Какая страна 1 в мире легально использовала систему электронного голосования на выборах

Обновлено: 07.07.2024

Чеботарев Владимир Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент.

Коновалова Екатерина Игоревна, Читинский институт (филиал) Байкальского государственного университета экономики и права.

Анализируется общее и различное в подходах различных стран и России к внедрению информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс. Отмечаются положительные стороны и недостатки опыта использования в выборах электронных средств голосования.

Ключевые слова: избирательный процесс, интернет-выборы, интернет-голосование, информационно-коммуникационные технологии, электронное государство, электронное правительство, электронный парламент, электронные средства голосования.

Use of electronic means of vote in election campaign: experience of foreign countries and Russia

V.E. Tchebotarev, E.I. Konovalova

The general is analyzed and distinction in approaches of the various countries and Russia to introduction of information and communication technologies in an electoral process. Positive sides and shortcomings of experience of use of elections of electronic means of vote are noted.

Key words: electoral process, Internet elections, Internet vote, information and communication technologies, electronic state, electronic government, electronic parliament, electronic means of vote.

Использование электронных средств голосования при проведении избирательных кампаний - один из основополагающих шагов на пути к электронной России, а следовательно, и к становлению принципиально нового гражданского информационного общества, к чему сегодня так стремится наше государство. Согласимся: формирование электронной России как электронного государства по-новому расставляет акценты в вопросе реализации прав субъектов информационных отношений, и, прежде всего, человека как основного, первичного их участника .

Чеботарева А.А. Актуализация прав и свобод человека в условиях развития электронного государства // Юридический мир. 2011. N 9(177). С. 48.

В последние годы мы наблюдаем активный рост внедрения информационных технологий во многие сферы жизни российских граждан, в том числе и в методику проведения избирательных кампаний. Этот вопрос напрямую связан с проблемой обеспечения равного доступа граждан к информационным технологиям . При использовании таких ресурсов необходимо не только учитывать мировой опыт, но и не забывать о сохранении самобытности России, о менталитете наших граждан. Но как же оптимизировать и подстроить "под нас", как заставить эффективно работать все эти программно-аппаратные комплексы, дабы качественно проводить избирательные кампании, успешное электронное голосование? Данные вопросы будут рассмотрены ниже.

Чеботарева А.А. Электронное государственное управление как новая форма взаимоотношений личности, общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 20.

Можно уверенно заявить, что вопрос целесообразности, обоснованности использования электронных ресурсов государственного управления при проведении избирательных кампаний приобретает все большую актуальность. Ведь если вспомнить традиционную процедуру проведения голосования, процедура, по сути, проста, но она достаточно затратна, а также зачастую является причиной возникновения многочисленных проблем (протесты, обвинения в фальсификации, митинги несогласных с результатами, чем особенно отличились последние выборы в Государственную Думу РФ). Еще традиционная процедура весьма трудоемка. Существует большая вероятность возникновения неточностей, ошибок вследствие человеческого фактора, возникновения так называемой карусели и т.п. На участках часто возникают очереди, членам избирательных комиссий приходится много часов подряд подсчитывать голоса вручную. Кроме этого, затрачиваются немалые средства на подготовку избирательных участков, заработную плату и организацию условий труда членов комиссии, выезд членов избирательных комиссий на дом к избирателям.

Использование в выборах электронных средств голосования в наибольшей степени обеспечивает гарантии достоверности результатов голосования, рост активности избирателей, стимулирование проявления гражданской позиции граждан России. Интернет, безусловно, может послужить новой мощнейшей формой коммуникации, которая так необходима всем участникам избирательного процесса для успешного проведения выборов и избирательных кампаний. Необходимо стремиться, чтобы участие в выборах и референдумах с помощью Интернета и мобильных технологий стали для России обычным делом, тем более что все возможности для этого имеются, поскольку подавляющее большинство граждан являются пользователями сети и мобильной связи.

Таким образом, есть смысл предположить, что рациональное, продуманное внедрение электронного государственного управления поможет не только устранить все недостатки предшествующей системы, но и вывести нашу страну на новый уровень, тем самым приблизив российское общество к грамотному, информационному, гражданскому обществу сильного, развивающегося государства, которое на мировой политической арене будет занимать одно из лидирующих положений.

Проанализируем опыт ряда зарубежных стран в процессе внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий. Многими зарубежными странами накоплен достаточно богатый опыт использования информационных технологий при проведении электронного голосования.

Так, например, Эстония стала первой страной, в которой были проведены полноценные электронные выборы в парламент . Основой новой системы стала так называемая ID-карта (универсальный идентификатор), которая имеется в наличии у 90% эстонцев. Гражданин с ее помощью идентифицирует себя в системе голосования с помощью личного кода, голосует за выбранного кандидата. Массовые фальсификации такая система исключает, так как имеется несколько достаточно надежных уровней безопасности. Также в Эстонии задействована версия для голосования с помощью специально устанавливаемого приложения Mobil-ID для мобильного телефона.

В Швейцарии же первое интернет-голосование было проведено в 2004 г. с применением ID-карточки одноразового использования. Для примера - г. Женева провел уже восемь интернет-голосований, и явка избирателей никогда не была ниже 20% .

В Канаде первые интернет-выборы проводились в 2003 г. при выборе главы "Новой демократической партии". С 2006 г. частная компания CanVote проводит голосование для 12 муниципалитетов в Онтарио с около 100 000 избирателями. Для этого используется система паролей и специальных идентификаторов. Онлайн-выборы CanVote комбинирует с голосованием по телефону.

Но, безусловно, положительный опыт не обходился без недоработок и сбоев в функционировании систем электронного голосования. Назовем некоторые из них.

2000 г., Калифорния, - проблемы с системами электронного голосования во Флориде во время президентских выборов.

2 марта 2004 г., Калифорния, - неправильно настроенный сканер отметок пропустил 6692 пустых бюллетеня во время президентских выборов.

30 октября 2006 г. - в Нидерландах была отозвана лицензия на 1187 устройств из-за того, что они позволяли подслушивать за процессом голосования с расстояния до 40 метров.

Октябрь 2006 г. - на выборах в Майами из-за неправильной калибровки сенсорного экрана три голоса были учтены как голоса за демократов, хотя отображались как голоса за республиканцев. Устройства AccuVote-TSx были изучены группой ученых из университета Принстона. Они показали, что на эти машины может быть установлено мошенническое программное обеспечение менее чем за минуту. Также учеными было обнаружено, что эти устройства могут передавать друг другу компьютерные вирусы во время сеансов связи до или после выборов .

Крупнейший в Европе клуб хакеров, немецкий Computer Chaos Club (CCC), призвал запретить электронные машины для голосования Nedap ES3B и им подобные, после того, как голландская гражданская группа обнаружила их уязвимость. Машины используются для голосования в Нидерландах, Германии, Франции, а также в США под названием LibertyVote от дистрибьютора Liberty Election Systems .

Голландская группа Wij vertrouwen stemcomputers niet ("Мы не доверяем компьютерам для голосования") выпустила доклад о результатах месячного исследования компьютеров, в ходе которого обнаружила несколько "дыр". Например, по радиоизлучению ES3B можно выяснить в реальном времени, какой ответ дал голосующий. По словам члена голландской группы Мориса Весслинга (Maurice Wessling), систему очень легко скомпрометировать: достаточно заменить всего один аппаратный компонент размером с почтовую марку, а визуально это будет невозможно обнаружить.

Компания Nedap не отрицает, что безопасность машины можно нарушить. Однако машина защищена от манипуляций с голосами и представляет собой более надежное средство для голосования, нежели урна с бумажными бюллетенями.

Что же сегодня происходит в России?

Понятие электронного голосования отечественный законодатель определил в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" . Это голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы". В свою очередь, под электронным бюллетенем понимается бюллетень, подготовленный программно-техническими средствами в электронном виде, применяемый при проведении электронного голосования.

Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.2002. N 24. Ст. 2253.

Согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 сентября 2011 г. N 35/313-6 "Об использовании при голосовании на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов для электронного голосования" избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации было поручено организовать подготовку и использование КОИБ и КЭГ на избирательных участках при голосовании на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, а также на иных выборах, голосование на которых состоялось 4 декабря 2011 г. на территории Российской Федерации.

Текст Постановления официально опубликован не был.

Как дела обстоят в регионах? На примере Забайкальского края ситуация следующая. В соответствии с установленными данным Постановлением количественными параметрами 49 избирательных участков Забайкальского края в 2010 г. были оснащены КОИБами, из них: 45 - в г. Чите, 1 - в Петровском Заводе, 1 - в Агинском и 2 - в Краснокаменске.

Что же касается других нововведений, Ростелеком к выборам Президента Российской Федерации, которые прошли 4 марта, оборудовал системами видеонаблюдения около 95% избирательных участков в Забайкальском крае - на 50 из 955 участков веб-камер не было из-за отсутствия устойчивой телефонной связи или электроснабжения.

По всей стране: число веб-камер, установленных на избирательных участках в России, составило 200 тыс., или по две камеры на каждом из около 95 тыс. участков. Также в декабре 2011 г. на выборах в Государственную Думу системами КЭГ (комплекс электронного голосования) были оснащены 320 участков. На президентских выборах в России в марте 2012 г. комплексы электронного голосования применялись на 337 избирательных участках в семи субъектах Федерации (всего 311 КЭГов).

О ситуации в ряде других субъектов РФ. На выборах в Великом Новгороде впервые использовались электронные устройства для голосования в 2006 г. По оценкам, первый опыт использования на выборах комплексов электронной обработки бюллетеней (КОИБ) и комплексов для электронного голосования (КЭГ) дал положительный результат . Электронные устройства КЭГ были установлены на пяти участках, голосовали с помощью компьютеров. Вместо бюллетеня каждый избиратель получил личный штрих-код, который считывал компьютер. После чего на экране избиратель выбирал партию или кандидата. При входе на избирательные участки представители комиссий установили обучающие аппараты. Инструкторы-операторы разъясняли избирателям, как пользоваться электронными устройствами для голосования на примере тренажеров. Граждане, получившие индивидуальный штрих-код, голосовали самостоятельно. Надо отметить, что "тренировки" по использованию КЭГ начались еще за несколько дней до выборов. В результате уже через 15 минут после закрытия избирательных участков оглашались данные по конкретной партии или по конкретным кандидатам в одномандатных округах. Для сравнения: ранее на подсчет голосов уходило до суток. Разница и преимущества очевидны.

Международные наблюдатели рекомендовали в будущем развернуть КЭГ на 180 градусов, чтобы совершенно исключить постороннее вмешательство в процесс голосования. На выборы в Новгород прибыли наблюдатели из Австрии, Германии, Великобритании, Венгрии и Украины. Однако некоторые наблюдатели все же высказали недовольство работой системы. Так, наблюдатель от Ассоциации "ГОЛОС" отметил, что основная проблема заключалась в том, что разработчики не ознакомили общественность с используемым в комплексе программным обеспечением, не дали описаний, как система работает.

Возникали и частные случаи технологических недоработок, что заставило избирателей сомневаться в честности машин (например, на одном из участков наблюдатели Ассоциации "ГОЛОС" заметили, что два КОИБа показывали разные данные о количестве принявших участие в голосовании избирателей). Однако факты подлинной фальсификации доказаны не были.

Таким образом, в ряд первостепенных ставится задача обеспечения безопасности используемых систем, проблема информационной безопасности, при этом задача обеспечения информационной безопасности государства состоит в том, чтобы создать такие условия функционирования информационной инфраструктуры (главным элементом которой является не компьютер, а человек), при которых отдельные граждане, коллективы, органы власти могли бы принимать управленческие решения и добиваться их реализации сообразно целям, направленным на прогрессивное развитие всего общества .

Чеботарева А.А. Научные подходы к определению понятия "информационная безопасность" // Информационное право. 2011. N 1(24). С. 3.

Доказательством эффективности электронного голосования и готовности российских граждан к нему также может послужить эксперимент, проведенный 12 октября 2008 г. в г. Новомосковске (Тульская область) с использованием Глобальной сети . Организаторы ставили своей задачей оценку отношения избирателей к электронному опросу, возможность внедрения в российскую практику интернет-голосования.

Суть эксперимента: избиратель получал компакт-диск для электронного опроса с краткой инструкцией по его применению. Необходимые пояснения можно было получить и у консультантов. Затем он направлялся в компьютерные классы (выборы проводились в зданиях местных школ), где также мог, при желании, получить помощь оператора. Поучаствовать в эксперименте можно было и сидя за домашним компьютером или в любом интернет-кафе: компакт-диск имел защиту от повторного использования и мог быть применен только один раз, что позволяло избежать фальсификации и подлогов. Затем все шло как обычно, только "ручка" - кнопка компьютерной мыши, "лист" бумаги - изображение на мониторе. Важно отметить, что по результатам социологических опросов, проведенных ЦИК до эксперимента, только около 60% респондентов заявляли о том, что поддерживают идею введения формы интернет-голосования. В ходе же социологического опроса, проведенного после голосования 2008 г., их число увеличилось сразу до 71%.

Таким образом, и этот эксперимент доказал, что электронное голосование весьма эффективно, граждане готовы к нему как с точки зрения психологии, так и с точки зрения обеспеченности необходимыми ресурсами. Безусловно, право личности на участие в информационном обществе включает в себя свободный доступ к сетям электронных коммуникаций и услугам, право на неограниченный доступ к электронным коммуникациям и на участие в различных услугах информационного общества .

Чеботарева А.А. Электронное государственное управление как новая форма взаимоотношений личности, общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 20.

Наверняка, прошедшие президентские выборы стали завершением эпохи постсоветских выборов, и к 2014 - 2015 гг. все государственные услуги и процедуры будут переведены в электронный вид. Пока же мы еще отстаем от других стран, где уже в начале "нулевых" активно использовались научные достижения при проведении избирательных кампаний и выборов на различных уровнях власти.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Австрия. Весной 2004г. Федеральное Министерство внутренних дел созвало рабочую группу по проблемам э-голосования с целью изучения и составления отчета о его различных аспектах. Первый, юридически незначимый эксперимент с удаленным голосованием был проведен в мае 2003г. параллельно с традиционным голосованием на выборах в Студенческий Совет в Венском университете экономики и бизнеса (ВУ). Прототип системы э-голосования был создан в ВУ Проф. Проссером и исследовательской группой под его руководством e-Voting.at. За основу была взята система идентификации граждан через электронные id-карты (Bürgerkarte). До дня выборов избирателю необходимо было подать заявку о получении токена, который будет храниться на электронной id-карте. В день выборов избиратель, чтобы подтвердить свое право голоса, предоставляет только лишь токен. В дополнение к этому та же проектная группа провела второй (вновь не являющийся юридически значимым) тест своей системы э-голосования параллельно с традиционным голосованием на президентских выборах 25 апреля 2004г.

Бельгия. В Бельгии из особенностей применяемых технологических решений стоит особо выделить следующие:

− используется моноблок с сенсорным экраном, оптическое перо и считыватель смарт-карт;

− избиратель имеет возможность, либо подтвердить свой первоначальный выбор, либо отменить его и произвести голосование заново;

− когда выбор подтвержден, избиратель получает свою магнитную карту, и после этого никакое изменение сделанного выбора уже невозможно.

Германия. Германия начала экспериментировать с электронным голосованием в1999 г. Экспериментальное э-голосование проводилось в выборах неполитического характера: в университетах (Оснабрюк, Бремерхафен), в местных совещательных органах (молодежные сообщества и советы пожилых граждан), а также в профсоюзах в государственном и частном секторе. Система интернет-голосования, которая использовалась в большинстве тестов в Германии, была разработана Исследовательской группой по интернет-голосованию.

Испания. В Испании первый эксперимент по электронному голосованию проводился в 2004 году в связи с выборами 14 марта, при этом голосование осуществлялось уже после официальных выборов в бумажной форме. Голосование производилось либо с помощью SMS, либо с использованием персонального компьютера с доступом в Интернет (компьютеры имелись, в том числе и на избирательных участках) и устройством, способным считывать информацию со смарт-карты.

Канада. В период 5-10 ноября 2003г. В канадской провинции Онтарио 12 муниципалитетов из графства Прескотт и Рассел и графства Стормонт, Дандас и Гленгарри первыми во всей Северной Америке провели выборы в местные самоуправления и отделы среднего образования используя только электронные средства голосования. Каждый избиратель получил индивидуальный идентификационный номер и пароль, позволяющие ему проголосовать через Интернет либо телефон с тональным набором. Внедрение системы э-голосования позволило увеличить явку избирателей до 55% в сравнении с обычным показателем 25-30% на местных выборах. После этих выборов в Онтарио был создан Секретариат по делам обновления демократии (Secretariat for Democratic Renewal), задачей которого стало выработать предложения по реформе избирательного процесса в Онтарио.

Нидерланды. В большинстве общин Нидерландов голосование проводится на избирательных участках в электронной форме. Во время выборов в Европейский Парламент в 2004г. граждане, находящиеся за пределами государства в день выборов и подавшие заявку о дистанционном э-голосовании, могли отдать свой голос через Интернет или телефон. В ходе многолетнегообщенационального обсуждения политические партии, муниципалитеты и Центральная Избирательная комиссия Голландии в итоге посчитали использование электронного голосования в ходе выборов целесообразным, в свете соотношения прилагаемых средств и предполагаемого позитивного результата. Поэтому Избирательный Совет, во взаимодействии с Ассоциацией голландских муниципалитетов, организовали разработку программного обеспечения (OSV) для проведения выборов и голосования. Впервые OSV было использовано на выборах в Европейский парламент 4 июня 2009 года.

Норвегия. В Норвегии первые эксперименты, связанные с внедрением электронного голосованиябыли проведены на муниципальных выборах в нескольких районах 15 сентября, 26 и 27 октября 2003 года. Была использована идентификация с помощью смарт-карты. Далее проводилась двухступенчатая система голосования: сначала голосование за список кандидатов, а затем, в рамках этого списка, уже за конкретных кандидатов.

США. Для повышения уровня доверия избирателей к электронному голосованию в ряде штатов были приняты решения о замене сенсорных машин для голосования на сканирующие электронные средства для голосования (таким образом, избирателям предоставляется возможность удостовериться в своем электронном выборе при помощи бумажного носителя). В 41 штате применяются оптические комплексы для электронного голосования, наряду с сенсорными, включая 17 штатов, где они используются на всех без исключения избирательных участках. Голосование посредством использования сети Интернет применяется только в графстве Окалооза (остров Окалооза), штат Флорида. Широкая дискуссия насчет выполнимости э-голосования развернулась после эксперимента SERVE, который был разработан для участия экспатриантов в голосовании на президентских выборах США в ноябре 2004г. Проект был приостановлен весной 2004г. на основании заключения 4 членов группы оценки, поддерживаемой Департаментом Обороны. Эти эксперты призывали к немедленному свертыванию программы SERVE, так как считали Интернет и персональные компьютеры недостаточны безопасным медиумом для голосования.

Франция. Во Франции интернет-голосование применяется исключительно для граждан, находящихся за границей с 2003 года, а само электронное голосование ориентировано исключительно на машины для голосования на избирательных участках. В 2007 году во Франции впервые были использованы электронные машины для голосования с сенсорным экраном и функцией подтверждения выбора на президентских выборах

(на парламентских выборах впервые они использовались в июне 2006 года). Эти выборы оппозицией впоследствии были охарактеризованы негативно, хотя официально они и считалась законными и легитимными.

Швейцария. Используется полностью автоматизированная система, направляющая избирателя на специализированный сайт. Перед референдумом каждый избиратель может, предъявив паспорт, взять в ближайшем почтовом отделении карточку для электронного голосования, содержащую уникальный номер, который может совпасть один раз на 5 миллиардов избирателей, и секретный код, скрытый под непрозрачным защитным слоем. На сайте электронного голосования необходимо ввести номер карточки. Только теперь избиратель допускается на сервер, где проводится само голосование: поставить галочки напротив нужных вариантов референдума, ввести секретный PIN-код и данные своего паспорта и получить электронное подтверждение голоса, которое в дальнейшем может быть проверено в администрации кантона.

Эстония. В Эстонии нам интересен в первую очередь именно опыт интернет-голосования. Здесь для увеличения активности избирателей вообще и повышения интереса среди молодых избирателей в частности, а также в целях глобальной модернизации процедуры голосования была реализована система цифровой подписи и достаточно эффективная и быстрая система проверки ее подлинности. В основе системы интернет-голосования в Эстонии лежит использование персонального документа, удостоверяющего личность (идентификационной карточки), который принимается для удостоверения личности в сети Интернет и совершения электронной цифровой подписи. В целях предотвращения покупки и продажи голосов, а также иного влияния на волеизъявление избирателей, допускалось проголосовать с использованием электронной формы несколько раз, но последний голос считался окончательным. И только он и учитывался.

Королевства), учреждения образования (K.U.Leuven Research & Development из Бельгии, Технический университет Эйндховена в Нидерландах) и потенциальные пользователи (Вольный ганзейский город Бремен в Германии, г. Исси-ле-Мулино во Франции, район Стокгольма Чиста в Швеции). Первый эксперимент с новой системой состоялся 11 декабря 2002г. во французском городе Исси-ле-Мулино. Второй эксперимент был проведен 13-15 января 2003г. в Бременском университете в Германии. Опция электронного голосования была доступна в ходе выборов трех представительных органов университета: совета университета, совета департаментов университета и студенческого совета. Последнее испытание было проведено в районе Стокгольма Чисте при участии пожилых избирателей. Привлечь избирателей старше 55 лет к пользованию системой э-голосования потребовало много усилий. Проект КиберГолос завершился в июле 2003г.

Россия. Впервые автоматизированный подсчет голосов бы использован на выборах Президента РФ 16 июня 1996 года. На нескольких экспериментальных участках были установлены сканеры избирательных бюллетеней (СИБ). Затем в 2001 году СИБ доработали, и под названием КОИБ (комплекс обработки избирательных бюллетеней) они впервые массово участвовали в выборах Депутатов Государственной Думы в 2003 году. В дальнейшем это направление развивалось, были разработаны комплексы ≪чисто≫ электронного голосования, которые первый раз использовалисьна региональных выборах в Великом Новгороде, проходивших 8 октября 2006 г.

Информационные войны

Информационная война – действия, предназначенные для достижения информационного превосходства, поддержки национальной военной стратегии, посредством воздействия на информацию и информационные системы противника при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственной информации.

Особенности: объектом воздействия являются все виды информации и информационных систем; информация может выступать и как оружие, и как объект защиты; территория и производство ведения войны осуществляется на неограниченном пространстве; информационная война ведется как при объявлении войны, так и просто в кризисных ситуациях; ведется как военными, так и гражданскими структурами.

Концепция информационной войны: силовой технический метод – подавление элементов инфраструктуры государственного управления; радиоэлектронная борьба – электромагнитное воздействие; хакерная война; формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям; получение интернациональной информации путем перехвата и обработки открытой информации.

1) информация в Internet подлежит защите с помощью криптозащиты, т. е. цифрование;

2) меры административного и технического характера: установление блокиратора; контроль доступа; проверка поставщика программы. Информационное оружие – средство уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывание из них необходимой информации после преодоления систем защиты.

Отличительные черты информационного оружия: скрытность; масштабность; универсальность.

Виды: обычное; высокоинтеллектуальное (самонаводящее); радиочастотные, маскирующие помехи; сильное излучение; воздействие систем связи на ЭВМ; средства генерации естественной речи конкретного человека.

Важным свойством информационного оружия является его поражающее свойство. Это поражающее свойство информационного оружия направлено на человека. Особо опасным является воздействие, которое осуществляется на мозг человека, при этом происходит трансформирование матрицы (памяти) – искусственная амнезия.

Защита от подобного вторжения в психическую деятельность человека осуществляется следующими способами:

– создание общественной защиты.

Используя результаты исследования в области информационной безопасности, законодатель и исследователи отрасли информационного права приобретают дополнительные возможности совершенствования средств и механизмов правовой защиты информационной безопасности в информационной сфере. Таким образом, существенно повышаются качество и эффективность правового регулирования отношений в информационной сфере.

Основные направления защиты информационной сферы:

1) защита интересов личности, общества, государства от воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации;

2) защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от неправомерного воздействия посторонних лиц;

3) защита информационных прав и свобод. Правовые механизмы защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства должны разрабатываться в каждой из областей информационной сферы.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

К настоящему времени в мире накоплен достаточный опыт проведения электронного голосования. Так в Норвегии, Швейцарии, Эстонии в разных формах применяются Интернет-технологии, а в Австрии, Бразилии и ряде других стран проводится голосование с использование электронных комплексов. Стоит более подробно рассмотреть зарубежную практику использования дистанционного электронного голосования во время выборов.

Второй страной, которую стоит отметить, является Эстония, где дистанционное электронное голосование впервые было применено в 2007 году. В целях решения проблемы увеличения активности избирателей (особенно молодых избирателей) и необходимости глобальной модернизации процедуры голосования была реализована система интернет-голосования, основанная на цифровой подписи и достаточно эффективной и быстрой системы проверки ее подлинности. В основе этой системы в Эстонии лежит использование идентификационной карты (персонального документа, удостоверяющего личность), которая применяется для удостоверения личности в сети Интернет и предполагает использование электронной цифровой подписи. Поэтому для волеизъявления в Эстонии гражданину требуется кроме выхода в Интернет еще и устройство для считывания данных с идентификационной карты. Так же была предусмотрена возможность предотвращения спекуляций по влиянию на волеизъявление избирателей (продажа голосов), а именно допущение повторного голосования с использованием электронной формы, но учет при подсчете голосов только окончательного решения избирателя.

Похожий принцип голосования, только с помощью смарт-карты, использовалось на муниципальных выборах 15 сентября, 26 и 27 октября 2003 года в нескольких районах Норвегии. Идентификация избирателя проводится при помощи смарт-карты. Так же стоит отметить и одну особенность голосования в Норвегии – это двухступенчатая система голосования, в которой происходит сначала голосование за список кандидатов, а затем за конкретных кандидатов в рамках этого списка.

В Австрии вопрос электронного голосования рассматривается с 2004 г. и предполагает только упрощение процедуры идентификации избирателя в пунктах голосования, принцип которой основывается на идентификации граждан через электронные id-карты (Bürgerkarte). В день выборов избиратель для подтверждения своего право голоса предоставляет только токен, для получения которого необходимо заранее подать заявку о получении токена, который будет храниться на электронной id-карте.

Решение о проведении электронного голосования принимается ЦИК РФ или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Стоит отметить, что общее число избирательных участков на конкретной территории, на которых возможно проведение электронного голосования, не должно превышать одного процента от общего числа образованных избирательных участков. Положительным аспектом использования автоматизированных систем во время выборов можно назвать обеспечение быстрого и точного подсчета голосов и отсутствие проблемы доставки бюллетеней и протоколов из отдаленных и труднодоступных регионов. При проведении голосования используются комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и КЭГ. Но пока на большинстве участков подсчет голосов ведется вручную.

Как отмечали в избирательной комиссии Нижегородской области, в которой в единый день голосования 2016 года ГЭК применялись впервые в регионе: голосование с помощью комплексов электронного голосования гораздо быстрее, чем с помощью бюллетеней; процедура голосования достаточно проста и удобна в использовании. Только у некоторых граждан заняла длительное время (пожилые граждане); использование КЭГ исключает значительное бумажное сопровождение самой процедуры голосования [1].

Возможность голосовать дистанционно в Российской Федерации в настоящее время законодательством не предусмотрено. ЦИК РФ с 2008 г. разрабатывает возможность проведения дистанционного голосования – через интернет или посредством смс. Согласно экспертам данный способ голосования может позволить значительно сократить затраты на организацию выборов в дальних и труднодоступных регионах. Стоит учитывать, что по статистическим данным, доля избирателей, проживающих там, составляет около 1% (примерно 11 тыс. избирателей). При этом на организацию выборов тратится до 10% от общих расходов [7, 349].

Однако все это еще находится в разработке и во время последнего единого дня голосования в 2016 году избиратели, которые находились за пределами своих участков в день выборов, могли проголосовать только по открепительным удостоверениям.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что нормативно-правовая база дистанционного электронного голосования в России находится в стадии формирования. На данном этапе электронное голосование сводится лишь к автоматизации на избирательном участке процедуры подачи голосов и обработки электронных бюллетеней избирателей.

Если суммировать все проблемы, возникающие при организации процедуры электронного дистанционного голосования в России и в зарубежных странах, то стоит отметить, что основными являются сложность организации технической безопасности процесса, огромные затраты на оснащение избирательных пунктов требуемыми техническими устройствами, невозможность полностью перейти на электронное голосование, неготовность общества к полномасштабному введению электронного голосования, даже стационарному.

Исходя из этого, реальными перспективами дистанционного электронного голосования в мире можно назвать:

- внедрение во всех районах стран;

- снижение расходов по организации и проведению избирательных кампаний в связи с внедрением систем электронного голосования на избирательных участках;

- постепенная автоматизация процессов и уменьшение задействованных в обработке результатов выборов сотрудников.

Ни в одной стране электронное голосование не было единственным способом волеизъявления, а внедрялась такая практика голосования, в которой у избирателей появлялся выбор: проголосовать на избирательном участке или дистанционно. С этого времени расширение возможностей для дистанционного голосования существенно не повлияло на количество избирателей, принявших участие в голосовании. Дистанционное электронное голосование становится скорее удобным способом волеизъявления, чем способом увеличения политической активности населения.

Список литературы

2. Громыко С.В., Курячая М.М. Основные направления развития системы избирательного законодательства, или возможен ли в России Избирательный кодекс? // Юридический мир. 2015. № 8. С. 41-44.

3. Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 41-44.

4. Курячая М.М. Электронное правосудие как необходимый элемент электронной демократии в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 7. С. 52-54.

5. Курячая М.М. Опрос граждан как форма участия населения в решении вопросов государственного управления в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № l. С. 39-46.

6. Курячая М.М. Опрос населения: понятие и основы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 31-33.

7. Цаплин А. Ю. Перспективы дистанционного электронного голосования в России // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Социология. Политология. 2016. №3 С.345-350.

В предверии предстоящего голосования в нашей стране, процедура которого нам всем уже хорошо знакома, решил собрать интересные факты о выборах в разных странах.

Как голосуют во всем мире и как наказывают тех, кто этого не сделал

Голосуй, а то накажут

Голосуй, а то накажут

Во многих странах мира участие в голосовании является не только правом, но и обязанностью (за неисполнение которой грозят различные санкции).

Свобода выбора, которой нет

Свобода выбора, которой нет

Каждые 5 лет, в Северной Корее проходят выборы. На каждом избирательном бюллетене появляется только один кандидат. Выборы якобы проводится тайным голосованием , и избиратель может вычеркнуть имя кандидата голосовать против него / нее, но должен сделать это путем вычеркивания имени без секретности. Голосование является обязательным и явка обычно около 100%.

Народная законодательная инициатива

Народная законодательная инициатива

В Швейцарии она дает гражданам возможность предлагать изменения текста федеральной конституции, либо же выносить на суд народа новые законопроекты и/или поправки к уже действующим законодательным актам. Для этого в течение 18 месяцев необходимо собрать 100 тыс. подписей, нотариально заверить и передать в Федеральную канцелярию в Берне.

На выборы - как на праздник

На выборы - как на праздник

Всенародное голосование в России на этот раз пройдет в среду 1 июля, и назначено выходным днем. За работу в день голосования по поправкам в Конституцию сотрудники получат повышенную зарплату, на него распространяются те же правила Трудового кодекса, что и на праздничные дни.
В большинстве стран выборы проходят по воскресеньям. Однако интересно, что англоязычные страны являются исключением из этого правила: в США выборы проводятся во вторник, в Канаде – в понедельник, в Британии – в четверг, а австралийцы и новозеландцы ходят голосовать в субботу. Индия не самая большая страна в мире, но выборы здесь могут проходить несколько недель. Здесь проживает более 800 млн избирателей.

Интернет-голосование

Интернет-голосование

В данный момент единственная страна, которая внедрила эту технологию на общенациональном уровне - Эстония. Гражданин эстонии может проголосовать с любого компьютера. Для этого ему необходимо удостоверение личности с чипом (такое есть почти у всех граждан страны) или виртуальное цифровое удостоверение личности Mobiil-ID. Также на компьютер нужно скачать софт для голосования с официального правительственного сайта.
Помимо Эстонии, с интернет-голосованием ограниченно экспериментируют Индия и Канада. В США через интернет могут проголосовать военнослужащие, находящиеся за пределами страны.

18 мне уже!

18 мне уже!

В большинстве стран мира приобретение активного избирательного права связывается с достижением человеком определённого возраста, часто (но не всегда) приравниваемого к возрасту гражданского совершеннолетия. Например, в Японии лицо получает право голосовать по достижении возраста 20 лет, в России, США, Великобритании, Германии, Швейцарии — 18 лет, в Бразилии, Иране, Никарагуа, Австрии и на Кубе — 16 лет.

А вы собираетесь принять участие в голосовании 1 июля?


Как голосуют во всем мире и как наказывают тех, кто этого не сделал

Почти везде бесправие. В СССР на пунктах голосования привлекали выходным днем (это был реальный выходной или 2-ая оплата) и дешевым пивом, вином с беляшами, пирожками. А сейчас что?! Фуфло, как и сама страна, простите - государство. И это мое право, ходить или не ходить на голосование и/или выборы. Это право а не повинность или обязанность.
Вот когда государство станет правовым во всех смыслах и будет бороться за посещения пунктов голосования (хоть как-то в пользу приходящего), вот тогда посмотрим. А сейчас это филькина грамота а не голосование. Я не признаю это государство.

Голосуют только стадо наивных баранов, которое год за годом верит, что благодаря их голосу что-то изменится. Года идут, а ничего не меняется. но наивное стадо все равно продолжает верить в счастливое будущее))

Народ, я не против внесения изменений в конституцию.
Я против "пакетного голосования".
Некоторые пункты я принимаю, некоторые нет.
Так почему я должен из-за этого одобрять или не одобрять весь "пакет"?
Почему я не могу "проставить" за каждое изменение свое согласие или отрицание?
Пакетное голосование - Это не правильно!


Alexander гуру --> 2 года назад

Лично я туда не пойду. "За" или "Против" всё это чушь, результат уже известен. А вот показать путину, что я не признаю его поганое обнуление, можно только не прийти на это ублюдское голосование.

Я видел и лично наблюдал, как голоса против путина просто выкидывались, доставались новые билютени и ставили галочки за путина. Не надо ля-ля, всё бесполезно. По х..й, не по х. й - результат никак не меняется. А протухшего путина пора давно на помойку выкинуть.

За демократию тот, кто написал комментарий, на который я ответил.
Референдум 1 июля.
В России.
Ещё вопросы есть?


Мегапихель гуру --> greydemon13 2 года назад

"лично наблюдал, как голоса против путина просто выкидывались, доставались новые билютени"

--- а я разве спорю что это не так? Однако если будет большая явка, зае**уться писать новые бюллетени) Пусть хотя бы пое*уться

Как голосуют во всем мире и как наказывают тех, кто этого не сделал

Как голосуют во всем мире и как наказывают тех, кто этого не сделал

Введите в выборный белютень, один незначительный пунк.
Все кондидаты, не заслувивают доверия, и должны быть подвергнуты уголовному расследыванию.
И поверте явка будет 100%


Outcast гуру --> 2 года назад

В якобы демократической конституции РФ 1993 года написанной при помощи usaid. 1. Президент по сути является верховным диктатором имеющем неограниченную власть 2. Парламент ничего не решает. 3. Парламент может быть распущен в любой момент по прихоти президента. 4. У народа и граждан нет никаких чётко прописанных прав имеющих юридические последствия. 5. Суды зависимы от президента так как президент назначает всех судей до единого. 6. Прокуратура зависима от президента так как президент назначает генерального прокурора который назначает нижестоящих прокуроров. 7. Президент имеет право издавать указы имеющие по сути силу закона. 8. В конституции нет понятия политической партии, 9. В конституции не прописаны выборы и референдум. 10. Конституция может быть изменена в любой момент 2/3 голосов парламента. Причём изменена вплоть до введения в стране монархии. В поправках 1. В совет федерации добавляются 30 человека назначаемых лично президентом 7 из которых назначаются пожизненно. 2. бывший президент получает право на пожизненное сенаторское кресло. 3. госдума может выразить недоверие правительству но президент в праве её за это распустить.


Chuchelo Patamkovoe гуру --> Outcast 2 года назад


Outcast гуру --> Chuchelo Patamkovoe 2 года назад

Фёдоров всех убеждает что Путин освободитель от иностранной оккупации. В то время как именно Путин распродаёт и раздаёт все по иностранным оффшорам.

Как голосуют во всем мире и как наказывают тех, кто этого не сделал

Как голосуют во всем мире и как наказывают тех, кто этого не сделал

Твен умер 110 лет назад, он не знал, что такое мобильный телефон и интернет, кроме того, его произведения на полном серьёзе считаются на его родине расистскими. Вы всё ещё уверены, что Вы хотите пользоваться выдуманными цитатами?


Outcast гуру --> Gnobila 2 года назад

Банду Путина под суд!
Нет поправкам конституции!
Путин сам давал присягу на конституции. А теперь ей подтёрся. Предатель, бандит и преступник!


Andy Birkin гуру --> 2 года назад

Читайте также: