Феодализм как правовая система

Обновлено: 02.07.2024

Средневековый тип права пришел на смену древнему юридическому типу права вследствие необходимости законодательно закрепить сформировавшийся в недрах рабовладельческого строя новый способ производства, обеспечивающий более эффективное использование рабочей силы в сравнении с рабовладением. Рабский труд исчерпал свои возможности, и появилась объективная необходимость в предоставлении определенной, хотя и весьма ограниченной, свободы основному производителю – крестьянину в условиях крепостной зависимости его от хозяина – феодала.

Как уже отмечалось, при феодализме было рецепировано римское право, действовавшее в городах, достигшее своего расцвета в XIV–XV вв. В рецепции проявляется действие одной из закономерностей развития правовой системы – преемственности в праве. Рецепция римского права началась в Западной Европе с формирования высокого уровня правового сознания на базе изучения юристами первоисточников римского права без наслоившихся на него иных юридических норм. Это правосознание вынашивалось в университетах и получило широкое распространение в движении сторонников римского права – глоссаторов в Италии, комментаторов во Франции, гуманистов в Италии и Германии.

Кардинальным шагом правовой системы феодализма по пути прогресса было законодательное закрепление нового социального статуса основного работника – крепостного крестьянина, которого в отличие от раба уже нельзя было убить, хотя можно было продать и купить. Крепостной крестьянин был уже менее зависим от помещика, чем раб от рабовладельца. Ему, в частности, предоставлялась возможность, например по законодательству России, в так называемый юрьев день уйти от ненавистного помещика к другому. В Англии сформировавшееся право для сословия феодалов приобрело в XIII в. территориальный характер и распространялось на население вне зависимости от сословной принадлежности.

В эпоху средневековья ведется значительная работа по кодификации законодательства. Издаются германские Саксонское зерцало, Швабское зерцало, Каролина, венгерская Золотая Булла, русские Русская правда, Судебники 1497, 1550 гг., Уложение 1649 г., литовские Статуты 1529, 1566, 1588 гг.




В системе феодального права сформировались три подсистемы: обычное право, римское право, каноническое право.

В плане развития феодального права следует отметить вычленение ряда новых отраслей права, а также отраслей законодательства. Неуклонное развитие производства и обмена, усложнение общественных отношений предопределило дальнейшее накопление правовых норм как проявление одной из закономерностей его развития, что в свою очередь обусловило их дифференциацию и, следовательно, выкристаллизовывание новых отраслей права, с одной стороны, а с другой – интеграцию правовых норм, повлекшую формирование соответствующих комплексных отраслей, т. е. отраслей законодательства.

Наряду с выделением отраслей государственного, гражданского права, сформировавшихся еще в рабовладельческой правовой системе, в эпоху феодализма выстраиваются отрасли уголовного, земельного, семейно-брачного, процессуального права. Зарождается отрасль экологического законодательства. В частности, в Статуте Великого княжества Литовского 1588 г. содержится специальный раздел, который упорядочивает отношения, связанные с использованием и охраной озер, лугов, лесов, находившихся в них зубров, медведей, оленей, диких лошадей, кабанов, свиней, серн, соболей, куниц, соколиных и лебединых гнезд, бобров, пчел, хмельников. Здесь же содержатся нормы по предотвращению лесных пожаров, по возмещению вреда, об уголовной ответственности за нарушение предписываемых норм в экологической сфере.

Основными системообразующими факторами феодального права являлись: а) экономические – собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостного крестьянина, барщина, оброк; б) экологические – охрана природы и ее рачительное использование (пущ, лесов, озер, лугов, животного мира); в) политические – осуществление власти феодалов светских и духовных, особенно демократической власти в городских республиках и конституционных монархиях; г) социальные – деление на феодалов (светских и духовных) и крепостных крестьян; д) идеолого-теоретические – религиозные учения, особенно христианские и мусульманские, конфуцианство, философские воззрения Аристотеля, Ф. Аквинского, М. Падуанского; е) юридические – движение юристов-гуманистов, глоссаторов, комментаторов римского права, воздействие школ суннитского и шиитского направлений мусульманского права, текущее законодательство феодальных государств, их универсальные кодифицированные акты, закрепляющие принципы права, систематизированные сборники канонического права, содержащие правовые устои, рецепированное римское право.

Они сражались на турнирах, ходили в военные походы, чтили даму сердца и проявляли благородство к нищим и больным.

Однако не все знают, что они относились к категории феодалов - господствующего класса Средневекового общества.

Феодализм

Сегодня мы узнаем, что это за люди, чем они жили и кому служили.

Феодализм — это.

Феодализм (от лат. Feufum) — это вид социально-правовых отношений в обществе, который характеризуется жесткой иерархией (это как?) и существованием системы подчинения зависимых крестьян феодалам.

Начал формироваться в V-VI вв н.э и просуществовал до Нового времени. В основе феодализма лежит особый способ производства, основанный на сочетании крупных феодальных владений (вотчин) и мелкого крестьянского индивидуального хозяйства.

Крестьяне испытывают внеэкономическое принуждение со стороны феодалов, которое выражается в ограничении их личной свободы (это как?) и присвоении производимого ими продукта в виде натурального или денежного оброка.

Крестьяне

Еще одной формой феодальной зависимости выступала барщина, во время которой крестьяне обрабатывали господское поле, убирались в замке, чинили мосты и дороги, а также выполняли другую работу.

Кто такие феодалы

Феодал — это представитель господствующего слоя феодального общества, владелец земли с зависимыми крестьянами (феода).

После реформы Карла Мартелла, проведенной во Франкском государстве, феоды (бенефиции) стали выдаваться за службу у сеньора.

В средневековых государствах Западной Европы феодалы были выстроены в виде социальной иерархии, называвшейся феодальная лестница.

На ее вершине находился король, власть которого зачастую носила над подчиненными номинальный характер. Далее располагались:

  1. герцоги и графы;
  2. бароны;
  3. рыцари.

Вассальные отношения возникали только между соседями по феодальной лестнице, поэтому рыцари не подчинялись королю напрямую.

Во время раздробленности герцоги и графы обладали по отношению к королю большой вольностью, которая давала им право выступать судьями, чеканить собственную монету и облагать налогами подвластное население.

Сеньор по отношению к вассалам выступал не только как лицо, требующее выполнения служебных обязанностей, но и как защитник в случае военной угрозы.

Рыцари

Особую категорию составляли рыцари — военные феодалы, которые жили в замках, принимали участие в турнирах и ходили в военные походы.

Чтобы получить этот статус претендент (обязательно феодал) должен был пройти обряд посвящения. В разное время он включал вручение оружия, облачение в кольчугу и каску, а также удар ладонью по шее (colee).

Признаки феодализма

Отвечая на вопрос, что такое феодализм нужно знать основные признаки этого общественного строя.

К ним относится:

  1. господство натурального хозяйства (производство продуктов для собственного потребления);
  2. преобладание традиционной экономики;
  3. присутствие крупной земельной собственности (феоды, лены, вотчины);
  4. вассальные отношения - иерархическое соподчинение социальных групп;
  5. существование мелкого производства зависимых крестьян, отличавшегося низким уровнем развития агрокультуры;

Феодал

Подробнее о феодальной системе смотрите в этом видео:

Феодальная вотчина

В средневековых государствах феодальной вотчиной называлось крупное землевладение, принадлежавшее феодалу. Она представляла собой хозяйственный комплекс, который включал землю, хозпостройки, инвентарь, церковь, а также аппарат управления (администрация, судебный орган).

Вотчина

С развитием вотчин в руках крупных землевладельцев концентрировалась большая власть, которая включала судебные, налоговые, административные функции.

Со временем они получили юридическое оформление в качестве феодального иммунитета - особой привилегии, которая препятствовала вмешательству королевской администрации в дела вотчины.

Неизменным атрибутом вотчины был принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала, который вытекал из их зависимости по отношению к сеньорам.

Земли крестьян были разделены чересполосно и относились к категории тягловых (обложенных оброком и барщиной). Здесь преобладал принудительный севооборот, сопровождавшийся выпасом скота по пару и жнивью.

Феодальные междоусобицы

Между феодалами нередко вспыхивали внутренние вооруженные конфликты, которые назывались феодальными междоусобицами. Участниками столкновений были не только люди, причастные к конфликту, но и члены их семей.

Это приводило к затяжным, многолетним тяжбам, вовлекающим в оборот войны несколько поколений феодалов.

Причины усобиц часто были связаны с делением земли и хозяйственными спорами. Также они могли возникать из-за личных оскорблений и недопониманий. Фактором, вовлекавшим в междоусобицу, служила месть за обиженного и убитого родственника.

Вместо заключения

Феодализм господствовал в Западной Европе свыше тысячи лет. За это время он преодолел эволюционный путь от более прогрессивного общественного строя, сменившего рабовладение, до социального явления, из недр которого стали вызревать капиталистические отношения (это как?).

В эпоху позднего феодализма в Европе возникли абсолютные монархии (это как?), совершились Великие географические открытия, началось первоначальное накопление капитала, прошли первые буржуазные революции.

В общем, появились условия, способствовавшие переходу общества на капиталистическую стадию развития.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (5)

Хоть внешне это не так заметно, по сути со времен феодализма мало что изменилось. Прогресс немного сгладил кастовые различия, но не стер их.

Тогда и государств практически не существовало, феодал сам был как государь. Непонятно, почему крестьяне не устраивали бунты ни на Западе, ни у нас, ведь это же огромная сила, которая могла снести феодала, ну или хотя бы заставить его считаться с мнением крестьян.

Откуда у феодалов было столько средств на содержание своей армии, на содержание своей усадьбы? Небось грабили всех и вся, другого объяснения трудно найти.

Виктор: ну, Вы прям. Правду матку режете, да еще в такой резкой форме. Открыли нам глаза на феодализм и его гнилое нутро. Недемократичный строй был, как они могли так поступать? Куда смотрел феодальный уполномоченный по правам человека?

Меня удивляет, что эти феодалы жили в огромных замках, ведь в те времена технологии строительства были весьма примитивны, даже сейчас попробуйте построить замок или дворец, это очень непросто. Современные люди предпочитают жить в компактных коттеджах, ибо замок слишком дорогое удовольствие.

Феодальное право представляет собой особую историческую правовую систему, которая по сравнению с древневосточным и римским правом обладала ярко выраженными особенностями:

1. Партикуляризм права (пестрота).

Каждое феодальное государство имело свое право, которое, в свою очередь, было неоднородным и включало в себя несколько правовых подсистем (королевское право, феодальное право, местное право, городское право). Отсутствовало представление о единстве права; зачастую нормы права противоречили друг другу.

2. Взаимосвязь права и религии. Феодальное право было связано с религиозными нормами, имело религиозное обоснование. На ранних этапах феодальное право испытывало влияние как со стороны языческой, так и со стороны христианской религии. В зрелом виде феодальное право защищало христианскую (католическую) форму вероисповедания, отличалось нетерпимостью. Самыми тяжкими уголовными преступлениями являлись религиозные (отступления от истинной веры, богохульство, ересь).

3. Феодальное право по сравнению с римским правом является примитивным, неразработанным с точки зрения юридической техники. Примитивность феодального права проявляется в бессистемности норм, отсутствии представления об отраслях, институтах, пробелах и коллизиях в праве.

4. Основным принципом феодального права была сословность, проявлявшаяся в юридическом неравенстве отдельных социальных групп (благородные — неблагородные, свободные — зависимые).

Источниками феодального права были правовые обычаи, судебные прецеденты, церковные и светские нормативно-правовые акты, издаваемые королем, кодификации, римское право, городские судебники. ^шКраткая характеристика источников феодального права:

1. Основным и наиболее распространенным источником права в период V-XIII вв. были правовые обычаи, сложившиеся в данной местности или феодальной курии. Правовые обычаи бывали писаные и неписаные, регулировавшие отношения между благородными (ленное право) и неблагородными (земское право).

Одним из вариантов обычного права были судебники, представлявшие собой систематизацию местных обычаев, включавшие нормы гражданского, семейного, наследственного, уголовного права.

Примером ранних судебников являются многочисленные варварские правды, которые содержали обычаи, сложившиеся у европейских народов в период становления раннефеодальной государственности (Салическая правда, Лангобардская правда, Остготская правда, англо-саксонские правды и др.)

В XIII в. в период укрепления королевской власти начинается вторая волна систематизации местных правовых обычаев, которая производилась по инициативе королей. Появляются такие судебники, как Саксонское зерцало, Швабское зерцало в Германии, Кутюмы Бовези во Франции.

2. В Англии основным источником права, начиная с XII в., явился судебный прецедент. Именно с этого периода стали записывать в особые книги — свитки тяжб — судебные решения, вступившие в силу. Сложилось правило, в соответствии с которым судебные решения, вынесенные вышестоящим судом и занесенные должным образом в свитки тяжб, имеют силу закона для всех нижестоящих судов, когда они рассматривают аналогичное дело. Совокупность прецедентов в своей основе составила общее право Англии, которое отличалось эластичностью, строгой формальностью. Было выработано 39 так называемых приказов, под которые судьи подводили все возможные варианты исковых притязаний. Когда это не удавалось, отказывали в иске. В связи с этим в Англии в начале XV в. возникают суды справедливости, одним из первым стал суд лорда-канцлера. Суд справедливости не был связан не только с нормами общего права, но и абсолютно ни с какими нормами права в целом.

Решения лорда-канцлера имели значение прецедента лишь для судов справедливости. В итоге возникли две системы прецедентного права.

4. Начиная с XIV в. в связи с оживлением правотворчества главы государства развивается королевское право. Это нормы и правила, содержавшиеся в актах королевской власти (ордонансы, прокламации).

В Англии юридическая доктрина осуждала единоличное правотворчество короля. Издаваемые им прокламации имели значение подзаконных актов. Высшей юридической силой обладали статуты — акты парламента, получившие санкцию короля.

5. В связи с тем, что римско-католическая церковь и ее глава являлись субъектами правотворчества, то следует выделить такой источник права, как церковные кодексы, в которых содержались нормы канонического (церковного) права. Первый кодекс канонического права был составлен в XII в. монахом Грацианом. Он представлял собой системное уложение институтов, регулировавших положение церкви, ее служителей, имущества, семейно-брачные отношения. Источниками канонического права официально считались (кроме кодекса Грациана) Библия и Священное Писание (труды великих отцов церкви, постановления церковных соборов, распоряжения папы Римского).

Комментаторы римского права образовали школу глоссаторов, заслугой которой является систематизация римского права, его приспособление к нуждам судебной практики.

С XV в. римское право приобрело силу закона, конкурируя с национальным правом в таких странах, как Германия, Франция и Южная Италия.

7. В XI—XII вв. развитие и рост городов, добившихся политической и правовой автономии, повлекло за собой формирование особой правовой системы — городского права, которое регулировало различные отношения в черте города.

Нормы городского права содержались в городских статутах, судебниках, хартиях, уставах цехов и гильдий. В них содержались постановления о полиции, рынке, обязанностях по отношению к собственнику земли, об уголовном и гражданском праве. Типичным было то, что один город заимствовал право у другого. В Германии в этом отношении образцом служили статуты Кельна, Магдебурга, Любека.

Гражданское право. Регулирование имущественных отношений:

2. Феодальная собственность на землю имела ряд особенностей:

а) расчлененный характер — одну часть своей земли сеньор держал для себя, другую отдавал своим вассалам, но не в собственность, а в держание, на условиях феодальной службы;

б) феодальному праву земельной собственности не было свойственно право неограниченного распоряжения;

в) категорически воспрещалась передача феода церкви;

г) наследовать право собственности на землю мог только старший сын (принцип майората);

д) наследование земли осуществлялось только по закону, но не по завещанию;

е) крестьянин не имел права собственности на землю, а в ряде случаев право собственности феодала на землю распространялось на личность крестьянина, его детей и имущество. Однако следует отметить, что в Западной Европе, в отличие от России, крепостное право не получило широкого распространения;

ж) феодальные отношения возникали на договорной основе. Существовало два типа договоров: ленный договор и договор между сеньором и крестьянином.

Ленный (благородный договор) регулировал отношения между сеньором и нижестоящим вассалом; последний был обязан нести военную службу в пользу сеньора в обмен на право владения землей. Договор между сеньором и крестьянином предполагал право сеньора требовать выплаты ренты и выполнения повинностей трудового характера в обмен на право получения земли. Обязательства из подобных договоров передавались по наследству.

С развитием городов в праве стали развиваться нормы, регламентировавшие торговые отношения:

— создаются торговые компании, в которых капитал составлялся из взносов участников;

— широкий размер приобретают ростовщические операции, возникают банки, появляется вексель;

— развиваются договоры (найма, подряда, поручения, мены, купли-продажи).

При этом в феодальном праве существовали значительные ограничения предпринимательской деятельности, установленные государством либо торговыми и цеховыми уставами.

Семейное право рассматриваемого периода развивалось под влиянием христианской церкви. Брачные обязательства возникали только на основании церковного венчания, считавшегося таинством, подобным крещению.

Церковь не допускала развода между супругами: брачные отношения прекращались на основании смерти одного из супругов, или ухода в монастырь. Семья имела патриархальный характер, замужняя женщина находилась под опекой супруга. Приданое, которое приносила жена, становилось общей собственностью семьи. Ограничивались взаимные дарения супругов. Супружеское прелюбодеяние считалось преступлением. Внебрачные дети не имели наследственных прав в отношении имущества своих родителей.

Уголовное право. По сравнению с современностью феодальное уголовное право средневековья отличалось множественностью, неопределенностью составов преступлений и предоставляло судье возможность свободного усмотрения. Судья не был связан предписаниями закона, мог ввести не предусмотренный законом вид наказания.

Считалось, что целью уголовного наказания было искупление греха, причинение страданий преступнику, вид которых предупреждает других от совершения подобного деяния, поэтому широко применялись мучительные виды смертной казни (четвертование, сожжение, утопление), телесные и позорящие наказания.

Характерным было и то, что не существовало различий между нормами уголовного и уголовно-процессуального права.

Основные виды преступлений:

— против церкви и религии (ересь, святотатство, богохульство, колдовство);

— против государства (измена, неверность, по отношению к королю и сеньору);

— против порядка управления (фальшивомонетчество и т. д.);

— против личности (убийство, причинение телесных повреждений, похищение человека);

— имущественные преступления (кража, грабеж, разбой).

В Англии преступления делились на три группы: государственные (treason), тяжкие (felony), легкие (misdiminor).

Для Франции были свойственны такие преступления, как:

— против церкви и государства.

В период феодального права преобладают следующие виды наказаний:

— ссылка на галеры;

— членовредительные и телесные наказания (порка, ослепление и т. д.);

Необходимо отметить, что уголовному преследованию подвергались не только люди, но и животные.

Вместе с тем на размер и вид наказания влияло сословное положение преступника. Так, отличались мягкостью наказания, налагаемые церковными судами в отношении служителей церкви.

До XIII в. при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел практиковался состязательный (обвинительный) процесс.

Основные черты состязательного процесса:

— не различались предварительное и судебное следствие;

— дело возбуждалось по инициативе частного лица;

— обвинение в суде носило частный характер;

— государственные органы не принимали участия в досудебном разбирательстве;

— бремя сбора доказательств лежало на лице, возбуждавшем процесс;

— судебное решение выносилось чаще всего коллегиально, либо с участием присяжных заседателей;

— виды доказательств: свидетельские показания, ордалии, судебные поединки (бой между истцом и ответчиком, назначаемый судьей), клятвы;

С XIII в. после запрещения церковным собором ордалий, в церковных, а затем и светских судах стал развиваться розыскной (инквизиционный) процесс при рассмотрении политических и религиозных преступлений.

Основные признаки инквизиционного процесса:

1) разграничение предварительной и судебной стадий процесса;

2) возрастает роль государственных органов на стадии предварительного расследования (возбуждение дела, сбор доказательств, обвинение осуществляется уполномоченными должностными лицами);

3) виды доказательств: письменные и свидетельские показания, собственное признание;

4) для получения признания применялись и были легализованы пытки — действовало предположение, что невиновный себя не оговорит даже под пыткой;

5) отсутствовал принцип презумпции невиновности, поэтому обвиняемые зачастую были жертвами произвола судей и следственных органов;

Эта статья о классической, средневековой, западноевропейской форме феодализма. Для феодализма в других обществах, а также европейцев, см. Примеры феодализма .


Инвеститура рыцаря (миниатюра из статутов Ордена Узла, основанного в 1352 году Людовиком I Неаполитанским ).


Феодализм , также известный как феодальная система , представлял собой сочетание юридических, экономических, военных и культурных обычаев, которые процветали в средневековой Европе между IX и XV веками. В широком смысле это был способ структурирования общества вокруг отношений, которые были получены из владения землей в обмен на услуги или труд. Хотя он образован от латинского слова feodum или feudum (феод), которое использовалось в период Средневековья, термин феодализм и система, которую он описывает, не воспринимались как формальная политическая система людьми, жившими в средние века. . Классическое определение, данное Франсуа-Луи Гансхофом (1944), описывает набор взаимных юридических и военных обязательств, которые существовали среди воинской знати и вращались вокруг трех ключевых понятий лордов , вассалов и феодальных владений .

СОДЕРЖАНИЕ

Определение

Общепринятого современного определения феодализма нет, по крайней мере, среди ученых. Прилагательное феодал использовалось по крайней мере в 1405 году, а существительное феодализм , которое теперь часто используется в политическом и пропагандистском контексте, появилось в 1771 году параллельно с французским féodalité ( феодальность ).

Термин феодализм также применялся - часто уничижительно - к незападным обществам, в которых преобладали институты и установки, аналогичные тем, которые существовали в средневековой Европе. Некоторые историки и теоретики политики считают, что термин феодализм лишен конкретного значения из-за множества способов его использования, что заставляет их отвергать его как полезную концепцию для понимания общества.

Применимость термина феодализм также подвергалась сомнению в контексте некоторых стран Центральной и Восточной Европы , таких как Польша и Литва, при этом ученые отмечали, что средневековая политическая и экономическая структура этих стран имеет некоторые, но не все, сходства с Западноевропейские общества обычно называют феодальными.

Этимология


Герр Рейнмар фон Цветер , миннезингер 13 века , был изображен со своим благородным оружием в Codex Manesse .

История

Феодализм в его различных формах обычно возникал в результате децентрализации империи: особенно в империи Каролингов в 8 веке нашей эры, где не хватало бюрократической инфраструктуры, необходимой для поддержки кавалерии без выделения земли этим конным войскам. Конные солдаты начали обеспечивать систему наследственного правления над выделенной им землей, и их власть над территорией стала охватывать социальную, политическую, судебную и экономическую сферы.

Эти приобретенные силы значительно уменьшили унитарную власть в этих империях. Однако, как только была восстановлена ​​инфраструктура для поддержания унитарной власти, как в случае с европейскими монархиями, феодализм начал уступать этой новой структуре власти и в конечном итоге исчез.

Классический феодализм

Классическая версия феодализма Франсуа-Луи Гансхофа описывает набор взаимных юридических и военных обязательств, которые существовали среди воинской знати и вращались вокруг трех ключевых концепций лордов , вассалов и феодальных владений . В общих чертах, лорд - это дворянин, владеющий землей, вассалом - это лицо, которому лорд даровал землю во владение, и земля называлась феодальным владением. В обмен на использование феодального владения и защиту лорда, вассал предоставил лорду какую-то услугу. Существовало множество разновидностей феодального землевладения , состоящего из военной и невоенной службы. Обязательства и соответствующие права между лордом и вассалом в отношении феодального владения составляют основу феодальных отношений.

Вассалитет


Конец европейского феодализма (1500–1850-е гг.)

Большинство военных аспектов феодализма прекратились примерно к 1500 году. Отчасти это произошло из-за того, что военные перешли от армий, состоящих из знати, к профессиональным бойцам, что уменьшило притязания дворян на власть, но также и потому, что Черная смерть уменьшила власть дворянства над низшими. классы. Остатки феодальной системы сохранялись во Франции до Французской революции 1790-х годов, а в некоторых частях Центральной и Восточной Европы эта система сохранялась вплоть до 1850-х годов. Рабство в Румынии было отменено в 1856 году. Россия окончательно отменила крепостное право в 1861 году.

Без обсуждения Ассамблея с энтузиазмом приняла равенство налогообложения и выкупа всех поместных прав, за исключением прав, связанных с личным подневольным трудом, которые должны были быть отменены без возмещения убытков. Другие предложения последовали с таким же успехом: равенство юридических наказаний, допуск всех к государственной службе, отмена продажности при исполнении служебных обязанностей, преобразование десятины в выплаты, подлежащие выкупу, свобода вероисповедания, запрет множественного владения бенефициарами . Привилегии провинций и городов приносились в качестве последней жертвы.

Первоначально крестьяне должны были платить за выпуск сеньоров; эти сборы затронули более четверти сельскохозяйственных угодий во Франции и обеспечили большую часть доходов крупных землевладельцев. Большинство отказалось платить, и в 1793 году обязательство было отменено. Таким образом крестьяне бесплатно получили свою землю и перестали платить церковную десятину .

Феодальное общество


Историография

Идея феодализма была неизвестна, и система, которую он описывает, не задумывалась как формальная политическая система людьми, жившими в средневековый период. В этом разделе описывается история идеи феодализма, как эта концепция зародилась среди ученых и мыслителей, как она менялась с течением времени, а также современные дискуссии о ее использовании.

Эволюция концепции

Карл Маркс

Карл Маркс также использовал этот термин в 19 веке в своем анализе экономического и политического развития общества, описывая феодализм (или, чаще, феодальное общество или феодальный способ производства ) как порядок, предшествующий капитализму . Для Маркса то, что определяло феодализм, было властью правящего класса ( аристократии ) в их контроле над пахотной землей, ведущей к классовому обществу, основанному на эксплуатации крестьян, обрабатывающих эти земли, как правило, в условиях крепостного права и главным образом посредством труда. , производят и денежную ренту. Таким образом, Маркс определял феодализм прежде всего по его экономическим характеристикам.

Более поздние исследования

В конце 19 - начале 20 веков Джон Гораций Раунд и Фредерик Уильям Мейтленд , историки средневековой Британии, пришли к разным выводам относительно характера английского общества до норманнского завоевания 1066 года. Раунд утверждал, что норманны принесли с собой феодализм. их в Англию, в то время как Мейтленд утверждал, что его основы уже существовали в Британии до 1066 года. Дебаты продолжаются и сегодня, но консенсусное мнение состоит в том, что Англия до Завоевания имела признание (которое воплощало некоторые личные элементы феодализма), в то время как Вильгельм Завоеватель представил Англии видоизмененный и более строгий феодализм северной Франции, включающий (1086) клятву верности королю всеми, кто был феодальным владением, даже вассалами его главных вассалов (владение феодальным владением означало, что вассалы должны предоставлять квоту рыцарей. требует король или денежный платеж взамен).

Хотя он никогда не был формально учеником в кругу ученых, окружавших Марка Блоха и Люсьена Февра, который стал известен как Школа Анналов , Жорж Дюби был представителем традиции Анналистов . В опубликованной версии его 1952 докторской диссертации под названием La Société Окс XIe и др XIIe siècles данс ла région mâconnaise ( Общество в 11 - м и 12 - м веках в Mâconnais области ), и работает от обширных документальных источников уцелевших из бургундского монастыря Клюни , наряду с епархиями Макона и Дижона , Дуби исследовал сложные социальные и экономические отношения между людьми и учреждениями региона Маконне и наметил глубокий сдвиг в социальных структурах средневекового общества около 1000 года. Он утверждал, что в начале XI века. века, управляющие институты - в частности, колоритные суды, учрежденные при каролингской монархии, - которые представляли общественное правосудие и порядок в Бургундии в IX и X веках, отступили и уступили место новому феодальному порядку, в котором независимые аристократические рыцари обладали властью над крестьянскими общинами через сильную власть. тактика вооружения и угрозы насилия.

В 1939 году австрийский историк Теодор Майер [ де ] подчинял феодальное государство как вторичное по отношению к своей концепции Personenverbandsstaat (государство личной взаимозависимости), понимая его в отличие от территориального государства . Эта форма государственности, отождествляемая со Священной Римской империей , описывается как наиболее полная форма средневекового правления, завершающая обычную феодальную структуру господства и вассальности с личной связью между дворянством. Но применимость этой концепции к делам за пределами Священной Римской империи была поставлена ​​под сомнение, как, например, Сьюзен Рейнольдс. Эта концепция также была подвергнута сомнению и заменена в немецкой гистографии из-за ее предвзятости и редукционизма в отношении легитимации Führerprinzip .

Вызовы феодальной модели

Слишком много моделей феодализма, используемых для сравнения, даже марксистами, все еще либо построены на основе XVI века, либо включают в себя то, что, с марксистской точки зрения, несомненно, должно быть поверхностными или несущественными его чертами. Даже если ограничиться Европой и феодализмом в его узком смысле, крайне сомнительно, чтобы феодо-вассальные институты образовывали связную связку институтов или концепций, которые были структурно отделены от других институтов и концепций того времени.

Читайте также: