В чем особенности правоприменительной деятельности

Обновлено: 18.05.2024

Правоприменение - это не одна из форм реализации права, а особый тип осуществления права, который, в свою очередь, имеет свои формы. Как справедливо замечают некоторые ученые, правоприменение нельзя ставить в один ряд с использованием, исполнением и соблюдением.

Применение права - это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками:

- осуществляется компетентными органами государства;

- имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения;

- требует профессиональных знаний и навыков;

- осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний;

- является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ee цель - удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества;

- осуществляется в процессуальных формах.

Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права:

- к использованию (например, получение жилой площади малоимущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами);

- исполнению (например, призыв в армию);

- соблюдению (например, совершение правонарушения).

Различают следующие четыре формы правоприменения:

1. Конкретизация (правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имеющееся у субъекта права субъективное право).

2. Контроль (содержание правоотношения должно подвергнуться предварительной проверке со стороны исполнительного органа).

3. Разрешение споров.

4. Наложение санкций.

- исполнительно-распорядительный. K нему относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль, которые выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах;

- правоохранительный. Здесь идет речь о таких формах правоприменения, как рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения, осуществляемых правоохранительными органами, компетентными в этой сфере, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенных от любого давления или угроз. [153]

Правоприменительные акты являются результатом применения права.

Акты применения права - это акты-документы, в которых формально закрепляются индивидуально-конкретные государственновластные решения компетентных органов по юридическому делу.

Акты правоприменения не только являются разновидностью правовых актов, но и имеют свои отличительные признаки:

- издаются государственно-властными компетентными органами;

- имеют государственно-властный характер;

- обязательны для исполнения;

- содержат индивидуально-конкретные предписания;

- рассчитаны на однократное (одноразовое) применение;

- обеспечиваются силой государственного принуждения.

Классификация правоприменительных актов может быть проведена

по многим признакам:

1. По субъектам принятия: акты исполнительных органов (например, акт о призыве на военную службу, диплом о присвоении звания профессора) и акты правоохранительных органов (постановление о возбуждении уголовного дела, об отказе в приеме заявления к производству).

2. По основнъш направлениям деятельности государства: в области экономики (например, о выделении дотации Республике Тыва), военного дела (о предоставлении отсрочки на военную службу), культуры (о создании Центра российско-казахской дружбы и др.), охраны правопорядка (о наложении штрафа за превышение скорости и т. д.).

3. По характеру индивидуального предписания: регулятивные, направленные на закрепление, оформление, реализацию правомерных действий (например, о назначении на должность) и охранительные, направленные на охрану прав и законных интересов субъектов права (о назначении предварительного слушания дела и проч.).

4. По процедуре принятия: коллегиальные (например, решение Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России о присвоении ученой степени) и единоличные (указ о назначении министром и др.).

5. По времени действия: акты однократного действия (например, о создании комиссии по празднованию юбилея города) и длящегося действия (о регистрации юридического лица и др.).

6. По значению - , основные (судебное решение), вспомогательные (определение о приобщении материалов к делу и т. п.) и дополнительные (протокол судебного заседания и т. д.).

Особой характеристике подлежат правоприменительные акты, издаваемые судебными органами. Осуществление судебной власти возложено на совокупность судебных органов — от самых низовых до верховных. Совокупность судов именуется юстицией (лат. justitia - справедливость), деятельность судов по разрешению правовых конфликтов - юрисдикционной деятельностью (правосудием), а предметная и пространственная сфера этой деятельности - юрисдикцией (лат. juridictio - судебное разбирательство, судебный округ). Осуществление юрисдикционной деятельности и есть главная задача судебных органов.

Юрисдикционная деятельность должна быть правосудной, т.е. основываться на праве и заканчиваться вынесением подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Социальная роль судебной власти состоит в утверждении господства права в обществе.

Факторы влияющие на правосудие:

- политические тенденции в стране;

- изменившиеся социальные условия;

- материалы судебных решений по аналогичным делам;

- мнения других судей;

- мнение иерархических судебных инстанций. [155]

Судебное правоприменение выполняет также функцию индивидуального регулирования, т. e. использование в его процессе средств саморегулирования (оценочных понятий, альтернативных, факультативных норм и т.

Из трех ветвей власти, существующих в обществе, судебная - самая слабая в том смысле, что она не опирается на волеизъявление избирателей и не может найти у них поддержки. Она не располагает значительными финансовыми и силовыми средствами, как исполнительная власть. Сила судебной власти имеет нематериальный характер и состоит в уважении цивилизованного общества к праву и суду.

Процессуальная форма вынесения судебных решений значительно отличает судебное правоприменение от исполнительно-распорядительного (административного).

Юрисдикционный процесс делится на этапы. Их выделяют, скорее, в теоретических целях для углубленного анализа и изучения. B практической деятельности они переплетаются и обусловливают друг друга.

Этапы судебного процесса - это урегулированные процессуальными предписаниями относительно обособленные во времени и в пространстве, совершенные в определенной последовательности юридически значимые действия суда, связанные с разрешением юридических дел, вынесением судебных решений и их обжалованием.

Обобщенная схема судебного производства такова.

Первый этап — принятие дела к производству. Здесь проводится проверка законности и обоснованности действий органов следствия по возбуждению и предварительному расследованию или предпринимаются действия для обеспечения правильного и своевременного разрешения спора. Наличие подготовительной стадии — особенность именно судебного процесса. Дело в том, что сама по себе судебная процедура очень сложна и дорого обходится налогоплательщикам, а потому прежде чем ее затевать, надо решить, имеется ли все необходимое для ее проведения.

Второй этап — судебное разбирательство. Это решающий этап судебного процесса. Здесь детально разбирается и решается юридическое дело по существу. Общая схема действий суда такова:

1. Анализ фактических обстоятельств дела (сбор доказательств, их систематизация, выявление между ними противоречий).

2. Выбор нормы права, или юридическая квалификация, которая включает:

- выбор отрасли права;

- установление подлинности текста судебного документа;

- наличие специальных, исключительных норм;

- проверку действия нормы (во времени, в пространстве и по кругу лиц);

- разрешение коллизий между нормами права;

3. Толкование нормы права.

4. Вынесение решения, т. e. умозаключения, в котором факты подводятся под нормы права.

Третий этап — обжалование судебных актов. Порядок обжалования детально описан в законе. Он имеет многоступенчатый характер (апелляционное, кассационное, надзорное производство), поскольку судебные дела связаны с жизненно важными интересами граждан. Поэтому любая дополнительная проверка дела пойдет на пользу.

Неукоснительное соблюдение порядка рассмотрения судебных дел - залог вынесения правосудных решений.

Перечень судебных актов довольно значительный. Вот почему их следует классифицировать. B качестве классификационного критерия выберем значимость актов (или выполняемые ими функции) в судебном процессе:

1. Основные судебные акты - судебные решения и приговоры. Им принадлежит особая роль в связи с тем, что ими разрешается правовой казус по существу.

2. Вспомогательные судебные акты - акты, сопровождающие различные действия суда. Они фиксируют суждения суда по отдельным вопросам, которые возникают в процессе рассмотрения юридического дела (например, отложить дело, приостановить его, прекратить судебное

производство). B уголовном процессе они облекаются в форму постановлений, в гражданском процессе - в форму определений.

3. Дополнительные акты - судебные акты, сопровождающие судебное производство (протоколы судебного заседания, вопросный лист присяжным заседателям и др.). Нет никакого основания умалять значение этих судебных актов, поскольку порой в них содержится информация, влияющая на исход дела.

Наиболее внушительны с точки зрения количества и разнообразия акты уголовного судопроизводства — постановления суда.

Они используются в уголовном процессе, где речь идет о применении репрессивных мер, поэтому для контроля над действиями суда важно иметь о них полную информацию,

Прежде всего, судебному решению свойственны все черты актов суда первой инстанции, разновидностью которых оно является: вступив в законную силу, они должны быть исполнены, в том числе принудительно.

Следующая задача судопроизводства — укрепление законности и правопорядка. Судебное решение и приговор, восстанавливая нарушенные права и обеспечивая наказание за совершенное деяние, восстанавливают, а значит, и укрепляют законность в государстве.

Еще одна задача, которую выполняют судебные акты, - предупреждение правонарушений. Если судебный акт справедлив, он не вызовет озлобления ни у того, в отношении кого он вынесен, ни у граждан, получивших информацию об этом судебном деле. [157]

Требования к содержанию основньѵс судебных актов

Законность — это первое и основное требование, предъявляемое процессуальным законодательством. Законность судебного акта означает, что он вынесен при точном соблюдении норм процессуального нрава и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обоснованность — это следующее важнейшее требование, предъявляемое к содержанию судебных актов. Обоснованность означает, что суд основывает свое решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Судебный акт следует признать обоснованным, когда в нем отражены факты, имеющие значение для данного дела, которые подтверждены проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованию закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании.

Мотивированность — это совокупность мотивов (доводов), объясняющих, как фактические обстоятельства дела и доказательства взаимодействуют с нормами права, содержащимися в законодательных, корпоративных актах, а также в договорах. Это требование, хотя и не является таким жестким, как требование законности и обоснованности при вынесении решения (приговора), и не всегда имеет ощутимые последствия на практике, все же очень важно, если иметь в виду авторитет основных судебных актов. [158]

Справедливость - это кардинальное требование, которое относится не только к судебным актам, но и к праву в целом. Ho если применительно к праву оно имеет абстрактный характер, то в судебном процессе должно обрести конкретное практическое значение.

Справедливость означает равенство, соразмерность содеянного той мере неблагоприятных последствий, которая возлагается на виновного.

Некоторые ученые полагают, что судебное решение (приговор) не может быть качественным, если оно не будет полным. Другие считают это требование излишним, поскольку недостаточность решения можно восполнить вынесением дополнительного решения.

Полнота судебного решения (приговора) означает, что оно должно содержать ответы на все вопросы, имеющие значение для дела.

Под правоприменением понимается осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.

Иногда в литературе правоприменение определяется как особая форма правореализации, которая представляет собой властную деятельность уполномоченных законом субъектов по осуществлению управленческого воздействия на общественные отношения путем издания индивидуально-правовых предписаний и актов.

Данная форма реализации права предусматривает участие государства, которое как бы запрограммировано.

Правоприменение как особая форма реализации права характеризуется следующими особенностями:

1) это властная деятельность, государство управомочивает специальные органы на осуществление данного вида деятельности;

2) она связана с разрешением конкретных ситуаций, требующих профессиональных знаний и навыков. Ими обладают специальные субъекты правоприменительной деятельности. Граждане не являются субъектами данного вида деятельности, так как не наделены властными полномочиями;

3) всегда осуществляется в рамках конкретных правоотношений, но правовое положение сторон в этих правоотношениях различно. Активная роль принадлежит субъекту, обладающему властными полномочиями, которые он использует в интересах другой стороны;

4) осуществляется в определенной процессуальной форме, установленной законодательством;

5) сопровождается вынесением индивидуального акта, который принимается правоприменителем и обязателен к исполнению. Посредством индивидуального акта правоприменитель осуществляет казуальное правовое регулирование общественных отношений. При этом требования абстрактной правовой нормы преобразуются в конкретные правоположения, относящиеся именно к данной ситуации. Таким образом, продолжается процесс правового регулирования, начатый правотворческим органом (должностным лицом). Он дополняется индивидуальным регулированием общественных отношений путем уточнения прав и обязанностей субъектов права, их правового положения и т. д.;

6) правоприменение всегда носит подзаконный (поднормативный) характер, так как осуществляется на основе действующего законодательства и в его пределах.

Реализация права в форме правоприменения возможна при наличии определенных обстоятельств, установленных законом. К числу такого рода обстоятельств и условий относятся:

совершение правонарушения, влекущего применение к правонарушителю определенной меры наказания или воздействия, что может сделать только субъект, имеющий на то соответствующие полномочия;

правоприменительный акт, без которого не может возникнуть соответствующее правоотношение;

обязательный контроль со стороны государства за определенными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий, например нотариальное удостоверение, государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом;

регулирование взаимоотношений в государственных органах, например назначение на определенную должность, снятие с должности;

ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей или наличие препятствий для их реализации;

возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению;

необходимость официального установления наличия (отсутствия) конкретных фактов и квалификации их в качестве юридически значимых, например восстановление прав по утраченным денежным документам на предъявителя, установление лица безвестно отсутствующим;

наличие пробелов в законодательстве, что требует их восполнения;

реализация поощрительных норм в отношении конкретных субъектов;

Выделяют два вида правоприменительной деятельности — оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная деятельность имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу администрацией учреждений, предприятий и др.). Это основной вид организации исполнения велений права и вместе с тем позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов.

Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Специфика правового статуса участника размещения заказа (поставщика)

Специфика правового статуса участника размещения заказа (поставщика) Основной функцией участников размещения заказов является участие в закупочных процедурах с целью заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов или иных гражданско-правовых

68. Литтеральные контракты. Специфика литтеральных контрактов в римском праве

68. Литтеральные контракты. Специфика литтеральных контрактов в римском праве Литтеральный контракт (contractae litteres) — договор, который заключался в письменной форме.Виды литтеральных контрактов: — древнеримские литтеральные контракты.Возникали посредством внесения

119. В чем специфика правового регулирования банковских и страховых отношений в ЕС?

119. В чем специфика правового регулирования банковских и страховых отношений в ЕС? Специфика правового регулирования банковских и страховых отношений в ЕС предопределена особенностями этих отношений, реализующихся на стыке трех из четырех свобод единого рынка.В первую

§ 6.2. Специфика современной российской государственности

§ 6.2. Специфика современной российской государственности Главный признак современной государственности России - ее переход к новому общественному строю, отличительными особенностями которого должны являться:- баланс интересов различных групп, слоев, отдельных

§ 7. Понятие и специфика мониторинга международно-правовых актов Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества

§ 7. Понятие и специфика мониторинга международно-правовых актов Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества Мониторинг относительно новое явление в юридической науке и практике. Вопросами правового мониторинга, в современном понимании этого явления,

Какова специфика обжалования определений суда первой инстанции?

Какова специфика обжалования определений суда первой инстанции? Гражданский процессуальный закон признает специфику жалоб, представлений, подаваемых в связи с определениями суда первой инстанции, не вступившими в законную силу, которые именуются частными в отличие от

Глава 3 Идеологи либерализации, а точнее, криминализации правоприменительной практики, или Господин Бастрыкин А. И.: беспощаден к врагам… терпим к грабителям и ворам

ЧАСТЬ 3 СПЕЦИФИКА

Специфика способов АРС в сравнении с государственным судопроизводством

Специфика способов АРС в сравнении с государственным судопроизводством Специфика способов АРС имеет качественные отличия от государственного судопроизводства. Они выражаются в субъектном составе участников правоотношений (отсутствие, в случае обращения к способам

4.2. Специфика организации органов власти субъектов РФ

4.2. Специфика организации органов власти субъектов РФ В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной

Читайте также: