Гертруда платайс за что осуждена

Обновлено: 17.05.2024

Подготовила: Бактиярова Акерке

Проверила: Аминова Ж.Т

Я нашел в себе смелость

Трупы дней отмечают

Аполлинер
АЛЖИР — Акмолинский лагерь жен изменников родины. Самый известный и самый большой из четырех женских концлагерей. Аж 30 тыс. гектаров.

Сейчас от лагеря следов практически не осталось. Но ступать по сухой каменистой степи жутко. Тысячи и тысячи здесь стерты в пыль…

10 января 1938 года в лагерь поступили первые этапы. Процедура ареста происходила, по определенной схеме. Жен арестовывали позднее мужа, поскольку вынести приговор жене могли только после осуждения мужа. Иногда в число ЧСИР входили и ближайшие родственники – сестры, родители, дети. Так, например, в одном лагере могли находиться мать и дочь. Заключенных было настолько много, что руководству Карлага пришлось перераспределять последующие этапы ЧСИР в другие отделения лагеря. Позже было создано специальное отделение, которое носило название – Спасское.

По не полным данным число репрессированных превысило 18 000 осужденных, в том числе по Москве свыше 3000 и по Ленинграду около 1500.

Музыканты, поэты, учителя были заняты на сельскохозяйственных полях, а также в качестве подсобных рабочих на стройке.

ГУЛАГ - главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений (1930–1960)

КАК УЗНИЦЫ АЛЖИРА СПАСЛИ САД И СЕБЯ
Их заставляли собирать камыш, рыть арыки и высаживать сады. Много было посажено малины, так и появилось прежнее название поселка

Малиновка. От этих садов и огородов ничего не осталось. А когда-то женщины берегли их ценой собственной жизни.

Оскорбленные женщины думали, ну что же вы, старики, чему своих детей учите?! Но вот одна женщина споткнулась об эти камни, а когда упала рядом с ними, то почувствовала запах молока и сыра. Она взяла кусочек и положила в рот – он показался ей очень вкусным. Она собрала эти камушки и принесла в барак. Там были и заключенные женщины-казашки. Они сказали, что это курт – высушенный на солнце соленый творог.

От него так пахнет молоком.

И в душе затрепетал надежды пламень,

А в горле встал ком.

Так вот что придумали старики!

Вот за что женщины детьми рисковали!

Они нас от болезни берегли,

Они нас от безверия спасали.

Они поняли, что мы не враги,

А просто несчастные женщины.

И чем смогли – помогли,

Поразив нас своей человечностью.

Я молча поползла по льду,

Собирая драгоценные камни.

Теперь я отвратила от них беду,

Спасая их от охраны.

А ночью в холоднейшем бараке,

На оскверненной палачами земле,

Я, немка, молилась мусульманскому богу,

Да ничего не просила себе.

Я просила старикам здоровья,

Особенно я молилась за детей,

Чтобы они не видели несчастья.

Я прошла все круги ада,

Потеряла веру и друзей,

– Ему было тогда восемь месяцев. Сейчас ему 73 года, и живет он в Швейцарии. Мы с ним переписывались, общались. Он говорил, что хотел бы приехать сюда. В прошлом году он приезжал к нам, – говорит Раиса Жаксыбаева нашему радио Азаттык.

В АЛЖИРе Рахиль Плисецкая сидела недолго. В результате прошений и хлопот родных через некоторое время ее перевели на вольное поселение в Шымкент.

В музее АЛЖИРа хранится ее летнее платье оранжевого цвета, шляпа и туфли. Судя по всему, Мария Даниленко в этом наряде приехала в лагерь, говорят сотрудники музея. В своих воспоминаниях она рассказывала, что в июле ее вместе с другими женщинами загрузили в телячьи вагоны с наспех сооруженными нарами.

Известные узники

Условия содержания заключённых


В отличие от большинства лагерных отделений Карлага, 17-е отделение было обнесено несколькими рядами колючей проволоки, были установлены вышки охраны. На территории лагеря располагалось озеро, заросшее камышом. Камыш служил для отапливания бараков зимой и для строительства летом.

— Да отвечайте же,- настаивали женщины.

— Я не могу. Вы будете меня бить.

— Успокойтесь, вас здесь никто не тронет. Мы все здесь такие же, как и вы, несчастные. Вы жена?

Это была Маша Тухачевская. После процесса вся семья Тухачевского была арестована. Сестра долго сидела на Лубянке. Потом ее перевели в Бутырку.

Тюремный день с его процедурами отвлекал от горьких дум. Утренняя поверка, оправка в грязной тесной уборной, где под краном с ледяной водой надо было помыться и что-то постирать. Потом раздача паек хлеба, баланда, десятиминутная прогулка в каменном мешке - совсем как на картине Ван Гога. После вечерней поверки и окрика надзирателя: "Лягайте" - начиналась ночь, а с ней вызовы на допросы, душевные муки, страх, предчувствие худшей беды.

Дверь отворялась и зычный окрик: "Такая-то без вещей"- будил камеру. А когда удавалось заснуть, снилось всегда одно и то же.

Снилось, что я на воле, дома, в институте, у моря, в гостях, но всегда на воле - свободная, счастливая. Во сне я часто рассказывала, что мне снился страшный сон, будто я арестована и сижу в тюрьме. Пробуждение было ужасно. Тюрьма была не сном, а действительностью, а свобода, родные люди, дом - все сном…

— Боже мой, почему этот ужас не сон? Почему сон - та моя нормальная человеческая жизнь? Почему я здесь? За что я здесь? Я, ни в чем не повинная, никому не причинившая зла, не совершившая никакого аморального поступка, я, к которой все всегда хорошо относились, любили, я в тюрьме, где раньше сидели лишь преступники, убийцы, воры. Слезы бежали из глаз. В отчаянии я кусала руки, чтобы не рыдать громко, не будить таких же, как я, несчастных.

Ночью мы тревожно прислушивались к отдаленным крикам.

От лагерной инфраструктуры мало что сохранилось: заброшенный, разваливающийся барак саманного типа; баня, в которой находится сейчас электростанция, а также здание проходной – где проверяли заключенных. Его потом достроили, и теперь это частный дом.

Александр Тайгаринов говорит, что бараки были длинные, стояли в два ряда. Они были построены из самана, поэтому все развалились.

Когда был маленьким, на велосипеде, куда не поедешь, – обязательно проколешь баллон. Все было в колючей проволоке. Большая территория была.

Михаил Зельцер, сын узницы Брайны Лурье, который жил с мамой в этом лагере, рассказывал, что зона была окружена высокой колючей оградой, по углам – вышки с часовыми, за ней – перепаханная земля и небольшие столбы, между которыми натягивали проволоку.

МУЗЕЙ АЛЖИР

Погрузиться в атмосферу репрессий помогает тоннель, на стенах которого изображены трагические моменты расставания с детьми, жестокий и несправедливый суд тройки, тюремная камера и карцер.

Экспозиция музея расположена по периметру зала, что вовлекает посетителя в замкнутый круг и погружает в историческое прошлое Казахстана. Выставленные в 12 витринах копии приговоров, фотографий, схемы, карты, копии документов на арест и расстрел, предметы старинного быта, оружие, все это отражает этапы борьбы казахского народа против массовых репрессий. Среди ярких борцов за независимость можно отметить Кенесары Касымова, выступавшего против колонизаторской политики царской России.

Жертвой неслыханного по своим масштабам террора мог стать любой человек, независимо от национальной и социальной принадлежности. Государственные и общественные деятели Турар Рыскулов, Ныгмет Нурмаков, Темирбек Жургенев, выдающиеся ученые Санжар Асфендияров, Мухаметжан Тынышбаев, поэты, писатели Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев и тысячи представителей казахской интеллигенции были погублены сталинским произволом.

6 января 1938 года в Акмолинский лагерь прибыл первый этап женщин с детьми до трех лет. Это были женщины со всех концов Советского Союза: с Москвы и Ленинграда, Украины и Белоруссии, Грузии и Армении. Весь путь до лагеря представлял собой борьбу с нечеловеческими условиями сталинского вагона. Теснота и духота летом, иней на решетках окон зимой, нехватка еды и воды, нескончаемые проверки и окрики охраны, вот что сопровождало несчастных женщин дни, недели, а то и месяцы дороги до Акмолинска. Все это отражено в Сталинском вагоне, установленном на территории музея.

ПОМНИТЬ И ХРАНИТЬ

акмолинский лагерь изменник репрессия

Музеи, как и храмы, своего рода целители наших душ. Даже в суровой суете будней люди не забывают приходить сюда. Здесь собирается и бережно хранится память о людях, событиях, которые, спустя некоторое время, становятся историей. И в какие бы времена мы ни жили – историю не перечеркнёшь.

Учитывая важность и ответственность перед памятью жертв политических репрессий и перед историей, руководство музея обращалось ко всем казахстанцам и жителям других государств оказать помощь в сборе сведений, материалов и экспонатов об истории политических репрессий в Казахстане.

Диплом позволяет ошибаться значительно увереннее. Антон Лигов
ещё >>

Мы отслеживаем для Вас заметные публикации на тему массовых репрессий в СССР.

Поиск по этому блогу

вторник, 24 мая 2011 г.

Асем ТОКАЕВА
20.05.2011


Потом лагерь превратился в многопрофильное хозяйство с крупным сельскохозяйственным производством, мастерскими, швейной фабрикой. После его закрытия в 1953 году поселок стал называться Малиновкой, а теперь – Акмол по историческому названию местности.

Отстраивали и обустраивали это место сами узницы. Бараки, столовая, фермы для скота, водокачка, зернохранилище, мастерские – всё это было построено руками заключенных женщин. В основном это были представители интеллигенции, не привыкшие к тяжелой работе.

КАК УЗНИЦЫ АЛЖИРА СПАСЛИ САД И СЕБЯ

Их заставляли собирать камыш, рыть арыки и высаживать сады. Много было посажено малины, так и появилось прежнее название поселка
Малиновка. От этих садов и огородов ничего не осталось. А когда-то женщины берегли их ценой собственной жизни.

Одним зимним утром женщины-узницы несли с озера Жаланаш охапки
камышей. Через некоторое время на берегу озера появились старики и дети, которые по команде старших начали бросать в этих женщин камни. Конвоиры начали громко смеяться: мол, видите, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле, не любят.

Оскорбленные женщины думали, ну что же вы, старики, чему своих детей учите?! Но вот одна женщина споткнулась об эти камни, а когда упала рядом с ними, то почувствовала запах молока и сыра. Она взяла кусочек и положила в рот – он показался ей очень вкусным. Она собрала эти камушки и принесла в барак. Там были и заключенные женщины-казашки. Они сказали, что это курт – высушенный на солнце соленый творог.

О, Господи, да это ведь не камень.
От него так пахнет молоком.
И в душе затрепетал надежды пламень,
А в горле встал ком.
Так вот что придумали старики!
Вот за что женщины детьми рисковали!
Они нас от болезни берегли,
Они нас от безверия спасали.
Они поняли, что мы не враги,
А просто несчастные женщины.
И чем смогли – помогли,
Поразив нас своей человечностью.
Я молча поползла по льду,
Собирая драгоценные камни.
Теперь я отвратила от них беду,
Спасая их от охраны.
А ночью в холоднейшем бараке,
На оскверненной палачами земле,
Я, немка, молилась мусульманскому богу,
Да ничего не просила себе.
Я просила старикам здоровья,
Женщинам-матерям – счастья.
Особенно я молилась за детей,
Чтобы они не видели несчастья.
Я прошла все круги ада,
Потеряла веру и друзей,
Но одно я знаю,
Что только так и надо воспитывать детей.

ПЛИСЕЦКАЯ – УЗНИЦА АЛЖИРА

– Ему было тогда восемь месяцев. Сейчас ему 73 года, и живет он в Швейцарии. Мы с ним переписывались, общались. Он говорил, что хотел бы приехать сюда. В прошлом году он приезжал к нам, – говорит Раиса Жаксыбаева нашему радио Азаттык.

В АЛЖИРе Рахиль Плисецкая сидела недолго. В результате прошений и хлопот родных через некоторое время ее перевели на вольное поселение в Шымкент.

В музее АЛЖИРа хранится ее летнее платье оранжевого цвета, шляпа и туфли. Судя по всему, Мария Даниленко в этом наряде приехала в лагерь, говорят сотрудники музея. В своих воспоминаниях она рассказывала, что в июле ее вместе с другими женщинами загрузили в телячьи вагоны с наспех сооруженными нарами.

МУЖ-ТРАКТОРИСТ

ОСТАТКИ ЛАГЕРЯ АЛЖИР

От лагерной инфраструктуры мало что сохранилось: заброшенный, разваливающийся барак саманного типа; баня, в которой находится сейчас электростанция, а также здание проходной – где проверяли заключенных. Его потом достроили, и теперь это частный дом.

Александр Тайгаринов говорит, что бараки были длинные, стояли в два ряда. Они были построены из самана, поэтому все развалились.

Михаил Зельцер, сын узницы Брайны Лурье, который жил с мамой в этом лагере, рассказывал, что зона была окружена высокой колючей
оградой, по углам – вышки с часовыми, за ней – перепаханная земля и небольшие столбы, между которыми натягивали проволоку.


Массовые репрессии потребовали создать особый лагерь, куда направлялись жены осужденных военных, управленцев, начальников предприятий. Акмолинский лагерь или сокращенно АЛЖИР пропустил через себя около 20 тысяч женщин. Жуткие условия казахской степи стали настоящим испытанием для женщин, многие из которых погибли в лагере.

Первые годы в лагере АЛЖИР

Акмолинскую зону создали по решению наркома Ежова. Документ подписали 15 августа 1937 года, по нему в лагерь ссылали семьи врагов народа, включая и детей от 15 лет. Нормы отправки были строгими. В ходе самого подробного обыска изымались личные вещи, письма, ценности.

Переправлялись в лагерь по этапам. В АЛЖИР уже в январе 1938 года прибыли первые узницы. Костяк женщин был родом крупных городов – Москвы, Ростова, Иркутска, они очень тяжело переносили степной климат и заморозки до -40 градусов. Бараки не были до конца достроены, это еще больше осложнило ситуацию. Порой приходилось спать на голом полу в бараках без крыш.

Санитарная ситуация была поистине ужасающей. На весь барак ставился один умывальник. Питьевой воды не хватало, по нормам ее привозили лишь в расчете ведро на человека в неделю.

Плата за соучастие во вредительской деятельности

Видный исследователь периода репрессий Даниэль Александер и историк Рогинский считают, что для Сталина жены и дочери врагов народа были соучастницами преступления. Они наверняка знали о вредительской деятельности мужей.

Сталин искренне считал, даже если женщины и дети не помогали мужьям вредить родине, то они догадывались об этой деятельности, но не доносили. Поэтому столь сложные условия справедливы для соучастников, а не жертв обстоятельств.

Жены самого высокого ранга в АЛЖИРе

В лагерь отправляли как жен начальников заводов, так и семьи высшего руководства страны, попавшего под репрессии. В Акмолинск привезли Елизавету Тухачевскую – сестру командующего красной армией. Екатерина Калинина – жена главы СССР Михаила Калинина также стала узницей в этом лагере.

Рожденные в Акмолинске

По официальной статистике с открытия и до 53 года в лагере родилось 1507 детей. Выживших малышей держали в бараке при матери до трех лет, а затем развозили по детдомам всей страны.

Несмотря на запрет ссылать в АЛЖИР беременных, это распоряжение постоянно нарушалось. Актриса Плисецкая в мемуарах писала, что в ее бараке долго время жила девушка с грудным ребенком, привозили и беременных.

Строгие наказания

Суровый климат вынуждал искать способы согреться. Женщин выручил камыш, который рос на территории лагеря. Его жгли, устраивали сушилки для одежды. Главное не подпалить вещи, за порчу имущества отправляли в карцер.

Строго наказывали и за утаивание продуктов. Уже к 1939 году в лагере стали выращивать овощи – помидоры, огурцы, лук, высадили груши и яблоки. Однако это не улучшило здоровье заключенных согласно мемуарам Анфисы Кукушкиной. В лагере ужесточился контроль. За крошечную луковицу, найденную в бараке отправляли в карцер на три дня.

Закрытие Акмолинского лагеря

Перемены пришли в лагерь после войны, в 1946 году освободили часть женщин из первых этапов. Правда часть находилась в лагере, просто формально переводилась на Акмолинское ткацкое предприятие.

Только после смерти Сталина лагерь решили закрыть. К концу года из АЛЖИРа вывезли последних узниц и лагерь был окончательно опустел.

Комментарии (7)

Курт.Этот сыр спас жизнь многим заключенным Акмолинского лагеря, где отбывали срок жены изменников Родины. О чем в 1990 году поведала его бывшая узница Гертруда Платайс сотрудникам музея лагеря. Заключенные женщины зимой собирали камыш на берегу озера Жаланаш для постройки бараков и буквально валились с ног. Из зарослей камыша вдруг выскочили старики и дети — местные жители соседнего казахского села Жанашу. Старшие дали команду, и дети стали забрасывать узниц камнями. Конвоиры громко смеялись. И так повторялось несколько дней. Но однажды Гертруда споткнулась, упала лицом на эти самые камни и почувствовала запах молока. Она собрала камешки и отнесла в барак, где жили заключенные, были там и женщины–казашки. Они рассказали, что это курт — соленые и высушенные на солнце плотные комочки творога. Оказалось, чтобы хоть как–то помочь пленным женщинам, местные казахи нашли единственный способ, который не привлекал бы внимания надзирателей. Казахи пережили голодные 1930–е годы и понимали, каково это — голодать, и не могли просто смотреть на мучения женщин. Втайне они прятали в кустах кусочки вареного мяса, лепешки, курт и толокно.

А ведь многие по этим временам тоскуют. Система, ломавшая людей -- Каганович подписал расстрел родному брату, Калинин продолжал лизать задницу тому, кто репрессировал его жену (чтобы вовсе не расстрелял). У Айматова есть киргизская легенда. Собрал Сталин всех самых мудрых аксакалов и спросил: "Что я должен сделать, чобы народ меня стал боготворить?" Те стали отвечать. Ответы сводились к тому, сколько ДОБРА он должен сделать народу. Но Сталин приказал принести ему живую курицу, которую он ЗАЖИВО полностью ощипал. Обречённая на смерть голая курица -- никуда от своего палача -- НЕ УБЕЖАЛА! Она ЖАЛАСЬ К ЕГО САПОГУ! Потому что это был ЕДИНСТВЕННЫЙ ШАНС (ХОТЬ И ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИЙ) --ХОТЬ КАК-ТО СПАСТИСЬ! А уйти от своего палача -- ВЕРНАЯ СМЕРТЬ! "Вот, что надо делать с народом, чтобы он смотрел на тебя как на Бога!" -- сказал Сталин. И оказался ПРАВ! Многие жёны и родственники его ближайшего окружения были репрессированы -- явно в качестве ЗАЛОЖНИКОВ! После войны Калинин ВАЛЯЛСЯ В НОГАХ у Сталина, Умоляя освободить его жену (в честь Победы). Сталин смилостивился. Но скоро Калинин умер. Правда, и самого Упыря Усатого скоро "умерли". Ничего безнаказанного не бывает.

а у Айтматова где именно это написано?ппц как хочется узнать не читаное мною произведение.а и ещё про Лазаря и брата где почитать-то??


Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр освятил Крест 12 великомученицам - узницам печально известного Акмолинского лагеря жен изменников родины (АЛЖИР), сообщает zakon.kz.

На кладбище АЛЖИРа также были совершен молебен и возложены цветы всем памятным знакам, установленным представителям различных конфессий, которые исповедовали узницы лагеря. В мероприятии приняли участие почетные гости из Санкт-Петербурга, представители дипломатического корпуса, общественные и политические деятели.


АЛЖИР – название женского лагеря специального назначения, где содержались женщины, родные и близкие высокопоставленных т.н. врагов народа, осужденных сталинским режимом с 1938 по 1953 год. По разным данным, за период его существования через него прошло более 20 тысяч женщин.

Памятные знаки в виде крестов в память об узницах лагеря были установлены в качестве благотворительной акции меценатом из Санкт-Петербурга Грачьей Погосяном.


В 2017 году Погосян выступил одним из спонсоров доставки на Родину останков солдата из Казахстана Сорокина Н.Ф., обнаруженных поисковиками Эстонии. После торжественного захоронения останков солдата в г. Семей, по возвращении в Астану россияне побывали на мемориальном комплексе АЛЖИР и прониклись глубоким уважением к руководителям страны за сохранение памяти. Грачья Мисакович предложил внести свою лепту в увековечение памяти сотен и тысяч безвинных женщин, чьи судьбы напрямую переплелись с многострадальной землей Казахстана.

Получив разрешение местных властей и благословение Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, памятные знаки были доставлены из Санкт-Петербурга и Еревана и установлены на мемориальном кладбище АЛЖИРа в селе Акмол.


Руководитель Общественного фонда "Военно-патриотический центр "Арлан" Аманжол Уразбаев в числе организаторов акции был награжден митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром медалью "За труды – Енбегі үшін" за вклад в укрепление межконфессионального согласия народа Казахстана.

- Хочу высказать слова огромной признательности всем неравнодушным, как организаторам, так и участникам этой акции, - подчеркнул митрополит. - Это не просто очередное мероприятие, такие события подчеркивают важность сохранения мира и спокойствия на нашей благословенной земле.


От имени женщин и матерей Казахстана присутствующих поблагодарила Мариям-кажи Нуржанова. Она рассказала душевную историю и прочитала стихотворение о камне - Курте, ставшим символом жизни для узников многочисленных лагерей ГУЛАГ на территории Казахстана. О том, как испытавшие голод и лишения 30-х и 40-х годов местные жители - казахи пытались спасти жизни несчастных жертв режима, спасая их от голода и отчаяния.

- В далекие 90-ые в Казахстан прибыла Гертруда Платайс, бывшая заключенная Акмолинского лагеря жен "изменников" родины. Тогда она поведала сотрудникам музея "АЛЖИР", как в первый раз увидела местных казахов и как они отнеслись к заключенным женщинам, - рассказывает Мариям-кажи Нуржанова. - Дело было в буранное зимнее утро. Женщины-узницы под усиленным надсмотром конвоя собирали камыш на берегу озера Жаланаш для постройки бараков. У каждой заключенной была своя норма, и для ее выполнения приходилось работать по 17-20 часов в сутки.

Измученные женщины буквально валились с ног, когда из зарослей камыша выскочили старики и дети - местные жители соседнего казахского села Жанашу. Старшие дали команду, и дети стали забрасывать камнями женщин. Конвоиры начали громко и жестоко смеяться, видите, мол, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле не любят и даже дети.

- Было очень больно и обидно и, в первую очередь, морально, - вспоминает Гертруда Платайс.

Такие "избиения" повторялись в течение нескольких дней. По лицам оскорбленных узниц текли слезы. Они тихо взывали к судьбе и роптали на несправедливость задурманенных и озлобленных сталинской пропагандой казахов.

Но однажды обессилев от летевших в нее камней, Гертруда споткнулась и упала лицом на эти самые камни. Секунду спустя до нее донесся запах творога. Камни, от которых она так старалась укрыться, пахли сыром и молоком. Она подняла один из них с земли и положила в рот – он оказался очень вкусным. Она собрала камешки и отнесла в барак, где находились заключенные, среди которых были и женщины-казашки. Они рассказали, что это курт, соленые и высушенные на солнце плотные комочки творога.

Оказалось, чтобы хоть как-то помочь пленным женщинами, местные казахи нашли единственный способ, который не привлекал внимания надзирателей, ибо был сокрыт под маской жестокого пренебрежения к пленным. Казахи пережили голодные 1930-е годы, но даже страх потерять своих детей не останавливал их. Втайне они прятали в кустах кусочки вареного мяса, лепешки, курт и толокно.

Благодарность на всю жизнь сохранилась в сердцах выживших. "Все лагеря плохие, - рассказывают женщины – но именно в казахстанских выживали многие и, в первую очередь, благодаря казахам. Они на себе испытали голод, холод, лишения".

Стихотворение "Курт – драгоценный камень" было написано по воспоминаниям Гертруды Платайс преподавателем истории Раисой Голубевой.

Курт - драгоценный камень

О, Господи, да это ведь не камень.

От него так пахнет молоком.

И в душе затрепетал надежды пламень,

А в горле встал ком.

Так вот что придумали старики!

Вот за что женщины детьми рисковали!

Они нас от болезни берегли,

Они нас от безверия спасали.

Они поняли, что мы не враги,

А просто несчастные женщины.

И чем смогли - помогли,

Поразив нас своей человечностью.

Я молча поползла по льду,

Собирая драгоценные камни.

Теперь я отвратила от них беду,

Спасая их от охраны.

А ночью в холоднейшем бараке,

На оскверненной палачами земле,

Я, немка, молилась мусульманскому богу,

Да ничего не просила себе.

Я просила старикам здоровья,

Особенно я молилась за детей,

Чтобы они не видели несчастья.

Я прошла все круги ада,

Потеряла веру и друзей,

Что только так и надо воспитывать детей.

Подготовила Торгын Нурсеитова

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!

В Карагандинской области смягчают карантин

Оставшимся без подарков в Новый год психологи советуют помочь тем, кому хуже

Транспортный полицейский спас пассажирку поезда на станции Курорт-Боровое

Читайте также: