Гражданин предприятие государство как одним термином обозначить эти категории

Обновлено: 25.06.2024

Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.

Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, поскольку право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Тем не менее следует отличать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют цельный системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования.

Механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.

Основные структурные элементы механизма правового регулирования.

1. Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования. Они излагаются в различных по своей юридической силе нормативно-правовых актах, не теряя при этом своей общеобязательности. Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил. Норма права - это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях.

В юридической науке и практике правовые нормы совершенно справедливо считаются нормативной основой механизма правового регулирования, так как в них сконструирована та модель общественного отношения, которая соответствует потребностям и интересам граждан правового государства.

Воплощение предписаний правовых норм в поведении людей осуществляется через другие элементы механизма правового регулирования общественных отношений.

2. Правоотношение - это важнейший и необходимый элемент реальной жизни права. В нем общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, превращаются в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности индивидуальных субъектов (лиц или организаций), в соответствии с которыми те должны сообразовывать свое поведение.

3. Акты реализации юридических прав и обязанностей - это фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Как отмечалось ранее, основными формами реализации прав и обязанностей являются: использование предоставленных нормами права возможностей; исполнение обязывающего правового предписания; соблюдение правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечить их полную реализацию (изымает налоги, назначает пенсии, осуществляет правосудие).

Четкость и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений зависит от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования. Глубокое понимание действительного смысла правовой нормы, знание официальных разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышают качество правового регулирования общественной жизни. И, безусловно, чем выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования.

Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости

В отличие от предмета правового регулирования, отвечающего на вопрос о том, что регулируется правом, метод правового регулирования указывает на то, как регулируются эти отношения.

Сочетание основных способов образует специфический метод правового регулирования - директивный (императивный) или автономный (диспозитивный). Императивный, или властно-побудительный, метод - строго обязательный, не допускающий отступлений от требований юридического установления. Данный метод в качестве основного юридического средства использует властное предписание. Что предписано, то и следует делать, не допуская каких-либо отступлений. Этот метод чаще всего присущ административному и уголовному праву, хотя используется конституционным правом, встречается в иных отраслях права. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случае является государственно-властное предписание (приказ о переводе на другую работу, решение суда и др.).

Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Он допускает возможность сторонам урегулировать собственные действия по своему усмотрению. Законом лишь определяются пределы такого усмотрения либо устанавливаются определенные процедуры. Данный метод специфичен для гражданского, семейного права.

  1. Нормы, содержащие категорические предписания, которые не могут быть заменены по усмотрению лиц, иными условиями их поведения называются:

В) Абсолютно определенными.

С) Относительно определенными.

2. Нормы права, нормы морали, корпоративные нормы, обычаи, традиции – это виды:

А) технических норм;

В) международных норм;

С) социальных норм;

  1. Назовите одну из основных отраслей права, которая: а) закрепляет структуру и компетенцию высших органов государственной власти; б) регулирует основные права и свободы граждан.

В) Гражданское право.

С) Административное право.

В) Акт толкования права.

С) Акт применения права.

В) Юридический факт.

С) Объективное право.

D) Субъективное право.

6. Внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых предписаний, определяется как:

А) система законодательства;

В) система права;

С) структура правовой нормы;

D) правовая система.

А) Система права.

С) Механизм правового регулирования.

8. Назовите две основные разновидности юридических норм, которые выделены на основе двух основных функций права.

А) Запрещающие и уполномочивающие.

В) Обязывающие и уполномочивающие.

С) Регулятивные и охранительные.

D) Императивные и диспозитивные.

9. Назовите основной критерий деления системы права на отрасли:

А) усмотрение законодателя (правотворческого органа);

В) характер источников права;

С) история права;

D) предмет правового регулирования.

10. Способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений образуют понятие:

А) предмет правового регулирования;

В) метод правового регулирования;

С) механизм правового регулирования;

D) механизм правоприменения.

11. Первичным элементом системы законодательства является:

А) статья нормативно-правового акта;

С) нормативно-правовой акт;

D) преамбула закона.

12. Гипотеза, диспозиция, санкция – это:

А) структурные элементы правовой нормы;

В) основные элементы системы права;

С) структурные элементы правоотношения;

D) элементы правового статуса.

13. Какая разновидность юридических фактов включает смерть человека по правовым последствиям?

А) Правоизменяющие факты.

В) Правообразующие факты.

С) Относятся одновременно к правообразующим, к правоизменяющим и к правопрекращающим.

D) Правопрекращающие факты.

14. Гражданин, предприятие, государство – как одним термином обозначить эти категории:

А) объекты правоотношений;

В) субъекты правоотношений;

С) структурные элементы правоотношений;

D) правовой институт.

15. Назовите элемент правовой нормы, предусматривающий правило поведения путем предоставления и возложения юридической обязанности?

D) Юридическая фикция.

16. Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений, определяются как:

D) юридические факты.

А) Отрасль законодательства.

В) Ассоциация норм.

С) Комплексная отрасль законодательства.

D) Отрасль права.

18. Видами юридических фактов являются:

А) юридические акты и юридические поступки;

В) правомерные действия и правонарушения;

С) преступления и проступки;

D) действия и события.

19. В чем заключается различие между проступком и поступком?

А) Проступок – неправомерное действие, а поступок – правомерное действие, никогда не ведущее к юридическим последствиям.

В) И проступок, и поступок могут быть неправомерными действиями, но поступок обязательно влечет за собой юридические последствия (например, находка клада).

С) Особого различия между ними нет.

D) Проступок – неправомерное действие, а поступок – вид правомерных действий.

А) Источники права.

С) Моральные принципы.

D) Политические декларации.

21. Постановление Правительства РФ является:

А) ведомственным нормативно-правовым актом;

В) подзаконным нормативным актом;

С) актом законодательной власти;

D) основным нормативным актом.

22. Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) - это деятельность, направленная на:

А) подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов;

В) упорядочение и усовершенствование правовых норм;

С) конкретизацию действующих норм и их дальнейшую реализацию в ходе правоприменительной деятельности;

D) все перечисленное.

23. Назовите одну из основных отраслей права, нормы которой регулируют имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения.

А) Административное право.

В) Гражданское право.

С) Финансовое право.

D) Земельное право.

24. Назовите элемент юридической нормы, предусматривающий меры неблагоприятного воздействия для нарушителя правовой нормы.

25. Кодификация, инкорпорация, консолидация – это три основные формы (способа):

А) реализации правовых норм;

В) толкования правовых норм;

D) систематизации нормативно-правовых актов.

26. Какова форма изложения элементов правовой нормы в статье нормативного акта, если в ней называются правила, но сами они содержатся в другом акте?

С) Эта ситуация не вписывается ни в одну из определенных форм.

27. Какой термин охватывает все эти понятия – правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор:

А) формы реализации права;

С) виды актов законодательной власти;

D) элементы системы права.

28. Что служит основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений:

А) общественный интерес;

В) юридический факт;

С) поведение человека;

D) мысли человека.

29. Что такое деликтоспособность?

А) Предусмотренная правовыми нормами способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

В) Способность лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки.

С) Юридическая субординация.

D) Предусматриваемая нормами права возможность иметь субъективные права и юридические обязанности.

30. Назовите основание, по которому система права подразделяется на отрасли:

А) субъект правоотношения

В) единство правовых норм;

С) предмет и метод правового регулирования;

D) объект правоотношения;

31. С какого момента возникает дееспособность у юридического лица:

А) с момента утверждения его устава;

В) со дня проведения общего собрания учредителей;

С) с момента его государственной регистрации;

D) со дня заключения первой сделки.

32. Дайте определение правового статуса:

А) совокупность прав и обязанностей определенной категории людей и организаций;

В) типовая, нормативная модель правоотношений;

С) необходимое поведение, требуемое законодательством;

D) условия и обстоятельства, при наличии которых возникают, изменяются и прекращаются правоотношения.

33. Нормы права сформулированы и содержатся в:

А) ни один ответ из предлагаемых не является правильным;

В) нормативных и индивидуально-правовых актах;

С) нормативном акте;

D) индивидуально-правовых актах.

34. Какой элемент правовой нормы предусматривает условия применения юридической нормы?

35. Какие субъекты права одновременно обладают правоспособностью и дееспособностью?

А) Ни юридические, ни физические лица не обладают одновременно правоспособностью и дееспособностью.

В) Юридические лица.

С) Юридические лица и физические лица.

D) Физические лица.

36. Найдите определение субъективного права.

А) Предписанная субъекту мера санкционированного поведения.

В) Предписанная субъекту мера должного поведения.

С) Предписанная субъекту мера дозволенного поведения.

D) Предписанная субъекту свобода действий.

38. Назовите характерные свойства (признаки) юридической нормы.

А) Неперсонифицированность адресата и общеобязательная нормативность.

В) Декларативность и отсутствие систематичности.

С) Основное средство осуществления – общественная санкция.

D) Направленность на регулирование моральных отношений.

39. Назовите юридический факт, возникший независимо от воли и сознания субъекта права.

А) Поджог, повлекший гибель чужого имущества.

В) Договор купли-продажи.

С) Состояние в браке.

D) Стихийное бедствие, повлекшее гибель застрахованного имущества.

40. К какому виду норм относится норма, характеризуемая как выражение категорических предписаний и действующих независимо от усмотрения субъекта права?

А в политико-правовой сфере термин обозначает принадлежность индивида к определённому государству.

Паспорт

Но что даёт человеку такая связь? И есть ли принципиальная разница между гражданами и иностранцами, с точки зрения прав и обязанностей? Ответы вы найдёте в этой статье.

Что означает слово гражданин

Так кто такой гражданин? Сегодня существует три основных подхода к понятию.

Юридический подход к понятию гражданин

С точки зрения закона, гражданин – это человек, который имеет политико-правовую связь с конкретным государством. Такое отношение можно сравнить с постоянным членством в организации.

Государство предоставляет человеку место проживания, защиту и гарантии соблюдения прав. Причём как внутри, так и за пределами своей территории.

Гражданин, в свою очередь, несёт личную, гражданскую и имущественную ответственность перед страной. А в случае военного конфликта он обязан защищать Родину.

Аналогом гражданина в монархических странах выступает подданный.

Документ

В России приобрести гражданство можно по рождению, в результате вступления в брак с россиянином или в юридическом порядке. По упрощённой схеме страна принимает тех, кто связан с ней исторически (в частности, русскоязычных соседей), а также высококвалифицированных специалистов.

Остальным иностранцам приходится сначала получать разрешение на временное проживание, потом – вид на жительство, подтверждать доход и сдавать экзамен.

Общественный подход

В общественной практике гражданин – это общепринятая форма личного обращения к человеку.

Идеологический подход

То есть, человек, который любит Родину, гордится поступками своих великих сограждан, а также совершает добрые поступки во благо народа.

Права гражданина РФ

Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции РФ.

Гражданин же обладает как общими правами, так и исключительными. Ниже рассмотрим их классификацию по сфере общественной жизни.

Конституция

Личные права

Затрагивают частную жизнь человека. Есть у всех физлиц (не только у граждан), так как мировое сообщество признало такие права фундаментальными, присущими каждому от рождения.

Вот примеры личных прав:

  1. на жизнь;
  2. на охрану личного достоинства;
  3. на неприкосновенность жилища;
  4. на тайну переписки;
  5. на свободу передвижения внутри территории РФ.

Ограничения могут налагаться только по закону и в исключительных случаях. Например, правоохранительные органы вправе задержать человека, подозреваемого в совершении преступления.

Гражданские права

Гражданские права тесно связаны с личными и призваны защищать человека от произвола в стране. К ним относятся равенство перед законом и судом, получение юридической помощи, презумпция невиновности и другие возможности.

Политические

Политические права гражданина РФ гарантируют его участие в управлении делами государства. Правовой статус иностранцев, лиц без гражданства и беженцев в этой области сильно ограничен.

Голосование

Так, только граждане России обладают следующими правами:

  1. проводить собрания, демонстрации, митинги;
  2. избирать и быть избранными в органы власти, в том числе местные;
  3. участвовать в референдуме;
  4. становиться судьями, присяжными заседателями;
  5. направлять обращения в государственные органы.

Иногда в законах устанавливаются более строгие требования, связанные с гражданством. Например, кандидат в Президенты должен быть не просто гражданином, но и проживать на территории РФ не менее 10 лет.

Социально-экономические права

Экономические и социальные права граждан РФ затрагивают имущественные, предпринимательские и трудовые отношения. По сути, это индикатор благосостояния общества.

Вот примеры таких прав:

  1. заниматься предпринимательством;
  2. наследовать имущество;
  3. свободно выбирать род деятельности и профессию;
  4. устраивать забастовки;
  5. получать социальную помощь по случаю болезни, инвалидности, преклонного возраста;
  6. получать медицинскую помощь.

Только граждане РФ вправе иметь в собственности земельные участки. Это положение закреплено в ст. 36 Конституции.

Остров

Культурные права

Культурными правами на территории РФ обладают все физлица. Например, каждый может рассчитывать на охрану интеллектуальной собственности, посещать музеи, выставки.

Экологические

Относятся к сфере взаимодействия человека с окружающей средой. Например, согласно ст. 42 Конституции РФ каждый вправе получать достоверную информацию об экологической обстановке в стране.

Конституционные (главные) обязанности гражданина РФ

Правам гражданина РФ всегда корреспондируют обязанности. В противном случае государство не смогло бы обеспечивать населению безопасность, благоприятные условия для труда и бизнеса, социальную поддержку и политическую стабильность.

Каковы главные обязанности гражданина РФ по Конституции? Они перечислены в ст. 15, 17, 38, 43, 44, 57, 58 и 59:


  1. Судами эта норма трактуется широко. То есть, гражданин обязан следовать любым актам законодательства, в т.ч. указам Президента, постановлениям Правительства.

  2. Например, собственник квартиры не может убить вора. Это действие нарушало бы право другого лица на жизнь.

  3. В обоих случаях обязанность включает материальную поддержку и уход. А на родителей также возлагается ответственность за нравственное воспитание детей.

  4. Каждый обязан отучиться хотя бы 9 классов школы. Также у родителей есть право перевести детей на надомное или дистанционное обучение в соответствии с федеральным законом № 273-ФЗ.

  5. Граждане должны бережно относиться к памятникам, экспонатам в музеях, старым зданиям. Кроме того, нельзя вывозить с территории РФ историко-культурные ценности без получения специального разрешения у уполномоченного органа.

Большинство трудоспособных граждан РФ платят подоходный налог и страховые взносы в Пенсионный фонд. К распространённым косвенным налогам относятся НДС и акцизы. Фактически их уплачивают граждане, а перечисляют в казну торговые организации.

Калькулятор

Заключение

Для любого государства гражданин – это и тот, кого необходимо защищать, и ценный резерв. Страна заинтересована в том, чтобы среди населения было много патриотов, а молодёжь не уезжала за границу.

Однако не только гражданин обязан любить Родину. Государство тоже должно создавать условия, в которых умные и талантливые люди смогут себя проявить и принести пользу обществу.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Да никто не обязан родину любить, гражданин должен жить по закону своего государства, а не любовью с ним заниматься. В США, кстати, гражданство дается в том числе и по праву почвы, может поэтому наши элиты любят туда ездить детей рожать?


Госуда́рство — политико-территориальная организация суверенной власти в обществе, обладающая особым аппаратом принуждения и правом издавать властные предписания, обязательные для всех лиц, проживающих на данной территории.

Государство оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами Государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на cобственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями Государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.

В современных капиталистических государствах, его основными целями трактуются:

  • сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности;
  • реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология.


Понятие Государство имеет два основных применения:

  1. В качестве слова — названия объективно существующего предмета, определяемого лексически и обладающего различными свойствами (качествами) и способностью взаимодействия;
  2. В качестве термина — не совсем понятного объекта, определяемого происхождением и являющегося предметом исследования.


В лексическом определении (в качестве общедоступного, разговорного слова):
Государство — это однозначное аксиоматическое обозначение фундаментального понятия (одного из оснований географии), формулировка которого определяет мировоззрение человека в быту и отдельных отраслях общественной науки. В простом и интуитивно очевидном понимании предмета, государство представляет собой неделимую совокупность четырёх неотъемлемых составляющих, объединенных по нормам и правилам внутренних и внешних взаимоотношений:

  • географической территории,
  • владельца (владельцев) этой территории, этой территории, совокупным хозяйством населения (в том числе и владельца территории).

Совокупное хозяйство населения географической территории формируется из материальных ценностей, которые по незыблемым естественным закономерностям обязаны быть общедоступными для всех живых существ, населяемых территорию государства, по мере естественной нужды в этих ценностях. Такими являются:

  • атмосферный общедоступный воздух, необходимый для дыхания;
  • общедоступная вода, необходимая для утоления жажды;
  • солнечный общедоступный свет, необходимый для зрения и тепла;
  • географическая общедоступная территория, необходимая для обитания и коммуникации;
  • плодоносная земля, необходимая для естественного произрастания пищи;
  • естественные (природные) ресурсы, необходимые для создания предметов быта;
  • национальная казна (общий бюджет) необходимая для организации естественной социально-общественной формы жизни в любой политической интерпретации и т. д.

В качестве термина обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся сухопутная территория на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами.

По сравнению с общиной, которая является простым обществом, государство содержит в себе социальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых) является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинник причастен к управлению таковыми) [1] .

Содержание

Определение государства

Определение государства в международном праве

Определение государства в науке

Приведём ещё несколько определений государства:

Государство — свод законов и правил, установленных на данной территории, регулирующий взаимоотношения индивидуумов [источник не указан 304 дня] .

Этимология

Признаки государства

Признаки государства

  • Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):
      , , .
    • Публичная власть:
        (правительство), , .
      • собственная денежная система, ,
      • государственная казна;
        , ,
      • периферийные административные организации.

      Кроме прочих, в качестве признаков можно рассматривать и иные политические, экономические и социальные аспекты.

      Разница между государством и страной

      Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.

      Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

      Элементы формы государства



      Форма государственного правления

      Форма государственного устройства

      Унитарное государство (фр. unitarism от лат. unitas — единство):

      • Централизованное;
      • Децентрализованное;
      • Сложное;
      • Простое;
      • Национальное.

      Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз):

      • Территориальная (административная);
      • Национальная;
      • Национально-территориальная;
      • Централизованная;
      • Симметричная;
      • Конституционная;
      • Договорная;
      • Дуалистическая;
      • Кооперативная.

      Конфедерация (лат. confoederatio — союз, объединение):

      Политический режим

      Антидемократический:

      Происхождение государства

      Власть и социальные нормы в первобытном обществе

      Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

      Возникновение государства с точки зрения марксистской теории

      Теории происхождения государства

      Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

      Теории происхождения государства:

        — Ф. Аквинский — Аристотель, Платон, Конфуций, Михайловский, Фильмер — Г. Гроций, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидро, А. Н. Радищев — К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин — Цицерон, Г. Тард, Л. Петражицкий — Ж. Габино, Ф. Ницше[источник не указан 267 дней] — Г. Спенсер, Р. Вормс — К. Виттфогель
      • Комплексная теория происхождения государства — Х. Й. М. Классен
      • Кризисная теория — А. Б. Венгеров
      • Дуалистическая теория — Малыгин, Афанасьев
      • Теория специализации — Т. В. Кашанина
      • Теория инцеста (половая) — К. Леви-Стросс
      • Спортивная теория — Ортега-и-Гасет
      • Патримониальная теория — Галлер
      • Диффузионная теория — Гребнер

      Функции государства

      Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

      С этой целью государство выполняет ряд задач:

      • управление хозяйством и обществом;
      • оборона собственной территории.

      По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.

      Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

      Классификация функций государства

      Функции государства классифицируются:

      • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
      • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
      • по значению: на основные и дополнительные,
      • по видимости: на явные и латентные,
      • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

      Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

      Внутренние функции государства:

        функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы. функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций. — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования. функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики. функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

      Внешние функции государства:

        — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
      • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
      • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
      • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

      Также проводится разделение между:

      • деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

      Государства мира

      Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
      Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (17 мар 2012)


      Государства-члены Организации Объединенных Наций (включая зависимые территории) на карте указаны голубым цветом

      В настоящее время (июль 2011 года) существует 194 государства, признанных абсолютным большинством (более 2/3) других государств. Из них в ООН входит 193 государства-члена.

      Ватикан как суверенная территория Святого Престола имеет политическую систему, подобную государству, но государством в полном понимании данного термина не является. Он официально признан большинством государств как суверенная территория, но не является членом ООН. Постоянным наблюдателем в ООН является Святой Престол — уникальная суверенная персона (persona sui generis) в международном праве. Дипломатические отношения государств устанавливаются не с Ватиканом, а со Святым Престолом, и все иностранные дипломатические миссии аккредитованы при Государственном секретариате Святого Престола.

      Статус и категория некоторых территорий и образований не могут быть однозначно идентифицированы. Также Евросоюз и Союзное государство России и Беларуси имеют признаки государства и конфедерации, однако в международном праве не рассматриваются как государство или субъект международного права.

      Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства.

      Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

      Встречаются дефиниции государства, которые сводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.

      В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

      Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

      К признакам государства принято относить:

      1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

      2) территориальную организацию населения;

      3) государственный суверенитет;

      4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

      5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

      Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

      Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику (проф. Н.В. Власенко, проф. В.В. Оксамытный). Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло.

      Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государства.

      Публичная политическая власть – один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

      Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.

      Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

      а) специально создается для управления обществом;

      б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

      в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

      г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

      Итак, государство – это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

      Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

      Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.

      Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

      Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

      В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость и единство.

      Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т. д.

      Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

      Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

      Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами.

      Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

      Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.

      Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.

      Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

      В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

      Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.

      С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

      Каждое из приведенных определений имеет право на существование, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совершенным.


      О чем эта статья:

      Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
      Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

      Понятие государства

      Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Википедия же говорит, что государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.

      Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:

      Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.

      • Российская Федерация;
      • Соединенные Штаты Америки;
      • Французская Республика.

      Названия государств

      У большинства государств есть два названия:

        Полное — официальное, протокольное. Используется, если речь идет о государстве как о юридическом лице, например, в договорах и законах.

      Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

      Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.

      Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.

      Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

      Признаки государства

      Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:

      • единство территории;
      • законодательная деятельность;
      • суверенитет;
      • монополия на применение силы (легальное принуждение);
      • обязательность членства (гражданство);
      • налоговые сборы;
      • публичная власть.

      Есть еще дополнительные признаки. В них входят:

      • государственные символы;
      • единый язык общения;
      • армия;
      • национальная валюта.

      Государственные символы

      Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.

      Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.

      Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.

      Функции государства

      У государства есть внутренние и внешние функции:

      Какие функции у государства внутри страны:

      • Экономическая: государство развивает экономику. А именно: создает государственные предприятия, финансирует промышленность, сельское хозяйство и другие области и принимает законы в экономической сфере.
      • Правоохранительная: государство обеспечивает правопорядок. А именно: защищает права и законные интересы человека, следит за соблюдением законодательства гражданами, организациями и государственными органами.
      • Социальная: государство обеспечивает защищенность личности и условия жизни для всех членов общества. Например, выплачивает пенсии, платит пособия по безработице, оказывает помощь многодетным семьям.
      • Культурно-просветительская: государство поддерживает культурную жизнь и обеспечивает образовательный уровень граждан, создает условия для их участия в культурной жизни, науке, искусстве.
      • Экологическая: государство борется с загрязнениями окружающей среды в своей стране. Например, с помощью закона запрещает загрязнения и наказывает за их нарушения.

      К внешним функциям государства относятся:

      • Оборонительная: государство защищает граждан от внешних угроз, охраняет границы (пограничные войска), обеспечивает работу таможни.
      • Экономическое сотрудничество с другими странами: государство устанавливает многообразные экономические и научно-технические связи между странами.
      • Борьба за мир и мирное существование: государство отказывается от войны как способа решения спорных вопросов с другими государствами и разрешает их путем мирных переговоров.
      • Научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами: государство обеспечивает обмен между странами научным и культурным опытом. Например, участвует в работе ООН.
      • Взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды: государство защищает и улучшает окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений.

      Типы государств

      Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

      Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

      • формы правления — кто руководит страной и как передается власть;
      • формы государственного устройства — как делится территория и как части взаимодействуют между собой;
      • политического режима — какими способами осуществляется власть.

      Разберем все эти формы по порядку.

      Форма правления

      Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

      Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

      Есть две основные формы правления — монархия и республика.

      Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

      Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

      • Примеры абсолютных монархий: Российская империя или Саудовская Аравия в наши дни, где вся высшая власть сосредоточена в руках короля.
      • Примеры парламентских монархий: современная Великобритания и Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
      • Пример дуалистической монархии: Марокко, где есть парламент, но у короля есть право назначить или сменить правительство.

      Республика — форма правления, при которой избирается верховная власть. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

      • Примеры президентских республик: Россия и США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
      • Примеры парламентских республик: Германия и Италия, в которых главой государства считается премьер-министр, который победил на выборах парламентской партии.
      • Пример смешанной республики: Франция, где широкие полномочия есть и у парламента, и у президента.

      Форма государственно-территориального устройства

      Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

      • Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой в составе страны нет самостоятельных образований, все регионы подчиняются единым центральным органам власти. Примеры унитарных государств: Великобритания, Испания, Япония.
      • Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью. Примеры федераций: Российская Федерации, США, Германия.
      • Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Примеры конфедераций: Конфедеративные Штаты Америки (объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США с 1861 по 1865).

      Современная Швейцария по традиции называется Швейцарской Конфедерацией, но на деле имеет признаки федеративной республики.

      Политический режим

      Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

      • Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников. Примеры демократии: современные Франция, Швеция, Индия.
      • Авторитаризм — политический режим, при котором власть осуществляет один человек или элитарная группа, партия при минимальном участии народа. Пример авторитаризма: СССР эпохи застоя, современный Китай.
      • Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека. Примеры тоталитаризма: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.

      Теории происхождения государств

      Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.

      Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

      Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

      Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

      Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

      Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

      Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

      Стадии развития государства

      Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

      • Раннее государство — организационно и социально неполное. Примеры ранних государств: государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы.
      • Развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае.
      • Зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами, нациями и национализмом. Является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Отличительная черта зрелых государств — их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первые развитые государства: Англия, Франция, Китай.

      Современные государства мира

      Международно признанные государства — это:

      • те, которые являются членами Организации Объединенных Наций;
      • те, которые имеют реальную возможность стать членами ООН, но добровольно отказываются от такой возможности.

      В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

      Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

      Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

      Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

      Государства, у которых небольшая территория и численность населения, называют карликовыми. Примеры карликовых государств: Люксембург, Кипр, Самоа, Барбадос.

      Развитие понятия государства

      Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

      В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

      При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

      Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

      • государство-нация — исторически сложившееся традиционное государство;
      • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
      • формирующееся глобальное сообщество.

      Трансформация государства

      В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

      Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.

      Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

      Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.

      Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.

      Читайте также: