Где казнили иешуа и двух других осужденных в романе

Обновлено: 16.05.2024

Солнце уже снижалось над Лысой Горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением.
Та кавалерийская ала, что перерезала прокуратору путь около полудня, рысью вышла к Хевровским воротам города. Путь для нее уже был приготовлен. Пехотинцы каппадокийской когорты отдавили в стороны скопища людей, мулов и верблюдов, и ала, рыся и поднимая до неба белые столбы пыли, вышла на перекресток, где сходились две дороги: южная, ведущая в Вифлеем, и северо-западная – в Яффу. Ала понеслась по северо-западной дороге. Те же каппадокийцы были рассыпаны по краям дороги, и заблаговременно они согнали с нее в стороны все караваны, спешившие на праздник в Ершалаим. Толпы богомольцев стояли за каппадокийцами, покинув свои временные полосатые шатры, раскинутые прямо на траве. Пройдя около километра, ала обогнала вторую когорту молниеносного легиона и первая подошла, покрыв еще километр, к подножию Лысой Горы. Здесь она спешилась. Командир рассыпал алу на взводы, и они оцепили все подножие невысокого холма, оставив свободным только один подъем на него с Яффской дороги.

Через некоторое время за алой подошла к холму вторая когорта, поднялась на один ярус выше и венцом опоясала гору.

К этим любопытным из города присоединились теперь любопытные богомольцы, которых беспрепятственно пропускали в хвост процессии. Под тонкие выкрики глашатаев, сопровождавших колонну и кричавших то, что около полудня прокричал Пилат, она втянулась на лысую гору.

Ала пропустила всех во второй ярус, а вторая кентурия пропустила наверх только тех, кто имел отношение к казни, а затем, быстро маневрируя, рассеяла толпу вокруг всего холма, так что та оказалась между пехотным оцеплением вверху и кавалерийским внизу. Теперь она могла видеть казнь сквозь неплотную цепь пехотинцев.

Итак, прошло со времени подъема процессии на гору более трех часов, и солнце уже снижалось над Лысой Горой, но жар еще был невыносим, и солдаты в обоих оцеплениях страдали от него, томились от скуки и в душе проклинали трех разбойников, искренне желая им скорейшей смерти.

Маленький командир алы со взмокшим лбом и в темной от пота на спине белой рубахе, находившийся внизу холма у открытого подъема, то и дело подходил к кожаному ведру в первом взводе, черпал из него пригоршнями воду, пил и мочил свой тюрбан. Получив от этого некоторое облегчение, он отходил и вновь начинал мерить взад и вперед пыльную дорогу, ведущую на вершину. Длинный меч его стучал по кожаному шнурованному сапогу. Командир желал показать своим кавалеристам пример выносливости, но, жалея солдат, разрешил им из пик, воткнутых в землю, устроить пирамиды и набросить на них белые плащи. Под этими шалашами и скрывались от безжалостного солнца сирийцы. Ведра пустели быстро, и кавалеристы из разных взводов по очереди отправлялись за водой в балку под горой, где в жидкой тени тощих тутовых деревьев доживал свои дни на этой дьявольской жаре мутноватый ручей. Тут же стояли, ловя нестойкую тень, и скучали коноводы, державшие присмиревших лошадей.

Томление солдат и брань их по адресу разбойников были понятны. Опасения прокуратора насчет беспорядков, которые могли произойти во время казни в ненавидимом им городе Ершалаиме, к счастью, не оправдались. И когда побежал четвертый час казни, между двумя цепями, верхней пехотой и кавалерией у подножия, не осталось, вопреки всем ожиданиям, ни одного человека. Солнце сожгло толпу и погнало ее обратно в Ершалаим. За цепью двух римских кентурий оказались только две неизвестно кому принадлежащие и зачем-то попавшие на холм собаки. Но и их сморила жара, и они легли, высунув языки, тяжело дыша и не обращая никакого внимания на зеленоспинных ящериц, единственных существ, не боящихся солнца и шныряющих меж раскаленными камнями и какими-то вьющимися по земле растениями с большими колючками.

Никто не сделал попытки отбивать осужденных ни в самом Ершалаиме, наводненном войсками, ни здесь, на оцепленном холме, и толпа вернулась в город, ибо, действительно, ровно ничего интересного не было в этой казни, а там в городе уже шли приготовления к наступающему вечером великому празднику пасхи.

Римская пехота во втором ярусе страдала еще больше кавалеристов. Кентурион Крысобой единственно что разрешил солдатам – это снять шлемы и накрыться белыми повязками, смоченными водой, но держал солдат стоя и с копьями в руках. Сам он в такой же повязке, но не смоченной, а сухой, расхаживал невдалеке от группы палачей, не сняв даже со своей рубахи накладных серебряных львиных морд, не сняв поножей, меча и ножа. Солнце било прямо в кентуриона, не причиняя ему никакого вреда, и на львиные морды нельзя было взглянуть, глаза выедал ослепительный блеск как бы вскипавшего на солнце серебра.

На изуродованном лице Крысобоя не выражалось ни утомления, ни неудовольствия, и казалось, что великан кентурион в силах ходить так весь день, всю ночь и еще день, – словом, столько, сколько будет надо. Все так же ходить, наложив руки на тяжелый с медными бляхами пояс, все так же сурово поглядывая то на столбы с казненными, то на солдат в цепи, все так же равнодушно отбрасывая носком мохнатого сапога попадающиеся ему под ноги выбеленные временем человеческие кости или мелкие кремни.

Тот человек в капюшоне поместился недалеко от столбов на трехногом табурете и сидел в благодушной неподвижности, изредка, впрочем, от скуки прутиком расковыривая песок.

То, что было сказано о том, что за цепью легионеров не было ни одного человека, не совсем верно. Один-то человек был, но просто не всем он был виден. Он поместился не на той стороне, где был открыт подъем на гору и с которой было удобнее всего видеть казнь, а в стороне северной, там, где холм был не отлог и доступен, а неровен, где были и провалы и щели, там, где, уцепившись в расщелине за проклятую небом безводную землю, пыталось жить больное фиговое деревцо.

Именно под ним, вовсе не дающим никакой тени, и утвердился этот единственный зритель, а не участник казни, и сидел на камне с самого начала, то есть вот уже четвертый час. Да, для того чтобы видеть казнь, он выбрал не лучшую, а худшую позицию. Но все-таки и с нее столбы были видны, видны были за цепью и два сверкающие пятна на груди кентуриона, а этого, по-видимому, для человека, явно желавшего остаться мало замеченным и никем не тревожимым, было совершенно достаточно.

Рассмотрение дела

Пилат согласился принять дело к рассмот­рению. По его приказу воины увели Иисуса во внутренний двор.

Толпа обвинителей осталась стоять у входа в резиденцию Пилата. Строгие ритуальные предписания гласили, что тот, кто входил в дом язычника (а римляне для иудеев были однознач­ными язычниками), считался потом ритуально нечистым и отмечать священный праздник Па­схи не мог.

Предварительным следствием у римлян ве­дали чиновники в должности квесторов. Одна­ко наместники Иудеи были настолько второ­разрядными правителями, что собственного квестора у Пилата не было. За рассмотрение дела он берется сам.

Пилат вернулся во дворец и позвал Иисуса.

— Ты сам это решил или тебе рассказали обо Мне другие? — спросил Иисус.

— Я что — еврей? — возразил Пилат. — Это Твои соотечественники и старшие священники выдали мне Тебя. Что Ты такого сделал?

— Царство Мое не из этого мира, — ска­зал Иисус. — Если бы царство Мое было из этого мира, Мои подданные стали бы сра­жаться, чтобы Меня не выдали еврейским властям. Нет, царство Мое не отсюда.

— Так, значит, Ты все-таки царь? — спро­сил Его тогда Пилат.

— Это ты говоришь, что Я царь, — отве­тил Иисус. — Я для того родился и для того пришел в мир, чтобы быть свидетелем исти­ны. И кто принадлежит истине, слушает го­лос Мой.

— А что такое истина? — спросил Его Пилат. И с этими словами он снова вышел к ним.

— Не Его! Бар-аббу! — закричали они в от­вет. Этот Бар-абба был мятежник.

Тогда Пилат велел Иисуса бичевать.


История создания



Михаил Булгаков

Все это намекает, что перед читателем стоит узнаваемый герой Библии. Но исследователи нашли подтверждения, что в лице философа Булгаков изобразил Христа только частично. В задачу автора романа не входило воспроизвести события, связанные с сыном Божьим.

По мнению биографов Булгакова, именно от этого видения Христа отталкивался писатель, создавая образ Га-Ноцри. Библия преподносит Иисуса как сына Божьего, способного творить чудеса. В свою очередь оба писателя (Булгаков и Достоевский) хотели показать в романах, что Иисус существовал на свете и нес свет людям, не используя при этом мистические способности. Далекому от христианства Булгакову такой образ казался ближе и реалистичнее.

Детальный разбор биографии Иешуа подтверждает мысль, что если Иисус и был использован писателем как прототип Га-Ноцри, то только в общих вехах истории. Философия странствующего мудреца отличается от догматов Христа.



Прототип Иешуа – Иисус Христос

К примеру, Иешуа отвергает мысль, что человек может содержать в себе зло. Такое же отношение к ближнему встречается у Дон Кихота. Это еще один повод утверждать, что образ Иешуа – собирательный. Библейский же персонаж утверждает, что общество в целом (и каждый человек в частности) может быть злым или добрым.

Иешуа не ставил себе цель распространить собственную философию, путешественник не призывает людей к себе в ученики. Мужчина приходит в ужас, когда находит свитки, записанные соратником. Такое поведение в корне отличается от поведения Христа, старающегося распространить учение на всех встречаемых людей.

Популярные сегодня темы

В истории российской литературы есть огромное множество писателей, которые посвящали свои произведения темам войн и разрушений. Но настоящий Бум случился сразу после начала отечественной войны с Францией

Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, наполнены глубоким смыслом и рассудком. Но творчество этого писателя является очень тонким и личным для него самого.

Игорь Грабарь Эммануилович – живописец, просветитель и теоретик искусства, появившийся на свет в марте, в конце семидесятых готов прошлого века. Он появился на свет в Венгрии. Его отец — Эммануил Грабарь

Автор разделил рассказ ровно на две части, которые различаются лицом, от которого ведется повествование, это достаточно нетипичный прием для написания произведения. Так вторая часть написана от лица лирического главного героя

Образ и сюжет

Иешуа Га-Ноцри родился в городке Гамла, расположенном на западном склоне Голанской возвышенности. О родителях мальчика ничего не известно, лишь вскользь упоминается, что отец Иешуа прибыл в Гамлу из Сирии.

У мужчины нет близких людей. Философ много лет скитается по свету и рассказывает желающим о собственном взгляде на жизнь. У мужчины нет философской школы или учеников. Единственным последователем Иешуа стал Левий Матвей – бывший сборщик налогов.



Воланд

Первым в романе Булгакова, как ни странно, Иешуа упоминает Воланд. Разговаривая с новыми знакомыми на Патриарших прудах, маг рисует перед слушателями портрет просвещенного:

Именно в таком виде предстал перед римским префектом Понтием Пилатом Иешуа Га-Ноцри. В черновиках Булгаков упоминает длинные рыжие волосы мужчины, но позже эту деталь убрали из романа.



Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат

Бесхитростного философа схватили и объявили преступником из-за проповедей, который читал Иешуа на рынках Ершалаима. Представителя закона поразили проницательность и доброта арестованного. Иешуа интуитивно угадал, что Понтий Пилат страдает от боли и мечтает, чтобы мучения прекратились:

Не менее впечатлило прокуратора, что Иешуа свободно говорил на арамейском, греческом и латинском языках. Допрос с пристрастием внезапно превратился в интеллектуальный разговор двух образованных и нестандартно мыслящих людей. Мужчины спорили о власти и истине, доброте и чести:

Осознав, что причиной ареста стала глупость и недалекость местного населения, Понтий Пилат пытается повернуть судебное расследование вспять. Прокуратор намекает философу, что нужно отвергнуть собственные убеждения, чтобы сохранить жизнь, но Иешуа не готов отказаться от собственного взгляда на будущее.

В этом поступке все, даже стражники, видят смелость мужчины, который до последнего вздоха остается верен себе. Но прокуратор не готов рисковать карьерой из-за умного и доброго путешественника, поэтому, невзирая на симпатии, казнь состоится.



Суд Пилата

Приговоренных к смерти ведут на Лысую гору, где и произойдет распятие. Смирившегося с судьбой и не сопротивляющегося Иешуа прибивают к деревянным доскам. Единственное, что смог сделать Понтий Пилат – отдать приказ, чтобы философа быстро закололи ножом в сердце. Подобный поступок избавит славного Га-Ноцри от продолжительных мучений. В последние минуты жизни Иешуа говорит о трусости.



Казнь Иешуа Га-Ноцри

Понтий Пилат

Рано-рано утром, еще до того, как на город опустится испепеляющий дневной зной, Под­судимый был доставлен к резиденции римско­го наместника Понтия Пилата.

Пилат был четвертым по счету наместником Иудеи. Он был послан в Палестину римским им­ператором Тиберием и управлял страной около десяти лет: с 26 по 36 год.

Пилат мельком упомянут в трудах некото­рых римских историков. Род, к которому он принадлежал, был довольно знатен. Несколько Понтиев носили звание сенатора, а один, Пон­тий Аквила, был другом Цицерона и даже участ­вовал в убийстве Юлия Цезаря.

Впрочем, к самому Пилату все это не отно­сится. Сам он всегда упоминается лишь как на­местник в Иудее. Где и когда он родился и чем занимался до вступления в должность, об этом историкам не известно.

Едва прибыв на место службы, наместник повелел привезти в Иерусалим статуи импера­тора и изображения римских орлов. Набож­ные иудеи считали подобные изображения свя­тотатством. К Пилату были направлены проси­тели, умолявшие его убрать кощунственные статуи из столицы.

Несгибаемый наместник велел солдатам окружить парламентеров и заявил, что если они сей же миг не исчезнут с глаз, то все до единого будут порублены на куски.

Позже по его приказу из сокровищницы Иерусалимского Храма были изъяты средст­ва, понадобившиеся Пилату на постройку во­допровода. Когда возмущенные евреи снова двинулись к резиденции наместника, римские солдаты атаковали толпу.

В давке погибло огромное количество на­роду. Зато руины водопровода были видны в Иерусалиме на протяжении столетий.


Экранизации



Тадеуш Брадецкий в образе Иешуа

Классическая экранизация известного романа вышла в 1988 году. За съемки столь сложного и многогранного сюжета вновь взялся режиссер из Польши – Мацек Войтышко. Критики отметили талантливую игру актерского состава. Роль Иешуа исполнил Тадеуш Брадецкий.



Сергей Безруков в образе Иешуа



Николай Бурляев в образе Иешуа

Бичевание

Похоже, что казнь через распятие Пилат со­бирался заменить на пытку бичеванием. Воз­можно, после этого он действительно намере­вался отпустить наказанного Иисуса.

У древних евреев осужденный на эту пытку должен был получить тридцать девять ударов прутьями или палкой. Позже вместо прутьев стали использовать кожаный кнут, к концу ко­торого были прикреплены свинцовые грузики или крючья. Пытка была столь болезненной, что считалось, будто после сорокового удара смерть обвиняемого неизбежна.

И все равно еврейский вид этой пытки был куда гуманнее римского. У римлян тридцатью девятью ударами все не ограничивалось. Осуж­денного на бичевание раздевали догола и за ру­ки привязывали к очень низкому столбу так, чтобы тело несчастного находилось в согнутом положении. При этом удары разрешалось на­носить не только по спине, но и по голове, ли­цу и даже по глазам.

Один из древних историков так описывал впечатления от этой пытки:

Присутствующие приходили в ужас, видя, как растерзывали тело до самых нервов, так, что члены его лежали совершенно разбитые и изувеченные и видны были все внутреннос­ти несчастных…


Терновый венец

Для бичевания Иисус был передан в руки солдат. Скорее всего, охрану наместничес­кой резиденции осуществляли солдаты не рим­ских войск, а местные вспомогательные части, укомплектованные сирийцами. Евреи сирийцев терпеть не могли, и те платили им взаимностью. Над беспомощным Узником солдаты наиздевались вдоволь.

Воины увели Его внутрь дворца, в помеще­ние для солдат, и созвали весь отряд. Они надели на Него пурпурный плащ, а на голову венок, который сплели из колючек, и стали приветствовать Его:

— Да здравствует еврейский царь!

А потом били Его палкой по голове, плева­ли в Него и, становясь на колени, простира­лись ниц пред Ним…

Солдаты нарядили Узника как царя. Красный солдатский плащ изображал пурпурные царские ризы, венок — корону, а палка — скипетр.

В таком виде Пилат и вывел окровавленно­го Иисуса обратно к ожидающим иудеям.

Пилат снова вышел и сказал им:

— Я сейчас выведу к вам этого Человека. Знайте, я нахожу, что Он ни в чем не виновен.

И вышел Иисус в колючем венке и пурпур­ном плаще.

— Вот этот Человек — говорит им Пилат.

Но когда первосвященники и стража уви­дели Его, они закричали:

— На крест Его! На крест!

— Сами берите Его и распинайте! — гово­рит им Пилат. — Я нахожу, что Он ни в чем не виновен…

— Если ты Его отпустишь, ты не друг це­заря! Кто объявляет себя царем, тот восстает против цезаря!

Читайте также: