Сколько детей осталось без попечения родителей в 2019

Обновлено: 09.05.2024

Отмечается, что в Москве показатель составил 1220 детей, в Санкт-Петербурге — 855.

При этом наименьшие цифры зафиксированы в Ненецком автономном округе (24), Магаданской области (47), Калмыкии (52), Севастополе (77) и Чукотском автономном округе (78).

Всего за прошедшие четыре года в стране более 205 тысяч детей оказались разлучены с родителями.

По её словам, таких детей могут забрать из семьи по ряду причин. Например, если квартира непригодна для проживания, ребёнок нарушает закон, ведёт асоциальный образ жизни или же имеет проблемы со здоровьем из-за невнимания со стороны родителей. Все эти факторы свидетельствуют о том, что взрослые не занимаются воспитанием своего чада.

Вместе с тем решающую роль часто играет и финансовая обеспеченность взрослых. Если они снимали жильё и потеряли работу, то впоследствии фактически оказываются на улице. Подобная ситуация также может быть причиной принудительного расставания с ребёнком.

На такие случаи обращают внимание органы опеки. В частности, если к ним поступает информация от врачей, правоохранителей или учителей, свидетельствующая о нахождении ребёнка без присмотра или в трудной жизненной ситуации. Однако порой изъять несовершеннолетнего могут и незаконно.

Бывают перекосы, когда родители благонадёжные, но бедные. Или, допустим, в семье отключили электричество за неуплату. На этом основании могут отобрать ребёнка. Но это абсолютно незаконные решения. Потому что у нас предусмотрено законом, что детей нужно отбирать только в случае, когда дальнейшее пребывание в семье опасно для жизни и здоровья. Очень часто многодетные семьи таким образом оказываются под ударом. И вместо того чтобы помогать и поддерживать их, недобросовестные и некомпетентные сотрудники органов опеки принимают решение изъять ребёнка. Нужно менять законодательство, потому что они практически никакой ответственности за это не несут — неправомерное вмешательство в семью.


Ирина Волынец

председатель Национального родительского комитета, уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан

Бывает и так, что детей получается вернуть обратно в семью, добавила Волынец. Если ребёнка отобрали законно, то для этого родители должны устранить причины, из-за которых сына или дочь изъяли. При неправомерном решении властей невиновность придётся доказывать с помощью адвокатов.

По словам Волынец, лидерство отдельных регионов по показателю обусловлено тем, что в них наблюдается тяжёлая социально-экономическая ситуация, включая уровень заболеваемости наркоманией и алкоголизмом.

В Московской области картина несколько иная: там часто снимают жильё те, кто приезжает из других субъектов на заработки. Как правило, пока родители находятся на работе, дети остаются без присмотра. Кроме того, их не берут в областные детские сады из-за отсутствия прописки, пояснила Волынец.

Сокращение числа оставшихся без попечения родителей несовершеннолетних частично связано с тем, что в стране наблюдается демографический кризис и детей в целом становится меньше, заключила общественница.

Минпросвещения назвало регионы, где дети чаще всего остаются без родителей

Unsplash

Нередко дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей попадают на воспитание в профильные организации. По информации Минпросвещения за прошлый год, в таких учреждениях воспитываются 35 285 детей. Причём больше всего — в Кемеровской (2019), Самарской (1476) и Челябинской (1394) областях. Замыкают пятёрку Красноярский край (1350) и Тульская область (1288).

За последние годы число воспитанников таких организаций почти не изменилось: в 2016 году их было 37 742.

Лишённые детства

Потому что его изымают неожиданно, без хорошей психологической подготовки. Это то потрясение, которое, вполне возможно, ребёнок забудет, но оно отразится на всей его последующей жизни. Потому что исчезнет ощущение надёжности окружающего мира. Потом, взрослея, он будет возвращаться к мысли о том, что всегда в жизни могут вдруг возникнуть такие ситуации, когда его лишат опоры, поддержки, поступят с ним неожиданным насильственным образом. Этот страх и недоверие закрепляются, сохраняются и будут потом проявляться.


Оксана Защиринская

детский психолог, доктор психологических наук

СК РФ Статья 127. Лица, имеющие право быть усыновителями

(в ред. Федерального закона от 20.04.2015 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную или патронатную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации. Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

7) лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают такие лица;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 457-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 302-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 10 настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 237-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) лиц из числа лиц, указанных в подпункте 9 настоящего пункта, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка. При вынесении решения об усыновлении ребенка таким лицом суд учитывает обстоятельства деяния, за которое такое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства в целях определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни ребенка и его здоровья;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 237-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) лиц, имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, не относящиеся к преступлениям, указанным в подпункте 9 настоящего пункта;

12) лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

2. При вынесении решения об усыновлении ребенка суд вправе отступить от положений, установленных подпунктами 6 (в случае, если лицо, желающее усыновить ребенка, проживает с ним в силу уже сложившихся семейных отношений), 7 и 12 пункта 1 настоящей статьи, с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 115-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Положения, установленные подпунктами 7 и 12 пункта 1 настоящей статьи, не распространяются на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка.

4. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

5. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований пунктов 1 и 4 настоящей статьи и интересов усыновляемого ребенка.

6. В целях содействия психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется их подготовка по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Требования к содержанию программы подготовки, порядок организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства за счет и в пределах средств, которые предусматриваются на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации.

Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено указанными в абзаце втором настоящего пункта требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке, установленном настоящим пунктом.

Какое лицо считается сиротой

Сиротами являются несовершеннолетние дети, у которых умерли родители или единственный родитель. Государство берет на себя задачу по поддержке таких детей и обеспечивает им социальные пособия и пенсии.

К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся несовершеннолетние, родители которых:

  • лишены или ограничены в правах;
  • признаны отсутствующими, недееспособными или умершими;
  • родители отбывают наказание в местах лишения свободы или находятся под стражей по подозрению в совершении преступления;
  • не занимаются воспитанием ребенка;
  • отказываются забрать детей из социальных учреждений;
  • неизвестны в принципе.

Выплаты и льготы положены также молодым людям от 18 до 23 лет, которые потеряли своих родителей в детстве. В материале мы расскажем о выплатах, которые положены сиротам, детям без попечения родителей и молодым людям до 23 лет из данной категории.



Какие законы регулируют выплаты сиротам и детям без попечения родителей

Выплаты сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируют федеральные и региональные акты. Среди федеральных источников:

Региональные нормативные акты, которые регулируют вопросы выплат сиротам, вы сможете найти на сайте вашего регионального правительства или в органах соц.защиты.



Какие пенсионные выплаты положены сиротам

Сирота имеет право на социальную пенсию по потере кормильца, если единственный или оба родителя умерли до его совершеннолетия. Пенсия начисляется сироте до 18 лет. После ее продлят до 23 лет, если ребенок поступает на очную форму обучения в Ссуз или ВУЗ.

Размер такой пенсии зависит от трудового стажа родителей ребенка, региональной доплаты, которая назначается, когда размер пенсии ниже прожиточного минимума в регионе. Обычно размер пенсии по потере кормильца равен прожиточному минимуму пенсионера в регионе. По своему усмотрению регион может увеличить эту пенсию. Актуальный размер социальной пенсии для субъекта РФ можно узнать на сайте ПФР.

Трудовая пенсия назначается сироте, если его родители имели трудовой стаж. Именно на его основе рассчитывается размер такой пенсии. Если родители не работали, сироте выплачивается социальная пенсия.

Обращаться за пенсией по потере кормильца необходимо в территориальное отделение Пенсионного фонда. Обратиться за ней лучше в первый год после смерти родителя. Тогда вам выплатят средства за весь период с момента смерти родственника.



Какие федеральные и региональные выплаты положены сиротам

  1. Сирота, выпускаясь из спецучреждения, может выбрать для себя помощь в виде комплекта одежды, обуви и прочих вещей или в форме денежной компенсации. Размер выплаты определяет регион.
  2. Единовременная выплата при трудоустройстве. Размер помощи зависит от субъекта РФ. В Санкт-Петербурга такая выплата составит 96 040 рублей, а в Москве 82 355 рублей.
  3. Единовременная выплата в связи с зачислением сироты в профессиональное учебное заведение. Также зависит от решения субъекта РФ. В столице размер выплат составляет 21 403 рубля. . Положена детям по окончании пребывания в организациях для сирот, семье попечителей, опекунов или усыновителей из-за достижения восемнадцатилетнего возраста. Размер выплат регулирует субъект РФ. В Москве выплата составит 24 888 рублей.
  4. Выплата при выпуске из вуза или Ссуза. Зависит от региона.
  5. Ежемесячная выплата супругам-сиротам, которые являются очными студентами. В столице размер выплаты составит 3 286 рублей.
  6. Социальная стипендия и дополнительная материальная помощь студентам-сиротам раз в полгода. Размер выплат зависит от учебного заведения.



Какие требования необходимо соблюсти для получения выплат

Как оформить выплаты, полагающиеся сиротам

Заявление на выплату необходимо подать в органы социальной защиты. Заполняют документ сотрудники интерната, если сирота находится там. Если ребенок находится в приемной семье, заявление он подает самостоятельно. Обратиться за выплатой необходимо в течение полугода после совершеннолетия. Пакет документов зависит от региона и от того, кто именно подает заявление – сирота или сотрудник спецучреждения.

Порядок обращения за выплатами следует искать в специальном региональном нормативном акте.

Решение о назначении выплат принимается в течение десяти рабочих дней. в течение пяти дней после заявителя уведомляют о принятом решении.

Пособия выплачиваются на весь период до совершеннолетия ребенка. При поступлении в учебное заведение выплаты положены с 18 до 23 лет или на весь период обучения сироты.



Какие выплаты положены опекунам и усыновителям

На федеральные выплаты могут рассчитывать усыновители, опекуны, приемные родители и попечители ребенка. Государство предоставляет им единовременную выплату после принятия ребенка в семью. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в 2021 году выплачивается в размере 18 886, 32 рубля.

При усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, в 2021 году пособие составит 144 306,88 рубля.

Опекуны также имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 40% от среднего заработка. Оформить выплаты можно в органах соцзащиты или МФЦ. Решение о выплатах принимают в течение десяти рабочих дней с момента заявления.

О льготах, которые положены сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мы расскажем в наших следующих материалах.


Мы имеем дело с так называемым скрытым сиротством

Александр Гезалов, директор социального Центра Святителя Тихона


Таким образом, мы имеем дело с так называемым скрытым сиротством. Учреждения не занимаются профилактикой сиротства, потому что, во-первых, нет профессиональных кадров по этой проблеме, во-вторых, нет самой задачи, а в-третьих, учреждения просто не хотят сами себе обрубать сук, на котором они сидят. У нас система работает на благо ребенка, а не семьи в целом. Нужно помогать семье, а не одному ребенку.

Когда я работал в Финляндии, я увидел, какие механизмы есть там. Ребенок не живет где-то отдельно, он находится в ближнем окружении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Никто его никуда не помещает. Он находится либо в семье родственников, либо в социальной гостинице, и каждую субботу специалисты собираются на конференцию, где обсуждают, как помочь этой семье.

Ни органы опеки, ни комиссия по делам несовершеннолетних там не следят за этой семьей. С ней работают только социальные работники. На них лежит основная нагрузка, они являются проводниками информации. Уровень профессионализма этих специалистов очень высокий, уровень доверия к ним также очень высокий. Кроме того, часть функций на себя там берут общественные организации. Наши общественные организации чаще занимаются либо праздниками в детских домах, либо помогают детям в больницах.

Что касается озвученных цифр по поводу детей-инвалидов, то тут могу сказать следующее. Действительно, детей-инвалидов стали гораздо чаще брать в семьи, чем раньше, так как улучшили меры поддержки для приемных родителей. Но этих мер по-прежнему недостаточно.

У нас сейчас вот история была – девочка из ПНИ попала в семью. И родители поняли, что, помимо любви, которую они, безусловно, хотят дать этой девочке, ей требуется пандус, подъемник и другие дорогостоящие приспособления. Поэтому у таких семей должно быть дополнительное сопровождение, а не только материальная поддержка в виде фиксированных выплат.

Новые проблемы говорят о том, что мы стали лучше


За этими цифрами стоит действительно достаточно большой путь по активизации семейного устройства, который Россия прошла за последние 10-15 лет. Это путь от ситуации, когда у нас очень мало устраивалось детей в семью и, более того, усыновление было в основном иностранное, за границу, до ситуации, когда у нас сколько выявляется сирот, столько и (даже больше иногда) устраивается в течение года.

Но нужно понимать, что это снижение – не только история про то, что детей очень хорошо стали брать в семьи, а намного более сложная и комплексная. Бессмысленно отрицать, что ситуация семейного устройства изменилась с 2006 года к лучшему. Кроме того, можно сказать, что у нас появились в регионах отдельные (к сожалению, не на территории всей страны) инициативы – либо на уровне государства, либо на уровне НКО – по работе с кровной семьей. Поэтому частично количество сирот уменьшилось из-за того, что где-то начали усердно работать, но не везде.

Но это не только и не столько увеличение семейного устройства, которое у нас с 2016 года не растет на самом деле по абсолютным цифрам, а уменьшение количества детей, которых выявляют вновь и помещают в детские дома. Где-то за этим стоит работа с семьей, а где-то полное отсутствие работы с семьей, поэтому однозначно оценить это явление как позитивное сложно.

Но позитивное в этом, конечно, одно – то, что госорганы отвыкают воспринимать детский дом как единственное решение проблем семейного благополучия. Мы видим своими глазами, что во многих регионах произошло замещение и одновременно со снижением количества детей в банке данных растет количество детей, которые находятся в данных учреждениях, а также других социально-реабилитационных организациях по заявлению родителей. То есть происходит такое перетекание из одного сосуда в другой. И это говорит о том, что у нас пока еще не везде перестали воспринимать размещение детей как решение семейных проблем. Только теперь это в основном размещение по заявлению. И это тоже проблема, потому что они там годами находятся.

Мы можем сказать, что у нас одни проблемы заменили другими. И уже эти проблемы говорят о том, что мы стали лучше. Окуляр улучшился, мы стали видеть большее количество проблемных ситуаций, которые раньше вообще никто не видел. Размещение детей по заявлению родителей наконец-то стало рассматриваться в качестве проблемы, что это плохая мера помощи семье, она не работает на сохранение ребенка в семье. Она в редких случаях действительно является необходимой, например, в больнице кто-то и родственников у него нет, не с кем ребенка оставить. Но в большинстве случаев она абсолютно бессмысленна и работает на разлучение семьи с ребенком, при этом ребенка в другую семью никто тоже не устраивает. Поэтому то, что мы начали видеть такие тонкие проблемы, говорит о том, что мы сделали шаг вперед, но до решения проблемы еще очень далеко.

Постепенно мы начали думать не только о количестве семейного устройства, но и о качестве семейного устройства. Да, у нас возникли школы приемных родителей обязательные с 2012 года. То есть постепенно меняется окуляр, сдвигается видение, мы начинаем видеть индивидуальные конкретные проблемы, это хорошо. Но говорить, что эта цифра значит, что все у нас уже прекрасно, я бы не стала. Сменился вектор понимания некоторых проблем. Мы наконец-то стали говорить в последние годы, что самая главная проблема – это профилактика сиротства и удержание детей от попадания в учреждения.

Как только мы начнем заниматься этой проблемой, в поле нашего зрения попадет и тема насилия в семьях, и она станет более видимой. Это постепенный путь к тому, чтобы тоньше настраивались государственные инструменты помощи детям и семьям. Потому что сегодня это заслуга большого количества приемных семей, которые в последние годы начали брать детей, и отдельных регионов, которые начали устраивать у себя некоторую систему профилактики. Это пока еще не заслуга хорошо выстроенной и хорошо работающей государственной модели помощи.

Что касается детей с синдромом Дауна, по крайней мере, если несколько лет назад такие дети редко устраивались в семьи, и в основном это были зарубежные, то сегодня уже дети с синдромом Дауна и другими заболеваниями, которые не предполагают очень тяжелого состояния ребенка, начали активнее устраиваться в семьи.

Еще раз говорю, нам нужно сейчас обратить внимание не на то, что их нужно куда-то формально перевести, нет такой задачи – просто сменить дислокацию. А на то, что должна быть система, которая направлена в первую очередь на профилактику, на сохранение семьи и во вторую очередь уже на качественное семейное устройство.

То, что в детских домах почти нет детей с синдромом Дауна – вранье

Геннадий Прохорычев, уполномоченный по правам ребенка Владимирской области


Было сказано, что у нас в детских домах нет практически ни одного ребенка с синдромом Дауна – это вранье.

На самом деле дети с синдромом Дауна в детских домах есть. Да, есть тенденция, что детей с заболеванием стали забирать, но это не является повсеместным. Мы работаем во Владимирской области в этом направлении, и сейчас у нас, по-моему, 8 детей, но пока еще мы не решили эту проблему, и я уверен, что в других субъектах такая же ситуация. Да, стали брать. Потому что стали рассказывать много об этих детишках, о том, что возможно их воспитывать в семье.

48 тысяч – это цифра честная. Это дети, которые находятся в банке и требуют участия людей для нахождения родителей, усыновления и получения замещающей семьи. Эти дети находятся в детских домах, но здесь есть лукавство.

48 тысяч – это дети со статусом сироты. Если мы сделаем 30 – это будет победа, но я не верю в это, надо быть реалистом. Потому что остались дети какие? Это дети с инвалидностью, с тяжелой инвалидностью, они у нас в интернатах для детей-инвалидов, это сиблинги, большое количество братьев и сестер. Сейчас все-таки законодательство решили изменить, разрешат усыновление и передачу в приемную семью в интересах детей – то есть разделять.

Детей с инвалидностью, сиблингов и детей-мигрантов – их тяжело берут. Дети, у которых родители находятся в местах заключения и не лишены родительских прав – это сложная история. И еще последнее – это подростки, возвращенные из приемных и замещающих семей. И тут 50% возвращенных детей – увеличение есть, потому что они переходят в подростковый возраст, а бабушки/дедушки – это опека, это не приемная семья.

Когда ребенок переходит в подростковый возраст и бабушки/дедушки просто не справляются, они отдают детей в детские дома. Эта категория будет всегда, и мне кажется, что все детские дома не закроются никогда в нашей действительности, потому что будут дети, которые не смогут жить в приемной семье.

Cработала совокупность усилий общества и государства


Это количество – 48000 – это, конечно, усилие общества, и в первую очередь родителей, которые созрели к принятию детей-сирот в свои семьи. Это и усилие средств массовой информации, когда у нас, начиная с 2012 года, пошло такое активное внимание к теме сиротства. Об этом заговорили, стали открываться двери детских домов, волонтеры начали приезжать, и многие через помощь детям пришли в родительство. Сначала просто приехали в детский дом, что-то делали, как-то помогали, но потом поняли, что самая важная помощь для ребенка – это семья, и усыновили. То есть детский дом стал открытой системой. Ну и, конечно, появился посыл государства в том, что стали готовить родителей, открылись школы приемных родителей, людям стали объяснять, что это такое. Информация стала появляться. В качестве поддерживающих мер выплачиваются некие пособия, но хочу подчеркнуть, что это вообще не главное. Это стало поддержкой, но не мотивацией. То есть, конечно, сработала совокупность усилий общества и государства.

Принимать особых детей стали больше – по той же причине: больше информации, больше знаний, больше прокачки родителей. И идет такое обучение друг друга – одна мама приняла ребенка, какое-то время прошло, она начинает уже другим объяснять, что это такое, какие будут особенности жизни в семье, как ребенка развивать, как быть с его образованием. Общество в этом смысле начинает оживать.

У нас в конце концов созрели люди, которые готовы принимать детей на время, пока у них вот такой неясный статус, для того, чтобы им хоть как-то помочь. У меня лично была такая ситуация со средней дочкой. У нее мама в тюрьме сидела, и мы не знали, принимаем мы ее на всю оставшуюся жизнь или только на те два года, которые маме осталось сидеть до завершения срока. В итоге она вышла из тюрьмы, мы поговорили, и она сама сказала, что не потянет, не сможет. И ребенок остался с нами, хотя мы ее принимали, зная, что, возможно, это будет временно. Поэтому не нужно держать детей в домах ребенка, в детских домах, понимая, что они теряют в развитии, теряют в своем росте – всестороннем, моральном, личностном, психологическом, интеллектуальном. Нужно все-таки опираться на семьи, которые могут ребенка пусть временно, но воспитывать. Это, скорее, история для профессиональных приемных родителей.

Читайте также: