Грабеж кража землетрясение поджог нападение что лишнее

Обновлено: 04.07.2024

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мачта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Цель:изучение операции обобщения.

Инструкция: Здесь в каждой строке таблицы написано четыре анаграммы. Анаграмма - это слово, в котором буквы случайным образом поменялись местами. Обратите внимание, что иногда в случайном порядке буквы занимают свои прежние места, то есть слово может остаться неизменным.

В каждой четвёрке анаграмм имеется одна лишняя. Дело в том, что три исходных слова объединены каким-то общим признаком, качеством. Вам следует найти лишнее слово и написать его. Обратите внимание, что его следует написать не в виде анаграммы, а в исходном, правильном виде.

Какое слово лишнее? Напишите слово, а не анаграмму

1) ИРТЕЮП ИКИБЛОТ ЯЕМЗЛ РЕВАЕН КИЛОБИТ

2) ЕКОРСЛ ЬХАЛО АОВРКЬТ ОТЛС ОЛЬХА

3) САБРМ ЕЛЕЬНГД ШИНТКЕ ИДО ИОД

4) ТСТОЕР БНЕЕЗМ ГОДРИОК УРМИСП ГОРОДКИ

5) УПРД СТЕКРО ВДРТКАА ЕТЕМГНС ПРУД

6) ИКАИЗФ ЗСИМОДА ДЗИУМБД НИЗИДУМ физика

7) ЛДКЖОЛЕ УЛОЬБГ УГЬС ПАЦЯЛ колледж

8) КЛСИИВ ЕКФРИ ИДА ОМКЛОО аид

9) ШДЕДРРЕ ЕЮЬМНТ ПРМЕЬ АЗКАЬН шреддер

10) ОУКБМЛ АЦЗРЕЬ РЬЕРТЕ ЛЕНИН терьер

11) ЕЕСРЙКР АЦГБИУА АУШКП ВСОЮРБ брюсов

12) ГВААНА ДИМАНО КСА КЦАС гавана

Сверьте ответы с ключом, приведенным в Приложении 1. За каждую верно угаданную анаграмму начисляется один балл. Таким образом, максимальное количество баллов по всему тесту составляет 12. Обратите внимание, что один балл начисляется только за верно приведенное слово, а не за его анаграмму.

Возраст Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
12 - 13 лет 0 - 2 3 - 6 7 - 12
14 - 16 лет 0 - 3 4 - 7 8 - 12
17+ лет 0 - 4 5 - 8 9 - 12

Тема 5. Потребности и мотивы. Психическая регуляция поведения.

Вопросы для подготовки к занятию

2. Перечислите основные классификации потребностей и их роль в жизни человека.

3. Охарактеризуйте основные свойства потребностей человека.

5. Назовите функции и виды мотивов.

6. Расскажите о формировании и развитии мотивов.

7. Перечислите основные теории мотивации в психологии (А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др.).

8. Расскажите об эмоциях и чувствах как формах душевной жизни человека.

10. Расскажите о развитии воли у человека.

11. Охарактеризуйте основные параметры произвольности поведения человека.

12. Расскажите о мотивационном конфликте и его преодолении как условии совершения волевого действия.

1)которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки);

2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации);

3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг).

Мотивация –динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

Внешняя мотивация - конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.

Внутренняя мотивация - конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели.

Понятие локуса контроля,в его современном понимании, было введено в психологию американским психологом Дж. Роттером. Говоря о локусе контроля личности, имеют в виду склонность человека видеть источник управления своей жизнь либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе. При внутренней мотивации личность имеет внутренний локус контроля или, другими словами, имеет представление о том, что причины, обусловливающие поведение, находятся внутри ее, и она предпринимает его по своей воле. При внешней мотивации личность характеризуется внешним локусом контроля. Она считает, что причины, детерминирующие ее поведение, находятся вне ее самой и являются внешними по отношению к ее Я.

Цель: исследование уровня субъективного контроля (УСК).

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека. -1

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.-3

3. Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.-3

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.+2

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.-3

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей. -1

7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов,+2

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.-3

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.+3

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моих собственных усилий.-1

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.+3

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий,+2

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.+2

14. Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.+

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.-2

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.-3

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.-1

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.+2

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.+3

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.+1

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств;-2

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, как и что делать.+2

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.+3

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.-3

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.+3

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье,+2

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.+3

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.+2

29. То, что со мной случится, это дело моих собственных рук.+3

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.+1

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий,+3

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.+3

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам.+1

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.-1

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.-3

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.+3

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни било, зависит счастье моей семьи.-1

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.-3

39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.+3

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.+3

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.-3

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.+2

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.-2

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.+2

Подсчет баллов осуществляется в соответствии с ключом (Приложение 2), пояснения по подсчету даются преподавателем.

Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду 4 слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненависть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17. Яблоко, слива, помидор, апельсин.

Зачеркнутые правильные ответы:

18. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

19. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

20. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

21. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

22. Ненависть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

23. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

24. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

25. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

26. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

27. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

28. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

29. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

30. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

31. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

32. Секунда, час, год, вечер, неделя.

33. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

34. Яблоко, слива, помидор, апельсин.

Обработка результатов:

Оценка выставляется по 9 – бальной системе:

Полученные данные заносятся в сводную таблицу:

Ф И учащихся Баллы

Тема 5. Особенности психического развития в поздний период жизни.

  1. Общая характеристика в поздний период жизни.
  2. Изменение когнитивных функций при старении.
  3. Особенности развития эмоциональной сферы
  4. Особенности общения.
  5. Психологическая работа с пожилыми людьми.

Методические рекомендации:

1. Ответить на вопросы.

2. При подготовке к теме самостоятельной работе ответьте на следующие вопросы:

Ø В чем сущность кризиса в старости?

Ø В чем специфика психосоматических заболеваний в старости?

Ø Как изменяются с возрастом познавательные процессы?

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Методические рекомендации в помощь практическому психологу

по вопросу изучения мышления школьников

Методика выявления способности к обобщению понятий

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки. Логические связи с определённым обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой стоке и подчеркнуть.

Инструкция при работе с бланками.

Возьмите бланки. На них в каждой строчке перед тире одно слово, выделенное жирным шрифтом и пять слов, после тире. Необходимо из пяти этих слов подчеркнуть два, которые находятся в наибольшей связи с обобщающим словом, стоящим перед тире. Например, обобщающее слово САД и следующие слова за ним. Сад может существовать без собаки, забора, и даже без садовника, но без земли и растений – не может. Значит, надо подчеркнуть слова земля и растения. Какие вопросы? (ответить на вопросы). Продолжительность работы 3 минуты. Начали! (Включить секундомер).

1. Сад – растения, садовник, собака, забор, земля.

2. Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

3. Город – автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед.

4. Сарай – сеновал, лошадь, крыша, скот, стены.

5. Куб – углы, чертёж, сторона, камень, дерево.

6. Деление – класс, делимое, карандаш, делитель, бумага.

7. Кольцо – диаметр, алмаз, проба, округлость, печать.

8. Чтение – глава, книга, картина, печать, слово.

9. Газета – правда, приложения, телеграмма, бумага, редактор.

10. Игра – карта, игроки, штрафы, наказания, правила.

11. Война – аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты.

12. Книга – рисунки, война, бумага, любовь, текст.

13. Пение – звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия.

14. Землетрясение – пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение.

16. Лес – лист, яблоня, охотник, дерево, волк.

17. Спорт – медаль, оркестр, состязание, победа, стадион.

18. Больница – помещение, сад, врач, радио, больные.

19. Любовь – розы, чувство, человек, город, природа.

20. Патриотизм – город, друзья, родина, семья, человек.

Оценка результатов осуществляется по таблице:

Задание может предъявляться на слух, тогда после зачитывания каждой строки отводится по 10 сек на записывание столбиком номера каждого ответа и по два соответствующих слова. В таком варианте нормативы существенно облегчаются:

Методика выявления способностей к исключению понятий

1. Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. ненавидеть презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Тёмный светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

10. Грабёж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.

13. Хата, печь, дым, хлев, будка.

14. Берёза, сосна, дуб, сирень, ель.

15. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

16. Секунда, час, год, вечер, неделя.

17. Самолёт, пароход, техника, поезд, дирижабль.

18. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

19. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Оценка выводится в условных баллах по таблице:

Методика на выявление способностей к анализу отношений понятий

На бланке представлена исходная пара слов, которые находятся в определённом отношении (например, лес - деревья). Затем слово (например, библиотека) и пять других слов (например, сад, двор, город, театр, книги), из которых только одно (книги) в том отношении, как и паре исходных слов (в лесу – деревья, в библиотеке - книги). Остальные четыре слова должны быть отвергнуты.

Всего предъявляется 20 заданий на 3 минуты. Во втором ряду в каждом задании нудно подчеркнуть одно нужное слово.

1. Школа – обучение.

Больница – доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.

2. Песня – глухой.

Картина – хромой, слепой, художник, рисунок, больной.

Стол – вилка, дерево, стул, пища, скатерть.
4. Рыба – сеть.

Муха – решето, комар, комната, жужжать, паутина.

5. Птица – гнездо.

Человек – люди, птенец, работник, зверь, дом.

Дом – вагон, город, жилище, строитель, дверь.

7. Пальто – пуговица.

Ботинок – портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.

Бритва – сено, волосы, острая, сталь, инструмент.

Рука – калоши, кулак, перчатка, палец, кисть.

Пища – пить, голод, хлеб, рот, еда.

11. Электричество – проводка.

Пар – лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение.

12. Паровоз – вагоны.

Конь – поезд, лошадь, овёс, телега, конюшня.

13. Алмаз – редкий.

Железо – драгоценный, железный, твёрдый, сталь, обычный.

14. Бежать – стоять.

Кричать – молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

Птица – воздух, клюв, соловей, яйцо, пение.

16. Театр – зритель.

Библиотека – актёр, книги, читатель, библиотекарь, любитель.

17. Железо – кузнец.

Дерево – пень, пила, столяр, кора, ветка.

18. Нога- костыль.

Глав – палка, очки, слёзы, зрение, нос.

Зима – мороз, день, январь, осень, сани.

20. Спортсмены – тренеры.

Студенты – институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители.

Оценка выстав ляется в условных баллах по таблице:

Возьмите бланки. На них в каждой строчке перед тире одно слово, выделенное жирным шрифтом и пять слов, после тире. Необходимо из пяти этих слов подчеркнуть два, которые находятся в наибольшей связи с обобщающим словом, стоящим перед тире. Например, обобщающее слово САД и следующие слова за ним. Сад может существовать без собаки, забора, и даже без садовника, но без земли и растений – не может. Значит, надо подчеркнуть слова земля и растения. Какие вопросы? (ответить на вопросы). Продолжительность работы 3 минуты. Начали! (Включить секундомер).

1. Сад – растения, садовник, собака, забор, земля.

2. Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

3. Город – автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед.

4. Сарай – сеновал, лошадь, крыша, скот, стены.

5. Куб – углы, чертёж, сторона, камень, дерево.

6. Деление – класс, делимое, карандаш, делитель, бумага.

7 . Кольцо – диаметр, алмаз, проба, округлость, печать.

8. Чтение – глава, книга, картина, печать, слово.

9. Газета – правда, приложения, телеграмма, бумага, редактор.

10. Игра – карта, игроки, штрафы, наказания, правила.

11. Война – аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты.

12 . Книга – рисунки, война, бумага, любовь, текст.

13. Пение – звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия.

14. Землетрясение – пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение.

16. Лес – лист, яблоня, охотник, дерево, волк.

17. Спорт – медаль, оркестр, состязание, победа, стадион.

18. Больница – помещение, сад, врач, радио, больные.

19. Любовь – розы, чувство, человек, город, природа.

20. Патриотизм – город, друзья, родина, семья, человек.

1. Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. ненавидеть презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Тёмный светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

10. Грабёж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.

13. Хата, печь, дым, хлев, будка.

14. Берёза, сосна, дуб, сирень, ель.

15. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

16. Секунда, час, год, вечер, неделя.

17. Самолёт, пароход, техника, поезд, дирижабль.

18. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

19. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

1. Школа – обучение.

Больница – доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.

2. Песня – глухой.

Картина – хромой, слепой, художник, рисунок, больной.

Стол – вилка, дерево, стул, пища, скатерть.
4. Рыба – сеть.

Муха – решето, комар, комната, жужжать, паутина.

5. Птица – гнездо.

Человек – люди, птенец, работник, зверь, дом.

Дом – вагон, город, жилище, строитель, дверь.

7. Пальто – пуговица.

Ботинок – портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.

Бритва – сено, волосы, острая, сталь, инструмент.

Рука – калоши, кулак, перчатка, палец, кисть.

Пища – пить, голод, хлеб, рот, еда.

11. Электричество – проводка.

Пар – лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение.

12. Паровоз – вагоны.

Конь – поезд, лошадь, овёс, телега, конюшня.

13. Алмаз – редкий.

Железо – драгоценный, железный, твёрдый, сталь, обычный.

14. Бежать – стоять.

Кричать – молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

Птица – воздух, клюв, соловей, яйцо, пение.

16. Театр – зритель.

Библиотека – актёр, книги, читатель, библиотекарь, любитель.

17. Железо – кузнец.

Дерево – пень, пила, столяр, кора, ветка.

18. Нога- костыль.

Глав – палка, очки, слёзы, зрение, нос.

Зима – мороз, день, январь, осень, сани.

20. Спортсмены – тренеры.

Студенты – институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


Методика оценивает состояние памяти, утомляемости, активности внимания.

Протокол включает 9 коротких односложных и двусложных слов, не имеющих между собой никакой связи (табл. 5). Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция для детей:

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

Инструкция для взрослых:


Методика предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.

Исследователь зачитывает вслух рассказ, содержащий 12 – 13 смысловых единиц и 3–4 числа. Затем предлагает испытуемому записать основное содержание прочитанного. Для получения более точных данных эксперимент можно повторить, используя другой рассказ.

Пример рассказа:

Оценка в условных баллах проводится по результатам воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается.

Оценка воспроизведения (перевод в баллы количества воспроизведенных единиц текста)


Методика позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями. Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше.



Интерпретация. Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2–3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3–4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом.

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Материал: бланк методики.

Инструкция: «На бланке перед вами 20 пар слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары – 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице „шифр“.

Б. Малина – ягода

Г. Свет – темнота

Д. Отравление – смерть

Е. Враг – неприятель



Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.



Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк методики с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного перед скобками.

Тест пригоден для обследования детей и взрослых.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно – ситуационные признаки.

Инструкция для детей: «Даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках пять слов на выбор. Тебе надо из пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками „сад“, а в скобках слова: „растения, садовник, собака, забор, земля“. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти два слова – „земля“ и „растения“.

Стимульный материал

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)

8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)

Ответы


Методика имеет два варианта. Первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале. Методика позволяет исследовать способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки.

Стимульный материал для словесного варианта

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила

Оценка уровня развития операции обобщения проводится по табл. 6.

Шкала для оценки уровня развития обобщения


Если испытуемый справляется с первыми тремя–четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой както участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

Ход выполнения и интерпретация. Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл.

Буквальное истолкование фразы либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта свидетельствует о низком уровне общения. Результаты можно оценить с помощью табл. 7.

Оценка результатов


Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированности ассоциативных процессов и гибкости мышления.

Методику можно применять как при исследовании подростков, так и взрослых.

Варианты предъявляемых пословиц

1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все то золото, что блестит. 5. Лес рубят – щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься – люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь – дальше будешь. 15. Взялся за гуж – не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь – один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога – пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой – враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться – лоб разобьет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес – больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться – в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.

Цель данной методики – исследование логического аспекта математического мышления.

Примеры числовых рядов



Ключ к обработке



Ключ к обработке


Интерпретация. Если испытуемый затрудняется при решении подобных задач, это может означать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, поэтому не может ими воспользоваться, следовательно его логическое мышление в математике развито слабо.

Глава3
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕГАТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

3.1. Шкала астенического состояния

Астеническое состояние или сниженная психическая активация – это такое состояние, которое характеризуется общей и, прежде всего, психической слабостью, повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройством сна, физической слабостью и другими вегетативно-соматическими нарушениями.

Шкала астенического состояния (ШАС), созданная Л. Д. Малковой, адаптирована Т. Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и известного опросника ММРI. Шкала состоит из 30 пунктов – утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.

Шкала астенического состояния (ШАС)



Астеническое состояние диагностируется чаще всего у пациентов после длительно протекающих хронических заболеваний. Пациентам с выраженной астенией необходимо в период реабилитации проводить индивидуальную и групповую психотерапию.

3.2. Шкала самооценки уровня тревожности

Методика является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Методика разработана Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирована в нашей стране Ю. Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать достаточно широкий круг событий как угрожающие и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в данный момент. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, а иногда и тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность может стать причиной невротического конфликта с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1–20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21–40) тревожность.

Шкала измерений тревожности как свойства личности включает 20 утверждений от первого лица, к которым обследуемый должен определить свое отношение, выбрав один из предлагаемых четырех вариантов. Методика выполняется на специальных бланках. Время работы 5 минут.

Опросник тревожности Спилбергера–Ханина

Возраст___________________ Дата _______________________

Оценка реактивной тревожности (РТ)



Оценка личностной тревожности (ЛТ)



Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

где РТ1 – сумма баллов (зачеркнутых цифр на бланке) по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

РТ2 – сумма баллов по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

где ЛТ1 – сумма баллов по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

ЛТ2 – сумма баллов по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки:

– менее 30 – низкая тревожность;

– 31 – 45 – умеренная тревожность;

– 46 и более – высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги в экстремальных ситуациях.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: