Физическая культура и спорт как социальные феномены общества правовые основы

Обновлено: 28.04.2024

1 Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.

2 Физическая культура личности.

3 Основа законодательства РФ о физической культуре и спорте.

4 Сущность физической культуры и спорта.

5 Ценности физической культуры.

6 Физическая культура как учебная дисциплина среднего профессионального образования.

7 Ценностные организации и отношение студентов к физической культуре и спорту.

Список использованной литературы

1 Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.

Физическая культура — часть общечеловеческой культуры.

Физическая культура — органическая часть общечелове­ческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, сред­ство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полу­ченные в виде задатков, которые передаются генетически и развива­ются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и ок­ружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах само­выражения личности через социально активную полезную деятель­ность.

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную лич­ность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизиро­вать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здо­ровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространст­ва вуза.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие Свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отды­хом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосре­дованных их культурным отношением к своим физическим возмож­ностям.

Спорт — явление культурной жизни.

Спорт — часть физической культуры. В нем человек стре­мится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрели­ще, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специаль­ная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психичес­ких и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спор­тивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом стано­вятся физической и духовной необходимостью.

Компоненты физической культуры.

Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приве­денные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые не­обходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.

Процесс физического развития подчиняется также закону возраст­ной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью уп­равления им можно только с учетом особенностей и возможностей ор­ганизма в различные возрастные периоды: становления и роста, наи­высшего развития форм и функций, старения.

Кроме того, физическое развитие связано с законом единства ор­ганизма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов фи­зического воспитания необходимо учитывать влияние указанных за­конов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоро­вье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гар­моничное развитие молодого человека, но и успешность освоения про­фессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельнос­ти, что составляет общее жизненное благополучие.

В качестве средств физической культуры используются: физичес­кие упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная ги­гиена — распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой дея­тельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспе­чивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.

Физическая культура – одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. в развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.




Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Спорт – составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.

В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности – бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов современного спорта сформировалась в 19—20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры – игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта – на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др.

В спорте человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт – это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Цель: изучить физическую культуру как часть социального явления и определить её основные формы и функции.
3) Задачи исследования
- Изучить физическую культуру как социальное явление.
- Рассмотреть формы и функции физической культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Физическая культура как социальное явление………………………… 4
2. Функции физической культуры…………………………………………… 7
3. Компоненты и формы физической культуры…………………………. 10
Заключение…………………………………………………………………….. 15
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.doc

1. Физическая культура как социальное явление………………………… 4

2. Функции физической культуры…………………………………………… 7

3. Компоненты и формы физической культуры…………………………. 10

Физическая культура, как и культура в целом – продукт созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от возможностей, представляемых для её развития той или иной общественной формацией, и в тоже время, наследует не приходящие культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах (научные знания о закономерностях физического совершенствования человека, объективно оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, произведения искусства отражающие эстетические ценности физической культуры, материально-технические достижения и т.п.).

Физическая культура воплощает в себе, по общему признанию, высшие достижения в данной сфере общечеловеческой культуры.

Уровень физической культуры, как и культуры в целом, в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей. Особенно важно, что в системе общечеловеческих, культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности во многом определяет возможности освоения всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен.

Общая характеристика работы

2) Цель: изучить физическую культуру как часть социального явления и определить её основные формы и функции.

3) Задачи исследования

- Изучить физическую культуру как социальное явление.

- Рассмотреть формы и функции физической культуры.

4) Гипотеза: Знания физической культуры в социальном двигательном аспекте будут способствовать более эффективному освоению средств и функций, и применению их в специфической эстетической жизни общества.

5) Методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение

1. Физическая культура как социальное явление

Физическая культура возникла как социальное по своей сущности явление. Как и культура общества в целом, физическая культура – продукт социального развития. Состояние и характер использования её определяются, в конечном счете, уровнем развития производительных сил общества и характером коренных социальных отношений.

По данным научной истории общества, формирование физической культуры шло в органическом единстве с трудовой деятельностью. Первоначальные формы труда требовали от человека развитых физических способностей, и сами способствовали их развитию. Общественный труд создал условия для выделения физической культуры в особую сферу человеческой деятельности. Причем первые формы трудовых действий явились как бы прообразом ряда элементов физической культуры (физические упражнения типа бега, прыжков, метания и др.), которые составили в первую очередь средства подготовки подрастающих поколений к труду. С возникновением войн существенное влияние на формирование прикладной физической культуры начало оказывать военные дела.

Скудные средства существования и ограниченность духовной жизни первобытного общества суживали возможности развития физической культуры, но в практическом отношении она прогрессировала, по-видимому, значительными темпами и была доступна в равной мере всем членам общества. Расслоение общества на классы ликвидировало равные для каждого возможности приобщения к культуре.

Античная физическая культура в некоторых своих проявлениях достигла довольно высокой степени развития (о чем свидетельством, например, детально разработанная и четко организованная система военно-физической подготовки в Спарте, Афинах, факт возникновения и большой популярности олимпийских, пифийских, немейских игр и других крупных спортивных событий античного мира, которые оказывали влияние даже на межгосударственные отношения, античные идеалы гармонического, физического развития, воплощенные в до сих пор впечатляющих произведениях искусства и др.) Однако, её ценности оказались в распоряжении меньшинства. Идеологические основы и практика организации физической культуры господствующими классами приобрели по отношению к большей части общества антигуманные черты. Такое отношение, хотя и в изменившихся исторических формах, стало по сути, типичным и для последующих общественно-экономических формаций, основанных на эксплуатации человека человеком.

Классовая ограниченность функционирования и развития физической культуры в любом эксплуататорском обществе обусловлено не просто субъективными интересами господствующих классов, но в конечном счете объективными экономическими отношениями, в сохранении которых они кровно заинтересованы.

Досоциалистический период развития физической культуры и культуры в целом не сводится лишь к истории отношения к ней эксплуататорских классов. Культура в целом была и есть результат совокупного творчества народных масс. В недрах антагонистических общественных формаций создавались элементы общечеловеческой культуры, они использовались народом на самодеятельных началах, передавались и умножались от поколения к поколению Культура общества, свободного от классового антагонизма, закономерно преемствует все лучшее, что создано человечеством за тысячелетие своего культурного развития.

Физическая культура как социальное явление – это составная часть социологической науки и строится на методологии общей социологии. Суть её заключается в том, что социальная жизнь, к которой относится и физическая культура – результат совместной деятельности и взаимодействия людей. Функционирование общества обусловлено, прежде всего, тем, что человек, действуя в одиночку, не может обеспечить себя совместными благами цивилизации. Все, что ему необходимо для комфортного обитания, он приобретает благодаря взаимодействию с другими людьми. Физическая культура является неотъемлемой частью социальной жизни – результат целостного общественного развития.

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей и степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).
На современном этапе развития в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают и требования к физической подготовленности граждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности.

Во всем мире наблюдается устойчивая тенденция повышения роли физической культуры в обществе, которая проявляется:

 в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;

 в широком использовании физической культуры в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;

 в продлении активного творческого долголетия людей;

 в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;

 в использовании физкультуры как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;

 в вовлечении в занятия физической культурой трудоспособного населения;

 в использовании физической культуры в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;

 в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры в формировании здорового образа жизни;

 в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;

 в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

Общемировой тенденцией является также колоссальный рост интереса к спорту высших достижений, который отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского.

Все это ярко свидетельствует о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества. На современном этапе в силу своей специфики физическая культура как важный социальный феномен пронизывает все уровни социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества.

2. Функции физической культуры

Специфические функции. Под специфическими функциями надо понимать лишь те её функции, которые свойственны в полной мере только ей как особой стороне культуры. Ни одна другая сторона культуры не может заместить физическую культуру в её специфических функциях. Они подразделяются в зависимости от особенностей её видов и разновидностей. Причем можно выделить функции, свойственные физической культуре в целом, которые реализуются при условии сочетания всех или большинства её видов (её системно-интегративные функции), и функции, свойственные преимущественно некоторым её разделам, видам и разновидностям.

Специфические функции физической культуры в целом заключаются прежде всего в её свойствах, позволяющих удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни. В определенных социальных условиях, создаваемых обществом, основные специфические функции находят свое выражение в целенаправленном использовании физической культуры, в качестве фактора достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гармонично развитой личности.

Уже говорилось, что функции физической культуры специализируются в зависимости от особенностей социальных институтов и жизнедеятельности человека, в которые включены те или иные её виды. Принимая это во внимание, в ряду специфических функций физической культуры надо, в частности, различать:

- специфические образовательные функции, которые наиболее полно выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненного важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний (т.е. как фактора физического образования).

- специфические прикладные функции, которые выражены, прежде всего, при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к трудовой деятельности в качестве фактора профессионально прикладной физической подготовки.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил и ведении здорового образа жизни есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Последние годы в силу высокой нагрузки на работе и дома и других причин у большинства отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме людей.

Людям не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя.

Мало подвижное положение отражается на функционировании многих систем организма, особенно сердечно–сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Вследствие недостаточной активности возникает дефицит кислорода. Отрицательные последствие гиподинамии и гипокинезии проявляется так же сопротивляемости организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, не тренерованого сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у людей при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых и организованная физическая деятельность.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.

Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека

В процессе эволюции животного мира, в том числе человека, многие органы и системы организма формировались в тесной взаимосвязи с разного рода движениями. Без работы мышц невозможно перемещение человека в пространстве , осуществление внешнего дыхания, перекачивание крови сердцем, продвижение пищи по пищеварительному тракту, работа мочеполовой системы, передача звуковых волн в духовом аппарата, поисковая функция глаза и чтение текста, произнесение слов и многие другие функции.

Нарастающее в современном мире ограничение подвижности противоречит самой биологической природе человека, нарушая функционирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья. Чем больше прогресс освобождает человека от тяжелого труда и излишних движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной активности.

В этих условиях очевидна роль развития массовых форм физической культуры. Приобщение к физической культуре очень важно для женщин, от здоровья которых зависит качество потомства; для детей и подростков, развитие организма которых крайне нуждается в высоком уровне подвижности; для лиц пожилого возраста для сохранения бодрости и долголетия.

За последнее время, наряду со многими отрицательными демографическими явлениями (сокращение рождаемости, повышение смертности, снижение продолжительности жизни), обнаруживается рост проявлений физиологической незрелости. Ребенок рождается доношенным, с нормальным весом и длиной тела, но в функциональном отношении недостаточно зрелым . Это проявляется в его пониженной двигательной активности, мышечной слабости (гипотонии), быстрой утомляемости, снижении устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета), слабыми и неустойчивыми эмоциональными реакциями, слабым типом нервной системы. Результатом физиологической незрелости являются недостаточное развитие физических качеств и навыков, ожирение, развитие близорукости, искривления позвоночника, плоскостопие, детский травматизм. Эти явления накладывают свой отпечаток на всю последующую жизнь человека. Они приводят к задержке полового развития (инфантилизму) в подростковом периоде, к снижению физической и умственной и работоспособности в зрелом возрасте и к раннему старению пожилых людей.

Борьба с проявлениями физиологической незрелости не может сводиться к фармаковоздействиям, психологическим или педагогическим мероприятиям. Основное необходимое средство противостояния этому явлению — повышение двигательной активности. Это путь долголетию и здоровому образу жизни.

Развитие массовой физической культуры и спорта не только обеспечивают ранение здоровья и повышение работоспособности, но и способствует заполнению досуга и отвлечению населения, в особенности подростков, от вредных привычек – курения алкоголизма и наркомании.

Для этого необходимо преодолеть у населения низкую потребность в занятиях физической культурой. Спортивные достижения выдающихся атлетов вдохновляют большие массы людей и способствуют их приобщению к систематическим спортивным занятиям. Справедливо отмечал основатель современного олимпизма Пьер де Кубертен: для того, чтобы 100 человек занимались физической культурой, нужно, чтобы 50 человек занимались спортом; для того, чтобы 50 человек занимались спортом, нужно, чтобы 20 человек были высококвалифицированными спортсменами, а для этого нужно, чтобы 5 человек могли показать удивительные достижения.

Снижение физических нагрузок в условиях современной жизни, с одной стороны, и недостаточное развитие массовых форм физической культуры среди населения, с другой стороны, приводят к ухудшению различных функций и появлению негативных состояний организма человека.

Гипокинезия – это пониженная двигательная активность. Она может быть связана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями и др. причинами. В некоторых случаях (гипсовая повязка, постельный режим) может быть полное отсутствие движений или акинезия, которая переносится организмом еще тяжелее.

Существует и близкое понятие — гиподинамия. Это понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат. В обоих случаях скелетные мышцы нагружены совершенно недостаточно. Возникает огромный дефицит биологической потребности в движениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма.

Гиподинамия — не единственная причина, вызывающая нарушения в скелете. Неправильное питание, недостаток витамина D, заболевания паращито-видных желез — вот далеко не полный перечень причин, нарушающих функцию скелета, особенно у детей. Так, при недостатке в пище витамина D у ребенка развивается рахит. При этом уменьшается поступление в организм кальция и фосфора, вследствие чего кости ног под действием тяжести тела искривляются. За счет неправильного окостенения образуются утолщения на ребрах, головках пальцевых костей, нарушается нормальный рост черепа. При рахите страдает не только скелет, но и мышцы, эндокринная и нервная системы. Ребенок делается раздражительным, плаксивым, пугливым. Витамин D может образовываться в организме под влиянием ультрафиолетовых лучей, поэтому солнечные ванны и искусственное облучение кварцевой лампой предупреждают развитие рахита.

Уже через 7—8 суток неподвижного лежания у людей наблюдаются функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон; резко падает мышечная сила , нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико-химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание кальция.

У юных спортсменов эти расстройства развиваются медленнее, но и у них в результате гиподинамии нарушается координация движений, появляются вегетативные дисфункции. Особенно пагубна гиподинамия для детей. При недостаточной двигательной активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения осанки и опорно-двигательной функции.

Роль физической активности в сохранении здоровья

Движение было необходимым условием для выживания организмов на протяжении длительной эволюции, приведшей к становлению человека. Добывание пищи, поиски условий комфорта, уход от опасности требовал большой мышечной активности. Она достигалась не только усиленной работой нервных центров, но и гуморальной регуляцией. Любое напряжение сопровождалось выделением большого количества адреналина, норадреналина и других гормонов, которые обеспечивали напряженную работу сердца, легких, печени и других органов, позволявших снабжать мышцы глюкозой, кислородом и другими необходимыми веществами, а также освобождать организм от шлаков.

Сейчас, когда у людей сидячих профессий и учащихся мышечная работа уменьшилась, нервные напряжения остались и даже усилились. При нервных нагрузках по-прежнему выделяются в кровь гормоны, но они не разрушаются так быстро, как при усиленной мышечной работе. Избыток гормонов действует на нервную систему человека, лишает его сна, поддерживает его беспокойное состояние. Человек в своих мыслях все время возвращается к тревожным ситуациям, как бы проигрывает их в своем сознании, а это уже подходящая почва для неврозов и даже для телесных заболеваний: гипертонии, язвы желудка и пр. Спокойная мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить напряжение, так как при этом разрушаются гормоны, они перестают влиять на нервные центры, а усталость способствует быстрому наступлению сна. Вот почему физическая активность во многих случаях позволяет нам улучшить свое настроение, вернуть утраченное спокойствие.

Тренировочный эффект будет проявляться не всегда. Слишком малая нагрузка не вызовет такого распада веществ, который смог бы стимулировать синтез новых, а слишком напряженная работа может привести к преобладанию распада над синтезом и к дальнейшему истощению организма. Тренировочный эффект дает лишь та нагрузка, при которой синтез белков обгоняет их распад. Вот почему для успешной тренировки важно рассчитывать затрачиваемые усилия. Они должны быть достаточными, но не чрезмерными. Только при этих условиях растет функциональная мощность органа и организма в целом. Другое важное правило состоит в том, что после работы необходим обязательный отдых, позволяющий восстановить утраченное и приобрести новое.

Беспредельны ли спортивные результаты? Все ли люди способны даже при самых правильных тренировках стать знаменитыми спортсменами? Оказывается, нет. Люди обладают различными наследственными задатками, и потому их спортивные достижения не одинаковы. В одних видах спорта они более значительны, чем в других. Поэтому очень важно найти именно тот вид спорта, который окажется для человека наиболее перспективным.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.

В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей как это происходит сегодня.

Список использованной литературы:

1. Смирнов В.Н., Дубровский В.И. Физиология, физическое воспитание и спорт. Учебник для студентов средних и высших заведений. – М.: Владос-пресс, 2002, 608 с.

2. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991, 224 с.

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства.

Уже первобытнообщинный строй предъявлял к своим членам определенные требования по физической подготовленности, уже тогда существовали своеобразные системы физического воспитания. Физическое развитие и степень физической подготовленности человека, его ловкость, сила, выносливость обеспечивали успех в охоте, войне, в защите от стихийных бедствий, ставя, таким образом, само существование человека в зависимость от уровня развития его физических качеств. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя.

Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и др. действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания), кроме того, выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, т. к. они не являлись собственно трудом, военным делом и др.

Здоровый, физически подготовленный человек, владеющий разнообразными умениями и навыками, быстрее сможет приспособиться к изменяющимся условиям среды, освоить новую профессию, более эффективно трудиться. Несмотря на увеличение доли умственного труда в современном производстве, физическая подготовленность работников не теряет своей актуальности, так как способствует повышению умственной работоспособности, снятию утомления и нервно-психического напряжения. В условиях стремительно развивающихся науки и техники проблема надежности человека в системе производства становится главенствующей.

С каждым годом возрастает роль физической культуры и спорта во многих сферах жизни нашей страны, в том числе и в сфере образования. Успехи высшей школы в области физического воспитания во многом зависят от того, насколько активно и сознательно включены студенты в учебный процесс, от их отношения к физическому воспитанию как к учебному предмету .

Таким образом, физическая культура уже с давних пор ставится человеком в центр внимания. Уже с малых лет начинается физическое воспитание, которое является залогом здорового будущего.

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества;

Физическая культура — часть общечеловеческой культуры.

Физическая культура — органическая часть общечелове­ческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, сред­ство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полу­ченные в виде задатков, которые передаются генетически и развива­ются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и ок­ружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах само­выражения личности через социально активную полезную деятель­ность.

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную лич­ность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизиро­вать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здо­ровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространст­ва вуза.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие Свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отды­хом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосре­дованных их культурным отношением к своим физическим возмож­ностям.




Спорт — явление культурной жизни.

Спорт — часть физической культуры. В нем человек стре­мится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрели­ще, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специаль­ная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психичес­ких и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спор­тивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом стано­вятся физической и духовной необходимостью.

Компоненты физической культуры.

Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приве­денные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые не­обходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.

Процесс физического развития подчиняется также закону возраст­ной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью уп­равления им можно только с учетом особенностей и возможностей ор­ганизма в различные возрастные периоды: становления и роста, наи­высшего развития форм и функций, старения.

Кроме того, физическое развитие связано с законом единства ор­ганизма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов фи­зического воспитания необходимо учитывать влияние указанных за­конов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоро­вье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гар­моничное развитие молодого человека, но и успешность освоения про­фессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельнос­ти, что составляет общее жизненное благополучие.

В качестве средств физической культуры используются: физичес­кие упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная ги­гиена — распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой дея­тельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспе­чивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

Читайте также: