Как должен относиться гражданин к своей родине

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Чижова Надежда Васильевна

Организация: МБОУ Мухтоловская ОШ

Населенный пункт: Нижегородская область, р.п. Мухтолово

Структура описания методической разработки воспитательного мероприятия

1. Пояснительная записка

1.1) Тематическое направление:

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

Обоснование выбора данной темы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчеркнута необходимость формирования основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма, культуры, высокой духовности и традиции служения Отечеству является важнейшим условием становления гражданского общества и правового государства. Быть патриотом без знания истории и культуры Отечества невозможно, при этом воспитание отношения к Родине закладывается и развивается с раннего возраста.

Все вышеизложенное указывает на необходимость проведения систематической работы, направленной на формирование гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения.

1.3) Целевая аудитория: учащиеся 3 класса, возраст 9-10 лет. Содержание, форма, методы и приемы реализации мероприятия соответствуют данному возрасту и интересам обучающихся. Оно разработано с целью развития у младших школьников познавательных интересов, творческих способностей, коммуникативных качеств.

1.4) Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, к учению, жизни.
  • Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • Антикоррупционное воспитание.
  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
  • Организация профессиональной ориентации обучающихся.
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
  • Общение и досуг.

Мероприятие выполняет большую роль в воспитании таких качеств человека, которые составляют основу его гражданской, коммуникативной, социальной активности.

1.5) Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия:

Цель: воспитание гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении, формирование российской идентичности, гордости за свою страну.

Задачи:

воспитательная: воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ; формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека. образовательная: формировать мотивацию к изучению обучающими истории Отечества, малой Родины, государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности.

Планируемые результаты:

  • Расширятся знания школьников о главном Законе страны.
  • Сформируется уважение к базовым общечеловеческим и российским ценностям; чувство гражданской ответственности за принятие правильных решений в определенных ситуациях.
  • Сформируется мотивация к дальнейшему изучению истории малой Родины, Отечества, государственных символов Российской Федерации.
  • Будут выявлены талантливые учащиеся в области знаний о правах человека, об истории России.
  • Повысится социальная активность учащихся.

1.6) Форма проведения воспитательного мероприятия:

Разговор на заданную тему.

1.7) Педагогические методы, приемы, технологии

При проведении воспитательного мероприятия используются следующие современные педагогические технологии:

  • информационно–коммуникационные;
  • личностно – ориентированные;
  • технологии группового обучения;
  • коллективной творческой деятельности;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации мероприятия:

Дидактические материалы:

  • демонстрационный материал (рисунки, иллюстрации, атрибуты для проведения рефлексии);
  • раздаточный материал (карточки с заданиями, предлагаемые учащимся для выполнения конкретных учебных задач);
  • тематическая подборка текстового и наглядно-иллюстративного материала.

1.9) Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Методическая разработка обладает практической ценностью для совершенствования воспитательного процесса, решения новых задач воспитания и социализации обучающихся. Данный материал могут использовать в своей работе классные руководители, учителя начальных классов, школьные библиотекари, вожатые при организации внеклассных мероприятий, правовых акций, военно-патриотических игр, библиотечных уроков, конкурсов и викторин.

2. Основная часть

2.1) Описание подготовки воспитательного мероприятия.

2.2) Описание проведения воспитательного мероприятия.

Сценарий мероприятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Дорогие, ребята! Вы знаете, что во всех школах нашей страны этот учебный год начался с проведения правовой акции, в ходе которой ученики всех классов знакомились со своими правами и обязанностями, говорили о главном законе нашей страны – Конституции РФ, знакомились с символами нашего государства, проводили различные конкурсы и викторины. Такие мероприятия проходили и в нашем классе, поэтому сегодня у нас с вами своеобразное подведение итогов. Мы проводим классный час, форма которого называется – разговор на заданную тему. А тема звучит так:

А вот ещё одна фраза великого русского поэта А. С. Пушкина. Прочитаем её.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А.С. Пушкин

Чему призывает А.С. Пушкин посвятить прекрасные порывы души? Дети: Отчизне.

родина - место, где родился человек

Родина – родная страна

Отечество

Отчизна

… Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней родное: а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

Вот видите, ребята, какое огромное значение имеет для каждого человека Родина, как важно беречь и любить её, быть настоящим гражданином и патриотом своей страны.

Учитель: Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине.

В них раскрывается тема любви к Родине. Какие вы знаете пословицы?

  • Родина – мать, умей за нее постоять.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Родина – всем матерям мать.
  • Родина – мать, чужбина – мачеха.
  • Береги Родину, как зеницу ока.
  • Родная земля и в горсти мила.

Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый человек. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.

(Стихотворения читают ученики)

Маму я спросила.

« Это наша Родина,

1.Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

2.Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

3. Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

4.Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды -

Звёзды мира над Кремлём.

5. Есть такое чудо:

Край, навек любимый,

Над рекой под клёном

Отчий дом родимый.

Сердце жарко бьётся,

В жизни это чудо —

Учитель: Ребята, назовите столицу нашего государства.

Ученик: Москва – столица нашей необъятной Родины.

– А кто, ребята, был в Москве? Расскажите об этом городе.

– Кто президент нашего государства? (Владимир Владимирович Путин)

– Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем?

( дети читают стихи)

1. Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

2. Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

3. Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою – рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

4. Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь!

Учитель: У каждой страны есть государственные символы. Как вы понимаете, что такое государственные символы?

Ученик: Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа. Все страны мира имеют свои государственные символы. К государственным символам всех стран надо относиться с уважением.

Ученик: Государственный герб нашей страны представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном щите. Над орлом три короны (две малые и одна - большая), в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар). Две головы орла символизирует единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и Восток. На груди орла на красном щите – серебряный всадник на белом коне, поражающий дракона копьем. Всадник – Георгий Победоносец – древний символ Москвы, олицетворение добра над злом.

Ученик: Государственный флаг России – один из важнейших символов государства. Он подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами. Оскорбление Государственного флага рассматривается как оскорбление нации и страны. Флаг – прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя полоса – белого цвета, средняя – синего, нижняя полоса – красного цвета. Каждый цвет имеет особое значение.

Три цвета: белый, синий, красный

На нашем флаге не напрасно.

Цвет чистоты – чудесный белый,

Цвет синий – неба символ смелый.

Цвет красный – это символ чести,

Под этим флагом все мы вместе.

В России каждый понимает:

Флаг россиян объединяет.

Учитель: У каждого государства есть свой Государственный гимн. Что такое гимн?

Ученик: Гимн – это торжественная песня, которая исполняется при поднятии Государственного флага, во время проведения военных парадов, национальных праздников, олимпийских игр. Гимн – это песня, посвященная своей Родине. Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной России. Государственный гимн слушают стоя, выражая этим уважение к стране и ее гражданам.

(Звучит Гимн РФ)

Учитель: Вот она, какая Россия! Широкая и великая! И везде живут люди. Население России составляет более 145 млн. человек. Россия – единое многонациональное демократическое государство.

Какой государственный праздник отмечается в нашей стране 12 декабря?

Дети: День Конституции Российской Федерации.

Учитель: Что такое Конституция?

Ученик: Это основной документ государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности ее граждан.

Учитель: Конституция защищает права всех граждан. А какой документ защищает права детей?

Ученик: Права детей защищает международный документ, который называется Конвенция о правах ребенка. Этот документ был принят в 1989 году.

Учитель: В Конвенции закреплены права детей на жизнь, на гражданство, на образование, на здоровье, на жилье, на отдых. Назовите семь прав, которыми должен обладать ребенок.

  • право на жизнь;
  • право на образование;
  • право на свободу;
  • право на личную неприкосновенность;
  • право на неприкосновенность жилища;
  • право на защиту от эксплуатации;
  • право общаться с обоими родителями.

Ребята, у вас было домашнее задание. Вы должны были придумать и нарисовать знаки, отражающие основные статьи Декларации прав ребенка. Какие знаки вы придумали?

(выходят дети с плакатами и объясняют)

1. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить-

2. Вот ребенок груз несет

В детстве тяжкая работа

3. Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.

4. Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают -

5. Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг,

Выражает свое мнение –

6. Вот в углу стоит мальчонка,

Бить, наказывать ребенка

7. Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Учитель: Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее вас.

Красная Шапочка идет по лесу, к ней подбегает Волк.

– Красная Шапочка, я тебя съем. Иди сюда поближе (берет ее за шиворот).

Красная Шапочка испуганно кричит:

– Ой, ой! Волк! Помогите, спасите! Не ешь меня, пожалуйста, Волк!

Волк:

– Ха-ха, пожалуйста, вот еще чего! Это слово не для меня! Конечно, съем!

– Нет, ты ее не съешь!

Волк:

– Это еще почему?

– Да потому, что она не зайчик, а человек!

– Дети, какое самое главное право хотел нарушить Волк? (Право на жизнь)

Работа в группах.

Учитель: Ребята, давайте определим, какие права еще имеет ребенок.

Для этого вам необходимо разделиться на группы, прочитать по ролям указанный отрывок, а затем представить его всему классу. Ребята, послушав фрагмент произведения, должны будут сказать его название и указать, какое право в нем нарушено.

Каждая группа читает отрывок из сказки:

Ответ: право на жилище.

Никто не может быть произвольно лишен жилища. Кроме того, в Конституции содержится запрет проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Ответ: Произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь, на свободу, возможность воспитываться в семье.

Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

Ответ: правом на свободу передвижений.

Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

Ответ: правом на труд.

Учитель: Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

Нет ни одной книги на свете, ни одного художественного произведения, где бы ни затрагивались права человека. Поэтому, прочитав какое-либо произведение или посмотрев художественный фильм, поразмышляйте о нарушении или о торжестве прав человека. Если вам не безразлично, что происходит с людьми вокруг вас, если вы готовы защищать слабого от несправедливости, тогда мир будет добрее, и все будут жить дружно.

Учитель: Ребята, прочитайте тему классного часа:

А кто же такой гражданин?

Отечества достойный сын!

Учитель: Человек должен исполнить в своей жизни многое. Подумайте, какой гражданский долг вы должны выполнить по отношению к своим родителям, к своим друзьям, к знакомым людям, по отношению к Родине?

(Дети записали ответы на бумажных ладошках. Они читают и приклеивают их на рисунок карты России).

  • Мы должны быть воспитанными.
  • Мы должны любить своих родителей.
  • Мы должны хорошо учиться.
  • Мы должны помогать друг другу.
  • Мы должны уважать старших.
  • Мы должны любить животных.
  • Мы должны быть честными.
  • Мы должны быть добрыми.
  • Мы должны быть смелыми.
  • Мы должны любить и защищать свою Родину.

Ученик: Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса.

Нет на свете Родины дороже.

Надо всё нам делать для неё.

Чтобы день, который нами прожит.

Каждым часом радовал её.

Рефлексия: Учитель: Пришло время подвести итог нашей деятельности. О чём был наш сегодняшний разговор? (ответы детей) Как вы думаете, состоялся у нас разговор на заданную тему?

У вас на партах лежат смайлики. Посмотрите на них и определите свое отношение к нашему классному часу.

Красный – мне было не интересно, многое знал.

Зеленый – было интересно, много нового узнал.

Я очень рада, что вам понравилось мероприятие. Вы были активными. Ребята, помните, вы – граждане великой страны России. Вы живете не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях. Я желаю вам мира и счастья в нашей великой стране. Всем спасибо за работу. Мероприятие окончено.

Литература и интернет-ресурсы

1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие.- 3-е изд. – М.: Глобус, 2008.

2. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Конституция Российской Федерации. Избирательная комиссия Нижегородской области. – Нижний Новгород, 2005.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. – Москва, 1960.

Диспут на тему:

Цель: формирование у воспитанников гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений о юридическом и духовно- нравственном смысле понятия “гражданин”.

Форма: диспут

Информация к размышлению:

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись.

Н.С. Тургенев.

Ход занятия:

1. Вступительное слово : - Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего занятия “ Я- гражданин своей страны”. Я предлагаю Вам поразмышлять о том, кто такой “гражданин”, что значит для каждого человека Отечество, Родина, Россия, какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества.

Каждый из нас, живущих в обществе играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т. д. И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами - граждане великой России!

2. Обмен мнениями:

В каких случаях мы слышим слово “гражданин”?

Кого можно назвать настоящим сыном своего Отечества?

3. Ребята, понятие “гражданин” имеет юридическое и нравственное толкование.

В юридическом смысле “гражданин”- это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства - Конституцией Российской Федерации.

Какие важнейшие права вы можете назвать?

(право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.)

Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

Что относится к основным обязанностям гражданина России?

· соблюдать Конституцию и законы России.

· Уважать права и свободы других людей.

· Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании. Образовании, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

· В полном обьёме гражданин России может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

- А можно ли вас назвать гражданами России?

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: “ Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства”.

4. Знакомство с законом о гражданстве.

В законе говориться: ( ст.9,12) Если ребенок родился у родителей, являющихся гражданами РФ, он становится гражданином РФ независимо от того места, где он появился на свет.

По общему правилу гражданство детей, не достигших 14 лет, следует гражданству родителей, т.е. при изменении гражданства родителей изменится и гражданство детей. А вот у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать их согласие.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ёще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

Подумайте и скажите. В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах? (ответы детей)

5. А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия “ гражданин”?

Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение “ гражданин”, сколько его духовно- нравственный смысл. Вспомним строки Н. Некрасова: “ Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”.

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам “ загадочную русскую душу”.

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые легкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.

Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в Октябре 2002 года.

В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей.

Спустя сутки террористы отпустили группу детей. Одна девочка, выходя из здания, прижимала к себе плюшевую игрушку. Ее мама в тот момент оставалась в плену.

Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей.

Потом доктор Рошаль, побывавший не в одной “горячей точке” и спасший сотни детских жизней, расскажет журналистам: “ Бандиты разговаривали жестко, очень жестко. У человека перитониальные боли в животе- надо делать операцию, иначе умрет.” Ну и что, - говорит один. Я его сам пристрелю, чтобы быстрее умер”. Душное помещение, все время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться, спорить. На них нацелены автоматы, и женщины_ террористки в любую секунду готовы нажать на кнопку. Вот то, что увидел Л. Рошаль, когда вошел в здание. Неизбежный расстрел заложников террористы репетировали при нем. Но заложники держались мужественно. Однако для 130 заложников этот мюзикл стал последним.

“Я вообще ничего не боюсь”,- повторяет Леонид Рошаль. Не боялся, когда после его 6 часов не выпускали из здания, когда после этого пришлось оперировать раненого в кисть боевика”.

“Когда они не отдавали наших детей, и мы стали говорить об отношении к детям, я сказал, что имею право говорить об этом. Я лечил всяких детей, в том числе и чеченских”.-“ как чеченских?”-“ Вот так, во время первой чеченской войны. В Ачхой-Мартане, в Гудермесе. Если не верите, позвоните по телефону, у вас же есть телефоны, и спросите, кто такой Рошаль и что он делал у вас”

Вместе с доктором Рошалем фактически под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи М.А. Школьникова,Ф. Шахова, А. Панов, В.Пономарев и погибший после штурма О. Маргеламов. Их доктор Рошаль настоящими героями. А о себе профессор, доктор медициских наук, хирург с мировым именем сказал так: “ Я не герой, таких как я, сотни”.

После “Норд –Оста” Рошалю была вручена премия “Национальный герой”. Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тыс. операций детям. Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. Леонид Рошаль был и в Беслане в сентябре 2004г, все 3 дня провел у стен захваченной террористами школы вместе со страдающими родителями.

Террористы появились как из под земли. Около школы остановился военный грузовик, из кузова посыпались люди, стрелявшие в воздух и кричавшие “ Аллах Акбар!”. Террористы согнали перепуганную толпу людей на задний двор, из которого не было выхода, а затем в спортзал. “ Это захват. Вы взяты в заложники! Всем молчать”- сказал один из террористов.

Двое других начали доставать из рюкзаков провода и тросы, бомбы разных размеров. Подвешивать заряды террористы заставили самых высоких среди заложников. Систему подвесов разработали с зловещей изобретательностью: между баскетбольными кольцами были натянуты тросы, а уже к ним были на крюках привешены бомбы.

В зале стоял детский плач. “ Заткните их, или я их сам успокою”- сказал один из бандитов, направляя автомат на младенцев.

Одна из женщин попросила у них воды и бинтов для раненого мужчины. “Для вас ничего нет, ни воды, ни еды. Сядь на место и заткнись”- ответил боевик. Тянулись страшные, вечные часы плена. Леонид Рошаль переговаривая с боевиками по телефону говорил: “Пустите меня, я врач мне нужно посмотреть в каком состоянии дети. Я приду с лекарствами, чтобы помочь! Но террористы бросали трубку, надо было снова звонить. Всю ночь 2 сентября доктор вел переговоры с террористами, однако бандиты отказывались принять воду и медикаменты. “ Горцы так не поступают!”- сказал террористам детский врач. На следующий день удалось освободить 26 женщин и детей.

Эта трагедия шокировала весь мир. Она оборвала 333 жизни, в основном детей, сломала судьбы тысяч людей. Леонид Рошаль взывал к мудрости осетинского, ингушского и чеченского народов, чтобы не допустить войны между братскими народами на Кавказе.

6.Размышление.

Ребята, что вы думаете о деятельности этого человека. Можно ли назвать его настоящим гражданином своего Отечества? Какие качества личности Леонида Рошаля позволяют вам так думать? .

Конечно ребята, в нашей жизни и в истории нашего отечества мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.

Означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать, только того, кто защищал детей, женщин, стариков в чрезвычайных ситуациях?

Можно ли в повседневной жизни проявить свою гражданскую позицию? Как?

Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…

8.Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками? .

Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.

Молодые люди участвуют в восстановлении храма.

Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

9.Размышление о Родине.

Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина ?

Цветущие сады и ласковое море? Но вокруг и незасеянные поля и мусор по обочинам дорог встречается. Одни живут в покосившихся хатах и тесных “ хрущебах”, а другие строят особняки- дворцы. Молодые парни гибнут в Чечне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же… все это Родина? И гражданин должен все это любить и понимать? Очень сложные вопросы. Невозможно любить помойки, понимать тяжелое положение стариков и огромную разницу в доходах.

Но гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему.

Но знать и хотеть мало. Гражданин действует.

Он понимает, что без его действий ничего не изменится. А что, скажете вы, может сделать школьник, во всем зависящий от родителей? Оказывается много!

10.Приведите примеры гражданского поведения.

Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть как гибнет природа его родного края- он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.

Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников старины

Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.

11. Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?

(Уважать законы. Быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным Уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки ит.д.)

Спасибо, дорогие ребята за то, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности. И я уверенна, что вы станете настоящими гражданами России.

В данной статье автор рассматривает патриотизм с точки зрения гражданского права. При этом выделяет его основные признаки, а также объект патриотизма, объективную сторону, субъект и субъективную сторону патриотизма. Субъекта автор рассматривает в контексте возрастных категорий: 1) от 3-х до 7 лет; 2) от 7 до 14 лет; 3) от 14 до 18 лет, при этом анализируя его дееспособность и правосубъектность. Автор устанавливает конечную цель патриотизма и видит ее в стремлении гражданина к благополучию государства и ее народа.


1. Белинский В.Г. Полн. Собр. Соч. в 13-ти томах / Ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. – М.: АН СССР, 1954. – т. 4. – С. 605.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, в 4-х томах. Т. 3 П-Р.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – С. 23.

6. Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. – С. 141-145.

7. Лепелетье Л.И. План национального воспитания//Педагогические идеи Великой французской революции / Пер. с фр. – М.: Работник просвещения, 1926. – С. 246-267.

8. Лушников А.М. История педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. – 2-е изд. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1994. – С. 302.

9. Михельсон М.И. Русская мысль и речь: свое и чужое; опыт русской фразеологии: сборник образных слов и иносказаний, в 2-х т., т. 2. – М., 1994. – С. 420.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник. – 1999. С. 543.

12. Чаннаев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии/Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – С. 410.

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

После распада Советского Союза в обществе произошел раскол, а также переоценка ценностных ориентаций среди молодежи. Появился приоритет материальных ценностей над духовными, отошли на дальний план те условия, которые способствуют формированию высокой нравственной культуры, а также общественно-полезной социальной активности молодежи с определением четко выраженной гражданской позицией.

В силу этого, патриотическое воспитание молодежи также отошло на второстепенный план, что послужило одной из причин потери целого поколения, представители которого могли бы стать истинными патриотами нашей великой страны.

Идея патриотического воспитания рассматривалась и в Советское, а также и в постсоветское время, не потеряла свою актуальность и в наши дни.

В нашей работе мы постараемся разобрать патриотизм с точки зрения науки гражданского права, с учетом ее объективных и субъективных признаков, применяя при этом различные научные методы исследования.

Что же из себя представляет патриотизм, в чем его гражданско-правовая сущность? Для ответа на эти вопросы необходимо, по нашему мнению, разобраться в том, что же относится к объекту патриотизма, а также в чем внешне проявляются патриотические действия человека?

Согласно толковому словарю иноязычных слов под патриотизмом понимается преданность и любовь к своему отечеству, своему народу [7] .

Анализируя множество определений патриотизма мы выделяем следующие его признаки: 1) патриотизм характеризуется как нравственный принцип, всеобщее начало; 2) лицо осуществляет свои патриотические деяния в форме действия или бездействия; 3) патриотические действия или бездействия человека мотивированы любовью к Отечеству, преданности ему, гордостью за его прошлое, настоящее и будущее; 4) целью патриотических действий является мысленное представление лица о благополучии государства, его членов, защита интересов Родины.

Разделяя эти признаки на объективные и субъективные, мы установили, что к объективным признакам относятся объект патриотизма и внешнее проявление патриотизма, выражающееся в действии или бездействии конкретного лица, которые направлены именно на защиту интересов государства, благополучие его народа.

Применительно к внешнему проявлению патриотизма мы хотим внести некоторые уточнения, которые заключаются в следующем. Патриотизм, как известно, это нравственное чувство, однако, в соответствии с ч. 1 ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. По нашему мнению защита Отечества и любовь к Отечеству и своему народу – эти два понятия неотделимы друг от друга. Поэтому, если лицо не любит свое Отечество и свой народ, то, соответственно, оно не будет осуществлять различные действия или бездействия, которые направлены на защиту Отечества и на благополучие Родины. В силу этого данное лицо не будет являться патриотом своей Родины и не будет стремиться к тому, чтобы Отечество и свой народ процветали и имели благополучие, то есть будет совершать противоправное деяние, которые запрещено Российским законодательством.

Поэтому, патриотизм, на наш взгляд, является не только нравственным чувством гражданина, но и гражданско-правовой обязанностью этого гражданина, который своими патриотическими деяниями, совершаемыми в форме действия или бездействия, стремится приумножать значение РФ, защитить интересы РФ и ее народа, как внутри страны, так и на международной арене. Конкретная обязанность по защите государства выражается, по нашему мнению, в рамках гражданского договора, заключенного между гражданином и органами государственной власти, которые созданы в результате проведения выборов путем непосредственной или представительной демократии. За невыполнение обязательств, которые возложены на граждан РФ, наступает юридическая ответственность (гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая).

Применительно к объекту патриотизма, как гражданско-правовой категории, мы склоняемся к тому, что общественные отношения патриотизма выражаются, прежде всего, в личных неимущественных правах гражданина РФ. Эти личные неимущественные права гражданина РФ выражаются в тех идеях, ценностях, образах, символах, которыми гражданин обладает, несет их в массы, народу, тем самым дает возможность людям показать, как нужно быть преданным своему государству и действовать только для его блага, а также блага своего народа.

Для выполнения патриотической обязанности, а также реализации общественных отношений государство взяло курс на патриотическое воспитание своих граждан. Объем патриотического воспитания имеет различные границы, который , по нашему мнению, необходимо определить с дееспособностью конкретного гражданина РФ, а также его совершеннолетием или несовершеннолетием.

С этой целью, как нам представляется, необходимо рассмотреть гражданина РФ с позиции субъекта патриотизма.

По нашему мнению, субъектами патриотизма, как гражданско-правовой категории, могут являться: 1) физические лица; 2) юридические лица; 3) общественные объединения (организации); муниципальные образования.

Все эти субъекты обязаны обладать гражданской правосубъектностью. Особый интерес в этом качестве представляют физические лица. Для анализа физических лиц, как субъектов патриотизма, по нашему мнению, необходимо классифицировать по следующим возрастным категориям: 1) от 3-х до 7 лет; 2) от 7-ми до 14 лет; 3) от 14 до 18 лет; 4) от 18 и старше.

Для определения фактического положения дел с патриотизмом, нами было проведено анкетирование, в рамках которого нами были установлены ответы на некоторые вопросы, которые отражают формы проведения патриотического воспитания, периодичность его проведения, отношения учеников к патриотическому воспитанию, а также рекомендации по улучшению работы, связанной с патриотизмом.

Анализируя результаты проведенного исследования нами поставлены следующие выводы: 1) работа по патриотическому воспитанию детей в возрасте от 3 до 7 лет проводится постоянно, с периодичностью 1 раз в неделю; 2) в своей работе воспитатели используют совокупность форм и методов патриотической работы, начиная от чтения и изучения патриотических стихотворений до более сложных, требующих больших усилий от персонала, форм и методов; 3) воспитанники адекватно реагируют на формы и методы патриотической работы с ними, применяя в качестве обратных связей правильные ответы на вопросы о государственных символах, читая наизусть стихи о своей Родине, а также отражая свое мнение относительно своей Родины в рисунках; 4) вся патриотическая работа осуществляется в рамках утвержденного руководителем ДОУ плана, в соответствии с утвержденными им же должностными инструкциями воспитателей, где указаны в полном объеме их обязанности; 5) не выполнение утвержденной работы по патриотическому воспитанию в установленные сроки и в установленных формах, в соответствии со своими должностными обязанностями, влечет наступление в отношении виновных лиц дисциплинарной ответственности.

Анализируя патриотическую работу с учениками в возрасте от 7 до 14 лет и от 14 до 18 лет, нами установлено, что патриотическая работа проводится с периодичностью от 1 раза в неделю до 1 раза в квартал, в зависимости от возникшей необходимости. Однако, данная работа планируется, план утверждается руководителем образовательного учреждения, и работа осуществляется в соответствии с должностными инструкциями учителей в рамках установленных предметных занятий.

Формы и методы проведения занятий аналогичны тем формам и методам, которые применяются с воспитанниками в возрасте от 3 до 7 лет. Однако, по своей сущности и по количественному составу являются менее информативными. В качестве форм и методов в своем большинстве менее всего преобладают такие формы и методы, как встречи с представителями ветеранских организаций.

Кроме этого, и одна, и другая стороны обязаны осознавать сущность передаваемой и получаемой информации и желать ее передачи (учителем) или получения (учеником). Только при наличии этих условий учитель и ученик могут показать свое психическое отношение к сущности патриотизма с точки зрения гражданско-правовой категории с учетом субъективного восприятия.


Гражданин РФ - это правовая принадлежность к данному государству. Быть гражданином своей страны почетно, и каждый из нас понимает всю ответственность за судьбу своей Родины. Государство РФ гарантирует права и свободы на ее территории и за пределами страны. Обязанность граждан честно соблюдать все принципы конституционно-правовых отношений. Права гражданина прописаны в Конституции РФ: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, частную жизнь, самореализацию личности. Обязанности - сохранять природу, защищать Родину, платить налоги, беречь памятники культуры, заниматься воспитанием подрастающего поколения, заботится о престарелых родителях.

В истории нашей страны мы встречаем много героев, доказавших стойкость и преданность к своему народу, готовых защищать ее ценой собственной жизни. Граждане РФ по достоинству оценили их подвиги. Но время не стоит на месте, оно приносит человечеству новые испытания и, разрешая их, человек формирует в себе и в обществе новые гуманные ценности. Очень важно в этом большом потоке жизненных перемен не растерять прошлый опыт и построить новое избегая старых ошибок. И это предстоит сделать вашему поколению.

Предполагается, что блог ГРАЖДАНИН РОССИИ поможет в формировании и выражении гражданской позиции, обмене гражданского опыта и приобретении новых знаний из области общественных дисциплин.

Мы надеемся, что знания, приобретенные на уроках русского языка и литературы, помогут вам в выражении ваших мыслей. Ваши работы не будут подвергаться стилистической и грамматической правке. Для нас важны ваши идеи, подходы и оценки предложенных нами проблем.

Блог – это открытый электронный ресурс, поэтому мы будем размещать в его архиве материалы, иллюстрирующие те или иные школьные события, связанные с процессом формирования чувства патриотизма, гражданского долга и чести. Копилка архива будет меняться и пополняться вашими творческими отчетами.

Предлагается начать с обсуждения следующих вопросов:

1. Что значит для вас быть гражданином Российской Федерации, и какие это накладывает на человека моральные и гражданские обязательства?

2. Почему защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина? Твое отношение к военной службе и чтобы ты хотел изменить в военном Уставе РФ? Как вы относитесь к тому, чтобы девушки наравне с юношами выполняли воинскую обязанность по защите Родины? Какой физической и моральной подготовкой должен обладать призывник?

3. Какой вклад в развитии свое страны ты можешь осуществить? Каким бы вы хотели видеть свою страну через 50-100 лет? Что бы вы завещали своим потомкам?

9 комментариев:



Сатюкова Анастасия, 11 класс
Гражданин Российской Федерации

В юридической литературе под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, признание государством этого лица в качестве субъекта конституционно-правовых отношений.
Человек приобретает гражданство по рождению. Гражданин РФ обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.
Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его гражданства. Гражданин имеет право участвовать в управлении делами государства, голосовать, занимать какую-либо должность.
Гражданин также должен выполнять ряд требований через систему обязанностей, назначаемых государством. Так гражданин РФ обязан платить налоги, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.
Граждане РФ несут военную службу в соответствии с Федеральным законом. На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от восемнадцати до двадцати семи лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.
В стране также предусмотрена альтернативная гражданская служба. Это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы.
Еще одно требование к гражданину РФ – уплата налогов и сборов.
Быть гражданином Российской Федерации, значит уважать свою страну, не нарушать права окружающих и быть законопослушным гражданином.
Вложить свои силы в развитие страны я смогу, став учителем и обучая новое поколение в научной сфере. Своим потомкам я бы завещала исторические и культурные ценности страны, которые гражданин РФ должен сохранять. Через 50-100 лет я хотела бы видеть свою страну хорошо развитой, с высокими социальными нормами, занимающую лидирующие позиции в мире.


Милон Анна 11 класс


Мордюков Евгений, 11 класс

Какой вклад в развитии своей страны ты можешь осуществить?

Единственный способ внести свой вклад это учиться и работать на территории России.
Лично для меня, это лечить граждан своей страны.

Почему защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина?
Я считаю, что это дело каждого человека. Каждый выбирает свой путь.
Лично я думаю, что государство должно сначала позаботиться о своих гражданах, а потом уже что- то требовать с них. Как раз в нашей стране такого не происходит. Ну а о защите можно сказать, что каждый человек должен защитить родную землю от врагов.

Каковы преимущества гражданина РФ перед иностранным гражданином, живущим и работающим в России?
Я думаю, что у русского человека, который жил, родился и рос в своей стране есть связи с разными людьми которые могут помочь ему в жизни. А иностранный гражданин приехавший в Россию не имеют таких привилегии. К тому же он не знает устоев и традиций этой страны.


Степанов, 11 класс


Земцов Александр, 11класс

Основной причиной отказа в гражданстве РФ может быть правонарушение, которое противоречит устоявшимся законами, закреплёнными в конституции РФ
Я сделаю всё возможное, чтобы внести свой вклад в развитие нашей страны. Через 50-100 я предоставляю её модернизировано-современной приспособленную к новым достижениями мировой культуры, нравственно развитой и образованной.


Гражданин Российской Федерации.
Ефремов Владимир – ученик 7 класса
Скоро мне исполнится 14. Время получать паспорт. Время стать полноправным Гражданином Российской Федерации. Наряду с правами, я буду иметь ряд обязанностей перед своей Родиной. Что же такое Родина для меня? С чего она начинается?
Родина. … Как много в этом слове. Для меня родина, это, прежде всего, мой родной дом на берегу реки. А уж, сколько воспоминаний о Волге! Наверное, для каждого волжанина много дорогих сердцу моментов связано именно с волжскими просторами и великолепной природой. Это наше богатство, которое не любить нельзя.
Родина. … Это Россия. С ее традициями и обычаями. Вдали от родины особенно любишь русскую кухню. Блины, пироги, пельмени. Тут же вспоминаются умелые бабушкины руки. Все преисполнено теплом и светом, когда думаешь о родине, доме, родных.
Я горжусь тем, что родился и вырос в такой великой стране. Мой прадед - ветеран Великой Отечественной Войны. В нем воплощение мужества всего российского народа. Непреклонного и непобедимого. Разве это не предмет для гордости?
Я люблю свою родину. Дорожу ее силой, красотой и бескрайними просторами. Я готов жить и работать на благо своей страны. Готов нести полную ответственность за все, что от меня зависит. Очень жаль, что далеко не все понимают это.
Когда-нибудь я непременно стану достойным Гражданином Российской Федерации. А пока буду учиться, и совершенствоваться, в чем собственно и состоит сейчас моя главная задача.


Солдатов Никита 11 класс

Гражданин – это человек, наделенный правами и обязанностями. Права человек имеет с рождения – право на жизнь, на свободу, в независимости от того, гражданином какого государства является человек. Существуют и права гражданина определенного государства, которое обязано обеспечить эти права. Взамен государство имеет право требовать от своего гражданина выполнения обязанностей. К ним, например, относятся выплата налогов, бережное отношение к окружающей среде, забота о сохранении культурного наследия, в т.ч. и воинская обязанность.


Ученик 9 класса Каламбеков Болот

Я гражданин Кыргызской Республики
У каждого человека на Земле есть страна, которую он считает Родной. Для меня таким местом является Кыргызстан. Я очень горжусь этим. Каждый гражданин должен знать и соблюдать Законы своей страны, а также необходимо знание истории развития родного государства. Благодаря дедам, победившим в Великой Отечественной войне над фашизмом, наше общество живёт и развивается в современном мире. Я, как и вся молодёжь, стараюсь быть продолжателем идей своих предков. Молодое поколение обязано укреплять и развивать своё государство и Я, как гражданин Кыргызстана, должен принять в этом непосредственное участие, наши родители создали нам благоприятные условия для учёбы, в развитии и дальнейшей жизни. Каждый из нас, в том числе и Я, должен вначале получить образование, профессию, а затем попытаться сделать что-то для других, для нашей страны. Государство разработало для своих граждан Конституцию и свод Законов. Права и свободы граждан является незыблемыми по отношению ко всем людям. Государство предоставляет обычно только свои гражданам такие дополнительные права: как избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, занимать государственные должности и проходить службу в рядах вооружённых сил - это и есть почётная обязанность защищать свою Родину. Помимо перечисленных прав, предоставляемых только гражданам, граждане несут и обязанность платить налоги.
Я надеюсь что недалёк тот день, когда в нашей стране будет созданы все условия для того чтобы каждый гражданин имел полное право на равный доступ ко всем благом и все народности проживающие в Кыргызстане будут себя чувствовать полноценным гражданином Кыргызстана и гордиться этим.

Читайте также: