Генотип целостная система так как составляющие его гены наследуются независимо

Обновлено: 02.07.2024

Название работы: Генотип как целостная система. Цитоплазматическая наследственность

Предметная область: Биология и генетика

Описание: Генотип представляет собой совокупность всех генов локализованных в хромосомах данного организма. Примером взаимодействия аллельных генов может служить явление доминирования. В то же время большинство признаков организмов представляют собой результат совместного действия многих генов.

Дата добавления: 2015-09-13

Размер файла: 84.61 KB

Работу скачали: 4 чел.

Генотип как целостная система. Цитоплазматическая наследственность.

Генотип представляет собой совокупность всех генов, локализованных в хромосомах данного организма. Генотип – это целостная система, элементы которой (гены) постоянно взаимодействуют. В результате такого взаимодействия у организмов формируются те или иные признаки.

Примером взаимодействия аллельных генов может служить явление доминирования. Однако активно взаимодействовать между собой могут и гены, расположенные в разных локусах (участках) гомологичных хромосом, и гены, находящиеся в негомологичных хромосомах, т. е. неаллельные гены. Один ген может контролировать развитие одного или нескольких различных признаков. В то же время большинство признаков организмов представляют собой результат совместного действия многих генов.

Взаимодействие генов изучено у многих видов живых организмов. Явление взаимодействия обусловливает отклонения от закономерностей, установленных Г. Менделем для гибридного скрещивания. Основные типы взаимодействия неаллельных генов – комплементарное взаимодействие, эпистаз и полимерия.

Красная окраска цветков душистого горошка возникает только в том случае, когда имеется хотя бы один доминантный аллель в каждой из двух разных пар неаллельных генов (возможные генотипы: AABB, AaBb, AABb, AaBb). В остальных случаях цветок будет иметь белую окраску (возможные генотипы: AAbb, Aabb, aaBb, aaBB, aabb). При скрещивании разных сортов душистого горошка с белыми цветками можно получить потомство только с красными цветками:


Все потомки гибридов первого поколения гетерозиготны, они имеют по одному доминантному аллелю A и B. Присутствие этих аллелей обусловливает формирование нового признака у гибридов – красной окраски цветков.

Эпистаз. Значительные отклонения от численных соотношений фенотипов могут возникать в тех случаях, когда две или более пар генов действуют на развитие одного и того же признака. В этом случае проявляется взаимодействие генов, называемое эпистазом. Это такое взаимодействие неаллельных генов, при котором вплели одного гена подавляют проявление аллелей других генов. В определенном смысле эпистаз противоположен комплементарному взаимодействию. Например, окраска шерсти у кроликов определяется двумя парами генов, локализованных в разных парах гомологичных хромосом.

Полимерия . Различные неаллельные гены могут оказывать действие на один и тот же признак, усиливая его проявление. Такие гены получили название полимерных.

Полимерия наблюдается в том случае, когда проявление признака зависит от количества доминантных аллелей, вносящих вклад в его развитие. Многие из самых заметных признаков организмов (например, масса и размеры тела, плодовитость) представляют собой результат совместного действия комплекса генов.

Факты, свидетельствующие о взаимодействии генов, доказывают, что генотип обладает целостностью и не может рассматриваться как сумма отдельных генов. Вместе с этим факт расщепления в потомстве гибридов позволяет утверждать, что генотип, представляя собой систему, слагается из отдельных элементов – генов.

Цитоплазматическая наследственность — наследственность, осуществляемая с помощью молекул ДНК, находящихся в пластидах и митохондриях. В этом случае признаки не наследуются по законам Менделя, так как указанные молекулы ДНК находятся вне хромосом. Признаки, наследующиеся цитоплазматически, передаются только через яйцеклетку, содержащую зачатки пластид и митохондрий, например пестролистность растения львиный зев передается по материнской линии, так как яйцеклетка содержит хлоропласты в виде пропластид, спермий же пластид не содержит. Пластиды размножаются делением, но поскольку не все они содержат хлорофилл (в силу мутаций), растение получается пестролистным. У человека также встречается цитоплазматическое наследование признаков, например одна из форм несращения остистых отростков позвонков.

1. Постановка целей (в ходе поисковой беседы отвечая на предложенные вопросы, формулируем цели урока)

Мы знаем с вами, что такое ген?
Какова роль гена?
Как происходит реализация наследственной информации?

Следовательно, какова основная цель урока?

1. Повторить и обобщить учебный материал о строении гена и механизме реализации наследственной информации.

Гены могут взаимодействовать при формировании признака?

Работа генов регулируется или их работа происходит хаотично?

2. Совершенствовать и расширить понятия о взаимодействии и регуляции работы генов при формировании признака

3. Продолжить формировать и совершенствовать навыки учебной деятельности (классификация, обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей).

2. Введение в тему урока (слайд № 3)

( С 3 слайда по гиперссылкам переходим на 4 слайд, и обратно, затем на 5 слайд и обратно, на 6 слайд с которого без гиперссылок на 7 слайд) .

Беседа по рассмотренным вопросам:

1. Какова первичная функция гена? (хранение наследственной информации)

2. Значения транскрипции (передача наследственной информации) процессинга (подготовка РНК к трансляции)

3. Постановка проблемы урока (слайд 7)

Обратимся к теме урока: Генотип – целостная система можем мы сейчас ответить обоснованно на этот вопрос. Пока сложно.

Таким образом, основную проблему урока озвучим так: Генотип – это сумма независимых генов организма или …?

4. Основная часть урока

1. Реализацию этой проблемы будем осуществлять поэтапно и сначала вспомним с вами механизм реализации наследственной информации (слайд 8)

Как работают гены? Согласованно и взаимодействуют при формировании признака.

2. Генотип это множество генов. Все ли гены работают одновременно?

  • Все ли клетки организма нуждаются в энергии?
  • В каких тканях образуются белки, обеспечивающие движение организма?
  • В каких клетках кожи образуется пигмент?
  • Есть универсальные гены, работающие во всех клетках
  • Гены, характерные для определенных тканей
  • Гены, характерные для определенного типа клеток тканей.
  • Специфичность клеток организма определяется деятельностью определенных генов.

Как вы думаете, почему в разных клетках работают разное число и разные группы генов? Чем это определяется?

Наличием программы работы в каждой клетке, взаимодействием генов, включением и выключением разных генов.

3. Чтобы подробно рассмотреть, как происходит включение и выключение генов, рассмотрим взаимодействие генов при определении пола у нематоды (слайды 12).

  • Включение и выключение генов происходит согласно программе развития, которая реализуется под воздействием внутренних и внешних факторов среды, возраста, пола и т.д.
  • Происходит параллельное и последовательное действие генов, определяющих пол организма

4. Чтобы определить, как взаимодействуют гены при протекании биохимических реакций в клетке, вспомним механизм регуляции лактозного оперона молочнокислых бактерий (слайд 14).

Работа с моделью лактозного оперона:

  1. Уменьшите (отметьте, что происходит);
  2. Увеличите (обметьте, что происходит ) .
  1. Как меняется работа лактозного оперона?
  2. Постоянно ли работают гены?

Работа лактозного оперона в основном зависит от наличия в среде лактозы. Гены работают не постоянно

Какие примеры взаимодействия генов можно выделить на примере работы лактозного оперона бактерий?

  • Процесс расщепления лактозы происходит в ходе взаимодействия генов, входящих в оперон и гена регулятора.
  • Последовательное действие генов
    1. Последовательное действие генов. Как действуют гены при формировании данного признака? (слайды 18, 19, 20)
    • Два гена кодируют ферменты, используемые в цепи реакций последовательно.
    • Какое – то вещество (пропигмент), служит продуктом для работы второго гена, который вырабатывает фермент, превращающий пропигмент в пигмент.
    • При нарушении структуры любого из них признак не формируется.
      1. Гены ингибиторы или эпистатические (слайды 21, 22, 23).

      Биохимическими методами установлено, что у мыши, имеющей белую окраску, имеются и ферменты и белки, определяющие формирование пигмента, а фенотип мыши белый. Почему? Как вы можете объяснить наследование данного признака?

      Это результат работы генов – активаторов. (слайд 24)

      ( С 25 слайда по управляющей кнопке переходим на 8 слайд, а с 8 слайда по гиперссылке “Один ген – много признаков”, на 26 слайд) .

      На 26 слайде рассматриваем множественное действие гена серповидноклеточной анемии.

      Вывод: Один ген оказывает влияние на проявление в фенотипе многих признаков.

      (С 26 слайда по управляющей кнопке переходим на 8 слайд продим закрепление изученного материала)

      5. Закрепление. Общие выводы (слайд 8)

      • Два гена кодируют ферменты, используемые в цепи реакций последовательно (лактозный оперон, определение пола)
      • Многие признаки формируются при взаимодействии нескольких молекул белков. Это механизм одновременного или параллельного взаимодействия. (определение пола)
      • Ген репрессор производит белок – репрессор, который блокируется геном активатором, или каким либо другим веществом, а ген определяющий признак обеспечивает синтез белка. (признак окраски мышей)

      (с 8 слайда по гиперссылке (управляющая кнопка) переходим на 27 слайд Проблема урока).

      Проблема урока: генотип сумма генов? Нет, совокупность! Работа генов происходит случайно? По определенной программе взаимодействия генов в клетке и организме. Что влияет на работу генотипа? Среда! (слайд 28)

      Генотип – это совокупность генов организма, работающих по определенной программе под влиянием факторов среды

      1. На каком уровне находятся ваши знания после урока?
      2. Оценка вашей деятельности на уроке.

      7 Домашнее задание (слайд 29)

      Приложения: Приложение № 1 презентация урока, приложение № 2 публикация, приложение № 3 модель работы лактозного оперона.

      Наследственность – фундаментальное
      свойство клеток или организмов в процессе
      самовоспроизведения передавать новому
      поколению способность к определенному
      обмену веществ и к онтогенезу, что
      обеспечивает формирование признаков и
      свойств этого типа клеток и организмов.
      Наследственность – материальная и
      функциональная преемственность между
      поколениями.

      До Г. Менделя, согласно теории эволюции
      Ч.Дарвина и А.Уоллеса, считалось, что при
      скрещивании потомство наследует
      промежуточные признаки родительских
      организмов, происходит их смешивание.
      Чарлз Дарвин
      (1809 — 1882)
      Г. Мендель предположил, что изменчивость
      обусловлена дискретными наследственными
      единицами, наследственными факторами.
      Эти факторы не смешиваются и потомство
      наследует один фактор от одного, и второй
      фактор от второго родителя в неизменном виде.
      Это представление не соответствовало учению
      эволюционистов о причинах изменчивости и не
      нашло понимания среди ученых.
      Грегор Мендель
      (1822 — 1884)

      Г. Мендель поставил перед собой цель выяснить
      закономерности наследования отдельных признаков гороха. Эту
      работу исследователь вел в течение 8 лет, начал в 1856 году, а в
      1865 опубликовал результаты своей работы, изучив за это время
      более 10 000 растений гороха. В своих работах он использовал
      гибридологический метод. Суть этого метода состоит в
      скрещивании (т. е. гибридизации) организмов, отличных по
      каким-либо признакам и в последующем анализе характера
      проявления этих признаков у потомства.

      5. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основатель генетики Грегор Иоганн Мендель (1865г.)

      6. Опыты Г. Менделя с горохом

      7. Законы Г. Менделя:

      8. Две гипотезы Г. Менделя:

      • Факториальная гипотеза – связующим звеном
      между поколениями являются половые
      клетки и они ответственны за передачу
      наследственных факторов (задатков).
      • Гипотеза чистоты гамет – каждый организм по
      каждому признаку несет два наследственных
      фактора (задатка ), один получен от матери,
      другой от отца. В гамету же попадает только
      один из них.

      = Закон полного доминирования – тип взаимодействия
      аллельных генов, при котором один ген (доминантный)
      полностью подавляет другой (рецессивный)
      Цитологическое обоснование (сделано позже)
      • Аллельные гены (аллели) – гены, расположенные в идентичных локусах
      (участках) гомологичных хромосом, отвечающие за развитие вариантов
      одного признака. А – доминантный, а – рецессивный.
      • Гомозиготный организм (АА, аа) – организм, который содержит два
      одинаковых аллельных гена и дает один сорт гамет. Соответственно А
      либо а.
      • Гетерозиготный организм – организм, который содержит доминантный и
      рецессивный аллель и дает два сорта гамет А, а.

      10. Взаимодействие аллельных генов


      Полное доминирование
      Неполное доминирование
      Кодоминирование
      Множественный аллелизм
      Сверхдоминирование
      Межаллельная
      комплементация
      • Аллельное исключение

      11. Неполное доминирование -

      Неполное доминирование • Тип взаимодействия
      аллельных генов, при
      котором доминантный
      ген не полностью
      подавляет действие
      рецессивного, что
      приводит к появлению
      промежуточного
      признака.
      красные
      белые
      розовые

      12. Кодоминирование -

      Кодоминирование • Тип взаимодействия аллельных генов, при котором
      оба гена проявляются в фенотипе. Пример:
      четвертая группа крови по системе АВО.
      Группа
      крови
      Агглютиногены
      эритроцитов
      O(I)

      А (II)
      А
      В (III)
      В
      AB(IV)
      АиВ

      13. Множественный аллелизм -

      Множественный аллелизм • тип взаимодействия аллельных генов, при котором
      существует не два аллельных гена, а три, четыре и
      больше. Величина, характерная для популяций. Но
      у каждой особи аллельных генов не более двух.
      Пример: группы крови по системе АВО.
      Группа
      крови
      Агглютиногены
      эритроцитов
      Генотипы
      Аллели
      O(I)

      I0I0
      I0
      А (II)
      А
      IАI0 , IАIА

      В (III)
      В
      IВI0, IВIВ

      AB(IV)
      АиВ
      IВIА
      IА ,IВ

      14. Сверхдоминирование -

      Сверхдоминирование • Тип взаимодействия аллельных генов, при
      котором доминантный ген в
      гетерозиготном состоянии проявляется
      ярче, чем в гомозиготном. Пример:
      плодовитость дрозофилл.

      15. Межаллельная комплементация -

      16. Аллельное исключение -

      Аллельное исключение • Тип взаимодействия, при
      котором в диплоидной
      клетке экспрессируется лишь
      один аллель гена, в то время
      как экспрессия другого
      аллеля подавлена. Пример:
      аллели одной Х-хромосомы
      в клетках женского
      организма инактивированы
      (тельце Барра). В каждой
      клетке могут быть разные
      выключенные Х-хромосомы.

      17. Законы Г. Менделя:

      Первый и второй законы Г.Менделя
      Оформление записи генетической схемы при решении задач:
      Английский генетик Р.Пеннет предложил проводить запись в виде решетки,
      которую так и назвали — решетка Пеннета. По вертикали указываются
      женские гаметы, по горизонтали — мужские. В клетки решетки вписываются
      генотипы зигот, образовавшихся при слиянии гамет.

      19. Свойства генов:

      • Пенетрантность – пробиваемость гена в
      признак. Величина выражается в % и
      рассматривается для популяции.
      • Экспрессивность – выраженность
      фенотипического проявления гена. Пример:
      зеленый цвет глаз у гетерозигот Аа.
      • Плейотропия – явление, при котором один
      доминантный ген обусловливает развитие
      нескольких признаков. Пример: синдром Ван
      дер Хеве (голубая склера, глухота, хрупкость
      костей).

      Дигибридное скрещивание
      • При скрещивании двух
      гомозиготных особей,
      отличающихся по двум парам
      альтернативных признаков, во
      втором поколении гибридов
      (F2) наблюдается независимое
      комбинирование
      родительских признаков и
      расщепление по фенотипу
      9:3:3:1. Закон работает только
      в том случае, если гены не
      сцеплены, т.е. находятся в
      негомологичных хромосомах.

      Цитологическое обоснование 3-го Закона Менделя
      Количество сортов гамет
      определяется по формуле:
      2n , где n – количество
      гетерозиготных пар в генотипе
      родителя.
      9:3:3:1

      22. Взаимодействие неаллельных генов:

      • Свободное комбинирование. Расщепление по
      фенотипу 9:3:3:1.
      • Комплементарность. Расщепление по
      фенотипу 9:3:3:1, 9:6:1, 9:7, 9:3:4.
      • Эпистаз доминантный (12:3:1, 13:3) и эпистаз
      рецессивный (9:7, 9:3:4).
      • Полимерия (15:1).
      • Сцепленное наследование (опыты Т.Моргана,
      ХТН).
      *Расщепление будет таким при условии,
      что оба родителя дигетерозиготны АаВв.

      23. Комплементарность – тип взаимодействия неаллельных генов, при котором совместное их присутствие в генотипе (А-В-), либо (аавв),

      обусловливает развитие нового признака.
      Ab
      aB
      Так наследуется у человека нормальный слух, синтез интерферона и др.

      25. Эпистаз - тип взаимодействия неаллельных генов, при котором один ген (эпистатический), полностью подавляет другой ген

      (гипостатический)
      Доминантный эпистаз.
      Ген подавляет работу
      другого гена
      присутствуя в генотипе
      как в гомозиготном (II),
      так и в гетерозиготном
      состоянии (Ii).

      26. Эпистаз рецессивный

      Рецессивный эпистаз.
      Ген подавляет работу
      другого гена
      присутствуя в генотипе
      только в гомозиготном
      рецессивном (хх)
      состоянии. Редкое
      явление.
      III гр
      I гр
      I гр, подавлен синтез В
      I гр, подавлен синтез В
      Группы крови по системе АВ0:
      I гр - I0I0
      II гр - IАI0 , IАIА
      III гр - IВI0, IВIВ
      IV гр - IВIА
      IV гр как это возможно.
      II гр

      27. Полимерия – тип взаимодействия неаллельных генов, при котором различные гены оказывают влияние на один и тот же признак. И

      интенсивность выраженности признака прямо
      зависит от количества доминантных генов в генотипе.
      Полимерные гены принято обозначать одинаковыми буквами, а принадлежность к
      разным аллелям – выражать числовыми индексами А1А1А2А2А3А3…. (ААВВСС…).

      Если потомков первого поколения, одинаковых по изучаемому признаку, скрестить между собой, то во втором поколении признаки обоих родителей появляются в определенном числовом соотношении: 3/4 особей будут иметь доминантный признак, 1/4 – рецессивный.

      Явление, при котором скрещивание гетерозиготных особей приводит к образованию потомства, часть которого несет доминантный признак, а часть – рецессивный, называется расщеплением.

      Следовательно, расщепление – это распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомства в определенном числовом соотношении. Рецессивный признак у гибридов первого поколения не исчезает, а только подавляется и проявляется во втором гибридном поколении.

      Таким образом, второй закон Менделя можно сформулировать следующим образом: при скрещивании двух потомков первого поколения между собой (двух гетерозиготных особей) во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом соотношении: по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1.

      25% гомозиготных доминантных; 50% гетерозиготных; 25% гомозиготных рецессивных.

      При неполном доминировании в потомстве гибридов (F 2 ) расщепление по генотипу и фенотипу совпадает (1:2:1).


      14. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования

      Дигибридным называют скрещивание, при котором рассматривается наследование и производится точный количественный учет потомства по двум парам альтернативных признаков, а точнее, по взаимоисключающим вариантам обоих признаков.

      Для дигибридного скрещивания Мендель взял гомозиготные растения гороха, отличающиеся по двум генам, определяющим окраску семян (желтые и зеленые) и форму семян (гладкие и морщинистые). Доминантные признаки – желтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян. Каждое растение образует один сорт гамет по изучаемым аллелям. При слиянии этих гамет все потомство будет единообразным.

      При образовании гамет у дигибрида из каждой пары аллельных генов, расположенных в различных парах гомологичных хромосом, в гамету попадает только один, при этом вследствие случайности расхождения отцовских и материнских хромосом в первом делении мейоза ген А может с равной вероятностью попасть в одну гамету с геном В или с геном b. Точно так же как и ген а может объединиться в одной гамете с геном В или b. Поскольку в каждом организме образуется много половых клеток, в силу статистических закономерностей у гибрида – дигетерозиготного организма, образуются четыре сорта гамет в одинаковом количестве (по 25%): АВ, Аb, аВ, аb.

      Во время оплодотворения каждая их четырех типов гамет одного организма случайно встречается с любой из гамет другого организма. Все возможные сочетания мужских и женских гамет можно легко установить с помощью решетки Пеннета . Над решеткой по горизонтали выписывают гаметы одного родителя, а по левому краю решетки по вертикали – гаметы другого родителя. В квадратики же вписывают генотипы зигот, образующихся при слиянии гамет (рис. 2). Легко подсчитать, что по фенотипу потомство делится на четыре группы в следующем отношении: 9 желтых гладких: 3 желтых морщинистых: 3 зеленых гладких: 1 желтая морщинистая. Если учитывать результаты расщепления по каждой паре призраков в отдельности, то получится, что отношение числа желтых семян к числу зеленых и отношение числа гладких к числу морщинистых для каждой пары равно 3:1. Таким образом, в дигибридном скрещивании каждая пара признаков при расщеплении в потомстве ведет себя так же, как при моногибридном скрещивании, то есть независимо от другой пары признаков.

      При оплодотворении гаметы соединяются по правилам случайных сочетаний, но с равной вероятностью для каждой. В образующихся зиготах возникают различные комбинации генов.

      Независимое распределение признаков в потомстве и возникновение различных комбинаций генов, определяющее развитие этих признаков, при дигибридном скрещивании возможно лишь в том случае, если пары аллельных генов расположены в разных гомологичных хромосомах .

      Теперь можно сформулировать третий закон Менделя: при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

      На законах Менделя основан анализ расщепления и в более сложных случаях – при различиях особей по трем, четырем и более парам признаков.

      Если родительские формы различаются по одной паре признаков, во втором поколении наблюдается расщепление 3:1, для дигибридного скрещивания это будет 9:3:3:1. Можно рассчитать также число сортов гамет, образующихся у гибридов, используя специальную формулу.

      Наследование окраски и формы семян у гороха: А – жёлтая окраска, а – зелёная окраска, B – гладкая форма семян, b – морщинистая форма семян

      У гетерозиготы Аа образуются два сорта гамет, или 2 1 – А и а.

      У дигетерозиготы АаВb – четыре сорта гамет, или 2 2 – АВ, Аb, аВ и аb.

      У тригетерозиготы АаВbСс – восемь сортов гамет, или 2 3 – АВС, АВс, АbС, Abс, аВС, аВс, аbС и abc. Общая формула расчета гамет у полигибридов – 2 n , где n – число гетерозиготных пар генов в генотипе.

      15. Генотип как целостная система. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

      Гены представляют собой структурные и функциональные единицы наследственности. В перечисленных выше примерах гены ведут себя действительно как отдельные единицы, то есть каждый из них определяет развитие одного какого-то признака, независимого от других. Поэтому может сложиться впечатление, что генотип – механическая совокупность генов, а фенотип – мозаика отдельных признаков. На самом деле это не так. Если и отдельная клетка, и организм являются целостными системами, где все биохимические и физиологические процессы строго согласованы и взаимосвязаны, то прежде всего потому, что генотип – это система взаимодействующих генов.

      Взаимодействуют друг с другом как аллельные, так и неаллельные гены, расположенные в различных локусах одних и тех же и разных хромосом .

      15.1 Генетика пола.

      Пол у животных чаще всего определяется в момент оплодотворения . В этом случае важнейшая роль в генетическом определении пола принадлежит хромосомному набору зиготы.

      Вспомним, что в наборе хромосом зиготы содержатся парные – гомологичные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и содержащие одинаковые гены. На рисунке 3 изображен хромосомный набор человека – женщины и мужчины. В женском кариотипе все хромосомы парные. В мужском кариотипе всегда имеется одна крупная равноплечая непарная хромосома, не имеющая гомолога, и маленькая палочковидная хромосома, встречающаяся только в кариотипе мужчин. Таким образом, кариотип человека содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами . Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называют половыми. Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется X-хромосома и одна Y-хромосома. При созревании половых клеток в результате мейоза гаметы получают гаплоидный набор хромосом. При этом все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме. Пол, который образуют гаметы , одинаковые по половой хромосоме, называют гомогаметным и обозначается XX.

      При сперматогенезе получаются гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина – Y-хромосому.

      Пол, который формирует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме, называют гетерогаметным и обозначают как XY.

      У человека, дрозофилы и ряда других организмов гомогаметен женский пол; у бабочек, пресмыкающихся, птиц – мужской. Кариотип петуха обозначают как XX, а кариотип курицы – XY.

      У человека решающую роль в определении пола играет Y-хромосома. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Следовательно, женщины имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому, развивается мужской организм. Мужчина (XY) получает Х-хромосому только от матери. Этим обусловлена особенность наследования генов , расположенных в половых хромосомах.

      15.2 Наследование признаков, сцепленных с полом .

      Наследование признаков, гены которых находятся в Х- или Y-хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом . Таким образом, сцеплением генов с полом называют локализацию генов в половой хромосоме. Распределение этих генов в потомстве должно соответствовать распределению половых хромосом в мейозе и их сочетанию при оплодотворении. Рассмотрим наследование генов, расположенных в Х-хромосоме. Следует иметь в виду, что в половых хромосомах могут находиться и гены, не участвующие в развитии половых признаков. Так, Х-хромосома дрозофилы включает ген, от которого зависит окраска глаз. Х-хромосома человека содержит ген, определяющий свертываемость крови (Н). Его рецессивная аллель (h) вызывает тяжелое заболевание – гемофилию. В этой же хромосоме находятся гены, обусловливающие слепоту к красному и зеленому цвету (дальтонизм), форму и размер зубов, синтез ряда ферментов и т. д.

      В отличие от генов , локализованных в аутосомах, при сцеплении с полом может проявиться и рецессивный ген, имеющийся в генотипе в единственном числе. Это происходит в тех случаях, когда рецессивный ген, сцепленный с Х-хромосомой, попадает в гетерогаметный организм. При кариотипе XY рецессивный ген в Х-хромосоме проявляется фенотипически , поскольку Y-хромосома негомологична Х-хромосоме и не содержит доминантной аллели. Наследование сцепленного с полом гена дальтонизма изображено в схеме (на рисунке не показаны аутосомы, поскольку по ним нет различий между мужским и женским организмом).

      Наследование гемофилии представлено на следующей схеме на примере брака женщины – носительницы гена гемофилии (XHXh) со здоровым мужчиной.

      Н – нормальная свертываемость, h – гемофилия. Половина мальчиков от такого брака будет страдать гемофилией.

      При локализации гена в Y-хромосоме признаки передаются только от отца к сыну.

      В настоящее время изучено наследование многих нормальных и патологических (греч. pathos – болезнь) признаков у человека. В таблице.1 приведены некоторые из них.

      Читайте также: