Где публикуются заключенные на федеральном уровне отраслевые соглашения

Обновлено: 15.05.2024

Риски в сфере трудовых отношений поджидают работодателей с разных сторон. Но если базовые изменения в Трудовом кодексе (ТК) и других законах всегда на слуху, специфичные нормы часто остаются вне зоны внимания, слабо регулируются и часто приводят к спорам. Например, конфликты с профсоюзами. С ними напрямую связана еще одна непростая тема – отраслевые соглашения. Их соблюдать работодатель тоже должен, как и ТК. Чтобы внезапно не получить штрафы, надо ответить на три главных вопроса: кто и как участвует в соглашениях, что это дает компаниям и сотрудникам и можно ли отказаться от участия.

История вопроса берет начало с указа президента РСФСР № 212 от 15.11.1991. Этот документ установил, что соглашения могут подписываться при участии органов власти, объединений работодателей и профсоюзов. Позднее тема закрепилась в ст. 45 ТК, где говорится о различных видах соглашений, а самыми популярными из них стали отраслевые.

Сейчас в России насчитывается около 50 отраслевых соглашений, например в металлургии, дорожном хозяйстве, нефтяном секторе, лесопромышленном комплексе, авто- и железнодорожном транспорте. Их инициатором и куратором выступает, как правило, Минтруд, и на его сайте можно проверять текущий статус документа.

Обязательная вакцинация: что делать работодателям

Само соглашение обычно фиксирует общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации работникам конкретной отрасли. Оно также может регулировать порядок увольнения, режимы труда и отдыха, повышение квалификации, пенсионное страхование и др. По сути же задача одна: предоставить сотрудникам больше льгот по сравнению с теми, что дает закон.

Для примера кратко разберем отраслевое соглашение по строительству и промышленности стройматериалов. В нем описано более 20 дополнительных гарантий работникам. В частности, есть требование о ежегодной индексации, хотя ТК о периодичности не говорит. А разница в окладах между самым высоким и самым низким не должна быть более 4–5 раз.

При работе во вредных условиях надо доплачивать 12–24% тарифной ставки, тогда как ТК говорит о 4%. За профессиональное мастерство сотрудник должен получать надбавку до 25%, а за выслугу лет – до 1,5 месячной ставки. Еще одно правило – привлекать иностранцев можно лишь при отсутствии рабочих в России. При сокращении штата давать один день в неделю на поиск работы, не увольнять в течение года обоих членов семьи. Если произойдет несчастный случай, компания дает компенсацию и другие выплаты сверх того, что установил закон. Наконец, давать отпуск отцу при рождении ребенка, отдых одному из родителей ученика на 1 сентября, компенсировать беременным женщинам покупку витаминов и лекарств и т. д.

Очевидно, это серьезная поддержка персоналу. А что для бизнеса? По словам чиновников, соглашения выгодны и ему – мотивация для людей, возможность привлечь более опытные кадры. И многие крупные компании из основных сфер экономики активно в них участвуют. Но давайте посмотрим на вопрос иначе: готовы ли вы к дополнительным тратам и есть ли у вас вообще право выбора? Такой вопрос мы слышим регулярно.

Какие сложности отделам персонала создают вахтовики

Увы, закон молчит. Ст. 48 ТК посвящена действию соглашений, но объясняет немногое. Если вы сами его заключили или кого-то уполномочили выступать от вашего имени – вы участвуете. А если нет? После публикации документа представитель Минтруда вправе предложить работодателям присоединиться к нему, а при отказе – пригласить вас и членов отраслевого профсоюза для консультаций. Остается лишь гадать, что именно это означает. Более того, если в течение 30 дней вы не дадите официального отказа, вы также становитесь участником соглашения. И если не выполняете его условия, сотрудник может обратиться в суд и потребовать дополнительные льготы. Оштрафовать за невыполнение соглашения на 50 000 руб. может при проверке и Государственная инспекция труда. А еще есть отдельные нарушения, например ст. 5.30, 5.31 КоАП РФ.

Остается уповать на мотивированный отказ, о котором все же упоминает ТК. Формально отказываться не запрещено, но тут нужны объяснения. Чтобы избежать ненужных рисков, действовать лучше так. Для начала надо посмотреть список отраслевых соглашений – затрагивают ли они вашу сферу деятельности. Затем проверить статус – действует ли документ сейчас. Если получили приглашение, но не хотите участвовать, подготовьте и отправьте в Минтруд письменный отказ. При этом лучше проследить, чтобы в ведомстве его получили. В практике есть примеры судебных дел, которые говорят о том, что так поступить лучше.

А главное – надо указать причины отказа. Закон не дает возможных обоснований, но практика предлагает опираться на экономические и технологические причины: несогласие с отдельными положениями, недостаток денежных ресурсов для соблюдения документа и др. Важно зафиксировать ваше решение сейчас, ведь подписать соглашение можно будет и позднее.

Отраслевое соглашение констатирует факт достижения между арбитражными управляющими, работодателями в области права и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих тех или иных договоренностей в рамках социально-партнерских соглашений и в соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) является правовым актом. То есть сам по себе факт достижения согласия между профсоюзом и союзом работодателей не является безусловным основанием к отнесению Отраслевого соглашения к числу нормативных правовых актов.

Для того чтобы Отраслевое соглашение применялось арбитражными судами при рассмотрении дела, оно должно быть нормативным правовым актом, принятым в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Тогда применение Отраслевого соглашения арбитражными судами будет соответствовать статье 6 и пункту 1 статьи 168 АПК РФ.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права.

Из анализа текста Отраслевого соглашения следует, что оно издано уполномоченными общероссийскими организациями (профсоюз и объединение работодателей) на федеральном уровне социального партнерства и регулирует правовой режим деятельности арбитражных управляющих.

Арбитражные суды признают Соглашение нормативным правовым актом и применяют его в соответствии со статьей 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как Соглашение издано уполномоченными организациями на федеральном уровне социального партнерства, по своему содержанию является обязательным для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, регулирует правовой режим деятельности арбитражных управляющих".

Обоснованность применения Отраслевого соглашения при рассмотрении вопроса об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения неоднократно проверялась арбитражными судами апелляционных инстанций:

1. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по делу № А51-8958/2020,

2. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 по делу № А40-227434/2017,

3. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 по делу № А79-1152/2018,

4. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2020 по делу № А53-9619/2020,

5. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021 по делу № А41-77103/2019.3

6. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 по делу № А22-1483/2017,

7. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 (резолютивная часть) по делу № А65-1795/2019.

Также судами дана оценка акту Российского антикризисного союза, которым установлен коэффициент сложности законодательства, применяемый при расчете увеличения размера фиксированной суммы вознаграждения, и такой акт признан нормативным правовым.

Из текста обжалуемого отраслевого нормативного акта следует необходимость применять с 1 января 2020 года следующие коэффициенты, характеризующие усложнение законодательства, регулирующего деятельность арбитражного управляющего, и увеличение финансовой нагрузки для поддержания статуса арбитражного управляющего по сравнению с 31 декабря 2008 года: для должности временного управляющего - 1,25; для должности административного управляющего - 1,25; для должности внешнего управляющего - 1,25; для должности конкурсного управляющего - 1,25; для должности финансового управляющего - 1,00.

Российский антикризисный союз является социальным партнером и второй стороной Отраслевого соглашения. Отраслевой нормативный акт Российского антикризисного союза от 22.12.2019 № 7 применяется при увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Отраслевого соглашения.

Как указал Арбитражный суд Северо-Западного округа в указанном выше постановлении отраслевой нормативный акт Российского антикризисного союза от 22.12.2019 № 7 регулирует правовой режим деятельности арбитражных управляющих вне зависимости от членства в общероссийском профсоюзе или какой-либо саморегулируемой организации.

Такие выводы соответствуют и положению пункту 6 статьи 2 Отраслевого соглашения:

«6. В соответствии с пунктом 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2005 № 12-П арбитражный управляющий утверждается в должности арбитражным судом; арбитражные управляющие, как и нотариусы, осуществляют публичную деятельность, поэтому государство вправе устанавливать для них обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности. Это исключает возникновение трудовых отношений с конкретным должником, на что указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 12.02.2013 №7140/12 по делу № А79-7832/2008.

Так как утверждение арбитражного управляющего в должности относится к исключительной компетенции арбитражного суда, а условия их пребывания в должности определяет государство, то в соответствии с абзацем восьмым статьи 48 Трудового кодекса Соглашение действует в отношении всех арбитражных управляющих, утвержденных в должности арбитражным судом.

Иное толкование статьи 48 Трудового кодекса будет нарушать предусмотренное статьей 75.1 Конституции Российской Федерации право на социальное партнерство и принцип равенства прав всех профсоюзов, а также права арбитражных управляющих на защиту своих социально-трудовых прав и интересов.

Таким образом, непосредственно из анализа содержания Отраслевого соглашения следует, что оно, с одной стороны, является по своей сути нормативным правовым актом (нормативным договором) и подлежит применению арбитражными судами, в другой стороны, действует в отношении всех арбитражных управляющих, утвержденных в должности арбитражным судом, издано уполномоченными организациями на федеральном уровне социального партнерства, по своему содержанию является обязательным для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, регулирует правовой режим деятельности арбитражных управляющих.

Пунктом 1 статьи 1 Отраслевого соглашения установлено, что Отраслевое соглашение … является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений при осуществлении арбитражными управляющими профессиональной деятельности.

Поэтому из анализа содержания Отраслевого соглашения обоснованно следует вывод, что оно является нормативным правовым актом.

Соотношение предмета регулирования Закона о банкротстве и Отраслевого соглашения

Предмет регулирования Закона о банкротстве установлен пунктом 1 статьи 1 Закона о банкротстве:

При этом в соответствии частью 2 статьи 25 и частью 3 статьи 65 Гражданского кодекса установлены следующие пределы регулирования:

Предмет регулирования Отраслевого соглашения установлен пунктом 1 статьи 1 Отраслевого соглашения:

Таким образом, предметы регулирования Закона о банкротстве и Отраслевого соглашения различны: Закон о банкротстве не регулирует отношения, связанные с защитой социально-трудовых прав и интересов арбитражных управляющих.

В пункте 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве прямо установлено, что увеличение размера фиксированной суммы вознаграждения не зависит от результата работы, то есть в соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса не является объектом гражданских прав.

Поэтому Законом о банкротстве не установлены повышающие коэффициенты для увеличения размера фиксированной суммы вознаграждения, так как это не регулируется гражданским законодательством, а связано с защитой социально-трудовых прав и интересов арбитражных управляющих (часть 3 статьи 37 и часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве установлен лишь специальный порядок увеличения размера фиксированной суммы вознаграждения, который применяется для стимулирования его деятельности собранием кредиторов или иными лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Такие выводы сделаны, например, Пятым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 25.01.2021 по делу № А51-8958/2020:

А также, например, Девятым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 19.10.2020 по делу № А40-227434/2017:

Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Как следует из преамбулы Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации (далее – Генеральное соглашение) Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений.

Обязательной стороной коллективного договора или соглашения на федеральном уровне социального партнерства является общероссийский профсоюз.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 постановления от 24.10.2013 №22-П, профсоюз является институтом гражданского общества; Конституция Российской Федерации защищает не только свободу создания профсоюзов, но и свободу их деятельности, с тем чтобы граждане, объединившись, имели возможность эффективно отстаивать свои социально-трудовые права и интересы.

Право граждан на объединение в профсоюзы и социальное партнерство гарантированы Конституцией Российской Федерации (статьи 30 и 75.1 соответственно).

Взаимоотношения общероссийского профессионального союза арбитражных управляющих и органов государственной власти РФ

В части положения ОРПАУ относительно органов государственной власти Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в постановлении от 05.03.2020 по делу № А33-10989/2019 дана следующая оценка:

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о профсоюзах запрещается вмешательство органов государственной власти в деятельность ОРПАУ, которое может повлечь за собой ограничение прав ОРПАУ или воспрепятствовать законному осуществлению его уставной деятельности.

Оценка юридической силы Отраслевого соглашения была дана также, например, Десятым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 09.09.2020 по делу № А41-86346/19 (оставлено в силе судом округа) и Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 21.02.2020 по делу № А53-8303/2019 (оставлено в силе судом округа и Верховным Судом Российской Федерации):

Также следует отметить, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2020 № 302-ЭС20-8871 по делу № А33-10989/2019 установлено, что Закон о профсоюзах подлежит применению при утверждении арбитражного управляющего наравне с Законом о банкротстве.

Читайте также: