Передается ли музыкальный слух по наследству

Обновлено: 04.07.2024

Ученые давно интересовались вопросом: существует ли ген гениальности. Почему одни люди более талантливы, чем другие?

Кто-то берет в руки кисть и легко создает шедевры, кто-то имеет от природы красивый голос, кто-то сочиняет музыку и стихи, кто-то с детства гениально танцует, кто-то выигрывает Олимпиаду.

Почему это происходит? Это гены родителей? Это звезды, под которыми рождается человек? Это душа, которая приходит в этот мир с определенными способностями? Или это результаты воспитания и обучения?

Безусловно, все эти факторы в большей или меньшей степени оказывают влияние на развитие ребенка.

Но как же определить в раннем возрасте какие способности и таланты есть у ребенка и что нужно развивать в первую очередь?

Как же распознать талант малыша?

Существует определенная система оценки музыкальных способностей ребенка. Если вам довелось учиться в музыкальной школе, возможно, вы сами проходили тесты.

Обычно на таких проверках ребенка просят спеть знакомую песенку, повторить ноты или мелодию, которые играет преподаватель, повторить ритмический рисунок, а также наблюдают в целом эмоциональную реакцию на разную музыку.

Но обычно такое тестирование проводят не раньше, чем ребенку исполнится 5-7 лет.

А существуют ли способы проверить способности к музыке до 3-х летнего возраста?

Для начала давайте определимся с тем,что такое музыкальные способности?

Музыкальные способности — это с одной стороны комплекс физиологических данных: слух, чувство ритма, моторика, внимание, музыкальная память.

Физические способности необходимы для того, чтобы овладеть техникой игры на каком-то инструменте, в том числе на самом совершенном инструменте — голосе. Но технических данных недостаточно, чтобы стать настоящим музыкантом, который при помощи музыки проникает в души слушателей.

Я думаю, что вы много раз замечали: слушаешь, порой, музыканта, и вроде бы играет или поет с технической точки зрения точно, но при этом исполнение не трогает, не берет за душу.

А бывают гениальные исполнители, которые способны легко проникать в сердца слушателей вызывая настоящие эмоции, мурашки и даже слезы.

Поэтому к музыкальным способностям стоит отнести не только физиологические данные (слух, чувство ритма, координацию, развитие и чувствительность рук, объем легких, моторику, голос), но и музыкальную фантазию и эмоциональное восприятие музыкальных произведений, умение оживлять банальные 12 нот и проникать в наши души.

Очень часто музыкальные способности родители малыша связывают с тем, насколько он или она попадает в ноты, говоря простым языком, правильно поет ту или иную мелодию. Но это одно из больших заблуждений.

На самом деле очень часто взрослый или ребенок слышит, как нужно спеть мелодию, но не может повторить ее голосом. Это говорит не о том, что нет музыкального слуха, а только о том, что не налажена дорожка между голосом и внутренним слухом.

Известно много случаев, когда у детей, не умеющих петь чисто в начале занятий, обнаруживался впоследствии абсолютный музыкальный слух — умение определять высоту любой ноты на слух.

Да и для взрослых существует множество техник, которые позволяют изменить ситуацию и улучшить интонационную чистоту пения.

Поэтому запомните: пение не может быть основным показателем наличия или отсутствия у ребенка музыкальных способностей.

Важная статистика: только 5% людей не имеют музыкального слуха. У остальных людей слух находится в разных стадиях развития, а значит можно улучшить ситуацию.

Как же проверить — есть ли музыкальные способности у совсем крошечного малыша?

На что стоит обратить внимание

Я могу перечислить несколько критериев, на которые стоит обратить внимание. Скорее всего музыкально одарённый ребенок:

  1. проявляет явный интерес к музыке;
  2. любит музыкальные игрушки;
  3. подпевает маме;
  4. эмоционально реагирует на звучание любимой музыки;
  5. начинает пританцовывать, еще до того, как начинает ходить.

Малыш так реагирует на музыку, потому что у него музыкальные способности от природы? Или потому что ребенок с детства занимается музыкой, как многие гениальные музыканты?

Новорожденные имеют от рождения абсолютный слух

Американские ученые сделали интересное предположение, что у всех новорожденных есть абсолютный слух. Способность определять высоту ноты помогает детям научиться говорить.

Может быть вы замечали, что ребенок с первого года рождения не просто повторяет за вами звуки, а потом слова, а очень четко копирует интонацию, с которой вы говорите.

Были проведены исследования, в ходе которых восьмимесячным малышам и взрослым давали прослушать сложные музыкальные фразы. После того, как фраза игралась несколько раз, в нее вносили небольшие изменения и давали прослушать повторно. Какого было удивление ученых, когда они обнаружили: дети реагировали даже на небольшие изменения, на которые взрослые не обращали внимание.

Также доказано, что малыши помнят мелодии, которые мама слушала или пела во время беременности.

Уникальные музыкальные способности, данные от рождения, утрачиваются за ненадобностью…

Интересно, что при этом уникальные музыкальные способности, данные от рождения, утрачиваются за ненадобностью, если не продолжать их развивать в первые годы жизни. Так же взрослые забывают выученный иностранный язык, если не говорят на нем.

Еще один факт, подтверждающий эту версию: известно, что абсолютный слух сохраняется в странах, где говорят на тональных языках например, китайском. Тональный язык — это когда один и тот же звук обозначает разные буквы в зависимости от того, на какой высоте он произносится.

Не нужно непременно стремиться определить, есть ли музыкальные способности, нужно просто заниматься с малышом музыкой с рождения

Если вы хотите, чтобы у вашего малыша был хороший музыкальный слух, не нужно непременно стремиться определять его музыкальные способности. Нужно просто с самого рождения заниматься с ним музыкой, чтобы не утратить то, что дано от природы.

А еще важно знать, что занятия музыкой с самого рождения нужны не только для того, чтобы в будущем вырос новый Моцарт, Паганини или Мария Каллас.

Психологами доказано, что занятия музыкой оказывают прямое положительное воздействие на общее развитие ребенка.

Нам всегда говорят, что у одних людей есть музыкальный слух, а другим медведь на ухо наступил. Мало того, существует почти мифический абсолютный слух. О нем никто ничего не знает, но считается, что именно он делает музыканта особенно крутым. Но неужели музыканты действительно все слышат по другому? У них что, какие-то другие уши?

Вообще в самой способности различать ноты на слух нет никакой мистики. Всего лишь физика. Нота - это любой звук, который имеет определенную ясную частоту колебания. Звук, взятый на музыкальном инструменте создает равномерные волны уплотненных молекул воздуха. Если воздух уплотняется ровно 440 раз в секунду (440 герц), получается нота ля первой октавы. Нота соль первой октавы создается при 392 герц и.т.д.

А вот у упавшего шкафа, например, нет определенной ноты, ведь это просто каша из звуковых волн самых разных частот, которые никак не организованы во времени.

Итак, получается, что частоты звуков в герцах соответствуют музыкальным нотам. Так вот, у человека есть два способа услышать частоту ноты:

Первый способ - это относительный слух. Этот вид музыкального слуха есть у 99,99% людей и он основан на сравнении. Практически каждый вменяемый человек скажет, что крайняя слева клавиша на фортепиано звучит ниже, чем крайняя справа. А звуки скрипки в целом выше, чем звуки контрабаса, например. Поэтому музыкальный слух, хотя бы в зачаточном состоянии, есть у всех, и медведь никому на ухо не наступал. Это выражение является всего лишь смешным фразеологизмом.

Речь может идти только о разной степени развитости музыкального слуха. Если он от рождения не ахти, то его можно развить. Этим и занимаются в музыкальных школах. Хотя при поступлениии туда все равно проверяют, насколько хорош слух ребенка. Понятное дело, что более способный малыш быстрее достигнет ощутимых результатов. В противном случае может семь потов сойти, прежде чем получится хоть что-нибудь. Поэтому если в музыкальную школу есть конкурс, родителям могут вежливо посоветовать развивать ребенка в другой области.

И второй способ слышать ноты - тот самый легендарный абсолютный слух, на деле просто являющийся врожденной способностью запоминать и узнавать звуки с точностью до герца, как если бы это были буквы или цвета. Мы ведь не задумываемся, какой цвет перед нами, красный или зеленый. Зная буквы, мы легко отличаем букву "А" от буквы "Б".

Так же и человек с абсолютным слухом (абсолютник) сходу различает, какой звук какой ноте соответствует, для него у каждой ноты есть "свое лицо". Дверь скрипит на ноту ми, сигнал автомобиля - это терция фа-ля, даже в свисте протекающего крана слышатся ноты! Поэтому внимание друзей такому человеку обеспечено:

Абсолютный слух встречается довольно редко, у 1/10000. Но несмотря на это большинство музыкантов, даже самых знаменитых и гениальных, спокойно обходятся без него, довольствуясь относительным.

Представьте себе, что музыканты это летчики. У первого летчика относительный слух, т.е. глазомер и опыт. Вынырнув из облака, он может мгновенно определить расстояние до земли и до самолета противника, свой крен, скорость - и совершить виртуозный меневр. А вот у второго летчика абсолютный слух, т.е. отдельная суперспособность, встроенный в голову высотомер и героскоп. С ними он может определить высоту и направление полета даже с завязанными глазами и без приборов, но эта суперспособность вовсе не означает, что второй летчик умеет летать лучше первого. Оба одинаково хорошо справятся с маневром.

Также и абсолютный слух - это вовсе не гарантия таланта. Его наличие не сделает вас ни Моцартом, ни Паганини - как острое зрение еще не делает человека талантливым художником. Хотя владельцу абсолютного слуха проще моментально подобрать мелодию и аккорды по слуху, а также быстро записать нотами услышанную музыку.

Повторюсь, что абсолютный слух может быть только врожденным. Его нельзя развить. Он или есть, или его нет.

На видео свой абсолютный слух демонстрирует 6-летний выпускник подготовительного отделеия Центральной Музыкальной Школы при Московской консерватории:

Если сравнивать занятия музыкой со спортом, то труд музыканта чем-то похож на многоборье. Кроме умения слышать и различать ноты, необходимо тренировать еще и ритмический слух, осваивать и запоминать мелодии, интервалы и аккорды, а еще уметь читать с листа, т.е. с ходу превращать закорючки на нотной бумаге обратно в звуки.

Чтобы играть музыку на инструменте, должна быть хорошая координация между головой, слухом и руками, а у духовиков еще и дыханием. На оттачивание навыков требуются годы труда.

Но и это еще не все. Чтобы хорошо петь, тренировать нужно еще и горло. Например, вы отлично слышите красивую мелодию, но ваши связки не могут с первого раза попасть в нужные ноты. Очень часто в таких случаях некомпетентный человек скажет: "У тебя нет слуха!" И далее про медведя. На самом деле со слухом может быть все в порядке, просто голосовыми связками тоже нужно уметь владеть. Это еще одна сложность, которую музыканту приходится преодолевать постоянным трудом.

После всех этих тренировок музыканты действительно слышат музыку по-другому, гораздо тоньше, чем обычные люди, и способны получать удовольствие от хорошей музыки любых направлений.

Только вот в караоке-бары после этого очень сложно ходить. Ибо весь вечер слушать, как твои подвыпившие друзья горланят мимо нот - такое себе удовольствие.


Лига Оркестровой Музыки

247 постов 1.3K подписчика

Правила сообщества

1.Не делайте то, что запрещено правилами Пикабу.

2.Не заливать посты не по теме Лиги.

3.Чистое звучание произведений.

Важная тема, важно говорить про это дабы не губить потенциал в желающих приобщиться к созданию и исполнению музыки.
Не могу согласиться лишь с формулировкой абсолютного слуха и сопутствующими, на мой взгляд, заблуждениями. В конечном итоге это просто навыки, которые обретаются в возрасте повышенной обучаемости (чуть ли не параллельно с изучением родного языка). Склонность к звукоизвлечению и звукоподражанию есть у каждого не имеющего отклонения ребенка. Музыку сейчас дети слышат вообще с самых пеленок. В, условно назовем, "музыкальных" семьях эти попытки звукоподражания и звукоизвлечения замечаются и поддерживаются куда чаще просто потому что родители это замечают и, интерпретируя немного по-своему порой, дают ребенку развитие его заинтересованности. А так как ребенок развивается в таком возрасте семимильными шагами (а вы попробуйте-ка сейчас с нуля выучить язык, построенный принципиально иначе, не опираясь на аналогии с родным языком и не используя его для понимания и усвоения!), то и развитие слуха, как навыка воспринимать и запоминать звуки, привязывать звучание к названию ноты, получается невероятно быстро и легко. То, на что у взрослого уходят годы, а порой и десятки лет, ребенок усваивает за год-два, не прилагая (с виду) особых усилий. Ну а родителю , конечно же, приятно считать свое чадо особенным и уникальным относительно его ровесников.

есть и побочки - перестаешь получать удовольствие от музыки, поскольку вместо мелодии слышишь партитуру, наподобие "ля-ля фа соль фа соль си бемоль"

Я очень хотела научиться петь, в нашем городе есть студии для взрослых, даже сходила на пробное бесплатное занятие, мне очень понравилось. Но стоит это дорого для меня.

У меня абсолютный слух, и это мне мешало, когда надо было спеть на интервал выше/ниже - я же знала, на какой высоте нужно петь мелодию, и перестраиваться на другую было сложно, особенно при переходе с куплета на припев, где мелодия другая, остаться в новой тональности сложно.

А я совсем слепой на ухо. Особенно когда давали послушать одинаковые ноты из соседних октав. Они же, говорят, звучат одинаково, неужели ты не слышишь? А я не понимаю. Умом понимаю, а ухом не слышу. Блядь, как в денди играть на черно-белом телевизоре.

Абсолютный слух отлично тренируется, потому что это скорее память, а не слух. Ну и как выше верно сказали, там есть градации и уровни скилла: гитаристу обычно не проблема угадать ноту на гитаре, но сыграй её на саксе и опа.

Слух, когда человек может разпознать тональность любого звука вообще - действительно штука полумифическая.

Надо сказать довольно дохрена приложений есть для тренировки слуха, и они вполне работают. Лучший способ, конечно, играть на нормально настроенном инструменте до позеленения каждый день, но и пару часов в день в электричке с айфоном и наушниками дают нехилый такой буст.

Ну, насчет абсолютного слуха - тоже нельзя так сказать, что или есть, или нет. Абсолютный слух - тоже количественно разный бывает. Одно дело угадать, какая нота звучит на пианино или пропеть ноту с ошибкой меньше, чем в полтона - это многие могут и это тоже абсолютный слух. А другое дело - настроить скрипку без камертона, чтобы она идеально попала в ноту Ля. Вот это уже редкость. И да, оно развивается. Во всяком случае, до точности, необходимой для определения звучащей ноты.

Я всю жизнь завидую музыкантам потому что очень люблю музыку и это то чем я бы хотел заниматься профессионально, но музыканта из меня не получилось. с другой стороны даже мне тяжело слушать большую часть того, что крутят по радио и телевизору каждый день, потому что музыкой это назвать нельзя. А вот какого им профессионалам?)))

Музыкальный слух это не про "запоминать и узнавать" это способность точно слышать и различать тона и интервалы из которой много что вытекает. В частности человек с музыкальным слухом способен "запоминать и узнавать", может играть или петь "по слуху" если его научить. А без просто не способен. В общем примерно как на этой картинке, но для звуков.

Иллюстрация к комментарию


Хронология событий в скандинавской мифологии

Хронология событий в скандинавской мифологии Скандинавская мифология, Мифы, Ликбез, Творчество, Длиннопост

• За основу для создания были взяты Старшая и Младшая Эдды, а также отдельные мифы.

• Некоторые мифы или цикличны, или идут параллельно друг с другом, но в схеме они для удобства восприятия указаны последовательно.

- Создание первых людей.

- Появление в Асгарде Гюлльвейг, осознание ценности золота и первая в мире война.

- Заключение мира, обмен заложниками и создание самого мудрого существа - Квасира.

- Изготовление двергами молота Мьёльнир, копья Гунгнир и остальных магических предметов принадлежащих асам.

- За право испить из колодца Мимира, Один отдаёт свой глаз.

- Принеся себя в жертву себе же, Один девять дней висит на древе Иггдрасиль и открывает руны.

- Строительство стен вокруг Асгарда. Рождение Слейпнира. Первое нарушение асами данного обещания.

- Убийство Квасира двергами и создание из его крови Мёда поэзии, который ётун Суттунг забрал себе.

- Добыча Одином мёда поэзии и возвращение его в Асгард.

- Асы решают судьбу Фенрира, Хель и Ёрмунганда – детей Локи и ётунши Ангрбоды.

- Асы обманом связывают Фенрира путами. Тюр, лишается руки.

- Похищение Идун и убийство Тьяцци.

- В качестве виры за убийство асами своего отца, Скади берёт Ньёрда в мужья.

- Фрейр берёт в жёны Герд и отдаёт Скирниру свой меч, которым должен был сражаться с Суртом.

- Тор и Локи отправляются в путешествие на восток в страну Утгард-Локи.

- Битва Тора с ётуном Хругниром.

- Тор и Локи возвращают молот Мьёльнир украденный ётуном Трюмом.

- Бальдру, светлейшему из асов, снятся тревожные сны, предвещающие гибель.

- Один пробуждает мёртвую провидицу вёльву и узнаёт у неё будущее.

- Фригг берёт клятву не причинять вреда сыну у всего живого и не живого (кроме крошечного побега омелы).

- Слепой ас Хёд, направляемый Локи, выпускает стрелу изготовленную из побега омелы и убивает Бальдра.

- Рождение Вали, сына Одина. Он повзрослел за одну ночь и отомстил Хёду за убийство.

- Похороны Бальдра. Его жена Нана умирает от горя, а Один кладёт в погребальный костёр своё кольцо Драупнир.

- Сын Одина Хермод отправляется в царство Хель, узнать на каких условиях она готова вернуть Бальдра в мир живых.

- Всё живое и не живое, кроме ётунши Тёкк (облик которой принял Локи) оплакивают смерть Бальдра. Условия Хель не выполнены и Бальдр не вернётся.

- Тор едет на рыбалку с ётуном Хюмиром. Во время рыбалки он пытается поймать и убить мирового змея Ёрмунганда.

- Тор и Тюр отправляются к ётунам, где добывают огромный котёл для варки пива.

- Эгир устраивает пир, куда приглашены все асы. Во время пира Локи признаётся в убийстве Бальдра.

- Локи пытается скрыться, но асы находят его и приковывают к скале в глубокой пещере путами из кишок его сына.


Оркестр, который не умеет играть

Люди, не имеющие необходимых навыков игры на музыкальных инструментах собирают аншлаги. Их треки штурмуют вершины хит-парадов, пластинки расходятся приличными тиражами, а записи становятся культовыми, даже приобретая статус "мема".

Думаете, такое невозможно в мире классической музыки?

Думаете это шутка? Прикол? Нет!

Вот настоящая запись настоящего оркестра. Именно так интерпретируют эпическое начало Пятой симфониии Бетховена музыканты оркестра Portsmouth Sinfonia:

Основу оркестра составили студенты Портсмутского колледжа искусств. Принимались все желающие, независимо от умений, наличия опыта и музыкального слуха. Исполнители должны были быть незнакомы с выбранным инструментом. Главным было искреннее желание играть и не пропускать репетиций!

Вот так оркестр прошелся по "Пещере горного короля" Эдварда Грига:

Досталось и "Танцу феи драже" Чайковского:

Изначально планировалось, что оркестр соберется, прорепетирует и выступит один-единственный раз, однако впоследствии 'Portsmouth Sinfonia' стал культурным феноменом и выступал на концертах и записывался еще более десяти лет.

Вот наиболее яркие газетные эпитеты тех лет: "самая забавная вещь со времен Аттилы, предводителя гуннов", "великолепная декадентская шутка", "отвратительная трата времени". Назвав интерпретации Баха и Бетховена "ошеломляющими", журналист пишет: Sinfonia провозглашает себя как "оркестр, который не умеет играть". Критерием членства в нем является страсть, а не мастерство, энтузиазм, а не глянец. В течение вот уже четырёх лет Sinfonia изобретательно калечит классику в таких цитаделях классической помпезности, как "Зал Пёрселла", "Зал Королевы Елизаветы" и "Королевский Альберт-холл", радуя зрителей энергичным, хотя и приблизительным исполнением любимых произведений.

Последний, вышедший в 1981 году сингл оркестра назывался "Classical Muddly", что переводится как "Классическая Муть". Старые записи оркестра соединили, ускорили и наложили на них примитивный диско-бит. Вышло что-то вроде попурри:

На самом деле, оркестр прекратил выступать уже в 1979 году. Причиной ухода со сцены стал . выросший профессионализм оркестрантов. Они реально стали играть лучше, и шоу-бизнес потерял к ним интерес.


Зачем нужен дирижер?

Зачем нужен дирижер, если у всех музыкантов есть ноты?

Зачем нужен дирижер, если на него все равно никто не смотрит?

Зачем нужен дирижер, если он ни на чем не играет?

Хоть что-то изменится, если его оттуда убрать?

Примерно такие вопросы появляются у людей, далеких от академической музыки.

Попробую ответить на эти вопросы простым языком, дополнив пост любопытными забавными видео на эту тему (все видео короткие).

Итак, представьте себе бегунов на старте. Они приготовились сорваться с места и ринуться вперёд. И вдруг вместо выстрела им кричат: "Ну, вы это, бегите, что ли!" Как, по-вашему, смогут бегуны по такой команде оторваться от старта одновременно? Оркестру, в котором иногда играет более ста человек, нужна чёткая команда, чтобы всем одновременно начать играть.

Но в отличие от бегунов, которые к финишу придут один за другим, оркестранты должны закончить музыку все вместе – опять таки по знаку дирижера.

Все знают, для чего гремит барабан, когда идут строем. Для того, чтобы все шли в одном темпе. Иначе один пойдёт чуть быстрее, другой отстанет. То же случится и с оркестрантами, если у них перед глазами не будет дирижёра, задача которого - держать оркестр в единой ритмической сетке.

Бывают разные музыкальные пьесы. Например, марш – музыка всегда громкая, чёткая, бодрая. У колыбельной музыка совсем другая – тихая, нежная, убаюкивающая. Представьте, оркестр играет колыбельную: все музыканты знают, что надо играть тихо. Но встает вопрос: насколько тихо должен играть каждый музыкант, чтобы громкость оркестра в целом была бы той, которая нужна для колыбельной? Ни один из оркестрантов не сможет этого оценить, потому что люди, сидящие в разных концах оркестра, не слышат друг друга, тем более, когда у каждого под ухом звучит свой инструмент! И здесь, опять таки, нужен дирижёр, который сам ни на чем не играет, а только слушает, оценивает со стороны, как звучит оркестр, показывает, кому надо играть чуть громче, а кому потише, – "выравнивает" звучность оркестра, делает его звучание сбалансированным. Он один может слышать всю звуковую картину оркестра.

Итак, получается, что дирижер это регулировщик. Но если назвать какого-либо дирижера регулировщиком - это будет как пощечина для него, ибо плох тот дирижер, который выполняет только лишь функцию регулировщика.

Музыку, которую играет оркестр, нужно исполнить, как говорят, "с душой". А ведь каждый человек чувствует и понимает музыку по-своему. Поэтому нужен кто-то один, чтобы по его воле все играли с одинаковым, продиктованным им "выражением".

Обычно композитор в своих нотах очень чётко прописывает, как, в каком темпе, с какой громкостью нужно играть его музыку. Но даже в строгих рамках нот всегда есть некая возможность для маневра, и с помощью некоторых штрихов можно придать музыке свое звучание, свое видение. Где-то сыграть тише, мягче, нежнее, или наоборот. Темп можно сделать чуть подвижней или плавнее, и т.д. Таким образом, дирижер расставляет в музыке свои авторские ньюансы.

Послушайте, как по-разному звучит знаменитое бетховенское "та-та-та-таааа" из 5 симфонии в исполнении разных дирижеров, и вы поймете, о каких ньюансах идет речь:

Музыкальный слух: что это такое и как его развить?

Что такое музыкальный слух?

Под музыкальным слухом понимается комплекс способностей человека, позволяющих ему воспринимать музыку, оценивать ее узкоспециальные характеристики, такие как высота, тембр, наличие призвуков, входящих в спектр музыкального звука. Наличие музыкального слуха является обязательным условием для успеха в таких профессиях как музыкант, композитор, певец, дирижер, аранжировщик, звукорежиссер, танцор.

Кроме того, музыкальный слух помогает во всех видах деятельности, так или иначе связанных с восприятием, правильной интерпретацией и/или правильным воспроизведением звуков. Например, изучение иностранных языков, декламация стихов, охота на диких зверей и птиц, работа с эхолотом для исследования морского дна, служба на флоте в качестве гидроакустика на подводной лодке.

Различают более десятка разновидностей музыкального слуха, причем в разных классификациях можно встретить разные названия и разную степень детализации каждого определения. Однако в повседневной практике даже профессиональные музыканты оперируют лишь основными понятиями.

Основные виды музыкального слуха:

Полифонический слух считается самым сложным для развития, т.к. разные мелодии и/или голоса внутри музыкального произведения могут возникать и развиваться несинхронно, догонять по ходу произведения или запаздывать со вступлением, как фуга или канон. Классическим примером обладания полифоническим слухом считается Моцарт. В 14-летнем возрасте он с отцом посетил Сикстинскую капеллу, где услышал произведение Грегорио Аллегри Miserere.

Там, помимо музыки, звучало 9 голосов, однако Моцарт на слух запомнил и потом записал ноты этого сложнейшего почти 15-минутного произведения. К слову, ноты хранились в тайне, а за их копирование грозило отлучение от Церкви. Однако, когда Папа Римский узнал, что юный Моцарт смог запомнить это произведение на слух, и лично удостоверился, что воспроизведенные Моцартом ноты не содержат ошибок, он наградил его орденом Рыцаря золотой шпоры.

Наличие полифонического слуха дает выраженные преимущества, но для начала следует развить относительный или интервальный музыкальный слух. Когда речь заходит о развитии музыкального слуха, в первую очередь подразумевается именно работа над развитием способности слышать интервалы между нотами. В программу обучения в музыкальных школах, колледжах, академиях включена специальная учебная дисциплина, направленная на развитие музыкального слуха, которая называется сольфеджио.

О приемах и методах развития музыкального слуха мы расскажем чуть позже, а сейчас подробнее остановимся на вопросе, который волнует многих людей. Можно ли развить музыкальный слух, если он не развит от природы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вникнуть в природу человеческого слуха, и понять, как он работает.

Как работает человеческий слух?

Человеческий слух зависит от комбинации когнитивных и сенсорных процессов, которые функционируют посредством интерактивных цепей нейронных путей снизу вверх и сверху вниз, идущих от ушной улитки до головного мозга и обратно. Для справки: ушная улитка – это передний отдел перепончатого лабиринта, отвечающий за слуховую часть внутреннего уха, воспринимающего и распознающего звуки.

Задача органов слуха – анализировать звуки окружающей среды и передавать результаты этого анализа в мозг. В органах чувств есть специализированные сенсорные клетки, которые преобразуют сигнал окружающей среды в электрическую энергию. Затем изменение электрической энергии преобразуется в цифровой код, который передается в мозг. Слуховая система человека выполняет анализ звука и преобразует его в нейронный код. Данный процесс подробно описан в работе How the ear works – nature’s solution for listening [W. Brownell, 1997].

Таким образом, для обработки звуков, связанных как с музыкой, так и с языком, задействованы одинаковые нейронные пути. И если человек слышит звуки, следовательно, он точно таким же образом может слышать и музыку. И точно так, как он со временем запоминает голоса и различает тембр своих новых знакомых, коллег, сотрудников, соседей, он может запоминать и различать нюансы звучания музыки.

Другое дело, что в быту люди обычно не задаются целью различать нюансы звучания голоса того или иного знакомого, классифицировать разговорный диапазон его голоса по нотам, не вникают в нюансы звукоизвлечения. Если поставить перед собой все эти задачи, даже в быту каждый человек будет слышать намного больше, чем если не будет обращать внимание на такие тонкости.

Однако все, что касается профессиональных занятий музыкой, требует концентрации на вышеописанных нюансах. И даже если человек не знает ноты и названия интервалов, он все равно идентифицирует и запоминает их на слух, что и позволяет воспроизводить песню. Это в случае, если человек обладает развитым музыкальным слухом, как говорится, от природы. Если же природа не наградила такой суперспособностью слышать нюансы звучания музыки, ее можно развить.

Вы уже знаете о том, что восприятие звуков – это комбинации когнитивных и сенсорных процессов, которые функционируют посредством интерактивных цепей нейронных путей снизу вверх и сверху вниз, идущих от ушной улитки до головного мозга и обратно. Поэтому, подключив сознание и дав соответствующую команду мозгу, человек может сделать восприятие музыки более осознанным.

Более того, занятия музыкой и работа над развитием музыкального слуха улучшают способности человека более тонко воспринимать звуки окружающего мира, лучше слышать тихие звуки и точнее идентифицировать источник звука. Ученые провели ряд исследований, описанных в работе Playing Music for a Smarter Ear: Cognitive, Perceptual and Neurobiological Evidence и выяснили, что слуховой опыт, накопленный за годы последовательной музыкальной практики, всесторонне настраивает слуховую систему человека, укрепляет нейробиологические и когнитивные основы обработки музыки и речи [D. Strait, N. Kraus, 2011].

Если же у вас задачи попроще, чем исполнять классические произведения на большой сцене, вам вполне под силу самим развить свои способности слышать больше и лучше. Но прежде, чем мы начнем давать советы, как развить музыкальный слух, следует определиться с критериями прогресса. Другими словами, в какой момент и как именно вы поймете, что стали слышать музыку лучше, чем раньше. Поэтому для начала нужна проверка музыкального слуха.

Как проверить музыкальный слух?

Способы проверки достаточно стандартны, их предложат в любой музыкальной школе, если вы, допустим, решите проверить музыкальный слух у ребенка. Проверка ведется по трем основным направлениям: чувство ритма, способность к интонированию, музыкальная память.

Как проверить музыкальный слух:

  1. Чувство ритма – для испытуемого настукивают какой-либо ритм и просят повторить. При наличии музыкального слуха испытуемый точно воспроизводит ритм. Чем более сложный ритм удается воспроизвести, тем лучше чувство ритма у испытуемого.
  2. Способность к интонированию – испытуемому дают прослушать мелодию и просят напеть. При наличии музыкального слуха испытуемый легко воспроизводит небольшой фрагмент мелодии в пределах рабочего диапазона своего голоса. Чем более сложную мелодию удается воспроизвести, тем лучше способность к интонированию у испытуемого.
  3. Музыкальная память – испытуемого просят отвернуться и играют для него ноту, затем просят его найти эту ноту на музыкальном инструменте, обычно на фортепиано. Предварительно следует показать, что более низкие звуки издают клавиши слева, более высокие – клавиши справа.

Далее можно зафиксировать результаты проверки и повторить этот тест на музыкальный слух, например, через месяц занятий. Тогда можно будет легко оценить наличие или отсутствие прогресса. Например, если изначально удавалось воспроизвести только самый простой ритм или простую мелодию, а через месяц получилось воспроизвести нечто заметно сложнее, значит, прогресс есть.

В нашу цифровую эпоху можно проверить музыкальный слух онлайн при помощи специальных сервисов. Так, американский врач и профессиональный музыкант Джейк Мэнделл разработал целую систему тестов Music Tests, позволяющих проверить разные аспекты музыкального слуха [J. Mandell, 2020]. В частности, прослушать 36 пар похожих либо идентичных музыкальных отрывков и ответить на вопрос, являются ли они одинаковыми (зеленая кнопка) или разными (красная кнопка).

Для более продвинутых пользователей, имеющих представление о звучании различных музыкальных инструментов, есть более сложные тесты. Вам будет предложено ответить, какой инструмент звучит в предложенном музыкальном отрывке. Например, вам предложат послушать тихое фортепиано далеко на фоне и угадать, что играет, когда останавливается бас:

  • оркестровый треугольник;
  • колокольчики и ксилофон;
  • звуки живой природы;
  • скрипка-пиццикато.

Или такой вопрос: какие два инструмента делают песню такой душевной? Выбрать нужно из следующих комплектов инструментов:

  • банджо и губная гармошка;
  • ситар и баян;
  • балалайка и труба;
  • гитара и свисток.

Чтобы ответить на первый вопрос, нужно, как минимум, иметь представление, что такое ксилофон и скрипка-пиццикато. А чтобы разобраться со вторым, нужно знать, как звучат банджо и ситар, которые не слишком широко распространены в нашей культуре.

Как развить музыкальный слух?

Начать рекомендуется с самого простого – упражнений на интервалы. Сначала предлагается ознакомиться с теорией и терминами, которые будут использованы в заданиях, а потом перейти к заданиям:

  • сравнение интервалов;
  • определение интервалов;
  • пение интервалов;
  • чтение интервалов.

Желающие вникнуть в тему более глубоко могут перейти к упражнениям на гаммы и аккорды. Там тоже будет предложена теоретическая часть и практические тесты. В отдельный раздел вынесены упражнения на ритм. Помимо теории там есть следующие практические задания:

  • чтение ритма;
  • диктовка ритма;
  • имитация ритма.

Из русскоязычных сервисов с подобным функционалом можно еще отметить GNU Solfege. Есть неплохие варианты и в англоязычном сегменте. Это, в частности, программы EarToner, InPitch, Tete.

Если эти программы покажутся вам слишком сложными, можно начать с варианта попроще. Например, играть ноты на музыкальном инструменте и одновременно петь их. В отсутствие музыкального инструмента можно скачать онлайн-фортепиано (симулятор пианино). Клавиши разворачиваются вдоль широкой стороны экрана планшета или смартфона и, в принципе, играть удобнее на планшете (лучше 10-дюймовом).

Тем, кто совсем не умеет играть и пока не знает даже ноты, рекомендуем приложение Perfect Piano. В настройках можно задать удобное для вас количество клавиш на экране, подписать на клавишах ноты, добавить эффект электропианино или синтезатора, управлять длительностью звучания ноты. Белое поле поверх затемненных клавиш вверху экрана можно сместить вправо или влево, чтобы на экране отображались клавиши с более низким (слева) или более высоким (справа) звучанием:



Упражнение можно усложнить: спеть гамму не только в прямом, но и в обратном порядке, играть все клавиши подряд, белые и черные, играть и петь do-re-do, затем do-mi-do, потом do-fa-do и т.д.

Чтобы проверить, насколько точно вы попадаете в ноты, рекомендуется скачать Pano Tuner. После установки и начала работы вам нужно разрешить программе доступ к микрофону. Так программа будет улавливать звуки и показывать, какую ноту вы сейчас взяли. Вы, соответственно, получаете наглядную возможность контролировать, удалось ли вам попасть в ту ноту, которую вы хотели взять, или нет.

Если и это вам кажется сложным, можно просто записаться на урок к профессиональному преподавателю музыки. Если вы живете в небольшом населенном пункте, где нет возможности найти музыкального педагога, можно поискать онлайн-уроки. Такие занятия доступны везде, где можно выйти в Интернет.

Но не важно, будете вы заниматься сами или с педагогом, принципы успешной работы по развитию музыкального слуха будут общими. Если кратко изложить основное содержание учебников по сольфеджио, есть 3 основных типа упражнений по развитию музыкального слуха.

Вся суть сольфеджио за 3 минуты:

  1. Последовательное воспроизведение нот – вам играют ноты по одной, а вы поете то, что слышите.
  2. Одновременное воспроизведение нот с необходимостью вычленить на слух каждую ноту – вам играют одновременно 2 или 3 ноты (одни и те же 2-3 раза подряд), а вы должны спеть последовательно каждую из прозвучавших нот.
  3. Акапельное пение – вам сначала играют ноту/ноты, вы потом должны спеть эту ноту/эти ноты без музыкального сопровождения по памяти.

После того как данные упражнения перестанут вызывать затруднения, можно перейти на более сложный уровень. Например, пытаться подобрать на слух мелодию из понравившейся песни, используя музыкальный инструмент или же Perfect Piano. Далее можно попробовать спеть отрывок из песни, контролируя попадание в ноты с помощью Pano Tuner.

Итак, подытожим советы по развитию музыкального слуха:

  1. Самостоятельные занятия с компьютерной программой или специальным мобильным приложением.
  2. Самостоятельные занятия с музыкальным инструментом или симулятором музыкального инструмента.
  3. Занятия с педагогом по музыке или вокалу.
  4. Подбор мелодий на слух при помощи музыкальных инструментов или симуляторов.
  5. Пение песен и мелодий с контролем попадания в ноты.
  6. Анализ инструментальных партий музыкального произведения на слух.
  7. Анализ вокального дизайна музыкального произведения.

Отдельная тема – развитие музыкального слуха у ребенка. Маленькие дети в силу возраста не могут самостоятельно сосредоточиться на занятиях, поэтому лучше их организовать в игровой форме.

Как развить музыкальный слух у ребенка 2-5 лет:

  1. Предлагать слушать разные музыкальные композиции (детские песни, эстраду, блюз) и затем обсуждать нюансы звучания композиции (быстрая или медленная), эмоциональный фон (веселая или грустная).
  2. Предлагать угадать предмет по звуку (трясти пакет с крупой, звенеть ключами, стучать по дереву и т.д.)
  3. Обращать внимание ребенка на звуки окружающего мира (шелест травы, плеск воды, шум мотора автомобиля).
  4. Предлагать ребенку подражать звукам окружающего мира (изобразить, как мяукает кошка, лает собака, заводится мотоцикл).
  5. Подарить ребенку игрушечные музыкальные инструменты (бубен, гитару, саксофон и прочее).
  6. Показать ребенку, как отбивать ритм музыки, как попадать в такт, предлагать похлопать в такт мелодии.
  7. Разучивать с ребенком простые детские песенки.

Люди уже тем отличаются от всех других представителей животного мира, что придумали себе для развлечения музыку. Ни одно другое существо в природе не способно сознательно собирать звуки разных тональностей и составлять из них некую комбинацию, которая называется мелодией. Для этого нужен музыкальный слух. Это особый слух, дар природы, существующий внутри человека, в его душе, в его голове.

Музыка рождается в голове

Звуки в некой гармоничной последовательности – это музыка. Ученые долго изучали слух, как механизм восприятия и распознавания окружающих звуков. Слух – это функция контроля принимаемых и издаваемых звуков. У животных контролю подвержена только их громкость. На самом деле, трудно в лае собаки услышать задушевную мелодию, да и пение птиц – всего лишь звуковой код, заложенный в них инстинктом. Человек стоит в особом ряду. Его устройство слуха непосредственно связано с зоной коры головного мозга, отвечающей за восприятие и анализ окружающих звуков, а также за генерацию собственных.

Музыка в голове

Музыка рождается в голове. Источник: Mohamed Hassan_Pixabay

Слух абсолютный и относительный

Часто можно слышать фразу, что у музыканта есть абсолютный слух. Но что на самом деле означает этот термин? Как объясняют специалисты, существует две различные формы восприятия высоты звука, которыми могут обладать те или иные люди. Каждая из них по-своему позволяет им распознавать ноты при прослушивании. Эти формы – абсолютный и относительный слух.

Вот простой способ отличить одно от другого. Певец с абсолютным слухом способен извлечь любую названную ему ноту из пустоты и спеть ее максимально точно, в то время как певец с относительным слухом должен вначале услышать некую первичную ноту, а затем использовать ее как ориентир, или точку отсчета, для каждой другой ноты, которую он поёт. То есть, в мозг человека с абсолютным слухом как бы изначально встроен камертон, соответствующий частоте любого природного звука. А мозгу с относительным слухом необходимо каждый раз давать подсказку.

Особенности абсолютного слуха

Музыкант с абсолютным слухом способен почувствовать любое отклонение звука от эталонного звучания и сказать насколько сильно звук искажен. В профессиональном мире классических исполнителей это означает, что певец или инструменталист может услышать очень тонкие – всего до 2 герц – отклонения звучания заданной ноты. Особенно это чувство необходимо дирижерам, которые должны слышать весь оркестр целиком и каждый инструмент в отдельности.

Оркестр, дирижер, идеальный слух

Дирижер управляет оркестром. Изображение: Russell_Yan. Pixabay

Многие музыканты говорят, что абсолютный слух – это одновременно и благословение, и проклятие: любой окружающий шум теоретически может расстроить весь музыкальный порядок в голове музыканта. Парадоксально, но случается, что певцам с абсолютным слухом бывает трудно попасть в ноту: извлекаемый из голосовых связок звук иногда не совпадает с тем, который звучит у них в голове, и это воспринимается ими чрезвычайно болезненно.

Что такое относительный слух?

Идеальный слух у композиторов

Композитор и музыка

Развитый внутренний музыкальный слух позволил многим композиторам создать гениальные произведения и войти с ними в историю. Все значительные сочинители музыки прошлого и настоящего обладали и обладают идеальным музыкальным слухом. Без этого просто нет самой профессии композитора.

Какой слух нужен музыкантам?

Способность определять любую высоту звука или, другими словами, обладание абсолютным или относительным слухом – очень важное качество для музыканта вообще и, безусловно, является преимуществом для певцов, исполнителей на струнных инструментах, тромбонистов и других музыкантов, которым в процессе исполнения требуется постоянный контроль за высотой извлекаемых звуков собственного голоса или инструмента.

Сам по себе абсолютный слух – не панацея и не гарантия успеха. Многие признанные музыканты не обладают абсолютным слухом и, чтобы быть профессионалами, в той или иной мере развивают свой относительный слух. Это помогает им добиться результата.

Происхождение музыкального слуха

На сегодняшний день ученым не удалось достоверно определить, является ли абсолютный слух врожденным качеством или же приобретенным в первые месяцы жизни. Есть две точки зрения на этот счет, но ни одна из них не смогла объяснить природы происхождения абсолютного слуха.

Музыкальный слух рождается в детстве

Девочка с музыкальным слухом играет на скрипке. Фото: sarab123. Pixabay

Вторая теория предполагает, что идеальный слух – это в первую очередь генетика. Ученые, защищающие эту теорию, утверждают, что существует некий ген абсолютного слуха. Следовательно, у людей с абсолютным слухом имеется один общий ген, и он каким-то образом связан с развитием мозга ребенка в детстве. В таком случае абсолютный слух будет передаваться от родителей к детям по наследству. Он дается человеку от рождения и не требует специального обучения или тренировки.

Естественные источники особенного слуха

Ученые, поддерживающие теорию приобретенного абсолютного слуха, говорят, что в одних странах это явление более выражено, чем в других. По всей видимости, языки некоторых народов прямо или косвенно влияют на эффект приобретения абсолютного слуха при обучении. Например, языки, использующие переменную тональность звучания, такие как тайский или вьетнамский, помогают приобретению абсолютного слуха. Это языки, в которых один и тот же звук, произнесенный в разных интонациях, может отражать несколько совершенно разных значений.

Кроме того, рождение ребенка в семье с музыкальными традициями также явится фактором развития абсолютного слуха. Не менее важны окружающая среда и культура. Что касается генетической теории, то она говорит сама за себя: абсолютный слух передается от родителей к детям. Такое качество может сказываться на нескольких последующих поколениях.

Но это всего лишь теории. Их не следует воспринимать серьезно, поскольку под ними нет никаких доказательств. Пока ясно одно: за абсолютный слух отвечает мозг.

Как узнать, есть ли у вас абсолютный слух?

Абсолютный музыкальный слух

Абсолютный музыкальный слух и музицирование. Источник: Яндекс.Дзен

Вы можете иметь абсолютный слух, даже не зная об этом. Вот несколько критериев, которые помогут определить, есть ли у вас таковой. Итак, вы обладаете абсолютным слухом, если вы способны:

  • Назвать музыкальную ноту, сыгранную с помощью музыкального инструмента или предмета (например, колокольчика);
  • Напеть определенную ноту без звуковой подсказки;
  • Назвать несколько нот, сыгранных одну за другой;
  • Определить тональность музыкального произведения.

Если этот короткий тест будет пройден вами положительно, то вы – счастливый обладатель абсолютного слуха.

Кому еще необходим идеальный слух?

Кроме собственно музыкантов идеальный слух необходим людям, непосредственно связанным с миром музыки – настройщикам музыкальных инструментов. Настройщик должен слышать минимальные отклонения звука от эталонного значения. Это первичное и самое важное требование к его работе. Исполнители, которые будут играть на инструменте после его настройки, сразу по достоинству оценят либо профессионализм, либо бездарность настройщика. Способность различать тончайшие нюансы высоты звуков как раз и определяет слух настройщика в широком понимании.

Настройщик рояля и музыкальный слух

Весьма желательно обладать идеальным слухом лингвистам-переводчикам. Особенно синхронистам, которые имеют самый непосредственный контакт с носителями переводимого языка и обязаны чувствовать его мелодику. Иначе они просто не справятся со своей функцией. Люди, которые обладают хорошим музыкальным слухом, особенно предрасположены к легкому восприятию новых языков. По этой причине при изучении иностранных языков одним из самых действенных средств освоения незнакомых звуков является разучивание и распев песен. Развивая музыкальный слух, человек одновременно развивает и свою способность к языкам.

Еще одна профессия, требующая острого слуха – это гидроакустик военного корабля или подводной лодки. Несмотря на наличие самых современных технических систем, от гидроакустика до сих пор требуется обладание очень чувствительным слухом. Именно с его помощью он прослушивает подводное пространство вокруг корабля и первым определяет приближение противника. Он должен хорошо разбираться в хаосе морских звуков, различать их по тональности, тембру, громкости, определять направление и дистанцию до их источника.

Читайте также: