Где права там и ответственность

Обновлено: 04.07.2024

Данное юридическое изречение говорит о взаимосвязи прав и обязанностей личности, но тем не менее если кто-то совершил правонарушение , то его всегда настигнет возмездие. Это изречение справедливо , потому что за неправомерным поступком всегда следует наказание , соответствующее принципам юридической ответственности.

Право- это совокупность общеобязательных , формально определенных правил поведения, установленных и гарантированных государством, и направленных на регулирование общественных отношений. Право характеризуется такими признаками , как социальность, нормативность, системность, общеобязательность, и др. , а также имеет свои функции : регулятивная , охранительная , воспитательная , социального контроля и культурно-историческая. Зная право, теперь мы можем поговорить об обязанностях. Все люди обязаны соблюдать нормы права, в свою очередь их несоблюдение приведет к обязательному принуждению, то есть к юридической ответственности.

А юридическая ответственность, в свою очередь, - это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершенное правонарушение , а также предусмотренная нормами права обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия , предусмотренные законом. Юридическая ответственность характеризуется законностью, справедливостью, целесообразностью, гуманностью, исходя из этого она выполняет такие функции , как карательная , предупредительная, регулятивная , воспитательная. Нам известно , что существует несколько видов правонарушения . Во-первых, это проступок , т.е. виновно совершенное общественно опасное деяние, имеющее меньшую степень опасности , чем преступление, несущий меньшую степень юридической ответственности. За проступок наступает дисциплинарные, гражданско-правовые , административные наказания. Во-вторых, это преступление , т.е. виновное совершенное общественное опасное деяние , за которое человек несет уголовную ответственность. Из этого можно сделать вывод, что человек , нарушивший нормы права, несет соответствующую ответственность.

Подводя итоги своим рассуждениям, хотелось бы сказать, что за все то, что мы когда либо делаем , приходится платить, неважно сделали вы это сейчас или много лет назад, наказание настигнет вас, и никто не сможет избежать ответственности.

По критериям оценивания задания №29. Демоверсия 2020г.

29.1 Смысл высказывания раскрыт – (1балл)

29.2 Теоретическое содержание раскрыто неполно – (1балл)

Правильно и полно раскрыты понятия: право, признаки права, юридическая ответственность, её принципы, функции, виды, виды правонарушений.

Надо было. Обязательно указать принципы права, такие как справедливость, гуманность,законность и подробнее остановиться на таком принципе как единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений – субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию.

29.3 Корректность использования понятий, рассуждений (наличие или отсутствие ошибок) (0 балл) Теоретические положения приведены в связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод.

Данное высказывание некорректно:

С моральной или религиозной точки зрения – да, но данная тема – правовая. Не любое действие или бездействие, нарушающее норму права, является правонарушением. Здесь важен состав правонарушения, т.е. должны присутствовать все его элементы: виновность, праводееспособность лица, общественная опасность. Лицо, совершившее общественно опасное, противоправное деяние, может и не понести наказания, в силу, например, недееспособности. Кроме того, есть правонарушения, у которых имеются различные сроки давности, по истечении которых, лицо, его совершившее освобождается от ответственности.

29.4 Фактические аргументы – (2 балла)

(не менее 2-х корректных фактов/примеров; примеры должны быть из разных источников: 1. из общественной жизни современного общества; 2. из личного социального опыта, в т.ч. литературных произведений; 3. из истории)

Приведены 2 примера: из общественной жизни современного общества и личного социального опыта.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Разработка предназначена для проведения внеклассного меропрятия в рамках декады правовых знаний. В ней содержится информация о правах, обязанностях и ответственности учащихся подросткового возраста.

ВложениеРазмер
7_klass_prava.docx 59.59 КБ
pamyatka.docx 16.62 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование правовой культуры подростков.

1. Углубить знания детей об основных правах ребенка.

3. Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;

1. Развивать умение анализировать, выделять главное, делать выводы.

2.Формировать навыки критичности мышления, независимости в суждениях.

3. Развивать память, внимание, наблюдательность.

1. Формировать уважительное отношение к своим правам и правам других людей.

2.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, осознанное отношение к выполнению обязанностей.

3. Развивать навык работы в команде, культуру делового этикета.

Что тревожишь наш покой?

Ваш покой? Нет, друг постой!
Мы не просто группа лиц,
Где в глазах бравада.
Мы ребята нечто больше

Вопрос о правах актуален сейчас.

-Хочу спросить на кого мы надеемся в жизни?

-На себя, на родных, на друзей, на родителей.

- А кто-то надеется на чудо?

Нет нужно каждому надеется на себя и сейчас.

Без законов нам нельзя – они лучшие друзья.

Магистр в мантии и с законом

-Внимание , внимание обнаружено обширное незнание закона

Мама смотрит телевизор и тут ..( Видеоролик 22часа ваши дети дома.)

Мама .уже 22 часа (звонит по телефону). Юль, а Юль! Ты мою Верку не видела? Как пришла из школы, так и усвистала на улицу, только ее и видели.

Юля . Да она в соседнем дворе, я шла в магазин, они там на гитаре тренькали под окнами у бабки Анфисы.

Мама. Вот проблема на мою голову с этой девчонкой. Все дома сидят, делом занимаются , матери помогают , в магазин ходят, а эту- ветер по дворам гоняет. Так и до беды не далеко. Пойду искать.

(во дворе встречаются две мамы).

2-я. Михайловна, здрасьте, что, воздушные ванны принимаете?

1-я . Да нет. Веру ищу.

2-я . Трудно девочку-подростка растить?

1-я. Да, не легко! Как я вижу, и вы не собачку выгуливаете? Вот и валидол частенько глотаете? А вчера скорую вызывали?

2-я. Да что ты заладила, Михайловна? Пойдем лучше вместе детей искать.

Время- одиннадцатый час ночи.

Магистр : Нахождение несовершеннолетних на улицах города, во дворах и подъездах домов, а также других общественных местах с 22.00 до 6.00 без сопровождения родителей или лиц, их замещающих влечет наложение штрафа в размере до 3 базовых величин на родителей.

Видеоролик 22 ваши дети дома. (ночные улицы…)

В-4: Давно изучили мы этот Закон. И нам он всем хорошо знаком.

В-2: Его не будем нарушать, статьи все будем соблюдать!

ВСЕ: В 22.00 – детям пора домой!

В-2: Детям целый день одним без присмотра нельзя находиться;

В-3: Тем, кто старше, надо им домой в назначенное время возвратиться.

ВСЕ: Пора домой в 21-00!

ВСЕ: Пора домой в 22-00!

Грохочет музыка. Группа подростков собралась шумной компанией, играют в карты.

Юноша. Димон, ты чего не в настроении?

Дима. Да, с Юлькой поругались.

Юноша. Так ты ей позвони.

Дима. Трубку не поднимает.

Юноша. Вот беда. Письмо напиши.

Дима. Я тебе что, Татьяна Ларина?

Юноша. Да я в том смысле, что на стене весточку оставь. Утром она в школу, а в школе на стене:

Дима. Ну, ты даешь! А вообще, это идея!

Магистр: Статья 214 Уголовного Кодекса РФ. Осквернение сооружений и порча имущества. Наказуемо от штрафа до ареста.

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:

-Что такое хорошо и что такое плохо?

Малыш: - А курить, пап, хорошо

- Или очень плохо?

Отец: -Что сказать тебе, сынок?

Автор: Дальше нет ответа,

Потому что голос папы

(Видео о вреде курения)

Вредный мальчишка снежками кидался,

Прохожих пугал он и матом ругался.

Но мальчика дядя поймает за шарф,

И папа получит внушительный штраф.

Вышел мальчик на балкон (проветриться он вышел),

Нецензурный лексикон сразу он услышал.

Должен каждый говорить языком приличным,

И тогда мы будем жить в мире гармоничном!

Хоть ты ростом мал еще, но в любой эпохе

Надо делать хорошо и не надо плохо.

Информация об областном законе

ВСЕ: Закон запрещает.

В-4: Нельзя находиться в учебное время в интернет-залах, барах, ресторанах, кинотеатрах и других развлекательных учреждениях.

ВСЕ: Закон запрещает.

В-1: Запрещается распитие спиртных напитков и курение табака.

В-2: Продажа сигарет и алкоголя несовершеннолетним

ВСЕ: Запрещена Законом!

В-3: Если закон не будешь выполнять, ответственности не избежать!

В-2: Молодежь Верхнедонья – это сила! И закон мы будем соблюдать,

В-4: Чтоб на свете жить счастливо, и всех проблем, чтоб непременно избежать!

В-1: Жители родного края, дети и подростки, чтобы в этой жизни процветать,

Нужно быть послушным и неравнодушным

ВСЕ: И законы наши соблюдать.

ВСЕ: Мы – За! А Вы?

Ведущий 1. Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

Не нужно думать и гадать,

Как описать закон.

Его лишь нужно соблюдать,

Чтоб был незыблем он.

Я, ты, он, она- вместе дружная семья

Вмести горы мы свернем,

И поможем и спасем

Чтоб с законом вы дружили

Только счастье приносили

Пусть над нами солнце светит долгие года

Пожелаем всем на свете мира и добра

В мире, где пока ,что неспокойно

Помогаем вам мы жить достойно

И такие выступленья думаем не зря

Всегда мы вместе с вами.

Ведущий: С детства нас ведут и пример нам подают наши родители

Давайте, же, родители и дети,

Не будем игнорировать закон,

Ведь друг за друга мы в ответе

И наша жизнь поставлена на кон!

Презентация о правах детей

Закрепление изученного материала .

- Как вы себя чувствуете? Как температура?

А сейчас предлагаю измерить температуру прав человека в вашей школе, не удивляйтесь. На листочке бумаги считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прослушайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу вашей школы.

1) В моей школе учащимся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность.

2) В моей школе одинаковые мероприятия для всех.

3) Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.

4) Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.

5) В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.

6) Никто не посягает на мое персональное имущество или место.

7) Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.

8) Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.

9) Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.

Максимально возможная температура -36 градусов "прав человека".

- У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36.

- Как вы думаете, почему результат низкий?

- От кого зависит температура прав человека в школе?

- Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права заканчиваются у кончика вашего носа. Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях.

Каждое право – порождает обязанность. Сколько прав – столько и обязанностей.

У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Давайте выведем простые правила взаимообщения:

  1. Нужно знать свои права.
  2. Нужно уважать права других людей.
  3. Нельзя забывать об обязанностях

За невыполнения своих обязанностей каждый ребенок, подросток несет ответственность.

Запомните права, обязанности и ответственность связаны между собой! Права не могут соблюдаться без выполнения обязанностей и без соблюдения видов ответственности.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Это общественно опасное преступления посягающие на общественный строй, собственность, личность, права и свободы других граждан или общественный порядок. (убийство, грабёж, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). Наказания: исправительные работы, лишение свободы.

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности и др. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: нарушение дисциплины в школе, опоздание, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба, к примеру: порванный школьный учебник, испорченная какая-либо чужая вещь и т.д.

1. Порвал учебник одноклассника(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Давайте рассмотрим с какого возраста наступает ответственность:

С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков .

С 14 лет наступает дисциплинарная, административная и гражданско-правовая ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы:

  • исключение из школы
  • возмещение причиненного вреда
  • уголовная ответственность, за отдельные виды преступлений.

Уголовная ответственность за некоторые виды правонарушений: 3а злостное хулиганство, кражу уголовная ответственность наступает с 14 лет.

С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность.

Сейчас мы закрепим материал, который вы узнали на сегодняшнем мероприятии: для каждого класса лежит лист для работы. На листе написаны 3 слова: Права, обязанности, ответственность. Задача: от слов проведите стрелки и напишите что для вас значат эти слова. Как вы их понимаете? Время работы 3 минуты. От класса отвечают 3 человека.

Спасибо классам за выступление.

Ведущий: закончить нашу встречу мне хочется стихами 10-летнего мальчика Давыдова Димы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предварительная подготовка - ответить на вопросы анкеты.

2.Считаешь ли ты себя свободным человеком?

3.В чём выражается твоя свобода?

4.От чего ты считаешь себя зависимым?

5.Считаешь ли ты себя ответственным человеком?

6.Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?

7. Какие качества ответственного человека присущи тебе?

8.Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?

На стенах - плакаты с высказываниями известных людей.

План классного часа

Ход классного часа

Свобода — категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

Свобода — это:

отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;

сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;

способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;

реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;

не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;

степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;

наличие прав и их гарантированность;

один из основополагающих принципов правового государства.

Классный руководитель: Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает ее по-своему, ко всякой ли свободе надо стремиться. Всякая ли свобода нам полезна.

1 ситуация. Маленький ребенок идет по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперед. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрестку и мама настойчиво берет сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придет в голову в подобной ситуации осуждать ее за посягательство на свободу ребенка? Но ведь малыш искренне возмущен и негодует!

2 ситуация. Так и мы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремимся к полной свободе, к той свободе, когда делаю все, что хочу, даже еще не понимая до конца, что это такое – свобода. Принимая за свободу вседозволенность, мы уже все (ну почти все) знаем, все понимаем, и сами способны решать, что нам делать и как нам делать. Нам непонятно, почему нами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые. Мы справедливо возмущаемся, справедливо негодуем, мы всем своим существом справедливо требуем: свободу! Сво-бо-ду. И… становимся похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.

Классный руководитель: Давайте рассмотрим еще одну ситуацию, очень распространенную и банальную.

Вопросы для обсуждения:

- Почему ребята попали в подобную ситуацию?

- Может ли быть человек абсолютно свободен?

- Чем ограничивается это стремление? (Жизненные обстоятельства, авториет родителей, взрослых, страх перед наказанием, понимание возможных неблагоприятных последствий наших поступков – законы общества, по которым живет человек – юридические, моральные)

Чтение притчи.

В одной французской деревне рассказывается о суде над человеком, который , размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывается тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека. Эта французская легенда демонстрирует элементарное: нет абсолютной свободы, свобода всегда относительна. Вывод: Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям.

Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?

Как вы считаете — хорошо иметь свободу от ответственности?

Обмен мнениями.

Классный руководитель: Давайте немного пофантазируем, представим, как бы выглядела наша с вами жизнь, если бы все (подчеркиваю – все, а не только мы) получили полную свободу от ответственности (хотя надо признать, что для некоторых – это не фантазия, а реальная жизнь). Вы приходите после школы домой…

Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще, если только в полном вакууме. Но, сами понимаете, такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

Работа в группах.

Классный руководитель:

Свобода – это высшая ценность!

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом.

Просмотр мультфильма об ответственности.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже - как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Рефлексия - выбор звездочки соответственно настроению.

Я считаю, что темы важна для меня. Есть над чем подумать.

Я подумаю об этом, но не сегодня… когда-нибудь может быть…

Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения для меня. Я просто потратил время зря.

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Понятия свобода и необходимость. Свобода и ответственность." из раздела кодификатора (1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность)

Содержание:

Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Свобода - это способность и возможность человека осознанно выбирать решение и поступать в соответствии со своими желаниями, целями, идеалами, оценками и интересами.

Свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно.

Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение.

Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.

Свобода внутренне самопротиворечива: с одной стороны, свобода — это отсутствие внешнего принуждения; с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение. Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода.

Свобода может быть экономической, политической, духовной, индивидуальной, гражданской, правовой, национальной и т п.

Свобода человека во многом зависит от количества и уровня знаний, накопленного жизненного опыта, так как это дает ему возможность лучше ориентироваться в социуме и принимать наиболее оптимальные для него решения.

↑ Свобода как необходимость

Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Многие философы считают, что человек не может быть поистине свободным, он подчинен законам, действующим в обществе, и поступает в большинстве случаев, так как необходимо, а не так как хотелось бы.

В понимании свободы можно выделить несколько точек зрения - волюнтаризм и фатализм.

↑ Свобода и ответственность

Социальная природа свободы чётко выявляется в сопоставлении её с ответственностью.

В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия

Свобода и ответственность тесно связанны между собой, так как один из парадоксов (противоречий) нашей жизни заключается в том, что для того чтобы соблюсти свободу всех людей необходимо создать общие ограничения или другими словами, правила поведения. Человек, нарушающий правила несет ответственность за свои поступки.

Свобода порождает ответственность личности за принятое решение и поступки перед обществом и самим собой. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность - это осознанная готовность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.

Ответственность регулирует не только поведение отдельно взятого человека, но и общества в целом и не дает возможность рассматривать свободу как вседозволенность.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Ответственность - это чувство зависимости от чего-либо (закона, обстоятельств, других людей, животных и т.д.), которое является весомым основанием при принятии решения или совершении последующих действий. Ответственность подразделяется на большое количество видов, в зависимости от того, кто и перед чем или кем несет ответственность.

Оценить 85 0

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный

План – конспект открытого


Воспитатель Бучатская Р. В.

Цель:формирование знаний детей об основных правах, обязанностях ребенка.

развивающая:развивать способность противостоять негативным воздействиям социальной среды, микросоциальным факторам;

воспитательная:формировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, воспитание чувства гражданственности, патриотизма, уважения к правам других людей.

Оборудование:ПК, презентация, ребус.

Форма проведения: мини - лекция.

Вступительная часть.

Приветствие, создание доброжелательной атмосферы, настрой воспитанников на совместную деятельность.

- Разгадав ребус, вы узнаете о чём сегодня пойдёт речь на занятии .


Основная часть.


Каждый ребёнок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.

Существует неразрывная связь прав и обязанностей. Подростку предоставляются многие права. В Законодательстве нашей страны учитывается особое правовое положение подростка. Однако у многих несовершеннолетних создается впечатление о существовании у них только прав, преимуществ. Льгот. Между тем члены любого общества имеют не только права, но и обязанности. Человек растет, расширяются его обязанности. Но если человек нарушает чьи – то права, наступает ответственность за содеянное. Эта ответственность – уголовная. Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым исполнилось до совершения преступления 16 лет. А по ряду преступлений закон устанавливает уголовную ответственность с 14 лет (убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, разбой, кража,грабеж, злостное и особо злостное хулиганство, хищение огнестрельного оружия, боеприпасов, наркотических веществ…)

Несовершеннолетний – еще не взрослый, но уже и не ребенок. И эта особенность учитывается в международных документах по правам ребенка.

Защита прав детей. Конвенция о правах ребёнка – международный правовой документ.




Права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции

о правах ребенка. Этот документ приняла 20 ноября1989 года Организация Объединенных Наций. Эта авторитетная международная организация возникла после второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь.Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций. В 41 статье излагаются права ребенка в возрасте до 18 лет. 20 ноября 1959 года была принята первая Декларация прав ребенка, которая провозглашала равные права детей в области образования, воспитания, духовного и физического развития, социального обеспечения независимо от национальности, цвета кожи, имущественного положения, общественного происхождения , а в 1989 году - Конвенция о правах ребенка.

Поэтому20 ноября – Всемирный день прав ребенка.


20 ноября — важная веха в становлении прав ребенка . В этот день в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла приняла Декларацию прав ребенка , а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка . С 1990 года во Всемирный день ребенка отмечается годовщина принятия этих основополагающих документов в области защиты прав ребенка .

Вот уже более 50 лет в конце ноября во всем мире отмечается День ребёнка. Всемирный день ребенка задумывался не просто как праздник, а и как день, который помог бы обратить внимание общественности на проблемы детей во всем мире, а также на взаимопонимание между миром детей и миром взрослых. Праздник посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. Именно поэтому название праздника иногда именуется как Международный день прав ребенка. Декларация прав ребенка призывала всех родителей, органы власти, государственных деятелей, любые организации признать права и свободы ребенка, соблюдать их и всеми силами содействовать их осуществлению.Все на Земле хотят, чтобы дети росли счастливыми, чтобы они учились, играли, были здоровыми, умными, самыми замечательными детьми!

Государство взяло на себя обязательство защищать детей и дает ему такие права( презентация):

- Дети – все человеческие существа до 18 лет.


- Право на жизнь. Право на имя при рождении.



- Право на медицинскую помощь.

-Право на образование.


-Право на отдых и досуг.


-Право иметь имущество.

-Право свободно выражать свои взгляды.


-Право на свободное перемещение.

-Право на заботу и воспитание родителями.


-Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства(ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).

-Правона личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.


Эти права должны принадлежать любому ребенку, независимо от пола ребенка, цвета кожи, языка, религии, политических убеждений, имущественного положения. Еще до рождения государство охраняет ребенка, осуществляя специальное наблюдение за физическим состоянием матери.

Обязанности:

Соблюдать конституцию РФ и ее законов.

Уважать права и свободы других лиц.

Заботиться о нетрудоспособных родителях.

Заботиться о своем здоровье, заниматься спортом.

Получить основное общее образование т.е. хорошо учиться.

Заботиться о памятниках истории, культуры, искусства.

Охранять окружающую среду.

Защищать Отечество (18 лет).

Игнорировать все неправильное, опасное, вредное для человека или для других людей.

Интерактивная физминутка.

Маугли:«Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместес дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Маугли:«Но я не умею говоритьчеловеческим языком. Я говорю

- Почему права детей не всегда соблюдаются?

Давайте, попробуем разобраться , кто здесь не прав.

Объясните, пожалуйста, Диме , в чем он не прав.

Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Правильно ли рассуждает Петров?

Вот такой борец за права ребенка! Может быть он прав?

Вывод : твои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека!

Задание : определите, какие права были нарушены в следующих случаях:

В больнице ребенку перелили зараженную кровь.

15-летнему подростку запретили посещать церковь.

Учительница прочитала записку,адресованную школьнику.

14-летнему подростку разрешили участвовать в боях.

17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище.



- Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения?

- Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв

- Какое право Царевны нарушил Кощей Бессмертный, когда увез её к себе,


Заключительная часть:

- О чём говорили на занятии?

- Как примирить свои права с правами других людей? (Нельзя свои права ставить выше прав других людей!)

Уважение и соблюдение з аконов - главная обязанность каждого гражданина страны.

Читайте также: