Кто осуществляет основные функции государственного регулирования природопользования в рф

Обновлено: 18.05.2024

Сущность, правовые основы, задачи и принципы государственного регулирования природопользования и природоохраны, его формы и методы. Функции государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды и система осуществляющих их органов.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 08.08.2011
Размер файла 128,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

К первой группе принадлежат органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр, использование и охрану водного фонда, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора). Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные органы, являются установление лимитов природопользования и предоставление лицензий на пользование природными объектами. В качестве основных подразделений формирующейся государственной службы охраны окружающей среды (МНР) организованы Департаменты природных ресурсов (региональный уровень) и комитет природных ресурсов (уровень субъекта РФ).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Другая группа органов государственного экологического управления осуществляет ведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов. Органы управления отраслевой компетенции классифицированы по тому признаку, что, в отличие от межотраслевых органов, они осуществляют надведомственное регулирование по использованию и охране, как правило, одного природного объекта и издают обязательные к использованию акты для всех иных ведомств, осуществляющих хозяйственную эксплуатацию данного объекта.

Часть функций упраздненного Комитета РФ по земельной политике возложена на новое ведомство - Федеральную службу земельного кадастра России. Функции упраздненного Комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России переданы Министерству природных ресурсов РФ (МПР), которое стало федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

К федеральным органам, наделенным экологическими функциями, в настоящее время относятся: Министерство природных ресурсов (МПР) РФ; Министерство сельского хозяйства РФ; Госкомитет РФ по рыболовству; Госкомитет по стандартизации и метрологии; Федеральная служба земельного кадастра России; Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральный горный и промышленный надзор России; Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности; Министерство здравоохранения РФ, в состав которого входит Санитарно-эпидемиологическая служба РФ, которая утверждает санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы.

государственный регулирование природопользование

3. Совершенствование системы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды

Обеспечение эффективного государственного регулирования охраны окружающей средой и использования природных ресурсов должно соответствовать демократическому устройству и рыночной экономике.

Для этого необходимы следующие действия:

- развитие государственного управления состоянием природных объектов и использования природных ресурсов с учетом различных форм собственности при их освоении;

- четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области использования природных ресурсов и состояния окружающей природной среды;

- учет отношений собственности на природные ресурсы при регулировании проблем природопользования;

- обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля, а также совершенствование системы лицензирования, сертификации и паспортизации;

- развитие государственного нормирования и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим субъектам;

- совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной экологической экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ и законопроектов;

- внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду и анализа ее состояния в масштабах страны и регионов;

- поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации;

- создание в секторах промышленности, в которых осуществляется потенциально опасная деятельность, специализированных подразделений, предназначенных для предотвращения и ликвидации негативных последствий такой деятельности;

- наделение должностных лиц, осуществляющих контроль над соблюдением законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, необходимыми полномочиями, обеспечение им государственной защиты и предоставление социальных гарантий. Шабанов, В.В. Введение в рациональное природопользование. / В.В. Шабанов. - М.: Изд. МГУП, 2008. С. 37.

Совершенное нормативно правовое обеспечение и разработанные механизмы правоприменение являются базой для эффективного правового механизма обеспечения рационального государственного регулирования природопользования. Не менее важно совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и неотвратимости наказания.

Для этого необходимы следующие действия:

- устранение противоречий между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права;

- обеспечение реализации законодательных актов путем принятия подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов;

- правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности, как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и/или выбора проектов;

- развитие системы государственных стандартов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, закрепление в правовой системе Российской Федерации международных экологических стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;

- гармонизация законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и норм международного права в этой области в рамках обязательств Российской Федерации по международным договорам;

- развитие и активизация судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, субъектов хозяйственной деятельности и государства в области охраны окружающей среды; - укрепление системы прокурорского надзора и реализация мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды;

- совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и/или осуществление экологически опасных видов деятельности;

- обеспечение применения механизмов прекращения незаконной деятельности.

Рациональное природопользование, как любая сложная форма деятельности невозможна без достоверной информации. Для этого необходимы развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг биотических и абиотических компонентов природной среды. Экология и экономика природопользования. / Под ред. Э.В. Гирусова. - М.: Юнити-Дана, 2007. С. 294.

Технические средства и правовые механизмы бесполезны без системы экономического регулирования рыночных отношений. Экономическое регулирование должно быть направлено на поддержание рационального природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охрану посредством привлечения бюджетных и внебюджетных средств на эту деятельность. При этом государственное регулирование использования природных ресурсов должно основываться на принципиально новых подходах к системе управления природопользованием. Рыночные отношения не могут выполнять функции развития оптимальных отношений общества и окружающей среды. Отношения общества к использованию природных ресурсов должны строиться на основе признания идеи устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, так как трудно переоценить их огромное влияние на жизнедеятельность всего человечества.

Для осуществления государственной политики в области рационального использования природных ресурсов, необходимо обоснование не только экономического механизма использования природных ресурсов, но и системы экологических ограничений режима природопользования. Система экологических ограничений и регламент природопользования должны исходить из свойств природных объектов. Они не могут быть изменены ни общественным укладом, ни системой экономики.

Заключение

В заключение остановимся на некоторых основных выводах.

Государственное регулирование природопользованием и охраной окружающей среды - это проявление экологической функции государства.

Одной из важнейших задач экологической деятельности государства в современных условиях является создание эффективной системы управления природопользованием и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.

Формы и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды реализуются через функции управления, которыми наделены данные органы. Этими функциями являются следующие: учета природных ресурсов и других объектов природы и ведения государственных кадастров; планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов; финансирования и материально-техническое обеспечения мероприятий по охране окружающей среды, а также экологических программ; установления правил и норм по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и стандартизации в сфере экологии; распределения и перераспределения природных объектов; воспроизводства природных объектов; пространственно-территориального устройства природных объектов; контроля за использованием и охраной природных объектов; разрешения споров о праве экологопользования.

Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъекты управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования в соответствии с требованиями законодательства.

Органы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общей межотраслевой (межведомственной) и отраслевой (ведомственной) компетенции. Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции. В решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д. К специализированным относятся органы, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы.

Целью сегодняшнего периода является не только повышение эффективности экономики, но и продвижение к устойчивому экономическому развитию, для чего требуется существенное совершенствование экологического планирования и управления природоохранной деятельностью и интеграции политики в области окружающей среды с политикой в других областях.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от. 21.07.2007г. № 5-ФКЗ).

3. Байдельдинов, Д.Л. Правовой механизм государственного управления в экологии. / Д.Л. Байдельдинов. - Омск, 2007. - 230с.

4. Боголюбов С.А. Экологическое право: конспект лекций / С.А. Боголюбов. - М.: Велби, 2007. - 170с.

5. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. - М.: Академия. 2001. - 1030с.

6. Бринчук, М.М. Экологическое право. (Право окружающей среды) / М.М. Бринчук. - М.: Юристъ, 2007. - 270с.

7. Экология и экономика природопользования. / Под ред. Э.В. Гирусова. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 420с.

8. Гусев, Р.К. Экологическое право. / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Бек, 2000. - 420с.

9. Доржиев, Ж.Б., Хамнаев, И.В. Экологическое право: Учебно-методическое пособие. / Ж.Д. Доржиев, И.В. Хамнаев. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. - 312с.

10. Кузнецова, Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. / Н.В. Кузнецова. - М.: Юриспруденция, 2000. - 430с.

11. Петров, В.В. Экологическое право России. Учебник. / В.В. Петров. - М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2005. - 190с.

12. Рисин, И.Е., Трещевский, Ю. И. Современные тенденции и проблемы развития экономики: Учебное пособие. / И.Е. Рисин., Ю.И. Трещевский. - Воронеж: Изд. ВГУ, 2008. - 100с.

13. Шабанов, В.В. Введение в рациональное природопользование. / В.В. Шабанов. - М.: Изд. МГУП, 2008. - 93с.

14. Шемшученко, Ю.С. Правовые проблемы экологии. / Ю.С. Шемшученко. - М.: Центр Экос, 2004. - 120с.

Подобные документы

Понятие и основные принципы государственного управления в области охраны окружающей среды, его методы и функции. Система государственных органов регулирования охраны окружающей среды. Структура Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

реферат [29,3 K], добавлен 11.11.2011

Структура Департамента природопользования и охраны окружающей среды: виды деятельности, задачи и функции. Характеристика подведомственных организаций. Нормативные правовые акты, на которых основывается работа организации. Порядок организации деятельности.

отчет по практике [239,8 K], добавлен 27.05.2015

Рассмотрение структуры органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования: высшие (Президент РФ, парламент, Правительство), специальные (Министерство природных ресурсов) органы, и ознакомление с подходами к их систематизации.

контрольная работа [22,5 K], добавлен 25.03.2010

Организация системы государственного регулирования природопользования. Формирование экологической политики. Выработка стратегии природопользования. Выбор методов государственного регулирования природопользования. Сущность экологического нормирования.

доклад [13,3 K], добавлен 05.03.2013

Назначение и компетенция, сферы деятельности федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Правовые основы деятельности согласно законодательству РФ.

реферат [17,2 K], добавлен 12.03.2010

Система государственного управления в области охраны окружающей среды. Работа правоохранительных органов РБ в области экологии. Применение судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды.

дипломная работа [50,6 K], добавлен 07.02.2010

Основные направления и принципы норм международного права в правовом регулировании охраны окружающей среды в Российской Федерации. Российское законодательство в области охраны окружающей природной среды. Регулирование экологических отношений.

Государственное регулирование природопользования – это направление государственной политики, призванное обеспечивать эффективное и рациональное использование окружающей среды, ее охрану в соответствии с рядом принципов правовой защиты и регулирования данной сферы экономики.

Необходимость и назначение государственного регулирования природопользования

Современное общество не может функционировать без осуществления использования благ природы. При этом любая экономическая система стремится к максимально эффективному использованию природных ресурсов, невзирая на тот вред, который она может нанести окружающей среде за счет своих действий. Нивелировать эту отрицательную черту экономических субъектов призвано государственное регулирование природопользования.

Воздействие человека на природную среду в процессе осуществления хозяйственной деятельности влечет экологические последствия. Между экономическим и экологическим благополучием существует тесная взаимосвязь.

Государство в настоящее время уделяет значительное внимание системе государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Возникновение эколого-экономических проблем способно оказывать влияние на эффективность функционирования всех хозяйствующих субъектов, а также условия жизнедеятельности каждого отдельного человека.

Государственное регулирование природопользования выступает в виде отдельного направления общегосударственной политики управления экономикой.

Содержание государственного регулирования природопользования

Система государственного регулирования природопользования включается в свой состав ряд элементов и действий, к числу которых относятся следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

  • во-первых, разработка и утверждение экологической политики государства;
  • во-вторых, выработка стратегии природопользования;
  • в-третьих, отбор методов государственного регулирования природопользования;
  • в-четвертых, создание нормативно-правовой базы управления природопользованием;
  • в-пятых, создание инфраструктуры, направленной на формирование условий для регулирования природопользования.

Система государственного регулирования природопользования применяет ряд инструментов для своего эффективного функционирования, к числу которых относят: систему управления взаимодействием человека и природы, правовую защиту прав физических и юридических лиц в сфере экологии, квотирование использования природных ресурсов, платность использования природных ресурсов и так далее.

Государственное регулирование природопользования призвано выполнять следующие функции:

  1. формирование системы органов государственного управления природопользованием и обеспечение координации их функционирования;
  2. управление ресурсами природы;
  3. осуществление планирования охраны и оптимизации окружающей среды;
  4. осуществление экологического нормирования;
  5. осуществление оценочной деятельности по результатам воздействия хозяйствующих субъектов и физических лиц на природную среду;
  6. проведение экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации, экологического аудирования, экологического мониторинга, экологического контроля;
  7. организация экологического воспитания и образования и так далее.

Место государственного мониторинга окружающей среды в системе государственного регулирования природопользования

Государственное регулирование природопользования предполагает осуществление регулярного государственного мониторинга окружающей среды. Под государственным мониторингом окружающей среды понимают систему наблюдений долгосрочного характера, призванную оценивать и прогнозировать состояние природной среды в будущем, а также предвидеть ее изменения.

В Российской Федерации функционирует Государственная служба, призванная осуществлять мониторинг окружающей среды. Цель функционирования этой службы состоит в наблюдении за процессами природной среды физического, химического, биологического характера. Также эта служба отслеживает загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов, почвы, последствия влияния загрязнений на животный и растительный мир. Данная служба призвана информировать граждан и хозяйствующих субъектов о состоянии окружающей среды и прогнозах относительно его динамики.

Система государственного мониторинга окружающей среды включает в свой состав различные органы государственного управления исполнительного характера, уполномоченные на осуществление охраны окружающей среды на различных территориях и пространствах, в том числе в космосе.

Методы государственного регулирования природопользования

Система методов государственного регулирования природопользования включают:

Устойчивое развитие общества возможно только при условии регулирования природопользования со стороны государства. Государство является собственником природных ресурсов. Однако его функции по регулированию и управлению в сфере природопользования основаны не только на праве государственной собственности.

Функции государства по управлению природопользованием основываются также и на его властных полномочиях как политического суверена. О значении права собственности на землю и политического суверенитета государства в обоснование государственного управления, например землепользованием, подробно говорит И.А. Иконицкая245.

Управляющее воздействие на субъектов природоресурсного права может осуществляться двумя способами: 1) путём реализации уполномоченными органами своих государственно-властных полномочий по управлению использованием природных ресурсов и 2) через создание системы экономических стимулов рационального природопользования.

Экономическое стимулирование рационального и безопасного природопользования осуществляется путём установления органами государственной власти и управления: 1) экономически и социально обоснованных размеров платы за использование природных ресурсов и 2)

системы штрафов за нарушение природоресурсного законодательства.

Необходимо различать государственное регулирование и государственное управление в сфере природопользования. По смыслу природоресурсного законодательства государственное регулирование в области природопользования - это комплекс мер, предпринимаемых всеми ветвями государственной власти, направленных на рациональное и безопасное использование природных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений России. К субъектам государственного регулирования относятся законодательные органы Российской Федерации и её субъектов, федеральные и региональные органы государственного управления природными ресурсами и органы правосудия (Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды).

Государственное регулирование отношений природопользования включает в себя государственное управление.

Управление в наиболее широком смысле - это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления246. В науке административного права принято считать, что классическое определение управления дано У. Еллинеком: управление - это деятельность государства или других субъектов государственной (публичной) власти, осуществляемая вне границ законотворчества и правосудия247. В экологическом законодательстве доктринальное понятие государственного управления воспринимается в узком смысле - как деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти, что вполне согласуется с конституционным принципом разделения властей248.

Субъектами государственного управления в области природопользования в соответствии с природоресурсным законодательством являются Президент и Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной природных ресурсов, иначе говоря, государственные органы исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов, а также органы местного самоуправления, местная администрация и её органы.

Такой подход законодателя к формированию субъектного состава государственного управления природопользованием в известной степени обусловливает содержание управления. Поэтому государственное управление в сфере природопользования - это организационная деятельность государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов, органов местного самоуправления, направленная на создание условий для рационального и безопасного природопользования и осуществления контроля за ним.

Функции государственного управления традиционно понимаются в юридической литературе как специализированные виды организацион-

ной деятельности , постоянные направления деятельности соответствующих органов. Д.Н. Бахрах в управленческой деятельности выделяет три группы функций: функции ориентирования системы (прогнозирование, планирование и др.), функции обеспечения системы (кадровое, материально-техническое и др.) и функции оперативного управления системой (учёт, контроль и др.)249.

С учётом этого к функциям государственного управления природопользованием следует отнести: 1) прогнозирование и планирование изучения, разведки и добычи природных ресурсов; 2) подзаконное нормативное правовое регулирование отношений природопользования; 3)

финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности специально уполномоченных государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов; 4) учёт использования природных ресурсов путём ведения поресурсных кадастров, реестров, балансов и мониторинга природных ресурсов и контроль за соблюдением природоресурсного законодательства; 5) нормирование и лицензирование природопользования; 6) ограничение, приостановление и прекращение прав природопользования при возникновении угрозы интересам национальной безопасности, жизни и здоровью людей, причинения ущерба хозяйственным объектам и окружающей среде и по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Компетенция - круг властных прав и связанных с ними обязанностей, которыми обладает государственный орган в целях выполнения возложенных на него задач государственного управления250.

В зависимости от компетенции, которой наделён тот или иной орган государственного управления, они подразделяются на органы общей (межотраслевой) и специальной (ведомственной) компетенции.

Систему органов государственного управления природопользованием можно рассматривать в горизонтальной и вертикальной плоскостях. По вертикали расположены федеральные органы, органы субъектов Федерации и местного самоуправления. В горизонтальной плоскости находятся государственные органы, имеющие сходные полномочия в управлении использованием различных видов природных ресурсов.

Органы общей компетенции характеризуются тем, что управление использованием природных ресурсов не является их единственной функцией. Наряду с ней они решают и иные вопросы государственного и местного управления и строительства. Их акты распространяют своё действие на всех физических и юридических лиц, находящихся в пределах территории их юрисдикции (территория России, её субъекта, муниципального образования). К органам общей компетенции относятся Президент и Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления. Органы местного самоуправления хотя и не относятся к органам государственной власти, но могут наделяться ими определёнными государственными полномочиями.

Полномочия Президента РФ в сфере управления ресурсопользованием устанавливаются Конституцией РФ и основаны на его праве: 1)

издавать указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России; 2) вносить в Государственную Думу РФ законопроекты и подписывать федеральные законы; 3) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации.

Особенность правового положения Правительства РФ в отношениях природопользования определяется тем, что оно выступает в них от лица Российской Федерации и совместно с субъектами Федерации решает вопросы пользования, владения и распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной собственности.

Полномочия субъектов Федерации в сфере управления природопользованием делятся на две группы: находящиеся в исключительном ведении субъектов Федерации и в совместном ведении субъекта Федерации и Российской Федерации. Все вопросы в сфере природопользования, не отнесённые к компетенции Российской Федерации и органов местного самоуправления, относятся к ведению субъектов Федерации. Полномочия органов местного самоуправления по управлению ресурсопользованием невелики.

Органы специальной компетенции по управлению природопользованием в зависимости от их функций, можно разделить на специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной природных ресурсов и все иные.

Специально уполномоченные государственные органы по управлению использованием и охраной природных ресурсов непосредственно занимаются лицензированием и нормированием ресурсопользования, ведением государственных кадастров и реестров, государственного мониторинга и балансов природных ресурсов, составлением схем комплексного использования природных ресурсов. 1.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды РФ)252 осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания. 2.

Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России)253 осуществляет следующие функции в области природопользования: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры), охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях и (или) занесенных в Красную книгу России, и среды их обитания, а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях). 3.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор России)254 осуществляет в области природопользования функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Служба находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. 4.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Ро- сприроднадзор России) 255 осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования и находится в ведении Минприроды РФ.

Основной задачей Службы в сфере природопользования является осуществление контроля и надзора: -

за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; -

за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; -

за использованием и охраной водных объектов; -

за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе; -

в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания. 5.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)256 осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования и находится в ведении Минприроды РФ.

принятие решений о предоставлении права пользования участками недр и об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр; -

выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; -

государственное геологическое изучение недр; -

проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами; -

принятие решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр; -

ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса; -

ведение государственного учёта и обеспечение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами. 6.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурс)257 осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов и находится в ведении Минприроды РФ.

Агентство реализует в своей деятельности, в частности, следующие полномочия: -

осуществляет владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесёнными к федеральной собственности; -

осуществляет разработку и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов; -

ведёт государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения; -

осуществляет ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования; -

организует территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов; -

организует осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Федерации; -

осуществляет предоставление водохранилищ, которые полностью расположены на территориях субъектов Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Федерации в пользование на основании договора водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование. 7.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)258 осуществляет функции: -

по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания, за исключением водных биоресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесённых в Красную книгу России; -

по контролю и надзору за водными биоресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей; -

по оказанию услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания.

Агентство осуществляет свои полномочия на территории России, в её исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Руководство деятельностью агентства осуществляет Правительство РФ.

К иным государственным органам, осуществляющим управление природопользованием, относятся Министерство экономического развития РФ259, другие органы исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов. Необходимость ведения работ по мониторингу, составлению кадастров и балансов природных ресурсов, а также платность природопользования обусловливают участие в государственном управлении природопользованием таких органов специальной компетенции, как Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ260, Министерство финансов РФ261 и др.

Важнейшими направлениями государственного управления природопользованием являются учёт и контроль природных ресурсов, и их использования, которые необходимы для разработки и реализации программ использования и охраны природных ресурсов, составления прогнозов возможных изменений состояния природных ресурсов. Основой для таких программ служат данные о состоянии природных объектов и ресурсов, получаемые в ходе ведения государственного мониторинга природных ресурсов. Мониторинг по отдельным видам природных ресурсов ведётся соответствующими государственными органами в области использования и охраны природных ресурсов, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Другим, кроме мониторинга, источником получения информации о состоянии природных ресурсов и их использовании для государства является информация, предоставляемая природопользователями.

Данные о состоянии природных ресурсов, концентрирующиеся в государственных органах, находят отражение в ресурсных балансах, реестрах и кадастрах. Г осударственные кадастры природных ресурсов - расчётные данные о количестве, качестве, степени изученности и освоенности, территориальном размещении природных ресурсов. В государственных балансах эти данные сопоставляются с потребностью всех ресурсопользователей в соответствующем природном ресурсе.

Важным источником природоресурсной информации являются государственные ресурсные кадастры и реестры, ведущиеся по каждому виду природных ресурсов. Законодательством предусмотрено ведение Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, Государственного водного реестра262, Государственного кадастра объектов животного мира и Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий263 (по учёту природных лечебных ресурсов). Государственный кадастровый учёт лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государствен-

Государственные природные кадастры ведутся по единым правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости между собой.

Необходимой составной частью государственного управления использованием и охраной природных ресурсов является контроль за рациональным и безопасным использованием ресурсов. Органы государственного контроля, задачи и порядок его проведения определяются Положениями о государственном контроле по отдельным видам природных ресурсов, утверждаемых Постановлениями Правительства РФ.

Задачей государственного контроля за ресурсопользованием является обеспечение соблюдения всеми природопользователями порядка использования ресурсов, законодательства и технологических регламентов, стандартов (норм, правил) в области природопользования, правил ведения государственного учёта и отчётности. Государственный контроль осуществляется органами Минприроды РФ и другими специально уполномоченными органами управления использованием и охраной природных ресурсов во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.

Сущность, правовые основы, задачи и принципы государственного регулирования природопользования и природоохраны, его формы и методы. Функции государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды и система осуществляющих их органов.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 08.08.2011
Размер файла 128,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

К первой группе принадлежат органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр, использование и охрану водного фонда, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора). Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные органы, являются установление лимитов природопользования и предоставление лицензий на пользование природными объектами. В качестве основных подразделений формирующейся государственной службы охраны окружающей среды (МНР) организованы Департаменты природных ресурсов (региональный уровень) и комитет природных ресурсов (уровень субъекта РФ).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Другая группа органов государственного экологического управления осуществляет ведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов. Органы управления отраслевой компетенции классифицированы по тому признаку, что, в отличие от межотраслевых органов, они осуществляют надведомственное регулирование по использованию и охране, как правило, одного природного объекта и издают обязательные к использованию акты для всех иных ведомств, осуществляющих хозяйственную эксплуатацию данного объекта.

Часть функций упраздненного Комитета РФ по земельной политике возложена на новое ведомство - Федеральную службу земельного кадастра России. Функции упраздненного Комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России переданы Министерству природных ресурсов РФ (МПР), которое стало федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

К федеральным органам, наделенным экологическими функциями, в настоящее время относятся: Министерство природных ресурсов (МПР) РФ; Министерство сельского хозяйства РФ; Госкомитет РФ по рыболовству; Госкомитет по стандартизации и метрологии; Федеральная служба земельного кадастра России; Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральный горный и промышленный надзор России; Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности; Министерство здравоохранения РФ, в состав которого входит Санитарно-эпидемиологическая служба РФ, которая утверждает санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы.

государственный регулирование природопользование

3. Совершенствование системы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды

Обеспечение эффективного государственного регулирования охраны окружающей средой и использования природных ресурсов должно соответствовать демократическому устройству и рыночной экономике.

Для этого необходимы следующие действия:

- развитие государственного управления состоянием природных объектов и использования природных ресурсов с учетом различных форм собственности при их освоении;

- четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области использования природных ресурсов и состояния окружающей природной среды;

- учет отношений собственности на природные ресурсы при регулировании проблем природопользования;

- обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля, а также совершенствование системы лицензирования, сертификации и паспортизации;

- развитие государственного нормирования и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим субъектам;

- совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной экологической экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ и законопроектов;

- внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду и анализа ее состояния в масштабах страны и регионов;

- поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации;

- создание в секторах промышленности, в которых осуществляется потенциально опасная деятельность, специализированных подразделений, предназначенных для предотвращения и ликвидации негативных последствий такой деятельности;

- наделение должностных лиц, осуществляющих контроль над соблюдением законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, необходимыми полномочиями, обеспечение им государственной защиты и предоставление социальных гарантий. Шабанов, В.В. Введение в рациональное природопользование. / В.В. Шабанов. - М.: Изд. МГУП, 2008. С. 37.

Совершенное нормативно правовое обеспечение и разработанные механизмы правоприменение являются базой для эффективного правового механизма обеспечения рационального государственного регулирования природопользования. Не менее важно совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и неотвратимости наказания.

Для этого необходимы следующие действия:

- устранение противоречий между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права;

- обеспечение реализации законодательных актов путем принятия подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов;

- правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности, как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и/или выбора проектов;

- развитие системы государственных стандартов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, закрепление в правовой системе Российской Федерации международных экологических стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;

- гармонизация законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и норм международного права в этой области в рамках обязательств Российской Федерации по международным договорам;

- развитие и активизация судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, субъектов хозяйственной деятельности и государства в области охраны окружающей среды; - укрепление системы прокурорского надзора и реализация мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды;

- совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и/или осуществление экологически опасных видов деятельности;

- обеспечение применения механизмов прекращения незаконной деятельности.

Рациональное природопользование, как любая сложная форма деятельности невозможна без достоверной информации. Для этого необходимы развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг биотических и абиотических компонентов природной среды. Экология и экономика природопользования. / Под ред. Э.В. Гирусова. - М.: Юнити-Дана, 2007. С. 294.

Технические средства и правовые механизмы бесполезны без системы экономического регулирования рыночных отношений. Экономическое регулирование должно быть направлено на поддержание рационального природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охрану посредством привлечения бюджетных и внебюджетных средств на эту деятельность. При этом государственное регулирование использования природных ресурсов должно основываться на принципиально новых подходах к системе управления природопользованием. Рыночные отношения не могут выполнять функции развития оптимальных отношений общества и окружающей среды. Отношения общества к использованию природных ресурсов должны строиться на основе признания идеи устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, так как трудно переоценить их огромное влияние на жизнедеятельность всего человечества.

Для осуществления государственной политики в области рационального использования природных ресурсов, необходимо обоснование не только экономического механизма использования природных ресурсов, но и системы экологических ограничений режима природопользования. Система экологических ограничений и регламент природопользования должны исходить из свойств природных объектов. Они не могут быть изменены ни общественным укладом, ни системой экономики.

Заключение

В заключение остановимся на некоторых основных выводах.

Государственное регулирование природопользованием и охраной окружающей среды - это проявление экологической функции государства.

Одной из важнейших задач экологической деятельности государства в современных условиях является создание эффективной системы управления природопользованием и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.

Формы и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды реализуются через функции управления, которыми наделены данные органы. Этими функциями являются следующие: учета природных ресурсов и других объектов природы и ведения государственных кадастров; планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов; финансирования и материально-техническое обеспечения мероприятий по охране окружающей среды, а также экологических программ; установления правил и норм по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и стандартизации в сфере экологии; распределения и перераспределения природных объектов; воспроизводства природных объектов; пространственно-территориального устройства природных объектов; контроля за использованием и охраной природных объектов; разрешения споров о праве экологопользования.

Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъекты управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования в соответствии с требованиями законодательства.

Органы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общей межотраслевой (межведомственной) и отраслевой (ведомственной) компетенции. Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции. В решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д. К специализированным относятся органы, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы.

Целью сегодняшнего периода является не только повышение эффективности экономики, но и продвижение к устойчивому экономическому развитию, для чего требуется существенное совершенствование экологического планирования и управления природоохранной деятельностью и интеграции политики в области окружающей среды с политикой в других областях.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от. 21.07.2007г. № 5-ФКЗ).

3. Байдельдинов, Д.Л. Правовой механизм государственного управления в экологии. / Д.Л. Байдельдинов. - Омск, 2007. - 230с.

4. Боголюбов С.А. Экологическое право: конспект лекций / С.А. Боголюбов. - М.: Велби, 2007. - 170с.

5. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. - М.: Академия. 2001. - 1030с.

6. Бринчук, М.М. Экологическое право. (Право окружающей среды) / М.М. Бринчук. - М.: Юристъ, 2007. - 270с.

7. Экология и экономика природопользования. / Под ред. Э.В. Гирусова. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 420с.

8. Гусев, Р.К. Экологическое право. / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Бек, 2000. - 420с.

9. Доржиев, Ж.Б., Хамнаев, И.В. Экологическое право: Учебно-методическое пособие. / Ж.Д. Доржиев, И.В. Хамнаев. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. - 312с.

10. Кузнецова, Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. / Н.В. Кузнецова. - М.: Юриспруденция, 2000. - 430с.

11. Петров, В.В. Экологическое право России. Учебник. / В.В. Петров. - М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2005. - 190с.

12. Рисин, И.Е., Трещевский, Ю. И. Современные тенденции и проблемы развития экономики: Учебное пособие. / И.Е. Рисин., Ю.И. Трещевский. - Воронеж: Изд. ВГУ, 2008. - 100с.

13. Шабанов, В.В. Введение в рациональное природопользование. / В.В. Шабанов. - М.: Изд. МГУП, 2008. - 93с.

14. Шемшученко, Ю.С. Правовые проблемы экологии. / Ю.С. Шемшученко. - М.: Центр Экос, 2004. - 120с.

Подобные документы

Понятие и основные принципы государственного управления в области охраны окружающей среды, его методы и функции. Система государственных органов регулирования охраны окружающей среды. Структура Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

реферат [29,3 K], добавлен 11.11.2011

Структура Департамента природопользования и охраны окружающей среды: виды деятельности, задачи и функции. Характеристика подведомственных организаций. Нормативные правовые акты, на которых основывается работа организации. Порядок организации деятельности.

отчет по практике [239,8 K], добавлен 27.05.2015

Рассмотрение структуры органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования: высшие (Президент РФ, парламент, Правительство), специальные (Министерство природных ресурсов) органы, и ознакомление с подходами к их систематизации.

контрольная работа [22,5 K], добавлен 25.03.2010

Организация системы государственного регулирования природопользования. Формирование экологической политики. Выработка стратегии природопользования. Выбор методов государственного регулирования природопользования. Сущность экологического нормирования.

доклад [13,3 K], добавлен 05.03.2013

Назначение и компетенция, сферы деятельности федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Правовые основы деятельности согласно законодательству РФ.

реферат [17,2 K], добавлен 12.03.2010

Система государственного управления в области охраны окружающей среды. Работа правоохранительных органов РБ в области экологии. Применение судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды.

дипломная работа [50,6 K], добавлен 07.02.2010

Основные направления и принципы норм международного права в правовом регулировании охраны окружающей среды в Российской Федерации. Российское законодательство в области охраны окружающей природной среды. Регулирование экологических отношений.

Читайте также: