Гражданин как субъект политической системы

Обновлено: 25.06.2024

1. Государство (в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти).

2. Политические партии.

3. Общественные объединения (профсоюзы и др.),

4. Местное самоуправление

5. Гражданин как первичный элемент политической системы общества.

В настоящее время по числу партий можно выделить:

- беспартийные системы (Иран, Ливия),

-однопартийные системы (Куба, Северная Корея),

-квазимногопартийные системы (Казахстан, Узбекистан и др.),

- двухпартийные системы (США, Великобритания),

-многопартийные (с доминированием одной партии (Япония Швеция)), с доминированием 2-3 партий (Германия, Испания и др.) или 4-5 партий (Бельгия, Нидерланды, Польша),

- беспорядочная многопартийная система (при более 5 сильных партиях (Италия и др.)).

Признаки политической партии:

ü имеет формальное членство (партийные билеты, вступают и исключаются из партии и др.) и разветвленную внутреннюю структуру (местные отделения, центральные органы, высший лидер, бюрократический аппарат и др.)

ü имеют идеологию или выраженную политическую ориентацию, зафиксированную в программе и уставе партии.

ü стремление к завоеванию политической власти или участию в политике (например, посредством участия в выборах).

ü наличие относительно массовой базы из числа членов или сторонников.

Типы политических партий:

1. по социальной опоре (рабочие, крестьянские, буржуазные, общенародные);

2. по направленности идеологии (реакционные, консервативные, реформистские, революционные; левые, правые, центристские, националистические, либеральные и др.);

3. по принципу организации (массовые и кадровые);

4. по месту в политической системе общества (легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные, партии-лидеры, партии-аутсайдеры).

5. по идейной основе (доктринальные (последовательно опирающиеся на идеологию, в том числе религиозную), прагматические (действующие по обстоятельствам), харизматические (формируемые вокруг вождя)).

a) общественные организации, основанные на формальном членстве (например, профсоюз, творческий союз (союз писателей) и др.), созданные на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения их уставных целей;

c) общественные фонды (например, фонд М.Л. Растроповича для поддержки музыкально одаренных детей, фонд Мира и др.), формирующие имущество на основе добровольных взносов и иных законных поступлений для его использования на общественно полезные цели;

d) общественные учреждения для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям (общественная приемная по правовым вопросам и др.);

e) органы общественной самодеятельности для совместного решения конкретных социальных проблем по месту жительства, работы или учебы, реализации общественной потребности группы граждан (домовой комитет, комитет защиты зеленых насаждений и др.).

Во многих государствах религиозные организации оказывают существенное влияние на политическую систему общества (прежде всего, где население исповедует ислам, а также в Польше и ряде других католических стран) и даже доминируют в ней (Иран, Афганистан при талибах). В большинстве развитых стран церковьотделена от государства. В ст.14 Конституции РФ закреплен светский характер Российского государства, а также свобода совести (ст.28) и запрет разжигания религиозной розни (ст.29).

Местное самоуправление – это самоорганизация населения местных (муниципальных) образований для решения важных в местных масштабах вопросов. Это проявление народовластия, прямой демократии (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан). Местное самоуправление отделено от государственной власти, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Виды органов местного самоуправления:

a) Выборные представительные органы (например, городская дума).

b) Выборные должностные лица (мэры, глава администраций районов).

c) Органы территориального общественного управления (уличные комитеты).

Граждане. Гражданство – это устойчивая правовая связь между человеком и государством, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях.

При этом надо разделять следующие понятия: человек (биологический индивид), личность (человек в системе социальных связей, социологизированный биологический индивид), гражданин (политическая связь индивида с государством).

ЧЕЛОВЕК ЛИЧНОСТЬ ГРАЖДАНИН

человек в системе социальных

Биологическая категория Социальная категория Политическая категория

Отметим, что граждане напрямую не являются субъектом политической системы общества, но являются ее первичным элементом.

Главный субъект политики – народ. Но народ состоит из отдельных граждан, поэтому отдельный гражданин – личность – это также главный субъект политики. Проблема участия личности в политике имеет многоплановое значение. В любом обществе политика осуществляется отдельными личностями. Подчеркивая значительную роль социальных групп, не следует забывать, что они состоят из отдельных личностей, и поэтому проблема человека в политике все равно остается.

Субъекты политики – это конкретно-политические носители многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов. В их роли могут выступать как индивиды, так и социальные общности, которые самостоятельно вырабатывают и реализуют программы действия, направленные на достижение определенных политических целей посредством сознательной деятельности. К субъектам политики относятся также и социально-политические институты как непосредственные носители властных функций в обществе. Становление социальной общности как совокупного субъекта политики, цели и действия которого отражают коллективное сознание индивидов, объединенных в данной организации на основе сложившихся устойчивых общественных связей. Основными субъектами политики всегда являются большие социальные общности – классы и слои, народы, нации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку. К последним относятся политические элиты и бюрократия, а также представителей теневой экономики и группы социального риска. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает и в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью. К категории совокупных субъектов политики относятся также и социально-политические институты, которые обеспечивают возможность как отдельным гражданам, так и социальным общностям упорядоченно удовлетворять свои интересы в сфере политики. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий.

Политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет своих субъектов, объект, содержание и форму.

Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).

По количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.

По правовому признаку субъектов политики делят на физических (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические организации);

По направлениям политики ее носителей можно классифицировать на субъектов внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализированные органы, межгосударственные объединения).

Субъектов политики классифицируют также по признаку первичности или вторичности их политического участия. В этом случае к первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридическим статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.

Возможна классификация субъектов политики и по другим признакам.

Человек и политика

Во-первых, в системе политических отношений он предстает, с одной стороны, как субъект, а с другой, как объект политического воздействия (руководства, господства, управления и т.п.). В последнем случае говорят об участии обычных (рядовых) граждан в политике, об их политическом поведении.

Как подлинный субъект политики человек действует в качестве парламентария, президента, члена правительства, судьи и т.п. В этом случае речь идет о профессиональной политической деятельности, о функционировании человека как политика. Эту деятельность обычно именуют политической карьерой, под которой понимают последовательное продвижение по служебной лестнице. Научное или публицистическое описание чьей-либо жизни в политике, состоявшегося жизненного пути политика составляет его политическую биографию.

Как объект политики человек ведет себя в соответствии с характером управленческого воздействия.

Ограниченность, ущемление прав и свобод человека приводят к тому, что он перестает быть подлинным субъектом политики, отчуждается от власти.

Политические организации

Политические организации это негосударственные институты политической системы общества, разновидность общественных объединений. К ним относятся политические партии, движения, ассоциации, союзы, народные фронты, общества, клубы и т.п. Они являются вторичными субъектами политики и юридическими лицами. После государственных органов это важнейшие институты политической системы общества, через которые реализуются ее функции.

Структура политических организаций непостоянна, изменчива. Граждане участвуют в деятельности политической организации либо прямо, будучи ее членами, либо косвенно, поддерживая ее материально, голосуя на выборах за ее кандидатов и т.п.

Политические организации могут быть классифицированы по различным основаниям. Например, по организационному признаку они подразделяются на формальные (фиксированное членство, взносы, структура, программные документы, нормативная регламентация и т.д.) и неформальные, не имеющие таких признаков. К формальным организациям относятся политические партии, общества, союзы, интернационалы и пр. к неформальным политические движения, народные фронты, гражданские инициативы.

По идейно-политической ориентации рассматриваемые организации обычно делят на левые и правые. Первые выступают за прогрессивные изменения в политике и других сферах жизнедеятельности общества, вторые носят консервативный или даже реакционный характер.

Важнейшей и наиболее распространенной разновидностью политических организаций являются политические партии.

Общественные организации

Неполитические и негосударственные организации, т.е. такие, чьи программные документы не предусматривают политических целей, также являются элементами (институтами) политической системы общества, субъектами политических отношений, которые по-своему оказывают воздействие на власть.

Еще одной разновидностью субъектов политики, относящихся одновременно к физическим и юридическим лицам, а также социальным группам, являются политическая элита и политические лидеры. Институт политической власти, характер политического процесса во многом определяются деятельностью этих специфических субъектов, поэтому они и рассматриваются здесь отдельно.

Политическую элиту образует наиболее активная в политическом отношении часть экономически господствующего класса.

Политическая элита состоит из должностных лиц властных органов представительных и исполнительных, правоохранительных, военных и информационных учреждений, функционеров общественно-политических организаций.

Часть совокупной политической элиты, осуществляющая функцию непосредственного государственного управления, называется правящей элитой.

Тип лидерства всегда связан с природой общественного и государственного строя, характером политической системы общества.

По стилю деятельности политическое лидерство можно классифицировать на авторитарное, предполагающее единоличное принятие решений, и демократическое.

Политический лидер должен обладать выдающимися умственными способностями, необходимыми нравственно-психологическими качествами.

Нации и этнические группы как субъекты политики

В истории известны три формы общности людей: родоплеменная, свойственная первобытнообщинному строю, народность, возникшая в эпоху рабовладения и феодализма, и нация, формирующаяся в период становления капитализма. Нация это определенная стадия зрелости того или иного этноса, соответствующая формированию гражданского общества. Все эти социально-исторические общности называют еще этническими группами.

Нация историческая форма социальной общности, которая характеризуется суммой некоторых материальных и духовных признаков.

Нация это объективное общественное явление, объективная связь, принадлежность определенного индивида к той или иной этнической общности. А национальность это субъективное отношение, юридическая принадлежность индивида к определенной нации.

Нации и другие этнические группы являются важными субъектами политики. Отношения между ними в рамках одного государства называются национальными. Они носят политический характер, поскольку связаны с институтом власти.

Субъектами политических отношений выступают также конфессиональные группы. Конфессионализм это образ мыслей и поступков, соответствующий догматам и требованиям определенного вероисповедания.

Конфессиональные группы, с одной стороны, тесно связаны с этническими общностями, а с другой, с политикой.

Конкретное взаимодействие субъектов и объектов политики образует в каждый временной период определенное содержание политических отношений. Оно проявляется, с одной стороны, как определенная деятельность субъектов политики, их политическое поведение, а с другой, как политический процесс.

Для каждого вида политических отношений характерна своя форма бытия, которая выражается в социальных нормах и принципах. Они делятся на политико-правовые (законы, декреты, подзаконные акты, международные договоры и проч.), политико-нравственные (обычаи, традиции, политес и т.п.) и политико-религиозные. Через эти нормы, особенно правовые, выражается политика, в рамках этих норм функционируют политические субъекты.

1. Государство (в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти).

2. Политические партии.

3. Общественные объединения (профсоюзы и др.),

4. Местное самоуправление

5. Гражданин как первичный элемент политической системы общества.

В настоящее время по числу партий можно выделить:

- беспартийные системы (Иран, Ливия),

-однопартийные системы (Куба, Северная Корея),

-квазимногопартийные системы (Казахстан, Узбекистан и др.),

- двухпартийные системы (США, Великобритания),

-многопартийные (с доминированием одной партии (Япония Швеция)), с доминированием 2-3 партий (Германия, Испания и др.) или 4-5 партий (Бельгия, Нидерланды, Польша),

- беспорядочная многопартийная система (при более 5 сильных партиях (Италия и др.)).

Признаки политической партии:

ü имеет формальное членство (партийные билеты, вступают и исключаются из партии и др.) и разветвленную внутреннюю структуру (местные отделения, центральные органы, высший лидер, бюрократический аппарат и др.)

ü имеют идеологию или выраженную политическую ориентацию, зафиксированную в программе и уставе партии.

ü стремление к завоеванию политической власти или участию в политике (например, посредством участия в выборах).

ü наличие относительно массовой базы из числа членов или сторонников.

Типы политических партий:

1. по социальной опоре (рабочие, крестьянские, буржуазные, общенародные);

2. по направленности идеологии (реакционные, консервативные, реформистские, революционные; левые, правые, центристские, националистические, либеральные и др.);

3. по принципу организации (массовые и кадровые);

4. по месту в политической системе общества (легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные, партии-лидеры, партии-аутсайдеры).

5. по идейной основе (доктринальные (последовательно опирающиеся на идеологию, в том числе религиозную), прагматические (действующие по обстоятельствам), харизматические (формируемые вокруг вождя)).

a) общественные организации, основанные на формальном членстве (например, профсоюз, творческий союз (союз писателей) и др.), созданные на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения их уставных целей;

c) общественные фонды (например, фонд М.Л. Растроповича для поддержки музыкально одаренных детей, фонд Мира и др.), формирующие имущество на основе добровольных взносов и иных законных поступлений для его использования на общественно полезные цели;

d) общественные учреждения для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям (общественная приемная по правовым вопросам и др.);

e) органы общественной самодеятельности для совместного решения конкретных социальных проблем по месту жительства, работы или учебы, реализации общественной потребности группы граждан (домовой комитет, комитет защиты зеленых насаждений и др.).

Во многих государствах религиозные организации оказывают существенное влияние на политическую систему общества (прежде всего, где население исповедует ислам, а также в Польше и ряде других католических стран) и даже доминируют в ней (Иран, Афганистан при талибах). В большинстве развитых стран церковьотделена от государства. В ст.14 Конституции РФ закреплен светский характер Российского государства, а также свобода совести (ст.28) и запрет разжигания религиозной розни (ст.29).

Местное самоуправление – это самоорганизация населения местных (муниципальных) образований для решения важных в местных масштабах вопросов. Это проявление народовластия, прямой демократии (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан). Местное самоуправление отделено от государственной власти, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Виды органов местного самоуправления:

a) Выборные представительные органы (например, городская дума).

b) Выборные должностные лица (мэры, глава администраций районов).

c) Органы территориального общественного управления (уличные комитеты).

Граждане. Гражданство – это устойчивая правовая связь между человеком и государством, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях.

При этом надо разделять следующие понятия: человек (биологический индивид), личность (человек в системе социальных связей, социологизированный биологический индивид), гражданин (политическая связь индивида с государством).

ЧЕЛОВЕК ЛИЧНОСТЬ ГРАЖДАНИН

человек в системе социальных

Биологическая категория Социальная категория Политическая категория

Отметим, что граждане напрямую не являются субъектом политической системы общества, но являются ее первичным элементом.

Читайте также: