Чем отличается методика правового обучения от технологии

Обновлено: 17.05.2024

Изменения в обществе, экономике, политике и культуре на рубеже столетий столь велики, что консерватизм педагогической практики часто оказывается тормозом социального развития, он ограничивает возможности выпускников школ в самореализации, успешной деятельности в быстро меняющимся и полипроблемном мире.

Образование может стать мощным стимулом прогрессивных трансформаций в стране при условии владения выпускниками школ функциональной грамотностью и универсальными компетенциями: делать выбор в ситуации неопределенности, ненасильственно решать проблемы, ставить цели собственной деятельности, планировать и организовывать деятельность, работать в команде, оценивать полученные результаты.

Технологизация образования и учебно-воспитательного процесса, в частности, - это объективная тенденция, которая все более проявляет себя в педагогической практике. Ее объективность обусловлена множеством проблем, которые реально существуют и осознаются как преподавателями, так и учениками и их родителями, управленцами и методистами.

Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъектно-объектной педагогике (Я. А. Коменский) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение передает опыт. Подготовить ребенка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для ее достижения.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ученик как целостная личность? Какие структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует у него развивать?

Педагогика субъект-субъектных отношений завоевывает все больше сторонников, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи.

С понятием технологии связаны такие слова, как производство, процесс, техника, машины, стандарт и др. может быть еще технология ведения избирательной компании. Совсем необязательно со словом технология ассоциироваться преподаватели, урок, институт, лекция, так как привычно это понятие связывать с производством продукции. Действительно, “технология” - это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Технология – термин производственный. Тем не менее, технологии активно проникают в гуманитарные сферы деятельности людей: в политику, культуру, медицину, образование. Это связано с важнейшей чертой любой технологии: четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение. Стремление людей достичь запланированных результатов с наименьшими затратами интеллектуальных, сырьевых, временных и энергетических ресурсов ведет их к технологизации деятельности.

Естественно и понятно желание преподавателей гарантированно обеспечивать достижение высоких результатов учебно-воспитательного процесса. В настоящее время в литературе описано множество технологий. Чтобы понять сущность этих технологий, важно их упорядочить, найти основания для их систематизации; каждой из них найти место, соотнести с понятиями методика, дидактика. В качестве таких оснований различными авторами предлагаются: целевые установки, содержание обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся, способ управления познавательной деятельности обучаемых, масштаб применения и т. п.

Так, М. В. Кларин на основе анализа практики обучения в зарубежной школе, выделяет 4 модели учебно-воспитательного процесса: а) обучение как усвоение заданных образцов, б) обучение как дискуссия, в) обучение как игра, г) обучение как исследование. Этим моделям соответствуют технологии: полного усвоения, коммуникативные, игровые и исследовательские.

Г. К. Селевко представил классификацию широкого спектра традиционных и инновационных методик и технологий. Он указал классификационные параметры и основные характеристики каждой из них. Автором выделены классы технологий, которые различаются по уровню применения, философской основе, ведущему фактору психического развития ребенка, научной концепции, типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся, категории обучающихся и др.

В. В. Гузеев рассматривает 4 класса технологий, которые в определенной степени характеризуют этапы развития образования: 1) традиционные методики, 2) модульно-блочные технологии, 3) цельноблочные и 4) интегральные. Все они представлены в современном образовании, но обнаруживает себя тенденция увеличения удельного веса интегральных технологий.

В настоящее время все активнее проявляют себя две ведущее тенденции модернизации педагогического процесса: первая связана с технологическим подходом к его проектированию и осуществлению, вторая – с гуманизацией и гуманитаризацией образования. В соответствии с этим Г. Д. Левитес предложил различать предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Первые из них еще называют знаниевыми или обучения, вторые – способностными, развивающими, гуманитарными. Можно привести несколько оснований для такого разделения: а) по ведущей деятельности на уроке – обучение или познание; б) по содержанию образования – знания, умения и навыки или, помимо них, еще и способности; в) по “продуктам” применения технологий – человек, умеющий работать по готовым нормам, в стандартных ситуациях или – способный к успешной деятельности в нетипичных ситуациях, в условиях быстрых перемен и множественных вариантов для собственного выбора.

Существуют множество определений технологии обучения, в которых, как отмечает Г. К. Селивко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности.

  1. концептуальность: каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). Например, программированное обучение – на бихевиористской теории; развивающее обучение – на теориях учебной деятельности и содержательного обобщения; интегральная технология – на идее укрупнения дидактических единиц и др.
  2. системность, которая характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов, завершенностью и структурированностью материала и деятельности.
  3. управляемость, т. е. возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся за счет диагностической постановки целей; проектирования процесса обучения.
  4. эффективность. Она предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение.
  5. воспроизводимость, то есть возможность тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами.

Для четкого понимания сущности технологического подхода к учебно-воспитательному процессу целесообразно сравнить технологии обучения с традиционной учебной практикой (см. табл. 1).

Можно ли традиционное обучение отнести к технологии? Оно, несомненно, обладает определенными технологическими характеристиками, поскольку осуществляется в рамках классно-урочной системы, во многом напоминающей конвейерное производство. Однако традиционное обучение отвечает не всем критериям технологичности. Оно может быть охарактеризовано концептуальностью, системностью. Три других критерия технологически организованного образовательного процесса – управляемость, эффективность и воспроизводимость - для традиционного обучения, как отражено в таблице 1, характерны в недостаточной степени.

Необходимо развести понятия методика и технология обучения. Это сделать сложно, ибо существует множество определений этих понятий, имеются значительные разночтения. Обратимся к авторитетным источникам. “Методика – это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определенному учебному предмету”. “Методы обучения – способы деятельности учителя и ученика, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности”. Понятие “методика” выражает механизм использования комплекса методов, приемов, средств и условий обучения и воспитания учащихся.

Если в методиках прописывается деятельность учителя на уроке, то в технологиях обучения, как правило, описана деятельность самих учащихся.

Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (преподаватель вправе в большей или меньшей степени следовать советам методический пособий), то технологии обучения предписывают определенную последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которых нарушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата.

О технологии далеко не всегда корректно говорить “моя технология”, поскольку при этом проявляется претензия на универсальность, на научную обоснованность того, о чем говориться, на то, что она воспроизводима и может без купюр принята другими. Ведь систему В. Ф. Шаталова никто полностью не повторил. У него авторская методика, включающая, вместе с тем, большое количество воспроизводимых, технологичных фрагментов.

Практическим воплощением методики является план урока учителя, в котором прописывается, в частности, определенная последовательность этапов, действий педагога, а иной раз – и учащихся. Как пишет В. П. Беспалько, “…любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противостоит экспромту. Действиям по наитию, по интуиции, это значит является началом технологии”. Важно отметить, что является только “началом технологии”, так как общепринято, что есть ряд признаков, которые выделяют предметно-ориентированную технологию:

  • диагностическое целеполагание: планирование результатов обучения через действия учащихся, которыми они владеют;
  • наличие определенной технологической цепочки педагогических и учебных действий, которые приводят к запланированному результату;
  • наличие в основе каждой целостной технологии одной или нескольких педагогических теорий;
  • возможность воспроизведения технологии любым учителем, поскольку технология строится на объективных – научных основаниях, которые не зависят от личности педагога;
  • наличие диагностических процедур, которые содержат показатели и инструментарий измерения результатов.

Часто в педагогической среде обсуждают вопрос: “Какое понятие шире – технология или методика?”. Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. В рамках той или иной технологии учитель может использовать локальные авторские методики, например выводу формулы, составления таблицы и т. п. Другой пример имеет противоположный смысл: педагог строит учебный процесс по своей авторской методике, однако, использует в ней технологические вставки.

Педагогические технологии, применяемые в преподавании предметов культурологического цикла, можно поместить в таблицу (см. табл. 2).

Развитие образования, прогресс в отдельных его направлениях могут осуществляться только как инновационный процесс. Организация и управление этим процессом основываются на определенной базе, которая включает:

    1. банк педтехнологий, информационную базу концепций, алгоритмов, учебно-методического обеспечения;
    2. критерии выбора педтехнологий. Отправные позиции проектирования новой образовательной практики;
    3. механизмы включения педтехнологии в реальный процесс.

    При использовании педтехнологий в образовании необходимо помнить, что они эффективны настолько, насколько с их помощью решается конкретная учебная задача – научить чему-то, выработать навык работы с чем-то.

    Н.И. Запрудский отмечает, что развести эти понятия очень важно, но сложно. Он предлагает следующие различия понятий методика и технология обучения:

    • в методиках прописывается деятельность учителя на уроке, а в технологиях, как правило, деятельность учащихся;
    • методики имеют мягкий, рекомендательный характер, а технологии жестко предписывают определенную последовательность действий, отступление от которых разрушает целостность и не способствует достижению запланированного результата;
    • возможности тиражирования методики ограниченные, а технология предоставляет возможность ее воспроизведения любым учителем;
    • если методики строятся на традиции, интуиции, личностных качествах учителя, то технологии – на научных основаниях.

    Уже давно стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий, и ориентируется на заданный, а не предполагаемый результат (А. Кушнир).

    Среди авторов, исследующих проблемы дидактики нет единого подхода при ответе на вопрос: какое понятие шире – технология или методика?

    Существуют две полярные точки зрения. Одни авторы считают, что понятие методики шире понятия технологии. Предметом методики является методическая система, включающая в себя цели образования (обучения и воспитания), его содержание и технологический компонент (методы, организационные формы и средства образовательной деятельности).

    Методика отвечает на три важнейшие вопроса: зачем, чему и как учить? Технология же отвечает на вопрос как учить?

    Другая точка зрения на соотношение понятий методика и технология характеризует технологию как более широкое понятие по отношению к методике.

    Если рассматривать технологию как проект педагогической системы, то технология включает в себя все ее компоненты: цели, содержание, методы, методики, приемы, организационные формы, средства образовательной деятельности, определенным образом соорганизованные и упорядоченные в целостную систему для достижения гарантированного результата.

    Методика не обсуждает содержание, основы наук для нее являются главным компонентом содержания образования, тогда как образовательная технология указывает, что учебной информации нужно столько, сколько необходимо для усвоения других компонентов (формирования предметных и общеучебных способов деятельности, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, физическое развитие ребенка, приобщение к базовым образцам культуры и т.д.).

    Технологический подход к образованию позволяет рассматривать рефлексивно-деятельностное содержание образования.

    В отличие от сферы техники и промышленного производства в обучении и воспитании технологические содержания не могут быть застывшими и неизменными. В педагогическом процессе учитывается уникальность каждой педагогической ситуации, ее неповторимость.

    Отмечается двойственность технологического отношения к педагогической деятельности. С одной стороны, проектируется будущее учебное взаимодействие, задается абстрактная технологическая схема, содержащая возможности для конкретизации в зависимости от уникальных условий учебной ситуации (настроения учащихся, их самовыражения, познавательной активности и т.д.).

    С другой стороны, технология становится многослойной (со слоями абстрактного проекта и конкретизированных, подвижных по содержанию проектов деятельности всех субъектов учебного процесса).

    Внеситуативная часть технологии обучения и воспитания выражается в текстах для передачи способности строить аналогичное педагогическое взаимодействие другим (О.С. Анисимов).

    Методологическое понимание (методология – теория деятельности) разграничения понятий метод, методика, технология связано с описанием разных норм деятельности и их различения по критерию абстрактности/конкретности.

    О.С. Анисимов характеризует метод как абстрактный образ деятельности, требующий конкретизации на уровне методики. Методика выступает конкретизацией метода при определенных условиях.

    А технология в свою очередь, обеспечивает воспроизведение деятельности, это самая конкретная норма, выражающая последовательность процессов получения конечного результата соотнесено с последовательностью воздействий применяемых средств.

    Любая педагогическая задача может быть успешно решена с помощью адекватной технологии, которую профессионально использует квалифицированный преподаватель, и в этом, с нашей точки зрения, актуальность решения проблемы образовательных технологий.

    Автор: Единарова Наталья Анатольевна

    Организация: МДОУ детский сад №60

    Населенный пункт: Московская область, г. Воскресенск

    Педагогическая технология – это наука о педагогическом мастерстве, которым владеет мастер-педагог и которое является его личным достоянием, так как является уникальным сплавом опыта и личностных особенностей.

    Педагогическая технология представляет с собой систему способов, приемов, шагов, последовательное выполнение которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития ребенка, и сама деятельность представлена как определенная система действий. Педагогическая технология обеспечивает гарантированный результат, она конкретизирует методику.

    Три аспекта педагогической технологии:

    1. научный: изучает и разрабатывает цели, содержание и методы обучения
    2. процессуально-описательный - описание процесса, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
    3. процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех педагогических средств.

    В отечественной педагогике понятие “педагогическая технология” относится и к процессу обучения и к процессу воспитания. Поэтому педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В зарубежной педагогике – ограничено сферой обучения.

    Воспитательная технология - это функции педагога во время взаимодействия с детьми:

    • педагогическое воздействие
    • педагогическое общение;
    • работа с группой;
    • педагогическое требование;
    • информативно-речевое воздействие педагога;
    • педагогическая техника.

    Технология обучения – способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Структура технологии обучения включает в себя следующие компоненты:

    • предварительная диагностика уровня усвоения детьми учебно-познавательного материала;
    • мотивация и организация учебно-познавательной деятельности детей;
    • действие дидактических средств;
    • контроль качества усвоения материала.

    Три уровня педагогических технологий:

    1. общепедагогический уровень технологии –это целостный образовательный процесс образовательного учреждения (в данном случае ДОУ).
    2. частнометодический уровень технологии (термин употребляется в значении “частная методика”) охватывает отдельные аспекты педагогической системы, соответствующие частным методикам;
    3. локальный(модульный)уровень технологии – это воспитание отдельных личностных качеств, технология отдельных мероприятий, технология усвоения новых знаний.

    В чем отличие технологии от методики обучения?

    Методика обучения – система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения.

    Приём обучения направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод.

    Если методика – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличают два принципиальных момента:

    В современной педагогике нет единой, общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное.

    В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются

    • практические (упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование);
    • наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы);
    • словесные (рассказы педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка);
    • игровые методы (внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий, инсценировки коротких рассказов, воображаемая ситуация в развернутом виде (ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием), элементы драматизаций, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации).

    Выделим основные существенные отличия технологий обучения от методики обучения:

    Три основные функции педагогической технологии:

    Описательная функция раскрывает аспекты практического процесса обучения (воспитания, развития) на основе профессиональной терминологии.

    Объяснительная функция позволяет выяснить эффективность различных компонентов (например, эффективность различных методов) обучения (воспитания, развития) и определить оптимальные их комбинации.

    Проектировочная функция осуществляется при описании процесса обучения (воспитания, развития) на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации.

    Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, – высший уровень владения педагогической технологией.

    В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки.

    Однако педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

    ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии)

    Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

    ПРИМЕНЕНИЕ:

    • Развитие воображения, мышления, памяти
    • Игры-путешествия
    • Обучение математике
    • Использование мультимедийных презентаций в программе Рower Рoint необходимо для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей.

    Преимущества компьютера:

    • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
    • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
    • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
    • обладает стимулом познавательной активности детей;
    • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
    • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

    ИКТ в работе педагога:

    1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
    2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
    3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
    4. Оформление групповой документации, отчетов.

    Используемая литература:

    Любая наука использует свои способы и приемы познания, совокупность которых образует ее методологию и методику. Методологией называют исповедуемые наукой познания, общие способы и принципы исследований, проводимых в ее рамках. Выбор и использование тех или иных методик в научном исследовании определяется тем, какими методологическими установками руководствуется исследователь.

    Метод всегда имеет структуру, адекватно которой выполняются действия, поэтому именно он является инструментальным генезисом появления технологии (тренинг, модерация, игра, диалог и т.д.). Важно понимать структуру метода, которая задает логику отбора и порядка действий, определяет форму организации деятельности субъектов образовательного процесса в рамках создаваемой технологии для целей обучения, общения, развития и т.д.

    Методика выступает организующим началом в построении профессионально-педагогической деятельности. Она описывается без учета механизмов и закономерностей, лежащих в основе достижения цели. Появлением новой методики чаще всего является опыт. Зачастую методическое описание принимается на веру, на основании авторитета создателей, без научного обоснования.

    Технология– форма реализации методики. На основе одной технологии могут быть построены разные методики. Технология самостоятельна. Технология - система действий; - алгоритм действий; - набор приемов; - конструирование и оценка образовательных процессов; - главное – запланированный результат; - возможность воспроизводить (тиражировать); - возможность коррекции.

    Метод, методика и технология обладают свойствами системности. Вопрос о соотношении метода, методики и технологии в настоящее время дискуссионный.

    Требования к педагогических технологиям (критерии технологичности).

    Любая педагогическая технология должна отвечать ряду требований:- цели обучения должны быть диагностично поставлены, то есть они должны формулироваться через результаты обучения, выражены в действиях учащихся; - должно обеспечиваться полное усвоение нормативного материала через обучающие процедуры;- обучающий цикл должен быть воспроизводим любым учителем;- технология должна предусматривать сильную обратную связь и объективную диагностику учебных достижений обучающихся.Педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:Концептуальностьпедагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:- логикой процесса;- взаимосвязью его частей, целостностью.Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

    Уровни применения педагогических технологий.

    - Общепедагогический уровень: общепедагогическая технология характеризуется как целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. В данном случае в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения.

    - Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач.

    Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней полностью перекрывается понятиями методик обучения; разница между ними лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компонента; в методиках - целевая, количественная и расчетная компонента.


    28. Структурные компоненты педагогических технологий.

    1. концептуальная основа - опора на определенную научную концепцию, систему идей, которые служат теоретическим обоснованием данной технологии (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологи способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования);

    2. содержательная часть обучения - включает цели и задачи учебно-воспитательного процесса, а также краткое содержание учебного материала (цели обучения - общие и конкретные объем и характер содержания учебного материала; ориентация на личностные структуры (ЗУН);

    3. процессуальный компонент - сам технологический процесс, его ход, организация: методы, формы, средства деятельности педагога и деятельности учащихся; контроль и руководство познавательной деятельностью учащихся;

    4. контрольно-оценочный- оценка качества учебного процесса, деятельности педагога и учащихся, диагностика полученных результатов, их соотнесение с выдвинутой целью и задачами.

    © 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

    1. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

    Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

    2.Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

    3. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

    4.Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

    5. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

    · Б. Т. Лихачев дает такой определение [Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса].

    · И.П. Волков дает такое определение [Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения].

    · ЮНЕСКО - [Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования].

    В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

    1. научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

    2. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

    3. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

    Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

    1. Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

    3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.)

    ОТЛИЧИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОТ МЕТОДИКИ

    Читайте также: