Какое количество подписей граждан необходимо для назначения референдума рб

Обновлено: 14.05.2024

Штаб Виктора Бабарико, не взирая на его задержание по подозрению в совершении уголовных преступлений, инициировал 19 июня кампанию по организации и проведению Республиканского референдума. Что стоит за этим шагом и какие предпосылки для проведения этого общественно-политического действа, есть ли шанс к тому, что оно состоится?

Полномочия референдума и его инициаторов

Начнем с того, что проведение референдума в нашей стране закреплено Избирательным кодексом Республики Беларусь последние поправки в который были внесены 4 июня 2015 года.

Статья 113. Право инициативы на проведение республиканского референдума

Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь.

Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту Республики Беларусь.

Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тысячами граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысячами граждан от каждой из областей и города Минска.

Говоря об инициативе Штаба Виктора Бабарико отметим, что она стопроцентно законна имеет право на широкое распространение в обществе. Этот постулат утверждает статья Статья 6. Агитация по референдуму:

На что направлен референдум и может ли он состоятся

Как было заявлено Виктором Бабарико в заранее подготовленной записи, референдум направлен на восстановление Конституции образца 1994 года, которую многие эксперты считают наиболее демократичной.

“Новая редакция Конституции, наряду с расширением полномочий главы государства, предусмотрела и новые президентские акты — декреты. Насколько это согласуется с мировой практикой?

— Замечу, что декреты издавались еще на заре советской власти Ульяновым (Лениным), а потом и Джугашвили (Сталиным). Эти акты носили основополагающий характер, не считаясь с Конституцией, законом, международными стандартами. По принципу – так надо и так будет.

В настоящее время также имеется практика издания декретов руководителями некоторых государств. В частности, Франции и Италии. Правда, в отличие от нынешней Беларуси, эти акты нуждаются в утверждении правительства и парламента.

Акты белорусского главы государства имеют силу законов. А на практике, они выше законов и даже выше Конституции. На мой взгляд, такое положение вещей отменяет принцип верховенства закона и устанавливает верховенство актов главы государства.

— Вы выступаете за то, чтобы восстановить действие Конституции 1994 года. Возможно ли это в нынешних условиях? Могут ли представители гражданского общества инициировать референдум по этому вопросу?

— По новой Конституции референдум может быть инициирован либо президентом, либо большой группой граждан (не менее 450 тысяч подписей). Процедура сложная и практически невыполнимая: сначала Министерство юстиции и прокуратура дают заключение о возможности постановки предлагаемых вопросов, потом ЦИК регистрирует инициативную группу в количестве не менее 100 человек из большинства регионов и разрешает проводить сбор подписей. Но, в любом случае, решение о назначении референдума принимает глава государства. Рассчитывать на то, что власти разрешат провести референдум по вопросу “реабилитации” поправленной Конституции, конечно, нереально”.

Тем не менее надежда на то, что политическая воля большой части общества будет принята есть и за нее сейчас ведут борьбу те, кто отдал подписи за Виктора Бабарико, а это уже более 430 тысяч белорусов.

Проведение референдума, как мирное и законное решение политического конфликта в Беларуси, который развивается с каждым днем, кажется единственным верным вариантом развития событий.


Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни в Беларуси могут проводиться республиканские и местные референдумы. В референдумах принимают участие все граждане, обладающие избирательным правом, проживающие в Беларуси. Это делает референдум важнейшим проявлением демократии, позволяя населению самостоятельно принимать важнейшие решения, влияющие на жизнь граждан.

  • Республиканские референдумы назначаются Президентом по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом.
  • Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.
  • Местные референдумы назначаются соответствующими местными Советами депутатов по своей инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
  • На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих территорий.
  • Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.
  • Право участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

  • которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;
  • связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента и палат Национального собрания Республики Беларусь;
  • о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов, сборов (пошлин);
  • об амнистии, о помиловании.

В суверенной Беларуси референдумы проводили в 1995, 1996 и 2004 годах.

Первый референдум

Был проведен 14 мая 1995 года. Вопросов на общественное обсуждение было вынесено четыре: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

Второй референдум

К 1996 году противоречия между Президентом и Парламентом обострились. В итоге страна вступила в полосу политического кризиса. Для выхода из этой ситуации в августе 1996 года Александр Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный Совет идею референдума поддержал и назначил его проведение на 24 ноября. При этом депутаты решили вынести на народное обсуждение вопрос о внесении альтернативных изменений в Конституцию, упраздняющих пост Президента и превращающих республику в чисто парламентскую.

Вопросов, инициированных Президентом, было четыре: о переносе Дня Независимости на 3 июля, о внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных Президентом), о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения и об отмене смертной казни.

Третий референдум

Чего ждать

На февраль 2022 года запланирован 4-й по счету республиканский референдум. На всенародное голосование будет вынесен проект изменений в Основной закон страны. По словам глава администрации Президента Республики Беларусь Игоря Сергеенко, были найдены единые подходы в формировании проекта новой Конституции.

В итоге изменить предлагается 77 статей и преамбулу Конституции Беларуси. По этому вопросу на данный момент уже сформированы единые подходы и проработаны формулировки. Кроме того, в Основной закон планируется ввести еще одну новую главу, в которой будут определяться полномочия, формирование и статус Всебелорусского народного собрания (ВНС).

Изменения коснутся практически всех разделов белорусской Конституции. Серьезно усиливается блок прав и свобод граждан. Игорь Сергеенко отметил, что в этой части Конституции будут отражены основополагающие и традиционные ценности белорусов. А именно — семейные ценности, забота о пенсионерах и инвалидах, вопросы сохранения исторической памяти и национальной идентичности. Отдельной статьей выводится тема молодежной политики, — заметил Сергеенко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Референдум № 4. Обещание президентом не быть, но власть не отдавать Лукашенко выполнит буквально

В понедельник, 27 декабря, на Национальном правовом интернет-портале Белоруссии опубликован текст проекта изменений и дополнений к Основному закону страны. С этого момента документ вынесен на всенародное обсуждение. И надо учесть, что в Белоруссии было три референдума, и все при нынешнем президенте. В феврале предстоит четвертый

В феврале белорусы вновь проголосуют на референдуме. Настоящий материал предлагает короткий разбор основных пунктов и тенденций.

Сразу три главных тезиса. После 2024 года фамилия белорусского президента впервые за тридцать лет будет не Лукашенко. Новый высший орган власти в РБ будет называться ВНС — Всебелорусское народное собрание. Реальная власть будет де-факто и де-юре у председателя его Президиума. С этого места обо всем по порядку.

Коротко о главном

До референдума по Конституции запущен обратный отсчёт. Новеллы Основного закона отправились на общественные чтения.

Вместо предисловия — краткая выжимка основных его положений. После Лукашенко президент не сможет быть избран более чем на два срока. Но каденция немного расширена: с четырех до пяти лет. Всебелорусскому народному собранию переходит право назначать членов и председателей Верховного и Конституционного судов и Центризбиркома.

Сейчас это полномочия Президента и Парламента. ВНС получает право законодательной инициативы. Теперь это будет высший представительский орган РБ. Премьер-министр ежегодно отчитывается перед ВНС о выполнении программы социально-экономического развития страны. Председатель и члены ЦИК избираются на пять лет и освобождаются от должности только Всебелорусским народным собранием. Президент лишится права издавать декреты с силой закона. Ищенко: Лукашенко страдает между интересами России и Запада

Ищенко: Лукашенко страдает между интересами России и Запада

Правок и дополнений в проекте Конституционной реформы немало, многие, если не большая часть, посвящены работе Всебелорусского народного собрания. Важно понимать, что речь не о том ВНС, который президент Лукашенко собирал раз в пять лет, а о совершенно новом представительном органе, наделенном широкими полномочиями. Что же это будет за институт и каким он будет, похоже мало, кто себе представляет. Это доселе невиданный проект в Белоруссии, ничего подобного еще не было.

ВНС в проекте Конституции

Скорее наоборот, все ищут, где подвох. Ведь если допустить, как при Горбачеве, чтобы из 1200 делегатов, каждый понес свои замечательные идеи с трибуны, то конец будет очень предсказуемым. Но сегодня совсем другое время, страна называется Белоруссия, а ее глава — не Михаил Сергеевич Горбачев, а совсем другой человек.

Президент и Председатель

Наивно думать, что Александр Лукашенко будет одним из 1200 делегатов. С таким опытом работы, как у него, будет разумно выдвигать его кандидатуру на тайном голосовании в Президиум и, возможно, на председателя Президиума. Первые выборы в ВНС могут состояться после одобрения проекта поправок на референдуме уже в 2023-м году. И значит, Александр Григорьевич может стать одновременно и президентом, и председателем Президиума ВНС. Вряд ли ошибется тот, кто предположит, что так и будет с очень большой долей вероятности. И значит, сюда заложена схема переходного периода, когда Лукашенко будет на двух постах лично тестировать новую систему. А система предполагается огромных размеров. В СБУ опровергли преследование депутата Рады за встречу с Лукашенко

В СБУ опровергли преследование депутата Рады за встречу с Лукашенко

Институциональный гигант

ВНС сможет предлагать изменять и дополнять Конституцию; предлагать проведение республиканских референдумов; ставить под вопрос легитимность проведенных в стране выборов; вводить в стране чрезвычайное или военное положение, при этом — внимание! — без согласия президента.

А еще ВНС сможет давать госорганам и должностным лицам поручения, которые будут обязательными для исполнения. Например, Всебелорусское народное собрание будет полномочно сместить с должности президента. У этой процедуры есть и механизм. Для импичмента необходимо предложение от Парламента. В Палате представителей за отставку президента должна проголосовать минимум треть от полного состава. Предложение о смещении главы государства могут выдвинуть граждане, если их наберется 150 тысяч или больше. Основанием могут быть систематические, грубые нарушения Конституции, госизмена или иное тяжкое преступление. Парламент объявить президенту импичмент больше не сможет. Часть 5-я статьи 89-й проекта Конституции определяет решения ВНС как обязательные для исполнения. А ВНС может отменить любой акт, любого органа, если он противоречит интересам национальной безопасности. Ядерные ракеты в Белоруссии — где их могут развернуть. О чем до сих пор жалеет Лукашенко

Ядерные ракеты в Белоруссии — где их могут развернуть. О чем до сих пор жалеет Лукашенко

Первый после Лукашенко

Имя нового Президента, конечно, сегодня никто не знает, но это будет гражданин РБ не моложе сорока лет, проживший перед выборами в стране не менее 20 лет. У него нет паспортов других стран, даже видов на жительство.

Проект Конституции возвращает ему отмененные по инициативе Александра Лукашенко ограничения в два срока президентства подряд. Но они начнут действовать только после следующих президентских выборов. От Совета Республики президенту передадут право определять структуру правительства, назначать заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства, а также право отправлять правительство в отставку. Права издавать декреты, имеющие силу закона, у второго президента РБ не будет.

Если должность президента вдруг станет вакантной, то до избрания нового главы государства его функции будет исполнять председатель Совета Республики, а не премьер, как сейчас. В случае убийства президента в стране вводится чрезвычайное или военное положение, а госорганы и должностные лица действуют в соответствии с решениями Совета безопасности под руководством председателя Совета Республики.

Политолог Злобин объяснил, что помешало Лукашенко добиться своих целей в вопросе с мигрантами

Накануне

В случае одобрения Конституционной реформы на референдуме начнется работа по разработке законодательной базы для ВНС.

Она продлится год. И в 2023 году, как это представляется сегодня, Александр Лукашенко впервые займет пост председателя президиума ВНС, будучи президентом РБ.

Любопытна роль следующего президента, который на фоне нынешнего представляется скорее топ-менеджером, которого всегда можно уволить или как минимум временно отстранить от исполнения обязанностей на время расследования. В эту схему заложен опасный конфликт, хотя при живом Лукашенко он невозможен. Запад с большой долей вероятности не признает ни референдум, ни его последствия. Поэтому там конструктивно ничего не комментируют.

Оценки есть только от тех, кто признает реформу Конституции РБ. Они считают, что это транзит власти, максимально осторожный, призванный обеспечить эволюционный путь развития Белоруссии. В нем — гарантии политической преемственности и гражданского мира. И это только первый этап транзита, на котором Александр Лукашенко де-юре и де-факто сохранит за собой всю полноту власти.


ТАСС-ДОСЬЕ. 8 августа 2018 года Центризбирком России впервые за 25 лет одобрил вопросы, предлагаемые вынести на всероссийский референдум по пенсионной реформе. С ними в ЦИК обратились три независимые друг от друга инициативные группы: созданные представителями КПРФ в Алтайском крае, жителями Московской области и группой кандидата в мэры Москвы от "Справедливой России" Ильи Свиридова. Следующим этапом подготовки плебисцита должна стать регистрация инициативных групп.

Всего в истории современной России состоялось три референдума: 17 марта 1991 года - о введении поста президента РФ, 25 апреля 1993 года - о доверии президенту России Борису Ельцину. Последний всероссийский референдум - по принятию новой конституции - проводился 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму РФ и Совет Федерации. В нем приняли участие 54,81% избирателей, 58,43% из проголосовавших высказались за принятие основного закона, против - 41,57%.

Что такое референдум

Референдум (лат. referendum) - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Согласно ст. 3 конституции РФ, референдум, как и прямые выборы, является высшим непосредственным выражением власти народа. Он может проводиться как на общефедеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Правила организации и проведения народного волеизъявления регулируются федеральными законами РФ "О референдуме Российской Федерации" от 28 июня 2004 года, "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года.

Условия проведения

Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.

Предполагается, что ответ на вопрос, выносимый на обсуждение, должен быть только однозначным - "да" или "нет".

Согласно российскому законодательству, на референдум не могут быть вынесены вопросы об изменении статуса субъектов РФ; о выборах и сроках полномочий президента и парламента; о кадровых вопросах в отношении госслужащих и федеральных органов власти; вопросы, касающиеся организаций или должностных лиц, назначаемых в соответствии с международными договорами РФ; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные конституцией к исключительной компетенции федеральных органов госвласти.

Инициативы по проведению плебисцита

Согласно закону о референдуме, с инициативой о проведения плебисцита могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти, либо граждане РФ.

Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать инициативную организацию - так называемую региональную подгруппу будущей инициативной группы. Численность ее участников должна составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в этом регионе.

Подгруппа проводит собрание, о котором заранее уведомляет избирательную комиссию субъекта Федерации. На нем, в частности, должны быть утверждены вопросы, предлагаемые на референдум. Затем уполномоченные представители этой группы обращаются в избирком с ходатайством о регистрации своей подгруппы и текстом вопросов. Формулировки вопросов избирком направляет в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней выдает заключение о том, соответствуют ли они российскому законодательству.

На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).

Впоследствии региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение 10 дней ЦИК принимает соответствующее решение. В случае отказа граждане могут обжаловать его в Верховном суде РФ.

Сбор подписей

После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.

Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки. Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных. По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.

Назначение референдума

Референдум назначает президент РФ. После получения заключения ЦИК глава государства в течение 10 дней обращается в Конституционный суд с запросом о соответствии инициативы проведения плебисцита основному закону страны. В случае положительного решения суда президент не позднее чем через 15 дней назначает дату проведения всероссийского референдума. Если суд признает инициативу не соответствующей конституции, процедуры по ее реализации прекращаются.

Подведение итогов

Голосование считается состоявшимся, если в нем примут участие более половины избирателей. Результаты плебисцита определяются по большинству голосов его участников.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования ЦИК (в течение трех дней со дня подписания итогового протокола). Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении каким-либо правовыми актами.

Читайте также: