Европейская хартия местного самоуправления как источник муниципального права
Обновлено: 07.07.2024
История принятия Европейской Хартии местного самоуправления
Международным документом, определяющим основы осуществления местного самоуправления, является Европейская Хартия местного самоуправления, принятие которой было осуществлено в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы.
Данная Хартия представляет собой важнейший многосторонний документ, определяющий фундаментальные основы и принципы осуществления деятельности органов местного самоуправления.
Европейская Хартия местного самоуправления признается международным договором. Суть этого признания заключается в том, что она превалирует над национальным законодательством любого государства, подписавшего или ратифицировавшего ее.
Открытие Европейской Хартии для подписания государствами состоялось в октябре 1985 года. Хартия вступила в законную силу с 1 сентября 1988 года.
Европейская Хартия местного самоуправления подписана 47 странами-участницами Совета Европы.
В октябре 2013 года к Хартии присоединилась последняя страна Сан-Марино, ратифицировавшая ее.
Назначение Европейской Хартии местного самоуправления состоит в обязывании государств, присоединившихся к ней, к закреплению в национальном законодательстве и применению на практике совокупности юридических норм, гарантирующих возможность осуществления местного самоуправления.
Структура Европейской хартии местного самоуправления
Данный правовой акт включает в свой состав 3 части: первая часть документа содержит 10 статей, вторая часть – 3 статьи, третья часть – 4 статьи.
Части документа предваряет первая вводная статья, содержащая информацию об обязательствах сторон Хартии соблюдать ее содержание.
Готовые работы на аналогичную тему
Первая часть Хартии определяет основополагающие положения и принципы осуществления местного самоуправления. Здесь раскрываются конституционные и законодательные основы местного самоуправления, само его понятие, сфера компетенции, порядок защиты территориальной сферы полномочий местного самоуправления, особенности соответствия административных структур и ресурсов задачам, решаемым местным самоуправлением, условия осуществление полномочий местным самоуправлением, порядок административного контроля за деятельностью местного самоуправления, источники его финансирования, право на объединение и механизм правовой защиты.
Вторая часть Хартии призвана урегулировать особые положения в сфере местного самоуправления, начиная от его обязательств, и заканчивая порядком предоставления информации.
Третья часть Хартии имеет организационное значение: в ней характеризуется порядок подписания, ратификации и вступления документа в силу, представлены территориальные оговорки, денонсация и уведомление.
Содержание Европейской Хартии местного самоуправления
Статьей 2 Европейской Хартии местного самоуправления провозглашена необходимость закрепления в национальном законодательстве стран (при необходимости в основном документе государства – конституции), присоединившихся к Хартии, принципа местного самоуправления.
Европейская Хартия дает конкретное определение местного самоуправления, под которым понимается способность и право органов муниципального управления на регламентирование значительной части публичных дел и управления ею в рамках законодательства в пределах своей компетенции в интересах населения муниципального образования.
Хартия предусматривает практическую реализацию этого права такими органами как советы или собрания, включающие в свой состав членов, избираемых населением. Также Хартией предусмотрено, что в распоряжении советов и собраний могут иметься исполнительные органы, обязанные отчитываться перед ними за свою деятельность.
При этом Хартия особо отмечает возможность обращения к таким формам местного самоуправления как собрание граждан, референдумы или иные прямые формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
В соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления состав основных полномочий и компетенций органов местного самоуправления устанавливается Конституциями конкретных государств или их законодательством. При этом Хартия предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления конкретными полномочиями и компетенциями для достижения определенных целей.
Свободу деятельности органов местного самоуправления очерчивают только те пределы, которые установлены законодательством конкретного государства. Органы местного самоуправления обладают абсолютной свободой инициатив в пределах своих полномочий.
Хартией провозглашается преимущественное осуществление публичной власти теми органами управления, которые максимально приближены к населению. Выделение полномочий местного самоуправления должно учитывать такие факторы как объем и характер поставленной задачи, принципы эффективности и экономии.
Полномочия органов местного самоуправления должны отвечать требованиям полноты и исключительности. Порядок оспаривания полномочий органами местного самоуправления другими уровнями власти должен быть установлен законом.
При делегировании местным органам управления полномочий других уровней власти должно определяться свободой их осуществления с учетом местных условий.
Решения, принимаемые относительно органов местного самоуправления, должны быть предварены консультациями с этими органами.
Изменение территориальных границ местного самоуправления в соответствии с Хартией требует проведения предварительных консультаций с органами управления муниципальных образований, а при возможности – и референдума.
Хартия провозглашает свободу местного самоуправления на определение структуры собственной администрации при отсутствии ущерба для общего законодательства.
Осуществление муниципальной службы требует подбора высокопрофессиональных кадров, обладающих необходимым опытом и компетентностью. Эффективность местного самоуправления обеспечивается профессиональной подготовкой, соответствующим вознаграждением и продвижением по службе муниципальных служащих.
Формирование и развитие местного самоуправления, муниципального права в Российской Федерации осуществляется с учетом не только отечественного опыта организации местной власти, но и под значительным влиянием зарубежного муниципального опыта.
Конституция РФ содержит основополагающий принцип в области соотношения норм международного и внутреннего (национального) права, в соответствии с которым общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, Конституция РФ закрепила приоритет международных договоров Российской Федерации перед нормами национального законодательства, а это означает, что правоприменители обязаны прибегать к нормам международного права при разрешении конкретных дел.
К таким международно-правовым актам относится и Европейская Хартия местного самоуправления, которая была принята Советом Европы 15 октября 1985 года, а ратифицирована Российской Федерацией 11 апреля 1998 года.
Рассматривая местное самоуправление в качестве одной из основ любого демократического строя и стремясь защитить и укрепить местное самоуправление в европейских странах, государства — члены Совета Европы разработали Европейскую Хартию местного самоуправления, придав этому акту статус международной конвенции. Политико-правовое значение Европейской Хартии заключается, в частности, в том, что в ней определяются понятия местного самоуправления и демократические основы организации и деятельности органов местного самоуправления, закрепляются положения общего характера относительно полномочий этих органов, условий их осуществления.
В Хартии закреплено положение о том, что местное самоуправление осуществляется не только выборными органами, но и через формы прямого участия граждан. Важную роль играют положения Хартии об общих принципах экономической и финансово-налоговой политики государства применительно к местным органам власти. Этот документ, в частности, устанавливает, что:
— органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий;
— финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им конституцией или законом;
— часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должны пополняться за счет местных налогов и сборов.
Отдельная статья Европейской Хартии устанавливает принцип, в соответствии с которым в каждом государстве должно быть признано право органов местного самоуправления вступать в объединение для защиты и продвижения общих интересов и в международное объединение органов местного самоуправления. Европейская Хартия предусматривает также права органов местного самоуправления на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных законодательством страны принципов местного самоуправления.
Европейская Хартия местного самоуправления имеет особое значение для становления и развития местного самоуправления, его правового регулирования так как:
Во-первых, в ней, обобщен европейский опыт, который может быть использован в России.
Во-вторых, Хартия показывает роль местной демократии, местного самоуправления в управлении государством и обществом, которое выступает в качестве одной из основ демократического, правового государства. Развитие местной демократии, местного самоуправления обеспечивает стабильность в обществе, привлечение граждан к решению вопросов их жизнедеятельности.
В-третьих, Хартия закрепляет принципы организации местной власти, которые обязательны и для России — члена Совета Европы. Иными словами, муниципальные образования получили (кроме федеральных гарантий своих прав) и международные гарантии.
Наконец, Хартия — это документ, который отражает ценности, объединяющие народы всех государств. Благодаря ей возможность эффективно взаимодействовать получили не только государства, их центральные органы, но и население, граждане в лице своих органов местного самоуправления.
Таким образом, Хартия дает мощный толчок развитию местной демократии в Российской Федерации, поиску наиболее оптимальных и эффективных форм самоуправления с учетом европейского опыта.
Многовековой опыт местного самоуправления европейских государств нашел свое воплощение в Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г. (далее — Хартия), принятой по инициативе Постоянной конференции местных и региональных органов власти Совета Европы. С 1998 г. после соответствующих процедур подписания и ратификации данный международный документ стал составной частью российской правовой системы.
Согласно Хартии местное самоуправление признается основой любого демократического строя как наиболее эффективный и приближенный к гражданам уровень управления в государстве.
Под местным самоуправлением в ч. 1 ст. 3 Хартии понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Хартия устанавливает единые правила, обеспечивающие функционирование демократически созданных органов местного самоуправления и гарантирующих их политическую, административную и финансовую самостоятельность в системе публичного управления.
Положения Хартии строятся на общем принципе институциональной организации власти и управления — принципе субсидиарности, историческое развитие которого происходило в рамках социально-философских и религиозных учений при рассмотрении конфликта частного и общего, отношений личности и государства. Политико-правовая сторона субсидиарности связана с проблемой распределения полномочий между различными уровнями власти, идеей децентрализации власти.
После вступления в силу Лиссабонского договора парламентам государств — членов Европейского союза были предоставлены новые полномочия по осуществлению контроля за соблюдением принципа субсидиарности при разработке европейского законодательства. Парламент государства — члена Европейского союза или одна из его палат может обратиться в Суд Европейского союза в случае противоречия законодательного акта Европейского союза принципу субсидиарности.
Согласно ч. 3 ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления суть принципа субсидиарности состоит в том, что осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому- либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии.
Следовательно, центральная власть не должна вмешиваться в те вопросы, которые в состоянии эффективно решить на местах, в чем заключается позитивный аспект субсидиарности. Это гарантируется рядом принципов, в том числе организационно-правового характера.
Органами местного самоуправления являются, прежде всего, избранные путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования советы и собрания, которые могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Данное положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается по закону (ч. 2 ст. 3 Хартии). Местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры и обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров (статья 6 Хартии). Статус местных выборных лиц характеризуется свободным осуществлением их мандата (ч.1 ст. 7). Важное значение имеют положения о том, что финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом (ч. 2 ст. 9). При осуществлении своих полномочий органы местного самоуправления могут вступать в ассоциацию с другими органами местного самоуправления (ч. 1 ст. 10). Функционирование демократически созданных органов местного самоуправления, которые пользуются значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций, обеспечивается также правом на судебную защиту (ст. 11).
Негативный аспект принципа субсидиарности проявляется как своеобразная мера ответственности субъекта за ненадлежащее осуществление своих полномочий, что оправдывает вмешательство центральной власти в управление на нижестоящем уровне. По общему правилу органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из их сферы и компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти (ч. 2 ст. 4). Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен осуществляться с соблюдением требований соразмерности между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать (ч. 3 ст. 8).
Как отмечается в современных исследованиях, вмешательство вышестоящего уровня управления в деятельность нижестоящего признается целесообразным, если действия последнего оказывают влияние на интересы соседних территорий или сообщества в целом. Кроме того, такое вмешательство может быть обусловлено необходимостью сохранения равенства условий жизни на территории всего государства и соблюдения принципа правового или экономического единства.
Принцип субсидиарности зафиксирован в конституциях многих европейских государств (Германии, Франции, Португалии, Италии), и в ряде из них (федеративных и региональных) сложилась судебная практика его применения (органы конституционного правосудия применяют принцип субсидиарности, как правило, в качестве критерия разграничения полномочий в сфере конкурирующей компетенции).
До недавнего времени политическая теория предлагала два принципиально различных ответа на проблему согласования интересов — иерархическое согласование и коалиционное согласование. Субсидиарность дает третий ответ, который связан с координацией и удовлетворяет требованиям современной мысли, несет определенную культурную новизну. Во главу угла во взаимоотношениях между различными уровнями власти ставятся координационные типы связей, основанные на равноправии и равнозначности управленческих органов разного уровня. Причем активность инициативного субъекта направлена не только во внешнюю, но и во внутреннюю сферу его деятельности, выражает способность и возможность к осуществлению собственных полномочий, требует самоорганизации и субкоординации.
Идеи субсидиарности тесным образом переплетаются с теорией кооперативного федерализма, которая задается институтом конкурирующей (совместной) компетенции, что в свою очередь требует высокого уровня координации и сотрудничества (поэтому положения Европейской хартии о местном самоуправлении применимы и на региональных территориях, о чем имеется специальная оговора в ст. 13 Хартии). Данный подход позволяет выделить в принципе субсидиарности еще одну сторону — дополнительность, что предполагает взаимную помощь в выполнении полномочий, в случае если достигнуто соответствующее согласие.
В России принцип субсидиарности не нашел своего прямого законодательного закрепления. Его отдельные аспекты отражены в статьях Конституции Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 11, ч. 2 ст. 76), о самостоятельном решении органами местного самоуправления вопросов местного значения и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 (ст. 132).
Именно поэтому, на наш взгляд, заслуживают внимания вопросы толкования конвенционных положений и их адекватного отражения в действующем законодательстве, в особенности формулировок ч. 2 ст. 3 и ч. 1 ст. 6 Европейской хартии местного самоуправления о выборности и институциональной обособленности органов местного самоуправления в системе публичного управления.
Согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. На конституционном уровне закреплены формы осуществления народовластия: непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Причем формулировка конституционно-правовой нормы начинается с указания на непосредственные формы народовластия, чем подчеркивается их первостепенное значение по отношению к представительным формам. Высшим непосредственным выражением власти народа названы референдум и свободные выборы.
Европейская хартия ограничивается указанием на советы или собрания, состоящие из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования, не отдавая приоритетного значения непосредственным формам осуществления местного самоуправления.
Этот и ряд других моментов позволяют оценивать нормы Конституции Российской Федерации как более прогрессивные.
Будучи одной из основ конституционного строя принцип народовластия находит свое дальнейшее развитие в законах и иных правовых актах. От того, насколько полно и непротиворечиво отражены в действующем законодательстве институты народовластия, зависит их реальное воплощение в жизни российских граждан и качество такой жизни.
В то же время высказываются претензии к тексту Конституции Российской Федерации, нормы которой в силу диспозитивности, неопределенности по смыслу и рамочного характера провоцируют высокую вероятность политического усмотрения при принятии государственно-властных решений.
Сказанное можно в полной мере отнести к одному из принципиальных вопросов институционализации местного самоуправления — порядку формирования его органов, правовая трактовка которого претерпела существенные изменения.
Таким образом, положения Конституции Российской Федерации и корреспондирующие им положения Европейской хартии местного самоуправления были истолкованы как не исключающие возможность формирования представительного органа муниципального образования, созданного по территориальному принципу, путем вхождения в его состав представителей поселенческих муниципальных образований, избранных населением на муниципальных выборах.
Отметим, что за рубежом формирование представительных органов местного самоуправления происходит на основе прямых выборов, отсутствуют аналоги муниципального района, а делегирование или назначение должностных лиц, как правило, практикуется на уровне государственного управления.
Неоднозначна практика других судов, использующих положения Хартии для обоснования противоположных выводов.
Анализ принятых в соответствие с вышеназванным Федеральным законом законов субъектов Российской Федерации дает представление о различных подходах к вопросу о формировании организационных структур местного самоуправления.
К примеру, альтернативные варианты формирования представительного органа на уровне муниципального района предусмотрены в Республике Бурятия, Алтайском крае, Амурской, Архангельской, Воронежской и Тюменской областях, Ханты- Мансийском автономном округе и на уровне городского округа с внутригородским делением в Ростовской области.
Наиболее диспозитивны нормы регионального законодательства, регламентирующие порядок избрания глав муниципальных образований. Глава муниципального образования избирается населением на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава в Республике Бурятия, Амурской и Воронежской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. Альтернативный порядок применяется для избрания главы муниципального района в Чувашской Республике, Магаданской и Ростовской областях, главы поселения — в Республике Северная Осетия — Алания и Камчатском крае. В Республике Саха (Якутия), Алтайском крае и Новосибирской области предусмотрен альтернативный вариант избрания главы сельского поселения, причем в Республике Саха (Якутия) и Алтайском крае имеются исключения для избрания главы сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района, — в таком случае в Республике Саха (Якутия) проводятся муниципальные выборы, а в Алтайском крае главу сельского поселения избирает представительный орган муниципального образования.
В отдельных регионах вопросы, связанные с порядком формирования органов местного самоуправления, переданы на муниципальный уровень. Так, в Рязанской области порядок избрания главы поселения (за исключением поселения, являющегося административным центром) определяется уставом муниципального образования. Уставом муниципального образования определяется и порядок избрания глав сельских поселений (за исключением сельских поселений, являющихся административными центрами) в Тамбовской области.
Однако в большинстве случаев субъектами Российской Федерации определены конкретные организационно-правовые формы местного самоуправления. Положения об учете мнения населения при переходе на другую организационно-правовую форму местного самоуправления и порядке его выявления на законодательном уровне не предусмотрены.
По нашему мнению, установленный в ряде регионов императивный порядок формирования организационных структур местного самоуправления, не в полной мере согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации об учете мнения населения при решении данного вопроса, что могло бы стать поводом для проверки в порядке конституционного контроля.
В соответствии с действующим законодательством органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, которые нередко становятся для органов местного самоуправления более важными, чем их собственные задачи. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления предусматривается не только за нарушения закона, но и за ненадлежащее осуществление государственных полномочий и наступает независимо от того, как при этом решались вопросы местного значения. Многие нарушения в деятельности органов местного самоуправления связаны с недостаточным финансированием, то есть государством не обеспечиваются равные условия для развития муниципальных образований. Однако это не всегда принимается во внимание при определении ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
По всей видимости, преобладанием централизованного подхода к организации местного самоуправления вызвано недостаточное использование возможностей межмуници- пального сотрудничества, в то время как за рубежом межмуниципальная кооперация признана довольно эффективным механизмом.
Положения ст. 10 Европейской хартии местного самоуправления содержат обширную формулировку о праве местных органов самоуправления на ассоциацию, которая возможна как в рамках сотрудничества для осуществления собственных полномочий, так и для осуществления задач, представляющих общий интерес и в целях защиты. Предусмотрено право вступать в какую-либо международную ассоциацию и сотрудничество с органами местного самоуправления других государств.
Как указано в ст. 14 Хартии, каждая Сторона направляет Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах, принятых ею для обеспечения соблюдения положений настоящей Хартии. По всей видимости, большей эффективности способствовало бы создание специального контрольного органа либо наделение контрольными функциями Конгресса местных и региональных властей Совета Европы с одновременным предоставлением права принимать наряду с актами рекомендательного характера обязательные для исполнения документы. Целесообразно проводить наглядный сравнительный мониторинг, например, по аналогии с деятельностью международной организации Трансперенси Интернешнл по составлению ежегодного Индекса восприятия коррупции (Corruption Perception Index) в государственном секторе различных стран, что позволит судить об уровне демократизации местного самоуправления в разных государствах (особенно в условиях постоянно изменяющегося законодательства о местном самоуправлении).
Как сделать органы местного самоуправления дееспособными структурами, способными самостоятельно и под свою ответственность справляться с поставленными задачами? В условиях ограниченности кадровых и материальных ресурсов, финансового дефицита, очевидно, необходимо создать адекватные формы сотрудничества и кооперации, расширить возможности межмуниципального сотрудничества, предоставив одноуровневым органам местного самоуправления право создавать совместные исполнительно-распорядительные органы (местные администрации), подотчетные населению и представительному органу муниципального образования в части осуществления полномочий на территории соответствующего муниципального образования.
Актуальным для российской науки как в целях изучения и анализа опыта зарубежных европейских государств, так и возможностей его использования в условиях российской правовой действительности представляется дальнейшее исследование принципа субсидиарности в его конституционно-правовом аспекте. Следует согласиться с тем, что нормативное закрепление принципа субсидиарности в конституции и федеральном законодательстве — важнейший аспект федеральной законодательной политики в Российской Федерации. В развитие западноевропейской традиции современная концепция субсидиарности в Российской Федерации, по-нашему мнению, должна основываться на требованиях соразмерности и юридической определенности, стержнем которой является правовая стабильность.
Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.
История принятия Европейской Хартии местного самоуправления
Международным документом, определяющим основы осуществления местного самоуправления, является Европейская Хартия местного самоуправления, принятие которой было осуществлено в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы.
Данная Хартия представляет собой важнейший многосторонний документ, определяющий фундаментальные основы и принципы осуществления деятельности органов местного самоуправления.
Европейская Хартия местного самоуправления признается международным договором. Суть этого признания заключается в том, что она превалирует над национальным законодательством любого государства, подписавшего или ратифицировавшего ее.
Открытие Европейской Хартии для подписания государствами состоялось в октябре 1985 года. Хартия вступила в законную силу с 1 сентября 1988 года.
Европейская Хартия местного самоуправления подписана 47 странами-участницами Совета Европы.
В октябре 2013 года к Хартии присоединилась последняя страна Сан-Марино, ратифицировавшая ее.
Назначение Европейской Хартии местного самоуправления состоит в обязывании государств, присоединившихся к ней, к закреплению в национальном законодательстве и применению на практике совокупности юридических норм, гарантирующих возможность осуществления местного самоуправления.
Структура Европейской хартии местного самоуправления
Данный правовой акт включает в свой состав 3 части: первая часть документа содержит 10 статей, вторая часть – 3 статьи, третья часть – 4 статьи.
Части документа предваряет первая вводная статья, содержащая информацию об обязательствах сторон Хартии соблюдать ее содержание.
Готовые работы на аналогичную тему
Первая часть Хартии определяет основополагающие положения и принципы осуществления местного самоуправления. Здесь раскрываются конституционные и законодательные основы местного самоуправления, само его понятие, сфера компетенции, порядок защиты территориальной сферы полномочий местного самоуправления, особенности соответствия административных структур и ресурсов задачам, решаемым местным самоуправлением, условия осуществление полномочий местным самоуправлением, порядок административного контроля за деятельностью местного самоуправления, источники его финансирования, право на объединение и механизм правовой защиты.
Вторая часть Хартии призвана урегулировать особые положения в сфере местного самоуправления, начиная от его обязательств, и заканчивая порядком предоставления информации.
Третья часть Хартии имеет организационное значение: в ней характеризуется порядок подписания, ратификации и вступления документа в силу, представлены территориальные оговорки, денонсация и уведомление.
Содержание Европейской Хартии местного самоуправления
Статьей 2 Европейской Хартии местного самоуправления провозглашена необходимость закрепления в национальном законодательстве стран (при необходимости в основном документе государства – конституции), присоединившихся к Хартии, принципа местного самоуправления.
Европейская Хартия дает конкретное определение местного самоуправления, под которым понимается способность и право органов муниципального управления на регламентирование значительной части публичных дел и управления ею в рамках законодательства в пределах своей компетенции в интересах населения муниципального образования.
Хартия предусматривает практическую реализацию этого права такими органами как советы или собрания, включающие в свой состав членов, избираемых населением. Также Хартией предусмотрено, что в распоряжении советов и собраний могут иметься исполнительные органы, обязанные отчитываться перед ними за свою деятельность.
При этом Хартия особо отмечает возможность обращения к таким формам местного самоуправления как собрание граждан, референдумы или иные прямые формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
В соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления состав основных полномочий и компетенций органов местного самоуправления устанавливается Конституциями конкретных государств или их законодательством. При этом Хартия предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления конкретными полномочиями и компетенциями для достижения определенных целей.
Свободу деятельности органов местного самоуправления очерчивают только те пределы, которые установлены законодательством конкретного государства. Органы местного самоуправления обладают абсолютной свободой инициатив в пределах своих полномочий.
Хартией провозглашается преимущественное осуществление публичной власти теми органами управления, которые максимально приближены к населению. Выделение полномочий местного самоуправления должно учитывать такие факторы как объем и характер поставленной задачи, принципы эффективности и экономии.
Полномочия органов местного самоуправления должны отвечать требованиям полноты и исключительности. Порядок оспаривания полномочий органами местного самоуправления другими уровнями власти должен быть установлен законом.
При делегировании местным органам управления полномочий других уровней власти должно определяться свободой их осуществления с учетом местных условий.
Решения, принимаемые относительно органов местного самоуправления, должны быть предварены консультациями с этими органами.
Изменение территориальных границ местного самоуправления в соответствии с Хартией требует проведения предварительных консультаций с органами управления муниципальных образований, а при возможности – и референдума.
Хартия провозглашает свободу местного самоуправления на определение структуры собственной администрации при отсутствии ущерба для общего законодательства.
Осуществление муниципальной службы требует подбора высокопрофессиональных кадров, обладающих необходимым опытом и компетентностью. Эффективность местного самоуправления обеспечивается профессиональной подготовкой, соответствующим вознаграждением и продвижением по службе муниципальных служащих.
Читайте также:
- Какие привилегии получили дворяне в эпоху дворцовых переворотов стр 92 2 пункт
- Каким образом изымаются права на пользование базой данных и отдельными ее таблицами
- Подзаконное нормотворчество кто осуществляет
- Как обеспечить деревню водой
- В чем суть утилитаризма как направления философско правовой мысли