Имеет ли представительство банка право осуществлять банковские операции а да б нет

Обновлено: 30.06.2024

Филиалы и представительства банка – это его обособленные подразделения.

Филиал имеет право на осуществление от имени сотворившей его кредитной организации некоторые из банковских операций или отдельные из их видов, которые предусматриваются выданными банкам лицензиями Банка России. Финансовое учреждение имеет право на открытие филиала не только в пределах территории России, но и за границей. Зарубежные филиалы будут выступать резидентами Российской Федерации. Они действуют с учетом принятых норм законодательства как изначальных, так и иностранных государств. Для того, чтобы открыть зарубежный филиал необходимо наличие специального разрешения от Центробанка РФ. Количество филиалов финансовой организации может быть неограниченным. Банк России способен предоставить каждой из кредитных организаций возможности перевода филиалов банка в положение, свойственное внутренним структурным подразделениям.

Порядок открытия банковского подразделения имеет конкретный регламент:

С целью создания обособленных видов структурных подразделений (таких как филиалы, представительства) банки обязаны разработать внутрибанковскую систему регистрационного вида кодификации таких подразделений и предоставить любому филиалу, представительству, внутрибанковский регистрационный код.

Филиалы банка имеют силу действовать от имени банков исходя из положения о филиалах. Они имеют право на осуществление банковских и других операций, предусмотренных положением про филиал и на основании разрешений, которые были предоставлены им, в пределах того, что получил банк: банковские лицензии и письменные разрешения; исключением являются только те виды операций, для процесса проведения и учета которых филиал не имеет надлежащих условий. Согласно условиям по операции филиалов банка должны быть отражены на отдельных балансах. Филиал имеет возможности от своего имени принимать участие в системах межбанковского электронного расчета и иметь отдельные корреспондентские счета или работать по правилам консолидированных корреспондентских счетов в банках. Также они смогут открыть филиал в пределах территории области по местонахождению юридических лиц и на территории всей страны при соблюдении ряда следующих требований:

  • у банка нет актуальных проблем финансового или правового рода;
  • наличие условий технического и другого рода, которые необходимы для обеспечения активного функционирования филиалов, процессом осуществления им соответствующего вида операций и процесса обеспечения для них порядка надлежащего учета;
  • наличие технического и другого рода условий, которые необходимы для того, чтобы обеспечить отражение каждой операции филиала банка на каждом из отдельных балансов.

Список необходимых документов

Банки с целью получить согласие на право открытия филиалов должна подавать для территориального управления Национального банка по местонахождению банков следующий список документов:

  • ходатайство банков о том, чтобы предоставить согласие на то, чтобы открыть филиал с указаниями его местонахождения;
  • решения компетентных органов банков про открытие филиала;
  • утвержденное через компетентные органы и подписанные председателем правления (а точнее совета директоров) положения о филиалах в четырех экземплярах;
  • сведения о кандидате на должности руководителей и главных бухгалтеров филиалов.

По получению списка необходимых документов представительства территориальных управлений Национального банка по месту расположения банка проверяют соответствующие требования, а также соответствия положений о филиалах законодательным актам страны, всем нормативно-правовым актам.

К списку важных документов также относят данные по каждому кандидату на место руководителей и главных бухгалтеров филиалов, копии договоров аренды помещений (на пользование помещениями) с целью размещения филиалов на срок не меньше пяти лет или документального подтверждения прав собственности банков на эти помещения.

Регламент деятельности филиалов

В случае, когда филиал открывают за пределами местонахождения банков, то представительство территориального управления Национального банка по месту расположения банков не позже, чем по прохождении семи рабочих дней по получению полного списка необходимых документов направлять территориальному управлению Нацбанка по месту пребывания филиалов: заключения о соответствии банков списку требований и про согласие на открытие банками филиалов, копию всей документации (ходатайства банков о предоставлении согласия на открытие филиалов, решения компетентных органов банков об открытии филиалов).

Про выдаче согласия на процедуру открытия филиалов территориального управления Национального банка по месту пребывания банка сообщит банк с помощью письма. Банки по получению подобного уведомления подаст территориальному управлению по местонахождению филиалов список документов (данные по кандидатам на должности руководителей, главных бухгалтеров филиалов; нотариально заверенные копии договоров по аренде помещений, в которых будет располагаться филиал, или документальные подтверждения прав собственности банков на эти помещения).

Соответствие требованиям

Представители территориального управления Национального банка по месту нахождения филиала проверит на месте следующее: соответствия технического состояния помещения филиала и уровня организации их охраны некоторым требованиям законодательных актов страны и списку нормативно-правовых актов Нацбанка, предмет наличия в филиалах технического и другого видов надлежащих условий, которые необходимы для обеспечения функционирования филиалов, проведение соответствующего списка операций и обеспечения, а также их учет.

Представители комиссии Национального банка при территориальных управлениях по месту нахождения филиалов должно принять решение об уровне профессиональной пригодности и деловой репутации кандидата на должность руководителя и главбуха филиала с учитыванием общего оценивания каждого из всех представленных документов, в том числе учёта результатов их действий в каждом из других учреждений банков, а также деловой репутации каждого рекомендованного кандидата, и о соответствии помещения и оборудования филиалов списку требований Национального банка.

В случае соблюдения банками условий и соответствия положений о филиалах законодательных актов в пределах страны, нормативно-правовых актов, установленных Национальным банком и списку внутренних документов банка, в том числе по соответствию помещения, а также оборудования филиала списку установленных требований, уровня профессиональной пригодности и деловой репутации каждого кандидата на должность руководителя, главного бухгалтера, территориального управления Национального банка по месторасположению филиала в течении календарного месяца со дня получения необходимого пакета документов должно принять решение про регистрацию филиала и сообщить о принятом решении в банк, территориальное представительство управления Национального банка по месту расположения банка и в Департамент по регистрации и лицензирования банка.

Отказ в регистрации

Представители территориального управления Нацбанка по месту нахождения банка или территориального управления Нацбанка по месту нахождения филиала может отказать в выдаче согласия на открытие филиала если:

  • представленные виды документов не могут соответствовать требованиям действительных законодательных актов страны и хотя бы одного из нормативно-правовых актов Национального банка;
  • техническое состояние помещения филиала, ее оборудование и организация здравоохранения не отвечают даже одному требованию из нормативно-правовых актов Нацбанка;
  • предложенные кандидатуры на пост руководителей или главных бухгалтеров филиалов не соответствуют списку требований по профессиональному соответствию и деловому уровню репутации;
  • у банка-заявителя выявили финансовые или правовые проблемы, которые указывают на возможность получения негативных последствий для кого-нибудь из клиентов банка в результате открытия филиалов.

Возможности филиалов

Представительства, которые открывает банк, будут действовать на основе отдельных положений и от имени банка, получая от него финансирование, не имея права на осуществление банковской деятельности.

Банки открывают для представительств текущие счета в согласии с законодательными актами страны и всех нормативно-правовых актов Нацбанка.

Чтобы внести информацию в Государственный реестр банков про открытие представительств банк должен подать в территориальные управления Нацбанка по месту нахождения банка список следующих документов:

  • ходатайство банка про регистрацию представительства;
  • копии протоколов компетентных органов банка про открытие представительства;
  • положения про представительство, которое было утверждено компетентным органом банка и которое подписали председатель правления (совет директоров) в четырех экземплярах;
  • копии доверенности руководителя представительств на факт осуществления представительских функций от имени банков.

Представительство территориального управления Национального банка может отказать в регистрации представительству, если банки значительно недокапитализированы или критически недокапитализированы.

предусмотрены лицензиями, выданными Банком России, которую он выдал кредитной организации.

Представительством кредитных организаций будет являться её обособленный вид подразделения, который был расположен вне места нахождения самой организации, однако которое представляет её интересы и осуществляет их защиту. Представительства кредитных организаций не может иметь права на осуществление банковских операций.

Филиал и представительство кредитных организаций не являются самостоятельными юридическими лицами и не могут осуществлять свои действия на основании положений, которые утверждают с помощью создавшей их кредитной организации.

Руководитель филиала и представительства назначается с помощью руководителя кредитной организации, которая их создала и действует на основании выданной ему в установленном организованном порядке доверенности.

Кредитные организации открывают на всей территории Российской Федерации виды филиалов и представительств с самого момента уведомления Банка России. В уведомлениях указывают почтовые адреса филиалов (представительств), его полномочий и функций, сведений обо всех руководителях, масштаб и характер планируемых видов операций, а также помимо прочего предоставляются оттиски их печатей и образцы каждой подписи всех из его руководителей.

Филиалы организаций с иностранными инвестициями в РФ

Каждый филиал кредитных организаций с иностранными потоками инвестиций, расположенный на территории Российской Федерации регистрирует Банк России в установленном им самолично порядке.

Внутренними структурными подразделениями кредитных организаций (их филиалов) являются её (его) подразделения, которые были расположены вне места нахождения кредитных организаций (или их филиалов) и осуществляющие от её имени список банковских операций, перечень которых был установлен с помощью нормативных актов Банка России, в рамках лицензий Банка России, выданными кредитными организациями (положения о филиалах кредитных организаций).

Каждая из кредитных организаций (или её филиалов) вправе открыть любой подвид внутреннего структурного подразделения, находящегося за пределами нахождения кредитной организации (её филиалов) в пределах тех форм и в том порядке, которые установили с помощью всех нормативных актов Банка России.

Полномочия филиалов кредитной организации на принятие решений об открытии внутренних структурных подразделений должны предусматривать в положении об филиалах кредитных организаций.

Открывающиеся по всей территории страны, российские представительства от каждой из иностранных кредитных организаций должны принадлежать аккредитации через российский банк в установленном законодательством порядке. Представительства иностранных валютных организаций вправе осуществить деятельность в предела всей территории России с самого момента его аккредитации через российский банк.

Банк России в специально установленном им порядке может осуществлять деятельность по аккредитациям иностранных граждан, которые намереваются осуществить трудовую деятельность в работе на представительство иностранных кредитных организаций.

Форма документов, которые подтверждают аккредитации с помощью Банка России представительства иностранных кредитных организаций и персональные аккредитации иностранных граждан, порядок осуществления Банка России контролирует деятельность представительств иностранных кредитных организаций устанавливается с помощью Банка России.

Банк России в самостоятельно установленном порядке может оказывать содействия во время оформления документов для въезда по всей стране и пребывания на всей территории РФ для иностранных граждан, которые являются работниками таких представительств, представляющих интересы иностранных кредитных организаций и членов их семей.

Мы коротко рассмотрели понятие филиалов и представительств банков: описание, список необходимых документов, регламент деятельности филиалов, соответствование требованиям, отказ в регистрации, возможности филиалов. Оставляйте свои комментарии и дополнения к материалу.

Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое - Филиалы и представительства банка, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность - это анонимно и всем видно.

В настоящее время перечень запрашиваемой банками информации сравним разве что с данными, которые требует от компаний и ИП налоговая инспекция. БУХ.1С разобрался с тем, какие документы могут быть запрошены банками на законных основаниях, и какие последствия ожидают клиентов за их непредставление.

Какие документы требуют банки на основании 115-ФЗ

Во исполнение этого закона и, ссылаясь на его же нормы, банки требуют у клиентов массу разнообразной документации. Клиентам порой кажется, что запрашиваемые данные вообще никак не касаются деятельности банков и не затрагивают интересы государства. Но банкам кажется другое. К примеру, банки, проверяя чистоту сделок, запрашивают документы по стандартным договорам, которые организации заключают уже на протяжении многих лет. По мнению клиентов, такие требования банков, как минимум, являются странными, а, как максимум – противоречат действующему законодательству. В частности, например, в тех случаях, когда запрашиваемая информация составляет охраняемые законом сведения.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, к кого нет времени

1. В настоящее время банки требуют у клиентов массу разнообразной документации, проверяя чистоту сделок.

3. П.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

4. Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено.

Действительно, порой банки требуют предоставления персональных сведений работников организаций, бухгалтерский баланс, сведения об уплаченных налогах и т.п. Само собой, подобные запросы вызывают у клиентов массу негодования.

Чтобы не быть голословными, приведем образец типичного письма, рассылаемого банками в адрес своих клиентов в целях соблюдения Федерального закона от 07.08.2001 №115:

fGzKsS8nPPNEaVkE-.jpg

Как мы видим, перечень документации весьма обширен, а в некоторых случаях он может оказаться еще больше. Причем времени на подготовку и сдачу этих документов дается подчас слишком мало, что обусловливает еще большее недовольство клиентов и их справедливое возмущение.

В связи с этим напрашивается логичный вопрос: имеют ли банки законное право требовать с клиентов все эти документы?

216.jpg

Законны ли требования банков о представлении документации

Эти НПА обязывают кредитные организации идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными. И если клиента можно проверить на этапе открытия ему банковского счета, то проверить чистоту сделки банк может только на стадии совершения денежных расчетов.

Что конкретно говорится в данных нормативных документах? Например, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ гласит, что при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банки вправе требовать представления соответствующих документов.

В их перечень входят документы удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). Также банком могут быть запрошены и иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства.

А п.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

Приложение 2 к Положению Банка России № 499-П содержит подпункты 2.7 – 2.9, которые конкретизируют полномочия кредитных организаций по истребованию документации и сведений от клиентов.

Так, пп. 2.7. устанавливает, что банк вправе требовать от своих клиентов сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. При этом кредитная организация в правилах своего внутреннего контроля самостоятельно определяет количество и виды документов, которые она использует в целях определения финансового положения клиента.

В пп. 2.8. указано, что банк может истребовать сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения. Кредитная организация в правилах внутреннего контроля может также самостоятельно определить и иной вид документов, которые могут быть использованы в целях определения деловой репутации клиента.

Наконец, пп.2.9. разрешает истребовать сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента. Перечень таких сведений опять же не является исчерпывающим.

Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено. По крайней мере, законодательство никаких подобных ограничений не содержит, как не содержит и точный список документов, которые должны быть предоставлены по требованию кредитной организации.

Какие документы могут запрашивать банки во исполнение требований закона о противодействии легализации преступных доходов?

Любые документы, которые банки пропишут у себя в правилах внутреннего контроля. И обычно это открытый перечень, т.к. изначально невозможно определить полный список документов, который может понадобиться для того, чтобы определить, осуществляется данная операция с целью легализации преступных доходов или нет. Т.е. любые документы, которые могут потребоваться для анализа конкретной операции или деятельности клиента в целом.

Могут ли банки требовать информацию, содержащую личные данные третьих лиц? Например, личные данные сотрудников фирмы-клиента банка?

По закону банки обязаны идентифицировать представителя клиента (включая единоличный исполнительный орган), выгодоприобретателя клиента. А также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца. Если это все физические лица (а бенефициарный владелец – это только физлицо), и неважно, являются ли они сотрудниками фирмы или нет, то банки обязаны требовать информацию, содержащую их личные данные.

Какие сроки подачи запрашиваемых банком документов установлены законом?

По некоторым данным сроки установлены, по другим - в нормативке написано, что банки устанавливают их сами. ЦБ считает нормальным сроком 3-7 дней, обычно банки такие сроки и устанавливают. Если банк устанавливает большие сроки, ЦБ считает, что это сделано специально, чтобы помочь клиенту уклониться от процедур Федерального закона от 07.08.2001 №115.

Что будет, если не представить запрашиваемые банком сведения?

Непредставление клиентом информации, необходимой для реализации кредитной организацией требований закона, может являться основанием для отказа в проведении операции. Если банк отказал уже два и более раз – он обязан расторгнуть договор и закрыть счет клиента. Организация автоматически попадает в черный список, который ЦБ рассылается по банкам и велика вероятность, что такой организации больше ни один банк счет не откроет.

Также банк может отключить систему дистанционного обслуживания (Интернет-банк). Тогда клиент сможет распоряжаться счетом только посредством подачи бумажных платежек, что не слишком удобно, когда клиент находится, например, во Владивостоке, а банк – в Москве. И даже если клиент принесет такую бумажную платежку, банк всегда сможет воспользоваться правом на отказ в проведении операции.

217.jpg

По данной статье штрафы могут достигать 1 млн рублей, а деятельность банка может приостанавливаться на срок до 90 суток. Как следствие, у кредитного учреждения может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Понятно, что банки пытаются обезопасить себя и стараются досконально проверять совершаемые клиентами расчеты. Выходит, что направление клиентам писем о представлении информации - обычная практика кредитных учреждений, связанная с соблюдением законов РФ и требований Центробанка России.

То, что банки могут истребовать у своих клиентов практически ничем неограниченный объем документов, БУХ.1С подтвердили и в Ассоциации российских банков (АРБ).

Как нам рассказала главный специалист правового департамента АРБ Вероника Кинсбурская, закон не регулирует вопрос о том, какие именно документы и сведения подлежат истребованию у физических и юридических лиц в целях проверки их непричастности к экстремистской деятельности или терроризму. Также закон не определяет порядок проведения кредитными организациями проверок деятельности своих клиентов. Что именно затребовать и как именно проверять клиентов, банк решает самостоятельно:

Точный перечень истребуемых у клиента документов и сведений, порядок проведения проверки клиента, в том числе процедура и сроки представления запрошенных документов в банк, а также порядок фиксирования полученной от клиента информации устанавливаются каждой кредитной организацией самостоятельно. Они прописываются в правилах внутреннего контроля.

Если у банка возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях отмывания доходов или финансирования терроризма, банк может запросить у клиента подробные сведения о целях деятельности клиента, деловой репутации, целях совершения конкретной операции и источниках происхождения денег.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Но при этом контролю подлежат и все прочие подозрительные операции.

Проверка деятельности клиента и совершаемых им операций может проводиться при наличии у сотрудников банка субъективных подозрений в том, что конкретная операция осуществляется в целях отмывания доходов, или финансирования терроризма. Соответствующее право предоставлено банкам в п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В случае непредставления клиентом информации, необходимой для его проверки, банк может заблокировать счет, приостановить расходную операцию, отказаться от заключения договора, или же расторгнуть договор банковского счета (вклада) с таким клиентом.

Страдают во всей этой ситуации, конечно же, добросовестные клиенты, которые ведут торговую или производственную деятельность и никак не связаны с терроризмом и отмыванием денег. Зачастую объем запрашиваемой банком информации оказывается настолько велик, что в назначенные сроки представить документы не получается чисто физически.

Можно сделать вывод, что клиентам придется исполнять требования банков о представлении документов и информации. И если имеется такая возможность, документы лучше направлять в полном объеме и точно в срок. Если же такая возможность отсутствует, а банк требует все чаще и больше, разумнее не дожидаться закрытия счета и перейти на обслуживание в другую кредитную организацию.

Компания, которая оказывает финансовые услуги: например, открывает вклады, выдает кредиты, помогает бизнесу выпускать ценные бумаги

Банк — это компания, которая занимается операциями с деньгами, ценными бумагами и драгоценными металлами. Он оказывает финансовые услуги государству, физическим и юридическим лицам.

Рассказываем, какие банки бывают, чем они занимаются и на чем зарабатывают.

Что делают банки

Банки делают три вещи: хранят деньги, дают их в долг и проводят платежи. Они зарабатывают на комиссиях, процентах и обслуживании.

Вклады. Организации, предприниматели и физлица могут сдать деньги в банк на хранение. Вклад помогает обеспечить безопасность денег и заработать проценты, которые могут частично или полностью покрыть обесценивание средств — инфляцию.

Когда вкладчик приносит деньги, банк переводит определенный процент на специальный счет в Центральном банке: там деньги хранят до тех пор, пока клиент не решит их забрать. Остальную сумму банк пускает в оборот и зарабатывает на ней. Например, выдает кредит другому клиенту. Отсюда берутся проценты по вкладу: банк делится с вкладчиком частью прибыли, которую получил за то время, пока использовал его деньги.

Деньги со вклада можно забрать в любой момент, если в договоре не прописаны другие условия. Но банку это невыгодно: он успел заработать меньше, чем рассчитывал. Поэтому процент, который получит клиент, будет маленьким.

Кредиты. У банка можно взять деньги в долг под проценты и постепенно возвращать. Это может сделать даже государство, но не у любого банка. Если деньги не вернуть, назначат штрафы и запретят выезд за границу.

Виды банков

В России двухуровневая банковская система: первый уровень — Центральный банк, второй — коммерческие банки. У каждого свои функции.

Центральный банк. Банк России — главная кредитная структура государства. Он помогает власти разрабатывать меры сдерживания инфляции, но остается независимым: правительство не отвечает по обязательствам Центробанка, а Центробанк — по обязательствам правительства.

Банк России может выдавать кредиты другим государствам, а населению — нет. Вот что он делает внутри страны:

  1. Принимает решение об эмиссии, то есть выпуске денег, определяет вид банкнот и номинал.
  2. Контролирует уровень инфляции: удерживает курс рубля стабильным и устанавливает ключевую ставку.
  3. Контролирует кредитные организации. ЦБ проверяет, чтобы все участники финансового рынка соблюдали закон. Он выдает лицензии и выпускает нормативно-правовые акты, которые регулируют финансовые отношения. Например, составляет инструкции и положения о порядке работы банков.

В кризисной ситуации Центробанк может кредитовать коммерческие банки.

Коммерческий банк. Это частный банк, который оказывает услуги физическим и юридическим лицам: размещает денежные средства на вклады, выдает кредиты, обслуживает счета, обменивает валюту и консультирует по финансовым вопросам.

Коммерческие банки бывают государственными, муниципальными и частными — форма собственности зависит от того, кто создал организацию и владеет ее акциями.

Чтобы банк мог работать, он должен получить лицензию Центробанка. Есть два вида лицензии: базовая и универсальная.

В базовой лицензии есть ограничения: например, нельзя обслуживать иностранных клиентов и открывать филиалы за рубежом. Минимальный уставный капитал при базовой лицензии — 300 млн рублей.

Универсальная лицензия позволяет совершать все виды банковских операций, в том числе и международные. Минимальный уставный капитал при такой лицензии — 1 млрд рублей.

Банки могут быть специализированными и универсальными. Специализированные банки выбирают одно направление. Выделяют три вида таких банков:

  1. Сберегательные. Сберегательные банки предлагают самые выгодные условия по вкладам. Чтобы получить прибыль, они используют полученные деньги для оформления кредитов другим клиентам.
  2. Инвестиционные. Это кредитные организации, которые специализируются на фондовых операциях. Они не выдают кредиты и не предлагают вклады. Инвестиционные банки помогают бизнесу выпускать акции и облигации.
  3. Ипотечные. Ипотечные банки предлагают бизнесу и физлицам крупные кредиты для покупки недвижимости.

Иногда выделяют еще один вид — банк потребительского кредита. Такие банки берут кредит в другой организации и из этой суммы предлагают клиентам-физлицам рассрочку на короткий или средний срок. Например, на покупку кофемашины для дома.

Универсальные банки работают со всеми направлениями.

Операции коммерческих банков

Коммерческие банки могут выполнять несколько видов операций.

Депозитные. Банки размещают вклады, обслуживают счета клиентов, начисляют проценты и обеспечивают возврат средств.

Кредитные. Банки предоставляют кредиты, зачисляют заемные средства на счет, принимают платежи по договору, реструктуризируют кредиты.

Обслуживание счетов. Банки обслуживают клиентские счета, проводят безналичные и наличные расчеты, выводят, зачисляют, переводят средства, исполняют платежные поручения.

Обслуживание карт. Банки проводят операции, связанные с использованием банковской карты: выпускают и перевыпускают карту, проводят платежи и зачисления.

Валютные операции. Банки продают и покупают иностранную валюту, конвертируют ее по запросу клиентов.

Денежные переводы. По поручению клиентов банки переводят деньги на счета других граждан или юридических лиц.

Правовые формы банков

Есть два вида банков по правовой форме: общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Учредителями таких банков могут быть компании и физлица. Количество участников общества ограничено: их не может быть больше 50.

Чтобы открыть ООО, участники делают вклад в уставный капитал — деньгами, ценными бумагами или имуществом. Чем больше вклад, тем больше доля участника в компании и тем большую часть прибыли он получит. Минимальный размер доли — 10 000 ₽. Если участник захочет выйти из состава держателей капитала, он может потребовать выплатить сумму доли согласно уставу банка.

Акционерное общество (АО). Выделяют НАО (АО) и ПАО — непубличные и публичные акционерные общества. Капитал таких банков делят между собой акционеры: чем больше акций у держателя, тем больше у него прав.

Основные различия между непубличным и публичным акционерным обществом:

Отличия банков в форме АО и ПАО

Акции и ценные бумаги акционерного общества можно продавать и дарить.

Что такое веб-банкинг

Это форма дистанционного обслуживания клиентов. Чтобы получить услугу, физлицу или юрлицу достаточно установить официальное мобильное приложение и зарегистрироваться в личном кабинете.

Обычно в приложении или личном кабинете есть дополнительные услуги:

  • открыть или продлить карту;
  • оформить заем;
  • открыть вклад;
  • проанализировать финансы;
  • установить автоматические платежи
  • совершить покупки и оформить доставку на дом;
  • уплатить налог.

Веб-банкинг нужен, чтобы клиент мог видеть состояние счетов, легко управлять ими и получать услуги без похода в отделение или звонка оператору.

Банковская тайна

Закон и профессиональная этика обязывают сотрудников соблюдать банковскую тайну — не разглашать персональную информацию о клиентах, счетах, вкладах и операциях.

Раскрыть банковскую тайну можно по запросу суда, антимонопольного комитета, арбитражного управляющего, налоговых или следственных органов, страховых компаний при наступлении страхового случая. Еще банки обязаны информировать Росфинмониторинг обо всех переводах частных лиц на разовую сумму более 100 000 ₽, компаний — от 600 000 ₽.

В других случаях за разглашение конфиденциальных сведений закон предусматривает административную, гражданскую и уголовную ответственность.

Контрольный тест по Банковскому делу [14.03.16]

В тесте может быть только один правильный ответ!

1. На основании чего кредитная организация имеет право осуществлять банковскую деятельность?

а) лицензии Банка России;

б) записи в Книге государственной регистрации кредитных организаций;

в) учредительного договора, подписанного всеми учредителями кредитной организации.

2. Сколько уровней в банковской системе Российской Федерации?

б) два;

3. На какой срок выдается лицензия на осуществление банковской деятельности?

в) бессрочно.

4. Каким должен быть минимальный размер уставного капитала для вновь регистрируемого коммерческого банка?

б) 300 млн. руб.;

5. Сколько коммерческий банк должен функционировать на рынке, чтобы получить лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц?

а) не менее 2-х лет с момента государственной регистрации;

б) не менее 1-ого года с момента получения предыдущей лицензии;

в) не менее 3-х лет с момента подписания учредительного договора учредителями банка.

6. Что не относится к банковским операциям?

а) выдача банковских гарантий;

б) лизинговые операции;

в) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.

7. Как часто кредитная организация обязана раскрывать (публиковать) свою промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность о своей деятельности?

б) ежеквартально;

в) каждые полгода.

8. Отвечает ли государство по обязательствам кредитной организации?

б) нет, не отвечает и не имеет права;

в) нет, не отвечает, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.

9. Отвечает ли Банк России по обязательствам кредитной организации?

б) нет, не отвечает и не имеет права;

в) нет, не отвечает, за исключением случаев, когда Банк России сам принял на себя такие обязательства.

10. Какова основная цель деятельности кредитной организации?

а) извречение прибыли;

б) привлечение большого количества клиентов;

в) финансовая помощь другим кредитным организациям.

11. В течение какого периода кредитная организация должна вернуть в Банк России лицензию на осуществление банковских операций в случае ее отзыва или аннулирования?

а) в течение 30 дней со дня принятия такого решения;

б) в течение 7 дней со дня принятия такого решения;

в) в течение 15 дней со дня принятия такого решения.

12. Что не относится к банковским сделкам?

а) оказание консультационных и информационных услуг;

б) выдача банковских гарантий;

в) лизинговые операции.

13. В течение какого времени предписание Банка России об устранении нарушений, допущенных при приобретении акций кредитной организации, направляется лицу, совершившему сделку по приобретению более 10% акций кредитной организации с нарушением?

а) не позднее 30 дней со дня обнаружения нарушения;

б) не позднее 7 дней со дня обнаружения нарушения;

в) не позднее 15 дней со дня обнаружения нарушения.

14. Кем принимается решение о государственной регистрации кредитной организации?

а) учредителями кредитной организации;

б) генеральным директором и главным бухгалтером кредитной организации;

в) Банком России.

15. В каком формате не может быть представлен учредительный договор кредитной организации для ее государственной регистрации?

а) в электронном виде;

б) нотариально удостоверенная копия;

16. В течение какого времени должен быть оплачен уставный капитал кредитной организации после внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц?

а) в течение 2-х недель;

б) в течение месяца;

в) в течение 3-х месяцев.

17. Кто устанавливает минимальный размер резервов (фондов) кредитной организации?

а) Банком России;

б) кредитной организацией;

в) главным бухгалтером кредитной организации.

18. С каким количеством банков может сотрудничать физическое лицо?

б) от 1-ого до 10-ти;

в) неограниченное количество.

19. Что создается с целью обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам?

а) Федеральная резервная система;

б) система обязательного страхования вкладов физических лиц;

в) резервы на возможные потери.

20. Имеет ли право представительство кредитной организации осуществлять банковские операции?

б) нет, не имеет;

в) имеет, но с момента выдачи разрешения Банка России.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: