навстречу?

Завершена работа по цифровизации сведений ЗАГС, начиная с 1926 года, и функционирует единый госреестр актов гражданского состояния

В большинстве регионов документация о заключении браков до сих пор ведется на бумаге. Теперь получается, что человек в браке, но без штампа в паспорте может вступить в новый брак в другом регионе или за границей. Не приведет ли это к многоженству и мошенничеству?

Валентина Казакова: В настоящее время завершена работа по переводу на цифровые носители сведений ЗАГС начиная с 1926 года. К тому же с октября 2018 года в России функционирует единый госреестр актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС), куда заносятся сведения о заключении в стране всех браков. Поэтому не сомневайтесь, номер с повторным браком без расторжения прежнего ни у кого из горе-супругов не выйдет.

В отдаленных уголках нашей необъятной страны до сих пор нет не только интернета, но порой и света. Паспорт там со всей внесенной в него информацией - жизненно важный и авторитетный документ. Как же быть жителям?

Валентина Казакова: Позволю себе повториться и напомнить, что в постановлении правительства говорится не об отмене штампов, а только об отмене обязательности их проставления. К тому же теперь везде обеспечен доступ к электронным базам данных госорганов всех уровней власти.

Фото: iStock

А как насчет возможного многоженства?

Валентина Казакова: Как известно, многоженство в России законом запрещено. Положения Семейного кодекса РФ в этой части остаются неизменными. В России официально признается только одна форма брачных отношений - моногамия, то есть союз одного мужчины с одной женщиной.

Как теперь банально попасть к супругу в больницу, особенно в реанимацию, куда пускают только близких родных? Ведь в экстренных случаях люди не успевают думать о ксерокопиях свидетельств о браке.

Валентина Казакова: На практике врачи обычно не проверяют документы. Если документ-таки необходим - чаще всего бывает достаточно паспорта. Ну и все-таки еще раз подчеркну: наличие или отсутствие штампа - это решение его обладателя, а не обязанность. То есть еще при регистрации брака супруги могут принять решение о записи в паспорт.

Может ли отмена отметки о браке создать опасную ситуацию при покупке жилья на вторичном рынке? Как теперь решать эту проблему и не опасаться потери денег, когда после сделки вдруг появится недовольный супруг и отсудит квартиру обратно?

Валентина Казакова: При сделках с недвижимостью на штампы не смотрят. Юристы всегда проводят целый комплекс проверочных действий, осуществляют полную правовую экспертизу сделки. И не с использованием штампов в паспортах, а с помощью других правовых институтов. В частности, проверяют первичные документы из ЗАГСа, нотариально заверенные декларации. Нововведения правительства не окажут принципиального влияния на рынок недвижимости или процедуру получения наследства.

В паспортах кроме регистрации остались обязательными отметки о постановке на воинский учет и прописке. В цивилизованном мире таких штампов давно никому не ставят. Когда у нас уберут эти отметки?

Валентина Казакова: Дальнейшая цифровая трансформация социально значимых госуслуг позволит отказаться и от этих штампов в пользу перепроверки соответствующих сведений в федеральных реестрах. Например, регистрацию по месту жительства, на первом этапе для несовершеннолетних, мы планируем перевести в электронный вид уже к середине 2022 года.

Штамп о расторжении брака

Вопрос о том, ставить штамп о разводе или печать о разводе в паспорте необязательна, разрешается по-разному в зависимости от обстоятельств, в которых пребывает гражданин, и от его планов на будущее.

Сам бракоразводный процесс супругов никак не сопряжён с наличием соответствующей печати в документах обеих сторон. Суть бракоразводной процедуры, совершённой в ЗАГСе, от постановки штампа в паспорте никак не меняется. Однако имеются жизненные ситуации, в которых отсутствие в документе, обозначающем личность гражданина, отметки о его матримониальном положении чревато ограничением, а то и ущемлением его гражданских прав. Подобные случаи обязывают разведённого человека явочным порядком прибегать к проставлению в документ отметки о расторжении брака. Это происходит, когда:

  1. Заключается новый брачный союз. Отсутствие соответствующего штампа в паспорте разведённого гражданина не даёт ему возможности оформить регистрацию официальных брачных отношений с новым супругом или супругой.
  2. Отчуждается недвижимое имущество и интересах других лиц. Любая перерегистрация совместно нажитого имущества предполагает обязательное согласование со вторым брачным партнёром. Если в паспорте отсутствует отметка о расторжении брачного союза, Росреестр обязательно затребует разрешение от бывшего супруга.
  3. Имеется намерение оформить кредит. Опять же при отсутствии в удостоверении личности штампа о прекращении супружеских отношений банковское учреждение непременно затребует согласия на оформление кредита второго супруга.
  4. В паспорте гражданина уже имеется штамп о заключении брака. Его наличие предполагает ещё одну отметку в случае расторжения данного супружеского союза.
  5. Свидетельство о разводе утеряно. В подобном случае печать о расторжении брачного союза в документе, удостоверяющем личность, заметно ускоряет процедуру получения дублирующей справки о прекращении супружеских отношений.

Таким образом, при отсутствии вышеозначенных намерений со стороны гражданина печать о расторжении брака в паспорте обязательная только в случае наличия в нём штампа о заключении брака.

Где ставится штамп о расторжении брака

Отметку о расторжении супружеских отношений в удостоверении личности уполномочены делать органы ЗАГСа. Однако всю подготовительную работу к этому действию могут осуществлять не только данные органы, но и судебные инстанции, а также многофункциональные центры.

Предполагается, что граждане при разводе обращаются в тот же отдел госструктуры, где осуществлялась регистрация их брачных отношений.

Часто случающиеся бракоразводные судебные процессы обычно обусловлены:

  • несогласием одного из супругов разводиться;
  • наличием несовершеннолетнего ребёнка;
  • неразрешёнными претензиями супругов на имущество.

После соответствующего решения суда последующая постановка печати в паспорта разведённых супругов состоит из следующих шагов:

  1. Обращение в судебный орган для получения действительной справки о состоявшемся расторжении брака.
  2. Сбор оставшихся документов.
  3. Уплата госпошлины с приложением к документам чека об уплате.
  4. Обращение с письменным ходатайством в любой отдел ЗАГСа региона проживания.
  5. Посещение в назначенное время этого госучреждения.
  6. Теперь можно поставить штамп о разводе после суда.

Всё чаще в городах страны деятельность ЗАГСов замещается посредством работы территориальных отделений многофункциональных центров. Они заметно облегчают взаимодействие граждан с госструктурами, освобождая заявителей от личного посещения государственных учреждений, расположенных за пределами данных населённых пунктов.

При этом необходимо учитывать, что МФЦ представляют собой лишь посредников между гражданами и разными ведомствами и зачастую не могут решать вопросы, не входящие в их компетенцию.

В случае отсутствия или утраты гражданином свидетельства о расторжении брачного союза МФЦ даёт возможность заказать дубликат и даже его оригинал при уплате госпошлины за оформление документа. Однако данный орган не имеет полномочий ставить в паспорт штамп о разводе. Следует поставить печать о разводе в ЗАГСе на основании свидетельства, полученного с помощью МФЦ.

При этом заявители вольны выбирать любой ЗАГС, а не только тот, в котором был заключён их брак.

Какие документы необходимо предоставить

Чтобы получить в соответствующей госструктуре печать о разводе в паспорте, следует предоставить в данный госорган такие документы:

  • заявление в письменном виде;
  • бумажный чек, свидетельствующий об уплате госпошлины;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о разводе.

Приложенное судебное постановление о расторжении брачных уз или справка, взятая в суде, которая подтверждает проведение бракоразводного процесса, ускоряет процедуру получения печати в паспорт.

Сроки и размер госпошлины за печать в паспорте о разводе

Время, в течение которого приходится ожидать получение печати в удостоверении личности, находится в прямой связи с корректностью заполнения требуемой документации. Если всё сделано правильно, процедура получения штампа занимает от 5 минут до 3 часов.

В случае начала супругами судебного бракоразводного процесса этот период растягивается на месяц, который даётся мужу и жене на примирение. Через 30 календарных дней разводящаяся супружеская пара должна прийти в ЗАГС за свидетельствами о прекращении брака. Если супруги не явились в назначенный срок, развод квалифицируется как отменённый, поскольку считается, что пара примирилась и продолжает пребывать в брачных отношениях.

Ст. 333.26 НК РФ обозначает госпошлину за бракоразводные услуги в размере 650 руб.

Процедура получения штампа о разводе

При наличии обоюдного согласия со стороны разводящихся супругов процесс постановки печати в паспорта бывших мужа и жены протекает в следующем алгоритме:

  1. Посещение отдела ЗАГСа по месту прописки, где была осуществлена запись о прекращении брака.
  2. Составление заявления по установленному образцу.
  3. Приложение к заявлению свидетельства о прекращении брачных отношений и квитанции об уплате госпошлины.
  4. Предоставление сотрудникам госоргана паспортов разведшихся супругов.
  5. Собственно проставление печатей.

Чтобы поставить печать о разводе в ЗАГСе после бракоразводного судебного процесса, необходимо, как уже говорилось выше, наличие свидетельства, выданного судебной инстанцией, о состоявшемся процессе.

Особые случаи

Кроме обычных процессов получения штампов о разводе, существуют случаи, когда данные процедуры осложняются привходящими обстоятельствами.

Замена паспорта

Паспорт, будучи основным документом, удостоверяющим личность гражданина, в ряде случаев подлежит замене. Это происходит, когда:

  • меняются фамилия или имя владельца документа, а также при возвращении прежней фамилии после расторжения брака;
  • владелец удостоверения личности достигает определённых законом возрастов в 20 и 45 лет;
  • документ теряется;
  • главное удостоверение личности повреждается до такой степени, что далее использовано быть не может.

В процессе замены паспорта печать о прекращении брачных отношений ставится согласно желанию его владельца. При этом штамп в заменённом документе должен свидетельствовать только о последнем браке. Предыдущие разводы там не фиксируются.

ЗАГС в другом городе

Расторжение брака с иностранцем

В случае расторжения брака с иностранным гражданином получение соответствующей печати в документе, удостоверяющем личность, протекает следующим образом:

  1. Необходимо получить корректно оформленное постановление о регистрации расторжения брака надзорным органом иностранного государства.
  2. Следует перевести данный документ на русский язык с нотариальным заверением перевода и с присовокуплением в отдельных случаях консульского апостиля.
  3. Разведённому гражданину необходимо обратиться в Миграционную службу для постановки печати.
  4. Если выданный за рубежом документ о прекращении брачных отношений не может быть признан правомочным в РФ, в этом случае для получения печати следует получить постановление судебной инстанции в России.

Проставление печати о разводе с иностранным гражданином представляет собой обязательную процедуру.

В случае смерти супруга

Хотя для официального прекращения брачных отношений из-за смерти одного из супругов нет необходимости в проведении дополнительной процедуры, тем не менее второму супругу всё равно придётся обратится в ЗАГС для получения свидетельства о смерти. Оно же является основанием для прекращения ранее заключённых брачных отношений.

При этом выдача свидетельства о смерти установлено в ст. 47 ГК РФ и гл. 8 ФЗ № 143 от 15.11.1997 .

Через год или более после развода

Каких-либо различий с получением штампа в обычной ситуации проведение подобной процедуры спустя год или несколько лет после развода нет. Положение значительно усугубляется в случае, когда желающий получить печать супруг не имеет при себе ни свидетельства о расторжении брака, ни сведений о нём.

В подобном случае гражданину или гражданке следует:

Проставление штампа через представителя по доверенности

При отсутствии у гражданина возможности лично получить свидетельство о прекращении брачных отношений с проставлением штампа в паспорте это можно поручить любому другому уполномоченному лицу, у которого имеется нотариально заверенная доверенность.

В отношении недееспособного лица

Ч. 2 ст. 19 СК РФ обозначает недееспособность одного из супругов в качестве основания для осуществления расторжения брачных отношений в одностороннем порядке посредством органов ЗАГСа. В подобных случаях бракоразводный процесс инициируется одним, обоими супругами или же опекуном недееспособного супруга.

При признании судом одного из супругов недееспособным наличие совместных несовершеннолетних детей, совместно нажитого имущества и прочих не нашедших своего разрешения вопросов не может препятствовать разводу.

Последствия отсутствия отметки о прекращении брачных отношений

Если у гражданина в паспорте не проставлена печать о прекращении брака, это не влечёт за собой для него каких-либо последствий административного характера.


В начале 1990-х годов в России была отменено наследие советского прошлого — прописка в паспорте, которая существовала в стране более 70 лет. Это было воспринято россиянами с энтузиазмом, как отказ от посягательства на свободу передвижения. Но практика показала, что общество пока не готово к такому радикальному обновлению, особенно в условиях привязки к прописке социальных выплат, медпомощи и других благ. На смену прописке пришла регистрация (хотя в народе ее продолжают упорно называть пропиской) с постепенным преобразованием ее разрешительного характера на уведомительный.

Получение прописки в паспорте РФ

Самый главный документ гражданина России – паспорт РФ

Российский паспорт – главный удостоверяющий личность документ в РФ. Правительство РФ своим постановлением от 08.07.1997 № 828 обязывает всех российских граждан в возрасте от 14 лет и более, которые проживают в стране, иметь паспорт РФ.

Документ представляет из себя небольшую книжечку из 20 страниц. На темно-красной обложке вытиснен герб РФ и надписи:

Документ содержит, помимо номера, серии, даты выдачи и названия органа, который его выдал, личные данные владельца: ФИО, пол, сведения о рождении и другие данные, в том числе о месте проживания, о воинском учете и др.

Для всех субъектов Федерации принят единый образец документа; республики правомочны дополнить его вкладышем, который согласован с МВД и Геральдическим Советом РФ и дублирует паспортные данные на национальном языке. Выдача документа происходит при достижении гражданами 14 лет , а его замена предусмотрена в 20 и 45 лет .

Рекомендуем более подробно узнать о порядке его получения и замены паспорта РФ .

Отсутствует прописка в паспорте: что говорит закон

Многие граждане, в том числе иностранцы, которые желают по какой-либо причине проживать в России, задаются вопросом, обязательна ли прописка в паспорте и если да, то как долго можно законно проживать без нее.

Прежде всего следует определить, что по этому поводу говорит российское законодательство. Главные нормативные акты, на которые нужно опираться или ориентироваться гражданам или лицам без гражданства в вопросах, связанных с пропиской и паспортным режимом, это:

  • указ Президента РФ № 232 от 13.03.1997;
  • постановление Правительства РФ № 828 от 08.07.1997 (“Положение о паспорте РФ”);
  • Админрегламент по выдаче и замене паспортов (приложение к приказу ФМС РФ № 391 от 30.11.2012);
  • Админрегламент по регистрационному учету российских граждан (приложение к приказу ФМС № 288 от 11.09.2012);
  • закон РФ № 5242-I от 25.06.1993 о свободе передвижения, выборе места жительства в РФ;
  • Правила регистрации граждан РФ по месту жительства и пребывания (постановление Правительства РФ № 713 от 17.07.1995);
  • КоАП РФ (ст. 19.15.1).

Очевидно, что граждане РФ в обязательном порядке должны становиться на регистрационный учет по месту жительства или пребывания , а пребывание физических лиц без регистрации карается админштрафом от 2 до 3 тысяч руб. (в Москве и Санкт-Петербурге — от 3 до 5 тысяч руб.).

Налицо некоторая двойственность: граждане обязаны иметь регистрацию, но с другой стороны ее может и не быть. Вопрос о том, действителен ли паспорт без прописки, волнует многих.

Жизненные реалии полны разнообразных коллизий, в которых следует хорошо ориентироваться: для регистрации разных категорий российских граждан отведены различные сроки, не говоря уже о лицах без гражданства или иностранцах, которые проживают в РФ. В каких же случаях прописка может отсутствовать?

Сколько времени можно жить без прописки по новому месту жительства

Продажа квартиры или собственного дома означает прекращение прав на пользование ими прежнего собственника и его семьи (ст. 292 ГК РФ). Это предполагает снятие их с регистрации . В какие сроки это должно происходить, законодательство не устанавливает, следовательно, процедура может растянуться надолго.

Поэтому сложилась практика, когда в договор о купле-продаже вносится пункт (с подписями обеих сторон) о сроках выписки из квартиры прежнего хозяина и членов его семьи. Если в семье есть несовершеннолетние дети, то с их выпиской ситуация иная: разрешение от органов опеки и попечения на продажу квартиры при наличии прописанных в ней детей без предоставления им нового места жительства с соблюдением всех норм (санитарных и других) — не получить. Поэтому вопрос с новой регистрацией детей решать нужно еще до продажи жилья.

На рассмотрение заявления о снятии с регистрации бывшего владельца квартиры установлен срок в три дня. После выписки необходимо прописаться на новом месте жительства в течение недели. До истечения 7-дневного срока никакие штрафные санкции наложены быть не могут.

В какие сроки после выписки нужно встать на учет на новом месте жительства.

Законодательство четко устанавливает сроки, в течение которых необходимо зарегистрироваться, — не более семи дней с момента прибытия на новое место жительства. Регистрационные органы должны рассмотреть поданные документы и поставить заявителя на учет в трехдневный срок.

В случае, когда населенный пункт не меняется, отсчет времени начинается с момента снятия с регистрационного учета. В иных случаях, чтобы доказать работникам миграционных органов, что отведенные сроки на регистрацию не превышены, нужно иметь при себе проездные документы, а также подтверждение прав на проживание (о праве собственности или аренды).

Переезд на новое место жительства в другой город

При смене места жительства и при переезде в другой город на постоянное проживание алгоритм действий аналогичен: регистрация на новом месте должна произойти в те же сроки, заявитель должен предоставить в регистрирующий орган те же документы (включая и билеты на проезд при необходимости подтвердить дату приезда).

Оптимальным решением для прописки в другом городе будет автоматическая выписка при регистрации на новом месте жительства.

Для этого требуется иметь договоренность с новым хозяином бывшей квартиры. Находясь в другом городе, следует:

  • явиться в территориальный орган регистрационного учета с паспортом и выпиской из ЕГРПН на право владения квартирой, договором купли-продажи или об аренде (найме). В последнем случае необходимо присутствие всех взрослых участников сделки;
  • подать заполненное заявление с просьбой прописать по указанному адресу, документы на недвижимость и отрывной талон о выписке с прежнего места жительства, согласие Департамента управления имуществом (при прописке в муниципальном жилье не у близких родственников);

После того как будет направлен запрос о выписке, пройдут процедуры его рассмотрения и вынесения решения, заявителю будет направлено письменное извещение о готовности выписки и прописки. После этого нужно пойти и обменять временное удостоверение на паспорт с пропиской.

Сроки прописки по месту пребывания

Российские граждане, которые проживают вне места своей постоянной прописки более 90 дней, должны встать на регистрационный учет по месту пребывания (не снимаясь с постоянного).

Иностранцам, которые по тем или иным причинам приезжают в РФ, также необходимо регистрироваться по адресу своего пребывания. В соответствии с законом РФ № 109-ФЗ и постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 иностранцы, которые получили вид на жительство или открыли визу, должны в семидневный срок зарегистрировать свое проживание.

Гражданам СНГ (например, из Украины), которые имеют право на безвизовый въезд в Россию и получили на въезде миграционную карту, также желательно зарегистрироваться в течение 7 дней (хотя они могут находиться в РФ без регистрации 90 суток), подать заявление на получение РВП и после этого зарегистрироваться по месту проживания.

Ряд категорий — пропавшие без вести, умершие граждане, а также те, кто проходит срочную службу в Вооруженных силах, отбывает срок наказания или утратил право на проживание по данному адресу, также попадают в эту категорию.

Как долго можно жить без прописки в паспорте, не нарушая закон

Проживание без штампа о постоянной прописке в паспорте будет считаться законным, если не будет превышен семидневный срок для подачи заявления о регистрации и документов. После подачи заявления оно может находиться на рассмотрении от трех до восьми дней (без учета выходных и праздничных).

В случае же переезда в другой город этот срок может быть увеличен:

  • на время переезда из места прежнего жительства;
  • на время ожидания ответа на запрос регистрирующего органа с места прежнего проживания. Ожидание может длиться от нескольких дней до месяца, а заявитель будет пользоваться временным удостоверением.

Таким образом, заявитель может прожить без прописки по месту жительства, не нарушая при этом закон, от 8 до 30 дней и более, в зависимости от обстоятельств.

При наличии подтвержденной уважительной причины (приобретение жилья — договор купли-продажи, командировка — командировочное удостоверение, лечение в стационаре – справка) данный срок может быть продлен.

Что касается сроков регистрации по месту пребывания, то он составляет 90 дней. Возможна ситуация, когда гражданин может переехать на 89-й день в другое место и жить там еще 89 дней без регистрации и так далее.

Прописаться некуда: насколько возможна в этом случае полноценная жизнь

Чтобы понять, для чего нужна прописка в паспорте, достаточно будет лишь назвать несколько причин, по которым жизнь человека без регистрации может превратиться в сплошной ад, а решение простых повседневных задач — в злободневные и трудноразрешимые проблемы.

Ограничения в получении кредитов и займов

Для того чтобы иметь возможность получить заем или кредит в банке, наличие постоянной прописки обязательно. Многие банки могут дополнительно выдвигать требования к заемщикам иметь постоянную прописку в том регионе, где находится сам банк.

Прописка по месту пребывания (временная) позволит брать кредит при условии, что в паспорте имеется штамп о постоянной регистрации в другом регионе. Если такового не будет, то в лучшем случае кредит будет оформлен на срок, который не будет превышать продолжительность временной прописки.

В таком случае есть выход для клиентов Сбербанка-участников зарплатных проектов и пенсионеров, которые получают выплаты на карточки. Такие категории могут получить потребительский заем без ограничения по срокам.

Следует отметить, что ограничения в кредитах — это не самое страшное, чем грозит отсутствие даты регистрации в паспорте.

Отсутствие доступа к социальным программам, услугам и оформлению документов

Особо серьезные последствия при отсутствии прописки в паспорте будут ощущаться при необходимости оформить социальные выплаты или получить необходимый документ. Практика показывает, что без регистрации в паспорте будет невозможно:

  • обратиться за медуслугами (речь не идет о неотложной медпомощи), встать на медучет в местной поликлинике, получить полис медстраховки;
  • оформить СНИЛС ;
  • встать на учет в налоговой инспекции;
  • устроиться на высокооплачиваемую работу;
  • получить водительские права;
  • поставить на учет автомобиль;
  • оформить пенсию;
  • получить социальные выплаты;
  • оформить ребенка в детский сад или школу.

Условия получения прописки в РФ

Кроме того, не следует забывать, что встреча с работниками правоохранительных органов может закончиться штрафом за проживание без регистрации.

Что такое постоянная и временная регистрация

Под постоянной регистрацией (в обиходе жители России по привычке ее называют пропиской) понимают регистрацию по месту постоянного жительства человека. О наличии такой регистрации свидетельствует специальный штамп в гражданском паспорте.

Когда гражданин вынужден выехать за пределы своего региона в другой и собирается находиться там более трех месяцев, ему следует встать на регистрационный учет по месту своего нахождения.

Такая регистрация получила название прописки по месту пребывания или временной.

Отвечая на вопрос, ставится ли отметка в паспорте при временной регистрации, следует сказать, что в данном случае никакие штампы в паспорт не проставляют, а выдают бумажное временное приложение к паспорту. Штамп о постоянной прописке при этом сохраняется.

Какая существует процедура оформления постоянной и временной прописки

Процедура постановки на регистрационный учет и снятия с него, детально разработана в соответствующих регламентах и правилах. Алгоритм действий при необходимости поставить штамп в паспорте о регистрации по месту жительства следующий:

  • выписаться из места прежнего проживания. Для этого требуется обратиться в регистрирующий орган, в котором происходила предыдущая регистрация, с заявлением о намерении сменить место постоянного жительства и сдать паспорт со штампом старой прописки;
  • спустя три дня подойти снова в отделение, получить паспорт с отметкой о снятии с учета и лист убытия ;

Процедура получения временной прописки во многом схожа, но также имеет серьезные отличия:

  • не обязательно снятие с постоянной регистрации — штамп в паспорте не аннулируется;
  • не требуется лист убытия;
  • срок проверки поданных данных может увеличиться с трех до восьми дней;
  • в гостиницах, домах для приезжих, кемпингах, турбазах и подобных учреждениях регистрацию производит администрация сразу по прибытии приезжего;
  • срок регистрации устанавливается по соглашению с нанимателем (в госфонде и муниципальных домах) или собственником жилья;
  • штамп о временной регистрации в паспорт не проставляется. Заявитель получает бумажное свидетельство о временной прописке.

Как в первом, так и во втором случаях, эта услуга предоставляется бесплатно, госпошлина не платится.

Решать, что делать, если в паспорте нет прописки, вам лично. Особых сложностей процедура оформления прописки, как правило, не вызывает (при наличии необходимого пакета документов).

Какие документы могут понадобиться гражданину РФ при оформлении прописки

Перечень документов, которые необходимы для оформления прописки приводится в Админрегламенте.

Для регистрации по месту пребывания необходимо предоставить:

Для регистрации по месту жительства необходимы:

Гражданам, которым еще не исполнилось 14 лет, вместо паспорта потребуется свидетельство о рождении. При прописке новорожденного ребенка дополнительно требуется предоставить брачное свидетельство родителей, родительские паспорта.

Куда следует обратиться для оформления прописки

Для постановки на регистрационный учет следует совершить визит лично или через законного представителя:

  • в территориальное отделение ГУВМ МВД РФ по месту проживания гражданина;
  • в многофункциональный центр.

Информацию об адресах, графике приема, выходных днях и другие сведения можно получить на сайтах МФЦ и ГУВМ МВД . Перед визитом целесообразно записаться онлайн на прием (это избавит от ожидания в очередях).

Оформление заявки на регистрацию онлайн

Подать заявление для постановки на регистрационный учет можно через интернет. Для этого необходимо:

После этих операций произойдет перенаправление на сайт Госуслуги. Войдя в личный кабинет, нужно будет заполнить заявление онлайн (с внесением паспортных данных, документов, которые доказывают право на проживание по указанному адресу), выбрать способ оповещения (СМС, электронная почта).

После проверки данных на указанный адрес придет оповещение о дате и времени визита в отделение ГУВМ МВД для постановки на учет.

Где проставляется в паспорте прописка

Предлагаем узнать более подробно о структуре российского паспорта, характере вносимой в него информации, а также о содержание паспорта РФ .

Прописка в паспорте

Какие сроки проставления прописки в паспорте

Законодательством установлен максимальный срок на проставление штампа о прописке в паспорте после того, как все необходимые документы поступили, — три рабочих дня. При подаче электронного заявления или отправке его по почте срок увеличивается до восьми суток.

При регистрации в паспорте была допущена ошибка: что делать в этом случае

Отсутствие в паспорте прописки: как поступить

Отсутствие штампа о регистрации в паспорте не является причиной для того, чтобы считать его недействительным (иногда бывает, что при обмене документов в новом паспорте не поставили прописку). Гражданин пользуется тем же объемом прав и свобод, что и другие. Админрегламент четко прописывает, что при получении паспорта необходимо предоставить сведения о постоянном или временном месте проживания. Поэтому отсутствие прописки можно считать нарушением данного регламента.

Вместе с тем при временной прописке штамп не проставляется в паспорте, а выдается бумажное удостоверение (это по поводу того, может ли быть паспорт без прописки).

Иная ситуация возникает, когда гражданин снялся с регистрационного учета и не оформил себе новую прописку. В этом случае он нарушает законодательство и может быть подвержен административной ответственности в виде штрафа, поэтому более правильным выходом будет как можно скорее узаконить свое проживание.

Штамп о браке в паспорте

В соответствии с российским законодательством, штамп о заключении брака в пустом паспорте не проставляется за исключением случая его замены.

Что это за штамп и обязателен ли он

Печать подтверждает регистрацию брачного союза в органах записи гражданского состояния наряду со свидетельством. Порядок ее выставления регулируется постановлением Правительства № 828, утверждающим положение о паспорте. Образец штампа устанавливается Министерством внутренних дел РФ.

Относиться к такой отметке, как к простой записи, не рекомендуется. Она подтверждает, что между мужчиной и женщиной заключен брачный союз, создана семья, со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.

Располагается штамп на 14-й и 15-й страницах. Именно они отведены для сведений, касающихся семейного положения владельца паспорта. В оттиск вписываются:

  • наименование того ЗАГСа, который произвел регистрацию;
  • день заключения брака;
  • фамилия, имя, отчество супруга и дата его рождения (иногда указывают просто год);
  • порядковый номер акта и подпись сотрудника.

Печать о регистрации брака в новом паспорте ставится с помощью специального принтера, вручную она не заполняется. Образец оттиска хранится в особой базе.

Прямого указания на то, что такая отметка в удостоверении личности обязательна, в законе нет. Однако отказ от этого штампа уже выглядит подозрительно, как попытка скрыть свое семейное положение. Например, чтобы заключить другой брак.

Ненужность проставления печати оговаривается при подаче заявления либо до начала торжественной церемонии.

Порядок проставления печати при регистрации брака

Оттиск вносится непосредственно в день свадьбы в ЗАГСе.

Заключение брака штамп

Если владелец паспорта многократно заключал брак, то места для нового штампа может не быть. Тогда его проставят на другом листе, обложке, или потребуется использование дополнительного вкладыша. Действительными признаются и такие отметки.

Уполномоченные органы

Первоначально печать о заключенном браке делается сотрудником учреждения записи актов гражданского состояния. Она содержит все необходимые надписи. Использование другой формы оттиска запрещено.

Если паспорт был утерян или подлежит очередной замене при достижении возраста 20 или 45 лет, то штамп будут проставлять работники территориального подразделения Федеральной миграционной службы.

Оба оттиска имеют одинаковую юридическую силу.

Сроки и стоимость

Прибыв на церемонию бракосочетания, жених и невеста передают свои паспорта сотруднику ЗАГСа. После регистрации они получают документы обратно уже со штампами. Соответственно, оттиск проставляется в день заключения брачного союза. Если по какой-либо причине не получилось сделать такую отметку одновременно с выдачей свидетельства, то организуют это при первой представившейся возможности.

При оформлении нового паспорта срок составляет от 10 до 30 дней. Продлен он может быть только при наличии чрезвычайных обстоятельств.

Само проставление штампа бесплатное. Но до этого за сопровождающие юридические действия граждане уплачивают госпошлину в следующих размерах (в рублях):

  • 350 — за подачу заявления о заключении брака;
  • 300 — получение нового паспорта по достижении предусмотренного законом возраста.

Сумма может составлять 1500 рублей, если удостоверение личности было потеряно или приведено в негодность.

Необходимые документы

При проставлении штампа в органах ЗАГСа потребуется представить только общегражданский паспорт. Его невозможно заменить никаким другим документом.

Проставить штамп о заключении брака

Если нужно перенести отметку в новое удостоверение личности, то предъявляют еще свидетельство о заключении брака.

Нужно ли ставить штамп при смене паспорта

Основанием для выдачи нового главного документа гражданина является:

  • достижение нужного возраста;
  • смена фамилии;
  • утрата или сильное повреждение удостоверения.

При оформлении нового паспорта туда должны быть перенесены в неизменном виде все существующие отметки. Сотрудники территориальных подразделений ФМС используют для этого специальный принтер.

При этом жесткого законодательного требования об обязательности подобной процедуры нет. Но такой оттиск служит подтверждением законности союза между мужчиной и женщиной. Права и обязанности супругов возникают только при верном оформлении всех документов.

Поэтому нужно ли поставить штамп о регистрации брака в новом паспорте, каждый человек решает сам исходя из уровня своей правовой культуры. И может отказаться от печати о семейном положении.

Что делать, если работник ЗАГСа оставил пустой штамп

Такое возможно по невнимательности или по каким-либо объективным причинам. Поэтому владельцу паспорта нужно обратиться к руководителю регистрирующего органа с заявлением. Заведующий подразделением ЗАГС должен рассмотреть обращение не позднее чем в месячный срок и принять решение по запросу.

Если по какой-либо причине руководитель отказывает, то ответ можно обжаловать в суде.

Читайте также: