Кто осуществляет контроль за сотовыми операторами

Обновлено: 19.05.2024

ФАС России направила в свои территориальные органы подробное письмо о том, когда действия регионального оператора по обращению с ТКО в отношении потребителей считаются нарушением № 135-ФЗ. Ведомство разобрало вопросы заключения договоров, коммерческого учёта ТКО и отказа регоператора от выполнения своих обязательств. Читайте обзор письма.

ФАС России определила основные нарушения в пяти сферах работы регоператора по обращению с ТКО

Федеральная антимонопольная служба России в письме от 11.08.2021 №ВК/67016/21 подробно рассказала о доминирующем на рынке положении региональных операторов по обращению с ТКО и их работе по вывозу отходов. Письмо – это разъяснения для территориальных органов ведомства, методическая помощь по вопросу выполнения п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

  1. Доминирующее положение регионального оператора.
  2. Порядок и особенности заключения договора по обращению с ТКО.
  3. Нарушение порядка заключения договоров в сфере обращения с ТКО.
  4. О порядке коммерческого учёта объёма и (или) массы ТКО.
  5. Порядок сбора и вывоза ТКО.

Делаем краткий обзор каждого блока в помощь УО и жителям домов при построении отношений с регоператорами по обращению с ТКО.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке

Согласно постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Они предусматривают заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО только с регоператором, в зоне деятельности которого находятся места, площадки их накопления (п. 5 Правил № 1156).

Поэтому положение регоператора считается доминирующим (ч. 1 ст. 5 № 135-ФЗ). Он оказывает решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с ТКО и может устранять с него другие субъекты, затруднять доступ на него.

Изменение существенных условий типового договора с потребителем

Согласно ПП РФ № 1156. Он может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству, положениями.

Как отмечает ФАС России, само по себе включение регоператором в договор условий, которые не предусмотрены типовой формой, не является нарушением антимонопольного законодательства, если эти условия согласованы сторонами и относятся к целям и предмету договора.

Нарушением может стать случай, когда он исключил из документа существенные условия или изменил их. Даже если такой договор был подписан без возражений контрагента и исполняется, территориальные управления ФАС вправе квалифицировать поведение регоператора как злоупотребление (п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2, решение УФАС по Курганской области от 21.07.2020).

Несоблюдение требований СанПин к периодичности вывоза мусора из мест его накопления

ФАС России в письме от 11.08.2021 №ВК/67016/21 подробно остановилась на вопросе, должен ли регоператор соблюдать санитарные нормы и правила по срокам и периодичности вывоза ТКО с контейнерных площадок.

Согласно п. 3 Правил № 1156, регоператоры работают с учётом экологического законодательства РФ и нормативно-правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Эта деятельность должна быть безопасной для населения и окружающей среды.

Законы в сфере обращения с ТКО устанавливают императивные требования для регоператора в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по вопросу периодичности вывоза мусора с площадок. Так, она должна соответствовать срокам временного накопления несортированных отходов, установленным санитарными правилами и нормами.

    ;
  • постановление АС Северо-Западного округа от 24.12.2020 по делу № А21-8180/2019;
  • постановление АС Поволжского округа от 17.12.2019 по делу № А65-7546/2019;
  • постановление АС Северо-Кавказского округа от 21.09.2020 по делу № А63-10417/2019.

Нарушение порядка заключения договора в сфере обращения с ТКО и урегулирования разногласий

Порядок заключения договора между регоператором по обращению с ТКО и потребителем зафиксирован в Правилах № 1156. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ.

Навязывание потребителю невыгодных условий коммерческого учёта ТКО

Ещё один вызывающий споры и разногласия вопрос – порядок коммерческого учёта объёма и массы ТКО. В соответствии с п. 15 типового договора, стороны обязаны выбрать способ коммерческого учёта отходов в соответствии с Правилами № 505.

Если регоператор навязывает потребителям иные, невыгодные условия коммерческого учёта ТКО, то такие действия содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (п. 3 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ).

Как запретить третьим лицам ставить мусорный контейнер во дворе МКД

Отказ от выполнения обязанностей по вывозу ТКО при наличии действующего договора

В НПА нет случаев, при наступлении которых регоператор вправе прекратить предоставление услуги по обращению с ТКО. Если договор на оказание услуг по обращению с ТКО не расторгнут и не признан судом недействительным, компания обязана оказывать соответствующую услугу потребителям. Регоператор не может отказаться от вывоза отходов, если у потребителя накопилась задолженность или суд рассматривает спор между ним и компанией.

Действия регионального оператора, выразившиеся в неправомерном отказе от вывоза ТКО, могут рассматриваться на предмет нарушения запрета, установленного п. 4 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ. Например, решение ФАС от 16.09.2020 по рассмотрению жалобы на решение и предписание Челябинского УФАС России от 30.04.2020 по делу № 074/01/10-1537/2019.

На заметку

Мы уже приводили примеры судебных споров между потребителями и регоператорами в отношении способа расчётов за услуги по обращению с ТКО. В одном ТСЖ смогло доказать, что вправе платить только за фактический объём вывезенного мусора, а в другом УО добилась перерасчёта платы за эту услугу в отношении нескольких МКД, поскольку регоператор неправомерно вёл расчёты не по нормативу, а по факту.

Если вы считаете, что региональный оператор в отношении МКД под вашим управлением нарушает нормы законодательства в сфере обращения с ТКО, используйте письмо ФАС России и судебную практику, чтобы это доказать.

Понятие

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти регионов;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).

При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.

Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий

ВОПРОСЫ

КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ

ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.

Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.

Кто проводит проверки

  1. Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
  2. Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).

Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.

В Положении о виде контроля может быть запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов.

По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:

  • составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
  • выдавать предписания.

Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.

Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).

Чем занимаются органы контроля (надзора)

Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:

  • профилактики их нарушений;
  • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявления их нарушений;
  • принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
  • устранения их последствий;
  • восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.

В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.

Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Совсем недавно Минкомсвязь и ФСБ утвердили типовые требования к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий (Приказ № 391, № 437 от 01.08.2017). Что же это за документ и как он должен применяться операторами связи в своей повседневной деятельности? Какие финансовые показатели затрагивает выполнение названного плана?

К сведению: развитие оперативно-технических возможностей на объектах связи должно осуществляться органами федеральной службы безопасности или органами внутренних дел Российской Федерации при долевом финансировании других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Не секрет, что отношения у операторов связи со спецслужбами сложились уже давно, однако эти отношения непростые, в первую очередь для самих операторов, которые не только должны содействовать силовикам, но и заботиться о необходимом техническом оснащении сетей связи для проведения ОРМ. В Законе о связи есть отдельная ст. 64, во исполнение которой Правительством РФ утвержден порядок взаимодействия операторов связи с государственными органами, осуществляющими ОРМ или обеспечение безопасности РФ (Постановление от 27.08.2005 № 538).

В документе сказано, что сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения ОРМ и устанавливаемым Минкомсвязью по согласованию с ФСБ. Данные требования утверждены несколькими приказами: от 16.01.2008 № 6, от 27.06.2016 № 285.

Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора производится в соответствии с разработанным ФСБ совместно с оператором планом мероприятий по внедрению технических средств (план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. При вводе в эксплуатацию новых средств связи, внедрении новых технологических решений, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи орган ФСБ совместно с оператором принимает решение о разработке нового плана.

Как видим, этот план является достаточно важным документом, устанавливающим обязанности оператора связи и подразумевающим определенные действия.

Требования к составлению плана в новой редакции

План разрабатывается в срок до трех месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган ФСБ. Сам план составляется в трех экземплярах, один из которых остается у оператора, другой передается в Роскомнадзор, а последний отправляется в территориальное управление ФСБ. Выделим основную информацию, указываемую в этом плане СОРМ (Приказ Минкомсвязи РФ № 391, ФСБ РФ № 437 от 01.08.2017).

Как видим, требований предостаточно, поэтому прежде, чем утвердить план мероприятий совместно с уполномоченным органом, оператору связи нужно запланировать в деятельности компании все вышеуказанные мероприятия и назначить ответственных лиц, которые проследят за соблюдением установленных в плане сроков.

К плану мероприятий прилагаются схема построения сети связи оператора; план нумерации, используемый в сети связи оператора; копия договора, регулирующего взаимоотношения операторов связи. План мероприятий утверждается руководителем или иным уполномоченным им лицом взаимодействующего с оператором связи подразделения уполномоченного органа и руководителем оператора связи.

На заметку: план мероприятий оператора для сети местной телефонной связи по согласованию с уполномоченным органом может предусматривать использование для проведения ОРМ на данной сети технических средств присоединяющего оператора.

Разработке плана по внедрению средств ОРМ предшествует обращение оператора связи в орган ФСБ в 60-дневный срок с даты получения им лицензии. К плану мероприятий прилагаются: копия лицензии (лицензий) на осуществление деятельности по оказанию услуг связи; схема построения сети оператора; план нумерации, используемый в сети связи оператора. В итоге разработка плана СОРМ связана с выполнением лицензионных условий, которое обязан контролировать Роскомнадзор.

И еще: ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Роскомнадзором и оператором. По сути, указанный акт является документом, подтверждающим выполнение условий о реализации требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ и обеспечения безопасности на сети электросвязи в соответствии с планом СОРМ. Таким образом, оператор как обладатель лицензии на оказание тех или иных услуг связи должен иметь план СОРМ и акт ввода в эксплуатацию технических средств. Отсутствие данных документов может расцениваться как нарушение лицензионных требований.

Ответ на этот вопрос важен со всех точек зрения. С одной стороны, Закон о связи обязывает операторов обеспечивать реализацию установленных требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ уполномоченными органами. В рамках реализации указанного требования действует отдельный порядок взаимодействия операторов с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности. С другой стороны, Закон об оперативно-розыскной деятельности к расходным обязательствам Российской Федерации относит обеспечение деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Но ни последним законом, ни каким-либо иным нормативным актом не предусмотрена обязанность УФСБ вводить в эксплуатацию технические средства для проведения ОРМ на сети оператора связи.

На основании сказанного можно заключить, что возложение на оператора обязанности по выполнению работ по организации линий связи между узлом сети связи оператора и пунктом управления уполномоченного органа не противоречит законодательству. А значит, финансирование мероприятий по организации взаимодействия с ФСБ осуществляется за счет оператора, который, в свою очередь, включает данные затраты в себестоимость услуг связи, и в конечном итоге все оплачивают абоненты. Если бы финансирование шло через бюджет, для этого тоже использовались бы средства граждан, являющихся абонентами операторов связи.

Приведем еще один аргумент в пользу того, что абоненты прослушиваются уполномоченными органами за счет вносимых ими же средств на свои лицевые счета. Одним из условий осуществления деятельности в сфере оказания различных услуг связи, услуг по передаче данных является обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ. При этом такие требования включены в условия осуществления деятельности в соответствии с выданными оператору лицензиями. Значит, требования к сетям и средствам связи для проведения ОРМ расцениваются как лицензионные условия. Как правило, выполнение данных требований является условием осуществления деятельности хозяйствующего субъекта, сама же деятельность финансируется за счет поступлений от покупателей (заказчиков). Следовательно, связанные с проведением рассматриваемых мероприятий затраты должны учитываться как расходы по обычным видам деятельности, относимые в уменьшение выручки от оказания услуг.

Как учитывать технические средства?

Эти средства обеспечивают передачу на пульт управления ФСБ различной информации об абонентах оператора (об их местонахождении, о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов). Технические средства для проведения ОРМ в сети связи оператора отвечают всем критериям признания в составе объектов ОС. Причем не менее важно определиться с инвентарным объектом. Сами технические средства могут включать в себя несколько составляющих, которые работают как единое целое для выполнения установленных действий при проведении ОРМ. К техническим средствам может быть отнесено и соответствующее программное обеспечение, настроенное согласно плану СОРМ (Постановление АС ЦО от 28.09.2016 № Ф10-3488/2016).

В итоге весь комплекс технических средств для реализации плана СОРМ может быть признан единым инвентарным объектом ОС, для которого бухгалтеру следует установить срок полезного использования исходя из срока службы основной ее составляющей (главного блока или узла системы технических средств).

Корреспонденция счетов оператора связи по учету системы технических средств такова:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отраженно приобретение технических средств для выполнения требований плана СОРМ

Отражены работы по установке и настройке технических средств в целях выполнения плана СОРМ*

Оплачены купленные средства и выполненные работы

Система средств СОРМ введена в эксплуатацию в составе отдельного объекта ОС

Начислена амортизация по данному виду оборудования**

* Произведенные расходы на настройку эксплуатируемых технических средств плана СОРМ квалифицированы нами как капитальные затраты, увеличивающие стоимость всего комплекса средств плана СОРМ.

** Начисляемая по техническим средствам плана СОРМ амортизация отнесена нами в состав косвенных затрат, не связанных непосредственно с оказанием услуг связи. Для этого может быть выбран один из указанных счетов учета: вспомогательных затрат или общепроизводственных расходов (в зависимости от учетной системы). Использование счета учета расходов основного производства не совсем корректно, и не только потому что теоретически оказывать услуги связи можно и без технических средств плана СОРМ на сетях связи. Данные затраты по своей сути ближе к условно-постоянным (косвенным), чем к условно-переменным расходам (прямым), так как величина этих затрат мало зависит от объема оказываемых абонентам услуг.

К сведению: перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи, утверждаемый Правительством РФ, включает в себя оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, позволяющее выполнять установленные действия при проведении ОРМ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 № 09АП-11312/2017).

Обязанность по обеспечению соответствия используемого на сетях (узлах) связи оборудования требованиям законодательства, в том числе в части обеспечения взаимодействия с органами ФСБ, возложена на операторов связи, а не на производителей оборудования (Постановление АС ПО от 08.02.2017 № Ф06-17795/2017).

Как оператору связи можно все упростить?

Оказывается, для этого присоединяемому оператору достаточно использовать технические средства для проведения ОРМ присоединяющего оператора связи. У последнего, как правило, есть возможность не только присоединить сеть другого оператора, но и предоставить свои технические средства для выполнения установленных требований отраслевого законодательства.

План мероприятий оператора для сети местной телефонной связи по согласованию с уполномоченным органом может преду­сматривать использование для проведения ОРМ на данной сети технических средств для проведения ОРМ присоединяющего оператора, обеспечивающих реализацию требований к сети и средствам связи для проведения ОРМ на присоединяемой сети, в случае одновременного выполнения следующих условий:

узел связи присоединяемой сети местной телефонной связи выполняет функции только оконечного узла связи;

сеть местной телефонной связи присоединяемого оператора должна присоединяться к телефонной сети связи общего пользования только через один оконечно-транзитный или транзитный узел связи присоединяющего оператора;

оператор присоединяемой сети местной телефонной связи должен обеспечить прохождение всего трафика от абонентов (к абонентам) своей сети через технические средства для проведения ОРМ присоединяющего оператора связи;

наличие технической возможности и согласие присоединяющего оператора с прохождением всего трафика присоединяемой сети через свои технические средства для проведения ОРМ;

согласование уполномоченным органом списка предоставляемых оператором присоединяемой сети местной телефонной связи услуг дополнительных видов обслуживания;

техническая возможность проведения ОРМ на присоединяемой сети местной телефонной связи с использованием технических средств для проведения ОРМ присоединяющего оператора связи должна быть отражена в акте ввода в опытную эксплуатацию системы ОРМ присоединяемого оператора по результатам приемо-сдаточных испытаний.

Как видим, требований не так уж много, при этом самое главное – договориться операторам о совместном использовании технических средств для реализации плана СОРМ. К указанному плану в обязательном порядке прикладывается копия договора, регулирующего взаимоотношения операторов связи (присоединяющего и присоединяемого). Очевидно, что названные отношения подразумевают возмездность, то есть оплату одним оператором предоставленных другим технических средств и иного необходимого оборудования. Как квалифицировать данные отношения?

У операторов связи на этот счет есть хороший пример (аналог). Речь идет об услуге, которая именуется арендой каналов связи. По своей правовой природе такое заключенное между операторами соглашение является договором возмездного оказания услуг с элементами договора аренды. Речь идет о смешанном договоре, содержащем две стандартные правовые конструкции. Хотя на первый взгляд может показаться, что аренда каналов связана лишь с арендой имущества, это не совсем так. Ведь присоединяющий оператор не только предоставляет технические средства, но и осуществляет их эксплуатацию в своей сети и в сети связи присоединяемого оператора.

К договору возмездного оказания услуг применяются правила, установленные гл. 39 ГК РФ, независимо от того, как стороны назвали договор. Приоритет данной правовой конструкции (возмездного оказания услуг) над арендными отношениями. Другой вопрос, что по ценообразованию будет преобладать методика расчета платы за аренду имущества, в частности за технические средства для проведения ОРМ в сетях связи. Здесь нужно знать, что арендная плата является договорной ценой (не регулируемой государством), за исключением случаев, когда действующее законодательство устанавливает иное. А иного отраслевым законодательством в сфере связи не предусмотрено. При этом при равных условиях арендная плата, предъявляемая различным арендаторам, должна быть одинаковой. В противном случае к оператору могут быть предъявлены претензии по нарушению антимонопольного законодательства.

В итоге у присоединяемого оператора корреспонденция счетов будет такая:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражены расходы по договору с партнером за предоставленные им технические средства


Разговоры о сотовой связи – непременная составляющая светской беседы наряду с обсуждением футбола, погоды, дел друзей и домочадцев. Ругать МТС, "Би Лайн" или "Мегафон" за то, что связь прерывается, до дачи не дозвониться, а GPRS-интернет работает слишком медленно, стало едва ли не правилом хорошего тона. В структурах, занимающихся контролем за качеством мобильной связи, считают, что за последнее время оно улучшилось. Однако претензий к операторам у абонентов по-прежнему множество. По мнению некоторых экспертов, компании связи сейчас больше заботятся о привлечении абонентов и маркетинге, чем об улучшении работы сетей.

История падения

Нельзя сказать, что вопрос о качестве сотовой связи не возникал в первое десятилетие ее существования. Однако еще шесть-семь лет назад невозможно было себе представить, что эта проблема настолько обострится. До конца 1990-х годов сотовые услуги были элитными, и на издержки, связанные с развитием сотовых сетей, мало кто обращал внимание.

Проблемы с сотовой связью вышли сначала на московский, а затем на всероссийский уровень летом 2000 года, когда операторы накопили "критическую массу" – 2,5 млн абонентов. Две аварии в сети ОАО "Мобильные телесистемы" (сначала без связи на несколько часов остались абоненты в центре Москвы, а чуть позже – клиенты компании, оказавшиеся в роуминге) имели огромный общественный резонанс. А авария на сети "Би Лайн GSM" в апреле 2002 года, когда в течение двух суток 2,35 млн абонентов компании не могли дозвониться друг другу, едва не привела к параличу телекоммуникационной инфраструктуры Москвы и спровоцировала скандал. Абоненты грозили взыскать с оператора убытки, понесенные из-за отсутствия связи. Правда, до этого тогда не дошло.

Таких масштабных локаутов в Москве с тех пор не было. Однако ежедневно абоненты слышат: "Вы сможете продолжить свой разговор через несколько секунд" или читают на дисплеях телефонов: "Услуга недоступна". В разгар рабочего дня в центре Москвы такое может продолжаться по нескольку минут кряду, что, разумеется, не улучшает имиджа операторов.

Инструментальный контроль

Тем не менее российская администрация связи уверена: качество сотовой связи в Москве за последнее время улучшилось, и связывает это со значительной модернизацией инфраструктуры операторов. "По результатам проверок, проведенных в 2003 году,– говорит глава Россвязьнадзора Валерий Бугаенко,– операторами связи московского региона проведена большая работа по развитию своих сетей связи и расширению зоны радиопокрытия. За прошедший период 2004 года на территории Москвы и Московской области компании ввели в эксплуатацию сотни базовых станций".

Как рассказал Ъ Валерий Бугаенко, операторы развивают свои сети и устанавливают базовые станции очень интенсивно: "К сожалению, в погоне за количеством абонентов операторами нарушаются действующие правила. Так, в ходе недавних дистанционных проверок выявлены нарушения частотно-территориального плана базовых станций, нарушение условий выданных разрешений на использование радиочастот, эксплуатация новых базовых станций без разрешений. "

Говоря о качестве сотовой связи в московском регионе, в Россвязьнадзоре подчеркивают: за восемь месяцев этого года служба провела 12 внеплановых проверок "по отдельным вопросам, связанным с жалобами и обращениями граждан и юридических лиц" (названия операторов и характер претензий не называются). Для сравнения: за такой же период прошлого года Госсвязьнадзор провел по жалобам 16 выездных проверок.

Впрочем, в самом Россвязьнадзоре говорят, что термин "проверка качества связи" не отражает содержания их деятельности. Служба проверяет выполнение операторами связи лицензионных условий, обязательных требований в области связи, а также состояние сетей сотовой подвижной радиотелефонной связи.

Один из наиболее известных критериев, который может характеризовать качество связи: в час наибольшей нагрузки число отказов не должно превышать 5%. Проверяет этот показатель устройство, "заряженное" SIM-картами операторов, посылая несколько тысяч контрольных вызовов на номера мобильных и городских телефонов. Если автомат успешно прозванивается в 95% случаях при большом количестве контрольных наборов, значит, сеть связи построена и работает нормально и претензий по этому вопросу к компании у Россвязьнадзора нет.

"Конечно, измерения Россвязьнадзора во многом объективны и необходимы,– говорит вице-президент компании 'Корбина Телеком' Александр Малис.– Но следует понимать, что это не универсальный метод. Есть качество связи в целом и качество связи в тот момент, когда его меряют. Допустим, по два часа в день телефон у вас работает прекрасно, зато все остальное время барахлит. А замер проводился в то время и в том районе, где с сетью как раз все в порядке".

Несертифицированные операторы

"Инструментальный контроль" администрации связи может дать определенное представление о работе сотовой сети. Но даже если все показатели в норме, абонента этим не убедишь. Каждому кажется, что допустимые 5% недозвона приходятся именно на его долю, а также на долю его родственников и друзей. Поэтому негосударственные организации, контролирующие качество связи, используют иные способы тестирования.

Взгляды независимых сертификаторов на качество сотовой связи в Москве расходятся с мнением руководства надзорных органов. По их мнению, если качество связи в Москве и не ухудшается, то до совершенства ему очень далеко. "На мой взгляд, качество сотовой связи во многих случаях оставляет желать лучшего,– говорит начальник отделения сертификации услуг связи и информационных технологий НИИ экономики связи и информатики 'Интерэкомс' Раиса Блинова.– Операторы сейчас в основном озабочены маркетинговыми инициативами и увеличением абонентских баз. Качество связи отходит на второй план".

"Интерэкомс" занимается добровольной сертификацией услуг операторов связи с 1996 года, с момента регистрации в Госстандарте своей системы сертификации. Процедуру сертификации в "Интерэкомсе" прошли такие компании, как "Вымпелком", МТС, "Московская сотовая связь", операторы фиксированной связи "Телмос", "Комстар", "Совинтел", "Комбеллга" и многие другие. С 2001 года "Интерэкомс" входит в Систему добровольной сертификации международной организации АМККТ (Международный конгресс качества телекоммуникаций).

В НИИ не разглашают подробностей своей методики сертификации, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако известно, что принципиальным ее отличием от проверок, проводимых Госсвязьнадзором, является обращение напрямую к абонентам. "Мы проводим опросы пользователей услуг той или иной компании,– говорит госпожа Блинова.– И при сертификации качества услуг компании их мнение – один из наиболее важных факторов". Сертификат действует в течение двух-трех лет. В течение срока действия сертификата его надо подтверждать ежегодно путем проведения инспекционного контроля.

Представители НИИ отмечают, что в последнее время операторы сотовой связи не спешат подтверждать соответствие качества своих услуг установленным требованиям и получать сертификат: "На сегодняшний день у компаний совсем другие приоритеты, хотя сертификат во многих случаях производит положительное впечатление на абонентов и, кроме того, улучшает имидж компаний на рынке услуг связи, повышает их рейтинг в глазах инвесторов".

Сами операторы, впрочем, считают, что вполне могут обойтись без таких сертификатов. "В 'Интерэкомсе' мы проходили сертификацию нашей сети D-AMPS.– говорит специалист по связям с общественностью 'Вымпелкома' Артем Минаев.– Но нам это ничего не дало. Поэтому мы приняли решение не проходить данную сертификацию нашей GSM-сети".

Остановка на достигнутом

С представителями администрации связи в целом согласны и представители общественных организаций, объединяющих абонентов. "Серьезные проблемы с голосовой связью в Москве остались в прошлом,– говорит координатор проекта 'Ячейки.ру' (представительство региональной общественной организации 'Общество потребителей мобильной связи' в интернете (РОО ОПМС).– Ъ) Андрей Тимошин.– В 2000-2002 годах, когда абонентские базы компаний росли огромными темпами, сети не справлялись с наплывом подписчиков, что и провоцировало масштабные локауты. Теперь же ситуация с подключением новых абонентов стабилизировалась, и особых проблем со связью мы не усматриваем".

По словам господина Тимошина, колебания качества сотовой связи возможны сейчас при вводе операторами новых агрессивных тарифов. В качестве примера куратор "Ячеек" приводит ситуацию, сложившуюся после введения московским "Мегафоном" тарифного плана Fix (по нему абонент платит за связь не повременно – тарифицируется лишь сам факт звонка). По отзывам посетителей "Ячеек", с появлением Fix дозвониться до абонентов московского "Мегафона" стало сложнее – это можно объяснить резко возросшим трафиком в сотовой сети и ростом нагрузки на нее.

Некоторые аналитики полагают, что, несмотря на многочисленные жалобы на работу операторов, присылаемые на "Ячейки" и другие специализированные сайты, выводы представителей РОО ОПМС вполне логичны. "Сейчас операторы построили в Москве и большей части Подмосковья полноценные сети,– говорит аналитик 'Ренессанс-Капитала' Ольга Жилинская.– Будничные нагрузки если и создают время от времени для абонентов проблемы, то весьма незначительные. Тарифные войны также подходят к концу – падения тарифов, из-за которого абоненты вдруг начали бы интенсивнее подключаться или говорить дольше, чем обычно, не происходит. Пиковые нагрузки на сети сейчас бывают только на Новый год или в случае чрезвычайных ситуаций".

Читайте также: