Государство как субъект права диплом

Обновлено: 16.05.2024

Субъект гражданского права — это участник правоотношений, на которого распространяют свое действие нормы гражданского права. Государство является особым субъектом гражданского права, так как, оно выступает носителем политической власти.

Государство не относится к юридическим лицам, оно само определяет порядок осуществления принадлежащих ему гражданских прав и обязанностей, реализует правосубъектность посредством системы государственных органов. Территория государства, с юридической точки зрения, это часть поверхности Земли, правомерно принадлежащая конкретному государству, в границах которой оно осуществляет свое верховенство. Территория государства, согласно международному праву, связана с ее населением. Необходимыми атрибутами государства являются государственная территория и ее население.

На сегодняшний день отсутствует единый взгляд правоведов на правовую природу и источник возникновения государства. В подавляющем большинстве случаев государство рассматривается как особая форма организации и функционирования власти. Восприятие государства как юридической категории имеет публично-правовой характер.

Государство — это форма обеспечения социального компромисса, равный и активный участник правовых отношений. Государство выступает носителем предметно-практической деятельности и познания, является источником активности, направленной на объект через разные формы собственной деятельности.

Государство — это субъект определенной предметной активности, субъект права и субъект общественных отношений. Природа отношений между государством и органами государственной власти имеет общие черты с сущностью правоотношений юридического лица и его органами управления.

В разные исторические эпохи существовало множество взглядов на правовую природу государства:

  • цивилистическая теория, территория государства рассматривалась как объект собственности и вещь;
  • публичная собственность государства;
  • пространственная территория, рассматривает территорию государства как пространственный предел государственной власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность государства состоит в обеспечении общественного интереса, участие государства в частноправовых отношениях — не единственная сфера его функционирования. Частноправовое и публично-правовое направление деятельности государства лишает его возможности самостоятельного участия в гражданских правоотношениях. Такое участие опосредовано деятельностью органов государственной власти. Государство получает статус субъекта гражданского права без административной процедуры ее легитимации в гражданском обороте.

Как субъект гражданского права государство лишено частноправовой возможности его ликвидации. Создание государства или прекращение его деятельности имеет трансцендентный характер. Это происходит путем использования механизма международно-правового признания государства, находится за пределами гражданско-правового инструментария.

Признаки государства как субъекта гражданского права

В гражданских правоотношениях от имени государства участвуют органы управления госимуществом, финансовые и иные, уполномоченные на это органы. Основная часть государственного имущества закреплена за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения, за государственными организациями и учреждениями на праве оперативного управления. Государственные учреждения и предприятия участвуют в гражданском обороте, как самостоятельные субъекты, от своего имени.

Являясь непосредственным собственником государственного имущества, государство несет ответственность по своим обязательствам. Как субъект имущественных правоотношений государство действует через Министерство финансов (при переходе к государству конфискованного, бесхозного имущества, при выпуске государственных займов и т.д.).

Признаки государства как субъекта гражданского права:

  • организационное единство;
  • ответственность по обязательствам;
  • обособленное имущество;
  • возможность для муниципальных образований и субъектов РФ выступать от своего имени при приобретении имущественных, личных неимущественных прав в суде.

Несмотря на то, что государство обладает властными полномочиями, на него распространяется принцип равенства с иными субъектами (субъекты Федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица). От имени субъектов Федерации выступают правительства, президенты, министерства и ведомства, областные думы, законодательные собрания и др. От имени муниципальных образований выступают представительные органы местного самоуправления. По специальному поручению государства от имени государства могут выступать граждане и юридические лица.

Ответственность государства по своим обязательствам

Государство, его субъекты и муниципальные образования обладают имущественной ответственностью, они не отвечают по обязательствам друг друга, созданных ими юридических лиц. На них может возлагаться ответственность за несостоятельность предприятий, учредителями которых они были, которая возникает вследствие исполнения некомпетентных указаний учредителя.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам в отношении созданных им учреждений, если у этих учреждений недостаточно собственных средств в случае, если государство — собственник закрепленного за ними имущества. В случае недостаточности имущества казенного предприятия также предусмотрена субсидиарную ответственность.

Государство несет ответственность по внедоговорным обязательствам в случаях причинения убытков государственными органами в результате их незаконных действий. Перечень объектов, которыми государство имеет право отвечать по своим обязательствам, ограничен. Нельзя отвечать имуществом, закрепленным за созданными государством юридическими лицами на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Ответственность в отношениях с иностранными партнерами у государства ограничена, оно обладает судебным иммунитетом. Иностранные партнеры не имеют права предъявить к государству судебный иск за ненадлежащее исполнение обязательств, без получения от компетентных государственных органов предварительного согласия, отраженного в международном праве.

Учрежденные государством юридические лица не отвечают по обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных законодательством (например, с федеральными казенными предприятиями). Государство и субъекты РФ не отвечают по обязательствам друг друга. Исключение составляют случаи поручительства, которое выступает способом обеспечения исполнения обязательств.

Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов. Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. Цель работы - исследовать сущность правового государства.

Работа содержит 1 файл

курсовая по тгп.doc


Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов. Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. Цель работы - исследовать сущность правового государства.

На наш взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа.

В России, по-моему, нельзя сказать о том, что гражданское общество достигло высшего этапа в своем развитии, а это способствует затруднению развития правового государства в нашей стране. Следовательно, чтобы разрешить эту проблему, необходимо усовершенствовать российское общество, а этому можем поспособствовать только мы сами. Именно этим на наш взгляд определяется актуальность данной темы курсовой работы.

В качестве объекта исследования выступает правовое государство. Предметом исследования является понятийный аппарат сущности, предпосылок формирования и современного состояния правового государства.

1.Исследовать основные черты правового государства;

2.Проанализировать процесс формирования правового государства в современной России: проблемы и перспективы.

Интерес к исследованию феномена правового регулирования, возник, пожалуй, параллельно с осознанием самого права как некоего волеустановления. Этой проблематике посвящены труды Ачкасова В.А., Баглая М.В., Воротилина Е.А., Гринина Л.Е., Нерсесянца В.С., Зеркина Д.П,, Козлова Е.И. и др.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

1.1. Становление и развитие идеи правового государства

В истории политической и правовой мысли идея правового государства всегда являлась и является одной из самых гуманных и перспективных государственно-правовых идей[1].

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. "Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и (какой-либо) форме государственного строя". Цицерон говорил о государстве как о "деле народа", как о правовом общении и "общем правопорядке". Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1. Для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении. 2. Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав. 3. Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы. В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и, в конечном счете, к установлению тоталитарной государственности. Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

1.2. Понятие и признаки правового государства

Правовое государство - что это? Этим вопросом задаются миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения. Термин “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки термин “правовое государство” стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой. И только Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года закрепила данный термин.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует[3].

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права)[4].

1.3. Система разделения властей в правовом государстве

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены (см.Приложение1).

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства. Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей в ней законодательная, судебная и исполнительная власти, действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2 / 3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесении ему "импичмента", т. е. об отстранении от должности. "Возбуждает" же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный суд США. Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением государственной власти на "три власти" федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию. Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации рассмотрим принцип разделения властей в России. Ст. 10 Конституции Российской Федерации гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. " К органам законодательной власти в Российской Федерации относятся: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти. К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся: Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации; Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями; Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ; районные народные суды; суды специальной юрисдикции. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Совет Федерации одобряет законы, принятые Государственной Думой. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов либо, если в течение четырнадцати дней он не будет рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Государственная Дума принимает законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету Федерации. Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; представляет Государственной Думе предложение о назначении Председателя правительства; ставит перед Государственной Думой вопрос об отставке правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка Российской Федерации и ставит вопрос перед ней об его освобождении; формирует правительство Российской Федерации путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Российской Федерации заместителей Председателя Правительства, федеральных министерств; представляет кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; формирует Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает ее руководителя; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации[5].

1. Государство как субъект права 5
1.1. Методологические подходы к проблеме 5
1.2. Воздействие государства на право. Роль государства в обеспечении права 6
1.3. Воздействие права на государство. Связанность государства правом 10
1.4. Понятие относительной самостоятельности государства 14

Заключение 18
Список использованной литературы 21

Таким образом, подводя итоги проведенному исследованию необходимо сделать следующие выводы.

Уровень социально-экономического развития определяет сущность и форму государства и права. Так, неразвитость производственных навыков человека и примитивные орудия порождают низкую эффективность труда рабочего. Для того, чтобы обеспечить себе доход, собственник средств производства вынужден использовать жестокие способы эксплуатации, оставляя рабочему минимум средств к существованию. Это, в свою очередь, приводит к обострению социальных конфликтов и классовой борьбы. Такой социально-экономической ситуации, как правило, соответствует форма государства, не обеспечивающая ни демократии в политическом режиме, ни народовластия в форме правления.

Развитие социально-экономической сферы влечет за собой совершенствование государственно-правовых институтов. По мере возрастания эффективности труда растет и уровень благосостояния общества. Социальные конфликты утрачивают напряженность, и общество больше не испытывает потребности в жестких формах регулирования. Как следствие, в государстве устанавливаются более демократичные политические режимы и формы правления, которые обеспечивают большую степень народовластия.

Государство и право, в свою очередь, тоже воздействуют на социально-экономическую сферу. Форма и сущность государства в конкретный исторический период может либо способствовать раз-витию социально-экономического комплекса общественных отношений, либо, наоборот, тормозить такое развитие.

Государство, отстраняющее общество от управления экономикой, может способствовать искусственному закреплению устаревших, ненужных обществу производительных сил и производственных отношений. Это приводит к неэффективности производства в целом, разрушению экономики и обнищанию народа. Так, государство может затормозить нормальное развитие общества или даже повернуть его вспять.

Высокий же (для своего времени) уровень демократизации и народовластия, характеризующий форму государства, позволяет своевременно осуществлять переход к новым передовым способам производства, обеспечивает своевременное внедрение в жизнь прогрессивных производственных отношений. Таким образом, прогрессивное государство может способствовать прогрессу всего общества в целом.

Следует также отметить, что государство непосредственно участвует в управлении экономикой, даже в условиях рынка. Выделяют два способа такого управления:

Административный (прямой) способ заключается в непосредственном управлении экономическим процессами путем дачи указаний, приказов и распоряжений хозяйствующим субъектам.

Экономический (косвенный) способ заключается в опосредованном регулировании поведения хозяйствующих субъектов, например, через налоговую политику.

Все вышесказанное позволяет заключить, что государство и право являются важнейшими общественными институтами. Благополучие общества и счастье конкретного человека зависит от функционирования государственно-правовых институтов. Без них человеческое общество никогда не достигло бы того уровня социально-экономического, духовного и культурного развития, на котором оно находится сейчас. Однако ошибочным было бы предположение, что государство и общество не могут существовать друг без друга. Государство - один из возможных способов организации власти в обществе, существующий наряду с другими: родовая организация власти, общественное самоуправление. Общество существовало до государства и будет существовать после его исчезновения. Однако на нынешнем историческом этапе государственная организация власти - это единственно возможный способ организации публичной власти в обществе, обеспечивающий реализацию интересов всего общества, а так же гарантирующий защиту прав и законных интересов индивидов. С этой точки зрения государство - элемент общественной системы, часть общества. С другой стороны государство - это аппарат управления, обособленный от общества и противостоящий ему.

Таким образом, несмотря на органическое единство государства и права, они представляют собой две противоборствующие силы. Сильное государство, принимая недемократические формы, подчиняет себе общество, навязывает ему свою волю, уничтожает в человеке личность.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 12.07.2006 № 2 - ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 29. – Ст. 3119.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (в ред. от 27.07.2006 № 138 - ФЗ): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I ). - Ст. 3437.

3. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 03.06.2006 № 71 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - Ст. 16; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 23. - Ст. 2378.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 № 14 –ФЗ (в ред. от 27.07.2006 № 138 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I ). - Ст. 3437.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 № 153 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; Собрание законодательства Российской Федерация. – 2006. - № 31 (ч. I). - Ст. 3452.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 № 153 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (Часть I). - Ст. 4921; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 31 (часть I ). – Ст. 3452.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): федеральный закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 № 139 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3438.

9. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права / Учебник. – СПб.: Питер, 2003. – 566 с.

10. Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 1981. Т.1. – 288 с.

11. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 1994. – 482 с.

12. Алексеев С.С. Философия права. - М., 1998. – 384 с.

13. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Т. 1. - М., 1996. – 512 с.

14. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. – М.: Юрайт, 1997. – 338 с.

15. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций.- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та,1994. – 560 с.

16. Коркунов Н. М: Лекции по общей теории права. - СПб., 1909. – 510 с.

18. Общая теория государства и права: учебник / под ред. В. В. Лазерева. – М.: Юристъ, 1996. – 426 с.

19. Пиголкин А.С Общая теория права, М., 1996. – 418 с.

20. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2004. – 552 с.

21. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Изд. гр. ИНФРА, 1997. – 422 с.

22. Теория государства и права: Курс лекций для юрид. вузов / МГУ им. М.В. Ломоносова / под ред. М.Н. Марченко 2-е изд. – М.: Зерцало ТЕЧС, 1996. – 612 с.

23. Теория права и государства: Учебник для вузов / под ред. проф. Г.Н. Манова. - М.: Изд-во БЕК, 1995. – 388 с.

24. Хропанюк В.М. Теория государства и права : уч. пособие / под ред.В.Г.Стрекозова-2-е изд. доп. - М.,1997. – 544 с.

Государство – это политико-правовая орга­низация общества, обеспечивающая его единство и территориаль­ную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Государство – это органи­зация, являющаяся субъектом права. РФ и субъекты РФ могут быть участниками финансовых, земельных, имущественных и иных правовых отношений.

Гос-во выступает как субъект права:

1) Как субъект законотворчества. Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты права;

2) Как субъект правоприменения;

3) Как субъект в правоотношениях:

а) в межгосударственных, международных отношениях;

i) Участие государства во внешнеторговом обороте заключается в выступлении его в качестве заемщика, кредитора, гаранта, эмитента ценных бумаг при заключении сделок, другой стороной которых является иностранный субъект гражданского права: международная организация, иностранное государство, юридическое или физическое лицо.

ii) Особенности участия государства во внешнеэкономической деятельности:

(1) Органы, уполномоченные действовать от имени государства, могут вступать в соответствующие отношения как непосредственно, так и через посольства, консульства или торгпредства, которые должны иметь для этого специальные полномочия;

(2) За государством как субъектом внешнеэкономической деятельности признается иммунитет. Иммунитет основывается на том, что государство обладает суверенитетом, который не позволяет предпринимать в его отношении какие-либо принудительные меры. Государство вправе дать согласие на применение к нему принудительных мер, которое должно быть явно выражено дипломатическим или иным путем, а также отказаться от иммунитета при заключении международных договоров.

б) в государственно-правовых отношениях, например в отношениях между Федерацией и ее субъектами, при принятии в российское гражданство, награждении государственными наградами;

в) в уголовно-правовых отношениях. Как известно, судебные решения выносятся от имени государства;

г) в гражданско-правовых отношениях не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти в целях, провозглашенных его основным законом, например по поводу федеральной собственности, при выпуске облигаций внутригосударственного займа, в отношении права собственности на бесхозяйно имущество, на клады и т.д.

д) Допускается участие государства в любых сделках, кроме тех, которые на него не рассчитаны: оно не может быть потребителем, предпринимателем, наследодателем и т. п. Существуют сделки, стороной которых, как правило, является государство:

i) приватизация госимущества;

ii) финансирование и кредитование капитального строительства предприятий;

iii) краткосрочная финансовая поддержка для перестройки производства;

iv) выдача гарантий по обязательствам госзаказчиков продукции для федеральных нужд;

v) сделки по использованию природных ресурсов, в т. ч. соглашения о разделе продукции;

vi) эмиссия и обращение государственных ценных бумаг.

е) является собственником предприятий промышленности, транспорта, связи и др. Участие государства как собственника в гражданском обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные органы, посредством которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности на свое имущество.

i) опосредованное участие государства осуществляется путем создания государством юридических лиц, действующих от своего имени и приобретающих себе права и обязанности для достижения целей, установленных для них государством в учредительных документах. Несмотря на формальную самостоятельность таких юридических лиц как субъектов гражданского права, государство, оставаясь собственником их имущества, вправе контролировать их деятельность как через согласование определенных категорий сделок с имуществом, так и через назначение определенных лиц в органы их управления.

4) Государство является субъектом юридической ответственности, например, вред, причиненный лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т. ч. издания акта, несоответствующего законодательству, подлежит возмещению из соответствующей казны.

5) Осуществление субъективного права и исполне­ние обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения. Если же в этом воз­никает необходимость, то заинтересованная сторона обращает­ся в компетентный государственный орган (например, в суд), который, рассмотрев юридическое дело, выносит властное ре­шение (акт применения права), где точно определяются субъек­тивные права и обязанности сторон

Особенности правоспособности государства:

1) правоспособность государства является специальной, исходящей из целей, для которых оно существует;

2) некоторые элементы правоспособности могут принадлежать только государству такие как государственная монополия на определенные виды деятельности и др.;

3) некоторые элементы правоспособности государству принадлежать не могут, например, заключение договора коммерческой концессии, выдача банковской гарантии и др.

Особенности дееспособности государства:

1) государство участвует в гражданском обороте не само по себе, а через свои государственные органы, исполняющие функции представителя его интересов в подконтрольных ему сферах деятельности. Непосредственное участие государства осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих не как юридические лица, а как законные представители государства, от его имени и в пределах их компетенции. От имени государства, например, в гражданском обороте согласно ст. 124 ГК могут выступать как исполнительные, так и представительные органы РФ, а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. Согласно п. 3 ст. 125 ГК в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица — государственные, муниципальные органы, юридические и физические лица;

2) государство участвует в гражданском обороте не как единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней, независимых друг от друга: Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Актуальность темы исследования. В настоящий момент проблема государства как субъекта международного частного права является недостаточно глубоко изученной, проработанной юристами-практиками, прокомментированной учеными-правоведами и требует к себе еще много внимания и даже пересмотра многих моментов, что связано с кардинальным реформированием нашего общества и естественным устареванием взглядов советских юристов-теоретиков, основывающихся на признании теории абсолютного иммунитета государства, плановой экономики, монополии государства во внешнеэкономических отношениях.

Теоретическая основа исследования. Проблемы, связанные с правовым положением государства как субъекта международного частного права, нашли отражение в работах О.В. Аблезговой, Л.П. Ануфриевой Л.П., М.М. Богуславского М. М., В.А. Канашевского, Т.Ю. Кирюхиной, Н.И. Марышевой, В.Е. Тихиня, Е. Копыловой, А.А. Ламинцева, И.И. Лукашук и др. ученых.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с участием государства в международных экономических отношениях. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие правовое положение государства как субъекта международного частного права и судебная практика.

Цель и задачи исследования. Цель исследования - рассмотреть особенности правового положения государства как субъекта международного частного права.

1. Рассмотреть общие вопросы международной правосубъектности;

2. Показать понятие, виды и особенности иммунитета государства;

3. Рассмотреть вопросы правосубъектности членов федерации в международном праве;

4. Изучить международные связи субъектов РФ и их правовое регулирование.

Методы проведенного исследования. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания. Для иллюстрации теоретических выводов использованы материалы судебной практики.

Структура и объем. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются вопросы правового положения государства как субъекта международного частного права. Вторая глава содержит вопросы правосубъектности членов федерации в международном праве. Третья глава посвящена международным связям субъектов РФ и их правовому регулированию.

Государство вступает в самые различные имущественные правоотношения с другими государствами, а также с международными организациями, юридическими лицами и отдельными гражданами других государств, выступая при этом субъектом международного частного права.

Участие государства в отношениях, регулируемых международным частным правом, имеет свою специфику, которая заключается в следующем:

- государство - особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само определяет статус юридического лица;

- к договору между государством и иностранным физическим или юридическим лицом применяется внутреннее право этого государства;

- в силу своего суверенитета государство имеет иммунитет, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску;

- в гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. //"Российская газета", N 7, 21.01.2009

2. Аблезгова О.В. Международное частное право. М., 2007

3. Ануфриева Л.П. Международное частное право. М., 2006

4. Богуславский М. М. Международное частное право. М.,2002

5. Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1995. N 1.

6. Канашевский В.А. Международное частное право. Учебник. М., 2006

7. Кирюхина Т.Ю. Международное частное право. М., 2007

8. Копылова Е. Международное частное право. М., 2008

9. Ламинцев А.А. Учебник по международному частному праву. М., 2008

10. Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 1996.

11. Лукашук И.И. Нормы международного права. М., 2007.

12. Марышева Н.И. Международное частное право. Учебник для вузов. М., 2007

13. Международное право: Учебник/Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Международные отношения, 2003. - 720 с.

14. Малинин С.А., Ковалева Т.М. Правосубъектность международных организаций // Правоведение. 2002. N 5.

15. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998.

16. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., 1999.

17. Нешатаева Т. Н. О судебных иммунитетах. // Вестник ВАС РФ.1999, № 9.

18. Пустогаров В.В. Международное гуманитарное право. М., 2007.

19. Тихиня В.Е. Международное частное право. Учебник для вузов. М., 2008

20. Федосеева Г.Ю. Международное частное право. М., 2008

21. Ушаков Н.А. Проблемы теории международного права. М., 2005.

22. Хлестова И. О. Вопросы иммунитета государства в законодательстве и в договорной практике Российской Федерации. В сборнике статей "Проблемы международного частного права". Под ред. Н. И. Марышевой М., 2000.

Читайте также: