Евангелия от матфея где говорилось о труждающихся и обремененных

Обновлено: 17.06.2024

Это иго – благое, потому что несение его приближает нас душой к святым угодникам Божиим, роднит с ними, с нашей Небесной Матерью, с Самим нашим Спасителем.

Бремя заповедей Господних легко потому, что все эти заповеди не являются чем-либо чуждым нашей духовной природе, налагаемым на нее совне, но отвечают самым сокровенным чаяниям и стремлениям человеческого духа – тому, что врождено в нас и составляет насущную потребность нашей души. Когда человеку, привыкшему к физическому труду, надо бывает работать в области труда умственного, ему нелегко приучить себя к новому виду труда. И наоборот: для работника умственного труда физический труд может быть слишком тяжелым и, нередко, вовсе непосильным. Но труд исполнения заповедей Божиих всем по силам, всем доступен и легок, потому что он составляется именно из того, чего требует наша природа: милосердие, неосуждение, телесная и духовная чистота, безгневие, правдивость, – да ведь этим хочет жить и дышать душа! Ведь ложь, злоба, гнев, блуд, и т.п. чужды нашему духу, им противится дух как тому, что сквернит и пятнает его. Каждый из нас знаком хорошо с муками обличающей нас совести после таких грехопадений своих.

Тому, кто взял на себя бремя исполнения воли Божией, и жизненное бремя становится легче!

О покое для труждающихся и обременённых и как обрести покой

Сегодня мы рассмотрим достаточно известный текст, который, однако, трактуют неправильно, вырывая его из контекста. Для этого мы рассмотрим аудиторию, к которой обращены слова Иисуса, посмотрим употребляемые образы и комментарии ранних христианских авторов, также посмотрим употребляемые слова в греческом оригинале и попробуем сделать окончательный вывод о смысле текста.

Обычно данный текст употребляется для того, чтобы в проповеди сказать, что, если вы устали от работы и проблем, то Иисус вас успокоит, надо молиться, изучать Библию и учиться у Него, и всё будет хорошо. Такой своеобразный “шабат” (“суббота”) для христиан, которые страдают или в заботах. Однако, данная трактовка совершенно игнорирует контекст данного отрывка и все предыдущие слова Иисуса в 11-й главе евангелия от Матфея.

Посмотрим, к кому Иисус обращал эту речь (глава 11):

стих 1. “И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их“.

стих 7. “Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне…”.

стих 20. “Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись…”

стихи 25-26. “В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение”.

Итак, мы видим, что, по всей видимости, это была длинная проповедь или речь (о чём говорят многие комментаторы данной главы), которая произошла после наставления 12 учеников (глава 10 – наставления о том, чтобы идти проповедовать дому Изрилеву (Мф.10:5-6), предупреждения о гонениях и учение о господстве Иисуса). Очевидно, что ученики ушли проповедовать, а Иисус стал проповедовать другим людям, иудеям и, по всей видимости, и язычникам, а также ученикам Иоанна Крестителя, которым нужно было тоже поучиться у Иисуса. 16 стихов (или большая часть главы) – Мф.11:4-19 – это ответ ученикам Иоанна Крестителя, потом идёт обращение к жителям Хоразина, Вифсаиды и Капернаума, которые, судя по всему были в толпе. После этого идут потрясающие стихи о том, что вера открывается младенцам (гр.νήπιος-нЭпиос-младенец, несмышлённый, слабый), которым Бог и Сын открывает её, тем самым здесь Иисус приравнял себя к Отцу (ст.27…всё предано Мне Отцом Моим…).

То есть, эта речь обращена к тем, кто ещё не обрёл настоящей веры в Иисуса – ученикам Иоанна Крестителя, иудеям и язычникам.

Цель и основная мысль Евангелия от Матфея, – показать преимущественно божество Иисуса и его явление как истинного человека, о чём как раз говорится в Мф.11:27. И эта большая речь Иисуса как раз и имела цель подвести к этому свою аудиторию, разъяснить значение Иоанна Крестителя как пришедшего и обещанного Илию, обличить упорство и нежелание слушать истинное учение, предупредить о грядущем наказании в случае продолжения неверия.

То есть, эти стихи призывают к вере в Иисуса Христа, как Бога и Спасителя, о чём уже открыто ученикам Его, это призыв к покаянию.

Схожие мысли говорят такие авторы, как Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский, Баркли и Лопухин.

Иисус неоднократно говорил о том, что Его ученикам грозят суровые испытания даже, если рассмотреть только то, о чём говорится в этом Евангелии:

  1. Иисус принесёт разделения в семьях и со знакомыми людьми (Мф.10:34-39 “…не мир пришёл Я принести, но меч…враги человеку – домашние его…”). Такое осознание никому не принесёт душевного покоя;
  2. Иисус говорит, что верущие будут плакать, будут изгнанны, оскорбляемы и в этом состоит их блаженство (Мф.5:3-12), но душевного покоя это, конечно, не приносит;
  3. Иисус предупреждает, что даже среди верующих будут сыны лукавого, которые как сорняки будут вредить церкви (Мф.13:38);
  4. Иисус говорит, что нужно отречься от самого себя ради Него (Мф.16:24-26), а это

Покой, который Он здесь обещает – это не обещание спокойной жизни, отсутствие усталости, измождённости, болезней, жизненных неудач и разочарований, о чём так любят говорить проповедники. Это тот покой, который ждёт нас потом (Откр.14:13), это не покой души, а покой Духа (Флп.4:6-7), более того, обещать это – обрекать людей на несчастье (И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. 1Кор.15:19), нужно как раз помнить, что вера в Христа сопровождается страданиями (Флп.1:29), но они нужны для того, чтобы, укрепив нашу веру, Бог привёл нас к Себе.

То есть, покой, о котором здесь говорится, лишь совершится полностью в будущем, а не обещан в настоящем.

В этом же контексте вполне понятны слова Иисуса о лёгком иге и бремени, – вместо тяжести закона Моисеева с его тяжёлыми правилами и способами очищения от грехов (см.например, здесь) Иисус предлагает взять Своё бремя (если смотреть буквально, то взять вместе с Ним бремя) и Своё иго, разделить их с Ним. Конечно, бОльшую часть бремени будет нести Иисус, кто мы рядом с Ним, когда все народы для Него как пушинка? Поэтому бремя лёгкое, Он не даст нам ноши выше наших сил, она для человека легка, потому что не нужно тащить на себе тяжесть грехов, законов и постановлений, а нужно лишь “поступать так, как мы хотим, чтобы с нами поступали”.

Подводя итог, можно увидеть, что рассматриваемый текст, – это проповедь неверующим во Христа людям с призывом поверить и обещанием будущего покоя с Богом. Его нужно читать и говорить тем, кто не верит, кто не может или не хочет сбросить с себя тяжесть своих грехов или неверующим в Христа иудеям, которые живут под законом Моисея.

Читайте и применяйте Библию правильно, и пусть благословит вас Господь Иисус!

Делитесь верой и нашими материалами (ссылки ниже), заходите к нам ещё, подписывайтесь и поддерживайте нас молитвами и всем, чем можете!

  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)

Именно Христос снимает бремя нашей вины, именно Он дает покой нашей мятущейся душе. Почему же Он призывает нас возложить все заботы на Него? Да потому, что мы дороги Ему.

Многие люди сегодня, стремясь достичь благополучия в этом мире, стенают под грузом забот. Они избрали служение миру, приняли все связанные с этим трудности, подчинились его правилам. Здесь, опять же, к месту вспомнить притчу о Званых на Пир. В начале этой притчи нам даны три образа, которые применимы к каждому из нас в этом падшем мире, который мы выбрали своей родиной, тогда как наша подлинная родина – Царство Небесное.

Второй человек из этой притчи говорит посланному от Хозяина: я купил пять пар волов – мне надо их испытать. Ряд Отцов Древней Церкви указывали на то, что эти пять пар волов символизируют наши пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Но эти пять чувств применимы только к земной жизни, поскольку небо ими не уловишь. Даже любовь земная не охватывается этими пятью чувствами – что же тогда говорить о Божественной любви или о вечности?

И мы тоже, как и этот человек, не идем на пир Божий, ибо боимся, как бы от нас не ушла временная радость, утонув в Вечности.

Христос – это ось мира. Он также ось нашей души. Если ось не на месте – то мы переживаем шатание, сомнение и растерянность. Наоборот, находя Христа, мы находим себя, находим твердый якорь, который надежно пришвартует нас к берегам Вечности.


Друзья, мы часто повторяем эти незабвенные слова, и они доставляют нам великое утешение; но, возможно, мы никогда не всматривались в них пристальней, чтобы увидеть полный их смысл.

Дела человеческие редко выдерживают пристальное изучение. Возьмите тщательно отполированную иголку, которая кажется снаружи абсолютно однородной и гладкой, и поместите ее под микроскоп – и она будет выглядеть, как необработанный кусок железа; но возьмите что что угодно из природы – кору или листок с дерева, крыло или лапку насекомого, и вы не обнаружите никакого изъяна, увеличивайте его сколько хотите и рассматривайте сколько угодно долго.

Возьмите человеческие изречения. Когда вы слышите их впервые, они поразят вас; вы можете услышать их снова и все еще восхищаетесь ими, но вскоре вам надоест их повторять, и вы назовете их банальными и слишком высоко оцененными.

Слова Иисуса – не такие, они никогда не теряют своей свежести, они никогда не приедаются. Вы можете повторять Его слова на все лады, и никогда не исчерпать их музыки; вы можете размышлять над ними день и ночь, но эта близость не будет порождать пренебрежительное отношение. Вы можете толочь их в ступе размышления пестиком критики, и их благоухание станет еще явственней. Разбирайте, исследуйте и взвешивайте каждое слово в учении Господа, и каждый слог вознаградит ваш труд.

Бродя по острову Лиддо, вблизи Венеции, и слушая звуки городских колоколов, я думал, как очаровательна эта музыка, плывущая через лагуну; но когда я вернулся в город и сел в самом центре этой музыки, посреди всех этих колоколов, сладостное звучание превратилось в ужасный лязг, чарующие звуки переросли в назойливый шум, от которого можно было сойти с ума; ничего хотя бы отдаленно напоминающего мелодию я не мог уловить в звучании отдельного колокола, в то время как гармония всех источников звука в целом быдла несомненной. Расстояние придавало звукам очарование, облагораживая их.

Слова поэтов и красноречивых писателей могут в целом, когда слышатся издали, звучать вполне очаровательно, но как немногие из них выдерживают близкое и детальное исследование! Их колокольня звучит сносно, но скоро устаешь от каждого отдельного колокола. Никогда так не бывает с божественными словами Иисуса. Вы слышите их звучание издали, и они — сама сладость.

Когда, будучи грешником, ты бродил в полночной тьме подобно путнику, заблудившемуся в дебрях, как нежно они звали тебя домой! Но теперь, когда ты пришел в дом милосердия, ты сидишь и вслушиваешься в каждую отдельную ноту этого стройного, совершенного звона колоколов любви и с удивлением чувствуешь, что даже ангельские арфы не могут превзойти его.

Сегодня мы хотим, если сможем, провести вас во внутренние покои нашего текста, поместим его слова под микроскоп и всмотримся в сокровенную глубину каждого предложения. Мы желаем только, чтобы у нашего микроскопа было большое увеличение, а наша способность истолкования текста – более совершенной; ибо здесь кроются сокровища ведения.

Прочитанное поверхностно, это царское обетование ободрит и придаст смелости десяткам тысяч, но в нем находится богатство, которое открывается только усердному копачу и рудокопу. То, что лежит неглубоко, несет прохладу и отдых агнцам, но в глубине лежат жемчужины, которые мы надеемся достать.

Нашим первым заголовком в этой серии статей будет покой:

Вторым заглавием также является покой:

Давайте начнем с первого покоя и проведем здесь разделение только ради того, чтобы более ясно выявить смысл.

Можно найти многих, которые активно занимаются поисками спасения; они полагают, что, исполняя предписания закона, они будут спасены, и они чрезвычайно напрягаются, пытаясь их исполнить. Им сказали, что исполнение известных ритуалов и обрядов также будет спасать их, и они исполняют их весьма тщательно; это иго находится у них на плечах, и они тяжко и усердно трудятся.

Весьма скоро те, которые проявляют активность в самоправедных делах ради спасения, впадают в пассивное состояние и становятся обремененными; сами их труды становятся для них бременем. Помимо бремени их самоправедных трудов, на них наваливается ужасное, страшное бремя прошлых грехов и ощущение гнева Божьего, которого заслуживают эти грехи

(Лк. 10:21). По мнению одних, словами “в то время” здесь указывается просто на некоторое неопределенное время, и речь 25 стиха не имеет никакой связи с предыдущей. Подтверждение такого мнения отыскивают в том, что слова 25 стиха близко сходны с Лк. 10:21, сказанными по возвращении с проповеди 70 апостолов. Как было в действительности, сказать в настоящее время невозможно. Но во всяком случае читатель не может освободиться от впечатления, что выражения, помещенные у Матфея и Луки, были произнесены однажды; а связь, какая дана им Лукой, несколько понятнее, чем у Матфея. Матфей заменяет “в тот час” (Лк.) выражением “в то время,” и вместо слов “возрадовался духом” пишет “сказал,” “ответил” (. ). Но на что именно ответил – это остается неясным. Это последнее выражение считают гебраизмом, встречающимся и в других местах Ветхого и Нового Завета. При этом вовсе не требуется, чтобы раньше были вопросы и . было изложением ответа на них. Оно просто начинает новую речь (ср. Втор. 21:7; Иов. 3:2; Ис. 14:10; 21:9). Греч. слово, переведенное в русский как “славлю,” означает собственно “исповедуюсь.” Но как замечает Августин, это совсем не означает здесь исповедания во грехе, – исповедание свойственно не одному только грешнику, но иногда и приносящему хвалу. Мы исповедуемся или восхваляя Бога, или обвиняя самих себя. Спаситель у Матфея называет здесь Бога Своим Отцом в первый раз. К слову “Отец” прибавлено “Господи неба и земли,” вероятно, с целью показать, что от воли Бога, как Владыки мира, зависело скрыть “это” (. ) от мудрых и разумных и проч. В данной Матфеем связи, если только она существует, . подразумевает “силы,” не признанные людьми Хоразина, Вифсаиды и Капернаума в их истинном значении, и пути божественной мудрости, которых не понимали иудеи. Глаголы “скрыл” и “открыл” поставлены в аористе, чтобы выразить ту мысль, что указание относится к прошедшему времени, к прошедшей деятельности Владыки мира. Мудрыми и разумными здесь называются люди, усвоившие себе ложную мудрость и вместе с нею утратившие здравый смысл. Будучи привержены к своей ложной мудрости, своим ложным учениям и гордясь своею мудростью, они не знают и не могут понять простых таинств или истин Царства Божия, открытых людям с чистым сердцем, которые походят на младенцев.

26. ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

(Лк. 10:21). . (русск. “ей”) значит “да.” Отец – по смыслу звательный падеж, но в греческом поставлен именительный вместо звательного. Вместо звательного охотно употребляли (уже у Гомера) именительный, в Новом Завете в прилагательных без существительного. Особенно неупотребительно в зват. . (ср. о . Откр. 6:10; . Откр. 15:3; Мф. 27:29 – кодексы B,D и д. . и проч.). Буквально можно было бы перевести так: да, Отче, (Ты скрыл… и… открыл), потому что так было благоволение (желание) пред Тобою. Но если правильно – русский буквальный перевод здесь невозможен. Слова . . относятся к . ; если так, а не иначе было, то потому, что это было благоугодно Тебе. У Лк. 10:21 только переставлены . и . одно на месте другого.

27. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

(Лк. 10:22 – с небольшой разницей в выражениях). Мысль высказывается в чрезвычайно тонкой связи с предыдущим стихом и вообще с тем, о чем говорилось раньше. Спаситель говорит здесь как бы так: Ты дал младенцам разумение тайн и скрыл их от мудрых и разумных. Я знаю эти тайны, потому что и это, и все остальное предаю Мне Отцом Моим. Из этих тайн самая главная – знание Сына (понимание всей Его деятельности, всего Его учения и самого Его существа) и знание И то и другое непостижимо для обыкновенных людей: никто не знает Сына, кроме Отца, и проч. Замечательно, что уже в древнее время старались несколько переиначить этот стих. Казалось несообразным, что здесь говорится прежде о Сыне, которого знает Отец; нужно было совершенно обратное. Поэтому встречаются перестановки у Иустина Dial. 100 и Apol. ?, 63, Тертуллиана, Adv. Маrс. IV, 25. У Иринея, I, 13, 2 также обратный порядок; но в 4:11,1 он говорит: hiautem.quiperitk^ sic describunt: Nemo cognovit patrem nisi flius, nec filium nisi pater et cui voluerit filius revelare (люди, которые хотят быть искуснее апостолов, так пишут: никто не узнал Отца, кроме Сына, и Сына, кроме Отца, и кому Сын захотел открыть).

Из слов Спасителя явствует, что знание Отца (как и Сына) не невозможно, но преподается только тем, кому Сын желает открыть. Тут некоторая тайна, понятная только людям, которые любят Сына и которым Сын отвечает такою же любовью.

28. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

Этот и дальнейшие стихи до конца главы не имеют ни малейших параллелей у всех других евангелистов и встречаются только у Матфея. Речь в подлиннике отличается чрезвычайной мягкостью и любвеобилием, но в то же время и чрезвычайной энергией и краткостью. Тут глубина богословствования, напоминающая Евангелие Иоанна и сближающая с ним Евангелие Матфея. Вместо менее яркого . – повелительное . невыражаемое в переводах и означающее: сюда, ко Мне! Слова, произнесенные здесь Спасителем, как правильно замечают, были бы богохульством, если бы были произнесены устами обыкновенного человека. Но в устах Сына Человеческого они естественны. “Маленькое слово все имеет обширное значение.” Тут самый главный и окончательный ответ на вопрос: ?? ?? ? . … . . ?? . Слова эти напоминают Ис. 15:22, где подобная же речь влагается в уста Самого Всевышнего. Но еще больше сходства наблюдается с несколькими местами в книге Иисуса сына Сирахова (ср. Мф. 11:25 = Сир. 51:1. 14; Мф. 11:28 = Сир. 51:31, 35; Мф. 11:29 = Сир. 51:34. 35 (в греч. LXX по изданию Тишендорфа счет стихов другой).

29. возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

Христос имеет здесь, вероятно, в виду не только “бремена тяжелые и неудобоносимые,” какие возлагали на народ тогдашние фарисейские учители, но и вообще всякого рода учения и обязанности, налагаемые какими бы то ни было учителями, не только не имеющими с Ним связи, но и такими, которые выражают Ему мнимую преданность. Бремя Христа легко и иго Его благо; бремя, налагаемое всеми другими учителями, если сами они не бывают учениками и не возлагают на себя бремени Христа, всегда бывает тяжело.

30. ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

При рассмотрении этого стиха предлагались вопросы: каким образом иго Христа может быть благим и бремя Его легким, когда Он Сам говорил, что “тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь?” (Мф. 7:14). (У Даля – иго ср. ярем, ярмо. Прим. ред.) На этот вопрос отвечали, что то, что представляется вначале тесным, с течением времени является приятным вследствие неистощимой любви. В таком духе отвечают на этот вопрос, например, Августин и некоторые позднейшие экзегеты.

Феофана, епископа Никейского, речь первая, отвечающая на некий вопрос относительно Божественнейшего света, явленного апостолам на горе Фаворской (кем–то заданный со злым намерением и из праздного любопытства), и разрешающая некоторые неизбежные разногласия; в ней же речь пойдет о Божественной сущнос

Феофана, епископа Никейского, речь первая, отвечающая на некий вопрос относительно Божественнейшего света, явленного апостолам на горе Фаворской (кем–то заданный со злым намерением и из праздного любопытства), и разрешающая некоторые неизбежные разногласия; в ней же

РЕЧЬ 4. Ложь. Искажение ситуации.5. Клевета. Использование речи, чтобы сеять разногласие среди людей и выстраивать между ними барьеры.6. Оскорбительная речь. Использование речи как средства выражения агрессии.7. Праздная болтовня и сплетня. Трата времени, отвлечение

РЕЧЬ Подобно самбхогакайе, речь — это уровень энергии, общения и эмоций. Это посредник между телом и сознанием. Мы привыкли считать себя неким сочетанием тела и сознания, упуская из виду этот третий, не менее важный компонент. А ведь речь — это не просто слова или звуки,

2. Благородная речь

2. Благородная речь «Говорящие гневно, полные злобы и гордости При встречах привязываются к ошибкам друг друга; Они наслаждаются, порицая и отыскивая ошибки, Им приятна неудача соперника. Но благородные Никогда не пойдут по такому пути. Если встречается такой человек

10. Ошибочная речь

10. Ошибочная речь (Возвышенный обращается к брахманам Сала, отцам семейств из племени Косаланов:)«И вот, отцы семейств, каковы четыре недостойные практики речи?Вот случай, отцы семейств: человек этот лжец. Когда он отправляется в суд, или в собрание, или идет в общество

ГЛАВА 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о Христе: чей Он Сын? Обличение книжников и фа

ГЛАВА 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о Христе: чей Он Сын?

2. Благородная речь

2. Благородная речь «Говорящие гневно, полные злобы и гордости При встречах привязываются к ошибкам друг друга; Они наслаждаются, порицая и отыскивая ошибки, Им приятна неудача соперника. Но благородные Никогда не пойдут по такому пути. Если встречается такой человек с

10. Ошибочная речь

10. Ошибочная речь (Возвышенный обращается к брахманам Сала, отцам семейств из племени Косаланов:)«И вот, отцы семейств, каковы четыре недостойные практики речи?Вот случай, отцы семейств: человек этот лжец. Когда он отправляется в суд, или в собрание, или идет в общество

РЕЧЬ Сила речи есть талант, который должен быть прилежно культивирован. Из всех даров, которые мы получили от Бога, ни один не может быть большим благословением, чем этот. Голосом мы побеждаем и убеждаем; им мы предлагаем молитву и хвалу Богу, и им мы рассказываем другим о

25. Речь к труждающимся и обремененным.

25. Речь к труждающимся и обремененным. 25. В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;(Лк. 10:21). По мнению одних, словами “в то время” здесь указывается просто на некоторое

Человеческая речь

Человеческая речь Способность говорить — одно из самых очевидных отличий человека от обезьян. Мы умеем выражать словами наши мысли, даже самые отвлеченные. Шимпанзе могут делать это лишь в вымышленном мире телевизионной рекламы. У человекообразных обезьян отсутствует

Покой обременённым

Покой обременённым (Лк. 10:21–22)25 Иса продолжал:— Я славлю Тебя, Отец, Владыка неба и земли, за то, что Ты, утаив от мудрецов и учёных, открыл это младенцам. 26 Да, Отец, это было угодно Тебе!27 Отец вверил Мне всё. Никто не знает Сына, кроме Отца, и никто не знает Отца, кроме Сына и

3. Я расположусь станом вокруг тебя и стесню тебя стражею наблюдательною, и воздвигну против тебя укрепления. 4. И будешь унижен, с земли будешь говорить, и глуха будет речь твоя из-под праха, и голос твой будет, как голос чревовещателя, и из-под праха шептать будет речь твоя.

3. Я расположусь станом вокруг тебя и стесню тебя стражею наблюдательною, и воздвигну против тебя укрепления. 4. И будешь унижен, с земли будешь говорить, и глуха будет речь твоя из-под праха, и голос твой будет, как голос чревовещателя, и из-под праха шептать будет речь

Глава 2. 1-9. Вторая речь пророка Аггея говорит об унынии строителей второго Иерусалимского храма ввиду его бедности в сравнении с храмом Соломоновым и, в связи с этим, возвещает о величайшей славе будущего храма во времена мессианские. 10-19. Речь третья подкрепляет обнаруженное народом усердие к п

Глава 2. 1-9. Вторая речь пророка Аггея говорит об унынии строителей второго Иерусалимского храма ввиду его бедности в сравнении с храмом Соломоновым и, в связи с этим, возвещает о величайшей славе будущего храма во времена мессианские. 10-19. Речь третья подкрепляет


О какие поразительные слова, о какое безмерное дерзновение сказать что-либо подобное!

Такие слова мог сказать только истинный Сын Божий, Господь и Бог наш Иисус Христос.

Все, все: вся вселенная, все бесчисленные звездные миры, все попечение о чинах ангельских, о роде человеческом, все исторические события в жизни народов – все, все предано в руки Его, весь промысл о мире, о человечестве. Он, Вседержитель, недаром так называется, ибо все Ему предано Отцом Его, все содержит Он в длани Своей. Ему, Вседержителю, предан и последний Страшный Суд. Не есть ли это самое ясное свидетельство из уст Самого Господа Иисуса Христа о Его Божественности? О, конечно, есть, о, конечно, так! Только Богу, Богу-Слову мог Бог-Отец предать все.

Итак, непостижим Господь наш Иисус Христос в Своей Божественной сущности, итак, Он есть истинный, подлинный Бог, Второе Лицо Святой Троицы. И Он не может быть познан никем, так же, как и Отец Его не может быть познан.

А Он смел, Он открыл объятия Свои, которые были шире, чем от края земли до края земли, и в эти объятия звал всех, всех бесчисленных труждающихся и обремененных.

О как их бесконечно много! О сколько удрученных нуждой, согбенных старостью; сколько беззащитных, сколько голодных, сколько несчастных больных, сколько униженных и обиженных, сколько страдающих от злобы сильных мира сего!

Покой, покой, которого так жаждут души несчастных – и не только несчастных – которого так жаждут души всех нас, этот покой обещает Он всем дать.

О как всеобъемлюща Его любовь, как бесконечна широта Его объятий, распростертых ко всем труждающимся и обремененным. О, Господи наш, Господи! Как велик Ты, как свят Ты, как безгранично милостив Ты!

Вы спросите: Господи, Господи! Разве легко быть гонимыми, разве легко идти чрез тесные врата узким и каменистым путем?

Вы спросите с недоумением, у вас, может быть, закрадется сомнение в сердце: легко ли иго Христово?

А я скажу вам: да, да! Легко и чрезвычайно легко.

А почему легко? Почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос, потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать это бремя, этот крест.

Говорю не от разума только, а говорю по собственному опыту, ибо должен засвидетельствовать вам, что когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно не было нисколько тяжело, и путь этот был радостным путем: потому что чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой.

Тяжелое это было бремя, но я вспоминаю о нем как о светлой радости, как о великой милости Божией, ибо благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто несет бремя Христово.

Именно потому, что бремя Христово нераздельно с благодатью Христовой, именно потому, что Христос того, кто взял крест и пошел за Ним, не оставит одного, не оставит без Своей помощи, а идет рядом с ним, поддерживает его крест, укрепляет Своей благодатью.

Всех вас, всех уверовавших в Него зовет Христос идти за Ним, взяв бремя Его, иго Его. Не бойтесь же, идите, идите смело. Не бойтесь тех страхов, которыми устрашает вас диавол, мешающий вам идти по этому пути. На диавола плюньте, диавола отгоните крестом Христовым, именем Его. Возведите очи свои горе и увидите Самого Господа Иисуса Христа, Который идет вместе с вами и облегчает иго ваше и бремя ваше.

28 января 1951 г.


Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова


В се Евангелие прекрасно, но два отрывка, которые мы сегодня читали, от Матфея и от Марка, из ряда вон выходящие, изумительные.

Представим себе: дикий, темный лес, и у человека нет ни карты, ни компаса, звезд на небе не видать, и он не знает, куда ему идти. Чем кончится это блуждание по лесу? Или с голоду умрет, или провалится в болото. Так и мы. Оголодала наша душа, она уже почти мертвая, и мы все время проваливаемся в какое-нибудь болото: то в одну грязь влипнем, то в другую, то в третью, то лбом в какое-то дерево воткнемся, то всего себя израним. И так вся наша жизнь проходит в блуждании по этому темному лесу, потому что нет у нас ориентира, мы не знаем, куда бредем. В этом наша беда. А ориентир в жизни дают заповеди Божии. Они для нас написаны, потому что мы не понимаем, чтó надо делать, а чтó – не надо. И в своей духовной жизни не понимаем, как себя вести. Поэтому великая милость Божия, что Господь нам открыл, дал, можно сказать, разжевал и в рот положил, как надо жить, чтобы спасти свою душу от греха, от этой помойной ямы, в которую мы постоянно забираемся. И нам надо ухватиться за Священное Писание, его изучать. С этого необходимо начинать духовную жизнь.

И так с любой заповедью Божией. Господь говорит: кто нарушил одну заповедь, тот нарушил все. Так и Уголовный кодекс говорит. В Уголовном кодексе больше двух сотен статей, но, если нарушил хотя бы одну – все равно под суд. Заповедей Божиих много, но, нарушив одну, ты перечеркиваешь весь закон, ты перечеркиваешь свою связь с Богом. Поэтому надо заповеди Божии познавать, изучать и стараться исполнять. А исполнить их можно, только если мы будем подражать Христу – Его кротости и смирению. Вот чему Господь учит.

Да, на словах очень просто. Я все рассказал – вот и начинай, и спасешься. На самом деле не так все просто. Чтобы спасти свою душу, нужно всю свою поганую природу переделать. А на это уйдет ровно вся наша жизнь. Так Господь и устроил: Он тебе даст прожить и сто, и двести лет, лишь бы ты трудился над своей душой. Заберет Он тебя в тот момент, когда поймет, что ничего лучшего у тебя уже не выйдет, а если дальше будешь жить, то станешь еще хуже. Если Господь так решит, тогда Он тебя заберет. А если ты все время будешь стремиться к лучшему и если это стремление будет настоящее, подлинное, Господь тебе и жизнь твою продлит, и даст тебе возможность усовершенствовать душу для того, чтобы ты в Царствии Небесном занял ту обитель, которую Он тебе приготовил. Поэтому будем, братья и сестры, трудиться, не лениться, за все Бога благодарить, подражать Ему в кротости и смирении, всегда просить Его о помощи и всегда всем и все прощать. Аминь.

cemetery-959414_640

Сегодня мы рассмотрим достаточно известный текст, который, однако, трактуют неправильно, вырывая его из контекста. Для этого мы рассмотрим аудиторию, к которой обращены слова Иисуса, посмотрим употребляемые образы и комментарии ранних христианских авторов, также посмотрим употребляемые слова в греческом оригинале и попробуем сделать окончательный вывод о смысле текста.

Обычно данный текст употребляется для того, чтобы в проповеди сказать, что, если вы устали от работы и проблем, то Иисус вас успокоит, надо молиться, изучать Библию и учиться у Него, и всё будет хорошо. Такой своеобразный “шабат” (“суббота”) для христиан, которые страдают или в заботах. Однако, данная трактовка совершенно игнорирует контекст данного отрывка и все предыдущие слова Иисуса в 11-й главе евангелия от Матфея.

Посмотрим, к кому Иисус обращал эту речь (глава 11):

стих 1. “ И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим , перешел оттуда учить и проповедывать в городах их “.

стих 7. “ Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне…”.

стих 20. “Тогда начал Он укорять города , в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись…”

стихи 25-26. “В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение” .

Итак, мы видим, что, по всей видимости, это была длинная проповедь или речь (о чём говорят многие комментаторы данной главы), которая произошла после наставления 12 учеников (глава 10 – наставления о том, чтобы идти проповедовать дому Изрилеву ( Мф.10:5-6 ), предупреждения о гонениях и учение о господстве Иисуса). Очевидно, что ученики ушли проповедовать, а Иисус стал проповедовать другим людям, иудеям и, по всей видимости, и язычникам, а также ученикам Иоанна Крестителя, которым нужно было тоже поучиться у Иисуса. 16 стихов (или большая часть главы) – Мф.11:4-19 – это ответ ученикам Иоанна Крестителя, потом идёт обращение к жителям Хоразина, Вифсаиды и Капернаума, которые, судя по всему были в толпе. После этого идут потрясающие стихи о том, что вера открывается младенцам (гр.νήπιος-нЭпиос-младенец, несмышлённый, слабый), которым Бог и Сын открывает её, тем самым здесь Иисус приравнял себя к Отцу (ст.27… всё предано Мне Отцом Моим …).

То есть, эта речь обращена к тем, кто ещё не обрёл настоящей веры в Иисуса – ученикам Иоанна Крестителя, иудеям и язычникам.

Цель и основная мысль Евангелия от Матфея, – показать преимущественно божество Иисуса и его явление как истинного человека, о чём как раз говорится в Мф.11:27 . И эта большая речь Иисуса как раз и имела цель подвести к этому свою аудиторию, разъяснить значение Иоанна Крестителя как пришедшего и обещанного Илию, обличить упорство и нежелание слушать истинное учение, предупредить о грядущем наказании в случае продолжения неверия.

То есть, эти стихи призывают к вере в Иисуса Христа, как Бога и Спасителя, о чём уже открыто ученикам Его, это призыв к покаянию.

Схожие мысли говорят такие авторы, как Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский, Баркли и Лопухин.

Иисус неоднократно говорил о том, что Его ученикам грозят суровые испытания даже, если рассмотреть только то, о чём говорится в этом Евангелии:

  1. Иисус принесёт разделения в семьях и со знакомыми людьми ( Мф.10:34-39 “…не мир пришёл Я принести, но меч…враги человеку – домашние его…”). Такое осознание никому не принесёт душевного покоя;
  2. Иисус говорит, что верущие будут плакать, будут изгнанны, оскорбляемы и в этом состоит их блаженство ( Мф.5:3-12 ), но душевного покоя это, конечно, не приносит;
  3. Иисус предупреждает, что даже среди верующих будут сыны лукавого, которые как сорняки будут вредить церкви ( Мф.13:38 );
  4. Иисус говорит, что нужно отречься от самого себя ради Него ( Мф.16:24-26 ), а это

Покой, который Он здесь обещает – это не обещание спокойной жизни, отсутствие усталости, измождённости, болезней, жизненных неудач и разочарований, о чём так любят говорить проповедники. Это тот покой, который ждёт нас потом ( Откр.14:13 ), это не покой души, а покой Духа ( Флп.4:6-7 ), более того, обещать это – обрекать людей на несчастье ( И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. 1Кор.15:19 ), нужно как раз помнить, что вера в Христа сопровождается страданиями ( Флп.1:29 ), но они нужны для того, чтобы, укрепив нашу веру, Бог привёл нас к Себе.

То есть, покой, о котором здесь говорится, лишь совершится полностью в будущем, а не обещан в настоящем.

В этом же контексте вполне понятны слова Иисуса о лёгком иге и бремени, – вместо тяжести закона Моисеева с его тяжёлыми правилами и способами очищения от грехов (см.например, здесь) Иисус предлагает взять Своё бремя (если смотреть буквально, то взять вместе с Ним бремя) и Своё иго, разделить их с Ним. Конечно, бОльшую часть бремени будет нести Иисус, кто мы рядом с Ним, когда все народы для Него как пушинка? Поэтому бремя лёгкое, Он не даст нам ноши выше наших сил, она для человека легка, потому что не нужно тащить на себе тяжесть грехов, законов и постановлений, а нужно лишь “поступать так, как мы хотим, чтобы с нами поступали”.

Подводя итог, можно увидеть, что рассматриваемый текст, – это проповедь неверующим во Христа людям с призывом поверить и обещанием будущего покоя с Богом. Его нужно читать и говорить тем, кто не верит, кто не может или не хочет сбросить с себя тяжесть своих грехов или неверующим в Христа иудеям, которые живут под законом Моисея.

Читайте и применяйте Библию правильно, и пусть благословит вас Господь Иисус!

Делитесь верой и нашими материалами (ссылки ниже), заходите к нам ещё, подписывайтесь и поддерживайте нас молитвами и всем, чем можете!

Читайте также: