Государство это правовая суверенная организация публичной власти свободных людей в этом смысле можно

Обновлено: 30.06.2024

Что такое государство? Какой ответ на этот вопрос может дать человек, не обладающий специальным гуманитарным образованием (философским, социологическим, политологическим, юридическим)? Прежде всего с этим понятием ассоциируются названия различных государственных органов, пер-сонифицирующих собой государство, представляющих государство - парла-мент, правительство, президент и т.

д. Необходимость существования госу-дарства в лице его многочисленных органов, должностных лиц вызывается прежде всего потребностью в управлении такой весьма сложной организаци-ей, как человеческое общество.

Государство - это публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории.

Поясним данное определение, разъясняя подробнее признаки государства, которые отличают последнее от иных организаций.

Государство представляет собой особую публичную власть, не сливаю-щуюся с обществом, отделенную от общества. Государственная власть осу-ществляется органами, которые занимаются только управлением. Противо-положность этой власти - власть общественная, реализация которой характе-ризуется отсутствием специальных публичных учреждений. Здесь управле-ние обществом или социальной группой осуществляется при помощи инсти-тутов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих извне; таким образом, можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении. Слоя профессиональных управленцев не было, например, в первобытном обществе.

Поскольку государство выражено в органах, которые занимаются только организацией общественной жизни и сами ничего не производят, оно имеет право на сбор денежных средств с населения. Различные налоги, сборы, займы идут на содержание государственного аппарата и экономическое обеспечение политики. Данная характеристика государства производна от его понимания как публичной власти, однако в теории государства и права еще с прошлых лет сложилась традиция указывать право на сбор налогов в числе основных признаков государства.

Это право и соответствующая ему обязанность нашли свое отражение и в конституциях современных государств (например, ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Конституции Республики Беларусь).

Власть государства распространяется на определенную территорию, в отличие, например, от власти, существовавшей в первобытном обществе. Последняя распространялась на всех членов рода вне зависимости от их места нахождения. То же самое можно сказать в отношении власти самых различных общественных организаций, объединяющих людей по идеологическим, религиозным, профессиональным признакам, а не по территориальному.

Государство обладает суверенитетом. Суверенитет - это верховенство власти внутри страны и независимость ее вне страны. Суверенная власть понимается как власть верховная, независимая, неделимая, неотчуждаемая, всеобщая. Суверенитет - это одна из характеристик власти, которой обладает государство. Суверенность власти государства означает ее верховенство и независимость по отношению к властям всех лиц и организаций, находящихся как в пределах, так и за пределами территории государства. Из этих двух признаков, составляющих суверенитет, долгое время говорили в основном о втором: независимости, неподчинении государства как суверена любому над- государственному образованию или другому государству.

Суверенитет государства выражается: в самостоятельности принятия решений в области внутренней и внешней политики; в распространении государственной власти на всю территорию страны, общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются (т. е. в универсальности- часто используют именно такой термин); возможности отмены решений иных властей (т. е. в прерогативе).

С юридической точки зрения суверенитет проявляется: в исключительном праве на издание законов, других нормативных актов, правоприменительных актов, обязательных для всех граждан, организаций и учреждений;

в исключительном праве на законное применение силы (в том числе и физического насилия, которое возможно от кратковременного ограничения свободы до лишения жизни).

Для этого у государства имеются соответствующие органы - суд, прокуратура, армия, полиция, служба безопасности.

Суверенитет - это действительно ничем и никем не ограниченная, абсолют-ная власть (а это следует из определения), или же все-таки есть ей какие-то пределы? Следует иметь в виду, что наиболее распространенное в настоящее время понимание суверенной власти предполагает ее ограниченность.

В число обязательных признаков государства можно включить также его назначение: этот признак очень часто находит выражение в определении рассматриваемого явления.

Государство необходимо для управления обществом, это специфическая форма организации общественной жизни. (Подробнее об этом - см. следующий вопрос темы).

Таким образом, одна из основных категорий, которая используется при характеристике государства как явления - это власть. В самом общем смысле власть можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких- либо средств: воли, авторитета, права, насилия и т. д. Суть власти состоит в реальной возможности властвующих подчинять своей воле подвластных.

В перечисленных выше признаках государства почти все характеристики - это характеристики государства как организации, обладающей властью (публичной, территориальной, суверенной). Государственная власть- это разновидность социальной власти, воплощающаяся в государственно-правовых институтах и предназначенная для организации управления обществом. Государство и право - это такие социальные институты, которые организационно оформляют государственную власть, делают ее постоянно функ- ционирующей и обязательной. Государственная власть осуществляется через государственные органы в правовых формах.

Обобщая признаки государства, говорят о том, что государство представляет собой политическую, структурную и территориальную организацию (см.: Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995. С. 74-82.)

Специфика гуманитарного знания вообще и юридического в частности такова, что на очень многие проблемы не существует единственной точки зрения, к осмыслению одних и тех же проблем предлагаются самые разные подходы. Понимание государства здесь не исключение - в научной и учебной литературе можно встретить различные определения данного явления.

Несмотря на некоторые отличия, приведенные определения, в целом лежат в одном русле, поскольку понимание государства ограничивается здесь указанием прежде всего на публичные учреждения - государственные органы. Данные определения можно свести в одну группу и условно назвать политико-юридическим пониманием государства.

Однако существует и иное понимание такого феномена, как государство, также весьма условно его можно именовать социологическим. С этой точки зрения государство представляет собой не столько стоящую над обществом совокупность различных учреждений, не столько особый слой людей, осуществляющий управленческие функции, сколько организацию, ассоциацию всех членов общества, которые объединяются в единое целое при помощи политических, управленческих процессов и отношений. Еще раз повторим: государство - это специфическая форма организации жизни общества. Иной формы организации, кроме государственной, человеческое общество, находящееся на определенном уровне развития (сложноорганизованное общество), не знает.

Представленная научная позиция дает более глубокое понимание феномена государства.

Государство - это не только и не столько особый аппарат управления обществом, сколько организация, интегрирующая социально дифференцированное общество для сохранения его существования и обеспечения наилучшего дальнейшего развития.

Таким образом, можно говорить не столько о государстве как об аппарате власти, сколько о государственно организованном обществе. Изучая государство, его нельзя отрывать от общества, можно лишь в некоторой степени абстрагироваться; государство без общества не существует. Очень часто, давая определение государства с социологических позиций, указывают на такой обязательный его признак, как население, и выводят триаду: население, территория,

власть. Подобный подход, уходящий корнями к Аристотелю, в настоящее время популярен за рубежом среди юристов, философов, социологов, политологов.

Следует иметь в виду и то, что два изложенных выше подхода не исчерпывают многообразия пониманий государства (см., например: Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 2. С. 25; Чир- кин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С. 6-13).

Заметим, однако, что в теории государства и права при рассмотрении самых общих проблем государственности, при изложении последующих тем по теории государства обычно используется исключительно политико-юридическое понимание государства.

Читайте также: