Гражданин греческого полиса имел право на что

Обновлено: 30.06.2024

Полис - основная форма общежития античных народов (в Риме он назывался “цивитас”), самая совершенная в представлении эллинов форма организации общества. Он - феномен, порожденный особыми условиями жизни в бассейне Эгейского моря. Родился в специфических условиях послемикенской Греции. Обычно “полис” переводится как “город-государство”, это верно лишь отчасти. Полис - это не только город, но и его сельская округа (хора), на которой граждане получают клеры. Не любой город был полисом, не каждый полис имел своим главным центром город. Так, Пирей в Аттике - город-порт, но не полис, центром полиса были Афины. Спарта, Тарент не были городами, между тем они - полисы. Кроме того, полис правильнее рассматривать как разновидность более широкого понятия “город-государство”. Полисное государство невелико по размерам. Спарта с Мессенией (ок. 8400 кв. км.), Аттика (ок. 2550 кв. км.) - полисы-гиганты. Большинство полисов имело население в несколько тысяч человек или даже в несколько сотен. Аристотель говорил, что территория полиса должна быть легко обозримой, в противном случае все граждане не смогут принимать участие в управлении государством посредством народного собрания - общей сходки. И численность граждан должна быть более или менее стабильной, иначе невозможно будет всех обеспечить землей. Демографические проблемы греки решали с помощью колонизации, с IV в. - с помощью войн, борьбы за гегемонию, распространения наемничества (безземельные граждане пополняли ряды иноземных армий). Центр полиса – город, в нем сосредоточена большая часть жителей государства – 50 – 80%. Это ремесленники, торговцы, интеллигенция и немалая часть крестьян. Город - центр экономической, политической и культурной жизни, здесь находились храмы главных божеств, ремесленные мастерские, рынки, собирались граждане на народное собрание. Обычно город стоял на берегу моря, имел порт и состоял из двух частей: верхнего города (акрополя) и нижнего. Важной частью нижнего города была рыночная площадь (агора), где не только торговали, но проводились народные собрания, происходили беседы граждан и чтение поэтами их произведений. Верхний город, а позже и нижний окружали крепостными стенами, за которыми в случае необходимости могло спрятаться население полиса.

Предпосылки для формирования полиса возникли уже в гомеровское время: гибель микенских дворцов избавила сельские общины от опеки, государственного аппарата, они были отданы на произвол судьбы, предоставлены сами себе, Эгейский бассейн надолго оказался оторванным от восточного мира - все это принуждало эллинов искать собственный путь развития, отличный от прежнего и от восточного; широкое распространение железа интенсифицировало производство, ускорило развитие ремесел и торговли, способствовало росту частной собственности, индивидуальных хозяйств и перерастанию сельской общины в гражданскую, городскую; после дорийского переселения образовался широкий слой свободного крестьянства - основы будущего полиса. Сказались, конечно, и особенности греческого ландшафта, изолированность отдельных небольших долин.

Главную роль в формировании полиса играли родовые и сельские (территориальные) общины. Объединение соседних общин чаще всего происходило в форме синойкизма. Одновременно шел процесс формирования города. Итак, полис - это община, он вырос из родовых и сельских общин, но развитие экономики, ремесла, торговли и слияние соседних общин сделали его особой общиной - гражданской, городской. Это новый вариант общины, и тем не менее традиции старых типов общин в нем довольно сильны.

Экономической основой полиса была своеобразная форма собственности на землю - земля принадлежала всему гражданскому коллективу и каждому гражданину в отдельности. Участок-клер нельзя было продать гражданину чужого полиса. Каждый член общества считал себя собственником своего участка, мог передать его по наследству, даже продать, но каждый осознавал, что верховным хозяином является весь коллектив. Государство стремилось ограничить рост частной собственности, вводило земельные максимумы, торговые монополии, налоги на собственность, проводило конфискации имущества и пр. Все делалось ради сохранения единства гражданского коллектива. В общем, полис - это коллектив мелких и средних землевладельцев по преимуществу. Участки граждан невелики - в среднем 3-5 га. Владельцы клеров в 30-50 га считались богатыми.




Полис - социально-политический организм, коллектив свободных граждан - собственников земли. Отсюда замкнутость гражданской общины, все неземлевладельцы исключались из членства в полисном коллективе. Государство заботилось о чистоте гражданства. Лишь изредка неграждане могли получить гражданские права за заслуги перед полисом. Особой была военная организация в полисе; это - ополчение, в котором служили граждане-землевладельцы, вооружавшие себя на собственные средства в зависимости от материального благосостояния. Войско делилось на тяжеловооруженную пехоту (гоплитов), легкую пехоту и конницу. Боевое построение - фаланга (прямоугольник, состоявший из большого числа рядов пехотинцев); командовали войском стратеги. Итак, полис представляет собой триаду: гражданин - собственник - воин.

Мы уже не раз говорили о народном собрании - органе управления, охватывавшем весь коллектив полноправных граждан мужского пола. Через народную сходку каждый мог управлять своей и общей собственностью на землю, решать важнейшие вопросы жизни полиса. Конечно, степень демократизации не была одинаковой повсюду, но элементы демократии, несомненно, заложены в полисной системе как таковой. Наряду с народным собранием функционировали выборные органы управления: совет (булэ), коллегии магистратов, суд. Иными словами, полис - республика, гражданоправство. Все должности были сменяемыми и неоплачиваемыми (ибо граждане не платили обязательных постоянных налогов). Должностным лицам приходилось тратить собственные средства на государственные нужды. Богатые граждане исполняли общественные обязанности - литургии,среди которых важнейшими были хорегии (подготовка театральных представлений, проводимых в праздничные дни), гимнасиархии (организация спортивных состязаний, также проводившихся во время праздников), триерархии (оснащение боевого корабля). Эти обязанности обходились гражданам дорого, но об этом никто не жалел. Некий афинянин в судебной речи, написанной для него оратором Лисием, говорит: “. государственные повинности выполняю с удовольствием и горжусь не тем, что у меня остается, а своими тратами”. Граждане строго относились к своим избранникам, требовали от них отчетов “до драхмы”. Итак, полис - это община граждан. Но в полисе жили и другие категории населения: свободные граждане, не имевшие политических прав; в Афинах их называли метеками, в других полисах - по-другому. Среди них могли быть люди зажиточные и даже богатые, ведь им приходилось заниматься ремеслом и торговлей, так как доступа к земле они не имели. Каждый полис использовал многочисленных рабов (частных и общественных). Их трудом могли пользоваться все свободные - и граждане, и метеки, в общем, те, кто имел возможность купить себе невольников. Рабство в полисе было возможно только как классическое, привозное, хотя существовали и иные формы рабства (например, типа илотии), а в самых отсталых регионах Эллады кое-где теплилась даже находящаяся в полном противоречии с полисными принципами долговая кабала.

Полисы различались по уровню экономического развития. Были полисы аграрные, со слабым развитием ремесла и торговли, с пережитками родового строя, чаще всего, как в Спарте, они возникали в зоне завоевания. Другой тип - полисы торгово-ремесленные, такие как Коринф, имевшие малую хору, но развивавшиеся интенсивно за счет ремесла и торговли. Афины - пример полиса, в котором сбалансировано развивались сельское хозяйство, ремесло и торговля. Нередко такие полисы были демократическими и существовали в зоне первоначального расселения греков, особенно ионийцев. Различались полисы и по политическому устройству. Были республики демократические (роль народной сходки первостепенна), аристократические (власть богатых и знатных, главная роль принадлежит совету), олигархические (власть в руках узкого круга лиц, наиболее знатной и богатой верхушки).

Будучи общиной, полис цементировался еще духовной сферой, идеологией. Греки были убеждены, что полис - лучшая, совершеннейшая форма организации общества, и противопоставляли его восточной деспотии. Они считали, что только в полисе человек может всесторонне развиваться, жить свободно и достойно, ибо полис предоставляет ему для этого все возможности и охраняет жизнь и благополучие своих граждан с помощью наилучших законов. Граждане знали, что государство их не обидит, предоставит землю, права. Разве можно было не любить такое государство, не заботиться о его благополучии, безопасности? Граждане были патриотами, ставили общественные интересы выше личных. Стремились выдвинуться, прославиться. Огромную роль играли общественное мнение, авторитет среди сограждан. Уже дети жили в условиях постоянных соревнований, мечтали о воинских и спортивных подвигах. Соревнование (агон) пропитывало все поры общественной жизни. Греки были оптимистами, ибо знали, что на страже их личного благополучия и счастья стоят боги и гражданский коллектив. Полис - микрокосмос, удобный для жизни и деятельности каждого конкретного индивидуума. Граждане гордились своим полисом, своими героями, желали видеть свой город красивым, благополучным - на зависть всем вокруг.

Велика историческая роль полиса, она касается в первую очередь идейно-политической сферы. Греки завещали миру великие ценности: идеи республиканизма, гражданственности и демократии - то, без чего немыслима ныне жизнь человечества. Разумеется, нельзя забывать о той культуре, которую эллины создали в рамках полиса и которой веками питались и питается до сих пор Европа. “Греческое чудо” - небывалый расцвет науки, литературы, зодчества, изобразительного искусства - возможно было только в условиях полисной жизни. Полис со всеми его атрибутами, включая, конечно, и такой важный фактор, как развитое рабовладение, стимулировал занятия граждан в непроизводственной сфере, в духовной жизни. Вот почему достижения культуры в античном мире оказались выше, чем в восточном. Культурный переворот начался в архаическую эпоху, эпоху становления полиса в Элладе.

Древние греки право гражданства считали священным, старательно оберегали его, ибо оно почиталось за честь. Поступки и действия, порочившие эту честь, влекли за собой частичное или полное лишение прав гражданства (атимия), бесчестие.

Все греческие полисы представляли собой тесно сплочённую общину граждан. Гражданином города-государства считали только того, чьи родители (отец и мать) были полноправными гражданами данного полиса.

Так человек, происходивший от афинянина и не афинянки, не был членом семьи отца и не мог иметь прав гражданства. Этот закон, который не всегда точно исполнялся, был возобновлён особым постановлением в 445 г. до н.э. Даже знаменитому архонту Периклу в обход этого закона пришлось просить народное собрание предоставить гражданские права его незаконнорожденному сыну от гетеры Аспасии. Народное собрание уважило просьбу своего вождя и сделало исключение из закона о гражданстве, так как моровая язва лишила Перикла всей его родни. Были и другие исключения из правил. Бабушкой историка Фукидида сына Олора, по свидетельству Геродота, была фракиянка, дочь царя Олора, назвавшая своего сына от афинянина этим именем. Это происхождение не помешало историку занимать государственную должность стратига. То же можно сказать и о жившем позднее политике Демосфене, имевшего бабушку фракиянку. Надо думать, что были и другие смешанные браки.

В 403 г. до н.э. по предложению политика Аристофонта закон был снова возобновлён, но без обратного действия, т. е. касался только лиц, родившихся после вступления его в силу. За правильностью внесения юношей в число афинских граждан следили особые должностные лица, записывавшие совершеннолетнего члена общины в списки фил и демов, к которым, как правило, приписаны были все афинские граждане.

Древние греки право гражданства считали священным, старательно оберегали его, ибо оно почиталось за честь. Поступки и действия, порочившие эту честь, влекли за собой частичное или полное лишение прав гражданства (атимия), бесчестие. Древние писатели приводят немало фактов атимии, а также данные о порядке восстановления в гражданстве. Магистраты систематически проверяли списки граждан по отдельным общинам . В истории Афин две такие проверки явились важным государственным мероприятием.

Первая была проведена, как уже указывалось при Перикле, когда около 5 тыс. граждан были исключены из списков демов и лишены прав гражданства со всеми вытекавшими отсюда последствиями. Несмотря на критическое военное положение полиса, гражданами было признано лишь 9 тыс. афинян. Другая "чистка" имела место в 345 г. при архонте Архии. Лишение прав гражданства нередко сопровождалось конфискацией имущества и даже продажей в рабство лиц, подвергнутых атимии. Гражданство в полисах Эллады, даже демократических, было ограничено сравнительно небольшим кругом лиц, так как античная демократия была рабовладельческой. Гражданских прав не имели рабы. Метэки-иностранцы не имели права приобретать недвижимую собственность (землю) и не имели прав гражданства, которое в древности было связано с владением земельным наделом внутри общин.

Будучи свободными, метэки реализовывали её лишь в занятиях торговлей и ремеслом, за что платили государству большие подати и налоги. Рабы представляли собой порабощённое население других стран, т. е. преимущественно иностранцев, и даже освобождение раба не давало ему никаких гражданских прав. В условиях греческих государств и полноправные граждане пользовались привилегиями только внутри своей общины, а за тесными границами своего полиса становились бесправными иностранцами.

Иностранец в любом греческом государстве не имел гражданских прав и не мог приобрести их посредством натурализации, что обычно в современном праве европейских народов. Он не мог заключать законного брака с женщиной из другого полиса. У писателя Ксенофонта мы узнаём о законе, запрещавшем иностранцу владеть в Афинах землёй, хотя он уже давно жил в городе и играл не последнюю роль в его экономике.

Не могли иностранцы и завещать собственность и получать её по завещанию, свидетельствовать в суде и т. п.

Больше всего известно о положении иностранцев в Афинах. Развитая морская торговля и связи с другими греческими государствами, осуществляемые путём заключения торговых и других договоров, - всё это приводило к более тесному общению афинян с иностранцами. До уравнения в правах всех греков, независимо от того, откуда они были родом, не дошёл ни один полис, но уже в ранние периоды греческой истории возникли определённые институты, регулирующие отношения между гражданами различных городов-государств. Со временем торговые, дипломатические и иные связи между греческими городами развились настолько, что появилась необходимость юридически оформить пребывание иностранцев в чужом государстве. В этой связи создаётся проксения - покровительство. Проксения - древнейшая форма международных связей и международного права Эллады.

Проксению как институт гостеприимства, регулировавший отношения граждан к иностранцам на принципе взаимности, определяли различным образом. Проксен - человек, который оказывает общие услуги отдельной чужой личности, какой- либо общности или целому городу, живя в своём полисе. Он берёт на себя обязанность по помещению приезжих в случае надобности и ходатайствует об их доступе к народному собранию, празднествам и местах в театрах. Услуги проксена были добровольными и вместе с тем почётными. Проксения осуществлялась между отдельными лицами, а впоследствии между целыми государствами. С ростом экономических связей между полисами важно было обеспечить, чтобы добровольные услуги проксенов приобрели постоянный характер. Это привело уже к заключению формальных договоров и утверждению проксенов путём постановлений.

Правительство полисов поручило иностранцев и заботу о них особым уполномоченным - проксенам, которые, как правило, были гражданами того города, где они осуществляли проксению по отношению к иностранцам, происходящим из различных городов. Один греческий город имел проксена или проксенов в другом городе. Проксены были защитниками и посредниками иностранцев перед правительством. Через них велись дипломатические переговоры, приезжавшие в город посольства, прежде всего, обращались к своему проксену.

Проксены были учреждены во всех греческих городах-государствах, куда в силу развивавшихся внешних связей или для торжественных праздников и игр съезжалось много народа из разных государств. Так постепенно из обычая частного гостеприимства создавался институт международных отношений, весьма близкий по своим функциям к современным посольствам и консульствам.

От современных посольств и консульств проксения отличается ещё тем, что она осуществляется гражданином своего города и в своём городе, по отношению к иностранцам - гражданам чужого города, тогда как послы и консулы в современной дипломатии берут на себя защиту не чужих, а своих граждан в чужом государстве. Проксения была определённой ступенью в развитии греческого международного права.

Практиковавшаяся система гостеприимства давала иностранцу лишь некоторую защиту и тем самым только отчасти уничтожала преграды, созданные обособленностью греческих полисов, разделением на граждан и иностранцев. По системе проксении иностранец ещё не мог пользоваться правами гражданина в городе, куда он прибыл. Под давлением экономических и военно-политических интересов разделение на граждан и иностранцев внутри полиса постепенно стало сглаживаться. Когда два государства-города желали соединиться узами дружбы и взаимного благоприятствования, они заключали соглашение об исополитии. По такому соглашению гражданам одного государства предоставлялись в другом государстве те же государственные и частные права, какими пользовались местные граждане. Греческие государства практиковали исополитию двух родов: первая - когда обе договаривающиеся стороны получали для своих граждан одни и те же права в соответствии с заключаемым договором; другая же форма исополитии предусматривала не взаимное, а одностороннее предоставление прав гражданства иностранцам, главным образом за различные заслуги и помощь.

До нас дошли надписи критских городов, содержащие интересные договоры о взаимном, двустороннем предоставлении прав гражданства. Однако такие договоры были немногочисленны, чаще практиковалась другая форма исополитии - одностороннее предоставление прав гражданства. Например, платейцы пользовались исополитией в Афинах; ограниченной исополитией пользовались в Афинах эвбейцы. За особые заслуги перед государством исополитию получали частные лица, например, вольноотпущенник трапезит, банкир, Пасион в Афинах.

Надо отметить, что как правило граждане другого государства, получившие исополитию, продолжали держаться друг друга, хотя были записаны в различные демы города. По замечанию писателя Плутарха, даже в его время платейцы, получившие исополитию за верность союза с афинянами за пятьсот лет до этого и жившие на равных правах в Афинах, продолжали собираться как общность на Сырном рынке города.

Исополития явилась весьма серьёзным шагом в развитии международного общения и практики международных соглашений в древности. Следующим шагом в развитии практики международных соглашений явились так называемые символы, т. е. договоры о правовых нормах в различных судебных процессах, возникающих между гражданами разных городов в связи с торговлей, и в связи с кредитными операциями, и всякого рода сделками.

Символы заключались главным образом между союзными или, по крайней мере, дружественно друг к другу относящимися городами. Таким образом, символы разрешали спорные вопросы и регулировали отношения между гражданами различных государств, при наличии доброй воли или союзных отношений между ними.

Исополития и символы, регулировавшие гражданские и политико-экономические взаимоотношения между государствами и их гражданским населением, представляют собой зачатки международных норм права. В непосредственной связи с практикой исополитии и символов рождается и идея арбитража, нашедшая своё отражение в организации третейских судов. О характере третейских судов можно заключить по дошедшей до нас надписи на камне, о споре между двумя городами в 416 г. до н. э.

"Так как мелийцы и кимолийцы объявили, что они подчинятся решению аргивян касательно спорных островов, то аргивяне присудили, что Полиэга, Гетерия и Либия принадлежат кимолийцам. Этот приговор решает спор в пользу кимолийцев".

Читайте также: