3 какие категории граждан имеют право на федеральное дополнительное социальное обеспечение

Обновлено: 15.05.2024

а) в части 1 слово "иных" заменить словами "об иных", слово "населению" заменить словом "гражданам", после слов "местных бюджетов," дополнить словами "а также в целях автоматизации процессов назначения и предоставления указанных мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, иных социальных гарантий и выплат", слова ", входящей в инфраструктуру электронного правительства" исключить;

б) в части 2 слова "В информационной системе могут обрабатываться" заменить словами "В информационную систему могут направляться";

абзац первый изложить в следующей редакции:

"3. Информационная система обеспечивает решение следующих задач:";

в пункте 3 слова "и качества" исключить;

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4) осуществление процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.";

г) в пункте 2 части 4 слово "осуществляемых" заменить словом "предоставляемых";

д) дополнить частями 5 1 и 5 2 следующего содержания:

"5 1 . При назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат гражданам за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, организациями, находящимися в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, используется информационная система, а также ими могут использоваться собственные информационные системы в случае соответствия этих систем требованиям, предусмотренным частью 5 2 настоящей статьи.

5 2 . Информационные системы органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, организаций, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, должны обеспечивать:

1) обязательную передачу в информационную систему сведений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи и пунктом 2 части 3 статьи 6 11 настоящего Федерального закона, а также сведений, поступивших в соответствии с частью 1 1 статьи 6 11 настоящего Федерального закона;

2) получение из информационной системы сведений, необходимых для назначения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;

3) применение справочников, реестров и классификаторов, используемых в информационной системе;

4) взаимодействие с информационными системами органов и организаций, указанных в части 1 1 статьи 6 11 настоящего Федерального закона, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

5) соответствие иным требованиям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для обеспечения информационного взаимодействия с информационной системой.";

е) часть 8 изложить в следующей редакции:

"8. Положение об информационной системе утверждается Правительством Российской Федерации и определяет состав подсистем информационной системы и их функции, распределение полномочий между операторами информационной системы, функции иных участников информационного взаимодействия, порядок направления сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в информационную систему, порядок обработки информации в информационной системе, порядок взаимодействия информационной системы с информационными системами органов, не являющихся поставщиками информации, и порядок предоставления доступа к сведениям, содержащимся в информационной системе, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг.";

2) в статье 6 10 :

а) в наименовании слово "оператора" заменить словом "операторов";

б) части 1 и 2 изложить в следующей редакции:

"1. Государственными заказчиками создания, развития и эксплуатации информационной системы, а также операторами информационной системы являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с распределением полномочий между ними, определяемым положением об информационной системе (далее - операторы информационной системы).

На основании решения федерального органа исполнительной власти, указанного в абзаце первом настоящей части, его полномочия как оператора информационной системы может осуществлять подведомственное ему федеральное государственное учреждение.

2. К полномочиям операторов информационной системы относятся:

1) обеспечение создания, функционирования и развития информационной системы;

3) установление форм и форматов электронных документов, размещаемых в информационной системе;

4) установление требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования информационной системой, в том числе требований к ее архитектуре;

5) установление требований к функционированию и развитию информационной системы;

6) обеспечение предоставления сведений в предусмотренный частью 1 статьи 44 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.";

3) в статье 6 11 :

а) в части 1 слова "созданием и функционированием" заменить словами "созданием, функционированием и развитием", слова "являются оператор" заменить словами "являются операторы";

б) дополнить частью 1 1 следующего содержания:

"1 1 . Органы и организации, в распоряжении которых находятся сведения, необходимые для назначения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, представляют посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия данные сведения по межведомственным запросам поставщиков информации в целях предоставления указанных мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, иных социальных гарантий и выплат.";

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) в соответствии со статьей 6 9 настоящего Федерального закона осуществляют использование информационной системы, а также обеспечивают информационное взаимодействие с ней собственных информационных систем в случае их использования при назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;";

пункт 2 после слова "системы" дополнить словами ", к полномочиям которого относятся формирование и актуализация классификатора,";

пункт 3 после слова "предоставляют" дополнить словом "уполномоченному";

в пункте 5 слова "запросу оператора" заменить словами "запросам операторов".

Статья 2

Фото страницы Кто имеет право на социальное обеспечение?

Прокуратура Усть-Алданского района разъясняет

Кто имеет право на социальное обеспечение?

Перечень тех, кто имеет право на социальное обеспечение следует из таких нормативных документов, как Европейская социальная хартия (статья 12), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 9) и Конституции Российской Федерации (статья 39). Стоит отметить, что нормы, касающиеся социального обеспечения граждан, закреплены в федеральном законодательстве, указах Президента и постановлениях правительства. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В статьях 7 и 38 Конституции указано, что государство должно обеспечивать поддержку семей, детства, материнства и отцовства. Надзор за соблюдением указанных прав и свобод осуществляют органы прокуратуры.

В законодательном акте, вступившем в силу 19 мая 1995 года, защищено право на социальное обеспечение для семей, имеющих детей. Предусмотрены такие разновидности пособий, как разовая выплата при рождении ребёнка, ежемесячная выплата на каждого ребёнка в семье до 18 лет. В случае если ребёнок не посещает учебное заведения, пособие перестают начислять в 16-летнем возрасте. Выплаты беременным и роженицам, которые не подлежат государственному социальному страхованию. Они же получают право на ежемесячную выплату пособий на период декретного отпуска до достижения ребёнком 1,5 лет.

С 21 декабря 1996 года вступил в силу закон о защите и поддержке детей, оставшихся без родителей. Согласно действующему законодательству, эта категория граждан может получить: бесплатное образование, повышенные стипендии, бесплатный проезд в общественном транспорте, лечение и медицинское обслуживание; путёвки на базы отдыха; жилую площадь вне очереди; выплаты по безработице сроком на 6 месяцев в сумме средней заработной платы. Все эти привилегии заканчиваются после достижения гражданами 23 лет, кроме получения жилья вне очереди.

Государство предоставляет людям пенсионного возраста скидки на оплату коммунальных услуг. Но только при условии, что оплата ЖКХ превышает 22% личного дохода. Пенсионеры не обязаны платить налоги на движимое и недвижимое имущество, вне зависимости от количества объектов собственности. Также гражданам пенсионного возраста положены льготы на землю и проезд в общественном транспорте. Пенсионеры обладают правом на налоговый вычет при покупке недвижимости, несмотря на то, что они не уплачивают налоги.

Теми, кто имеет право на социальное обеспечение, являются также нетрудоспособные граждане. К ним относятся те люди, которые не могут получить трудовую пенсию, то есть ту, которую определяет стаж работы. К таким людям можно отнести инвалидов 1-й 2-й и 3-й группы, инвалидов детства, тех, кто достиг пенсионного возраста, но так и не заработал на трудовую пенсию. Кроме того, такое право имеют дети, которые стали инвалидами, не достигнув совершеннолетия, и потеряли одного или двух родителей, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет. После предоставления соответствующего пакета документов нетрудоспособные граждане (инвалиды) получают ежемесячные фиксированные выплаты, а также могут пользоваться льготами.

Среди всех военнослужащих и участников боевых действий особое право на социальное обеспечение имеют ветераны Великой Отечественной войны. Согласно нормативным документам, в ряды ветеранов Великой Отечественной войны входят: Солдаты, принимавшие участие в боевых действиях во время ВОВ. Работники военных объектов, что находились в зоне ведения боев. Жители Ленинграда, находившиеся в городе во время его блокады. Лица, работающие в тылу, и те, кого наградили медалями СССР за вклад во время войны. Те, кого можно отнести к участникам ВОВ, делятся на 9 подгрупп, что значительно влияет на формы социальной помощь и её объёмы. Наиболее значительная материальная поддержка предусмотрена для инвалидов ВОВ. Такую же поддержку могут получить приравненные к инвалидам ВОВ лица. Например, те, кто был в плену, в концлагере или члены семей умерших ветеранов.

Жизнь у человека всего одна. Поэтому не стоит молчать о своей бедности и нужде. Нужно не только знать свои права, но и уметь пользоваться ими. Нужно отстаивать свои права, используя их в полной мере.

Социальные права граждан затрагивают большую часть трудовых отношений, связанных с защитой наемных работников, вопросы безопасности труда, отдыха и воспроизводства способностей к труду, условий среды обитания людей, их здоровья и социального обеспечения.

Рассмотрим социальные права граждан подробно.

Право на защиту от безработицы. Это право означает и то, что в случае безработицы государство обязано помочь гражданину, поддержать его — получить работу или переквалифицироваться на специальность, которая в этот момент нужна обществу. К основным направлениям государственной политики в области занятости относится:

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации, Республики Татарстан в реализации прав на труд и свободный выбор занятости;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы, содействие развитию их способностей к профессиональному и творческому труду;
  • соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудность в поиске работы, координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции;
  • поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы и некоторые другие.


Право на социальное обеспечение предполагает право отдельных категорий граждан (престарелых, больных, инвалидов) на получение государственных пенсий, социальных пособий и иных видов помощи в установленном законом порядке (ст.39 Конституции РФ, ст. 54 Конституции РТ). Для этого поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Пенсии и пособия должны обеспечить уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Каждый имеет право на жилище — одно из самых необходимых жизненных благ — и произвольно никто не может быть лишен жилища (ст. 40 Конституции РФ, ст. 55 Конституции РТ). Под жилищем понимается благоустроенное помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания граждан. Это социальное право обеспечивается развитием и охраной государственного, муниципального, кооперативного и индивидуального строительства. Малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ, ст. 52 Конституции РТ). Это право означает как сохранение здоровья, так и возможность его восстановления в случае болезни.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Право на охрану здоровья обеспечивается путем финансирования программ охраны и укрепления здоровья населения, принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощрения деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным или татарстанским законом минимального размера оплаты. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37 Конституции РФ, ст. 50 Конституции РТ).

К гарантиям неотъемлемого права граждан на охрану здоровья выступает охрана окружающей природной среды (ст.42 Конституции РФ, ст. 53 Конституции РТ), реализация доброкачественных продуктов питания. Право граждан на благоприятную окружающую среду тесно связано с получением достоверной информации о ее состоянии и с правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на государственную защиту материнства, детства, семьи, а также право родителей на заботу, воспитание детей — важнейшие социальные права (ст. 38 Конституции РТ).

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой социального права,
государственной и муниципальной службы

Уральский государственный юридический университет

620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: в статье рассматриваются теоретические и практические проблемы дополнительного социального обеспечения.Цель: исследовать особенности дополнительного социального обеспечения на федеральном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях. Методы: методологическую основу исследования составляют: всеобщие, общенаучные методы, а также некоторые специальные методы (системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы).Результаты: проанализировано содержание ч. 3 ст. 39 Конституции Российской Федерации. Сделан вывод о том, что Конституция Российской Федерации создала нормативную базу для организации и деятельности значительного блока социально-обеспечительных отношений, которые носят дополнительный характер по сравнению с отношениями, составляющими ядро предмета отрасли права социального обеспечения. Данные отношения поддаются отграничению от смежных отношений. В то же время указанные отношения могут быть дифференцированы по уровням: федеральный, региональный, муниципальный, корпоративный.При анализе отдельных уровней дополнительного социального обеспечения выявлены недостатки в законодательстве и правоприменении. Речь идет о регулировании на федеральном уровне вопросов дополнительного социального обеспечения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления. Кроме того, требует упорядочения пенсионное обеспечение государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих.Выводы: дополнительное социальное обеспечение представляет собой относительно самостоятельный блок системы социального обеспечения. Оно не является частью ни социальной поддержки, ни государственной социальной помощи, ни социального обслуживания. Крайне низок уровень правового регулирования дополнительного социального обеспечения, нередки нарушения законодательства в данной сфере. Поэтому существует настоятельная необходимость повысить уровень правового обеспечения в данной сфере.

Ключевые слова: дополнительное социальное обеспечение; федеральное дополнительное социальное обеспечение; региональное дополнительное социальное обеспечение; муниципальное дополнительное социальное обеспечение; корпоративное социальное обеспечение

Введение

В Конституции Российской Федерации закреплены основы дополнительного социального обеспечения. Согласно ч. 3 ст. 39 поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Из этого можно заключить, что Конституция Российской Федерации создала нормативную базу для организации и деятельности значительного блока социально-обеспечительных отношений, которые носят дополнительный характер по сравнению с отношениями, составляющими ядро предмета данной отрасли российского права. В то же время эти отношения не однородны, с одной стороны, с другой же – требуют отграничения от смежных отношений. Так, добровольное социальное страхование носит гражданско-правовой характер, а обеспечение в его рамках – социально-правовой. Это может быть дополнительная медицинская помощь за счет средств дополнительного добровольного медицинского страхования, негосударственное пенсионное обеспечение за счет средств дополнительного пенсионного страхования и др. К дополнительным формам социального обеспечения относятся выплаты, натуральные предоставления и услуги, выходящие за рамки этих же видов социального обеспечения, предусмотренных нормативными правовыми актами федерального уровня для основной массы населения. В первую очередь это касается лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. Сюда входят не только те, кто состоит в трудовых отношениях, но также государственные гражданские и муниципальные служащие, лица, замещающие государственные и муниципальные должности. Дополнительное социальное обеспечение предоставляется этим гражданам, а также некоторым другим лицам сверх назначенных им страховых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, медицинской помощи, других видов социального обеспечения.

Что касается благотворительности, то она выходит за пределы дополнительного социального обеспечения, так как построена целиком на частных началах и является частью гражданско-правовых отношений.

Имеет место необходимость отграничить дополнительное социальное обеспечение от таких блоков видов социального обеспечения, как государственная социальная помощь и социальная поддержка. Получателями государственной социальной помощи являются малообеспеченные семьи и одиноко проживающие граждане. Видами государственной социальной помощи выступают денежные выплаты и натуральные предоставления, финансовыми источниками – бюджеты субъектов Российской Федерации, а предоставляют ее органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней. Социальная поддержка предназначена для лиц, имеющих право на льготы в связи с заслугами в виде участия в военных действиях, заслугами в трудовой деятельности, лиц, пострадавших от политических репрессий, а также инвалидов, семей с детьми и др.

Сложившая на сегодняшний день система дополнительного социального обеспечения имеет следующее строение: федеральное, региональное, муниципальное, корпоративное, негосударственное пенсионное обеспечение[1].

Федеральное дополнительное
социальное обеспечение

На федеральном уровне дополнительное социальное обеспечение распространяется на следующие категории граждан: 1) лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией; 2) лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Российской Федерации, членов их семей; 3) лиц, выполняющих (выполнявших) длительное время важную для народного хозяйства работу повышенной трудоемкости.

Из лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Российской Федерации и имеющих право на дополнительное социальное обеспечение, следует назвать: депутатов Государственной Думы Российской Федерации; членов Совета Федерации Федерального Собрания; Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов; Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, его заместителей и членов их семей (на постоянной основе); Председателя Правительства Российской Федерации; его заместителей, федеральных министров и др. Дополнительное социальное обеспечение этих лиц состоит прежде всего в установлении ежемесячной доплаты к трудовой (страховой) пенсии по старости или инвалидности. Порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты определен рядом подзаконных актов, утвержденных Правительством Российской Федерации. Кроме ежемесячной доплаты к дополнительному социальному обеспечению лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Российской Федерации, относится медицинская помощь и жилищное обеспечение. Однако, если о дополнительной медицинской помощи указанным лицам недавно был принят соответствующий нормативный правовой акт (указ Президента Российской Федерации от 16 марта 2015 г. № 136), по жилищному обеспечению соответствующие акты не опубликованы.

Третья группа включает несколько категорий граждан: 1) члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; 2) отдельные категории работников организаций угольной промышленности; 3) граждане, осуществляющие (осуществлявшие) трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Минобороны России, созданных в этих организациях; 4) граждане, занятые на работах с химическим оружием. Члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и работников организаций угольной промышленности получают ежемесячную доплату к страховым пенсиям. Источником выплаты являются: для первых – страховые взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей; для вторых – страховые взнося организаций угольной промышленности. Специалистам организаций ядерного оружейного комплекса и военных представительствах Минобороны России, созданных в этих организациях, предоставляется дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение за счет средств федерального бюджета. Дополнительное социальное обеспечение граждан, занятых на работах с химическим оружием, состоит не в доплатах к пенсиям, а в льготном медицинском обслуживании, предоставлении лекарственных препаратов, санаторно-курортном лечении, компенсациях оплаты занимаемых жилых помещений и др.

Региональное дополнительное
социальное обеспечение

Региональное дополнительное социальное обеспечение распространяется на следующие категории граждан: 1) лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации; 2) государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации; 3) детей и семей с детьми; 4) лиц, имеющих особые заслуги перед субъектом Российской Федерации; 5) некоторых иных категорий граждан. Правовой статус этих граждан неодинаков, неодинаковы и юридические основания их дополнительного социального обеспечения. О высших должностных лицах субъектов Российской Федерации речь уже шла выше. То же самое следует сказать и о депутатах законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Их статус, включая вопросы социального обеспечения, должен определиться федеральным законом.

Изложенные выше правила, касающиеся пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, не раз подвергались справедливой критики [10, с. 26–27; 16, с. 20–21].

В ряде субъектов Российской Федерации дополнительное социальное обеспечение распространяется и на иные категории граждан. К ним относятся: почетные граждане субъектов Российской Федерации; ветераны труда субъекта Российской Федерации; спортсмены ветераны; представители малочисленных народов Севера; бывшие военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов; лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф, и др.

Заканчивая разговор о региональном дополнительном социальном обеспечении, хотелось бы остановиться на двух проблемных вопросах. Во-первых, речь идет о ежемесячном пособии на ребенка. Размеры этого пособия в субъектах Российской Федерации настолько незначительны (200–500 рублей в месяц), что говорить о его наличии приходится лишь условно. Представляется, что Правительству Российской Федерации следовало бы взять в свои руки решение вопроса об условиях назначения и размерах ежемесячного пособия на детей с тем, чтобы это пособие могло реально обеспечить помощь семьям с детьми. Второй вопрос касается регионального правотворчества в форме кодексов социального обеспечения. Такие кодексы приняты в г. Санкт-Петербурге, Ярославской, Омской и Белгородской областях.

На наш взгляд, если можно вести речь о федеральном кодексе социального обеспечения, то о региональных кодексах – вряд ли. Нельзя не согласиться с Ю.В. Васильевой в том, что имеют место неравномерности социально-экономическо­го развития различных субъектов Российской Федерации, низкое качество законодательной работы во многих из них, отсутствие требуемого опыта и т.д. Поэтому является проблематичным вопрос о полноценном предмете регулирования для кодексов субъектов Российской Федерации [3, с. 17]. Изучение содержания социальных кодексов указанных выше субъектов Российской Федерации подтвердило справедливость замечаний Ю.В. Васильевой. В то же время нельзя не заметить, что с точки зрения практической эти кодексы приносят несомненную пользу, так как позволяют в одном нормативном акте сосредоточить положения о различных видах социального обеспечения в пределах субъекта Российской Федерации. Однако недостатком этих кодексов является отсутствие в них положений о социальном обеспечении лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, гражданских служащих субъектов Российской Федерации, а также о содействии занятости населения в пределах субъекта Российской Федерации.

В связи с изложенным выше представляется весьма полезным опыт систематизации законодательства о социальном обеспечении в таких странах, как Австрия, ФРГ и Франция. Хотя в этих странах соответствующие акты именуются кодексами, в действительности они таковыми не являются, а представляют собой инкорпорированные акты. Так, в Австрийской Республике действует Кодекс о социальном обеспечении [24], который включает ряд основных актов о социальном обеспечении различной юридической силы. В ФРГ принят Социальный кодекс [23]. Он состоит из двенадцати томов, содержащих как положения об отдельных видах социального обеспечения (пенсионном страховании, страховании от несчастных случаев, социальная помощь и др.), так и некоторые законы (о пенсионном обеспечении фермеров, о жилищных субсидиях и др.). Поэтому данный кодекс вряд ли можно считать кодифицированным актом. То же можно сказать о Кодексе социального обеспечения Франции [18]. Он включает не только статьи законодательного характера, но и акты Президента и Правительства, а также ведомственные акты.

Из изложенного выше можно сделать вывод о том, что систематизация нормативного материала о региональном дополнительном социальном обеспечении весьма желательна. Однако целесообразно осуществлять ее не в форме региональных кодексов, а в форме Свода законодательства (или нормативных правовых актов) субъектов Российской Федерации о социальном обеспечении (или о социальной защите населения).

Муниципальное дополнительное
социальное обеспечение

Корпоративное социальное обеспечение

С юридической точки зрения речь должна идти о правовых вопросах корпоративного социального обеспечения как части корпоративной социальной защиты и одного из элементов дополнительного социального обеспечения, которое регулируется нормами права.

Нормативными источниками корпоративного социального обеспечения являются федеральные законы, иные нормативно-правовые акты, а также нормативные договоры как акты социального партнерства и локальные акты организаций.

Ст. 8 ТК РФ предоставляет право работодателям принимать локальные нормативные акты, в том числе и по вопросам дополнительного социального обеспечения.

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р, определяет: пенсионная система должна базироваться на 3-уровневой модели,вторым уровнем которой является корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения.

При этом весьма полезным был бы учет опыта зарубежных стран в сфере корпоративного пенсионного обеспечения.

Так, во Франции законодательством определены как обязательные (за счет средств работодателей и работников), так и добровольные дополнительные пенсионные режимы [18, р. 1082–1083].

В Германии, в отличие от Франции, корпоративное пенсионное обеспечение является добровольным. При этом корпоративные пенсии оправдывают себя, во-первых, при среднем доходе работников, во-вторых, при серьезных взносах работодателей [19, р. 167–171; 20].

Выводы

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы. Во-первых, дополнительное социальное обеспечение является относительно самостоятельным блоком социального обеспечения. Во-вторых, уровень правового регулирования этих отношений существенно различается, если речь идет о федеральных актах или о региональных и муниципальных актах. В-третьих, избежать проблем в правотворчестве и правоприменении можно лишь при условии федерального регулирования основных вопросов дополнительного социального обеспечения регионального и муниципального уровнях. Особое внимание следует уделить корпоративному социальному обеспечению. При этом целесообразно использовать зарубежный опыт.

Библиографический список

[1] Вопросы негосударственного пенсионного обеспечения в данной статье не рассматриваются.

Читайте также: