Если повестка пришла по почте можно не являться в военкомат

Обновлено: 04.07.2024


По мнению одного из адвокатов, позиция ВС соответствует последним тенденциям судебной практики по данной категории дел: судебный орган не терпит формального подхода к вопросу ограничения прав человека, учитывая санкцию, налагаемую в такой ситуации на основании заключения призывной комиссии. Второй подчеркнул, что законодательство, регулирующее порядок призыва на военную службу и примененное в данном деле, не может быть истолковано двояко.

В августе 2016 г. отдел военного комиссариата по г. Златоусту и Кусинскому району Челябинской области получил письмо от вуза, в котором указывалось на отчисление Денисюка в связи с завершением обучения с 29 августа того же года. Отмечалось также, что он подлежит призыву на военную службу.

10 апреля 2019 г. Денисюк обратился в военкомат с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением 6 июня 2018 г. возраста 27 лет. По итогам заседания призывной комиссии было принято решение о признании Евгения Денисюка не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислении в запас.

Молодой человек обратился в Златоустовский городской суд Челябинской области с административным исковым заявлением о признании заключения призывной комиссии Златоустовского городского округа Челябинской области от 9 апреля 2019 г. незаконным и возложении на нее обязанности рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении истца в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву в связи с достижением возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 28 и абз. 6 п. 1 ст. 52 Закона о воинской обязанности, а также о выдаче военного билета.

Истец пояснил, что от призыва не уклонялся, его место проживания и регистрации военкомату было известно, мероприятия по организации призыва в отношении него не осуществлялись, повесток о явке на заседание призывной комиссии он не получал. Поскольку, по мнению истца, он не прошел военную службу по призыву по независящим от него основаниям, решение призывной комиссии является незаконным и нарушает его права.

Златоустовский городской суд Челябинской области удовлетворил иск частично: признал заключение призывной комиссии незаконным и обязал ее принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Отменяя судебный акт первой инстанции в данной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, Челябинский областной суд исходил из того, что Денисюк, являясь призывником, действовал вопреки ст. 10 Закона о воинской обязанности и не уведомил военкомат в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства, временного пребывания, а также не сообщил об окончании обучения в аспирантуре и соответствующем отчислении.

Кроме того, апелляционная инстанция, сочтя указание в удостоверении подлежащего призыву на военную службу гражданина о явке в военный комиссариат вызовом в орган, осуществляющий воинский учет, пришла к выводу, что Евгений Денисюк был уведомлен о необходимости явки в военкомат после прекращения срока действия отсрочки, но не явился в установленный срок для осуществления подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом, что привело к тому, что он не прошел военную службу по призыву без законных оснований. У районного суда, по мнению апелляции, также не имелось оснований для принятия в качестве надлежащего доказательства предоставленного административным ответчиком письма вуза об отчислении призывника из учебного заведения в связи с отсутствием сведений о получении данной справки военным комиссариатом. Вторая инстанция заключила, что призывной комиссией принято законное и обоснованное решение о признании Денисюка не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции оставил апелляционное определение в силе.

Не согласившись с решением кассации, Евгений Денисюк обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой. Изучив материалы дела, ВС заметил, что установленные судом первой инстанции обстоятельства свидетельствуют о том, что призывник не прошел военную службу по независящим от него причинам.

Кроме того, подчеркнула высшая инстанция, ошибочным является утверждение апелляционного суда о том, что первой инстанцией неправомерно принято во внимание письмо вуза об отчислении заявителя в связи с отсутствием сведений о получении данного письма военным комиссариатом, поскольку оно было представлено суду вместе с иными документами личного дела призывника самим административным ответчиком, не отрицающим факт ее получения адресатом.

Таким образом, ВС отменил судебные акты апелляции и кассации в части отказа в удовлетворении административного искового заявления о признании заключения призывной комиссии незаконным и возложении на нее обязанности принять решение в соответствии с законодательством РФ и оставил в силе решение первой инстанции. В остальной части апелляционное и кассационное определения были оставлены без изменения.

Адвокат добавил, что такие ситуации возникают на практике довольно часто: военкоматы пытаются переложить на граждан обязанность следить за наличием оснований для отсрочки, хотя в силу требований п. 18 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, контроль наличия оснований для отсрочки или освобождения от призыва возложен на военного комиссара. Судебные органы, в свою очередь, исправляют ошибки как призывных комиссий, так и нижестоящих судебных инстанций, подчеркнул эксперт.

По мнению адвоката, при принятии решений апелляционной и кассационной (первой кассацией) инстанциями на судей могло оказывать определенное давление распространенное представление о прохождении военной службы по призыву – якобы призывники сами должны являться в военкомат с требованием о призыве, в противном случае они уклоняются от военной службы.

В заключение Константин Маркин назвал случаи, подобные данному делу, единичными.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Работник был вызван в военкомат повесткой с формулировкой "для прохождения медицинского освидетельствования". Работодателю был предъявлен подлинник повестки. В повестке указано явиться 01.10.2021. По факту (как указано в отметке о пребывании в военкомате) работник был там 07.10.2021 и 08.10.2021.
Обязан ли работодатель оплатить сотруднику эти дни в размере среднего заработка?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель обязан освободить сотрудника для прохождения медицинского освидетельствования от работы, сохранив за ним место работы и выплатив средний заработок за период, который будет указан в подтверждающем документе - в данном случае в повестке военкомата, с указанием отметки о пребывании в военкомате (07.10.2021 и 08.10.2021 года).

Обоснование вывода:
В соответствии с частью первой ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане на время медицинского обследования для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Медицинское обследование по направлению военкомата - государственная обязанность работника. Поэтому работодатель обязан освободить его на это время от работы, сохранив за ним место работы и выплатив средний заработок за период, который будет указан в подтверждающем документе.
Законом не предусмотрен перечень документов, который работник должен представить для освобождения от работы. В любом случае это должны быть документы, подтверждающие период нахождения в медицинском учреждении или военкомате или на военных сборах. Так, это может быть повестка из военкомата, справка о прохождении медицинского обследования по направлению военного комиссариата и др.
Сама по себе повестка не подтверждает фактическое присутствие работника по месту вызова, учитывая, что он может уклониться от явки. Для целей освобождения от работы и оплаты времени нахождения в военкомате необходимо иметь также и подтверждение о времени, в течение которого работник исполнял обязанности, связанные с воинским учетом. В данном случае в повестке как раз указано подтверждение - информация о фактическом пребывании в военкомате 07.10.2021 и 08.10.2021 года.
Для освобождения от работы и выплаты среднего заработка работнику рекомендуется обратиться к работодателю с соответствующим заявлением, приложив к нему документ, подтверждающий привлечение работника к выполнению государственных обязанностей. Работодателю после получения от работника заявления и документов необходимо будет оформить приказ об освобождении работника от работы на определенный срок. Унифицированной формы такого документа нет, поэтому оформляется он произвольно.
Несмотря на то что средний заработок за время исполнения обязанностей по воинскому учету исчисляет и выплачивает работодатель, соответствующие расходы осуществляются за счет средств федерального бюджета (часть вторая ст. 170 ТК РФ, подп. 2 п. 2, п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила).
Для получения компенсации работодателю, понесшему соответствующие расходы, следует обратиться в военный комиссариат с заявлением о компенсации затрат, в котором указываются сведения о размере фактических расходов и банковские реквизиты счета для перечисления компенсации (п. 5 Правил). Сведения предоставляются на официальном бланке организации, документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации. Для подтверждения расходов представляются заверенные в установленном порядке копии подтверждающих документов, в данной ситуации - копии табеля учета рабочего времени, расчета среднего заработка, платежной ведомости и названных выше документов, представленных работником.

18 октября 2021 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны являться в установленные время и место по вызову (повестке) военного комиссариата (обособленного подразделения) по месту жительства или иного органа, осуществляющего воинский учет.

Оповещение граждан об их явке на призыв проводится в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов. Сроки явки граждан на мероприятия по призыву указываются в повестках.

Вручение повесток гражданам под расписку не позднее чем за 2 дня до назначенного срока явки на мероприятия по призыву (в военный комиссариат, на призывной (сборный) пункт) возлагается на организации, местные исполнительные и распорядительные органы, в которых ведется персонально-первичный учет призывников, учреждения образования, а также они вручаются по месту работы граждан.

Вручение гражданам повесток работниками военных комиссариатов (обособленных подразделений военных комиссариатов) осуществляется независимо от срока явки на мероприятия по призыву (в военный комиссариат (обособленное подразделение военного комиссариата)).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве, обязаны:

явиться по повесткам или направлениям военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, в военный комиссариат (обособленное подразделение), на медицинское освидетельствование, медицинское обследование, заседание призывной комиссии (к военному комиссару), для отправки в воинские части для прохождения военной службы, службы в резерве (получения предписания для убытия к месту военной службы), получения направления в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства, а также находиться в военном комиссариате (обособленном подразделении), на призывном (сборном) пункте до отправки их к месту военной службы, службы в резерве, получения направления в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства;

получить повестки или направления военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, под расписку.

Оповещение граждан, подлежащих призыву на военную службу, службу в резерве, не получивших повесток или направлений военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, о необходимости их явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве, осуществляется заказным письмом по их месту жительства с уведомлением о его вручении и считается надлежащим.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве, не явившиеся на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве по повесткам или направлениям военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, обязаны в течение пяти рабочих дней со дня окончания обстоятельств, препятствовавших их явке на указанные мероприятия, прибыть в военный комиссариат (обособленное подразделение), в котором состоят на воинском учете, и представить документы, подтверждающие причины неявки.

Граждане, не явившиеся без уважительных причин в место и срок, указанные в повестках или направлениях военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, нарушившие обязанности по воинскому учету, уклоняющиеся от мероприятий по призыву на воинскую службу, либо от явки на сборы или занятия и учебные сборы, либо от воинского учета или отказавшиеся от получения повесток или направлений военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке или направлению военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, являются:

увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание гражданина, связанные с утратой им трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией (военным комиссаром, руководителем обособленного подразделения)) или судом.

Причины неявки должны быть подтверждены документами соответствующих органов.

Вам надлежит к _______ часам ______________________ прибыть в ___________________________________________,
(дата) (наименование военного комиссариата (обособленного подразделения военного комиссариата)
кабинет № ________ по адресу: ____________________________________________________________________________
для ____________________________________________________________________________________________________
При себе необходимо иметь удостоверение призывника, документ, удостоверяющий личность, настоящую повестку, а также ___________________________________________
Вы обязаны выполнить требования, указанные на обороте повестки. При невозможности явки в указанный срок прошу сообщить об этом по телефону _____________________

_____________________________________________________________________________
(Наименование должности военного комиссара
(руководителя обособленного подразделения военного комиссариата)
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
(воинское звание, подпись, инициалы, фамилия)

Повестку на ________________________________ о явке в ______________________________________________
(фамилия, инициалы) (наименование военного комиссариата
____________________________________ для призыва к ______ часам ____________________
(обособленного подразделения) (дата)
получил в _____ часов ______________________ ______________________________
(дата) (подпись, инициалы, фамилия)

1. Прибыть точно в срок, указанный в повестке, для прохождения мероприятий по призыву на срочную военную службу, службу в резерве.

2. Иметь при себе указанные в повестке документы.

3. Уважительными причинами неявки гражданина по повестке являются:

увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание, связанное с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от его воли;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией (военным комиссаром) или судом.

Причины неявки должны быть подтверждены документами, выданными соответствующими органами.

4. В случае неявки без уважительных причин Вы будете привлечены к уголовной ответственности согласно статье 435 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Правила вручения повестки в военкомат

Мужчина после достижения призывного возраста (совершеннолетия) обязан отслужить 1 год в армии. Прежде чем наступит этот момент, приходит повестка. Она утверждена министром обороны, имеет стандартную форму и вручается в 2021 году по следующим правилам:

  • лично в руки гражданина, который должен за нее расписаться;
  • нижняя часть документа подшивается в военкомате к личному делу;
  • верхняя часть повестки остается у призывника.

На заметку!

Только с соблюдением этих правил считают, что гражданин уведомлен. Следовательно, если повестку получила мама, то она не имеет никакой силы.

В каких случаях можно не являться в военкомат по повестке

Ответственность за неявку по повестке в военкомат на медкомиссию

Неявка может быть по нескольким причинам. Ниже рассмотрены некоторые из них:

  • смерть или болезнь матери, отца или опекунов, бабушки, дедушки, родных сестер или братьев, жены, сына, дочери;
  • болезни или травмы, которые связаны с потерей способности работать;
  • какие-либо препятствия, которые не зависят от военнообязанного, к примеру: катаклизмы или форс-мажоры;
  • другие причины, которые признает уважительными комиссия или суд.

В остальных случаях неявку считают неуважительной. В этом случае возможна административная или уголовная ответственность.

Что будет, если не прийти в военкомат по повестке

Неявка по повестке в военкомат по вызову военного комиссариата без причины (которая описывалась выше) согласно КоАП РФ Ст. 21.5, обернется для призывника такими последствиями как предупреждение или наложение административного денежного взыскания в размере от 500 до 3 тыс. руб.

Также предусмотрена административная ответственность. За неявку на сборы она представляет собой денежные взыскания в размере от 100 до 500 руб. При злостном уклонении — от 2 до 5 ежемесячных выплат. Отсутствие на медкомиссии без причины влечет за собой административную ответственность. Это тоже неприятно.

Часто задается вопрос, несет ли за собой последствия неявка на медкомиссию во время отсрочки. Не несет, так как военкомат не имеет права в это время ни призывать гражданина на службу, ни заставлять его проходить освидетельствование.

Уголовная ответственность

Ответственность за неявку по повестке в военкомат на медкомиссию

Статья 328 УК РФ гласит, что также есть уголовная ответственность за неявку. Предусмотрена она в таких случаях:

  • призывник систематически игнорирует вызовы в военкомат;
  • военнообязанный отказывается подписывать и принимать повестки;
  • гражданин отказывается от получения направления на медицинское освидетельствование;
  • была произведена подделка документов о непригодности к службе;
  • имела место быть неявка на медкомиссию.

Тогда ситуация оборачиваются совершенно другим образом. Помимо штрафов, которые кстати могут составлять до 200 тыс. руб., и наказания принудительными работами до 2 лет, могут арестовать виновника до 6 месяцев и лишить свободы сроком до 2 лет.

На заметку!

В большинстве случаев обходятся только денежными взысканиями. В случае смягчающих обстоятельств, таких как признание вины, ухудшение здоровья и т. д., они могут составить 15-30 тыс. руб.

Административная ответственность

В случае, если призывник в первый раз не является в военкомат после вручения повестки, то состава уголовного преступления нет. Причины для наказания следующие:

  • неприбытие призывника без какой-либо на то причины в назначенное время и место;
  • неприбытие по месту нахождения в назначенное время для регистрации;
  • неявка на медицинское освидетельствование;
  • преднамеренная порча или уничтожение, а также потеря военного билета.

Но на виновника могут возбудить административное дело по статье 21.5 и 21.6 КоАП РФ. Либо же выносят предупреждение, происходят денежные взыскания (100-500 руб.).

Отказ от получения повестки

  1. Формальными (рассылаются с целью получения информации). Их можно игнорировать, но лучше не стоит, чтобы не было проблем в будущем.
  2. Юридическими (явка обязательна).

Если доставленный по всем правилам документ наотрез отказываются получать, то составляют акт о том, что призывник отказался от повестки. После этого он становится уклонистом и начинает платить штрафы.

На заметку!

В случае далеко не первого отказа, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы.

Безусловно, каждый мужчина обязан пройти службу в армии, тем более если учитывать все наказания, предназначенные для уклонистов и военнообязанных, которые не соблюдают правила призыва. Тем более учитывают тот факт, что в дальнейшем трудоустройство и отсутствие сроков за уклонение от службы сыграют благоприятную роль в жизни.

Читайте также: