Какие мероприятия по обеспечению экологической безопасности

Обновлено: 25.06.2024

Проектом предусматривается комплекс природоохранных мероприятий по оздоровлению природной среды.

Мероприятия по охране воздушного бассейна

Мероприятия по оздоровлению воздушного бассейна по промышленному комплексу:

1. Существующие промышленные предприятия будут развиваться в основном в пределах сложившихся промышленных зон с ограниченным расширением. Новые предприятия будут размещаться на новых промышленных площадках.

2. Реконструкция старых предприятий с обязательным внедрением передовых технологий на современном оборудовании.

3. Установка пылегазоочистного оборудования на всех источниках выбросов загрязняющих веществ.

4. Проведение экореконструкции существующих промпредприятий. Экореконструкция промышленных предприятий предусматривает в первую очередь внедрение комплекса мероприятий по минимизации экологического ущерба от деятельности этих предприятий.

Доведение технического уровня существующих дорог в соответствии с ростом интенсивности движения;

Реконструкция наиболее загруженных участков дорог на подходах к городам и крупным населенным пунктам:

Строительство обходов с целью выноса из городов и населённых пунктов транзитных потоков:

Обеспечение подъездов к транспортным коммуникациям, важнейшим узлам и терминалам магистральных видов транспорта;

Оптимизация движения автотранспорта в городах;

Перевод автотранспорта на газовое топливо.

Мероприятия по энергетике

Ликвидация маломощных неэффективных котельных, работающих на угле.

Строительство малых ТЭЦ в первую очередь в районах не обеспеченных природным газом. При этом должна быть использована современная технология сжигания угля в кипящем слое, что значительно улучшает экологические показатели по сравнению с традиционными способами сжигания угля. Зола и шлак оставшиеся после такого сжигания могут быть использованы в строительстве (автодороги и т.д.). Строительство этих ТЭЦ должно определяться в схемах теплоснабжения.

Использование в качестве основного топлива для объектов теплоэнергетики природного газа местных месторождений для строительство небольших ТЭЦ;

Использование нетрадиционных возобновляемых видов энергии (НВИЭ).

Для производства электроэнергии могут использоваться в первую очередь энергия солнца, ветра и малых рек. В настоящее время в области действуют солнечные установки с общей площадью СК около 0,8тыс.м2 (в России -10тыс.м2). В части ветроэнергетики в Ростовской области можно отметить сооружение в п.Маркинское Цимлянского района демонстративно-промышленной установки ветроэлектрстанции мощностью 300кВт, построенной по совместному Российско-Германскому проекту.

На селитебных территориях предусматривается:

1. Максимальное озеленение поселковых территорий, в том числе санитарно-защитных зон.

2. Улучшение рекреационных условий проживания населения путем сохранения и создания зеленых зон, что имеет важнейшее значение для улучшения экологической обстановки и создания более привлекательного облика поселков.

3. Благоустройство дорог в населённых пунктах.

Основные санитарно-гигиенические, противоэпидемиологические и оздоровительные мероприятия предусматривают:

1. Обеспечение нормируемых санитарно-защитных зон при размещении новых и реконструкции (техническом перевооружении) существующих производств, в соответствии с СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Новая редакция от 25 сентября 2007 №74).

2. Организация СЗЗ от объектов:

коммунально-бытовых (кладбища, скотомогильников, канализационных очистных сооружений, свалок, полигонов ТБО).

3. Организация зон санитарного разрыва:

Мероприятия по охране водных ресурсов

Охрана водных ресурсов включает следующие аспекты:

соблюдение специальных режимов на территориях санитарной охраны водоисточников и водоохранных зонах водоёмов,

Мероприятия по охране поверхностных вод

Обеспечение населения качественной водой в необходимых количествах.

1. Восстановление и реконструкция централизованных и децентрализованных систем водоснабжения, обустройство их СЗЗ, прокладка новых и ремонт ветхих водопроводных сетей.

2. Для обеспечения водой сельских населённых пунктов в малообеспеченных районах намечаются мероприятия по строительству и реконструкции групповых сельских водопроводов:

Рациональное использование водных ресурсов включает внедрение комплекса мероприятий по экономии питьевой воды всеми потребителями

установка водоизмерительных приборов на всех сооружениях водоподачи, включая внедрение систем поквартирного учёта воды,

Охрана водных ресурсов от загрязнения связана, прежде всего, с решением вопроса строительства очистных сооружений, там, где они отсутствуют и реконструкцией тех, которые работают неэффективно.

для предотвращения дальнейшего загрязнения р.Дон строительство новых и модернизация существующих очистных сооружений канализации в гг.Ростов-на-Дону, Семикаракорске, Константиновске, ст.Багаевской, г.Новочеркасске, г.Аксае и в других населенных пунктах, сбрасывающих сточные воды в притоки р.Дон.

строительство и модернизация очистных сооружений во всех населенных пунктах, сбрасывающих сточные воды в водоёмы Приазовья – с.Чалтырь, г.Таганрог, зоны отдыха в Азовском районе на Таганрогском заливе.

строительство систем водоотведения в с.Чалтырь, с.Куйбышево с.Родионово-Несветайское и других сельских населённых пунктах и зонах отдыха.

Охрана от вредного воздействия вод

1.Выполнение муниципальными образованиями первоочередных противопаводковых мероприятий за счет субсидий областного бюджета (перечень мероприятий в разрезе муниципальных образований ежегодно уточняется);

2.Для улучшения пропускной способности рек в паводочный период предусматривается:

расчистка р.Тузлов и устьевого участка р.Крепкая у ст.Большекрепинская Родниково-Несветайского района

расчистка водотоков р.Тузлов на всём протяжении в Аксайском, Мясниковском, Родионово-Несветайском районах, р.Миус в Неклиновском, Матвеево-Курганском районах.

3.Укрепление берегов рек на р. Миус в Неклиновском районе, р.Мертвый донец в Мясниковском районе, р. Тузлов в зонах рекреации в Мясниковском районе, берега Таганрогского залива в местах предполагаемых зон отдыха.

Безопасность гидротехнических сооружений

Проведение декларирования безопасности гидротехнических сооружений поднадзорных объектов, аварии на которых могут привести к возникновению аварийных ситуаций.

Строгий надзор и контроль состояния и эксплуатации ГТС.

Осуществление мониторинга за ГТС.

Проведение наблюдения за состоянием мелиоративных насосных станций.

Организация водоохранных зон

для рек Дон, Мокрый Еланчик, Еланчик, Миус, Крынка, Самбек, Тузлов, Аксай, Кагальник, Мокрая Чумбурка, Ея – 200м,

Обустройство водоохранных зон и прибрежных полос предусматривает:

Мероприятия по охране подземных вод

Основными аспектами охраны подземных вод являются охрана от загрязнения и истощения.

соблюдение зон санитарной охраны на водозаборах и скважинах;вынос из II пояса ЗСО всех потенциальных источников загрязнения;

при выборе площадок для размещения объектов - потенциальных загрязнителей необходимо проводить обоснование с точки зрения охраны подземных вод и оценку влияния объекта на подземные воды и геологическую среду.

Мероприятия по охране почв

1. Проведение мероприятий по борьбе с водной и ветровой эрозией, дегумификацией, вторичным засолением и переувлажнением, загрязнением химическими токсикантами.

2. Защита почв сельскохозяйственных угодий от загрязнений тяжелыми металлами.

3. Принятие Закона об ответственности землепользователей за уровень плодородия и состояние почв.

Организация системы управления отходами производства и потребления.

2. Проектом предлагается использование двухэтапной системы вывоза бытовых отходов из сельских поселений на межмуниципальные полигоны ТБО.

1) Модернизация полигонов ТБО

Родионо-Несветайский р-н – реконструкция несанкционированной свалки в районе с. Большекрепинское в полигон ТБО;

2) Строительство новых полигонов ТБО

Мясниковский р-н – строительство межмуниципального полигона ТБО пл№1, полигон ТБО Петровка, полигон ТБО Султан-Салы, полигон ТБО Несветай;

Октябрьский р-н – для поселений Красюковский и Персиановский - строительство нового полигона, для Кривянского и Бессергеньевского – новый полигон ТБО г. Новочеркасска;

3) Ликвидация и вынос свалок

4) Рекультивация и санация мест несанкционированных свалок бытовых отходов.

5) Организация мусороперегрузочных станций (МПС)

7) Проведение организационных мер для увеличения доли использования утильных фракций ТБО:

создание нормативно-законодательной базы, обязывающей юридические лица (промышленные предприятия, торговые центры, магазины, оптовые рынки, банки) осуществлять вывоз отходов на центры сбора и первичной обработки.

8) Ликвидация неорганизованных свалок.

9) На промышленных предприятиях проведение мероприятий по усовершенствованию технологических процессов, чтобы свести образование отходов к минимуму.

10) При строительстве новых промышленных предприятий учитывать количество и состав образующихся отходов, а также возможные методы утилизации.

11) Ликвидация мест несанкционированного хранения пестицидов с просроченным сроком годности и запрещённых к применению.

Мероприятия по инженерной подготовке

Мероприятия по инженерной подготовке в населённых пунктах имеющие локальный характер:

1) организация и очистка поверхностного стока;

2) регулирование русел и стока водотоков;

3) противооползневые мероприятия;

4) подтопление и заболачивание территорий;

5) благоустройство оврагов

Охрана леса

1) Довести лесистость территории юго-западных районов до 2-2,5%.

2) Рассмотреть вопрос возможности перевода части земель, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения (маломощной пашни) для увеличения площадей лесов, в целях нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Проведение дополнительных научных исследований и выборка территорий.

3) В районе южного побережья Таганрогского залива заложить новые лесопарки и организовать озеленение рекреационных зон, используя опыт Должанской станции Краснодарского края.

4) Отнести земли городских лесов, которые имеют особое природоохранное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение к особо охраняемым природным территориям.

5) Первым шагом к формированию зеленых зон городов юго-западных районов области должны стать ветрозащитные лесополосы.

6) В районе проектируемой игорной зоны предусматривается организация лесопарков площадью 150-200га.

Мероприятия по организации особо охраняемых природных территорий (ООПТ)

1. Увеличение площади ООПТ на территории агломерации на первую очередь на 1600 га при этом общая площадь составит – 35145,5га (2,3% площади рассматриваемой территории).

2. На расчетный срок с включением в ООПТ ГРООХ и частично заказников (комплексные заказники) площадь ООПТ составит 4-5 % площади районов.

3. Создание серии новых природных парков (ПП) с целинными степными экосистемами. Выявление и организация системы степных ПП должна охватывать все районы области.

5. Создание единого зеленого пояса по поймам рек для предотвращения угнетения и поглощения плотной застроенной территорией агломерации природной композиции окрестностей населенных пунктов (см.Охрану ландшафтов).

Безопасность окружающей среды – это общая забота государства, общества и бизнеса. Поэтому соблюдение требований экологической безопасности становится обязательным условием, которое установлено для компаний действующим законодательством. Оно предполагает достаточно длинный список мер, которые требуется реализовывать в компаниях. В противном случае нарушителя ждет административная ответственность за нарушение требований экологической безопасности.

Нормативная база

Современные требования к экологической безопасности зафиксированы в целом ряде правовых актов. Основными из них становятся:

  • федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды с последними изменениями, включая те из них, которые были внесены федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ;
  • федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, регулирующий порядок обращения с отходами производства и потребления;
  • федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, устанавливающий общие правила лицензирования в Российской Федерации;
  • Кодекс об административных правонарушениях, который определяет санкции за нарушение действующего законодательства в области благополучия окружающей среды;
  • другие нормативные документы.

Нормативы, содержащиеся в перечисленных правовых актах, дифференцированы в зависимости от области деятельности компании, степени интенсивности его влияния на экологию и иных факторов.

Общие требования экологической безопасности в организации

В соответствии с нормами действующего законодательства предприятие, работа которого оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обязано:

  • получить разрешение на осуществление выбросов в атмосферу;
  • поставить имеющиеся производственные объекты, которые оказывают такое негативное воздействие, на государственный учет;
  • внести установленную законом плату за оказание отрицательного воздействия на экологию;
  • составить паспорт отходов производства, отвечающий их классу;
  • получить лицензию для ведения работ, которые в соответствии с действующими правовыми нормами относятся к категории лицензируемых;
  • регулярно направлять отчетность в контролирующее государственное ведомство, в роли которого выступает Росприроднадзор, учитывая требования экологической безопасности при строительстве или другом виде деятельности, которым занимается компания;
  • назначить сотрудников, которые будут отвечать за систему экологической безопасности предприятия, и провести их подготовку в соответствии с действующими требованиями;
  • провести комплексный экологический аудит компании;
  • на основании результатов проведенного аудита разработать программу экологического контроля за работой предприятия и необходимые сопроводительные документы.

Порядок действий в рамках каждого направления определяется профилем работы организации, а также характером ее влияния на экологию.

Экологический аудит и выявление характера влияния на окружающую среду

Чтобы выяснить, какие требования безопасности труда и экологической безопасности актуальны для конкретного предприятия, его руководству следует выполнить комплексный экологический аудит. В рамках этого вида контроля определяются основные параметры деятельности компании и производится его классификация по критериям, установленным действующим законодательством. Основными видами негативного воздействия на экологию (НВОС) считаются:

  • выбросы вредных и загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сбросы вредных веществ и соединений в водоемы;
  • размещение промышленных и иных отходов в почвах.

Для осуществления каждого из перечисленных действий организации необходимо получать соответствующее разрешение. Порядок их оформление регламентирован приказами ответственного государственного органа, в роли которого выступает Минприроды.

Постановка на учет

Требования охраны труда и экологической безопасности указывают, что любой производственный объект, который оказывает на природные объекты хотя бы один из видов воздействия, перечисленных выше, подлежит обязательной постановке на государственный учет. Такое требование установлено п. 1 ст. 69.2 7-ФЗ. Для дифференциации уровня негативного влияния объекта на благополучие окружающей среды ему присваивается одна из категорий.

Категорирование таких объектов производится с учетом критериев, определенных ст. 4.2 7-ФЗ. В их список входят производственная отрасль, к которой относится конкретное предприятие интенсивность негативного влияния генерируемых им отходов на экологию, особенности технологического цикла и иные факторы. С учетом этих критериев все действующие производственные объекты дифференцируются на четыре категории:

  • I – предприятия, оказывающие значительное отрицательное действие на благополучие окружающей среды;
  • II – предприятия с умеренным уровнем отрицательного действия;
  • III – предприятия с незначительным уровнем такого влияния;
  • IV – предприятия с минимальным уровнем такого воздействия.

В зависимости от присвоенной категории определяются обязанности компании в отношении соблюдения требований природоохранного законодательства. При этом компании IV категории освобождены от большинства обязанностей в этой области. А вот предприятия I-II категорий, напротив, несут повышенную ответственность. Так, компании I категории обязаны оформлять комплексное экологическое разрешение для своей деятельности. А компании II категории должны составлять декларацию о характере влияния на окружающую среду.

Составление паспорта отходов

Еще одно важное требование к экологической безопасности к производству – составление паспорта отходов. Как и сами предприятия, они делятся на пять категорий, зависящих от уровня опасности для окружающей среды. Порядок составления такого документа определен отдельным правовым актом: постановлением Правительства от 16.08.2013 № 712. Паспорта потребуется составлять на отходы I-IV классов. Для отходов V класса, которые оказывают минимальное воздействие на экологию, разрабатывать паспорт или сертификат соответствия требованиям экологической безопасности не требуется.

Лицензирование деятельности при обращении с отходами

Требования пожарной экологической безопасности и лицензионного законодательства устанавливают, что обращение с опасными отходами относится к категории лицензируемых видов деятельности. Компаниям нужно оформлять особое разрешение на то, чтобы осуществлять следующие операции с отходами производства и потребления:

  • сбор;
  • перевозка;
  • любой вид утилизации, включая рециклинг, регенерацию и рекуперацию;
  • размещение, включая хранение и захоронение;
  • обезвреживание;
  • обработка.

Единственное направление работы с этим типом материалов, которое не требует оформления лицензии, – это накопление, то есть временное размещение отходов на спецплощадках, которые оборудованы согласно установленным требованиям. При этом срок такого размещения не может превышать 6 месяцев.

Назначение ответственного за экологическую безопасность

Основной объем ответственности за соблюдение нормативов актуального законодательства по экологической безопасности возлагается на руководителя организации. Однако он вправе делегировать свои полномочия сотруднику, который прошел соответствующую подготовку и имеет необходимую квалификацию, либо создать на предприятии профильную службу, состоящую из нескольких таких работников.

Квалификационные нормативы для специалистов такого профиля определены приказом Минтруда от 31.10.2016 № 591н. В зависимости от профиля предприятия сотруднику может потребоваться:

  • прохождение общей экологической подготовки с учетом специфики деятельности организации;
  • обучение по обращению с отходами производства и потребления, генерируемыми предприятием.

Работодатель по своему выбору вправе осуществить установление избыточных требований в области экологической безопасности к специалисту, если считает, что они обеспечат более действенное выполнение работ в этой области и повысят уровень экологической безопасности организации.
Кроме этих вариантов, работодатель также вправе решить вопрос с обеспечением экологической безопасности своей компании посредством заключения договора со сторонней организацией, работающей по этому направлении, либо договора гражданско-правового характера со специалистом этого профиля, имеющим необходимые навыки и знания. Окончательное решение по этому вопросу остается на усмотрение работодателя.

Санкции за несоблюдение требований действующего законодательства

За нарушение требований экологической безопасности действующим законодательством предусмотрена серьезная ответственность. Она зависит от того, какие именно требования правовых актов были нарушены виновником:

  • несогласованное осуществление выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без оформления разрешительной документации карается санкциями, предусмотренными частью 1 статьи 8.21 КоАП. По этой статье организация может быть оштрафована на сумму до 250 тысяч рублей. Такое наказание могут заменить остановкой работы предприятия в административном порядке на срок до 90 суток;
  • несанкционированное осуществление сбросов в водный объем представляет собой правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 8.13 КоАП. Максимальный штраф за такое нарушение для юридических лиц достигает 300 тысяч рублей;
  • незаконное размещение опасных отходов производства и потребления на территориях предусмотрено статьей 8.2 КоАП РФ. Такое нарушение влечет за собой возможность наложения административного штрафа размером до 250 тысяч рублей либо остановку работы организации на срок до 90 суток.

Помимо самого штрафа за осуществление незаконных действий, компании также придется возместить вред, нанесенный в результате ее несанкционированных действий благополучию окружающей среды.

Экологические документы предприятия отражают всю деятельность по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды. Они делятся на несколько групп:

  • приказы руководителя предприятия;
  • планы и программы;
  • инструкции;
  • журналы учета;
  • отчеты;
  • декларации и расчеты;
  • паспорта.

Базовое законодательство

Документы по экологии на предприятии составляются в соответствии с требованиями Федеральных законов:

Обратите внимание, что с 1 января 2021 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496, в соответствии с которым начнут действовать новые:

  • Правила учета в области обращения с отходами;
  • Порядок предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов;
  • Требования к объектам захоронения и утилизации отходов;
  • Правила лицензирования деятельности по обращению с отходами I–II и III–V классов опасности.

Соответственно изменится и перечень документов предприятия по экологии.

Нормативные документы по экологии на предприятии

При разработке документов по экологии учитывается специфика организации, в статье мы постараемся дать наиболее полный список экологических документов, необходимых на предприятии.

  • за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • за организацию и осуществление производственного экологического контроля;
  • за эксплуатацию газоочистных установок — ГОУ, ведение паспорта ГОУ. При наличии газоочистных установок разрабатывается инструкция по их эксплуатации, а также документация, которая обеспечивает соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования по очистке воздуха.
  • программа производственного экологического контроля — разрабатывается экологом предприятия или специализированной организацией;
  • программа повышения экологической эффективности;
  • план мероприятий, направленных на охрану окружающей среды;
  • программа проведения техобслуживания, осмотров, проверки показателей и планового ремонта ГОУ;
  • план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеоусловий;
  • программа создания системы автоматического контроля выбросов/сбросов загрязняющих веществ.
  • стационарных источников выбросов вредных веществ в воздух и их характеристик;
  • выполнения мероприятий по защите атмосферного воздуха;
  • работы газоочистных и пылеулавливающих установок;
  • водопотребления;
  • водоотведения;
  • качества сбрасываемых сточных вод;
  • принятых отходов;
  • переданных отходов;
  • учета в области обращения с отходами.

Журналы относятся к первичной учетной документации.

В документах по экологии для предприятий 3 категории должны быть расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов только для высокотоксичных веществ, а также для веществ, которые обладают канцерогенными, мутагенными свойствами. Для отходов, которые образуются на объектах 3 категории, нормативы в обязательном порядке не рассчитываются.

Документы по экологической безопасности на предприятии также включают разрешение на пользование природными объектами (например, водным объектом для сброса сточных/дренажных вод), на выброс вредных веществ в атмосферу, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов предельно допустимых выбросов санитарным правилам. При пользовании водными объектами обязательно составляется Схема размещения мест сброса сточных и (или) дренажных вод, которая согласовывается с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов и органами санитарно-эпидемиологической службы.

Обучение руководителей и специалистов экологической службы

Сроки хранения документов по экологии в организации

    Постоянному хранению подлежат:
  • планы мероприятий по охране окружающей среды;
  • экологический паспорт объекта;
  • экологическое страховое свидетельство (до замены новым);
  • годовые статистические отчеты (квартальные хранятся 5 лет);
  • заключения государственной экологической экспертизы на проекты зданий и сооружений с учетом экологической и радиационной безопасности;
  • схемы, планы, паспорта очистных сооружений и стоков;
  • разрешения на выброс загрязняющих веществ;
  • годовые отчеты по выполнению планов по охране окружающей среды;
  • предельно допустимые нормы на выброс загрязняющих веществ;
  • акты проверки предприятий на соблюдение требований природоохранного законодательства;
  • паспорта опасных отходов и документы на ввоз и перемещение их по территории РФ;
  • технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах.

В течение 10 лет сохраняют акты проверки состояния очистных сооружений и обследования сточных вод. Остальные документы хранятся от 3 до 5 лет.

Что нужно сделать по экологии на предприятии.

Чтобы выполнить природоохранные требования, предприятие:

  • получает разрешение – для предприятий с выбросами в окружающую среду (ч. 4 ст. 23 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • ставит объекты с негативным воздействием на окружающую среду на государственный учет (п. 3 ст. 11 Закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ);
  • составляет паспорт на отходы I–IV классов опасности (ст. 14 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ);
  • получает лицензию – для предприятий, которые собирают, транспортируют, перерабатывают, утилизируют, обеззараживают и хранят отходы I–IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ);
  • рассчитывает и перечисляет плату за загрязнение окружающей среды;
  • отчитывается в Росприроднадзор; (ст. 73 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • разрабатывает программу экологического контроля и экологическую документацию.

За нарушение правил экологической безопасности Росприроднадзор привлечет ответственных должностных лиц и организацию к административной ответственности (ст. 23.29 КоАП).

Как оформить разрешительную документацию

До начала хозяйственной деятельности руководитель предприятия или иное лицо, в чьи должностные обязанности входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должны определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).

  • выбросы загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ в водный объект;
  • размещение отходов производства и потребления.

Соответствующие разрешительные документы называются:

  • разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух (Административный регламент, утв. приказом Минприроды от 25.07.2011 № 650);
  • разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (Административный регламент, утв. приказом Минприроды от 09.01.2013 № 2);
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (приказ Минприроды от 25.02.2010 № 50).

Отсутствие необходимых документов при фактическом оказании перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду является основанием для привлечения к административной ответственности:

  • по части 1 статьи 8.21 КоАП за выбросы в атмосферный воздух – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • части 4 статьи 8.13 КоАП за сбросы в водный объект или части 1 статьи 8.14 КоАП – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 руб. и 100 000 руб. (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • статье 8.2 КоАП за размещение отходов – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Если организация оказывает негативное воздействие на окружающую среду и не имеет разрешения, то она обязана возместить вред, причиненный окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и в судебном порядке.

Как поставить объект на государственный учет

При постановке на учет присваивают каждому объекту одну из четырех категорий, от которых зависит количество и характер требований к объекту в области охраны окружающей среды. Например, объекты IV категории освобождены от основных природоохранных обязанностей. На эти объекты не требуется оформлять разрешительную документацию, представлять отчетность, вносить платежи за НВОС, и на этих объектах не проводят плановые проверки в рамках экологического надзора.

Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента ввода в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:

  • в отношении объектов, которые ввели в эксплуатацию после 1 января 2015 года, – в течение шести месяцев с момента введения в эксплуатацию;
  • объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2015 года, – до 1 января 2017 года.

СИТУАЦИЯ

Нужно ставить на учет организацию, у которой единственный вид отходов – бытовой и офисный мусор

Росприроднадзор регистрирует организации, у которых есть объекты негативного воздействия на окружающую среду (ст. 4.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, нельзя считать основанием для постановки на учет в Росприроднадзоре.

Как организовать экологическую службу

Если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, то она включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования. При этом экологическая служба может именоваться отделом, департаментом, управлением и т. д.

Если отдельная служба не создана, то можно выбрать один из двух вариантов определения лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:

  • назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, с обязанностями в области обеспечения экологической безопасности. В этом случае служба охраны труда именуется службой охраны труда, промышленной безопасности и экологической безопасности (охраны окружающей среды);
  • наем лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга. При этом целесообразно назначить должностное лицо, ответственное за вопросы охраны окружающей среды.

Какие требования к экологу

За экологию на предприятии отвечает руководитель, либо он возлагает ответственность на специального работника с высшим образованием – эколога (инженера по охране окружающей среды).

Квалификационные требования к специалисту по экологической безопасности (в промышленности) установлены приказом Минтруда от 31.10.2016 № 591н.

Предусмотрено два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды для отдельных категорий специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:

Пройти оба вида подготовки можно в форме дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в Учебном центре "Строитель".

Если лица, ответственные за экологическую безопасность, и лица, допущенные к обращению с отходами, не обучены, то предприятие несет административную ответственность в соответствии со статьями 8.1, 8.2 КоАП.

  • контролирует соблюдение природоохранных требований;
  • участвует в обучении работников;
  • разрабатывает проекты планов мероприятий по охране окружающей среды и контролирует их выполнение;
  • участвует в экологической экспертизе;
  • участвует в работах по очистке вод, предотвращению загрязнений, выбросов, уменьшению технологических отходов и т. д.;
  • следит за соблюдением правил охраны природы и состоянием окружающей среды в районе предприятия;
  • участвует в расчете экологических платежей;
  • составляет техническую документацию;
  • участвует в проверке соответствия оборудования природоохранным требованиям;
  • составляет экологическую отчетность.

Такие правила следуют из части 1 статьи 73 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, части 1 статьи 15 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, Квалификационного справочника, утвержденного постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37.

Кому и как составить паспорт отходов

На отходы I–IV классов опасности паспорт нужно составить всем предприятиям. На отходы V класса опасности составление паспорта отхода не обязательно. Нужно лишь наличие подтверждения класса опасности, которое выдают по результатам лабораторного биотестирования (п. 4 постановления Правительства от 16.08.2013 № 712).

На каждый конкретный вид отходов заполните индивидуальную форму, которая приведена в постановлении Правительства от 16.08.2013 № 712.

Паспорт отходов I–IV классов опасности составьте на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду (п. 3 постановления Правительства от 16.08.2013 № 712). В случае образования отходов из продукции, утратившей свои потребительские свойства, сведения возьмите из компонентного состава исходника.

В форме паспорта отразите технологический процесс, в ходе которого образовался отход, или процесс утраты продукцией своих потребительских свойств. Укажите рекомендуемый способ переработки отходов, необходимые предосторожности при обращении с данными отходами и возможные ограничения.

Паспорт действует бессрочно (п. 8 постановления Правительства от 16.08.2013 № 712).

ВНИМАНИЕ

Наличие паспорта отхода не освобождает организацию или индивидуального предпринимателя от разработки лимитов на размещение отходов (ПНООЛР).

Заверенные предприятием копии паспортов отходов, а также копии документов, которые подтверждают отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направьте в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности. Документы отправьте любым способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручите их под подпись (п. 7 постановления Правительства от 16.08.2013 № 712).

СИТУАЦИЯ

Как определить класс опасности отходов

Класс опасности отходов определите по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), который введен в действие приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, или с помощью расчетно-экспериментального метода, в случае если отход не включен в классификатор.

  • отходы I класса: чрезвычайно опасные, например ртуть, лампы люминесцентные;
  • тходы II класса: высокоопасные, например отходы серной кислоты, синтетических масел, опилки свинцовые;
  • отходы III класса: умеренно опасные, например пыль цинкосодержащая, шлак плавки меди, смазочно-охлаждающие масла;
  • отходы IV класса: малоопасные, например пыль древесная, бой стекла;
  • отходы V класса: практически неопасные, например солома, зерноотходы.

СИТУАЦИЯ

Как вывозить опасные отходы

Вывозить опасные отходы может как сама организация, так и подрядная лицензированная организация по договору.

Чтобы самостоятельно вывозить отходы, предприятию нужны:

  • лицензия;
  • паспорт отходов;
  • транспортные средства, которые снабжены специальными знаками;
  • документация для транспортирования и передачи отходов, в которой указано количество транспортируемых отходов, цель и место назначения их транспортирования.

Такие правила указаны в статье 16 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ и пункте 30 статьи 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

Если отходы не утилизировать, предприятие могут оштрафовать от 100 000 до 250 000 руб. либо приостановить деятельность до 90 суток (ст. 8.2 КоАП).

СИТУАЦИЯ

Нужно ли заключать договор на утилизацию ртутьсодержащих отходов, если фактически за прошедший год такие отходы не образовывались. На предприятии эксплуатируют ртутьсодержащие лампы

Потребители ртутьсодержащих ламп осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с постановлением Правительства от 03.09.2010 № 681. Если за отчетный период движения отходов не произошло, целесообразно это отразить в журнале, сделав соответствующую запись по итогам отчетного периода. Выход лампы из строя может произойти в любой момент, поэтому потребители таких ламп обязаны своевременно сдать ее на утилизацию в специализированную организацию согласно пункту 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.09.2010 № 681.

Создание условий для улучшения экологической обстановки - процесс долгий, требует согласованности и последовательности действий.

Приоритетными в экологической политике РФ сегодня следующие вопросы:

- обеспечение экологически безопасных условий для проживания;

- рациональное использование и охрана природных ресурсов;

- обеспечение экологической и радиационной безопасности (пдв);

- повышение экологической культуры общества и формирование экологического сознания у людей.

Немаловажную роль в защите окружающей среды отводится мероприятиям по рациональному размещению источников загрязнений. К ним относятся:

1) вынесение промышленных предприятий из крупных городов и сооружение новых в малонаселенных районах с непригодными и малопригодными для сельскохозяйственного использования землями;

2) оптимальное расположение промышленных предприятий с учетом топографии местности и розы ветров;

3) установление санитарных охранных зон вокруг промышленных предприятий;

4) рациональная планировка городской застройки, обеспечивающая оптимальные экологические условия для человека и растений.

В охране окружающей среды важную роль играют службы контроля качества окружающей среды, призванные вести систематизированные наблюдения за состоянием атмосферы, воды и почв для получения фактических уровней загрязнения окружающей среды. Полученная информация о загрязнениях позволяет быстро выявлять причины повышения концентраций вредных веществ в окружающей среде и активно их устранять.

Экономический эффект защиты окружающей среды от загрязнения лишь частично реализуется предприятиями и отраслями, принимающими меры к ограничению вредных выбросов в окружающую среду.

Чтобы максимально снизить уровень загрязнений, выбрасываемых предприятиями, необходимо производить следующие обязательные меры по охране окружающей природной среды (ООС).

Мероприятия по охране окружающей среды заключаются в:

1. Выявлении, оценке, постоянном контроле и ограничении вредных выбросов в окружающую среду, создании природоохранных и ресурсосберегающих технологий и техники.

2. Разработке юридических законов, правовых актов по охране окружающей природной среды, а также материальном стимулировании выполнения требований данных законов и природоохранных мероприятий.

3. Предупреждении ухудшения экологической обстановки и охраны окружающей среды от вредных и опасных факторов путем создания специально выделенных территорий (СЗЗ).

В этот комплекс мероприятий входят:

1) создание и внедрение новых процессов получения продукции с образованием наименьшего количества отходов;

2) разработка различных типов бессточных технологических систем и водооборотных циклов на базе способов очистки сточных вод;

3) разработка систем переработки отходов производства во вторичные материальные ресурсы;

4) создание территориально-промышленных комплексов, имеющих замкнутую структуру материальных потоков сырья и отходов внутри комплекса.

В настоящее время достигнуты успехи в области создания и внедрения безотходной технологии в ряде отраслей промышленности, однако полный перевод народного хозяйства на безотходную технологию потребует решения большого комплекса весьма сложных технологических, конструкторских и организационных задач, основанных на использовании новейших научно-технических достижений. Поэтому до всестороннего внедрения безотходной технологии важными направлениями экологизации промышленного производства следует считать:

1) совершенствование технологических процессов и разработку нового оборудования с меньшим уровнем выбросов примесей и отходов в окружающую среду;

2) замена токсичных отходов на нетоксичные;

3) замена неутилизируемых отходов на утилизируемые;

4) применение пассивных методов защиты окружающей среды.

Пассивные методы защиты окружающей среды включают комплекс мероприятий по ограничению выбросов промышленного производства с последующей утилизацией или захоронением отходов. К их числу относятся:

- очистка сточных вод от примесей;

- очистка газовых выбросов от вредных примесей;

- рассеивание вредных выбросов в атмосфере;

- глушение шума на путях его распространения;

- мероприятия по снижению уровней инфразвука, ультразвука и вибраций на путях их распространения;

- экранирование источников энергетического загрязнения окружающей среды;

- захоронение токсичных и радиоактивных отходов.

Технические меры совершенствования технологических процессов, внедрение очистных сооружений являются ключевым аспектом защиты окружающей среды. Применение способов регулировки оборудования также приводит к уменьшению загрязнения воздуха. Это касается применения сырья, топлива и ведения производственного процесса.

Основные технические мероприятия можно рассматривать по трем направлениям:

1. Абсолютное снижение выбросов загрязняющих веществ: замена источников энергии на более безвредные - газификация, атомная энергетика и дисульфуризация топлива и другие современные способы получения энергии, переход на оборудование с большим КПД;

-применение сырья, содержащего меньше загрязняющих веществ, замена твердых топлив на жидкие и газообразные, оптимизация процесса горения;

-предварительная обработка топлива и сырья - дисульфуризация топлива, отделения золы от угля, производство кокса, применения добавок;

-изменение технологии производства;

-отделение твердых частиц, обезвреживание газообразных продуктов, включая десульфуризацию[5] отходящих топочных газов.

2. Регулирование выбросов по времени, замена максимальных выбросов большим числом малых при чрезвычайных метеорологических условиях:

ограничение процессов или их временная остановка в неблагоприятных условиях;

-постоянный контроль качества горения;

-кратковременное замещение на более чистые виды топлива и сырья (с меньшим содержанием серы);

-применение временных особых мер очистки отходящих газов (мокрых скрубберов).

3. Региональные (локальные) модуляции количества выбросов в целях устранения локальных максимумов:

-перемещение производства энергии из районов с неблагоприятными условиями в периоды экстремальных метеорологических ситуаций;

-исключение размещения новых источников загрязнения на критических по состоянию атмосферы территориях;

-контроль распределения и использования различных типов топлива по его качеству, чтобы ограничить выбросы загрязняющих веществ в отдельных неблагополучных с точки зрения чистоты атмосферы территориях;

-повышение степени распределения загрязняющих веществ на большую площадь путем применения более высоких дымовых труб (технический предел высоты трубы в настоящее время 300 м) с учетом вопросов безопасности, например для авиатранспорта, и международных соглашений.

Эти меры должны учитываться как на стадии проектирования, так и на стадии эксплуатации. Особая роль отводится при этом инспекции организаций, контролирующих предельно допустимые концентрации вредно воздействующих веществ. Для оптимизации защиты атмосферы необходимо изучать, подтверждать и контролировать каждый из этих видов мероприятий. По всем существенным источникам загрязнения решения о минимизации выбросов должны изыскиваться индивидуально на основании исследований регионального и технологического распространения выбросов. При этом необходимо учитывать результаты научных исследований и уровень технического прогресса в этой области знаний. В защите окружающей среды главная роль отводится мероприятиям, приводящим к минимизации выбросов. Это не умаляет роли контроля и мониторинга, которые зависят от количественных критериев, типов источников и соглашений между фактическими и приемлемыми предельно-допустимыми уровнями выбросов.

Улучшение или хотя бы сохранение необходимого качества атмосферного воздуха требует измерения содержания в нем загрязнений с целью:

-получить данные о влиянии на атмосферу различных факторов;

-выявить наличие глобальных изменений в загрязнении приземного слоя воздуха;

-прогнозировать загрязнение атмосферы в зависимости от погодных условий;

-оценить источники выбросов и определить их соответствие требованиям законодательства.

Проблема защиты атмосферы включает комплекс технических и административных мер, прямо или косвенно направленных на прекращение или уменьшение возрастающего загрязнения атмосферы. Реальные результаты могут быть получены лишь при многостороннем комплексном подходе к контролю, определению причин загрязнения и конкретных источников и выявлению возможностей ограничения этих выбросов. Необходимы независимые источники информации, располагающие сведениями о степени загрязнения атмосферы и принимаемых технологических и административных мерах.

На основании постоянного и регулярного контроля, называемого мониторингом, составляется количественная и качественная оценки ситуаций, прогнозы и программы защитных мер.

Прогнозы могут быть составлены с учетом двух направлений предполагаемого развития экономики: пессимистической оценки - допущении о сохранении существующего уровня загрязнений и оптимистической оценки - допущении о снижении их количества, к чему собственно и следует стремиться.

Подсчитано, что капиталовложения на защиту атмосферы и суммарный ущерб от возможных, но предотвращенных загрязнений находятся в соотношении 3:10.

Территориально-технологические проблемы включают как вопросы местоположения источников загрязнения атмосферы, так и ограничения или устранения ряда отрицательных эффектов. Поиск оптимальных решений по ограничению загрязнения атмосферы данным источником интенсифицировался параллельно с ростом уровня технических знаний и промышленным развитием - разработан ряд специальных мер по защите атмосферы. Кроме того, начинается интегрирование процесса поиска оптимальных решений по ограничению эффектов загрязнения атмосферы с комплексным подходом к защите атмосферы, которое рассматривает взаимосвязи между отдельными составляющими окружающей среды.

Придать исследованиям по защите атмосферы целенаправленный характер должна борьба против ее загрязнения, особенно промышленного, а также от транспортных средств и других источников. Они не могут проводиться, например, только ради постановки задач, но должны указывать пути улучшения существующего положения. Таким образом, эта область исследований не может пассивно комментировать сложившуюся ситуацию и делать прогнозы, основывающиеся на данных самих поставщиков загрязнений. Она должна разрабатывать концепции, промежуточные и долговременные планы, а также конкретные программы, направленные на активное ограничение неблагоприятного хода событий, используя при этом кратковременную локальную тактику и долговременную общенациональную стратегию.

Вещества, загрязняющие атмосферу. Считается, что наиболее серьезными загрязнениями являются тяжелые металлы и опасные следовые элементы. В их число входят: свинец (Рb), мышьяк (As), марганец (Мn), ртуть (Hg), сурьма (Sb), никель (Ni), бериллий (Be), бор (В), ванадий (V), кадмий (Cd), литий (Li), цинк (Zn), селен (Se), таллий (Тl), хлор (Сl), кобальт (Со), висмут (Bi), фтор (F), хром (Сr), медь (Сu).

В настоящее время пыль, образующаяся в результате хозяйственной деятельности человека (пыль, зола, сажа, дым), составляет только около 10 % в глобальных выбросах пыли.

Для оценки качества среды обитания разработаны санитарно-гигиенические нормативы и критерии: предельно допустимые концентрации вредных веществ (ПДК) и предельно допустимые уровни физических факторов окружающей среды (ПДУ).

Значения параметров вредных загрязняющих веществ, которые допускаются в качестве безвредных компонентов среды, приведены в табл. 1, 2.

Загрязняющее вещество ПДК, мг/м3, в атмосферном воздухе населенных мест
максимальная разовая среднесуточная
Азот двуокись 0,085 0,085
Ацетон 0,35 0,35
Бензол 1,5 0,8
Метилметакрилат 0,07 0,07
Пыль нетоксичная 0,5 0,15
Ртуть металлическая - 0,0008
Сажа (копоть) 0,15 0,06
Свинец и его соединения - 0,007
Серы двуокись 0,5 0,06
Сероводород 0,08 0,008
Сероуглерод 0,03 0,1
Углерода окись 3,0 1,0
Фенол 0,01 0,01
Фтористые газообразные соединения - -
0,02 0,005
Хлор 0,1 0,003
Акролеин 0,3 0,1

Загрязняющее вещество ПДК, мг/м3, в воздушной среде закрытых помещений
среднесуточная класс опасности
Окись углерода 1,0
Окислы азота 0,04
Формальдегид 0,003
Бензол 0,1
Фенол 0,01
Аммиак 0,04
Сероводород 0,1
Метилметакрилат 0,1
Диметиламин 0,005
Толуол 0,5
Дихлорэтан 1,0
Ацетальдегид 0,01
Ацетофенол 0,003
Ксилол 0,2
Стирол 0,003
Этилбензол 0,02
Ацетон 0,35
Бутилацетат 0,1
Нафталин 0,003
Этилацетат 0,1

Оценка вариантов повышения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта.

Читайте также: