Если в рамках расследуемого уголовного дела в организации изымаются регистры бухгалтерского учета

Обновлено: 30.06.2024

Приоритет формирования первичных учетных документов и регистров бухучета в электронном виде закреплен Федеральным стандартом N 256н.

Новые формы электронных документов установлены Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н. Они применяются:

  • с 1 января 2022 г. — при ведении бюджетного учета уполномоченными организациями в рамках полномочий, переданных по решению Правительства РФ;
  • с 1 января 2023 г. — при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений. Учреждения могут начать применять его и раньше в случаях, предусмотренных учетной политикой.

Важно! Унифицированные формы электронной первички и электронных регистров учета, а также Методические указания по их применению установлены также в Приказе Минфина России от 30.03.2015 N 52н. В материале, представленном ниже, эти формы не рассматриваются.

Унифицированные формы электронной первички установлены Приложением N 2 к Приказу Минфина России от 15.04.2021 N 61н, а формы электронных регистров — Приложением N 4. Как они заполняются, определено в Методических указаниях по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений (Приложение N 5 к данному Приказу).

Форма электронного документа предусматривает заполнение трех ее частей (п. п. 3, 4, 5 Методических указаний):

  • заголовочной;
  • содержательной;
  • оформляющей.

Можно изменять размер граф и строк, включать дополнительные строки (подразделы), которые предусмотрены унифицированной формой, добавлять вкладные листы. Исключать реквизиты из форм нельзя (п. 6 Методических указаний).

Реквизиты и коды заполняются по Общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации (п. 2 Методических указаний).

Электронный первичный учетный документ принимается к учету, если заполнены все реквизиты и имеется квалифицированная электронная подпись руководителя учреждения (уполномоченного им лица). Поля, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии, ответственное лицо не заполняет (п. 6 Методических указаний).

Первичные документы, для которых предусмотрены унифицированные электронные формы, можно составлять на бумажном носителе, если этого требует закон либо нет технической возможности формировать и хранить их в электронном виде. В этом случае для отражения в учете передается электронный образ (скан-копия) документа (п. 6 Методических указаний).

Скан-копии первичных учетных документов с подписями должностных лиц принимаются к учету, если они заверены квалифицированной электронной подписью ответственного лица (п. 32 Федерального стандарта N 256н).

При автоматизированном ведении электронных регистров учета их листы должны нумероваться автоматически (п. 6 Методических указаний).

Регистры учета могут формироваться и на бумажном носителе. Делается это в тех же случаях, которые предусмотрены для электронной первички, — этого требует закон либо нет технической возможности составлять и хранить документ в электронном виде (п. 6 Методических указаний).

Бумажные регистры надо сброшюровать в хронологическом порядке, прошнуровать и пронумеровать, количество листов заверить подписями руководителя учреждения и главного бухгалтера либо уполномоченных лиц и скрепить печатью (п. 6 Методических указаний).

  1. Какие применяются новые унифицированные формы электронных первичных учетных документов

Минфин России в Приказе от 15.04.2021 N 61н предусмотрел первичные учетные документы для событий, которые ранее унифицированными формами не оформлялись. Формы разрабатывало учреждение, как правило, самостоятельно в рамках учетной политики.

Всего утверждено 13 новых форм электронной первички. Они оформляют отдельные факты хозяйственной жизни, связанные с нефинансовыми активами, задолженностью, доходами и инвентаризацией.

Ниже описаны такие формы, даны ссылки на материалы Готовых решений.

2.1. Новые формы электронных первичных учетных документов по НФА

Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств (ф. 0510433) применяется для отражения информации о консервации (расконсервации) объекта основных средств. Акт составляет ответственное лицо из состава комиссии по поступлению и выбытию НФА при принятии решения о консервации (расконсервации) (п. 10 Методических указаний).

Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0510434), применяется при оформлении приема-передачи имущества (в том числе основных средств и материальных запасов) в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей. Акт составляет лицо, ответственное за сохранность и (или) целевое использование этого имущества (п. 14 Методических указаний).

Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440) применяется для оформления решения о прекращении признания активами имущества (в том числе основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов). Решение принимает по результатам инвентаризации комиссия по поступлению и выбытию НФА либо инвентаризационная комиссия в отношении соответствующего ответственного лица и места хранения. Форму составляет ответственный исполнитель из состава комиссии по поступлению и выбытию НФА (п. 36 Методических указаний).

Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (ф. 0510442), оформляет комиссия по поступлению и выбытию НФА, чтобы оценить стоимость такого имущества (в том числе основных средств, материальных запасов, нематериальных активов, непроизведенных активов). Форму составляет ответственный исполнитель из состава комиссии (п. 41 Методических указаний).

2.2. Новые формы электронных первичных учетных документов по задолженности

Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (ф. 0510436) применяется, чтобы оформить решение о признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию. Его принимает комиссия по поступлению и выбытию НФА в отношении выявленной задолженности по доходам, не уплаченным в установленный срок. Форму составляет по результатам инвентаризации ответственный исполнитель из состава комиссии (п. 19 Методических указаний).

Решение о списании задолженности, не востребованной кредиторами со счета ___ (ф. 0510437), применяется для оформления решения о списании не востребованной в срок (просроченной, неподтвержденной) кредиторской задолженности по выплатам, возвратам переплат. Решение принимает по результатам инвентаризации комиссия по поступлению и выбытию НФА либо инвентаризационная комиссия. Форму составляет ответственный исполнитель из состава комиссии по поступлению и выбытию НФА (п. 24 Методических указаний).

Решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (ф. 0510445) применяется для оформления решения о признании задолженности неплатежеспособных дебиторов сомнительной и выбытии с балансового учета, а также о восстановлении сомнительной задолженности на балансовых счетах. Решение принимает комиссия по поступлению и выбытию НФА по результатам инвентаризации. Форму составляет ответственный исполнитель из ее состава (п. 44 Методических указаний).

Решение о восстановлении кредиторской задолженности (ф. 0510446) применяется, чтобы оформить решение о восстановлении в балансовом учете обязательств учреждения по оплате расходов (возврату доходов). Оно принимается в отношении ранее списанной с баланса кредиторской задолженности в случае, если от кредитора поступило документально подтвержденное требование об уплате задолженности (п. 49 Методических указаний).

2.3. Новые формы электронных первичных учетных документов по доходам

Ведомость группового начисления доходов (ф. 0510431) применяется для отражения в бухучете операций по начислению (уточнению) доходов по группам плательщиков доходов, если в учреждении организован аналитический учет расчетов по таким группам и ведутся персонифицированные регистры учета расчетов с плательщиками (п. 7 Методических указаний).

Документ не применяется для учета доходов (п. 7 Методических указаний):

  • от межбюджетных трансфертов;
  • арендных платежей;
  • платежей по гражданско-правовым договорам, предусматривающим отдельные этапы выполнения работ, оказания услуг;
  • платежей по долгосрочным договорам;
  • будущих периодов;
  • налогов и сборов, пеней и штрафов по ним (кроме госпошлины).

Ведомость начисления доходов бюджета (ф. 0510837) применяет администратор доходов бюджета для начисления администрируемых доходов, доходов от налогов и сборов, пеней и штрафов по ним (п. 56 Методических указаний).

Документ не применяется для учета доходов (п. 56 Методических указаний):

  • от межбюджетных трансфертов;
  • арендных платежей;
  • платежей по гражданско-правовым договорам, предусматривающим отдельные этапы выполнения работ, оказания услуг;
  • платежей по долгосрочным договорам;
  • будущих периодов;
  • госпошлины.

Ведомость выпадающих доходов (ф. 0510838) применяется для учета операций по уменьшению (списанию) суммы начисленных доходов, если принято решение об их уменьшении (за исключением списания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет) (п. 61 Методических указаний).

2.4. Новые формы электронных первичных учетных документов по инвентаризации

Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439) применяется для документального оформления такого решения. В нем указываются в том числе причины, объекты, сроки инвентаризации, дата, на которую она проводится, состав инвентаризационных комиссий, ответственные лица, в отношении которых проводится инвентаризация, места ее проведения (п. 32 Методических указаний).

Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836) применяется для оформления результатов такой инвентаризации. Документ составляет инвентаризационная комиссия учреждения. Форму заполняет ответственный исполнитель из ее состава (п. 53 Методических указаний).

  1. Какие применяются новые электронные регистры бухгалтерского учета

Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н введены также новые формы электронных регистров.

Журнал операций по забалансовому счету ___ (ф. 0509213) применяется для отражения движения объектов, учитываемых на соответствующем забалансовом счете. Документ составляется по каждому применяемому забалансовому счету (п. 65 Методических указаний).

Ведомость доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами (ф. 0509095), применяется для формирования информации о выплатах, связанных с оплатой труда, выплатах по договорам ГПХ, командировочных, компенсационных, иных выплатах физлицам (за исключением доходов в натуральной форме, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами) (п. 71 Методических указаний).

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс


Регистры бухгалтерского учета используются для регистрации, накопления и систематизации данных, полученных из первичной документации, и являются источниками для составления отчетности. В настоящей статье будут перечислены виды регистров и форм бухгалтерского учета, а также описан порядок их утверждения.

Виды регистров бухгалтерского учета

Учетные регистры позволяют систематизировать и накапливать поступающую из первичной бухгалтерской документации информацию, которая впоследствии будет использована для отражения на счетах и в бухотчетности. На основании данных из учетных регистров составляются и финансовые отчеты предприятия.

Занося данные в учетные регистры бухгалтерского учета, бухгалтер может одновременно проводить регистрацию первички и осуществлять контроль за хоздеятельностью предприятия путем анализа результатов.

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Все объекты бухгалтерского учета нужно отражать в регистрах бухгалтерского учета без пропусков и изъятий (ч. 1, 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Срок, за который составляются бухгалтерские регистры, определяется налогоплательщиком самостоятельно и зависит от объема регистрируемых данных. Таким образом при большом документообороте бухгалтерские регистры можно формировать каждый день, при небольшом - помесячно или поквартально.

Регистры бухгалтерского учета по характеру ведения записей подразделяются на:

  • систематические — в них ведутся записи по счетам; пример — главная книга предприятия;
  • хронологические, в которых записи ведутся по календарю без другой особой систематизации, например, кассовая книга, журналы регистрации;
  • синхронистические — объединяющие в себе особенности ведения регистров, присущих перечисленным выше группам; примером такой разновидности бухрегистров будет журнал-ордер.

Регистры бухгалтерского учета различаются по форме построения на:

  • одно- или двусторонние;
  • шахматки — в них, как правило, записи по дебету счетов делаются по горизонтали, а по кредиту — по вертикали.

По объему содержания разделение регистров бухгалтерского учета на виды производится следующим образом:

  • аналитические — в таких регистрах конкретизируются показатели определенного синтетического счета; они используются для контроля за состоянием и движением материальных ценностей, расчетов с контрагентами и пр.;

Как вести аналитический бухгалтерский учет, узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • синтетические — в них записи делаются на основе сгруппированных однородных документов в денежном эквиваленте и в обобщенном виде; примером может служить главная книга;
  • комплексные — объединяют признаки первых двух подвидов, применяются преимущественно при журнально-ордерной разновидности учета.

По внешнему виду регистры делятся на:

  • карточки — бланки, имеющие вид разграфленной таблицы; карточки бывают контокоррентные, многоколончатые и инвентарные, например, карточка для аналитического учета материалов;
  • книги — разграфленные и сброшюрованные многостраничные регистры; страницы в книгах, как правило, пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью главбуха, например, книга по учету основных средств;
  • свободные листы — это своего рода масштабированные карточки, например, ведомости;
  • машинограммы — регистры, составляемые/распечатываемые при помощи компьютерной техники.

Регистры бухгалтерского учета: перечень

В информации Минфина от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 указано, что унифицированные формы регистров бухгалтерского учета больше не являются обязательными для использования, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами. Теперь при формировании регистров бухгалтерского учета на предприятиях необходимо лишь соблюдать наличие обязательных реквизитов в них (п. 4 ст. 10 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Кроме того, согласно п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ формы регистров, предоставляемые главбухом, должны утверждаться руководителем организации. Перечень используемых регистров бухгалтерского и налогового учета должен быть приведен в учетной политике компании.

В то же время формы регистров бухучета госпредприятий устанавливаются в соответствии с действующими бюджетными законами. Перечень таких регистров утвержден приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.

На практике довольно часто коммерческие предприятия при разработке собственных регистров берут за основу перечень и формы регистров, предназначенных для госпредприятий.

Приведем выдержку из этого перечня в виде часто используемых на практике регистров:

  • учета основных средств;
  • группового учета основных средств;
  • и т. д.
  • оборотная;
  • оборотная по нефинансовым активам;
  • накопительные по приходу (расходу) продуктов питания.
  • главная;
  • учета животных / материальных ценностей / бланков строгой отчетности и пр.
  • карточек;
  • сдачи документов;
  • учета ценных бумаг;
  • депонированных сумм;
  • (сводный) поступления и выбытий.
  • многографная;
  • учета средств и расчетов;
  • учета выданных кредитов (займов);
  • учета (количественно-суммового) материальных ценностей;
  • учета ожидающих исполнения расчетных документов.
  • инвентарных карточек по учету ОС;
  • инвентаризационные.
  • расхождений по результатам инвентаризации;
  • учета невыясненных поступлений.

Данные первичных документов отражаются за отчетный месяц в хронологическом порядке в регистрах бухгалтерского учета - журналах-ордерах и ведомостях. Такой вариант ведения бухучета называется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета и именно она чаще всего применялась ранее бухгалтерами на практике.

Унать подробнее, что такое журнально-ордерная форма бухгалтерского учета, вам помогут разъяснения от экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к правовой системе и переходите в Готовое решение.

Также выделяют следующие виды бухгалтерского учета:

  • простая форма ведения учета с применением учетных регистров;
  • мемориально-ордерная форма учета;
  • автоматизированная форма бухгалтерского учета.

В настоящее время автоматизированная форма в перечне способов ведения бухгалтерского учета является наиболее прогрессивной. Ведь при данном типе бухгалтерского учета на основе введенных в систему данных первичных документов производится автоматическая систематизация информации и ее группировка с необходимой степенью детализации за любой промежуток времени. На основе введенных данных программа автоматически заполняет отчетность, а также снижает риск ошибок при ведении учета.

Приказ об утверждении регистров бухгалтерского учета

Регистры бухгалтерского учета — перечень и формы их должны быть утверждены соответствующим приказом. Формы регистров бухгалтерского учета разрабатывает главный бухгалтер, а руководитель утверждает их.

Такой приказ обязательно будет затребован для ознакомления проверяющим при проведении налоговой проверки. Исходя из перечисленных там регистров, налоговый инспектор затребует распечатки интересующих его форм.

Ведь сегодня почти все компании ведут регистры в виде машинограмм.

А в соответствии с п. 6 ст. 10 закона № 402-ФЗ регистры должны быть оформлены либо на бумажном носителе, либо в электронном варианте и подписаны цифровой подписью. Поэтому регистры придется распечатывать или отправлять в ИФНС в виде подписанного ЭЦП электронного документа.

Зачастую в приказе утверждаются формы регистров для каждого из счетов: карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость, анализ счета. Привязку формирования регистров по счетам бухучета целесообразно представить в табличной форме. В таблице потребуется указать Ф.И.О. ответственного за ведение регистра.


Л. М. Золина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

В каком виде (как детально) должны быть распечатаны и представлены счета бухгалтерского и налогового учета в случае проверки, если организация планирует переход на новую программу и потом не будет возможности распечатать?

Ответ

Регистры бухгалтерского и налогового учета должны быть распечатаны согласно составу, утвержденному в учетной политике организации.

При этом нужно учитывать, что бухгалтерские программы формируют некоторые регистры, которые дублируют ряд сведений. Например, оборотно-сальдовая ведомость по конкретному счету и карточка того же счета. Необходимо ли распечатывать оба регистра - решение принимается организацией самостоятельно. Возможно, какие-то данные будут необходимы в дальнейшем, поэтому можно распечатать все регистры, которые формирует программа.

Но при запросе документов налоговые органы обязаны ориентироваться на порядок формирования данных бухгалтерского учета, утвержденный руководителем организации, и не вправе запрашивать регистры, которые организация не утвердила в учетной политике.

Обоснование

Исходя из части 5 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта. При этом каждый регистр бухгалтерского учета должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 4 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ.

С 1 января 2013 г. формы регистров бухгалтерского учета, утвержденные федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ, не являются обязательными к применению.

Исходя из части 1 статьи 7 и статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, руководителем экономического субъекта определяется состав регистров бухгалтерского учета, применяемых для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта 2.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ формы регистров бухгалтерского учета, применяемые для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 и п. 12 ст. 89 Кодекса при проведении выездной налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, и иные необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 Кодекса.

Кодексом не определяется исчерпывающий перечень документов, которые налоговые органы вправе потребовать у проверяемого лица.

В то же время, если учетной политикой организации не предусмотрено составление такого регистра, как, например, главная книга, то налоговые органы не могут ее затребовать.

Например, в учетной политике организации может быть закреплено, что на основании ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в организации бухгалтерский учет ведется с использованием бухгалтерской компьютерной программы и используются следующие формы регистров бухгалтерского учета:

  1. Оборотно-сальдовая ведомость (далее - ОСВ) по организации в целом за квартал с детализацией по субсчетам. ОСВ формируется нарастающим итогом с начала года, то есть за следующие периоды:
  • I квартал,
  • полугодие,
  • 9 месяцев,
  • год.

ОСВ распечатывается один раз в квартал.

  1. ОСВ за квартал по следующим счетам:
  • 01 - с расшифровкой по видам основных средств;
  • 02 - с расшифровкой по видам основных средств;
  • 60 - с расшифровкой по Контрагентам без учета субсчетов 60.1 и 60.2;
  • 62 - с расшифровкой по Контрагентам (без учета субсчетов 62.1 и 62.2);
  • 70 - с расшифровкой по работникам;
  • 71 - с расшифровкой по работникам.

Распечатываются по требованию. Хранятся в электронном виде.

Таким образом, при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Налоговое законодательство предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ). Поэтому организация не может быть оштрафована по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление регистра, который не составляет. Такого же мнения придерживаются ФАС Поволжского округа (Постановление от 20.02.2018 N Ф06-29050/2017) и ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление от 26.03.2013 по делу N А03-7357/2012).

Также неправомерно привлекать к ответственности за непредставление документов, которых нет у организации, при отсутствии ее вины в этом (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.09.2019 N Ф02-4700/2019, Ф02-4507/2019 по делу N А19-31730/2018).


Л. М. Золина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Регистры бухгалтерского учета — это специальные документы, предназначенные для систематизации, накопления и обобщения информации о финансовой и хозяйственной деятельности. К ним относят:

  • книги;
  • журналы;
  • ведомости;
  • карточки и др.

Учетные регистры в бухгалтерии

Все факты хозяйственной жизни учреждения подтверждают соответствующими первичными документами. Недопустимо внесение хозяйственных операций и записей в бухучет без первички. Фактически учетные регистры — это и есть внутренние документы, которые бухгалтер формирует самостоятельно для подтверждения операций финансово-хозяйственной деятельности организации. Информация, содержащаяся в первичной документации, подлежит специальной регистрации, обобщению и накоплению в особых журналах, ведомостях, книгах и карточках бухучета.

На практике учетные регистры в бухгалтерском учете используются для отражения бухгалтерских проводок и регистрации первичных документов. Информация систематизируется для дальнейшего отражения на счетах бухучета. Бухгалтерские внутренние документы — это основа для формирования достоверной бухгалтерской отчетности и отдельных отчетных форм для управленческой деятельности.

Вести регистры бухучета допустимо не только в бумажной форме, но и в электронном варианте. Например, с использованием специализированных программ или сайтов. Электронные учетные документы заверяют электронной подписью ответственного лица (руководителя и главбуха).

Используйте бесплатный доступ в КонсультантПлюс, чтобы скачать актуальные бланки и найти инструкции по их заполнению.

Виды регистров бухучета

Бухгалтерскую документацию и учетные регистры бухгалтерского учета применяют для накопления и систематизации информации, содержащейся в первичных бланках, принятых к бухучету в организации. Это довольно обобщенное понятие.

Вот пример: для формирования финансовой отчетности, в частности годового баланса, бухгалтер формирует оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухучета. Показатели, содержащиеся в ОСВ, вносятся в отчетную форму в соответствии с установленными требованиями. В этом примере ОСВ является бухрегистром.

При классификации по назначению учетные регистры подразделяются на:

  • хронологические — это формы, в которых регистрация бухданных ведется исключительно в хронологическом порядке, без какой-либо дополнительной детализации, как пример — кассовая книга;
  • систематические — в таких документах информация вносится в разрезе счетов бухучета, это главная книга, шахматная ведомость;
  • синхронистические — отдельный вид документов, в которых объединены принципы отражения бухданных систематических и хронологических РБУ, то есть в такие документы информацию вносят в разрезе счетов в хронологическом порядке. Примером являются любые журналы-ордера.

По объему содержащейся бухинформации:

  • аналитические — РБУ, для которых предусматривается детализация в разрезе одного счета по аналитическим показателям: в разрезе объектов ОС и МЗ, по материально ответственным лицам, номенклатурам, местам хранения и так далее;
  • синтетические — РБУ, в которых информация сгруппирована по счетам бухучета, то есть однотипные операции в денежном выражении отражаются в обобщенном виде (главная книга);
  • комплексные — РБУ, в которых объединены синтетические и аналитические принципы составления, пример — журнал-ордер.

В бухучете предусмотрены и другие классификации РБУ. Например, по формам построения выделяют:

  • односторонние;
  • двухсторонние;
  • шахматные ведомости.

По способу заполнения:

  • заполненные от руки;
  • при помощи печатных машин или компьютера;
  • смешанный способ.

Приведем пример, что такое регистры бухгалтерского учета по форме или внешнему виду документа:

  • ведомость;
  • книга;
  • журнал;
  • карточка.

Весь список регистров бухучета для учетной политики в виде блок-схемы:

перечень регистров бухгалтерского учета для учетной политики

Бюджетный учет

По сути, содержание учетных регистров является индивидуальным для каждого экономического субъекта: организации самостоятельно разрабатывают и утверждают бухрегистры, которые будут использоваться в учете. Такое правило определено в законе № 402-ФЗ. Но есть исключения. Для государственных и муниципальных учреждений бланки разрабатываются и рекомендуются вышестоящими министерствами и ведомствами. Например, Министерством финансов России либо органами исполнительной власти.

Бюджетники работают по унифицированной документации. Бланки закреплены в Приказе Минфина № 52н. Действующий перечень:

Журнал операций с безналичными денежными средствами

Журнал расчетов с подотчетными лицами

Журнал расчетов с поставщиками и подрядчиками

Журнал расчетов с дебиторами по доходам

Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов

Журнал по прочим операциям

Иные формы документов, предусмотренные инструкцией № 157н

Унифицированный бланк журнала операций для учреждений бюджетной сферы

Журнал операций

Бюджетники вправе применять дополнительные бухгалтерские документы, необходимые для систематизации информации о фактах хозяйственной деятельности, полученных ценностях, оформленной документации. Бухрегистры ведут как в специальной программе, так и на бумаге по установленной форме. Разрабатывая дополнительные бланки и формы, следует учитывать обязательные требования к реквизитам учетной документации. Список обязательных реквизитов закреплен в ч. 4 ст. 10 закона № 402-ФЗ, п. 11 инструкции № 157н.

Учет в некоммерческой организации

Бухгалтерские документы НКО, как и организаций коммерческого сектора, унифицированных форматов не имеют. Каждый экономический субъект самостоятельно разрабатывает структуру учетной документации, а правильность отражения хозяйственных операций в регистрах обеспечивают те лица, которые их составили и подписали.

В Приказе Минфина № 94н приводится перечень бухрегистров для организации:

Движение наличных в кассе организации за отчетный период

Безналичные операции, движение денежных средств по расчетным счетам

Операции на специальных банковских счетах компании

Займы и кредиты, классифицированные по срокам обращения (краткосрочные и долгосрочные)

Аналитика операций по расходам предприятия

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Расчеты с подотчетниками

Расчеты с покупателями, с бюджетом, дебиторами, кредиторами

Отражение операций по внутрихозяйственным расчетам

20, 21, 23, 25, 26, 29, 69, 70, 94, 96, 97

Журнал учета расходов на основное производство с кредитом соответствующих счетов (операции по ОПР, ОХР, заработная плата персонала, страховые взносы и налоговые отчисления, вспомогательное производство и так далее)

40, 41, 43, 45, 46, 62, 90

Отражение информации о готовой продукции, реализации, прямых продажах

Сведения о целевом финансировании

Операции с основными фондами, начисление амортизации, взносы в уставный капитал

Сведения о сельскохозяйственных операциях

Результаты деятельности (прибыль, убытки, нераспределенная прибыль, убытки)

Вложения во внеоборотные активы. Оборудование, предназначенное для установки и монтажа

Как утвердить регистры для работы

Разберемся, как утвердить выбранные бланки. Порядок действий зависит от того, какие формы документации решено использовать в работе.

Вариант № 1. Работаем по унифицированным формам.

Учреждениям государственного сектора допустимо прописать в учетной политике, что для работы будут использоваться бланки и унифицированные формы, утвержденные Приказом Минфина № 52н. Прикладывать образцы не обязательно, допустимо только перечислить наименование журналов, применяемых для работы, с указанием их кодов по ОКУД.

Вариант № 2. Применяем собственные формы.

Если организация применяет самостоятельно разработанные бухрегистры, то такие документы необходимо перечислить в тексте учетной политики, в соответствующем разделе. Затем оформить каждый из используемых документов в виде приложения к учетной политике. Там же прописывают, какие регистры бухучета надо обязательно распечатывать.

Даже если регистры будут составлять в электронном виде и подписывать ЭЦП, утвердить образцы необходимо. При проверке контролеры затребуют приказ или распоряжение об утверждении учетных регистров (учетную политику и приложения к ней).

Образец бухгалтерского регистра

Рассмотрим самый распространенный образец регистров бухгалтерского учета в учетной политике — главную книгу. Операции записываются в разрезе счетов методом двойной записи. Если какой-то счет не задействован, записи по нему не ведутся. Выглядит это так:

Главная книга

1. Утвердить прилагаемое Положение об учетной политике центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов.

2. Установить, что настоящий приказ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

3. Признать утратившими силу следующие приказы ФССП России:

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Савенко И.Г.

приказом ФССП России

Положение

об учетной политике центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов

I. Общие положения

1.1. Положение об учетной политике центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов (далее - Учетная политика) устанавливает способы ведения бюджетного учета в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов и разработано в целях организации и обеспечения непрерывности ведения бюджетного учета, формирования документированной систематизированной информации об объектах бюджетного учета и составление на ее основе достоверной бюджетной отчетности.

1.2. Бюджетный учет в ФССП России осуществляется в соответствии: с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

с приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний

(далее - Приказ № 65н);

с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами ФССП России, регулирующими вопросы бюджетного учета, и настоящим Положением.

1.3. Все приложения к настоящей Учетной политике, раскрывающие особенности её применения, являются неотъемлемой частью настоящей Учетной политики и обязательны для применения. Иные распорядительные документы не должны противоречить настоящей Учетной политике.

II. Порядок организации бюджетного учета в ФССП России

2.1. Ведение бюджетного учета в ФССП России осуществляется учетно­расчетным отделом Управления делами (далее - учетно-расчетный отдел); в части ведения бюджетного учета денежных средств, зачисляемых на лицевой счет № 05951А91250 по учету средств, поступающих во временное распоряжение, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства (далее - счет подразделения судебных приставов), и администрирования доходов, закрепленных за Федеральной службой судебных приставов - Управлением по исполнению особо важных исполнительных производств.

2.2. Для отражения фактов хозяйственной жизни по поступлению и выбытию активов создается постоянно действующая комиссия. Состав комиссии по поступлению и выбытию активов утверждается приказом ФССП России.

При необходимости к работе комиссии могут быть привлечены эксперты, привлеченные на добровольных началах.

2.3. Отражение операций при ведении бюджетного учета в ФССП России осуществляется в соответствии с Рабочим планом счетов бюджетного учета (приложение № 1).

Кроме забалансовых счетов, утвержденных в Инструкции № 157н, ФССП России применяет дополнительные забалансовые счета, утвержденные в Рабочем плане счетов.

Порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета определен Инструкцией № 162н и настоящей Учетной политикой.

Для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, оформляются учетные документы с обязательным указанием следующих реквизитов: наименование документа, дата составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение и правильность оформления учетных документов, личные подписи указанных лиц (с расшифровкой).

В целях обеспечения полноты отражения в бюджетном учете информации об активах, обязательствах и фактах хозяйственной жизни, в том числе с учетом особенностей автоматизированной обработки учетной информации, в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы документа, могут включаться дополнительные реквизиты (данные).

Операции, для которых не предусмотрено составление унифицированных форм первичных документов или форм первичных документов, разработанных организацией, оформляются бухгалтерской справкой (форма по ОКУД 0504833)[1]. При необходимости к бухгалтерской справке (форма по ОКУД 0504833) прилагается расчет и (или) оформленное в установленном порядке профессиональное суждение лица, ответственного за организацию бюджетного учета. Подобным образом оформляются, в том числе операции по изменению стоимостных оценок объектов учета при досрочном расторжении договоров пользования, реклассификации объектов учета.

2.5. К учету принимаются первичные учетные документы, составленные на русском языке.

Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык, который может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и федеральным государственным гражданским служащим ФССП России, владеющим соответствующим иностранным языком, под его ответственность за правильность данного перевода.

Переводы составляются на отдельном документе, заверяются подписью лица? составившего перевод, и прикладываются к первичным документам.

Если документы на иных языках составлены по типовой форме (идентичны по количеству граф, их названию, расшифровке работ и т.д. и отличаются только суммой), то в отношении их постоянных показателей достаточно однократного перевода на русский язык. В последующем переводить нужно только изменяющиеся показатели данного первичного документа.

2.6. Поступившие в учетно-расчетный отдел первичные учетные документы обязательно подвергаются проверке как по форме (полнота и правильность оформления первичных учетных документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей).

Заполнение учетных документов и (или) регистров бюджетного учета на бумажных носителях осуществляется с помощью компьютерной техники или смешанным способом.

Автоматизация бюджетного учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по. всем разделам учета с составлением баланса в соответствии с рабочим планом счетов бюджетного учета и осуществляется с использованием программного комплекса.

В условиях комплексной автоматизации учета, данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и выводятся на бумажные носители - выходные формы документов.

В целях обеспечения сохранности электронных данных бюджетного учета и отчетности на сервере ежедневно производится сохранение резервных копий базы.

С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной цифровой подписи осуществляют электронный документооборот по следующим направлениям:

- система удаленного финансового документооборота с Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства.

- передача сведений в территориальный орган Росимущества;

2.8. Контроль первичных документов проводят сотрудники учетно-расчетного отдела в ходе осуществления внутреннего финансового контроля.

Движение первичных учетных документов в бюджетном учете (оформление факта хозяйственной жизни, порядок, сроки передачи (принятия) к учету, обработка, передача в архив) регламентируется Графиком документооборота.

Ответственность за соблюдение Графика документооборота, а также за своевременное и качественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бюджетном учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

Первичные учетные документы, поступившие в учетно-расчетный отдел более поздней датой, чем дата их выставления, и по которым не создавался соответствующий резерв предстоящих расходов, отражаются в учете в следующем порядке:

- при поступлении документов более поздней датой в этом же месяце факт хозяйственной жизни отражается в учете датой выставления документа;

- при поступлении документов в начале месяца, следующего за отчетным (до закрытия месяца и представления отчетности), факт хозяйственной жизни отражается в учете датой выставления документа;

- при поступлении документов в следующем месяце после даты закрытия месяца факты хозяйственной жизни отражаются в учете датой получения документов (не позднее следующего дня после получения документа);

- при поступлении документов в следующем отчетном квартале (году) до представления отчетности факты хозяйственной жизни отражаются последним днем отчетного периода;

- при поступлении документов в следующем отчетном квартале (году) после представления отчетности факты хозяйственной жизни отражаются датой получения документов (не позднее следующего дня после получения документа).

2.9. Проверенные и принятые к учету первичные учетные документы систематизируются по датам совершения операции (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в регламентированных Инструкцией № 157н регистрах бюджетного учета с учетом следующих особенностей:

Читайте также: