Какие новые обязанности появились у классных руководителей
Обновлено: 25.06.2024
В понедельник стартовал Всероссийский съезд классных руководителей. Среди ключевых тем двухдневного форума – реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, работа классных руководителей в современных условиях, их методическое сопровождение и профессиональное развитие. Меняются ли сегодня задачи и функции классного руководителя? В какой поддержке он нуждается? Слово нашим экспертам и читателям.
Классное руководство – это огромная ответственность и тяжелая работа, требующая особого внимания и поддержки со стороны государства. Именно поэтому с этого учебного года в нашей стране на федеральном уровне введена доплата за классное руководство с сохранением всех действующих региональных надбавок. Необходимо делать и следующие шаги: восстанавливать институт наставничества и методической поддержки, создавать доступ к курсам повышения квалификации по вопросам воспитания, выстраивать сбалансированную систему внешних и внутренних мероприятий.
Сейчас мы находимся в условиях новой образовательной среды, и нам необходимо научиться решать задачи в этих новых условиях.
Классное руководство должно стать возможностью повлиять на жизнь ребенка.
Игорь КЛОЧКОВ, директор Таловской школы Кантемировского района Воронежской области:
– Ответственность классного руководителя сегодня многократно возросла. Дистанционное обучение изменило взаимодействие между учителями и родителями, учителями и учениками, администрацией и учителями – оно ускорилось. Этому способствуют Интернет и цифровые технологии. Во время дистанционного обучения именно классный руководитель ежедневно собирал всю информацию по каждому ребенку из своего класса: какой у него урок в данный момент, кто из учителей проводит, получил ли ученик домашнее задание, смог его выполнить или нет. Здоров ли ребенок, не отстал ли в предмете – классный руководитель должен быть в курсе. У нас последнее время было смешанное обучение: начальные классы ходили в школу на уроки, среднее звено училось и в школе, и дома, а старшеклассники занимались дистанционно. 30 декабря все классы вышли на уроки, и классные руководители теперь взаимодействуют с ребятами и вживую, и онлайн. За это время у всех учителей появились свои группы в соцсетях, дети к этому привыкли и никогда от этого не откажутся. Поэтому классным руководителям сегодня необходима и моральная, и методическая, и экономическая поддержка.
Ирина ВЕЛЕСЛАВОВА, заслуженный учитель Республики Карелия, учитель Пряжинской средней школы имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой:
– Меняются ли сегодня задачи и функции классного руководителя? Безусловно! И контроль за успеваемостью учеников, и общение с их родителями, и организация воспитательной деятельности – все по-другому осмысливается в свете главного предназначения современной школы: не просто способствовать развитию детей и подростков, а помогать им выстраивать личный образовательный маршрут, уже на школьной скамье определять свою индивидуальную жизненную траекторию. Если мы это поймем, большинство родителей будут нашими союзниками. А классный руководитель станет помощником, тьютором, менеджером в детском коллективе.
Для этого, во-первых, необходимо подключить психологическую науку и практику, чтобы помочь учительству перестроить себя. Согласитесь, сейчас подавляющее большинство стоит на старых позициях накопленного опыта. Заучили основные положения ФГОС, но не поняли или не приняли его. Во-вторых, необходимо провести серьезную ревизию форм и методов воспитания. Мы много говорим об инновационных технологиях, но в реальной практике проекты учеников отталкиваются от представлений учителя, а не от интересов и потребностей самих детей. В-третьих, в деле классного руководства хотелось бы гармонично объединить усилия педагогической науки и практики. Один из новых форматов такой интеграции – создание базовых кафедр, которые в последние два года активно действуют у нас в Карелии на базе Петрозаводского государственного университета. И наконец, есть необходимость в создании серьезного контента по классному руководству (менеджменту) на общероссийской цифровой платформе. Здесь могут оттачиваться педагогические идеи, обсуждаться самые животрепещущие вопросы.
Иван ХЕОРХЕ, учитель истории и обществознания Гимназии имени К.Д.Ушинского, Гатчина, Ленинградская область:
– Классный руководитель работает по трем основным направлениям: коммуникация с родителями; организационная работа с детьми (успеваемость, поведение, разбор конфликтных ситуаций, мотивация); внеклассные мероприятия и воспитательная работа (поездки, профориентация, классные часы и т. д.). В общем и целом его ключевые задачи сохраняются. Другое дело, что меняются формы работы. С переходом на электронные журналы и дневники уже нет необходимости постоянно информировать родителей об успеваемости детей, зато нужно подробно разъяснять, как пользоваться данными сервисами. В условиях пандемии резко сокращается количество внеклассных мероприятий, родительских собраний, а порой и уроки уходят в онлайн. Классному руководителю приходится часами сидеть на телефоне, пытаясь организовать онлайн-обучение класса, объяснять родителям и детям, как пользоваться той или иной платформой, куда отсылать домашнее задание. Отсутствие четкого регламента дистанта приводит к двойной работе для классного руководителя.
Нужна ли поддержка классному руководителю? Методическая помощь, думаю, окажется не лишней, особенно для молодых. В каждом образовательном учреждении для этого должна быть создана система наставничества и межшкольного обмена опытом. Финансовой поддержки хотелось бы больше. В нашем регионе педагоги получают две выплаты за классное руководство – пять тысяч рублей из федерального бюджета и полторы тысячи – из местного. Если вычесть налоги, остается не так уж много. При этом классный руководитель, который работает активно, получает столько же, сколько ленивый и недобросовестный.
Выплаты из стимулирующего фонда за участие класса в мероприятиях в школах фактически свелись к нулю.
Наталья БУРЦЕВА, учитель русского языка и литературы школы №302, Санкт-Петербург:
– Задачи и функции классных руководителей меняются. Во время дистанционного обучения на них лежала ответственность за его организацию в классе. Сейчас, когда часть детей переходят на смешанное обучение, классный руководитель контролирует и этот процесс. Наблюдение за состоянием здоровья своих подопечных тоже на нем. А еще строгая отчетность о тех, кто отсутствует. Организация проветриваний кабинета по графику. Организация питания. Все более важной становится организация постоянного дистанционного общения с родителями и детьми. Классный руководитель не должен оставаться в одиночестве в сложных условиях, поэтому необходимо объединение сил всего педагогического коллектива.
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Классный руководитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность классного руководителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
1.4. Классный руководитель должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
- педагогику, психологию, возрастную физиологию;
- методику преподавания предмета;
- программы и учебники по преподаваемому предмету;
- методику воспитательной работы;
- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
- средства обучения и их дидактические возможности;
- основы научной организации труда;
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
- теорию и методы управления образовательными системами;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы экологии, экономики, социологии;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
- правила по охране труда и пожарной безопасности;
- основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики, физиологии детей и подростков;
- методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального психотренинга;
- особенности воспитательной системы.
1.5. Классному руководителю запрещается:
- оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов классного руководителя;
1.6. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
2. Функции
Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:
2.1. Организация деятельности классного коллектива обучающихся.
2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных обучающихся.
2.3. Организация внеучебных занятий класса.
2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании обучающихся.
2.5. Социальная помощь и защита обучающихся.
2.6. Взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными работниками.
3. Должностные обязанности
Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.
3.2. Ведет "личные дела" обучающихся и следит за их оформлением.
3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.
3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.
3.5. Организует порядок питания обучающихся.
3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).
3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.
3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.
3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).
3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.
3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.
3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью [значение] раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.
3.13. Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание "трудным" детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом.
3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.
3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.
3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью [значение] раз в четверть.
3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.
3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.
3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
3.28. [Другие должностные обязанности].
4. Права
Классный руководитель имеет право:
4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
- на сокращенную продолжительность рабочего времени;
- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).
4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
4.7. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе.
4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.
4.9. Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.
4.10. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.
4.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
5. Ответственность
Классный руководитель несет ответственность:
5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
С принятием федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения должностные обязанности классного руководителя получили уточнения, которые необходимо учесть при разработке инструкций.
Изменения относятся, в первую очередь, к коммуникативным навыкам педагога и к формату выстраивания отношений с подопечными. Как правильно оформить должностную инструкцию и на что обратить особое внимание подробно рассмотрено в нашем руководстве.
Профстандарт
Несмотря на то, что разработкой профессиональных стандартов министерство занимается с 2013 года, больших изменений пока не наблюдается. До сих пор принят только документ в отношении:
Внимание. Для классных руководителей профстандарт по состоянию на январь 2020 года не утвержден. Хотя распоряжение о разработке локальных документов образовательные организации получили и с 01.01.2020 в каждой школе профстандарты быть должны.
Реализация требований министерства остается под вопросом, пока нет утвержденных на высшем уровне регламентов и требований к:
- образованию;
- квалификации;
- стажу работы.
Если опираться на ФГОС, то от классного руководителя требуется:
- индивидуальный подход к обучающимся, исходя из умственных и физических способностей ребенка;
- понимание психологических особенностей разных возрастных групп;
- умение организовывать деятельность и коммуникацию для детей с особыми образовательными потребностями;
- эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся;
- участие во внешкольной жизни подопечных, вовлечение их в организации дополнительного образования;
- соблюдение педагогической этики.
По замыслу инициаторов введения профессиональных стандартов, школы должны стать бесконфликтной средой для всех участников образовательного процесса, а ключевую роль в ее формировании отводят именно классным руководителям.
Важно! В Методических рекомендациях министерства нет прав и обязанностей классного руководителя. Они содержат функционал, цели и задачи, формы работы и критерии оценивания деятельности.
Наши специалисты разобрали должностные обязанности всех работников сферы образования. Читайте об особенностях должностных инструкций у педагога-психолога, организатора, педагога дополнительного образования, методиста, социального педагога, а также учителя начальных классов.
Кто должен разрабатывать ДИ?
Должностную инструкцию разрабатывает и утверждает руководитель образовательной организации. Иногда эту функцию выполняют муниципальные отделы образования. Документ носит обязательный характер и является приложением к трудовому договору.
Правила оформления ДИ в 2020 в соответствии с ФГОС
Общие положения
В данном разделе отражают квалификационные требования к должности классного руководителя, правила назначения и подчиненность.
При разработке ДИ в части профессионального образования и стажа работы принимают во внимание профстандарт педагога. В документе указывают, что наделение педагога функциями классного руководителя возможно только с его письменного согласия.
Обязанности
Цель работы классного руководителя – формирование благоприятной среды для самореализации и саморазвития личности подопечного, его дальнейшей успешной социализации.
В соответствии с целью формулируют задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива учащихся в классе;
- пропаганда и личный пример здорового образа жизни;
- помощь каждому ребенку в классе в сохранении индивидуальности и развитии потенциала личности;
- воспитание нравственных и духовных качеств учащихся;
- организация творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и интересов детей;
- вовлечение в коллективный труд каждого ребенка;
- гуманизация отношений между участниками детского коллектива.
Вся работа с детским коллективом должна иметь системный, а не эпизодический характер, что достигается в результате регулярного качественного анализа и составления планов воспитательной работы.
Важно! Деятельность классного руководителя основана на личностно-ориентированном подходе с учетом задач педагогического коллектива, ситуации в классном коллективе, межнациональных и межконфессиональных отношений.
Обязанности классного руководителя можно поделить на:
- Организационно-координирующие:
- обеспечение коммуникации между школой и семьей;
- оказание помощи родителям в воспитании детей;
- организация образовательного процесса класса в пределах своих полномочий;
- проведение воспитательных мероприятий;
- ведение документации (журнал, дневники обучающихся, личные дела, план воспитательной работы).
- Коммуникативные:
- установление эффективного взаимодействия между учащимися и педагогами;
- регулирование межличностных отношений в детском коллективе;
- создание благоприятной психологической атмосферы в классе;
- помощь детям с проблемами в общении.
- Аналитико-прогностические:
- изучение личностных особенностей детей;
- анализ состояния и перспективы развития детского коллектива.
- Контрольные:
- учет успеваемости каждого обучающегося, принятие мер по устранению задолженностей по предметам;
- учет посещаемости, принятие мер в случае отсутствия ребенка в школе без уважительной причины.
Важно! С учетом конкретной ситуации в образовательной организации список обязанностей классного руководителя дополняют или сокращают.
Права
К основным правам классного руководителя относятся:
- получение достоверной информации о психофизиологическом развитии детей и семейной ситуации;
- контроль успеваемости;
- работа с родителями (законными представителями);
- методическая поддержка педагогического коллектива и администрации школы;
- поощрение обучающихся за успехи и привлечение к дисциплинарной ответственности за проступки;
- защита чести и достоинства.
Ответственность
Во время образовательного процесса классный руководитель несет ответственность:
- за сохранение жизни и здоровья учащихся;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией;
- нарушение правил безопасности;
- нарушение норм воспитания и профессиональной этики;
- несоблюдение психолого-педагогических рекомендаций по воспитательному воздействию и нормам коммуникации.
Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:
От того, насколько ответственно руководитель школы подошел к составлению должностной инструкции, зависит деятельность не только каждого классного руководителя, но и образовательной организации в целом.
Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇
Классный руководитель является важным звеном российской образовательной системы. В начальной школе педагог фактически совмещает две роли, ведет обучающие занятия и выполняет функцию воспитателя и организатора для детей своего класса. В среднем звене случается так, что он не проводит уроки в классе, который закреплен за ним, а занимается только организационными и режимными моментами. Список того, что должен делать классный руководитель дополнительно к преподаванию своего предмета, достаточно обширен.
В этом документе содержится полная информация, что входит в функциональные обязанности классного руководителя в 2021, цели и задачи, формы работы и критерии оценки деятельности.
- обеспечивать связь между всеми участниками учебного процесса (педагогами школы, учениками и родителями);
- вести документацию (личные дела учеников);
- воспитывать учеников в соответствии с общественными нормами морали и нравственности;
- поддерживать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе;
- защищать социальные права учащихся;
- помогать разрешать учебные конфликты с педагогами-предметниками;
- способствовать объединению детей в классе, проводить совместные мероприятия, походы, выезды;
- организовывать разную деятельность в классе, которая помогает гармоничному развитию учеников;
- управлять режимными моментами (отсутствие ребенка в школе, заказ питания в столовой, информирование о прививках и прочее);
- предоставлять информацию о процессе обучения родителям.
Требования к педагогу
Назначенный учитель ведет воспитательную работу с детьми и подростками по системе, принятой в образовательном учреждении, и использует индивидуальный подход к каждому ученику, ориентированный на особенности личности.
Эта должность предполагает, что он имеет ряд навыков:
- умеет общаться с детьми, является для них образцом поведения и вызывает уважение;
- способен организовать воспитательное мероприятие: родительское собрание, час общения, беседу, поход в театр и т.д.;
- умеет работать с документацией: бумажными и электронным журналами, анкетами, тестами и прочими;
- активно выстраивает отношения с другими педагогами и управляющим персоналом школы в интересах своего класса.
Наиболее важны следующие обязанности классного руководителя по закону об образовании Российской Федерации:
- Получать информацию о физическом и психическом здоровье детей.
- Контролировать учебные успехи каждого ученика по предметам и сообщать о них родителям.
- Использовать актуальные воспитательные методы и приемы.
- Периодически повышать свою профессиональную квалификацию и участвовать в конкурсах мастерства.
В методических рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации закреплены права классного руководителя в начальной школе и среднем звене. Они позволяют учителю поощрять учащихся за успехи и привлекать к дисциплинарной ответственности в случае необходимости, получать поддержку администрации учреждения в решении сложных проблем, вызывать родителей в школу, защищать свою честь и достоинство.
Должностные обязанности классного руководителя
Следует выяснить, каким документом определены основные обязанности классного руководителя, потому что должностная инструкция не является обязательным нормативным документом. Образовательное учреждение вправе разрабатывать его самостоятельно. Необходимые сведения о руководстве классом записывают в трудовой договор учителя.
Информация, которую включает в себя должностная инструкция классного руководителя в соответствии с ФГОС в 2021 году, делится на разделы:
- общие положения;
- должностные права и обязанности;
- ответственность.
В документе описываются цели и задачи, законы и нормативные акты, которые учитель обязан знать, порядок принятия на работу и место в педагогическом коллективе.
ВАЖНО!
Одной из ключевых трудностей при выполнении обязанности классного руководителя в школе по ФГОС является то, что в должностной инструкции часто указывают формы отчетности, виды работы, но не регламентируют временные затраты на эту деятельность. В результате учителя получают ненормированный рабочий график и прибавку за ведение классного руководства, которая не оправдывает фактическую нагрузку. Любые новые обязанности классного руководителя, которые не закреплены в трудовом договоре, увеличивают загруженность. В этом случае учитель вправе требовать от руководства составить дополнительное соглашение к трудовому договору и получить дополнительную оплату.
Ответственность работника
Педагог обязан защищать права и интересы воспитанников, он отвечает за их жизнь, здоровье и развитие в стенах школы. Ситуации, когда нарушаются требования должностной инструкции, предполагают ответственность работника:
Читайте также: