Этот принцип предполагает что банк будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем

Обновлено: 28.05.2024

Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.

Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.

Законодательное регламентирование и основные определения бухучета

Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.

Основные определения бухгалтерского учета

Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:

  • бухгалтерские счета – действенный способ группирования текущих обязательств, имущества и операций;
  • документирование – тщательное письменное фиксирование всей совершенной хозяйственной деятельности, что придает юридическую силу данным, отображенным в бухгалтерском учете;
  • оценка – эффективный способ выражения денежных средств, а также их источников в денежном эквиваленте;
  • инвентаризация – регулярная проверка числящегося на балансе организации имущества, которая проводится путем взвешивания, описания, подсчета, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и дальнейшее сравнение полученных результатов с данными бухучета;
  • двойная запись – взаимосвязанное отображение хозяйственных операций на счетах бухучета, при котором каждая операция одновременно вносится по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму;
  • бухгалтерский баланс – это один из главных источников информации, а также способ экономического группирования разного имущества организации согласно источников формирования, составу, размещению, выраженный в денежном эквиваленте и оформленный на определенную дату или период времени;
  • бухгалтерская отчетность – группа показателей учета, которые отражены в форме таблиц и характеризующих непрерывное движение обязательств, имущества и финансового положения за определенный период времени;
  • калькулирование – вычисление себестоимости одной единицы какой-либо продукции, работы, услуги, выраженной в денежном эквиваленте, другими словами расчет себестоимости.

Кто может заниматься бухучетом

На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:

  • простым бухгалтером, не обязательно главным;
  • генеральным директором, когда на фирме отсутствует должность бухгалтера;
  • специализированной сторонней структурой или другими словами аутсорсинг.

Причины необходимости ведения бухучета

Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.

В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:

  • при условии, что фискальные органы не получили в четко обозначенные сроки сведения о хозяйственной деятельности, граждане будут обязаны заплатить штраф на сумму 100-300 рублей за каждый выявленный случай, а также 300-500 рублей штрафа для должностного лица за каждый случай непредоставления данных или просрочку (согласно ст. 15.6 КоАп).
  • при грубом пренебрежении и несоблюдении правил ведения учета и предоставления бухгалтерской документации, а также порядка и сроков сбережения бухгалтерский документов, должностное лицо обязано заплатить штраф 2000-3000 рублей согласно ст. 15.11 КоАп.

Цели бухучета

Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:

  • определение резервов всевозможных имущественных активов компании для поддержания ее устойчивого финансового состояния;
  • регулярная и актуальная подача руководству объективной, структурированной и точной экономической информации;
  • минимизация рисков, которые могут привести к негативному исходу хозяйственной деятельности;
  • реализация контролирующей функции (как со стороны государства, так и со стороны прочих внешних контрагентов).

Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.

Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.

Объекты бухгалтерского учета

Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:

  • договоренности предпринимателя они же обязательства;
  • имущественные активы, принадлежащие коммерческой организации;
  • транзакции, которые осуществляются в процессе ведения предпринимательской деятельности.

Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.

Основные задачи бухгалтерского учета

Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:

  • выявление внутрихозяйственных резервов, которые необходимы для обеспечения финансовой устойчивости фирмы;
  • минимизация рисков и предотвращение в будущем отрицательных показателей хозяйственной деятельности организации;
  • контроль над движением и наличием обязательств, а также имущества;
  • контроль необходимости и целесообразности хозяйственных операций;
  • тщательный контроль над соблюдением норм законодательства в процессе осуществления деятельности;
  • контроль соответствия деятельности сметам, нормативам и утвержденным нормам;
  • контроль использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов организации.

Основополагающие принципы бухгалтерского учета

В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:

  1. Принцип двойной записи – абсолютно все хозяйственные операции организации должны одновременно отображаться по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на аналогичную сумму.
  2. Принцип автономности – каждая организация должна существовать как самостоятельное юридическое лицо. Поэтому в бухучете фиксируется то имущество, которое непосредственно принадлежит конкретному предприятию или организации.
  3. Принцип объективности заключается в том, что все хозяйственные операции в обязательном порядке должны отражаться в бухгалтерском учете, а также регистрироваться на каждом этапе проведения и подтверждаться соответственной документацией, на основании которой ведется бухучет.
  4. Принцип осмотрительности подразумевает предельную осторожность при формировании суждений, используемых при расчетах в условиях неопределенности. Это поможет избежать в будущем занижения показателей расходов и обязательств, а также завышения прогнозируемых доходов и активов. Строгое соблюдение принципа осмотрительности поможет предотвратить появление чрезмерных запасов и скрытых резервов, сознательное занижение доходов и активов, либо же умышленное завышение расходов и обязательств.
  5. Принцип действующей организации. Если действующая организация в дальнейшем планирует сохранить свои позиции на рынке, тогда очень важно вовремя погашать собственные обязательства перед партнерами.
  6. Принцип начисления – операции тщательно записываются по мере их возникновения, не дожидаясь момента оплаты, а далее они начнут относиться к отчетному периоду, в котором была произведена операция. Этот принцип можно разделить две составляющие:принцип соответствия – это когда доходы за отчетный период должны соотноситься с расходами, с помощью которых эти доходы и были получены;принцип регистрации дохода (другими словами выручки) – согласно правилам, доход должен отражаться в тот период, когда он получен, а не в момент произведения оплаты.
  7. Принцип периодичности обязывает составлять бухгалтерский баланс и отчетности за такие периоды: месяц, квартал, полугодие и год. Благодаря этому принципу можно в будущем легко сопоставлять отчетные данные, исчислять финансовые результаты и делать прогнозы на будущее.
  8. Принцип конфиденциальности. Данные внутренней учетной документации – это коммерческая тайна фирмы, поэтому за нанесение ущерба или разглашение предусмотрена ответственность перед законом.
  9. Принцип денежного измерения – результаты хозяйственной деятельности должны измеряться денежных единицах, то есть в валюте страны, где функционирует организация.

1С:Бухгалтерия 8

Бухгалтерский учет в коммерческом банке. Бухгалтерский баланс

При разработке нового Плана счетов бухгалтерского учета и Правил его применения (они оба действуют с 1 января 1998 г.) учтены следующие принципы бухгалтерского учета:

Непрерывность деятельности. Этот принцип предполагает, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в бу­дущем.

Постоянство правил бухгалтерского учета. Кредитная орга­низация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятель­ности или правовом механизме. В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость с отчетами предыдущего периода.

Осторожность. Активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожаю­щие финансовому положению кредитной организации риски на следующие пе­риоды.

Отражение доходов и расходов по кассовому методу. Принцип означает, что доходы и расходы относятся на счета по их учету после фак­тического получения доходов и совершения расходов, за исключением слу­чаев, установленных в настоящих Правилах.

День отражения операций. Операции отражаются в бухгалтер­ском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не преду­смотрено нормативными актами Банка России.

Раздельное отражение активов и пассивов. В соответствии с этим принципом счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде.

Преемственность входящего баланса. Остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.

Приоритет содержания над формой. Операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой.

Открытость. Отчеты должны достоверно отражать опе­рации кредитной организации, быть понятными информированному пользо­вателю и избегать двусмысленности в отражении позиции кредитной организации.

План счетов бухгалтерского учета для кредитных органи­заций разработан с учетом накопленного опыта деятельности банковской сис­темы в нашей стране, сложившейся практики банковского учета в зару­бежных странах. При этом имеется в виду, что бухгалтерский учет должен в полной мере использоваться для принятия управленческих решений, способство­вать получению прибыли, сокращению финансовой и статистической отчетности.

План счетов разделен на 5 глав:

— счета доверительного управления;

— счета для учета срочных операций;

Глава Б Плана счетов отображает учет операций банка по доверительному управлению (трастовых операций).

Счета для учета срочных операций (Глава Г) предназначены для учета операций по заключенным сделкам, условиями которых предусматривается разнесение во времени событий поставки и оплаты. Отражению какой-либо операции по счетам главы Г обязательно сопутствует отражение этой же операции по счетам главы А, т.е. не существует срочных операций, которые бы не затрагивали балансовых счетов.

Счета ДЕПО (Глава Д) предназначены для учета ценных бумаг в штуках.

— рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации, ее филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на утвержденном Бан­ком России Плане счетов;

— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления опера­ций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Госкомстата типовые формы первичных учетных документов;

— порядок расчетов со своими филиалами (структурными подразделениями);

— порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих дейст­вующему законодательству и нормативным актам Банка России;

— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имуще­ства и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информа­ции;

— порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

— порядок и периодичность вывода на печать документов аналити­ческого и синтетического учета. При этом ежедневно распечатываются баланс, бухгалтерский журнал, лицевые счета, по которым были проведены операции (проведена операция), а также выписки (вторые экземпляры лицевых счетов) по клиентским счетам;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законо­дательства при выполнении банковских операций ответственность несет руководитель кредитной организации.

За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчет­ности ответственность несет главный бухгалтер кредитной организации.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству Российской федерации, указаниям Центрального банка Рос­сийской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обяза­тельств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников кредитной организации.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченных им должно­стных лиц денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обя­зательства, оформленные документами, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Бухгалтерский учет совершаемых операций по счетам клиен­тов, имущества, требований, обязательств, хозяйственных и других операций кредитных организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

Учет имущества других юридических лиц, находящегося у кредит­ной организации, осуществляется обособленно от материальных ценностей, являю­щихся ее собственностью.

Бухгалтерский учет ведется кредитной организацией непре­рывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганиза­ции или ликвидации в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации.

Кредитная организация ведет бухгалтерский учет имущества, банков­ских, хозяйственных и других операций путем двойной записи на взаимосвязан­ных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгал­терского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Синтетическими считаются счета первого и второго порядков.

Все операции подлежат своевре­менному отражению на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропус­ков или изъятий.

В бухгалтерском учете кредитных организаций текущие внутри­банковские операции и операции по учету собственных капитальных вло­жений учитываются раздельно.

Кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации. Используемые в работе кредитной организации ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка.

Ценности и документы, отраженные в учете по балансо­вым счетам, по внебалансовым счетам не отражаются, кроме случаев, преду­смотренных настоящими Правилами и нормативными актами Банка России.

Если по каким-либо причинам образовались сальдо (остатки) на обоих парных лицевых счетах, то необходимо в конце рабочего дня перечислить бух­галтерской проводкой на основании мемориального ордера меньшее сальдо на счет с большим сальдо, имея в виду, что на конец рабочего дня должно быть только одно сальдо: либо дебетовое, либо кредитовое на одном из парных лицевых счетов.

Образование в конце дня в учете дебетового сальдо (оверд­рафта) по пассивному счету или кредитового по активному счету не допуска­ется.

Если, в установленных законодательством случаях, кредитная органи­зация принимает документы от клиентов для списания средств с их расчетных (те­кущих) счетов сверх имеющихся на них средств, то документы оплачиваются с этих счетов. Поскольку в этом случае возникает кредитная операция, то обра­зовавшееся дебетовое сальдо в конце дня перечисляется с расчетных (текущих) счетов на счета по учету кредитов, предоставленных клиентам. Такие операции проводятся, если это предусматривается в договоре банковского счета.

При разработке Плана счетов бухгалтерского учета принята следую­щая структура: главы, разделы, счета первого порядка, счета второго порядка, лицевые счета аналитического учета.

Исходя из этого, а также с учетом кодов валют, защитного ключа, придания счету наглядности определена схема обозначения счетов и их нумера­ции.

Нумерация счетов позволяет в случае необходимости вводить в установ­ленном порядке дополнительные лицевые счета.

Специального раздела в Плане счетов бухгалтерского учета по учету иностранных операций не выделено. Счета в иностранной валюте от­крываются на всех счетах, где могут, в установленном порядке, учитываться операции в иностранной валюте.

При этом учет операций в иностранной валюте ведется на тех же счетах второго порядка, на которых учитываются операции в валюте Российской Федера­ции — в рублях, с открытием от­дельных лицевых счетов в соответствующих валютах.

Совершение операций по счетам в иностранной валюте произ­водится с соблюдением валютного законодательства Российской Федерации. По­рядок осуществления расчетных операций в иностранной валюте определяется кредитной организацией самостоятельно, с учетом правил совершения расче­тов в рублях, а также особенностей международных правил и заключаемых дого­ворных отношений.

Аналитический счет в валюте отличается от аналитического счета в рублях только иным трехзначным цифровым кодом валюты (например, не 52301 810 900000000001 в рублях, а 52301 840 900000000001 в долларах США).

Счета аналитического учета в иностранной валюте могут вестись по ре­шению кредитной организации в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации и в иностранной валюте или только в иностранной валюте.

Все совершаемые кредитными организациями банковские операции в ино­странной валюте должны отражаться в ежедневном едином бухгалтерском балансе банка только в рублях.

Возможны различные варианты группировки учета по счетам первого и второго порядков. В основном группировка производится исходя из экономического смысла проводимых операций. Иногда экономический смысл операции определяется статусом контрагента, поэтому группировка по счетам первого или порядка порядка может соответствовать операциям с конкретным контрагентом. Кроме того, учет ряда операций, как правило, связанных с рыночным риском, производится исходя из группировки по счетам второго порядка в разрезе сроков исполнения (векселя, депозиты и т.п.).

Учет кредитных операций (активных и пассивных) преду­сматривается вести, кроме сроков, по собственникам, коммерческим, некоммерческим организациям (т.е. имеется в виду открытие аналитических счетов персонально по конкретным клиентам).

Порядок расчетов между кредитными организациями, их филиа­лами и дополнительными офисами определяют сами кредитные организации с обязательным соблюдением основных принципов и условий, определенных Банком России. При определении внутрибанковских расчетов кредитные организации исходят из того, что они несут ответственность за риск и пра­вильную организацию этих расчетов.

В Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета второго порядка по учету доходов, расходов, прибылей, убытков кредитных организа­ций, использования их прибыли. Для полноты учета и анализа результатов дея­тельности кредитных организаций должен активно использоваться аналитиче­ский учет.

Все совершенные за рабочий день операции отражаются в ежеднев­ном балансе кредитной организации (ее филиала).

Рассмотрим главы и соответствующие разделы Плана счетов.

Счета 102 (УК за счет ОИА), 103 (УК за счет ПИА), 104 (УК неакционерных банков) – по акционерам (участникам ) ведутся лицевые аналитические счета.

Счет 105 (доли УК, выкупленные банком) – один общий аналитический счет.

Счет 106 (добавочный капитал) – средства от переоценки, эмиссионный доход, безвозмездные поступления и т.п.

Счет 107 (Фонды) – все что поступает, учитывается на отдельных лицевых аналитических счетах по каждому фонду.

Активный счет 202 (Наличная валюта и платежные документы) содержит счета 2 порядка по всем видам денежных средств в национальной и иностранной валюте и платежным документам в инвалюте. Наличная инвалюта и платежные документы в инвалюте в аналитике отражаются в двойном выражении – в инвалюте и в рублях, в синтетике они показываются только в рублях.

Активный счет 203 (драгметаллы), активный счет 204 (природные драгоценные камни) – счета второго порядка и аналитические счета детализируют…

Счет 302 (счета по другим операциям) – различные расчеты с Банком России (ФОР, чековое депонирование, накопительные счета по акциям, клиринговое депонирование и т.п.).

Счет 303 (расчеты с филиалами) – расчеты головного банка с филиалами – отдельно активные и пассивные счета 2 порядка.

Счет 304 (расчеты на ОРЦБ) – средства участников, депонированные в расч. центрах ОРЦБ (расчетная система ММВБ).

Счет 306 (расчеты по ценным бумагам) – учет расчетов по операциям с ЦБ по договорам поручения или комиссии. – Содержит активные и пассивные счета 2 порядка, отражающие средства клиентов по брокерским операциям, расчеты с эмитентами по обслуживанию выпусков ЦБ, расчеты с Минфином по ценным бумагам.

Пассивные счета 312 (кредиты от Банка России), 313 (кредиты от кредитных организаций), 314 (кредиты от банков-нерезидентов) – по счетам 2 порядка отражаются полученные кредиты в разрезе кредиторов и сроков пользования.

Пассивные счета 315 (депозиты), 316 (депозиты банков-нерезиде-нтов) учитывают привлеченные ср-ва в соответствии с депозитными договорами.

Пассивные счета 317 (просроч. задолженность по полученным МБК), 318 (просроч. % по полученным МБК) – аналитика в разрезе кредиторов, видов кредитов, по каждому договору.

Активный счет 319 (депозиты в Банке России).

Активные счета 320 (кредиты, пред. банкам), 321 (кредиты, пред. банкам-нерезидентам), 322 (депозиты в кред.организациях), 323 (депозиты в банках-нерезидентах) – в аналитике учет ведется по получателям средств. На счетах 2 порядка учет распределен по срокам. На отдельном счете – овердрафты.

Активные счета 324 (просроч. задолж. по пред. МБК), 325 (просроч. % по пред. МБК).

Пассивные счета 401 (ср-ва Фед.бюджета), 402 (ср-ва бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов), 403 (прочие ср-ва бюджетов). — — — — — — — — — — Федеральное Казначейство .

Пассивный счет 404 (ср-ва гос. внебюджетных фондов) – для каждого фонда – счет 2 порядка.

Пассивные счета 405 (счета предприятий в фед.собств.), 406 (счета предприятий в гос. собственности кроме фед.), 407 (счета негосударственных предприятий) отображают средства на расчетных и текущих счетах основных клиентов.

Пассивные счета 410 – 440 отображают различные депозиты, вклады и прочие привлеченные ср-ва юридических и физических лиц. Счета 2 порядка ведутся по срокам привлечения, а также по категориям субъектов – вносителей средств. В аналитике ведутся лицевые счета в разрезе вкладчиков, владельцев средств и видов пластиковых карт, по срокам привлечения, размерам процентных ставок, видам валют.

Активные счета 441-457, 460-473 отображают выданные кредиты и средства, предоставленные Минфину России, финансовым органам, внебюджетным фондам, предприятиям и организациям различной организационно-правовой структуры и форм собственности, а также физическим лицам. На счетах с этими же номерами открываются счета 2 порядка для учета резервирования под возможные потери. Аналитика ведется в разрезе заемщиков по каждому кредитному договору.

Вложения в долговые обязательства (кроме векселей) – активные счета 501-507

Учтенные / переучтенные векселя – активные счета 512-519

Выпущенные банками ценные бумаги – счета 520-523

Счета первого порядка открыты: по вложениям кредитных органи­заций в ценные бумаги — по группам субъектов — эмитентов ценных бумаг, по учтенным векселям — по группам субъектов, выдавших или авалировавших векселя, по выпущенным кредитными организациями ценным бумагам — по видам ценных бумаг.

Ценные бумаги в портфеле кредитных организаций, в зависимости от цели их приобретения, разделены на три категории: приобретенные по операциям РЕПО, для перепродажи, для инвестирования.

Учтенные векселя, а также выпущенные кредитными организациями ценные бумаги разделены по срокам их погашения.

Счета по учету собственных средств банков, направленных на приобретение долей участия (акций) в УК сторонних организаций. Активные счета 601 (участие в дочерних и зависимых АО), 602 (прочее участие)

Расчеты по хоз.операциям, налогам, по зарплате с персоналом. Счет 603 (расчеты с дебиторами и кредиторами) – парные счета 2 порядка.

Активный счет 604 (основные средства)

Активный счет 605 (основные средства, переданные в пользование организациям банков)

Счет 701 (Доходы)

Счет 702 (Расходы)

Счет 703 (Прибыль)

Счет 704 (Убыток)

Счет 705 (Использование прибыли)

Счет 906 (неоплаченный УК кредитных организаций) – неоплаченная часть номинальной стоимости паев (акций), размещенных с отсрочкой платежа

Счет 907 (неразмещенные ЦБ) – бланки собственных ЦБ и собственные ЦБ, выкупленные банком до срока погашения

Счет 908 (ЦБ прочих эмитентов) – учет ЦБ принятых на комиссию или на хранение

К ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях предъявляется ряд требований. Эти требования определяют методические подходы к отражению по счетам хозяйственных операций, имущества и обязательств кредитной организации.

Во-первых, бухгалтерский учет совершаемых операций по счетам клиентов, имущества, требований, обязательств и хозяйственных операций кредитных организаций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях.

Во-вторых, учет имущества других юридических лиц, находящегося у кредитной организации, осуществляется обособленно от имущества, принадлежащего ей на праве собственности.

В-третьих, бухгалтерский учет ведется кредитной организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В-четвертых, кредитная организация ведет бухгалтерский учет имущества, банковских и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

В-пятых, все совершаемые операции и результаты инвентаризации подлежат своевременному отражению на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

В-шестых, в бухгалтерском учете текущие внутрибанковские операции и операции по учету затрат капитального характера (капитальные вложения) учитываются раздельно.

С методологической точки зрения бухгалтерский учет основывается на определенных принципах. Принципы (от латинского principium - начало, основа) бухгалтерского учета – это исходные теоретические положения, используемые для разработки и применения организационных и методических положений.

В качестве принципов и качественных характеристик бухгалтерского учета в кредитных организациях приняты: непрерывность деятельности, отражение доходов и расходов по методу "начисления", постоянство правил бухгалтерского учета, осторожность, своевременность отражения операций, раздельное отражение активов и пассивов, преемственность входящего баланса, приоритет содержания над формой, открытость, оценка активов и обязательств, составление сводного баланса и отчетности в целом по кредитной организации, невозможность отражения операций (за исключением установленных нормативными документами Банка России случаев) одновременно по балансовым и внебалансовым счетам. Остановимся более подробно на перечисленных принципах бухгалтерского учета.

Непрерывность деятельности предполагает, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации, существенного сокращения деятельности или осуществления операций на невыгодных условиях.

Отражение доходов и расходов по методу "начисления" означает, что доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете по факту их совершения, а не по факту получения или уплаты денежных средств (их эквивалентов). Доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете в том периоде, к которому они относятся. Реализация этого принципа обеспечивает соотнесение расходов по определенной операции с доходами по этой же операции и таким образом позволяет выявлять реальную эффективность каждой операции.

Принцип постоянства правил бухгалтерского учета требует от кредитной организации из периода в период руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в ее деятельности или в законодательстве Российской Федерации, касающихся этой деятельности.

Принцип осторожности означает, что активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению кредитной организации риски на следующие периоды. Реализация принципа осторожности проявляется, например, в создании резервов на возможные потери по активным операциям, в отражении процентов от операций по размещению денежных средств, получение которых признается неопределенным, не на балансовых, а на внебалансовых счетах до их фактического получения.

Своевременность отражения операций предполагает, что операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России.

Принцип раздельного отражения активов и пассивов обеспечивает раздельную оценку активов и пассивов и отражение их в развернутом виде. Взаимозачет активов и обязательств кредитной организации не допускается, кроме случаев, определенных законодательными и нормативными актами.

Принцип преемственности входящего баланса обеспечивает соответствие остатков на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода остаткам на конец предшествующего периода.

Приоритет содержания над формой означает, что операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой.

Принцип открытости проявляется в том, что отчеты кредитной организации должны достоверно отражать ее операции, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции кредитной организации.

Оценка активов и обязательств предполагает, что активы принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, но в дальнейшем, в соответствии с Правилами и иными нормативными актами Банка России, активы кредитной организации оцениваются по текущей (справедливой) стоимости либо путем создания резервов на возможные потери. Обязательства отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с условиями договора для обеспечения контроля за полнотой и своевременностью их исполнения. В случаях, установленных нормативными актами Банка России, обязательства также переоцениваются по текущей (справедливой) стоимости.

Кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации. Используемые в работе кредитной организации ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка.

План счетов бухгалтерского учета в банках

План счетов – это систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. В Плане счетов бухгалтерского учета кредитных организаций принята следующая структура: главы, разделы, подразделы, счета первого порядка, счета второго порядка. В основе построения Плана счетов лежит иерархическая структура, где каждый последующий уровень детализирует предыдущий. Номенклатура счетов бухгалтерского учета классифицируется по экономическому содержанию с целью группировки и обобщения информации в разделах, на счетах первого и второго порядка, исходя из единых правил и принципов учета.

Схематично структуру Плана счетов бухгалтерского учета можно представить следующим образом:

Глава А. Балансовые счета

Раздел 1. Капитал

Раздел 2. Денежные средства и драгоценные металлы

Драгоценные металлы и природные драгоценные камни

Раздел 3. Межбанковские операции

Межбанковские привлеченные и размещенные средства

Раздел 4. Операции с клиентами

Средства на счетах

Прочие привлеченные средства

Прочие размещенные средства

Прочие активы и пассивы

Раздел 5. Операции с ценными бумагами

Вложения в долговые обязательства

Вложения в долевые ценные бумаги

Выпущенные ценные бумаги

Раздел 6. Средства и имущество

Расчеты с дебиторами и кредиторами

Доходы и расходы будущих периодов

Раздел 7. Результаты деятельности

Глава Б. Счета доверительного управления

Глава В. Внебалансовые счета

Раздел 2. Неоплаченный уставный капитал кредитных организаций

Раздел 3. Ценные бумаги

Раздел 4. Расчетные операции и документы

Раздел 5. Кредитные и лизинговые операции

Раздел 6. Задолженность, вынесенная за баланс

Раздел 7. Корреспондирующие счета

Глава Г. Срочные сделки

Нереализованные курсовые разницы (отрицательные)

Глава Д. Счета депо

В Плане счетов принята единая временная структура активных и пассивных операций. По балансовым счетам активы и обязательства отражаются исходя из следующих сроков

сроком до 30 дней

сроком от 31 до 90 дней

сроком от 91 до 180 дней

сроком от 181 дня до 1 года

сроком свыше 1 года до 3 лет

сроком свыше 3 лет.

По межбанковским кредитам и ряду депозитных операций дополнительно предусмотрены сроки на один день и до 7 дней.

На счетах "до востребования", помимо средств, подлежащих возврату (получению) по первому требованию (на условиях "до востребования"), учитываются также средства, подлежащие возврату (получению) при наступлении предусмотренного договором условия (события), конкретная дата которого неизвестна (на условиях "до наступления условия (события)"). В случаях, когда ранее установленные сроки привлечения и размещения денежных средств изменены, новые сроки исчисляются путем прибавления (уменьшения) дней, на которые изменен (увеличен (уменьшен)) срок договора, к ранее установленным срокам. При этом остаток по счету второго порядка с ранее установленным сроком переносится на счет второго порядка с новым сроком.

При отражении в бухгалтерском учете финансовые активы и обязательства кроме сроков, группируются по собственникам, коммерческим, некоммерческим организациям.

По внебалансовым счетам главы Г "Срочные сделки" операции отражаются:

сроком исполнения на следующий день

сроком исполнения от 2 до 7 дней

сроком исполнения от 8 до 30 дней

сроком исполнения от 31 до 90 дней

сроком исполнения более 91 дня.

Суммы на соответствующие счета по срокам относятся в момент совершения операций. Сроки определяются с момента совершения операций.

В соответствии с принципомраздельного отражения активов и пассивов в Плане счетов бухгалтерского учета балансовые счета второго порядка могут быть только активные или только пассивные либо без признака счета. В аналитическом учете на счетах второго порядка, определенных "Списком парных счетов, по которым может изменяться сальдо на противоположное"[1], открываются парные лицевые счета. Допускается наличие остатка только на одном лицевом счете из открытой пары: активном или пассивном. В начале операционного дня операции начинаются по лицевому счету, имеющему сальдо (остаток), а при отсутствии остатка - со счета, соответствующего характеру операции. Если в конце рабочего дня на лицевом счете образуется сальдо (остаток), противоположное признаку счета, то есть на пассивном счете - дебетовое или на активном - кредитовое, то оно должно быть перенесено бухгалтерской записью на основании мемориального ордера 0401108 на соответствующий парный лицевой счет по учету средств.

Если по каким-либо причинам образовались сальдо (остатки) на обоих парных лицевых счетах, то необходимо в конце рабочего дня перечислить бухгалтерской записью на основании мемориального ордера 0401108 меньшее сальдо на счет с большим сальдо, имея в виду, что на конец рабочего дня должно быть только одно сальдо: либо дебетовое, либо кредитовое на одном из парных лицевых счетов.

Счета, не имеющие признака счета, введены для контроля за своевременным отражением операций, подлежащих завершению в течение операционного дня. По состоянию на конец дня в ежедневном балансе остатков по счетам без указания признака счета быть не должно.

Счета в иностранной валюте открываются на любых счетах Плана счетов бухгалтерского учета, где могут учитываться операции в иностранной валюте. При этом учет операций в иностранной валюте ведется на тех же счетах второго порядка, на которых учитываются операции в рублях, с открытием отдельных лицевых счетов в соответствующих валютах. В номер лицевого счета, открываемого для учета операций в иностранной валюте, включается трехзначный код соответствующей иностранной валюты в соответствии с Общероссийским классификатором валют.

Счета аналитического учета могут вестись только в иностранной валюте либо в иностранной валюте и в рублях. Синтетический учет ведется только в рублях.

При ведении счетов только в иностранной валюте итог остатков по всем лицевым счетам в иностранных валютах соответствующего балансового счета второго порядка должен отражаться в регистрах бухгалтерского учета в рублях по официальному курсу. Эти данные должны использоваться для сверки аналитического учета с синтетическим.

Все совершаемые кредитными организациями банковские операции в иностранной валюте должны отражаться в ежедневном бухгалтерском балансе только в рублях. Для дополнительного контроля и анализа операций в иностранной валюте кредитным организациям разрешается разрабатывать специальные программы и учетные регистры.

В Плане счетов бухгалтерского учета выделены специальные счета для учета операций с нерезидентами Российской Федерации. Если в названии счета нет слова "нерезидент", то счет применяется для отражения операций резидентов. Понятия "резидент", "нерезидент" соответствуют валютному законодательству Российской Федерации.

В Плане счетов бухгалтерского учета определены счета учета имущества и внутрибанковских операций кредитных организаций, а также предусмотрены счета второго порядка по учету доходов, расходов, прибылей, убытков кредитной организации, использования ее прибыли.

В главе Б Плана счетов определены счета для обособленного ведения бухгалтерского учета операций по доверительному управлению. Все операции по доверительному управлению совершаются только между этими счетами и внутри этих счетов. По операциям доверительного управления составляется отдельный баланс.

При присвоении номеров счетов используется трехзначная нумерация счетов первого порядка и пятизначная - второго порядка.

Глава В содержит внебалансовые счета, которые по экономическому содержанию разделены на активные и пассивные. В учете операции отражаются методом двойной записи: активные счета корреспондируют со счетом N 99999, пассивные - со счетом N 99998, при этом счета N 99998 и 99999 ведутся только в рублях. Двойная запись может также осуществляться путем перечисления сумм с одного активного внебалансового счета на другой активный счет или с одного пассивного счета - на другой пассивный счет. При переоценке остатков на внебалансовых счетах в связи с изменением курсов иностранных валют по отношению к рублю - активные внебалансовые счета корреспондируют со счетом N 99999, пассивные - со счетом N 99998.

В главе Г Плана счетов определен Порядок ведения учета сделок купли-продажи, в том числе расчетных (беспоставочных), различных финансовых активов (драгоценных металлов, ценных бумаг, иностранной валюты и денежных средств), по которым дата расчетов не совпадает с датой заключения сделки. Сделки учитываются на счетах главы с даты заключения до наступления первой по срокам даты расчетов, в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета, сделок купли-продажи различных финансовых активов.

Глава Д Плана счетов предназначена для учета депозитарных операций. На счетах депо отражаются депозитарные операции с эмиссионными ценными бумагами любых форм выпуска, а также депозитарные операции с неэмиссионными ценными бумагами, выпущенными с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации формы и порядка.

На счетах депо учитываются ценные бумаги, переданные кредитной организации ее клиентами:

для хранения и (или) учета;

для осуществления доверительного управления;

для осуществления брокерских операций;

для осуществления иных операций;

а также ценные бумаги, принадлежащие кредитной организации на праве собственности или ином вещном праве.

• Непрерывность деятельности. Этот принцип предполагает, что банк будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем.

• Постоянство правил бухгалтерского учета. Кредитная организация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или законодательстве РФ.

• Осторожность. Активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению кредитной организации риски на следующие периоды. При этом учетная политика банка должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов).

• Отражение доходов и расходов по методу начисления. Этот принцип означает, что доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете по факту их совершения, а не после их фактического получения.

• Своевременность отражения операций. Операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России.

• Раздельное отражение активов и пассивов. В соответствии с этим принципом счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде.

• Преемственность входящего баланса. Остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.

• Приоритет содержания над формой. Операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой.

• Открытость. Отчеты должны достоверно отражать операции банка, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции кредитной организации.

Полезное

Смотреть что такое "Принципы бухгалтерского учета в банке" в других словарях:

Международные рейтинговые агентства — (International rating agencies) Рейтинговые агентства это организация, занимающаяся оценкой платёжеспособности субъектов финансового рынка Международные рейтинговые агентства: кредитный рейтинг стран, Fitch Ratings, Moody s, S&P, Morningstar,… … Энциклопедия инвестора

Национальный банк Украины — (National Bank of Ukraine) Сведения о Национальном банке Украины, история создания банка Сведения о Национальном банке Украины, история создания банка, функции и задачи банка Содержание Содержание 1. История создания Украины 2. Организационно… … Энциклопедия инвестора

Кредит — (Credit) Кредит это сделка по передаче материальных ценностей в ссуду Понятие кредита, разновидности кредита, оформление, условия и выдача кредита Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Банк — (Bank) Банк это финансово кредитное учреждение, производящее операции с деньгами, ценными бумагами и драгоценными металлами Структура, деятельность и денежно кредитной политика банковской системы, сущность, функции и виды банков, активные и… … Энциклопедия инвестора

Европейский центральный банк — (European Central Bank) Европейский центральный банк – это крупнейшее международное кредитно банковкое учреждение государств Евросоюза и Зоны Евро Структура и фкункции Европейского Центрального банка, Европейская система центральных банков,… … Энциклопедия инвестора

Международные расчёты — (International settlements) Расчёты по международным торговым операциям Основные формы и правовые особенности международных расчётов, системы для их проведения Содержание Содержание Раздел 1. Основные понятия . 1Определения описываемого предмета… … Энциклопедия инвестора

Национальный банк Казахстана — (National Bank of Kazakhstan) Сведения о национальном банке республики Казахстан, функции и задачи Национальноо банка Сведения о национальном банке республики Казахстан, функции и задачи Национальноо банка, история создания банка Содержание… … Энциклопедия инвестора

Европейская валютная система — это система для интеграции европейских стран Европейская валютная система, созданная в рамках Европейского экономического союза Содержание >>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Центральный банк России — (ЦБ РФ) Понятие Центробанка России, история создания Банка России, функции Банка России Информация о понятии Центробанка России, история создания Банка России, функции Банка России Содержание Содержание 1. Статус 2. История 3. Аудиторы 4.… … Энциклопедия инвестора

Аналитик — (Analyst) Специалист, работник фирмы, банка Информация о сфере деятельности аналитиков, финансовая и бизнес аналитика, аналитика валютного и фондового рынка Содержание >>>>>>>> Аналитик это, оределение История Аналитика появилась тогда, когда… … Энциклопедия инвестора

Читайте также: