Где указать инн работодателя чтобы не было претензий гит

Обновлено: 16.06.2024

ООО получило предостережение от ГИТ по вопросу уровня заработной платы. Сотрудник трудоустроен на 0,25 ставки , оклад 3500 ( за полную ставку 14000). В предостережении есть ссылка на федеральный мрот (12130) и региональный по Ульяновской области (14000). На какой нам ориентироваться? Как правильно ответить инспектору, чтобы избежать претензий?

Вы можете указать в своем ответе, что с точки зрения полной ставки Вы МРОТ соблюдаете, однако ввиду отсутствия необходимости в постоянном присутствии сотрудника на работе, снижения общей занятости по причине пандемических ограничений и в связи с тем, что согласно ст. 93 ТК РФ при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ, Вы выплачиваете сотруднику сумму пропорционально отрабатываемому им рабочему времени. В принятии на работу на полную или даже половинную ставку нет производственной необходимости.

Однако если сокращенный рабочий день это фикция, т.е. сотрудник в действительности работает полный день, но оформлен на меньшую ставку это может стать основанием для осуществления доначислений и взыскания штрафных санкций, привлечения к административной ответственности.

Добрый день, Марина.

Как правильно ответить инспектору, чтобы избежать претензий?

Марина

Ответ на данный вопрос зависит, прежде всего, от фактических обстоятельств.

Сотрудник работает фактически полный рабочий день или нет?

В силу ст. 135 ТК РФ

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В таком случае поясните инспектору ГИТ, что работник фактически работает неполный рабочий день.

В силу ст. 93 ТК РФ

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Поэтому нарушений закона нет.

Гарантия закрепленная трудовым законодательством относительно заработной платы по МРОТ распространяется в том числе и на работающих на условиях неполного рабочего времени, но со своими особенностями.

Так согласно разъяснениям указанным в Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 июня 2018 г. № 14-0/10/В-4085 О направлении информации по вопросам, связанным с повышением МРОТ следует что:

Т.е. работникам с неполным рабочим временем оплату труда устанавливается не менее доли МРОТ, которая определяется пропорционально установленной им продолжительности рабочего времени.

Можете также ознакомиться с дополнительными разъяснениями например по следующей ссылке:

В предостережении есть ссылка на федеральный мрот (12130) и региональный по Ульяновской области (14000). На какой нам ориентироваться?

В соответствии с положениями статьи ТК РФ Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации следует что:

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Если Вы этого не делали, в таком случае обязаны применять региональный МРОТ, т.е. ориентироваться именно на него.

региональный по Ульяновской области (14000). Как правильно ответить инспектору, чтобы избежать претензий?

Поэтому первым делом начните с определения и проверки заработной платы установленной работнику исходя из отрабатываемого им рабочего времени относительно доли именно регионального МРОТ.

Если нарушений нет, дайте ответ что оплата труда установлена согласно закону пропорционально рабочему времени работнику исходя из доли регионального МРОТ.

Если все же имеется несоответствие, необходимо заключить допсоглашение с работником в порядке предусмотренном статьей 72 Трудового кодекса РФ, вынести приказ о внесении изменений с ним ознакомить работника под роспись.

После этого дать ответ, что условия трудовых правоотношений с работником приведены в соответствии с законодательством РФ, приложить к ответу заверенные копии допсоглашения и приказа соответственно.

В соответствии с положениями статьи ТК РФ Статья 72. Изменение определенных сторонами условий трудового договора следует что:

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

В соответствии с положениями статьи ТК РФ Статья 22. Основные права и обязанности работодателя следует что:

Работодатель обязан:
знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

Во вложении к ответу типовая форма такого допсоглашения рекомендованная Рострудом РФ.

Сотрудники могут пожаловаться в трудовую инспекцию на что угодно, но не каждая жалоба приводит к проверкам и штрафам. Иногда действия работодателей вполне законны.

Елена Пономарева

Работодатель проверяет шкафчики и личные вещи

Сотрудник обратился в Роструд с вопросом, вправе ли работодатель проверять личные вещи и шкафчик в его присутствии или отсутствии.

👎 У работодателя нет права досматривать сотрудника и его личные вещи. Делать это могут только полицейские и сотрудники ведомственной или вневедомственной охраны при органах внутренних дел. И то лишь в тех случаях, что указаны в законе.

Если в компании есть своя служба безопасности, ее сотрудники тоже не вправе досматривать других сотрудников или шкафчик и вещи. Например, свой охранник на колбасном заводе не может проверять сумки рабочих на проходной, даже если начальник подозревает, что кто-то уносит колбасу домой. Если есть подозрения, работодатель должен вызвать полицию, а уже полицейские — провести досмотр.

Досмотр сотрудника или его вещей директором, охранником или начальником службы безопасности — это превышение должностных полномочий, за которое есть наказание:

  • штраф до 80 000 рублей, или в размере заработной платы, или другого дохода за период до шести месяцев;
  • запрет занимать должность или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • принудительные работы на срок до четырех лет;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы на срок до четырех лет.

Наказание наступает, если превышение полномочий повлекло нарушение прав и интересов гражданина, общества или государства. Но можно ли отнести сюда досмотр шкафчика, сказать сложно.

Без спроса увез трудовую книжку в другую область

Работодатель увез трудовую книжку сотрудника в другую область, при этом не поставил его в известность и не спросил разрешения. Сотрудник интересуется, насколько это законно.

👍 Работодатель вправе хранить трудовые книжки там, где находится кадровик или другой сотрудник, который занимается ведением, хранением, учетом и выдачей этих книжек. Его назначают отдельным приказом.

Например, если у компании несколько филиалов в разных городах Свердловской области, а головной офис и кадровик находятся в Екатеринбурге, все трудовые книжки тоже можно хранить в Екатеринбурге.

Допустил к работе без договора, а позже захотел добавить условие об испытательном сроке

Менеджер по продажам начала работать без трудового договора — так можно, у работодателя есть три рабочих дня, чтобы его заключить. Это было в пятницу, а во вторник работодатель принес трудовой договор с условием об испытательном сроке.

👎 Если работодатель уже допустил сотрудника к работе, он может заключить с ним трудовой договор в течение трех рабочих дней. Но в такой договор нельзя добавить условие об испытательном сроке просто так. Чтобы это сделать, работодателю перед допуском к работе нужно подписать с сотрудником соглашение об испытательном сроке.

В Трудовом кодексе так и написано:

Это значит, что процесс должен выглядеть так:

  • работодатель и сотрудник подписывают соглашение об испытательном сроке;
  • сотрудник выходит на работу;
  • в течение трех дней работодатель подписывает с сотрудником трудовой договор, в котором есть условие об испытательном сроке.

Без письменного соглашения об испытательном сроке добавить это условие в трудовой договор нельзя. Если всё же добавить, сотрудник может оспорить такое условие в суде, а работодатель получить штраф от 1000 до 50 000 рублей.

Работодатель пригласил на работу, а потом передумал

Соискатель прошел собеседование, сделал тестовое задание и получил от работодателя приглашение на работу. А потом работодатель передумал и отказал. Соискатель спрашивает у Роструда: а законен ли отказ работодателя?

👍 Отказ законен, но есть нюансы. Приглашение на работу, или офер — это неофициальный документ, о нем ничего нет в трудовом кодексе или других законах. Поэтому работодатель может пригласить соискателя, а потом отказать, и ничего ему за это не будет.

Но если работодатель приглашает сотрудника в порядке перевода от другого работодателя, у него появляется обязанность заключить трудовой договор и принять сотрудника на работу в течение месяца.

Еще один нюанс в том, что офер могут признать трудовым договором в суде. Такое может случиться, если офер содержит обязательные для трудового договора пункты, например:

  • должность;
  • условия оплаты труда;
  • условия и место работы;
  • функции сотрудника;
  • режим работы и отдыха;
  • дату выхода на работу;
  • подпись генерального директора.

Подробнее о том, как отправлять приглашения, чтобы их нельзя было признать трудовыми договорами, мы рассказывали в другой статье.

Офер могут признать трудовым договором. Что?

Поставил ночные смены сотруднику предпенсионного возраста

Сотрудник предпенсионного возраста жалуется на то, что работодатель ставит ему ночные смены. Он считает, что это незаконно, потому что ему уже скоро на пенсию и ночные смены могут навредить здоровью.

👍 В Трудовом кодексе есть список сотрудников, которым нельзя работать ночью, — это беременные и несовершеннолетние.

Еще есть список тех, кто вправе сам решать, работать ночью или нет:

  • женщины с детьми до трех лет;
  • сотрудники с детьми с инвалидностью;
  • сотрудники с инвалидностью;
  • сотрудники, которые ухаживают за больными членами семьи;
  • матери, отцы, опекуны, которые воспитывают детей до пяти лет в одиночку.

Сотрудники из этого списка могут отказаться от ночной работы или согласиться на нее, но согласие должно быть письменным.

Людей в предпенсионном возрасте в списках нет, поэтому работодатель вправе ставить им ночные смены.

Решил ввести дресс-код

Сотрудник устроился на работу в компанию без дресс-кода, а через полгода работодатель решил, что все должны приходить в офис в белых рубашках и черных брюках. Изначально в трудовом договоре такого условия не было, и сотрудник спрашивает, можно ли считать введение дресс-кода нарушением договора.

О введении дресс-кода — письмо Роструда от 18.03.2021

👍 Введение дресс-кода не нарушает договор. Работодатель вправе в любой момент установить требования к внешнему виду сотрудников, стилю или форме одежды.

Чтобы ввести дресс-код законно, работодателю нужно прописать его в локальном акте, например правилах внутреннего трудового распорядка или кодексе этики служебного поведения. Затем ознакомить сотрудников с этим локальным актом под подпись, и только после этого требовать одеваться на работу по дресс-коду.

У налоговых органов много источников информации о нарушении налогоплательщиками и налоговыми агентами действующего налогового законодательства. Роструд в лице территориальных органов – государственных инспекций труда (ГИТ) – один из таких источников. О взаимодействии трудовых инспекций с налоговыми органами и о результатах этого сотрудничества читайте в предложенном материале.

Порядок взаимодействия налоговиков и представителей ГИТ

Документ определяет общие принципы взаимодействия между Рострудом, его территориальными органами – государственными инспекциями труда в субъектах РФ и ФНС, ее территориальными налоговыми органами в целях получения информации о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату и страховые взносы в установленные сроки.

В данном случае речь идет о хозяйствующих субъектах, не исполнивших обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ и обязанности страхователя по уплате сумм страховых взносов. Главный акцент делается на выявление в ходе проверок трудовыми инспекциями хозяйствующих субъектов работников, осуществляющих трудовую деятельность:

в соответствии с гражданско-правовыми договорами, фактически регулирующими трудовые отношения;

без оформления гражданско-правовых или трудовых договоров.

Формы взаимодействия.

ГИТ и налоговые органы используют следующие формы взаимодействия:

взаимный обмен информацией о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату и страховые взносы в установленные сроки;

совместная реализация согласованных мероприятий в целях обеспечения контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и законодательства РФ о налогах и сборах, выявления, устранения и предупреждения их нарушений, в пределах компетенции;

формирование совместных рабочих групп.

Механизм взаимодействия.

Направляемые материалы должны содержать все необходимые сведения о юридическом лице, о нарушении обязательных требований, а также подтверждающие их документы (копии).

О проверках ГИТ

Как уже было сказано, если при проверках трудовой инспекцией будут выявлены случаи, когда работники, оформленные по гражданско-правовым договорам, фактически имеют трудовые отношения с работодателем или вообще никак не оформлены, то эти сведения будут переданы налоговым органам. Таким образом, в рассматриваемой ситуации первоначальным звеном является проверка, проводимая ГИТ.

Проверки за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводятся в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, которое с 1 марта 2017 года действует в новой редакции: изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197. Новшества связаны с введением риск-ориентированного подхода к проверкам ГИТ.

Что проверяют?

Проверяющих из трудовых инспекций интересует соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:

полнота и своевременность выплаты заработной платы;

соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;

выполнение предписаний об устранении выявленных ранее нарушений в сфере труда;

проведение мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

В ходе данных проверок и выявляются работники, оформленные по гражданско-правовым договорам, а фактически имеющие трудовые отношения с работодателем, а также работники, не имеющие легально оформленных трудовых договоров.

Отдельное внимание уделяется вопросам своевременной выплаты заработной платы, в том числе имеющимся задолженностям по выплате зарплаты.

К сведению: по данным, приведенным на официальном сайте Роструда, задолженность по заработной плате снижается. В 2016 году силами Роструда было выплачено около 25 млрд руб. задержанной зарплаты. Это на 20% больше, чем за 2015 год.

Также проводится оперативный мониторинг компаний, имеющих задолженность по заработной плате, в котором учитывают данные не только о просрочках, но и одновременно об их погашениях. При этом перечень предприятий, на которых ситуация с задолженностью поставлена на контроль в Роструде, значительно шире круга предприятий, предоставляющих сведения о задолженности в Росстат. Также проводятся совещания с руководителями и владельцами предприятий-должников с участием представителей власти. Минтруд сейчас готовит большой пакет законодательных предложений на эту тему.

Что касается еще одного важного направления проверок ГИТ – выявления неоформленных работников, сегодня разработана методика по борьбе с этим явлением – определенный алгоритм внутреннего взаимодействия между органами госвласти. ГИТ активно работает с региональными межведомственными комиссиями, на которые возложены функции по снижению неформальной занятости, со Следственным комитетом РФ, с прокуратурой.

Сегодня активно обсуждается введение в действующее законодательство электронного трудового договора в частности и кадрового делопроизводства в электронной форме в целом, что также должно способствовать легализации работников, хотя данная проблема является многогранной.

Виды проверок.

Проверки ГИТ бывают плановыми и внеплановыми, а также документарными и выездными.

Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом, который можно найти на официальном сайте Роструда на текущий год.

Внеплановые проверки проводятся только при наличии соответствующих оснований:

истечение срока исполнения работодателем выданного ранее предписания;

поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе работников организаций, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации;

распоряжение руководителя Роструда, требования прокурора.

Обратите внимание: по данным Роструда, в 2016 году территориальными органами ГИТ было проведено более 136 000 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Из общего количества проверок в плановом порядке было проведено 18 000 проверок, или 13,2%, все остальные проверки проводились во внеплановом порядке и составили 86% от общего количества осуществленных проверок.

В ходе проведенных в 2016 году всех надзорных мероприятий, в том числе расследований несчастных случаев на производстве, было выявлено свыше 478 000 случаев нарушения трудового законодательства.

Сроки проведения проверки.

По общему правилу срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. Для субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем в два раза.

Результаты проверки.

По окончании проверки инспектор составляет акт. Решения, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы в вышестоящий орган ГИТ или в суд.

Напомним, что инспекторы ГИТ вправе в том числе выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке, а также направлять в суды требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.

Риск-ориентированный подход.

С 2017 года введен риск-ориентированный подход в отношении проверок работодателей трудовой инспекцией. Деятельность работодателей подлежит отнесению к определенной категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

Проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории высокого риска – один раз в два года;

для категории значительного риска – один раз в три года;

для категории среднего риска – не чаще чем один раз в пять лет;

для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в шесть лет;

для категории низкого риска – не проводятся.

Установлен специальный порядок отнесения деятельности юридических лиц к определенной категории риска на основании соответствующих критериев. При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица считается отнесенной к категории низкого риска.

Для юридических лиц предусмотрен коэффициент устойчивости их добросовестного поведения (Ку), который рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:

наличие несчастных случаев;

наличие факта задолженности по заработной плате;

наличие факта назначения административных наказаний.

При отсутствии назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки принимается решение о понижении категории риска до следующей категории риска.

При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за три года, предшествующих текущему, категория риска, присвоенная деятельности юридического лица, повышается до категории высокого риска.

Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:

данных ведомственной отчетности о результатах надзорно-контрольной деятельности, представленных территориальными органами Роструда за три года, предшествующих текущему;

сведений о травматизме за три года, предшествующих текущему;

сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.

В ведомственной отчетности о деятельности ГИТ в субъектах РФ содержатся сведения об административных правонарушениях, в том числе возбужденных органами прокуратуры.

Категория риска может быть пересмотрена на основании соответствующего решения должностного лица ГИТ. По запросу юридического лица ГИТ должна предоставить ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории риска, в срок, не превышающий 15 рабочих дней. Юридическое лицо также вправе подать в установленном порядке в ГИТ заявление об изменении присвоенной ранее его деятельности категории риска.

Профилактические мероприятия.

Приказом Роструда от 31.01.2017 № 32 утверждены программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Рострудом, и план-график данных профилактических мероприятий на 2017 год.

Сегодня акцент от проверок хозяйствующих субъектов представителями ГИТ смещается в сторону проведения профилактики нарушений трудового законодательства.

Заявлены следующие цели программы:

повышение прозрачности федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

предупреждение нарушения подконтрольными субъектами установленных норм и правил в сфере регулирования трудовых отношений, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;

разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Профилактические мероприятия позволят решить следующие задачи:

формирование единого понимания обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, у всех участников контрольно-надзорной деятельности;

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников.

По мнению представителей Роструда, действующая модель контрольно-надзорной деятельности в сфере труда требует изменения для приведения в соответствие современным потребностям общества и происходящим технологическим изменениям. Эта ситуация обусловлена рядом взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, к которым относятся:

недостаточность применения государственными инспекторами труда мер предупредительного и профилактического характера;

низкий охват проверочными мероприятиями подконтрольных субъектов. Сегодня Роструд может обеспечить проверку лишь около 1,6% всех подконтрольных субъектов. Вместе с тем согласно документам Международной организации труда необходимый охват подконтрольных субъектов проверками должен быть обеспечен на уровне 15 – 20%.

По результатам социологических исследований зафиксировано возрастание количества добросовестных работодателей, стремящихся обеспечить в полном объеме соблюдение требований трудового законодательства на своем предприятии (организации). Это приводит к росту потребности в оказании консультационной и методической помощи таким работодателям по вопросам соблюдения трудового законодательства в целях его правильного применения.

Как заявлено Рострудом, основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая может быть осуществлена посредством социологического исследования.

Действия налоговых органов

Итак, если проверка представителей Роструда закончилась выявлением фактов нарушения трудового законодательства, о которых говорилось выше, то эти сведения будут переданы в налоговый орган. Дальше возникает вопрос о том, что с этой информацией будут делать налоговики.

В данном случае велика вероятность проведения выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика. Ведь согласно Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников. К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная. К этой информации относится и информация, полученная от ГИТ.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Соответственно, если в ходе проверки учреждения представителями Роструда были выявлены нарушения трудового законодательства, включая работников, с которыми не были оформлены трудовые отношения, то налоговики получат информацию о нарушении налогового законодательства в виде неисполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ и плательщика страховых взносов, что, безусловно, повлечет за собой выездную налоговую проверку учреждения.

В настоящее время действует соглашение между ФНС и Рострудом об информационном взаимодействии в целях получения информации о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату (НДФЛ) и страховые взносы в установленные сроки.

Если при проверках трудовой инспекцией будут выявлены случаи, когда работники, оформленные по гражданско-правовым договорам, фактически имеют трудовые отношения с работодателем или отношения с ними не оформлены никак, то эти сведения будут переданы налоговым органам. В свою очередь, налоговики примут меры, направленные на пресечение нарушений налогового законодательства, то есть будут готовиться к внеплановой выездной налоговой проверке.

Отметим, что сегодня представители Роструда при проведении проверок используют риск-ориентированный подход к работодателям, деятельность которых условно делится на четыре категории риска – высокий риск, значительный, средний и низкий. В зависимости от категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять от 2 до 6 лет. В отношении хозяйствующих субъектов, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, плановые проверки проводиться не будут совсем. По данным Роструда, ежегодно будет планово проверяться около 10 000 – 15 000 предприятий.

Если в ГИТ обратился уволенный работник, скорее всего-с жалобой на неправомерное удержание денег при увольнении, что имеет право проверять ГИТ?
Понятно что документы общего характера: ПВТР, положения об оплате и т.д.-то, что относится ко всем работникам
Вправе ли инспектор шастать по фирме и выискивать "сопутствующие нарушения", в отношении тех работников, кто не жаловался?
Ну-те же самые нарушения в организации рабочего места, проверять договоры и выплаты других сотрудников и т.д.?

И еще-в уведомлении не указано конкретно что она будет проверять
Просто :
поступило обращение такого то по нарушению в отношении него трудового законодательства, в связи с обращением планируется выездная внеплановая проверка по указанному вопросу.


7 июня 2017 15:23
Анна_Сергеевна

Энциклопедия решений ГАРАНТ. Истребование трудовой инспекцией документов и информации

Перед началом проведения каждой проверки одновременно с копией распоряжения о проведении проверки работодателю (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) направляется запрос с требованием представить трудовому инспектору необходимые для проведения проверки документы. Запрос направляется любым доступным способом, подтверждающим получение его работодателем (нарочным, заказным письмом с уведомлением, посредством факсимильной связи и т.д.).

При документарной проверке истребуемые документы работодателю необходимо представить в государственную инспекцию труда по месту её нахождения в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя (уполномоченного должностного лица) юридического лица или индивидуального предпринимателя (ч. 6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). При проведении выездной проверки работодатель представляет по месту своего нахождения оригиналы запрашиваемых документов инспектору для ознакомления, а также предоставляет их заверенные копии (ч. 5. ст. 12 Закона N 294-ФЗ, абз. третий части первой ст. 357 ТК РФ).
Трудовая инспекция не вправе требовать у проверяемого работодателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, нотариального заверения копий представляемых документов, а также изымать оригиналы таких документов (ч. 7 ст. 11, п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 51 Регламента N 354н).

В частности, если предметом проверки является исполнение работодателем выданного государственной инспекцией труда предписания, то инспектор вправе требовать только сведения и документы, подтверждающие выполнение данного предписания (ч. 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Когда же проверка проводится по обращению одного работника о нарушении его трудовых прав, то инспектор труда вправе требовать документы и информацию в отношении только этого работника. Однако бывают случаи, когда работник просит не сообщать работодателю об источнике жалобы (часть вторая ст. 358 ТК РФ) либо проверка проводится по обращению гражданина, который никогда не являлся работником проверяемого работодателя. В таких случаях в целях соблюдения конфиденциальности, а также для установления факта отсутствия трудовых отношений между заявителем и проверяемым работодателем инспектор запрашивает и исследует документы по всем работникам.

При проведении проверки проверяющие не вправе требовать представления документов и (или) информации, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ), а также требовать представления документов, информации до даты начала проведения проверки (п. 9 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).
Также при проведении трудовой инспекцией плановой проверки в любой форме (документарной или выездной) не предусмотрена обязанность использования проверочных листов (списков контрольных вопросов), поскольку несмотря на применение риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора за соблюдением трудового законодательства, Положение N 875 такое требование не содержит (ч.ч. 11.1 и 11.2 ст. 9, ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806).


При проведении документарной проверки максимальный срок, в течение которого работодатель обязан представить указанные в запросе документы и письменную информацию, - 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). В рамках проведения выездной проверки законодательство не устанавливает срок, который дается работодателю для предоставления инспектору запрашиваемых документов и информации. Этот срок зависит от объема истребуемых документов и не может превышать максимального срока предоставления документов, установленного для документарной проверки, - 10 рабочих дней. Как правило, при выездной проверке работодателю дается на это несколько дней. Конкретный срок и место представления указывается инспектором непосредственно в самом запросе. Если в указанный срок запрашиваемые документы не представлены либо представлены в неполном объеме или в искаженном виде, то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ст. 19.7 КоАП РФ.

В отличие от налоговых проверок, в отношении трудовых
проверок законодательство не устанавливает ограничений по
временному периоду, за который инспекторы могут проверить
документы работодателя. Поэтому трудовые инспекторы вправе
запросить необходимые для проведения проверки документы за любой
период, в том числе и в отношении уже уволившихся работников.


Вместе с тем, запрашивая документы, инспектор труда должен учитывать сроки хранения работодателем кадровых документов, которые предусмотрены разделом 7 "Трудовые отношения" и разделом 8 "Кадровое обеспечение" Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 N 558 (далее - Перечень). Так, для каждого вида документов предусмотрен свой срок хранения: личные дела, трудовые договоры и личные карточки работников должны храниться в течение 75 лет (п.п. 656-658 Перечня). А приказы о дисциплинарных взысканиях, ежегодных оплачиваемых отпусках, краткосрочных командировках, расчетные документы на выдачу заработной платы (при условии проведения проверки (ревизии)) и табели учета рабочего времени хранятся в течение 5 лет (п.п. 19, 412, 586 Перечня).

В случае невозможности предоставления каких-либо документов из списка запрашиваемых, в том числе по причине их уничтожения в связи с истечением срока хранения, работодателю необходимо представить инспектору письменные пояснения с указанием причин их отсутствия. Для подтверждения своевременного и полного исполнения обязанности по предоставлению истребуемых документов работодателю следует составить сопроводительное письмо за подписью руководителя, в котором перечислить все передаваемые документы, а также изложить всю необходимую письменную информацию по запросу. Сопроводительное письмо составляется в двух экземплярах, первый экземпляр которого вручается инспектору труда вместе с документами, а на втором экземпляре инспектор ставит отметку об их получении.

Если же работодатель полностью игнорирует законные требования инспектора о представлении документов и препятствует проведению проверки, то в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ инспектором направляется запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае представить их для проведения проверки все же придется.

А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).

Читайте также: