Где закреплены принципы международного права в россии

Обновлено: 30.06.2024

Принципы международного права — это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.

Основные принципы международного права зафиксированы в:

  1. Уставе ООН;
  2. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;
  3. Заключительном Акте СБСЕ 1975 г.

Признаки принципов международного права:

  • универсальность;
  • необходимость признания всем мировым сообществом;
  • наличие принципов-идеалов;
  • взаимосвязанность;
  • иерархичность.

Функции принципов международного права:

  1. стабилизирующая — определяет основы взаимодействия субъектов международного права посредством создания нормативных рамок;
  2. развивающая — закрепление нового, появившегося в практике международных отношений.

Классификация принципов международного права:

1) по форме закрепления:

  • писаные;
  • обычные (что не влияет на их юридическую силу);

2) по историческому признаку:

  • доуставные;
  • уставные;
  • послеуставные (новейшие);

3) по степени важности защищаемых отношений:

  • обеспечивающих общечеловеческие ценности;
  • связанные с интересами государств;

4) по объекту сотрудничества:

  • обеспечивающие защиту мира и безопасности;
  • мирного сотрудничества государств;
  • защиты прав человека, наций и народов.

Принципы международного права исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права, а сдругой — их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.
Основные принципы международного права и их характеристика

Основные принципы международного права (юридический фундамент МП):

  1. неприменение силы;
  2. мирное разрешение споров;
  3. территориальная целостность государств;
  4. нерушимость границ;
  5. суверенное равенство;
  6. невмешательство;
  7. равноправие и самоопределение народов;
  8. сотрудничество государств;
  9. уважение прав человека;
  10. добросовестное выполнение международных обязательств.

Неприменение силы (п. 4, ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970г. и др.). Устав ООН определил в качестве цели избавление грядущих поколений от бедствий войны при принятии практики, когда вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с Уставом ООН.

Мирное разрешение споров (Парижский пакт об отказе от войны 1928г., п. 3 ст. 2 Устава ООН, ст. 5 Пакта Лиги арабских государств, ст. 3 Хартии ОАЕ и др.).Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Территориальная целостность государств (п. 4 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ).Территория служит не только материальной основой государства, но и является необходимым условием его существования. Все члены мирового сообщества обязаны соблюдать территориальную неприкосновенность государств.

Нерушимость границ (Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ).Государства должны воздерживаться от действий, направленных на изменение существующих международных границ другого государства.
Основное содержание принципа сводится к трем ключевым элементам:
1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Суверенное равенство (п. 1 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права, присущие суверенитету.
Основное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий социального, экономического, политического и иного характера.
Согласно Декларации 1970г., понятие суверенного государственного равенства включает следующие элементы:

  • государства юридически равны;
  • каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
  • каждое государство должно уважать правосубъектность других государств;
  • территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
  • каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  • каждое государство должно выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Существует прямая связь между суверенным равенством и уважением прав, присущих суверенитету. Однако юридическое равенство не означает фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Одним из примеров этого является особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Невмешательство (п. 7 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Государство, международная организация не вправе вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Развитие международного сотрудничества увеличивает число вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.

Равноправие и самоопределение народов (Устав ООН, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960г., Декларация о принципах международного права 1970г.).Все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Уважение прав человека (Устав ООН, Всеобщая Декларация прав человека 1948г., Пакты о правах человека 1966г., ЗА СБСЕ, Парижская Хартия для новой Европы 1990г.). Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития человечества.
В соответствии с международными актами можно выделитьследующие основные положения принципа уважения прав человека:

  • признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
  • каждое государство обязано идти путем совместных и самостоятельных действий ко всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН. Иными словами, на каждом государстве и международном сообществе в целом лежит ответственность за содействие всеобщему уважению прав человека;
  • права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства против тирании и угнетения;
  • государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признанные международным правом, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, сословного или иного положения;
  • каждый человек несет обязанность в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;
  • государство обязано принять законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения международно-признанных прав человека;
  • государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;
  • государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.

Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации. Международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Вместе с тем, стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государств в сфере национального законодательства.

Добросовестное выполнение международных обязательств (п. 2 ст. 2 Устава ООН, Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., ЗА СБСЕ). В своем законодательстве и практике государства, как субъекты международного права, должны строго придерживаться обязательств, взятых на себя в тех или иных международных договорах и соглашениях.

Вопросы международного права зачастую возникают в работе адвоката как по уголовным, так и по гражданским делам. Защита обвиняемого гражданина иностранного государства, защита доверителя соотечественника, совершившего преступление за пределами РФ, получение доказательств за рубежом, международная правовая помощь по гражданским делам, все это требует от адвоката, как от защитника по уголовному делу, так и как от представителя в гражданском процессе, определенной компетенции в вопросах международного права.

Международные правовые нормы как часть правовой системы Российской Федерации

В процессе развития международных правоотношений между государствами сложились две основные формы (источника) международного права, такие как договор и обычай.

Определение международного договора, процесс вступления в него (подписания, ратификации) и другие фундаментальные принципы соглашений между государствами дает Венская конвенция о праве международных договоров принятая 23 мая 1969 года. Именно Венской конвенцией закреплен основополагающий принцип гражданского и международного права pacta sunt servanda – договоры должны соблюдаться. Частью четвертой ст. 15 Конституции РФ определено, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются международные нормы. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации определяется Федеральным законом от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

Таким образом, в Российской Федерации как внутри, так и во внешних взаимоотношениях применяются нормы международных договоров и соглашений, участником которой является Российская Федерация.

Европейская Конвенция по Правам Человека от 4 ноября 1950 года

Наиболее значимым международным нормативным актом является принятая в Риме Конвенция о Защите Прав Человека и Основных свобод (Европейская Конвенция по Правам Человека) от 4 ноября 1950 года. Конвенцией закреплены такие основные права и свободы как право на жизнь, запрещение пыток, право на свободу и личную неприкосновенность, запрещение рабства и принудительного труда, свободы мысли и мнения, прав на справедливый суд и другие фундаментальные основные права и свободы, ставшие в наши дни уже нормой, без которых не мыслимо цивилизованное общество. Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 года, в нее входят 47 стран-участников Совета Европы, в числе которых Россия.

Минская конвенция от 22 января 1993 года

Международная правовая помощь между странами бывшего СССР по большей части регулируется Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22 января 1993 года. Конвенция ратифицирована следующими странами участниками: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина. Как следует из названия Конвенции, документ регулирует международные правовые отношения между названными странами в сфере гражданского, семейного и уголовного права.

Минская конвенция в гражданских и семейных делах

Правовым отношениям по гражданским и семейным делам посвящен раздел II Конвенции. Минской конвенцией о правовой помощи от 22.01.1993 г. урегулированы такие вопросы между странами-участниками в области гражданского процесса, как касаемо имущественных правоотношений, наследования, семейных дел, опеки, усыновления, заключения и расторжения брака. Кроме того Конвенцией урегулированы вопросы признания и исполнения судебных решений судов договаривающихся стран.

Минская конвенция в уголовных делах

Раздел IV Минской конвенции от 22.01.1993 г. посвящен правовой помощи по уголовным делам. Так, указанным разделом предусмотрены вопросы межгосударственной выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности, взятия под стражу, перевозке, передаче предметов и порядке сношений по вопросам выдачи и уголовного преследования. Именно Минской конвенцией урегулированы вопросы привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений не только на территории одного государства но и на межгосударственном пространстве, определен порядок рассмотрения дел в случае подсудности их судам нескольких государств, определено национальное законодательство какой страны применимо в том или ином случае.

Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 15 ноября 1965 года)

Гаагская Конвенция от 15.11.1965 г. призвана обеспечить своевременное доведение до сведения адресата судебных и внесудебных документов, подлежащих вручению за границей. Действие конвенции в основном распространяется на судебные документы касаемо исполнения, запросы о правовой помощи, повестки, извещения. Конвенцией закреплен принцип lex fori – применение права того государства, где совершается процессуальное действие. В пункте II Заявления Российской Федерации о ратификации конвенции адвокаты уполномочены наравне с судами, органами исполнительной власти, органами прокуратуры, ЗАГС, опеки и попечительства, выступать в качестве компетентных органов согласно законодательству Российской Федерации и обращаться с запросом о правовой помощи в соответствии со статьей 3 Конвенции.

Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (Гаага, 18 марта 1970 г.)

Порядок получения доказательств за границей по гражданским или торговым делам закреплен Гаагской конвенцией от 18.03.1970 г. Данная Конвенция регулирует вопросы передачи судом одного государства — участника Конвенции суду другого государства – участника Конвенции судебных поручений о получении доказательств по гражданским или торговым делам или выполнении другого процессуального действия, вопросы получения доказательств по таким делам дипломатическими или консульскими представителями или иными уполномоченными лицами. Россия присоединилась к данной конвенции в 2001 году, однако в свете постановления Конституционного суда РФ от 27.03.2012 г. по жалобе гр. Ушакова И.Д., могут возникать проблемы в применении данной Конвенции на территории Российской Федерации, поскольку она официально опубликована не была.

Гаагская конвенция об апостиле от 05 октября 1961 года

Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 года устанавливает специальный знак (штамп), проставляемый на официальные документы, созданные в одном государстве и подлежащие передаче в другое государство, заменяющий процедуру консульской легализации, — апостиль. Документы, заверенные апостилем в одном из государств-участников Конвенции, должны приниматься в другом государстве-участнике Конвенции без каких-либо ограничений. Российская Федерация вступила в Конвенцию, как правопреемник СССР 31 мая 1992 года.

Существуют также иные источники права – международные договоры регулирующие вопросы в определённой отрасли (международное воздушное и морское право, экологическое, космическое право, международное право внешних сношений и др.). Такие источники узконаправлены и применимы в определенных видах правоотношений. Вышеуказанные национальные и международные нормативные акты составляют основу применяемого в России и за ее пределами общего международного права.

Мировое сообщество выработало целый комплекс международных документов о правах человека. Достаточно сказать, что организация Объединенных Наций за время своего существования приняла более 70 международных документов в области прав человека: деклараций, конвенций, рекомендаций, пактов и т.п. Государства-участники международных договоров по правам чело века взяли на себя обязательства соблюдать зафиксированные в них права и свободы человека. Это означает, что соответствующие права и свободы носят не только внутригосударственный характер, но приобретают новое дополнительное качество: они становятся международными правами человека — самый высокий уровень правого регулирования. Как правило, в международных актах предусматривается создание контрольного механизма по наблюдению за выполнением государством взятых на него; обязательств. Отмечая важное значение международно-правового признания прав человека, следует в то же время иметь в виду, что эффективная защита и охрана этих прав становится возможной лишь после государственного признания этих прав, их юридического закрепления в национальном законодательстве. Иными словами, международные документы о правах человека действуют не самостоятельно, а через "внутреннее", национальное право, их надо воплотить в соответствующих законах внутри страны.

Характерной чертой регулирования в современной России прав и свобод человека и гражданина является их соответствие международным актам о правах человека. Мы можем отметить три уровня законов, регулирующих права и свободы человека и гражданина. Во-первых, международные акты о правах и свободах человека. В России признаются и гарантируются права и свободы согласно общепринятым принципам и нормам международного права, международным договорам РФ. Они являются составной частью российской правовой системы. Во-вторых, Конституция РФ содержит важнейшие положения основополагающих международных документов о правах человека. В-третьих, законы, которые и соответствии с международными актами и Конституцией регулируют те или иные права и свободы человека и гражданина. Причем, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные внутригосударственным законом, то применяются правила международного договора.

Активность в разработке и принятии подобного рода документов была постоянной в течение длительного времени, ибо с демократической точки зрения совершенно нетерпимыми являются грубые нарушения прав и свобод человека. Однако воплощались эти идеи с трудом. И лишь XX век ускорил этот процесс. Среди многочисленных современных международных документов о правах человека следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка. Они составляют основу знаний о правах человека.

Особое место в ряду документов в области прав человека принадлежит Всеобщей декларации прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) 10 декабря 1948 года. Это произошло вскоре после разгрома фашизма во второй мировой войне. Она стала важным юридическим итогом победы идей свободы и демократии над фашистским варварством. В Декларации отражен опыт борьбы за социальные права в XX веке. Ее назначение — служить "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". Отмечается, что признание естественных, равных и неотъемлемых прав человека является основой не только свободы каждой конкретной личности и уважения ее достоинства, но и условием сохранения всеобщего мира, справедливых отношений между народами. Пренебрежение же и презрение к правам человека привели в свое время, в частности во второй мировой войне, к варварским актам, которые, как сказано в Декларации, возмущают совесть человечества.

За принятие Всеобщей декларации прав человека голосовало 48 делегаций. В знак признания всемирно-исторической роли этого документа 10 декабря отмечается теперь во всех цивилизованных странах мира как Международный день защиты прав человека.

И нельзя иначе как трагедию воспринять тот факт, что делегация СССР (вместе с делегациями Белорусской ССР, Чехословакии, Польши, Саудовской Аравии, Украинской ССР, Южно-Африканского Союза, Югославии) при голосовании за Декларацию воздержалась. Наша страна, внесшая самый большой вклад в победу, понесшая самые большие потери, не подписывала эту Декларацию вплоть до 1989 года. Более того, сама Декларация не публиковалась в массовой печати до 1989 года. Почему так произошло? Многие статьи Декларации были неприемлемы для царившей в стране политической власти.

Всеобщая декларация прав человека стала первым сводом общечеловеческих норм и ценностей, она подвела под права человека нравственную основу, подчеркнув такие качества людей, как достоинство и совесть. Впервые в истории человечества была принята декларация, которая распространяется на всех людей нашей планеты, независимо от национальности, расы, пола, вероисповедания, а также от того, в какой стране они живут. Провозглашенные Декларацией права и свободы принадлежат каждому жителю планеты Земля.

Декларация состоит из преамбулы и 30 статей. Несмотря на лаконичный характер документа, в ней получили закрепление права человека во всех основных сферах человеческой жизнедеятельности. Это — личные (гражданские) права и свободы, политические, а также экономические, социальные и культурные права человека.

В современную эпоху правовое положение человека в обществе считается соответствующим мировым стандартам демократии, если оно основано на трех естественных началах: праве на жизнь, свободе и личной неприкосновенности, равенстве. Такое соединение этих трех прав не случайно: свобода является высшей ценностью человеческой жизни, а личная неприкосновенность первой предпосылкой свободы.

В статьях 22 — 25 закреплены основные социально-экономические права человека, без которых не может быть обеспечено его достоинство.

Всеобщая декларация прав человека в статье 29 упоминает о том, что кроме прав есть обязанности: "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности". Единство прав и обязанностей составляет основу гражданственности.

В ноябре 1991 года в нашей стране была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина. Она воспроизвела в национальном законодательстве с некоторыми уточнениями и дополнениями Всеобщую декларацию прав человека.

Идеи и принципы, заложенные во Всеобщей декларации, получили дальнейшее развитие в многочисленных международно-правовых актах о правах человека.

Среди наиболее важных выделяются два пакта, которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 года: Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Эти пакты имеют общее название "Пакты о правах человека".

Имеется много иных актов, принятых ООН в целях защиты прав и свобод отдельных групп населения (женщин, детей, инвалидов, беженцев и т. п.). В их ряду важное место занимают принятые Генеральной Ассамблеей ООН Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). О двух последних документах подробно мы будем говорить в 17-м параграфе.

Значение норм международного права в области прав человека состоит в том, что они, с одной стороны, обязывают государства реально обеспечивать закрепленные в международно-правовых актах права человека; с другой стороны, эти документы предоставляют конкретному человеку право требовать от государства выполнения его международных обязательств. Таким образом, международно-правовое признание прав человека самым непосредственным образом влияет на характер взаимоотношении общества и личности, на процесс обеспечения прав человека в каждом конкретном государстве.

В современном мире соблюдение и конкретное наполнение прав личности выступает важнейшим показателем внутренней и внешней политики государства, ее человеческого измерения. Через уважение прав человека утверждается ценности личности в отдельных государствах и в мире в целом.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА - ос­но­во­по­ла­гаю­щие им­пе­ра­тив­ные нор­мы ме­ж­ду­народного пра­ва, при­ни­мае­мые и при­зна­вае­мые ме­ж­ду­народным со­об­ще­ст­вом го­су­дарств в це­лом, от­кло­не­ние от ко­то­рых не­до­пус­ти­мо.

Ис­точ­ни­ка­ми Общепризнанных принципов и норм международного права яв­ля­ют­ся ме­ж­ду­народные обы­чаи и до­го­во­ры. В Ус­та­ве ООН (статья 2) за­кре­п­ле­ны 7 ос­нов­ных прин­ци­пов ме­ж­ду­народного пра­ва. В даль­ней­шем они уточ­ня­лись и раз­ви­ва­лись Ге­не­раль­ной Ас­самб­ле­ей ООН пу­тём при­ня­тия ре­зо­лю­ций, раз­ра­бот­ки и одоб­ре­ния про­ек­тов ме­ж­ду­народных до­го­во­ров. Эти прин­ци­пы за­кре­п­ле­ны в спе­ци­аль­но при­ня­той Ге­не­раль­ной Ас­самб­ле­ей ООН Дек­ла­ра­ции о прин­ци­пах ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва 1970: 1) прин­цип, со­глас­но ко­торо­му го­су­дар­ст­ва воз­дер­жи­ва­ют­ся в сво­их ме­ж­ду­народных от­но­ше­ни­ях от уг­ро­зы си­лой или её при­ме­не­ния как про­тив тер­ри­то­ри­аль­ной целостно­сти или по­ли­ти­ческой не­за­ви­си­мо­сти лю­бо­го го­су­дар­ст­ва, так и каким-либо другим об­ра­зом, не со­вмес­ти­мым с це­ля­ми ООН; 2) прин­цип, со­глас­но ко­то­ро­му го­су­дар­ст­ва раз­ре­ша­ют свои ме­ж­ду­народные спо­ры мир­ны­ми сред­ст­ва­ми та­ким об­ра­зом, что­бы не под­вер­гать уг­ро­зе ме­ж­ду­народный мир и безо­пас­ность и спра­вед­ли­вость; 3) прин­цип, ка­саю­щий­ся обя­зан­но­сти в со­от­вет­ст­вии с Ус­та­вом ООН не вме­ши­вать­ся в де­ла, вхо­дя­щие во внутреннюю ком­пе­тен­цию лю­бо­го го­су­дар­ст­ва; 4) обя­зан­ность го­су­дарств со­труд­ни­чать друг с дру­гом в со­от­вет­ст­вии с Ус­та­вом ООН; 5) прин­цип рав­но­пра­вия и са­мо­оп­ре­де­ле­ния на­ро­дов; 6) прин­цип су­ве­рен­но­го ра­вен­ст­ва го­су­дарств; 7) прин­цип доб­ро­со­ве­ст­но­го вы­пол­не­ния го­су­дар­ст­ва­ми обя­за­тельств, при­ня­тых ими в со­от­вет­ст­вии с Ус­та­вом ООН.

При тол­ко­ва­нии и при­ме­не­нии из­ло­жен­ные вы­ше прин­ци­пы яв­ля­ют­ся взаи­мо­свя­зан­ны­ми, и ка­ж­дый прин­цип дол­жен рас­смат­ри­вать­ся в кон­тек­сте всех других прин­ци­пов. Все го­су­дар­ст­ва ру­ко­во­д­ству­ют­ся эти­ми прин­ци­па­ми в сво­ей ме­ж­ду­народной дея­тель­но­сти и раз­ви­ва­ют свои взаи­мо­от­но­ше­ния на ос­но­ве их стро­го­го со­блю­де­ния.

В об­щем ме­ж­ду­народном пра­ве су­ще­ст­ву­ют и другие прин­ци­пы. Например, За­клю­чи­тель­ный акт Со­ве­ща­ния по безо­пас­но­сти и со­труд­ни­че­ст­ву в Ев­ро­пе 1975 года за­кре­п­ля­ет 10 основных прин­ци­пов, ко­то­рые име­ют пер­во­сте­пен­ную важ­ность, долж­ны не­укос­ни­тель­но при­ме­нять­ся, и от­но­ше­ния с другими го­су­дар­ст­ва­ми долж­ны осу­ще­ст­в­лять­ся в ду­хе этих прин­ци­пов: 1) су­ве­рен­ное ра­вен­ст­во, ува­же­ние прав, при­су­щих су­ве­ре­ни­те­ту. Го­су­дар­ст­ва ува­жа­ют су­ве­рен­ное ра­вен­ст­во и свое­об­ра­зие друг дру­га, а так­же все пра­ва, при­су­щие их су­ве­ре­ни­те­ту и ох­ва­ты­вае­мые им; 2) не­при­ме­не­ние си­лы или уг­ро­зы си­лой. Го­су­дар­ст­ва воз­дер­жи­ва­ют­ся в их вза­им­ных, как и во­об­ще в их ме­ж­ду­народ­ных, от­но­ше­ни­ях от при­ме­не­ния си­лы или угро­зы си­лой как про­тив тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти или по­ли­тической не­за­ви­си­мо­сти лю­бо­го го­су­дар­ст­ва, так и каким-либо другим об­ра­зом; 3) не­ру­ши­мость гра­ниц. Все го­су­дар­ства рас­смат­ри­ва­ют как не­ру­ши­мые гра­ни­цы друг дру­га, так и гра­ни­цы всех го­су­дарств в Ев­ро­пе, и по­это­му они бу­дут воз­дер­жи­вать­ся сей­час и в бу­ду­щем от лю­бых по­ся­га­тельств на эти гра­ни­цы; 4) тер­ри­то­ри­аль­ная це­ло­ст­ность го­су­дарств. Го­су­дар­ст­ва ува­жа­ют тер­ри­то­ри­аль­ную це­ло­ст­ность ка­ж­до­го го­су­дар­ст­ва; 5) мир­ное уре­гу­ли­ро­ва­ние спо­ров. Го­су­дар­ст­ва раз­ре­ша­ют спо­ры ме­ж­ду со­бой мир­ны­ми сред­ст­ва­ми та­ким об­ра­зом, что­бы не под­вер­гать уг­ро­зе ме­ж­ду­народный мир и безо­пас­ность и спра­вед­ли­вость; 6) не­вме­ша­тель­ст­во во внутренние де­ла. Го­су­дар­ст­ва воз­дер­жи­ва­ют­ся от лю­бо­го вме­ша­тель­ст­ва, прямого или кос­вен­но­го, ин­ди­ви­ду­аль­но­го или кол­лек­тив­но­го, во внут­рен­ние или внеш­ние де­ла, вхо­дя­щие во внут­рен­нюю ком­пе­тен­цию другого го­су­дар­ст­ва-уча­ст­ни­ка; 7) ува­же­ние прав че­ло­ве­ка и ос­нов­ных сво­бод, вклю­чая сво­бо­ду мыс­ли, со­вес­ти, ре­ли­гии и убе­ж­де­ний; 8) рав­но­пра­вие и пра­во на­ро­дов рас­по­ря­жать­ся сво­ей судь­бой. Все на­ро­ды все­гда име­ют пра­во в ус­ло­ви­ях пол­ной сво­бо­ды оп­ре­де­лять, ко­гда и как они же­ла­ют, свой внут­рен­ний и внеш­ний по­ли­тический ста­тус без вме­ша­тель­ст­ва из­вне и осу­ще­ст­в­лять по сво­ему ус­мот­ре­нию своё по­ли­тическое, эко­но­мическое, со­ци­аль­ное и куль­тур­ное раз­ви­тие; 9) со­труд­ни­че­ст­во ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми. Го­су­дар­ст­ва раз­ви­ва­ют своё со­труд­ни­че­ст­во друг с дру­гом во всех об­лас­тях в со­от­вет­ст­вии с це­ля­ми и прин­ци­па­ми Ус­та­ва ООН; 10) доб­ро­со­ве­ст­ное вы­пол­не­ние обя­за­тельств по ме­ж­ду­народному пра­ву. Го­су­дар­ст­ва вы­пол­ня­ют свои обя­за­тель­ст­ва, вы­те­каю­щие из об­ще­при­знан­ных прин­ци­пов и норм и из со­от­вет­ст­вую­щих ме­ж­ду­народному пра­ву до­го­во­ров или других со­гла­ше­ний, уча­ст­ни­ка­ми ко­то­рых они яв­ля­ют­ся.

В Российской Фе­де­ра­ции Общепризнанные принципы и нормы международного права яв­ля­ют­ся со­став­ной ча­стью её пра­во­вой сис­те­мы (часть 4 статья 15 Кон­сти­ту­ции РФ).

Читайте также: