Есть ли у прокурора неприкосновенность

Обновлено: 02.07.2024

(глава 241 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964)

В соответствии со статьей 98 Конституции Российской Федерации вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности рассматривается Государственной Думой по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. О внесенном Генеральным прокурором Российской Федерации представлении Председатель Государственной Думы извещает депутатов Государственной Думы (статья 1851 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964).

Статья 185 2

1. Представления Генерального прокурора Российской Федерации о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, а также на привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности в связи с направлением уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд рассматриваются Государственной Думой на ближайшем пленарном заседании по истечении семи дней со дня внесения соответствующего представления в Государственную Думу (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 января 2013 года № 1672–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 331).

2. Представления Генерального прокурора Российской Федерации о даче согласия на возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, рассматриваются Государственной Думой на ближайшем пленарном заседании по истечении семи дней со дня внесения соответствующего представления в Государственную Думу (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 января 2013 года № 1672–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 331).

3. Если представления Генерального прокурора Российской Федерации, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, внесены в палату в период между сессиями Государственной Думы, данные представления рассматриваются Государственной Думой в течение семи дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы или после дня окончания работы депутатов с избирателями (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 января 2013 года № 1672–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 331).

(Статья 185 2 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964.)

Статья 185 3

1. Представления Генерального прокурора Российской Федерации, указанные в частях первой и второй статьи 185 2 настоящего Регламента, предварительно рассматриваются Комиссией Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. Решением Государственной Думы от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 февраля 2004 года № 66-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 8, ст. 612; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 3040–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 43, ст. 5485; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

2. По результатам рассмотрения представлений Генерального прокурора Российской Федерации Комиссия Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики готовит проект постановления Государственной Думы и в соответствии с частью второй статьи 93 и со статьей 94 настоящего Регламента вносит его на рассмотрение палаты (часть вторая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 3040–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 43, ст. 5485; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

(Статья 185 3 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964.)

Статья 185 4

1. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности рассматривается на заседании Государственной Думы с участием Генерального прокурора Российской Федерации и депутата Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление Генерального прокурора Российской Федерации. Отсутствие на заседании палаты без уважительной причины любого из указанных лиц или их обоих не является препятствием для рассмотрения данного вопроса Государственной Думой.

2. Рассмотрение вопроса о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности начинается с выступления Генерального прокурора Российской Федерации. Затем слово для выступления предоставляется представителю Комиссии Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, который докладывает о решении комиссии по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, после чего выступает депутат Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

3. Депутаты Государственной Думы вправе задавать вопросы Генеральному прокурору Российской Федерации, представителю Комиссии Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, депутату Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление Генерального прокурора Российской Федерации (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

(Статья 185 4 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964.)

Статья 185 5

1. Решения Государственной Думы о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, принимаются по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с использованием электронной системы подсчета голосов либо открытым голосованием, если соответствующее решение будет принято большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

2. Согласие Государственной Думы на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, считается полученным, если за дачу согласия проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Решение Государственной Думы по представлениям Генерального прокурора Российской Федерации о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности, возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы, проект которого вносится на рассмотрение Государственной Думы Комиссией Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики в соответствии со статьей 1853 настоящего Регламента (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 3040–6 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 43, ст. 5485; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

(Статья 185 5 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964.)

Статья 185 6

Государственные органы и должностные лица, которые проводят уголовные расследования и преследования, имеют широкие полномочия на вмешательство в права частных лиц, как физических, так и юридических. В системах с хорошим правовым регулированием применение таких полномочий надлежащим образом ограничено и подлежит правовым проверкам.

Отдельно остановлюсь на Рекомендации Совета Европы Rec (2000)19 от Комитета Министров государствам-членам о роли прокуратуры в системе уголовного правосудия[1], в которой указывается, что прокуроры должны обеспечить применение права в случаях, когда нарушение закона влечет за собой применение санкции, с учетом как прав физического лица, так и необходимой эффективности уголовной системы правосудия.

Рекомендация устанавливает определенные обязанности перед людьми.

При выполнении своих обязанностей государственные прокуроры должны, в частности, выполнять свои функции справедливо, беспристрастно и объективно; уважать и стараться защищать права человека, как указано в Конвенции о защите прав человека и основных свобод; стараться обеспечить, чтобы система уголовного правосудия функционировала настолько быстро, насколько это возможно. Что касается взаимоотношений между государственными прокурорами и исполнительной и законодательной властью, рекомендация устанавливает, что государства должны принять соответствующие меры, чтобы обеспечить выполнение прокурорами своих профессиональных обязанностей без необоснованного вмешательства или необоснованного возложения на них гражданской, уголовной или иной ответственности. Тем не менее, прокуратуры должны периодически публично отчитываться в своих действиях в целом, и, в частности, в том, как они осуществляли свои преимущественные права. Что касается взаимоотношений между прокурорами и судьями, рекомендация предусматривает, что прокуроры должны строго соблюдать независимость и беспристрастность судей, в частности, они не должны ни подвергать сомнениям судебные решения, ни препятствовать их исполнению[2], за исключением случаев осуществления ими своих прав на обжалование и применения иного установленного порядка. Прокуроры должны быть объективными и справедливыми во время судебного разбирательства. В частности, они должны предоставлять суду факты и юридические аргументы, имеющие отношение к делу, которые необходимы для справедливого отправления правосудия.[3]

В соответствии с рекомендацией правом и обязанностью прокурора является профессиональная подготовкакак до назначения на должность, так и постоянно в любое другое время. Таким образом государствам следует применять эффективные меры для того, чтобы убедиться, что прокуроры имеют соответствующее образование и подготовку до и после назначения на должность. К тому же государства должны предпринимать эффективные меры для обеспечения дополнительной подготовки прокуроров по особым вопросам или по особым областям, в свете современных условий, в частности, принимая во внимание виды и развитие преступности, а также сотрудничество по уголовным вопросам.

Чтобы лучше реагировать на проявляющиеся новые формы преступности, в частности, на организованную преступность, специализациядолжна рассматриваться как приоритетное направление организации прокуратуры. Это в равной мере касается подготовки и осуществления профессиональной деятельности. Необходимо создать команды специалистов, включая многопрофильные команды, для оказания содействия прокурорам при осуществлении ими своих функций.

В отношении организации и внутреннего функционирования прокуратуры, в частности, распределения и перераспределения дел, должны соблюдаться требования беспристрастности и независимости и стремление к максимально правильному функционированию системы уголовного правосудия, в частности уровню юридической квалификации и специализации применительно к каждому вопросу.

В отчете также указывается отрицательная точка зрения в отношении тех национальных законодательств, в соответствии с которыми прокуроры наделены как полномочиями по защите прав человека, так и полномочиями принимать участие в судебных разбирательствах, основой целью которых является вмешательство в такие права лица: считается, что такие системы поднимают вопросы относительно объективности и беспристрастности рассматриваемого органа в случаях, когда от него требуется защита прав лиц. Поскольку, заинтересованное лицо может впоследствии, обратиться в данный орган для защиты имеющихся у него прав. Обе точки зрения имеют потенциально серьезные последствия для освобождения государств от их обязанности обеспечивать каждое лицо, находящееся на территории его юрисдикции, без дискриминации, правами, установленными ЕСПЧ.

[2]Несоблюдение судебного решения рассматривается Европейским Судом по правам человека в качестве грубого нарушения права на доступ к суду. В этом отношении Суд установил, что одним из фундаментальных аспектов верховенства права, является принцип правовой определенности (постановление по делу "Окйай и другие против Турции" (Okyay and others v Turkey) пункт 73), который требует, помимо прочего, чтобы в случаях вынесения судами окончательного решения по вопросу их решение не было поставлено под вопрос (дело "Брумареску против Румынии" (Brumarescu v Romania), пункт 61).

[3]В постановлении по делу "Ассанидзе против Грузии" (Assanidze v Georgia), ЕСПЧ постановил, что исполнение постановления, вынесенного каким-либо судом, должно рассматриваться в качестве неотъемлемой части судебного разбирательства в целях статьи 6 (постановление по делу "Ассанидзе против Грузии" (Assanidze v Georgia)[GC], § 181). Гарантии, предоставляемые на основании статьи 6 Конвенции, являлись бы иллюзорными, если бы национальная правовая и административная система Договаривающего государства позволяла, чтобы окончательно обязательное для исполнения судебное решение об оправдании оставалось недействительным в ущерб интересов оправданного лица. Уголовное судопроизводство формирует сущность, а защита, предусмотренная статьей 6, не прекращается с принятием решения об оправдании (там же, пункт 182). Если государственные административные органы могут отказать в выполнении или не выполняют решение суда об оправдании ответчика, или даже задерживают его выполнение, то гарантии, предусмотренные в статье 6, которые ранее имелись у ответчика в ходе судебного разбирательства, станут частично иллюзорными (там же, пункт 183).

[4]В соответствии с континентальным правом стран полиция никогда не выполняла функции уголовного преследования. Исключением является Норвегия, где полиция осуществляет функции уголовного преследования по делам несовершеннолетних.

Порядок уголовного судопроизводства в Российской Федерации определяется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ). Глава 52 УПК РФ устанавливает правила производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений в отношении некоторых категорий лиц, занимающихся публичной деятельностью, так называемых лиц особого правового статуса.

Положения главы 52 УПК РФ предусматривают лишь изъятия из общего порядка производства по уголовному делу, определенного другими главами уголовно-процессуального закона, а также устанавливают дополнительные гарантии в отношении указанных лиц, обеспечивают независимость их мнения при принятии решений, вытекающих из интересов их работы, качественное выполнение ими государственных (общественных) функций, чтобы исключить возможность оказания на них какого-либо внешнего воздействия. Нормы главы 52 УПК РФ регулируют наиболее значимые стадии уголовного преследования специальных субъектов уголовного судопроизводства: возбуждение уголовного дела, задержание, избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу и направление уголовного дела в суд.

Если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, то решение о привлечении лица, обладающего особым правовым статусом, принимается аналогично решению о возбуждении уголовного дела в отношении такого лица.

Лица особого правового статуса могут быть задержаны в общем порядке на 48 часов, кроме члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи, прокурора, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудитора Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и др. Согласно ст. 449 УПК РФ, данные лица, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Избрание в отношении лиц особого правового статуса в качестве меры пресечения заключения под стражу осуществляется в судебном порядке.

Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с УПК РФ не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица с особым правовым статусом, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда.

После окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении лица с особым правовым статусом направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии с подсудностью, установленной ст.ст. 31-36 УПК РФ.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

10 декабря 2013, 00:00

Возбуждение и расследование уголовных дел в отношении лиц особого правового статуса

Порядок уголовного судопроизводства в Российской Федерации определяется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ). Глава 52 УПК РФ устанавливает правила производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений в отношении некоторых категорий лиц, занимающихся публичной деятельностью, так называемых лиц особого правового статуса.

Положения главы 52 УПК РФ предусматривают лишь изъятия из общего порядка производства по уголовному делу, определенного другими главами уголовно-процессуального закона, а также устанавливают дополнительные гарантии в отношении указанных лиц, обеспечивают независимость их мнения при принятии решений, вытекающих из интересов их работы, качественное выполнение ими государственных (общественных) функций, чтобы исключить возможность оказания на них какого-либо внешнего воздействия. Нормы главы 52 УПК РФ регулируют наиболее значимые стадии уголовного преследования специальных субъектов уголовного судопроизводства: возбуждение уголовного дела, задержание, избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу и направление уголовного дела в суд.

Если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, то решение о привлечении лица, обладающего особым правовым статусом, принимается аналогично решению о возбуждении уголовного дела в отношении такого лица.

Лица особого правового статуса могут быть задержаны в общем порядке на 48 часов, кроме члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи, прокурора, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудитора Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и др. Согласно ст. 449 УПК РФ, данные лица, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Избрание в отношении лиц особого правового статуса в качестве меры пресечения заключения под стражу осуществляется в судебном порядке.

Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с УПК РФ не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица с особым правовым статусом, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда.

После окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении лица с особым правовым статусом направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии с подсудностью, установленной ст.ст. 31-36 УПК РФ.

Я читала, что судьям теперь можно ездить за рулем пьяными. Якобы гаишники не имеют права им ничего сделать — так постановило МВД . Это правда? Как теперь ездить обычным людям? Если у меня есть удостоверение судьи, мне можно быть пьяной за рулем?

3 февраля вступил в силу приказ МВД № 948. Он внес изменения в регламент по надзору за участниками дорожного движения. Этот регламент обновляли и в прошлом году — мы рассказывали, что там важного.

В регламенте написано, как должен вести себя сотрудник ГИБДД при общении с участниками дорожного движения. Некоторые изменения коснулись работы с судьями. Их исключили из списка лиц с особым статусом, по нарушениям которых можно выписывать протоколы. Видимо, больше СМИ ничего в этом приказе не прочитали.

На самом деле никому не разрешали водить машину пьяным: ни судье, ни члену Совета Федерации или избирательной комиссии, ни депутату госдумы или прокурору.

Информация о том, что конкретный судья был пьяным за рулем, дойдет до квалификационной коллегии. Тогда судья может сильно пожалеть, что он не обычный гражданин, которому всего лишь выпишут штраф, но не лишат статуса и работы.

Подробнее

Судьи и сотрудники ГИБДД — это представители разных ветвей власти. У судей и прокуроров особый статус и иммунитет. Чтобы разные ветви власти не пересекались и не могли давить друг на друга, в некоторых ситуациях для их представителей есть особый порядок.

Теперь для судей действует такой же порядок, как для прокуроров: он описан в п. 303 регламента. Сотрудник ДПС не может вынести определение о возбуждении дела, а потом привлечь судью к административной ответственности без разрешения специальной коллегии. Вместо этого сотрудник составляет рапорт, передает его своему руководителю, а потом — в прокуратуру. Дальше в деле конкретного судьи будет разбираться особый независимый от ГИБДД орган, у которого есть такие полномочия по закону.

Если за рулем пьяный судья, сотрудник ГИБДД не даст машине продолжать движение. Это четко написано в п. 304 регламента. Он сообщит в дежурное отделение, а оттуда немедленно информируют прокуратуру. Никто не отпустит судью рулить дальше — как минимум его отправят домой ближайшим транспортом.

Судью накажут за вождение в нетрезвом виде?

Если судья виноват, должны наказать. Но с этим будет разбираться прокуратура и квалификационная комиссия, а не лейтенант МВД и мировой суд. При всем к ним уважении для судей предусмотрен особый порядок по закону. Люди, которые имеют статус судьи, всегда обладали неприкосновенностью.

Статье 16 закона о статусе судей много лет. Но она почему-то никого не возмущает и не стала инфоповодом для громких заголовков. Вот несколько тезисов оттуда:

  • судья неприкосновенен;
  • его жилье нельзя досматривать;
  • личные вещи, багаж и переписку тоже;
  • судью нельзя заключить под стражу как обычного гражданина;
  • дело против него на общих основаниях возбудить тоже нельзя.

Даже если человека заподозрили в совершении преступления и задержали, как только выяснится, что он судья, его должны отпустить. Так работает особый статус, и регламент ГИБДД здесь вообще ни при чем. Его всего лишь привели в соответствие с федеральным законом и Конституцией.

За что судьям такие привилегии?

У них всегда был особый статус. В свое время это проверил Конституционный суд и объяснил, в чем суть неприкосновенности.

Государство и общество предъявляют к судье высокие требования. Он должен быть самостоятельным и беспристрастным, не зависеть от чужого мнения и влияния. Еще работа судьи связана с профессиональным риском: он выносит приговоры, в том числе и опасным преступникам. От его решения зависят судьбы людей, которые могут быть представителями силовых структур, очень богатыми людьми или высокопоставленными чиновниками. Иногда перед судьей целая банда, а некоторые ее члены еще на свободе. В ответ государство должно обеспечить ему гарантии.

Неприкосновенность судьи — это не личная привилегия человека, а гарантия интересов правосудия.

Любой гражданин должен быть уверен, что если он столкнется с судом, то его будут судить независимо от давления со стороны других представителей власти или начальства. Нельзя, чтобы на судью мог повлиять сотрудник ГИБДД , как бы кому-то этого ни хотелось. Может быть, это не всегда справедливо, но так обеспечивается принцип разделения власти.

Не только судьи обладают неприкосновенностью: она есть у президента и депутатов госдумы. Но это не значит, что их тоже нельзя наказать за нарушения.

Как накажут судью за вождение в нетрезвом виде?

Его могут лишить неприкосновенности, привлечь к административной или уголовной ответственности, лишить полномочий и отстранить от должности. Что именно, как и в каком порядке произойдет — решит прокуратура и квалификационная коллегия. У них для этого есть собственные законы и регламенты.

Может быть, судью не лишат прав, но привлекут к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения. Но даже в этом для судьи нет ничего хорошего.

Вспомните недавнюю историю с увольнением судьи за грубые высказывания на заседании. Его тоже уволили по особой процедуре, но ведь уволили же — и достаточно быстро. Может быть, менеджера или курьера за хамство клиенту увольнять бы не стали, а судью в расцвете карьеры за пару дней отправили в отставку. Неприкосновенность, особый статус и необходимость участия квалификационной коллегии не помогли. С судьей, которого поймают пьяным за рулем, может быть то же самое.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Читайте также: