Если не были разъяснены права понятым

Обновлено: 02.07.2024

Ну вот, опять двадцать пять , - подумают некоторые весьма начитанные автолюбители, и не ошибутся.

Речь пойдет о статье 25.1. КоАП РФ, где в скупом виде перечислены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в данном случае - водителя транспортного средства, остановленного инспектором ДПС).

А дальше, как в том анекдоте, - ". думай, Вася, думай".

Обратите внимание – РАЗЪЯСНЯЮТСЯ, а не перечисляются, как это происходит на практике.

Разъяснение - это более широкое понятие, в частности:

а) Право пользоваться юридической помощью защитника . Инспектор должен разъяснить положения ст. 25.5. КоАП РФ, о том:

- кто и с какого момента может быть допущен в качестве защитника;

- с какого момента водитель получает такое право, т.е. что считать возбуждением дела об административном правонарушении;

- какие права будет иметь защитник, если он будет допущен к участию в деле.

б) Право знакомиться со всеми материалами дела . Инспектор должен разъяснить:

- что содержит это понятие, т.е., включается ли в перечень материалов дела рапорт инспектора, схема правонарушения, фотографии и/или видео с соответствующих носителей, в каком случае и в каком качестве;

- с какого момента любой документ становится частью материалов дела;

- с какого момента, когда, где и каким образом можно будет ознакомиться с такими материалами, в т.ч. на месте составления протокола;

- когда, где и каким образом можно будет получить копии материалов дела и кто их должен изготавливать (копировать и пр.) и удостоверять;

в) Право давать объяснения . Инспектор должен разъяснить и положения ст.26.3. КоАП РФ, в частности:

- с какого момента лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе давать свои объяснения, в какой форме (письменной или устной);

- кто, каким образом и где (в каком документе) должен фиксировать (записывать) такие объяснения;

- ограничивается ли, текстовый или временной объем объяснений;

- какое правовое значение по делу могут иметь такие объяснения;

- может ли водитель давать свои объяснения инспектору в отсутствие защитника, или имеет право предварительно проконсультироваться с таковым;

г) Право представлять доказательств а. Инспектор должен дополнительно разъяснить положения ст. 26.2.Кодекса о доказательствах, в частности:

- что считать доказательством;

- как доказательства устанавливаются, и что к ним относится;

- когда и в какой момент административного производства водитель такое право получает, и как может его реализовать;

д) Право заявлять ходатайства и отводы . Инспектор должен разъяснить и положения статей 24.4., 25.13. КоАП РФ, в частности:

- в какой форме (письменно, устной), в какой момент, и кому могут быть заявлены ходатайства и отводы;

- могут ли они быть заявлены инспектору непосредственно на месте совершения действий по составлению материалов об административном правонарушении;

- какие основания для отвода.

Вот примерный перечень того, что должен РАЗЪЯСНИТЬ инспектор ДПС водителю транспортного средства, которое он остановил для составления протокола и совершения иных административных процедур в отношении водителя.

Часто ли кто из водителей встречался с таким инспектором? Уверен, что для подсчета похожих случаев пальцев и одной руки будет много.

Представляется, что если водители начнут обременять инспекторов ДПС соответствующими вопросами, к тому же излагать их в письменном виде (вопросы можно заранее изготовить дома и возить с собой - на всякий случай), это поможет в большей степени защитить свои права на дороге, и понудит инспекторов ДПС повышать юридическую грамотность, или. не связываться с дотошными водителями.

Хочу заметить, что жизнь строже, чем юридические теории и советы, поэтому в общении с инспектором ДПС нужно быть реалистом, руководствоваться ситуацией, внешними обстоятельствами, своим и чужим опытом, быть вежливым и корректным, действовать строго в рамках закона.


Фото Бориса Мальцева

Кто такой понятой?

В соответствии со ст. 98 Налогового кодекса РФ понятой – это физическое лицо, которое не заинтересовано в исходе дела и задача которого состоит в том, чтобы удостоверить факт совершения проверяющими в его присутствии определенных действий, а также их содержание и результат.

Понятые участвуют в налоговых проверках в следующих случаях:

  1. при производстве осмотра территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и (или) предметов (п. 3 ст. 92 НК РФ);
  2. при производстве выемки документов и (или) предметов у налогоплательщика (п. 3 ст. 94 НК РФ);
  3. при производстве ареста имущества (п. 7 ст. 77 НК РФ).

В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Причем понятых должно быть не менее двух человек (п. п. 2, 3 ст. 98 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственности физического лица за отказ от участия в мероприятии налогового контроля в качестве понятого.

По ходу проведения мероприятия понятые вправе делать замечания, которые обязательно заносятся в протокол (абз. 1 п. 5 ст. 98 НК РФ).

На что следует обратить внимание?

1) Если налоговый орган не привлек к участию в выемке или осмотре понятых, то протокол, который составлен при проведении соответствующего мероприятия, не может использоваться в качестве доказательства. Причем как при вынесении решения по итогам налоговой проверки (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ), так и в суде (ч. 3 ст. 64 АПК РФ). Например, Постановления ФАС Московского округа от 24.07.2009 N КА-А41/6959-09, от 20.04.2009 N КА-А41/2243-09).

2) Фото- или киносъемка, видеозапись при производстве осмотра или выемки не освобождает налогового инспектора от привлечения двух понятых.

3) Не принимается протокол как доказательство и в том случае, если в нем имеется подпись только одного понятого (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.07.2007 N А21-409/2007, от 29.11.2006 N А56-58556/2005, от 02.11.2006 N А56-15090/2006).

4) Не будет допустимым доказательством протокол, в который вносились изменения, если понятыми они не подписаны (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.11.2004 N А79-3216/2004-СК1-3262).

5) Перед началом осмотра или выемки инспектор обязан разъяснить понятым их права, обязанности и ответственность, о чем делается отметка в протоколе осмотра или выемки. Так, в соответствии с п. 5 ст. 98 НК РФ инспектор обязан разъяснить понятым их право делать по поводу произведенных действий замечания.

7) Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов (п. 4 ст. 98 НК РФ). Например, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 09.02.2010 по делу N А75-6187/2009 не принял в качестве надлежащего доказательства протокол осмотра, в котором понятыми были сотрудники налоговой инспекции. Суд отметил, что все сотрудники инспекции, даже не будучи должностными лицами, находятся в служебной зависимости от руководителя налогового органа. Поэтому не исключается вероятность заинтересованности этих лиц в результатах осмотра.

Аналогичное мнение арбитражных судов содержится в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 28.06.2007 N Ф04-4058/2007(35465-А46-27), ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2007 N А05-9810/2006-34).

Причем указанный запрет касается всех сотрудников налогового органа, в том числе персонала, который обеспечивает работу проверяющих (например, водителей). К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 06.06.2007 N А21-7086/2006. Представляется, что этот запрет также распространяется на стажеров и студентов, проходящих преддипломную практику в налоговых органах, потому что от их исполнительности зависит, какую характеристику напишет им их куратор-инспектор.

8) Если вопрос об участии налоговых инспекторов решен на уровне НК РФ, то к вопросу о привлечении работников налогоплательщика или его самого в качестве понятых арбитражные суды подходят неоднозначно.

Например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 24.08.2009 по делу N А13-5138/2008 не принял довод инспекции о том, что работник налогоплательщика может быть привлечен в качестве понятого. Таким образом, Суд установил осмотр фактически производился в присутствии только одного понятого, что является основанием для признания протокола осмотра ненадлежащим доказательством.

ФАС Московского округа в постановлении от 03.12.2010 N КА-А40/15062-10 по делу N А40-6293/10-13-36 указал, что приглашенные в качестве понятых работники налогоплательщика являлись заинтересованными лицами и не могли быть понятыми. Следовательно, осмотр производился при отсутствии понятых и протокол такого осмотра не является надлежащим доказательством.

ВАС РФ в определении от 14.12.2007 N 16389/07 установил, что протокол осмотра составлен с привлечением двух понятых, одним из которых был сам налогоплательщик-предприниматель. Суд указал, что привлечение в качестве понятого проверяемого налогоплательщика недопустимо.

Вместе с тем ранее ФАС Московского округа в постановлении от 18.07.2003 N КА-А40/4842-03 указал, что работники налогоплательщика могут выступать понятыми. В том числе это касается и сотрудников, которые занимают значимые должности. Например, заместитель главного бухгалтера. Работники проверяемого налогоплательщика не являются заинтересованными, поскольку не находятся в подчинении у налогового органа и не могут повлиять на его действия.

При вызове понятого на допрос он приобретает статус свидетеля, а, следовательно, соответствующие права и обязанности (ст. 90 НК РФ).

Обратите внимание, что участие понятых исключает физическое и психологическое воздействие должностных лиц налоговых органов на налогоплательщика. Если же все таки подобные действия имели место при производстве осмотра, выемки или ареста имущества, то понятые могут быть вызваны на допрос по Вашей инициативе и допрошены в качестве свидетелей в суде.

10) Не редко возникают ситуации, когда в ходе судебного разбирательства выясняется, что понятой в силу невменяемости, возраста, состояния слуха, зрения, не знания языка, на котором проводится процессуальное действие не мог адекватно воспринимать происходящее. Участие таких лиц в качестве понятых тоже может быть веским основанием для отвода доказательств, которые получены в ходе соответствующего мероприятия налогового контроля.

В заключение следует отметить, что отсутствие понятых при проведении мероприятий налогового контроля в ходе налоговой проверки не является безусловным основанием для отмены решения, которое принято по ее итогам. Ведь таким основанием может быть только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Обязательное участие понятых предусмотрено не только в Налоговом кодексе РФ, но и в Уголовно-процессуальном, Таможенном кодексах и Кодексе об административных правонарушениях России. Соответственно, рекомендации, изложенные в настоящей статье применимы при отстаивании своих прав, как в налоговом, так и в уголовном, таможенном и административном процессе.

АКЦИЯ ГОДА

Обыск производится на основании постановления следователя, а обыск в жилище на основании судебного решения. До начала обыска следователь, дознаватель (либо орган дознания по поручению следователя, дознавателя) обязан предъявить постановление о производстве обыска либо соответствующее судебное решение, разрешающее его производство.

Какие Ваши дальнейшие действия?

Внимательно ознакомьтесь с данным документом, а также выпишите из него следующие сведения:

  • дата постановления или судебного решения;
  • фамилия и инициалы должностного лица, вынесшего данное постановление или судебное решение;
  • номер уголовного дела;
  • краткое содержания оснований производства обыска;
  • адрес места производства обыска.

Вышеуказанные сведения будут нужны при дальнейшем обжаловании действий должностных лиц, проводивших обыск.

ВАЖНО! Обратите внимание на то, соответствует ли адрес, указанный в постановлении, адресу, по которому должностные лица планируют проведение обыска. Если адрес не верный, Вы вправе не допустить должностных лиц до проведения обыска в Вашем жилище.

Обыск проводится с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. При этом понятыми не могут быть: несовершеннолетние; участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники; сотрудники правоохранительных органов, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

Перед началом обыска Вам и другим участвующим лицам должны быть разъяснены права, обязанности, ответственность, а также порядок производства обыска. Если вышеуказанные разъяснения не были сделаны, то необходимо внести в протокол обыска соответствующее замечание и отказаться от подписи под графой, содержащей сведения о факте разъяснения Ваших прав перед началом обыска.

До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества. Таким образом, в случае Вашего отказа открыть входную дверь, а также какие-либо запертые помещения или хранилища, следователь вправе принять решение об их принудительном вскрытии.

ВАЖНО! Ни в коем случае не оказывайте сотрудникам правоохранительных органов физического сопротивления, а также не допускайте оскорбительных высказываний в их адрес. Данные действия могут быть квалифицированы как преступления, предусмотренные ст.318 (применение насилия в отношении представителя власти) и ст.319 (оскорбление представителя власти) УК РФ.

Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.

При производстве обыска составляется протокол.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии. Также в протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Внимательно прочитайте данный протокол. Убедитесь, что всё изложенное в протоколе (дата, время, круг участвующих лиц, их фамилии, количество и наименование изъятых предметов, документов и ценностей и др.) соответствует действительности. После ознакомления с протоколом обыска Вы вправе сделать подлежащие внесению в данный протокол замечания о его дополнении и уточнении.

ВАЖНО! Не пренебрегайте данным правом и, в случае некорректного изложения хода и результатов обыска в протоколе, обязательно внесите в него соответствующие замечания. Также Вы можете сделать заявления, которые в обязательном порядке должны быть занесены в протокол. После ознакомления с протоколом обыска, он подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии. Ни в коем случае не подписывайте пустой бланк протокола обыска.

ВАЖНО! Рекомендуемые действия при обыске:

1. Убедитесь в том, что к Вам с обыском пришли действительно сотрудники правоохранительных органов. Для этого попросите данных лиц представиться и предъявить Вам служебные удостоверения. Постарайтесь записать номер, дату выдачи и дату окончания действия служебного удостоверения, а также должность.

2. Проверьте наличие постановления следователя о производстве обыска либо постановления суда о разрешении производства обыска в жилище.

3. Внимательно ознакомьтесь с вышеуказанным постановлением, выпишите из него следующие сведения:

1) дата постановления или судебного решения;

2) фамилия и инициалы должностного лица, вынесшего данное постановление или судебное решение;

3) номер уголовного дела;

4) краткое содержания оснований производства обыска;

5) адрес места производства обыска.

4. Потребуйте производства обыска с участием Вашего адвоката.

5. Убедитесь, что обыск проходит с участием не менее двух понятых.

6. Внимательно следите за действиями должностных лиц, проводящих обыск. Если сотрудники правоохранительных органов начали одновременно обыскивать разные помещениях Вашей квартиры или дома, сделайте заявление о поэтапном проведении обыска в связи с тем, что Вы и понятые лишены возможности наблюдать за ходом его проведения.

7. Ознакомьтесь с протоколом обыска. При этом проверьте, чтобы всё изложенное в протоколе соответствовало действительности. Внесите в протокол имеющиеся у Вас заявления. При необходимости сделайте подлежащие внесению в протокол его дополнения и уточнения.

Получите правовой экспресс–анализ вашего вопроса! Опишите вашу ситуацию в форме ниже, приложите документы и в течение 30 минут наши юристы подготовят ответ и свяжутся с Вами.

Составление административного материала должно проходить в строгом соответствии с регламентом и законом 2021 года. Так, одной из обязанностей сотрудника ГИБДД или судьи является обязательное разъяснение прав гражданина при возбуждении дела – назначении штрафа или составления протокола для лишения прав, ареста или других административных наказаний. Какие права должен разъяснить инспектор при составлении постановления или протокола, кто ещё имеет такую обязанность, как именно он должен это сделать и, главное, можно ли обжаловать и отменить постановление, если водителю не пояснены 51 статья Конституции и статья 25.1 КоАП, мы и расскажем в этой статье по порядку.

Какие права должны быть разъяснены?

Итак, обязанность сообщить автолюбителю определённую информацию ложиться на сотрудника ГИБДД в соответствии с Административным регламентом Приказа №664 МВД РФ. Инспектор обязан объяснить водителю в случаях, когда возбуждает административное дело против него:

  • статью 51 Конституции РФ – о том, что водитель вправе не свидетельствовать против себя или своих ближайших родственников,
  • статью 25.1 КоАП – о праве водителя знакомиться с материалами дела.

Обратите внимание, обязанность разъяснить права появляется у инспектора только при производстве дела, а дело возбуждается протоколом, то есть он должен зачитывать указанные нормы закона только при составлении протокола. Простая остановка автомобиля и проверка документов не инициируют такую обязанность.

Здесь также требует уточнений вопрос ближайших родственников. К ним относятся:

  • муж,
  • жена,
  • родители (или усыновители),
  • дети (или усыновленные),
  • родные братья и сёстры,
  • дедушка,
  • бабушка,
  • внуки.

Кто именно и как должен разъяснять?

Соответственно, такая обязанность ложится на того, в чьём ведении лежит составление административного материала – инспекторе ДПС, его начальнике сотруднике ГИБДД, а также на судье.

Все эти лица должны разъяснить Вам Ваши права по двум статьям указанных выше нормативных актов непосредственно перед тем, как Вы начнёте давать какие-либо показания, то есть перед опросом.

При этом, разъяснить непосредственно означает зачитать данные статьи, ответить на появившиеся у Вас дополнительные вопросы, если что-то не понятно. Так, Ваши права вполне могут посчитаться не разъяснёнными в случаях:

  • если сотрудник просто назвал номера статей 51 Конституции и 25.1 КоАП, но не разъяснил их содержание, а предложил прочитать их дома или открыть интернет в смартфоне и прочитать самому,
  • если инспектор просто спросил, знаете ли Вы свои права – Вы можете их знать, но не все.

При этом, если инспектор конкретно спросил, знаете ли Вы Ваши права в отношении статьей 51 Конституции и 25.1 Административного кодекса, то такие разъяснения, хотя и "не считаются", но при обжаловании это могут посчитать несущественным нарушением, не влияющим на исход дела.

Важное замечание!

Что делать в случае нарушения?

Если сотрудник ГИБДД после остановки и при вынесении постановления не разъяснил статью 25.1 Кодекса и статью 51 Конституции, то это нарушение Ваших прав при производстве административного дела.

Что же делать, если такое нарушение имело место? Очевидно, в первую очередь, занести информацию об этом в документы, которые инспектор составляет на месте – постановление и протокол. Протокол составляется, если водитель не согласен с вменяемым ему нарушением ПДД (часть 2 статьи 28.6 КоАП). В пункте объяснений лица наряду с иными объяснениями следует написать просто лаконично и кратко:

Права не разъяснены (а также с нарушением не согласен, требуется помощь защитника).

Можно ли отменить постановление?

Здесь сразу следует оговориться, что напрямую отмену постановления неразъяснение прав водителя автоматически не несёт – не всё так просто, но вероятность этого есть.

Суть рассмотрения любого дела заключается в определении наличия состава и самого события правонарушения. В состав входит в том числе виновность лица, его совершившего. А виновность определяется доказательствами. Но доказательства прямо запрещено использовать, если они получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 КоАП).

Вам разъяснены Ваши права в виде статьи 51 Конституции и статьи 25.1 КоАП? Нет. Налицо процессуальные нарушения, а, значит, протокол в качестве доказательства использовать нельзя. Конечно, это абсурд – протокол как доказательство. Но, увы, в судебной и "гаишной" практике 2021 года всё именно так и происходит – решения о виновности выносятся на основании только данных инспектора (если нарушение не подразумевает прямо законом наличия фиксируемых доказательств – такое как превышение скорости, состояние опьянения), потому что инспектор принимал присягу (и, значит, врать не может).

В помощь водителям здесь также играет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5:

18. При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении.

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации.

Но не всё так просто!

А ещё судья при обжаловании может посчитать, что инспектор ИАЗ разъяснил права, а нарушение инспектора ДПС на дороге являлось несущественным, потому как позже о правах Вы ведь были проинформированы.

А ещё судья сам может разъяснить Вам эти права и также поставить точку в этом вопросе.

А ещё. Есть и хитрость у рассматривающих дело – логический вывод делается из того, что если в объяснении в протоколе или постановлении Вы написали о том, что Вам не разъяснили Ваши права (особенно, подчеркнули номера статей), то это косвенно значит, что Вы их и без разъяснения знаете. Следовательно, нарушение инспектора по части неразъяснения Ваших прав снова является несущественным, а Вы пытаетесь злоупотребить таким правом. В результате отменять постановление рассматривающее дело лицо не будет.

В конечном итоге косвенно можно прийти к справедливости законодательства 2021 года. Да, Вам не разъяснили Ваши права при рассмотрении дела, но нарушение ПДД Вы совершили, значит, наказание имеет место быть. Если же Вы оспариваете само Ваше нарушение, то именно доводы в пользу этого нужно использовать как основные, а нарушение ДПС – как дополнительные.

Читайте также: