Эсхил как отец трагедии его вклад в развитие жанра общая оценка трагедий созданных до орестеи

Обновлено: 25.06.2024

Таков зародыш трагедии.

Фриних и Пратин в борьбе за судьбу трагедии

Трагический поэт Фриних (ок. 535-470 до н.э.) один из древнейших трагиков после самого Феспида. Существует упоминание, что он был сыном Полифрадмона и прямым учеником Феспида. Первый свой успех в качестве мастера трагедии Фриних отпраздновал в 511 году до н. э. Однако название победившей трагедии не сохранилась.

Отец трагедии

Аристотель сообщает, что именно Эсхил ввёл в трагедию второго актёра (до него на сцене действовали лишь один актёр и хор) , что сокращало партии хора и расширяло диалог, давая возможность вводить и гораздо большее число действующих лиц, поскольку два актёра могли сразу играть несколько ролей.

Патриотические пьесы против Персов

Аллегория битвы при Саламине

Мне две нарядных женщины привиделись:
Одна в персидском платье, на другой убор
Дорийский был, и обе эти нынешних
И ростом, и чудесной красотой своей
Превосходили, две единокровные
Сестры. Одной в Элладе постоянно жить
Назначил жребий, в варварской стране - другой.
Узнав,- так мне приснилось,- что какие-то
Пошли у них раздоры, сын, чтоб спорящих
190 Унять и успокоить, в колесницу впряг
Обеих и надел обеим женщинам
Ярмо на шею. Сбруе этой радуясь,
Одна из них послушно удила взяла,
Зато другая, взвившись, упряжь конскую
Разорвала руками, вожжи сбросила
И сразу же сломала пополам ярмо.

Просительницы

Классическая трагедия: Эсхил, изображение №2

Вкратце, основные темы: (1) девственность женщины = её чистота; (2) кровное родство важнее всего на свете, даже если это кум брата свата троюродной тетки, главное кровинушка то наша; (3) надо чтить божественные законы, а богохульники будут наказаны; (4) женщины немощные ничтожные существа, требующие защиты благородного мужика; (5) чтобы защитить Честь, можно и войну объявить.

Нам известно, что тот же Фриних также разрабатывал этот сюжет и имел, по видимому, целую трилогию о Данаидах; а также отдельные пьесы на эту тему разрабатывали другие современники Фриниха и Эсхила.

Семеро против Фив

«Несносные созданья, вы надеетесь,
Что сможем город отстоять и храбрости
Прибавить сможем войску осажденному,
Перед богами городскими ползая,
Вопя, крича, рассудок потеряв и стыд?
Нет, ни в годину бед, ни в дни счастливые
Я с женщинами дела не хочу иметь.

Одержат верх - наглеют так, что спасу нет,
А в страхе вовсе губят дом и город свой.
Вот и сейчас вы бегаете, мечетесь
И малодушьем заразить готовы всех.
Врагам, что за стенами, это на руку,
А нам самим, по нашей же вине, - в ущерб.

Итак, с точки зрения Эсхила, проклятья и предсказания работают; всем управляет рок, от судьбы не убежишь; вражда между братьями это ужасно; женщины тупые истерички и им место на кухне; полисный патриотизм и семья стоят выше законов города, а за неискупленные грехи отцов должны платить их дети. Вот такая вот картина мира получается у Эсхила всего по первым трем дошедшим пьесам.

Содержание всей трилогии в целом — судьба рода Атридов, в лице его самых известных представителей, Агамемнона и его сына Ореста. Перед Троянским походом Агамемнон приносит в жертву своему честолюбию родную дочь Ифигению; за счёт этого он достигает цели похода и возвращается на родину победителем, но здесь же погибает от руки своей жены Клитемнестры, действующей под влиянием жажды мести за смерть дочери, но ещё и преступной любви к родственнику своего мужа, Эгисфу. Малолетний сын Агамемнона, Орест, не был свидетелем этой расправы: он воспитывался вдали от родины. Когда он вырос, он обратился к Аполлону с вопросом, что же ему делать; и тот приказывает ему помнить прежде всего о долге мести. Повинуясь этому приказанию, Орест убивает мать, но этим навлекает на себя гнев Эриний, богинь мщения, которые отныне не дают ему покоя. Он ищет убежища в Дельфах, в храме Аполлона; здесь бог обещает Оресту не покидать его и велит обратиться к суду Афины. Преследуемый Эриниями, Орест бежит в Афины: сама богиня лично учреждает суд — позднейший Ареопаг, который оправдывает Ореста; умилостивлением оскорбленных Эриний, ставших отныне Эвменидами, кончается трилогия. Но теперь по порядку.

Где властвует женщина,
Там часто желанья важней, чем дела.
Порывиста, нетерпелива женская
Слепая страсть. Недолго и живут
Посеянные женщинами слухи.

Общий мотив презрения к женщинам прослеживается и в теме виновности похотливого желания Елены за смерти греков. Так и в образе Клитемнестры, которая является сильным образом и главным героем, но о которой постоянно говорится, что она душой мужчина, а не женщина (а иначе она не может быть сильным персонажем) . Как говорит доблестный Агамемнон:

Не услаждай речами: я не женщина,
Не нужно предо мной, как перед варваром,
С отверстым ртом сгибаться в три погибели.

Женщина априори ни на что не способна. Но даже сильная Клитемнестра по итогу окажется презреннейшим существом, после того как совершит задуманное преступление. К слову, аристократический бог Аполлон, по версии Эсхила, как оказалось, не слушает плачущих и страдающих. Мужик должен быть спартанцем, говорить лаконично и гордиться своей воинской доблестью. Конечно, есть и мотив, что Агамемнон демонстрирует презрение к почестям и богатству, но даже этот мотив по сути своей лишь повторяет - Спарта это хорошо, потому что спартанцы аскеты и воинам многого не нужно.

Если же попытаться выразить идеи Эсхила попроще, то семья и кровные узы важнее всего, а богов надо почитать. Основные неотвратимые законы судьбы у него постоянно запускаются через какие-то нарушения кровнородственных связей.

В сцене убийства матери, диалог Ореста и Клитемнестры отлично иллюстрирует консерватизм Эсхила, аргументы которые по сегодняшний день в ходу у "мужиков" для оправдания своего отсутствия в домашних делах, воспитании детей и т.д.:

Коль так, ведь и отец твой прегрешал равно.
Ты, дома сидя, не кори воителя.
Разлука с мужем женщине тяжка, мой сын.
Своих домашних кормит муж, уйдя на труд.
Сын, матереубийство замышляешь ты?
Не я убийца: ты казнишь себя сама.

Эринии резко негодуют на умаление их прав. Но Афина говорит, что если яростные богини покажут себя способными ещё и к справедливому милосердию, то её народ, афиняне, начнут чтить Эриний ещё больше, воздвигнув у подножия холма Ареопага святилище, где станут воздавать им поклонение, как богиням уже не только кары, но ещё и милости (Эвменидам). Это новое имя Эриний и дало название трагедии Эсхила.

Орест, преследуемый Эриниями

Так Эринии становятся Эвменидами, доброжелательными богинями, и отправляются в свой новый храм, благословляя при этом город Афины. Эсхил внушает зрителям, что любое убийство должно караться по суровому требованию человеческого закона; но ведающие все тайны сердца боги, всегда находят путь спасения для невинного страдальца, каким якобы и был Орест. Человек должен признавать существование высшей силы, обуздывающей порывы страстей и беззаконные помыслы.

Дитя родит отнюдь не та, что матерью
Зовется. Нет, ей лишь вскормить посев дано.
Родит отец. А мать, как дар от гостя, плод
Хранит, когда вреда не причинит ей бог.

Читайте также: