Гражданин рф сергей к зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя к какой

Обновлено: 14.05.2024

Иностранные граждане и лица без гражданства могут регистрироваться в России в качестве индивидуального предпринимателя. Для этого нужно находиться в РФ постоянно и легально. Чтобы встать на учет в налоговой, необходимо подготовить, перевести и подать документы.

Иностранные граждане, а также лица без гражданства открывают в России ИП на общих основаниях. Разница между россиянами и иностранцами заключается в том, что инспекция проверяет, находится ли иностранный гражданин в РФ постоянно и легально. Кроме того, для иностранцев немного шире список нужных документов: дополнительно могут понадобиться переводы и другие документы, в которых нет необходимости для граждан РФ. Подать пакет регистрационных документов можно несколькими способами.

1. Требования к иностранцу, открывающему ИП в 2022 году

Для того, чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, иностранец должен соответствовать следующим требованиям:

  • Легально находиться в РФ: это означает наличие визы, если она предусмотрена для страны гражданства будущего предпринимателя. Виза должна быть действующей, не просроченной. Если для граждан его национальности предусмотрен безвизовый режим на какой-то срок, этот срок также должен соблюдаться;
  • Постоянно проживать в России: постоянное проживание подтверждается видом на жительство или разрешением на временное пребывание;
  • Иметь постоянную прописку или временную регистрацию;
  • Быть совершеннолетним (не менее 18 лет) или эмансипированным другим законным способом: по решению суда, по заключению брака.

Учтите, что помимо требований к иностранцам, существуют еще ограничения по доступным им видам деятельности. Единого перечня таких видов не существует, каждый из запретов установлен специализированным федеральным законом. Например, иностранцы не вправе вести частную охранную деятельность, быть патентными поверенными, заниматься промысловой добычей рыбы. Если вы точно не знаете, может ли иностранец работать в выбранной сфере, лучше заранее уточнить в инспекции.

2. Список необходимых документов

От иностранных граждан потребуются те же обязательные документы, что и от россиян плюс несколько дополнительных документов. Но нужно учитывать ряд нюансов: в частности, документы на иностранном языке должны быть переведены на русский. Кроме того, некоторые документы других государств не аналогичны российским. Конечный список необходимых документов зависит от гражданства будущего предпринимателя и от соглашений между его страной и РФ.

2.1. Обязательные документы

От всех иностранцев, открывающих ИП в РФ, потребуют следующие документы:

  • Заявление по форме Р21001;
  • Оригинал паспорта или аналогичного документа;

Квитанция об оплате госпошлины не относится к обязательным документам. Если при вашем способе подачи заявления нужно платить пошлину, то это нужно сделать до подачи заявления. Однако отказать в регистрации только из-за отсутствия квитанции налоговая не вправе.

ИНН также не относится к необходимым реквизитам. Если этот номер был присвоен вам раньше, его нужно указать в заявлении на регистрацию. В противном случае вам его выдадут после регистрации в качестве ИП.

2.2. Дополнительные документы

Также иностранному гражданину потребуются следующие документы:

  • Нотариально заверенный перевод удостоверения личности (паспорта);
  • Подтверждение права на пребывание в стране (Вид на жительство или разрешение на временное пребывание);
  • Копия документа о постоянной прописке или временной регистрации;
  • Не обязательно. Свидетельство о рождении и его нотариальный перевод: понадобится, если в удостоверении личности нет информации о месте и дате рождения;
  • Не обязательно. Справка об отсутствии судимости: нужна для ведения определенных видов деятельности. Иностранцу такая справка может понадобиться как из страны происхождения, так и от российских уполномоченных органов. Если нужна справка из страны гражданства, обычно ее можно запросить в консульстве, не выезжая из РФ. Также нужен будет нотариально заверенный перевод. Справка понадобится для работы в медицинской и образовательной областях, при работе с молодежью и детьми, организации массовых мероприятий и оказании социальных услуг, лабораторной работе и пр. Полный перечень таких видов утверждается Правительством РФ.

Разрешение или патент на работу для ведения предпринимательской деятельности в России иностранцам не нужны: открытие собственного бизнеса не приравнивается к трудовой деятельности.


Введите свои данные в простую форму, а наш сервис быстро и без ошибок заполнит необходимые бланки, учтет все требования налоговой и приложит инструкции по подаче документов.

3. Способы подачи документов на регистрацию в 2022 году

Порядок регистрации иностранца в качестве ИП такой же, как для россиян. Регистрационные документы обрабатывает та же налоговая. Документы можно подать следующими способами:

  • Онлайн на сайте ФНС, но понадобится ЭЦП. Документы сканируются постранично, на каждой странице нужно поставить электронную подпись. Пошлина не взимается.
  • В инспекцию (лично): взимается госпошлина в размере 800 руб.
  • Через МФЦ: госпошлина не взимается, о может немного увеличиться срок регистрации. Могут не принять заявление о переходе на УСН, но это не страшно уведомление можно подать отдельно в течении 30 дней после регистрации ИП.
  • Через нотариуса: госпошлина не взимается, но придется оплатить услуги нотариуса. Ваши документы нотариус заверит своей ЭЦП и в электронном виде отправит в налоговую. Не все нотариусы оказывают такую услугу, уточняйте ее доступность и стоимость заранее.

Срок регистрации ИП в инспекции — 3 дня.

По итогам регистрации инспекция отправит вам выписку из ЕГРИП и свидетельство о постановке на налоговый учёт на электронную почту. Если вам нужны бумажные версии этих документов, проставьте об этом отметку в форме Р21001 и получите документы в месте их подачи. Налоговая автоматически направит сведения о вас в ПФР и страховые фонды — отдельно регистрироваться там не нужно.

Как только информация о вас как об ИП появится в ЕГРИП, вы сможете бесплатно и легко получить расчетный счет в Тинькофф с обслуживанием на выгодных условиях!

Если вы на этом портале в первый раз, но интересуетесь вопросами регистрации ООО и ИП, то ответы на любые вопросы по открытию ООО или ИП вы можете получить, воспользовавшись услугой бесплатной консультации по регистрации бизнеса:

Далее вы сможете ознакомиться с одной из самых полных пошаговых инструкций по регистрации ИП и узнать, как открыть ИП в 2021 году.

Нет времени? Читайте: Краткая инструкция по регистрации ИП.

ШАГ 0. Общая информация об ИП

Альтернативой регистрации ИП является регистрация ООО, где в качестве единственного учредителя тоже выступает физическое лицо. В российской практике 75% созданных обществ с ограниченной ответственностью составляют как раз ООО, созданные единственным физическим лицом.

Выбирая между открытием ИП и ООО в 2021 году, стоит оценить масштаб планируемого бизнеса и возможные риски. Если в рамках этого бизнеса вы не планируете брать крупные кредиты у банков или иных фондов, если риски прогореть и остаться с долгами минимальны, то, безусловно, вам стоит зарегистрироваться в качестве ИП, т.к. процедуры регистрации, прекращения деятельности и сдачи отчётности здесь проще, а налогообложение во многих случаях выгоднее.

Подробнее: ООО или ИП, что выбрать в 2021 году

Однако ИП отвечает перед своими кредиторами и по своим обязательствам ВСЕМ СВОИМ ИМУЩЕСТВОМ (за исключением перечня имущества, на которое невозможно предъявить взыскание, например, единственное жилье), даже если оно не участвует в предпринимательской деятельности.

Откажут ли в регистрации, если у будущего ИП есть долги, например, по кредитам или алиментам, читайте в этой статье.

В случае же с ООО ситуация несколько другая: юридическое лицо рискует (то есть несет финансовую ответственность) лишь в пределах денежных средств и имущества, которые числятся на балансе предприятия. При этом надо знать, что если к банкротству организация приведена благодаря действиям участника, то он может быть привлечен судом к субсидиарной (дополнительной) ответственности. В этом случае долги ООО участник будет погашать из своего личного имущества.

Бесплатная консультация по регистрации ООО или ИП

ШАГ 1. Выбираем способ регистрации ИП

Для регистрации в качестве ИП вам необходимо пройти процедуру государственной регистрации в соответствующем органе ФНС по месту вашей прописки/проживания.

Пройти процедуру регистрации ИП можно любым из нижеописанных способов:

Зарегистрировать ИП самостоятельно в 2021 году

Советуем начинающим предпринимателям пройти процедуру регистрации ИП самостоятельно. Это достаточно просто, и даст вам первый опыт взаимодействия с налоговыми органами.

Зарегистрировать ИП с помощью профессиональных регистраторов

Регистраторы не только подготовят регистрационные документы, но и проконсультируют по вопросам налогообложения, при необходимости подадут и получат документы в/из регистрирующего органа без вашего присутствия, помогут оперативно открыть расчётный счёт (дополнительно предложат бух.обслуживание, печать, кредит, чашку кофе и т.д.).

В этой таблице мы сравнили плюсы и минусы обоих вариантов регистрации ИП:

800 руб. – госпошлина за государственную регистрацию ИП

Получение опыта по подготовке документов и общению с регистрирующими органами.

Не выявлено, если соблюдать элементарные правила регистрации.

Отсутствие затрат на услуги регистраторов и госпошлину, а также времени на посещение налоговой.

Посредником выступает ограниченное количество банков.

Цена на услуги регистраторов от 200 до 5 тыс. рублей

800 руб. – госпошлина за государственную регистрацию ИП

Вы можете стать ИП, не вставая с дивана.

Экономия времени на изготовлении печати и открытии счёта.

Вы будете поверхностно знать процедуру регистрации.

Риск оставления своих паспортных данных непонятно кому.

Необходимость дополнительных расходов.

Зарегистрируй бизнес онлайн

При самостоятельной подготовке документов для регистрации ИП вам необходимо понести следующие расходы:

* - печать и счёт для ИП не являются обязательными, поэтому итоговая стоимость регистрации равна величине госпошлины, т.е. 800 рублей.


ШАГ 2. Наименование ИП

Согласно законодательству в предпринимательской деятельности красивое и обезличенное наименование может иметь только юридическое лицо. Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, поэтому именоваться в официальных документах (на печати, в чеках, на бланках и т.д.) он будет по ФИО, например, ИП Сергеева Ф.Д.

ШАГ 3. Место регистрации ИП

В качестве адреса регистрации ИП всегда указывается адрес места жительства, т.е. адрес регистрации физического лица по паспорту. Если в паспорте отсутствует штамп о постоянном месте регистрации, то можно зарегистрироваться по адресу места пребывания (по временной регистрации).

Помощь профессиональных регистраторов

ШАГ 4. Выбираем коды деятельности

В заявлении на регистрацию ИП вы должны указать, какой деятельностью предполагаете заниматься. Коды видов предпринимательской деятельности выбирают из классификатора ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2).

В лист А заявления Р21001 можно внести 69 кодов ОКВЭД, если же одного листа А для указания всех видов предполагаемой деятельности не хватит, разрешается заполнить дополнительные листы. Указание нескольких кодов не обязывает вас вести бизнес по ним всем, но один вид деятельности должен быть выбран в качестве основного.

Если вы готовите документы через наш сервис, то вам будет предложен выбор из раскрывающегося списка с кодами и строкой поиска. Обратите внимание, что для внесения в заявление надо выбирать только те коды, которые состоят из 4-х и более цифр.

ШАГ 5. Заполняем заявление на регистрацию ИП по форме Р21001

Заполнять заявление Р21001 можно от руки, на компьютере, с помощью сервиса или программного обеспечения. Ошибки и неточности при заполнении заявления приводят к отказам в регистрации ИП, поэтому мы не рекомендуем делать это от руки. Если вы всё же выбрали ручное заполнение, то мы предлагаем вам изучить образцы заявления, требования к его оформлению и примеры заполнения.

Для заполнения заявления с помощью соответствующего программного обеспечения или сервиса мы рекомендуем:


    Данный сервис позволит вам подать заявление на регистрацию в качестве ИП и оплатить госпошлину онлайн. Но для идентификации личности вам необходимо будет прийти в соответствующий регистрирующий орган с паспортом.
    С помощью нашего сервиса вы можете подготовить полный комплект документов для регистрации ИП, и либо подать онлайн с помощью наших партнёров, банков Сбербанк, Точка и Тинькофф или распечатать их и отнести в регистрирующий орган. Для работы с сервисом необходима лишь регистрация на свой электронный ящик.

Ниже приведён пример заполнения формы Р21001 на вымышленного предпринимателя Сергеева Ф.Д. из Зеленограда.

Обращаем ваше внимание, что лица, не являющиеся гражданами РФ, заполняют данные по документу, разрешающему вид на жительство или временное проживание.

Примеры заполнения страниц:

При самостоятельной подготовке заявления на компьютере обязательно обращайте внимание на тип и размер шрифта. Согласно Требованиям ФНС, все данные должны вноситься только заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов. Проверить корректность шрифта в заполненном и распечатанном заявлении Р21001 можно, наложив сверху другой лист бумаги с распечатанными на нём заглавными буквами шрифта Courier New высотой 18 пунктов (в качестве эталона), и на свету сравнить их размеры.

ШАГ 6. Оплачиваем госпошлину за регистрацию ИП

При онлайн-подаче заявления на регистрацию ИП госпошлина не взимается.

Вы можете оплатить госпошлину за регистрацию ИП следующим образом:

  1. электронным платежом в рамках онлайн сервиса ФНС по регистрации ИП;
  2. заполнить бланк квитанции вручную. Для этого вам понадобиться узнать реквизиты вашего регистрирующего органа. Это можно сделать на сайте ФНС или непосредственно в вашем регистрирующем органе;
  3. воспользоваться сервисом ФНС по формированию квитанции на оплату госпошлины за регистрацию ИП.

Что делать, если вы получили отказ в регистрации ИП или ООО? С 1 октября 2018 года заявитель может снова подать документы на регистрацию ИП или ООО без повторной уплаты пошлины. Обратиться в ИФНС надо в течение трех месяцев после вынесенного решения об отказе, причем, сделать это можно только один раз.

Образец квитанции на оплату госпошлины доступен в разделе документов для регистрации ИП

С 2019 года заявители, которые направляют документы на регистрацию ИП через сайт ФНС или портал госуслуг, освобождаются от уплаты госпошлины (ст. 333.35 НК РФ). Однако это возможно только при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи. Кроме того, пошлина не взимается при подаче бумажных документов через МФЦ, которые заключили с ИФНС соглашение об электронном документообороте.

ШАГ 7. Выбираем систему налогообложения

Налоговый режим или система налогообложения – это определенный порядок уплаты налогов. Для ИП в России существует несколько налоговых режимов, отличающихся налоговой нагрузкой, отчетностью и ограничениями деятельности. Неправильный выбор системы налогообложения на старте может существенно повлиять на снижение получаемой прибыли от бизнеса.

Самой популярной системой налогообложения у начинающих предпринимателей является УСН. Если вы используете наш сервис для подготовки полного комплекта документов для регистрации ИП, то на 3 шаге вы можете выбрать УСН 6% или 15%, и сервис подготовит уведомление о переходе на упрощенку вместе с остальными документами. В большинстве инспекций запрашивают два экземпляра уведомления, но некоторые ИФНС требуют три. Один экземпляр вам выдадут обратно с отметкой налоговой инспекции.

Сервис подготовки документов для регистрации ООО и ИП, а также сами документы
предоставляются абсолютно бесплатно в любом количестве и без каких-либо ограничений

Для расчета налоговой нагрузки на разных режимах рекомендуем обращаться к профессионалам. Наши пользователи имеют уникальную возможность получить бесплатную часовую консультацию по выбору налогового режима от специалистов 1С:

Более подробную информацию о налогах ИП, а также о страховых взносах ИП (с примерами, с образцами документов и рекомендациями), читайте в соответствующих статьях: налоги ИП 2021 и страховые взносы ИП 2021

ШАГ 8. Находим орган регистрации ИП

Государственная регистрация ИП осуществляется в регистрирующем органе по месту жительства, то есть по месту регистрации, указанному в паспорте. Если в паспорте нет прописки, то регистрация ИП может быть осуществлена в регистрирующем органе по месту пребывания заявителя. В крупных городах существуют специальные регистрирующие ИФНС, в Москве, например, это 46-ая налоговая инспекция.

ШАГ 9. Возьмём паузу и посчитаем полученные документы

Так как регистрация ИП довольно проста, то и документов у вас будет не очень много:

  1. заявление на регистрацию по форме Р21001 – 1 экз.;
  2. квитанция об оплате госпошлины – 1 экз.;
  3. копия основного документа, удостоверяющего личность (российского паспорта, если вы гражданин РФ) – 1 экз.;
  4. уведомление о переходе на УСН – 3 экз.
  1. копия временного разрешения на пребывания или регистрации – 1 экз.
  2. нотариальный перевод иностранного паспорта – 1 экз.

ШАГ 10. Подписываем документы

Если документы на регистрацию ИП подаются в электронном виде через онлайн сервис, то при подаче документов ничего подписывать, соответственно, не надо. Если документы подаются в бумажном виде, то заявление подписывается заявителем непосредственно во время подачи документов сотруднику регистрирующего органа и при предъявлении паспорта.

В случае, когда документы подаются в регистрирующий орган по почте или по доверенности (без присутствия самого заявителя, т.е. того, кого регистрируют в качестве ИП), то заявление по форме Р21001 и копию паспорта необходимо удостоверять нотариально. Заявитель должен вписать свою фамилию, имя и отчество в заявление (последняя страница) собственной рукой и чёрной ручкой. Если заявление удостоверяется нотариально, то нотариус также должен заполнить заявление на регистрацию чёрной ручкой.

ШАГ 11. Готовим доверенность для подачи и получения документов

ШАГ 12. Проверяем документы и подаём их на регистрацию

Соберите все документы, не забыв оплатить госпошлину за регистрацию ИП, и подайте их в регистрирующую налоговую инспекцию. Перед подачей документов обязательно ещё раз перепроверьте все документы и указанные в них данные. Дополнительно рекомендуем ознакомиться с причинами отказа в регистрации ИП.

Соблюдение указанных выше правил поможет вам не допустить ошибок при подготовке регистрационных документов, но нельзя исключать региональную специфику (когда местные налоговые органы могут предъявлять требования, явно не прописанные в законах). Для наших пользователей доступна услуга бесплатной проверки документов для регистрации бизнеса специалистами 1С:

При подаче документов в регистрирующий орган не забудьте:

  1. подписать заявление на регистрацию по форме Р21001 в присутствии сотрудника регистрирующего органа (если он и вы забудете об этом, то будет отказ);
  2. получить у сотрудника ФНС расписку с перечнем поданных вами документов.

ШАГ 13. Получаем регистрационные документы

Срок регистрации ИП составляет не более 3 рабочих дней. В случае успешной регистрации ИФНС направляет на email заявителя комплект документов, включающий лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по форме № Р60009 и свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (ИНН), если оно не было получено раньше.

Если вы хотите получить документы о регистрации ИП не только в электронном, но и бумажном виде, отметьте это в заявлении Р21001 (пункт 2 листа Б).

Внимание! После получения документов внимательно проверьте все ваши данные, указанные в листе записи ЕГРИП. Если вы обнаружите ошибку, необходимо обратиться к сотруднику, выдавшего вам документы. Ошибки, допущенные по вине регистрирующего органа, будут оперативно и бесплатно исправлены. Более позднее выявление ошибок может повлечь их исправление через процедуру внесения изменений в сведения об ИП.

Открыть расчетный счет в Сбере

ШАГ 14. После регистрации

Если регистрация прошла успешно, а мы в этом не сомневаемся, то примите наши поздравления! Всё, что теперь остаётся сделать, это:

  • встать на учет в качестве работодателя в ФСС, если вы нанимаете работников;
  • получить коды статистики;
  • изготовить печать;
  • открыть расчётный счёт в банке; , если они вам необходимы;
  • получить лицензию, если ваш вид деятельности является лицензируемым;
  • приобрести кассовый аппарат, если он необходим;
  • обеспечить ведение бухгалтерского учета ИП

Ответы на любые вопросы по регистрации ООО и ИП вы можете получить, воспользовавшись услугой бесплатной консультации по регистрации бизнеса:

Бесплатная консультация по регистрации ООО или ИП

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Ольга Воропаева

Вы решили начать свой бизнес: у вас есть идея, план и договорённости с инвесторами. Казалось бы, остается лишь взять и сделать. Но начинается самое неприятное — бумажная волокита. Мы составили чек-лист, который вам поможет. Выполняйте пункты по порядку, и вы самостоятельно зарегистрируете ИП.

Сколько стоит открыть ИП в 2021 году

Размер госпошлины за регистрацию ИП — 800 ₽. Но пошлину платят не всегда, а только когда подают документы в инспекцию на бумаге — лично или по почте. При регистрации через Госуслуги или сайт налоговой ничего платить не нужно.

Зарегистрировать ИП можно через МФЦ. В этом случае необходимость платить госпошлину тоже зависит от способа передачи документов — на бумаге или в электронном виде. Только в этот раз имеет значение, в каком виде обмениваются документами МФЦ и налоговая. Если МФЦ заключило соглашение об электронном документообороте с налоговой, будущий предприниматель освобождён от госпошлины. Если нет — придётся платить. Поэтому перед посещением МФЦ уточните этот момент. Также уточните, регистрируют ли они вообще предпринимателей: далеко не все МФЦ оказывают подобную услугу.

Шаг 1: Выберите систему налогообложения

Заранее определитесь, как будете платить налоги, чтобы вместе с документами на регистрацию подать заявление о выборе системы налогообложения.

Во вторую очередь рассмотрите УСН. УСН подходит почти для любых видов деятельности, но обычно стоит дороже патента. Зато — дешевле общей системы налогообложения, самой дорогой и сложной.

Шаг 2: Определите свой вид деятельности по ОКВЭД

В документах на регистрацию в качестве ИП нужно указать код деятельности по справочнику ОКВЭД. Определите несколько кодов, которыми вы занимаетесь или будете заниматься.

Онлайн-сервис выбора ОКВЭД поможет выбрать правильные коды для вашего бизнеса.

Шаг 3: Подготовьте документы для регистрации ИП в налоговой

Для регистрации ИП вам понадобятся следующие документы:

Отправляйте уведомление о переходе на УСН в Эльбе

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии 30 дней бесплатно

Шаг 4: Подайте документы в налоговую, МФЦ или электронно

Налоговая

Запишитесь в регистрирующую налоговую по прописке онлайн и принесите документы в назначенное время. Контакты налоговой есть в инструкции среди комплекта документов, который подготовит мастер регистрации ИП.

МФЦ

Второй способ подать документы для оформления в качестве предпринимателя — через МФЦ. Как мы уже писали выше, позвоните в МФЦ заранее и уточните, принимают ли они документы на регистрацию и нужно ли будет платить госпошлину.

Электронно

Документы можно подать на сайте налоговой или портале Госуслуг. Для этого нужно иметь электронную подпись.

Шаг 5: Получение документов о регистрации в качестве ИП

Вас зарегистрируют как ИП через 3 рабочих дня и пришлют на электронную почту лист записи из ЕГРИП.

Налоговая сообщит о регистрации ИП в пенсионный фонд, который присвоит вам регистрационный номер. Он понадобится для оплаты страховых взносов. Через пару недель после регистрации зайдите на сайт налоговой, запросите выписку на самого себя и узнайте регистрационный номер в разделе про ПФР.

Если подавали заявление о переходе на УСН, то подтверждением будет его второй экземпляр с отметкой налоговой о принятии. Дополнительно в налоговой можно запросить информационное письмо о применении УСН. Иногда его спрашивают банки и контрагенты.

Уведомление с присвоенными кодами статистики получать не обязательно, но коды могут понадобиться для отчётности в Росстат. А также некоторые банки просят уведомление при открытии расчётного счёта. В некоторых регионах есть онлайн-сервис Росстата, который поможет узнать нужные коды. Чтобы получить официальное письмо с кодами статистики, обратитесь в отделение Росстата (адрес можно узнать на сайте).

Что делать после регистрации ИП

Статья актуальна на 01.02.2021

Иностранные граждане и лица без гражданства могут регистрироваться в России в качестве индивидуального предпринимателя. Для этого нужно находиться в РФ постоянно и легально. Чтобы встать на учет в налоговой, необходимо подготовить, перевести и подать документы.

Иностранные граждане, а также лица без гражданства открывают в России ИП на общих основаниях. Разница между россиянами и иностранцами заключается в том, что инспекция проверяет, находится ли иностранный гражданин в РФ постоянно и легально. Кроме того, для иностранцев немного шире список нужных документов: дополнительно могут понадобиться переводы и другие документы, в которых нет необходимости для граждан РФ. Подать пакет регистрационных документов можно несколькими способами.

1. Требования к иностранцу, открывающему ИП в 2022 году

Для того, чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, иностранец должен соответствовать следующим требованиям:

  • Легально находиться в РФ: это означает наличие визы, если она предусмотрена для страны гражданства будущего предпринимателя. Виза должна быть действующей, не просроченной. Если для граждан его национальности предусмотрен безвизовый режим на какой-то срок, этот срок также должен соблюдаться;
  • Постоянно проживать в России: постоянное проживание подтверждается видом на жительство или разрешением на временное пребывание;
  • Иметь постоянную прописку или временную регистрацию;
  • Быть совершеннолетним (не менее 18 лет) или эмансипированным другим законным способом: по решению суда, по заключению брака.

Учтите, что помимо требований к иностранцам, существуют еще ограничения по доступным им видам деятельности. Единого перечня таких видов не существует, каждый из запретов установлен специализированным федеральным законом. Например, иностранцы не вправе вести частную охранную деятельность, быть патентными поверенными, заниматься промысловой добычей рыбы. Если вы точно не знаете, может ли иностранец работать в выбранной сфере, лучше заранее уточнить в инспекции.

2. Список необходимых документов

От иностранных граждан потребуются те же обязательные документы, что и от россиян плюс несколько дополнительных документов. Но нужно учитывать ряд нюансов: в частности, документы на иностранном языке должны быть переведены на русский. Кроме того, некоторые документы других государств не аналогичны российским. Конечный список необходимых документов зависит от гражданства будущего предпринимателя и от соглашений между его страной и РФ.

2.1. Обязательные документы

От всех иностранцев, открывающих ИП в РФ, потребуют следующие документы:

  • Заявление по форме Р21001;
  • Оригинал паспорта или аналогичного документа;

Квитанция об оплате госпошлины не относится к обязательным документам. Если при вашем способе подачи заявления нужно платить пошлину, то это нужно сделать до подачи заявления. Однако отказать в регистрации только из-за отсутствия квитанции налоговая не вправе.

ИНН также не относится к необходимым реквизитам. Если этот номер был присвоен вам раньше, его нужно указать в заявлении на регистрацию. В противном случае вам его выдадут после регистрации в качестве ИП.

2.2. Дополнительные документы

Также иностранному гражданину потребуются следующие документы:

  • Нотариально заверенный перевод удостоверения личности (паспорта);
  • Подтверждение права на пребывание в стране (Вид на жительство или разрешение на временное пребывание);
  • Копия документа о постоянной прописке или временной регистрации;
  • Не обязательно. Свидетельство о рождении и его нотариальный перевод: понадобится, если в удостоверении личности нет информации о месте и дате рождения;
  • Не обязательно. Справка об отсутствии судимости: нужна для ведения определенных видов деятельности. Иностранцу такая справка может понадобиться как из страны происхождения, так и от российских уполномоченных органов. Если нужна справка из страны гражданства, обычно ее можно запросить в консульстве, не выезжая из РФ. Также нужен будет нотариально заверенный перевод. Справка понадобится для работы в медицинской и образовательной областях, при работе с молодежью и детьми, организации массовых мероприятий и оказании социальных услуг, лабораторной работе и пр. Полный перечень таких видов утверждается Правительством РФ.

Разрешение или патент на работу для ведения предпринимательской деятельности в России иностранцам не нужны: открытие собственного бизнеса не приравнивается к трудовой деятельности.


Введите свои данные в простую форму, а наш сервис быстро и без ошибок заполнит необходимые бланки, учтет все требования налоговой и приложит инструкции по подаче документов.

3. Способы подачи документов на регистрацию в 2022 году

Порядок регистрации иностранца в качестве ИП такой же, как для россиян. Регистрационные документы обрабатывает та же налоговая. Документы можно подать следующими способами:

  • Онлайн на сайте ФНС, но понадобится ЭЦП. Документы сканируются постранично, на каждой странице нужно поставить электронную подпись. Пошлина не взимается.
  • В инспекцию (лично): взимается госпошлина в размере 800 руб.
  • Через МФЦ: госпошлина не взимается, о может немного увеличиться срок регистрации. Могут не принять заявление о переходе на УСН, но это не страшно уведомление можно подать отдельно в течении 30 дней после регистрации ИП.
  • Через нотариуса: госпошлина не взимается, но придется оплатить услуги нотариуса. Ваши документы нотариус заверит своей ЭЦП и в электронном виде отправит в налоговую. Не все нотариусы оказывают такую услугу, уточняйте ее доступность и стоимость заранее.

Срок регистрации ИП в инспекции — 3 дня.

По итогам регистрации инспекция отправит вам выписку из ЕГРИП и свидетельство о постановке на налоговый учёт на электронную почту. Если вам нужны бумажные версии этих документов, проставьте об этом отметку в форме Р21001 и получите документы в месте их подачи. Налоговая автоматически направит сведения о вас в ПФР и страховые фонды — отдельно регистрироваться там не нужно.

Как только информация о вас как об ИП появится в ЕГРИП, вы сможете бесплатно и легко получить расчетный счет в Тинькофф с обслуживанием на выгодных условиях!

Кажется, что открыть ИП — это сложно: куча бумаг, хождение по инстанциям.

Но это только кажется. В реальности это дело на пару часов, а может, и меньше.

Необходимые документы

Вот что понадобится для регистрации:

  1. Паспорт и его копия.
  2. ИНН, если есть.
  3. Заполненное заявление по форме № 21001.
  4. Квитанция об оплате госпошлины — 800 рублей. Она не нужна, если вы регистрируетесь в интернете, через нотариуса или МФЦ.

Но прежде чем готовить документы, нужно определиться с тем, как вы будете регистрировать ИП: самостоятельно или через посредника. Можно воспользоваться услугами юриста или специальными сервисами.

Для регистрации через посредника нужно выслать ему свои документы, заплатить за работу и ждать, когда налоговая пришлет по электронной почте документы о регистрации.

Расскажу подробно о самостоятельной регистрации. Чтобы зарегистрироваться как ИП, нужно пройти три шага:

  1. Заполнить заявление.
  2. Выбрать систему налогообложения.
  3. Подать документы в налоговую.

На третьей странице нужно указать коды видов деятельности ОКВЭД. По ним налоговая поймет, чем вы занимаетесь. Например, 31.02 — это производство мебели, а 47.78 — продажа солнцезащитных очков и защиты для зрения.

По некоторым видам деятельности могут быть налоговые каникулы. Тогда год или два не придется платить налоги. Налоговые каникулы могут получить новые ИП, которые работают на патенте или УСН в производстве, социальной, научной сфере или оказывают бытовые услуги. Региональные законы устанавливают, какие компании могут получить налоговые каникулы.

В заявлении нужно указать основной и дополнительные коды деятельности. Основной — тот, по которому вы планируете получать больше всего дохода. Дополнительных может быть сколько угодно, но мы рекомендуем ограничиться двумя.

На четвертой странице нужно указать свой контактный телефон и электронную почту. Отметьте, как хотите получить информацию о регистрации ИП: на руки, по почте или через доверенное лицо.

Выбрать систему налогообложения. ИП может работать на общей системе или специальных режимах — УСН, ЕНВД, патенте.

Перейти на УСН можно сразу при регистрации. Для этого нужно заполнить заявление о переходе.

Форма заявления о переходе на упрощенкуPDF, 79 КБ

Оплатить госпошлину. Госпошлину нужно оплатить, если подаете документы в налоговую самостоятельно. Оплатить можно на сайте налоговой или через свой мобильный банк.

Если подаете документы через сайт налоговой или портал госуслуг, пошлину оплачивать не нужно.

Подать документы на регистрацию ИП можно в отделении налоговой, через МФЦ, по почте или через интернет.

Через отделение налоговой — приходите в налоговую и отдаете инспектору документы и квитанцию об оплате госпошлины.

По почте — отправляете документы заказным письмом с объявленной ценностью и описью.

Через МФЦ — приходите в МФЦ с документами, а оператор сам заполняет заявление, делает копии и отправляет все в налоговую.

Через интернет — документы можно подать через сайт налоговой. Для этого нужна квалифицированная электронная подпись — КЭП. Этот способ разберем подробнее.

Как подать заявление на регистрацию через интернет

Чтобы подать заявление через интернет, придется оформить квалифицированную электронную подпись — КЭП. Она многофункциональная — сможете подписывать договоры с подрядчиками и участвовать в тендерах. Оформить КЭП можно в удостоверяющем центре или в банке.

После того как КЭП получена, можно регистрировать ИП.

Система запросит авторизацию. Зарегистрируйтесь или войдите с помощью своей учетной записи на госуслугах или в личном кабинете налогоплательщика

Выберите, как хотите подать заявление. Сайт налоговой дает три варианта: лично в налоговую, в электронном виде без квалифицированной электронной подписи и в электронном виде с КЭП. Второй вариант — в электронном виде без КЭП — только помогает заполнять документы через сайт, но их нужно будет самостоятельно распечатать, заплатить пошлину и отнести в налоговую. Третий вариант — это и есть подача документов через интернет. Здесь вам и понадобится КЭП, зато не придется куда-то ехать и платить пошлину

Следуйте инструкциям системы. Заполните свои личные данные, коды ОКВЭД, контактные данные. После этого система сформирует заявление на регистрацию, вам останется только его проверить

После проверки заявления прикрепите скан паспорта, ИНН, подпишите заявление с помощью электронной подписи. Заявление уйдет в налоговую. Через 3 дня вы получите на электронную почту уведомление о регистрации.

Документы о регистрации придут на электронную почту

С 2017 года налоговая присылает уведомление о регистрации ИП на электронную почту. Его можно сохранить или распечатать. Официальные бланки не нужны.

Сколько стоит открыть ИП

Стоимость зависит от способа регистрации.

При самостоятельной регистрации нужно либо заплатить госпошлину — 800 Р , если подаете документы в налоговую лично, либо оплатить КЭП — от 3 тысяч рублей, если собираетесь регистрироваться через сайт налоговой. Стоимость подписи зависит от того, кто ее выпускает, и дополнительных услуг.

Если оформлять через посредников, придется оплатить:

  1. Услуги регистратора — обычно от 2000 Р .
  2. Доверенность нотариуса — от 800 до 2000 Р , если он за вас пойдет сдавать документы в налоговую.

Если регистратор отправит документы через интернет, также понадобится оформление КЭП — от 3 тысяч рублей.

КЭП можно использовать и дальше — чтобы подписывать договоры с контрагентами или участвовать в тендерах.

Сколько времени занимает регистрация

Если вы оформляете ИП и подаете документы самостоятельно, регистрация занимает 3 рабочих дня с момента подачи документов.

Если вы оформляете ИП через посредников, срок может увеличиться — уточните у компании.

Когда налоговая может отказать в регистрации ИП

Обычно налоговая может отказать по двум причинам: если неправильно заполнены документы или если документы подали не в ту налоговую.

Вот самые частые ошибки:

Если вам отказали в регистрации, придется заново заполнить заявление и оплатить госпошлину.

После регистрации

Чтобы начать работу, нужно открыть счет в банке и уведомить органы о начале работы.

Сообщить можно лично, через МФЦ или по почте. Главное — указать в уведомлении дату начала работы, адрес и вид деятельности. Если ИП не сообщит о начале деятельности, он может получить штраф.

Открыть расчетный счет ИП в банке. Он нужен для расчетов с клиентами, партнерами, для уплаты налогов и сборов. Выбирайте банк, где вам подходят условия, стоимость обслуживания и размеры комиссий.

Нужна ли печать ИП

В законе нет требования, что ИП должен работать с печатью. Некоторые предприниматели делают ее по привычке или потому, что не хотят объяснять другим компаниям, что могут работать без печати.

Частые вопросы

Нужно ли регистрироваться в ПФР? Налоговая сама передаст информацию о вас в пенсионный фонд, ФФОМС и органы статистики.

Можно ли открыть ИП, если работаешь по найму? Если человек не госслужащий и работает по трудовому договору или договору подряда, зарегистрировать ИП можно.

Как открыть ИП учредителю ООО? Процедура такая же, как и для остальных.

Как открыть ИП, если нет постоянной регистрации? ИП можно зарегистрировать по адресу временной регистрации, если у вас нет постоянной. Если живете в Москве по временной регистрации, а прописаны в Калуге, ИП придется регистрировать в Калуге.

Как открыть ИП иностранному гражданину? Нужно перевести документы на русский язык и иметь временную регистрацию. В остальном процесс такой же.

Если ИП занимается образованием, социальными услугами, научной деятельностью или производством, то на каникулы можно рассчитывать. Если торговлей, то точно нет. В каждом регионе — свои каникулы, лучше уточнить информацию на сайте налоговой.

Если я зарегистрировался как ИП в конце года, нужно ли отчитываться? Отчитаться придется в любом случае. Если за год ничего не заработали, нужно сдать нулевую декларацию и заплатить страховые взносы.

Нужно ли оформлять самому себе трудовую книжку и платить зарплату? Нет, не нужно.

Нужно ли сообщить в налоговую, если поменял паспорт? Нет. Территориальный орган МВД — паспортный стол — сам передаст информацию в налоговую.





Ульяна, да! Регистрировала ИП через сервис Тинькофф,, бесплатно и быстро, никуда не пришлось идти

Igor, очень странно, с Тинькофф бесплатно и не надо было никуда ехать, один раз встретились и всё)


Elizaveta, да понятно же, что на точку работает

Если я из одного города, а торгую помимо своего города ещё и в соседней области, надо в соседнеобластную налоговую что-нибудь докладывать?

Стоит добавить, что при выборе УСН доходы-расходы расходы придется ОБОСНОВЫВАТЬ в налоговой. Эта процедура может вызвать затруднения. Поэтому иногда даже при наличии расходов все равно удобнее выбрать другой режим налогообложения.


Есть ли статья, где подробно описываются налоги, которые обязан платить ИП?


Елена, спасибо большое.


Elizaveta, ну я с ними созвонился и они мне предложили ехать куда-то непонятно. Может сейчас уже проще, но я был готов заплатить за полный пакет а не ездить куда-то сам


shaitan, вы фанбой? Я не работаю на точку, просто делюсь опытом


В принципе открыть не проблема. Закрывать заеб*тесь

В личном кабинете налогоплательщика есть функция " уведомить ФНС о изменении персональных данных" Два поля с принятыми ранее паспортными данными и поле для внесения правок по ним. Сегодня как раз вносил данные нового паспорта полученного на днях после 45 летия. После заполнения форм в ЛК физлица и ЛК ИП получил на почту уведомления о принятии заявления и номера присвоенные этим обращениям. Есть ещё вопросы по тексту статьи но вопрос автора был не о этом.


замечательный материал. спасибо!

Ну не все трясут большие бабки за регистрацию. Мне вон в мтс кассе зарегили ип. эцп, естественно платно, но она только для регистрации идет, не та что для бухгалтерии, поэтому не так дорого. А то сиди, думай, как открыть ип, голову ломай. Спасибо хоть есть еще сервис хоть где-то.

Я пытался регистрировать ИП через Тиньковфф бизнес. Оплевался. Потерял на регистрацию более недели и без результатно. Каждый раз приезжал курьер с неправильно заполненными документами. По несколько раз перепроверяли по кругу, усе уточняли, в итоге курьер приезжал опять с лажей. В СПБ несколько улиц одинаковых, для того что бы не напутать, я указывал поселок и индекс. Но это не останавливало бравых менеджеров Тинькова и они уперто мне вбивали первый попавшийся в поисковике адрес, вместо указанного в заявке. Звонил оператор уточнял, давал данные, все равно не те данные вбивали. Сам звонил, все равно не те данные вбивали. В итоге в течении недели ничего не сдвинулось. Каждый раз обещали перезвонить в течении часа и не перезванивали. Каждый раз переключают по проблеме на другого оператора и по кругу одни и те же вопросы и результат.
В итоге я сделал, то что не мог сделать Тинькофф бизнес за 20 минут самостоятельно на госуслугах. Потраченоа уйма времени, нервов и самое плохое, что открытие магазина отодвигается на неделю.
Вывод простой напрашивается, не может идти и речи о ведении бизнеса с таким банком. Если специалисты банка зарегистрировать ИП не смогли, то о каком торговом эквайринге может идти речь, какой аутсорсинг по бухгалтерии, боже упаси. С таким подходом они будут месяц кассу оформлять и везти и т.д. С таким подходом без штанов останешься.

Читайте также: