Какие права призваны обеспечить ребенку благополучную жизнь 7

Обновлено: 25.04.2024

убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,

признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,

считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,

принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 19244 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года1, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24)3, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10)3, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании,

учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка,

признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах,

согласились о нижеследующем:

1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защит

в Международный год ребенка (1979 г. ) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10 лет. Наконец 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Ее нормы будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

Каждый ребенок должен познакомиться с содержанием Конвенции о правах ребенка (ребенком ООН считает человеческое существо от рождения до 18 лет) . А чтобы сориентироваться в большом количестве ее норм, объединим их в отдельные группы по общности содержания:

I группа прав - базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др. ;

II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство ,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.) ;

III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии) ;

IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.) ;

V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.) ;

VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

Некоторые положения Конвенции непривычны, новы для обыденного сознания, достойны специального обсуждения. Например, в ней впервые столь определенно зафиксировано право каждого ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, его затрагивающим. Воспринятое буквально, оно может побудить некоторых школьников к обыкновенной недисциплинированности, особенно если мал опыт цивилизованного, демократического взаимоотношения с педагогами. Корректно реализовать это право поможет ясное представление об одной из уже известных обязанностей цивилизованного претворения права в жизнь: права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека.

Каждый человек с рождения получает права,основыное это право на жизнь, отнять его никто не может.
Ребёнок обретает право на получение образование, защищает их как государтсвтво,так и родители,которые ОБЯЗАНЫ дать ребёнку образование. Ребёнок имеет право свободно высказывать свои мысли, в длаьнейшем выбирать свою возможную профессию.
Вобщем чё ещё ща сразу и не вспомню.
Вобщем в основном за детей отвечают их родители,могу посоветовать отметить,что во времена СССР,если несовершеннолетний пойман за распитие,то штраф платит родитель и ему делается выговор!
Тоесть права ребёнка формально защищает как сам закон,так и государство,родитель же должен принимать в этом посильное участие.

Снова опровергаем фейки. Впрочем, изменения очень важны.

В соответствии с подписанным президентом законом (№10-ФЗ)

вносятся поправки в текст ст. 86 Семейного кодекса (СК). Закон вступит в силу через 10 дней после официальной публикации.

Вот эта норма в действующей редакции:

Закономерно, что теперь к исключительным обстоятельствам отнесены и расходы по обеспечению ребенка жильём, если у него отсутствует возможность проживания в пригодном для постоянного проживания жилом помещении. Удивляться тут нечему, но важно понять, на какое место в системе действующего регулирования направлена эта новелла.

При прекращении семейных отношений родителей жилищные права ребенка на жилое помещение, где он проживает, не подлежат прекращению в любом случае.

Эта позиция отталкивается от общих принципов семейного права, с которыми несовместима такое истолкование ч. 4 ст. 31 ЖК, при котором ребёнок может быть лишён своим отцом или матерью жилого помещения.

Если же речь о социальном найме, то вопрос об утрате права на жилое помещение просто не возникает в силу ч. 4 ст. 69 ЖК: бывшие члены семьи нанимателя в любом случае сохраняют право пользования жилым помещением.

Экстраординарные родительские обязанности в ст. 86 СК могут применительно к жилищной ситуации возникнуть в том случае, если собственник жилого помещения отчуждает его (ч. 2 ст. 292 ГК), так как такое отчуждение ведёт, de lege lata, к прекращению прав членов семьи, ибо согласие органов опеки требуется, согласно тексту ч. 4 ст. 292 ГК, только при отчуждении жилого помещения, в котором проживают дети, находящиеся под опекой или попечительством либо оставшиеся без родительского попечения (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц.

В п. 19 констатируется прекращение жилищных прав бывших членов семьи независимо от продления права пользования на основании п. 4 ст. 31 ЖК. Единственное изъятие из правила о прекращении жилищных прав членов семьи при отчуждении сделано в п. 18 для бывших членов семьи, которые дали согласие на приватизацию.

Напрашивается дискреционный подход. Решение дела не в зависимости от системного правила, а на основе оценки баланса интересов. Важно, однако, установить точку, где и когда, то есть в каком споре, будет взвешиваться этот баланс.

Одним из решений Верховного суда ещё в 2013 г. была воспроизведена логика Конституционного суда

хотя ребёнок формально не был признан лишённым родительского попечения, совершение родителем сделки по отчуждению квартиры Коллегия по гражданским делам ВС рассмотрела в контексте изложенной выше позиции Конституционного Суда: эта сделка, по мнению Коллегии, была совершена вопреки установленным законом обязанностям родителей по защите прав ребёнка в отношении квартиры, где этот ребёнок проживал, и при этом у ребёнка не имелось прав на другое жилое помещение; такая сделка, как заключила Коллегия, нарушает права и законные интересы несовершеннолетнего ребенка на проживание в спорном жилом помещении.

Дискреция суда по признанию подлежащих защите интересов ребёнка в жилом помещении должна, я уверен, приводить к возложению обременений не на добросовестного приобретателя, а на родителя, который произвёл отчуждение жилого помещения.

На мой взгляд, обсуждаемая новелла предполагает решение именно этой проблемы, и решение выглядит таким: при возникновении спора о прекращении прав ребёнка при отчуждении жилого помещения руководствоваться не подходом, сформулированном в Постановлении КС 8 июня 2010 года N 13-П и в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС от 16 апреля 2013 г. N 4-КГ13-2, то есть устанавливать баланс не между добросовестным приобретателем и правами ребенка на пользование отчужденным жилым помещением, а между интересами ребенка в уровне родительского попечения и возможностями вещно-правовой свободы отчуждения. При таком подходе в ситуации, когда жилое помещение отчуждается, не будет сомнительной конституционной химии, и отчуждение не приведёт к обременению приобретателя, то есть права ребенка на отчуждаемое помещение прекратятся. А вот ситуация, в которой окажется ребенок, лишённый жилого помещения, будет рассматриваться как допускающая возложение экстраординарных расходов на родителя — и собственно, понятно какого: того, кто продал квартиру, где живёт его (её) ребёнок.

Смайлс Сэмюэль (1816–1903) – английский писатель.

Сухомлинский Василий Александрович (1918–1970) – украинский педагог, автор многих трудов по вопросам обучения и воспитания.

Христианство – одна из мировых религий, три основные ветви которой – православие, католицизм и протестантизм – объединены верой в Иисуса Христа. В России наиболее распространено православие, в котором, как и в католицизме, существует представление о триедином Боге и семи таинствах.

Шелгунов Николай Васильевич (1824–1891) – русский литературный критик, участник революционного движения 60-х гг. XIX в.

Урок четвертый. Право на благополучную жизнь

Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это самое главное, что дано человеку. Единственная в своем роде жизнь… Казалось бы, это всем понятно. Жизнь свята, право на нее неоспоримо. И поэтому право на жизнь – самое первое из всех прав.

Но вот война. Падают и разрываются бомбы, летят снаряды, полыхают пожарища. И в этом кровавом кошмаре сотнями, тысячами гибнут люди. За что? Почему? Те, кто начинает войны, вряд ли ответят на эти вопросы.

Насильственно прерванная жизнь – трагедия. Но, к сожалению, бывает и так, что жизнь не радует того, кому она дана. Необходимо, чтобы жизнь была благополучной. Особенно жизнь ребенка. Уж он-то не заслуживает лишений и страданий.

За правом на жизнь следуют также жизненно важные права – на имя и гражданство. Вместе с правом на жизнь эти права базовые, основные.

Что такое детская благополучная жизнь? В Конвенции о правах ребенка обозначены те права, которые призваны ее обеспечить.

Во-первых, это жизнь в хорошей, заботливой семье. В ней ребенок защищен от всего дурного. Хорошей семья становится тогда, когда к ее созданию готовятся заранее. Может быть, даже с детских лет. Ведь пройдет совсем немного времени – и дети станут взрослыми, образуют свою семью.

Некоторые вступают в брак необдуманно. Любовь! Больше они ни о чем не думают. Но семья – это не только любовь, но и постоянный труд, забота, ответственность. За детей прежде всего. За тех, кто рядом с тобой. Вот к этой заботе, к этому труду ради близких и надо готовить себя с детства. Если же по каким-либо причинам ребенок лишается семьи, государство обязано обеспечить заботу и уход за ним в доме ребенка, детском доме, интернате и т. д.

Во-вторых, это здоровый образ жизни: чистый воздух, чистая вода, качественная пища в достаточном количестве, возможность отдохнуть, развлечься. Хорошая семья все это предоставляет ребенку.

В-третьих, это возможность получить скорую и квалифицированную медицинскую помощь. Нередко дети растут ослабленными. У некоторых появляются серьезные проблемы со здоровьем. За такими детьми надо постоянно вести медицинское наблюдение. Это забота не только семьи, но и государства.

В-четвертых, это доступность образования и возможность пользоваться богатствами культуры: посещать библиотеки, музеи, театры, памятные места. Когда мы ходим в школу, возможность учиться кажется нам само собой разумеющейся. А ведь это – великое достижение цивилизации. Об образовании мечтали десятки поколений простых людей, вынужденных вместо школы с ранних лет ходить на полевые работы, в мастерские, на фабрики и заводы.

Очень важно для детей творчество: дети рисуют, поют, танцуют, пишут стихи… Право на развитие их творческих возможностей также заложено в Конвенции о правах ребенка.

1. Какие права в Конвенции о правах ребенка являются основными?

2. Какие права призваны обеспечить ребенку благополучную жизнь?

3. Что такое хорошая семья?

4. Что такое детская благополучная жизнь?

Статья 27

1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка…

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

Во-вторых, это здоровый образ жизни: чистый воздух, чистая вода, качественная пища в достаточном количестве, возможность отдохнуть, развлечься, заниматься физкультурой и спортом. Хорошая семья всё это предоставляет ребёнку.

В-третьих, это возможность получить скорую и квалифицированную медицинскую помощь. Нередко дети растут ослабленными. У некоторых появляются серьёзные проблемы со здоровьем. За такими детьми надо постоянно вести медицинское наблюдение. Это забота не только семьи, но и государства. Ребёнок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечить это для всех детей, уделяя при этом огромное внимание профилактическим мерам, снижению детской смертности в стране.

В-четвёртых, это доступность образования и возможность пользоваться богатствами культуры: посещать библиотеки, музеи, театры, памятные места. Когда мы ходим в школу, возможность учиться кажется нам само собой разумеющейся. А ведь это – великое достижение цивилизации. Об образовании мечтали десятки поколений простых людей, вынужденных вместо школы с ранних лет ходить на полевые работы, в мастерские, на фабрики и заводы.

Очень важно для детей творчество: дети рисуют, поют, танцуют, пишут стихи… Право на развитие их творческих возможностей также заложено в Конвенции о правах ребёнка.

Вопросы и задания к параграфу

1. Какие права в Конвенции о правах ребёнка являются основными?

2. Какие права призваны обеспечить ребёнку благополучную жизнь?

4. Что такое хорошая семья?

5*. Используя ресурсы Интернета, приведите примеры жизни детей в разных странах. Сравните показатели качества их жизни.

Обсудите на уроке

Общий закон жизни есть стремление к счастью и всё более широкое его осуществление (В. Г. Короленко, русский писатель).

Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определённой цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге (Д. И. Писарев, русский литературный критик).

Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит (русская пословица).

Дайте собственные определения

Задания для самостоятельной работы

1. Верны ли следующие мнения о культуре? Какое из них вы считаете правильным и почему? Обоснуйте свой ответ.

2. Как совместить право на жизнь и применение в некоторых странах смертной казни как исключительной меры наказания? Приведите примеры. Существует ли в нашей стране смертная казнь?

Размышляем над пройденным

1. Как вы думаете, в каких странах мира жизнь детей нельзя назвать благополучной? Почему?

2. Право на гражданство: что оно означает и кому даётся?

3*. В какой мере праву человека на образование соответствует платное обучение в некоторых учебных заведениях? Как вы относитесь к тому, что в вашей школе могут ввести плату за обучение по некоторым предметам, например иностранным языкам?

Проектная деятельность

Право детей на пользование богатствами культуры.

Словарь урока

Духовный – связанный с внутренним, нравственным миром человека, с его умственной деятельностью.

Цивилизация – уровень (ступень) материального и культурного развития общества.

§ 15. Право на свободное слово

Задача урока. Уметь объяснять понятия: свобода слова, цензура.

Человек – существо мыслящее. Всё, что его так или иначе касается, воплощается у него в мысли, в слова. Письменная и устная речь – главные инструменты самовыражения человека. Без речи невозможно общение между людьми. Свободное слово – главное условие развития человеческой личности, ума, воображения, творческих способностей. Так считают философы и психологи, социологи и политологи.

Многие века борется человек за возможность высказывать то, что ему хочется, за свободное слово. Впервые право на свободу слова было закреплено в конце XVIII в. в Декларации независимости США и в Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции. Но борьба на этом не закончилась. Продолжается она и сегодня, хотя право на свободу слова обрело значение нормы международного права в 1948 г. с принятием Всеобщей декларации прав человека. У свободного слова немало врагов – диктаторы, продажные чиновники, нечистоплотные политики не раз пытались лишить людей этого права, ввести цензуру, установить жёсткий контроль над прессой.

Лишь с появлением демократических государств в какой-то мере стало возможным осуществление права на свободу слова.

Если кто-то думает, что свобода слова, мнений нужна только взрослым, а дети могут обойтись без этого, то он глубоко заблуждается. Для нормального развития детям так же, как и взрослым, нужно быть хозяином своей мысли, высказанного слова. И Конвенция о правах ребёнка предоставляет им это право. В ней сказано, что ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение. А это значит, что он имеет право искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка.

Но всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться цивилизованно, культурно. Необходимо помнить, что и другие люди имеют такие же права.

Поведение Пети противоречит Конвенции о правах ребёнка, в которой говорится, что осуществление права свободно выражать своё мнение может подвергаться некоторым ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы для уважения прав и репутации других лиц.

Вопросы и задания к параграфу

1. В каких документах впервые было закреплено право на свободу слова?

2. Какую роль в жизни человека играет свободное слово?

3. Что сказано в Конвенции о правах ребёнка о свободе слова?

4. Чем грозит неправильное (нецивилизованное) использование этого права?

5*. Почему в некоторых государствах вводится цензура? Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, приведите примеры цензуры в истории России.

Обсудите на уроке

Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам (античная мудрость).

Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости (Вольтер, французский писатель и философ).

Читайте также: