Если начальник самодур советы психолога

Обновлено: 04.07.2024

Как понять, что руководитель токсичный

То есть, если руководитель кому‑то не нравится, а его требования выводят подчинённых из зоны комфорта, это ещё не делает его вредителем. Например, если кто‑то на работе любит посидеть в соцсетях и увиливает от всяких поручений, новые задания от начальника такому сотруднику, естественно, будут неприятны.

Но руководитель имеет право требовать, чтобы рабочее время тратилось на рабочие обязанности.

Наконец, иногда руководитель ничего плохого не делает, просто он похож на вашего противного дядю — и вот вам уже некомфортно.

Сперва нужно понять, что начальник не сват, не брат, не друг. Это человек с определёнными должностными инструкциями, которые он установил сам или получил от вышестоящего руководства.

Функции руководителя — требовать, достигать, управлять. Добрый или токсичный, он в любом случае начальник. И ожидать поблажек от человека, нацеленного на результат, не приходится. Его первоочередная задача — создать условия для роста и развития организации, а не тихую гавань для сотрудников.

Токсичный руководитель отравляет жизнь всего коллектива по‑настоящему. Обычно начальник такого типа делает что‑то из этого списка (в тяжёлом случае — всё).

Не сдерживает эмоции

Естественно, сотрудники никогда не знают, в каком настроении босс сегодня. Поэтому, когда он на подходе, весь коллектив замирает. Если руководитель в хорошем расположении духа, можно вздохнуть свободно. Если нет, все будут тратить силы в основном на то, чтобы не попасть ему под руку.

Исповедует культ личности

Прежде всего своей. Только он знает, как надо. Он не может ошибиться, его решения правильные и оптимальные. Все остальные должны чётко выполнять, а не обсуждать приказы.

И в целом для такого человека обычно очень важна иерархия. Перед вышестоящим начальством он будет лебезить. Но чем ниже сотрудник находится на карьерной лестнице, тем хуже токсичный руководитель с ним будет обращаться.

Не даёт чётких указаний

Иногда задания поступают в расплывчатых формулировках, чтобы не ограничивать фантазию работников. Но с токсичным начальником дела чаще обстоят по‑другому. Отсутствие чётких указаний позволяет ему как угодно интерпретировать результат, обычно не в пользу исполнителя.

Скажем, работника, который приносит макет, руководитель обвиняет в тупости: разве сложно было догадаться, что он хотел совсем другого? В итоге подчинённый раз за разом играет в экстрасенса. Время идёт, результата нет, большая часть работы выполняется на всякий случай. Это очень изматывает.

Унижает и высмеивает

Запугивает и шантажирует

Даже если вы не до конца верите, что у него получится осуществить обещанное, это всё равно не отменяет сильных переживаний, которые портят жизнь.

Домогается

Отношения между людьми, которые стоят на разных ступенях иерархической лестницы в некой системе, в целом спорный вопрос. Никогда нельзя быть уверенным, что нижестоящий испытывает искренние чувства, а не вынужден их имитировать из‑за уязвимого положения.

Но сальные шуточки, прикосновения и прочие откровенно сексуальные притязания выглядят совершенно однозначно. Это домогательства, и они характеризуют начальника не лучшим образом, даже если их жертва не вы.

Дискриминирует

Начальник предвзято относится к группе людей, объединённых каким‑то формальным признаком. Это может быть буквально кто угодно: чайлдфри, IT‑специалисты или люди, живущие севернее 59‑й параллели северной широты. Естественно, обстановку это накаляет.

Обесценивает

Присваивает чужие достижения

Ошибки сотрудников — их недоработка, победы сотрудников — заслуга руководителя.

Что делать, если ваш руководитель токсичный

В глобальном масштабе у вас только два варианта: уйти или терпеть.

Очевидно, что эвакуация — лучший способ, когда дело касается чего‑то токсичного. Если бы речь шла о настоящем яде, решение было бы чуть более простым. Зона отчуждения вокруг Припяти или покрытый слоем асбеста город‑призрак Виттенум в Австралии — это, скорее, аттракционы для туристов, которые любят пощекотать себе нервы. А постоянно находиться там желающих, прямо скажем, немного.

Вы не обязаны никому ничего доказывать. Отойти от источника яда — разумно.

Как выжить в компании с токсичным начальником

Сосредоточьтесь на целях

Когда вы едете в общественном транспорте и смотрите по сторонам, то видите разных людей с разным выражением лица. Они добрые, злые, отрешённые. Но вы мало задумываетесь, почему люди такие, хотя вместе с ними перемещаетесь из точки А в точку Б. Так и в рабочем коллективе.

Не стоит забывать, для чего вы пришли на работу. Не для того, чтобы быть хорошим и удобным с начальником. Вы пришли за зарплатой, опытом, карьерным ростом. Самого начальника вы не обязаны воспринимать как что‑то важное и ценное. Это человек, который является модератором здесь и сейчас. Пусть он им и остаётся.

Будьте великолепны

По сути, результаты работы — единственное, что реально имеет значение. И чем более безупречными они будут, тем проще вам будет держать удар. Естественно, токсичный босс всегда найдёт, к чему бы придраться. Но если вы будете понимать, что сделали всё в лучшем виде, то станете менее уязвимы, чем в случае, когда понимаете, что часть критики справедлива.

Соблюдайте субординацию

Чтобы минимизировать риски, стоит свести общение к исключительно рабочему, с соблюдением всех должностных инструкций и границ. По крайней мере, с вашей стороны.

Не стоит в рабочем коллективе рассказывать о своей личной жизни, иначе вы даёте токсичному начальнику дополнительную информацию для ударов, манипуляций и шантажа. Не сплетничайте, не доносите шефу на сослуживцев, не ввязывайтесь в сомнительные истории — словом, берегите репутацию свою и коллег, чтобы не возникали поводы что‑то обсуждать и критиковать.

Мягко обозначьте границы

Не все токсичные начальники такие, потому что им нравится упиваться властью и издеваться. Нередко они просто не замечают, как себя ведут, потому что привыкли, что так можно. В своё время на них кричали, ими помыкали и манипулировали. Поэтому иногда достаточно обозначить, что вы не готовы мириться с подобным отношением, чтобы облегчить положение — правда, только себе.

Когда начальник даёт вам непрошеные советы, оценки, критику, переходит на личности, то нарушает ваши личные границы. Поэтому обозначить свою позицию необходимо в любом случае. Без эмоций, без обид, без агрессии. Не позволяйте к себе недостойного отношения. Останавливайте начальника.

Например, в зависимости от ситуации можно сказать следующее:

Если это не вызовет новый взрыв ругани, то приём можно применять и в дальнейшем. Рано или поздно начальник перестанет переходить на личности, а вы — болезненно на это реагировать.

Абстрагируйтесь

Наденьте на себя воображаемый костюм, который защитит вас от яда. Осознайте, что всё, сказанное начальником, не имеет к вам отношения, он нападает, потому что агрессор. Объясните себе, почему с вами всё в порядке вне зависимости от оценок руководителя.

Упростите себе задачу и попытайтесь взглянуть на ситуацию со стороны, как будто она произошла с симпатичным вам человеком — что бы вы ему сказали?

Старайтесь, чтобы происходящее на работе не распространялось на остальную жизнь. Это непросто, поскольку токсичная атмосфера держит в постоянном стрессе, снижает самооценку. Вы всё равно будете периодически взрываться эмоционально.

Суть метода в том, что вы не спорите с нарушителем границ. Вы, как это делается в айкидо, используете его энергию и направляете её мимо вас. Длительное время мы даже обучали людей с шизофренией этому способу, так как они наиболее уязвимы. Но выяснилось, что он работает и с другими.

Допустим, вас начинают критиковать и обвинять в том, что вы никчёмный сотрудник. Спокойно уточните, что собеседник имел в виду, что это означает. На такие вопросы вы обычно будете получать более конкретные ответы.

Тем самым вы как бы помогаете нападавшему разрядить агрессивную энергию, не получая от него удар. В противном случае, если вступить в спор с абстрактными обвинениями, это приведёт лишь к усилению атаки.

Обратитесь за помощью в HR‑отдел

В некоторых компаниях специалисты по кадрам не только нанимают на работу новых сотрудников, но и делают всё, чтобы сохранить в коллективе благоприятный климат. Если ваша организация из таких или вы просто всё перепробовали и следующим шагом видите увольнение, попробуйте обратиться в HR‑отдел.

Возможно, вам предложат варианты, например перевестись в подразделение, где ситуация лучше. Или, если поведение руководителя вопиющее и отравляет жизнь всем, задумаются, как решить вопрос более кардинально.

Естественно, это работает, если токсичность начальника — исключение, а не правило в компании.

Уходите

Этой рекомендации было не избежать. Всё компромиссы и попытки перетерпеть — временные меры. Если никаких изменений в перспективе не предвидится, надо планировать уход: копить подушку безопасности, доучиваться или другим образом подготавливать почву для своего спасения.

Постоянный стресс, в котором токсичный начальник держит подчинённых, опасен. Он негативно влияет на физическое H. Yaribeygi, Y. Panahi et al. The impact of stress on body function: A review / EXCLI Journal и психическое A. Bartolomucci, R. Leopardi. Stress and depression: Preclinical research and clinical implications / PLoS ONE здоровье. Так что держаться подальше от ядовитых людей иногда буквально вопрос выживания.

А вы сталкивались с токсичным боссом? Делитесь историями в комментариях и рассказывайте, как спаслись.

Пишу для Лайфхакера о деньгах, праве и правах, вещах, которые помогают жить проще, лучше и веселее. И конечно, проверяю советы на себе: получаю налоговые вычеты, подаю декларации онлайн, а ещё досрочно выплатила ипотеку и вынудила почту найти мою посылку.


От начальника в коллективе зависит очень много. Зарплата может быть высокой, коллектив дружным, но, если при этом руководитель ведет себя неадекватно, работать становится невозможно.

Мой начальник самодур: как с таким сработаться

Добропорядочные люди зачастую уверены, что окружающие по отношению к ним будут вести себя аналогично. Но это не точно. Порой эти окружающие совершенно не считаются ни с положительными качествами, ни с достойным поведением другого человека. А если они еще и занимают вышестоящие должности, то могут совсем не знать меры и действовать только по собственной прихоти. Что же делать?

1 Не реагируй на провокации

Какими бы ни были нападки руководителя, нужно пытаться сохранять спокойствие внутри. Тебе нужно оставаться уравновешенной. Не стоит глубоко проникаться этими нападками — ты пришла на работу, чтобы зарабатывать деньги. Не жди, что здесь ты будешь получать и удовольствие, и большие деньги одновременно. Да, можно найти себе более комфортное место, но там, скорее всего, ты будешь зарабатывать меньше, она будет дальше от дома и т.д. А если это не так, то почему ты терпишь начальника-самодура до сих пор?

2 Выработай другое отношение

Займи и ты свою твердую позицию по отношению к руководителю. Представим, что твой начальник действительно сумасшедший, и этому есть подтверждение. Что с него взять? На кого ты обижаешься? Из-за кого переживаешь? Получается, что ты, нормальный человек, тратишь свои нервы на сумасшедшего? Но ведь это бессмысленно! Если ты будешь реально смотреть на вещи, то избежишь разочарований. Ты не можешь изменить человека, но можешь научиться взаимодействовать с ним.

3 Применяй психологические уловки

Почему? Оказывается, мы любим людей за те хорошие дела, которые делаем для них. И ненавидим за то зло, которое им причиняем. Если мы будем хорошо относиться к человеку, дарить ему подарки, ухаживать за ним, мы будем чувствовать свое расположение к нему. И совсем не факт, что он тоже будет к нам расположен, или будет действительно достойным человеком.

4 Не дружи на работе

На работе не может быть близких, душевных отношений. Не жди, что кто-то (и уж тем более начальник!) проникнется твоими душевными переживаниями. Вы все здесь для того, чтобы зарабатывать деньги. Наверняка все слышали фразу о том, что в политике нет друзей. Успеха чаще всего добиваются более гибкие, адаптивные люди. А в чем же причина постоянных провалов и неудач? В том, что те, у кого ничего не получается, обычно заранее внушают сами себе, что все будет плохо, что они не выдержат и не смогут работать с начальником-самодуром. Не нужно это себе внушать, это неверное убеждение!

5 Борись с негативными мыслями

Психологи в работе с такими людьми часто замечают убеждения, выражающиеся в следующих фразах:

Человек, работающий под руководством начальника-самодура, говорит примерно то же:

6 Определи тип личности начальника

Разузнай побольше о своем начальнике. Наверняка у него есть какое-то увлечение, являющееся его слабым местом. Если он расскажет тебе о своем увлечении (а сделает он это с большим погружением), присоединись к нему, живо интересуйся, задавай вопросы. Если подчиненный разделяет интересы начальника, то всегда имеет доминирующую позицию на работе.

Кому-то необходимы похвала и восхищение. И здесь, если ты не хочешь отказываться от высокой зарплаты и перспективной должности, можно хотя бы слегка подыграть. Но нужно знать меру — не следует перехваливать и переигрывать. Как говорил Парацельс, любое вещество может быть как лекарством, так и ядом. Все хорошо в меру.

Сохрани и обязательно применяй эти правила. Они помогут тебе в общении не только с начальником, но и с токсичными людьми, с которыми нам всем неизбежно приходится сталкиваться в жизни.

  • НЕ дави на жалость — начальника-самодура не интересует твое эмоциональное состояние;
  • НЕ выдавай много личной информации — не показывай начальнику-самодуру свои слабые места, поскольку он может сделать из них ниточки, за которые будет постоянно дергать;
  • НЕ верь всему, что говорит руководитель;
  • НЕ принимай слова начальника на свой счет;
  • НЕ оправдывайся — это делают только те люди, которые ставят себя в позицию ниже, в позицию потерпевшего;
  • будучи порядочным человеком, НЕ надейся, что окружающие всегда проявят порядочность по отношению к тебе;
  • НЕ принимай все близко к сердцу.

Отношения с начальством играют важную роль в сценарии карьерного роста и делового продвижения. Общение с боссом оказывается трудным психологическим испытанием для многих людей. Когда руководитель не держит себя в руках, проблема набирает оборы. Терпеть грубость способен не каждый, но и достойный ответ требует сил. Что делать, если начальник ведет себя вызывающе? Как бороться с хамством и самодурством? Когда лучше промолчать и какие действия подойдут для экстренных ситуаций? Ответы на вопросы даст прикладная психология делового общения.

Какие бывают начальники?

Руководить людьми – это сложное искусство, требующее от человека набора определенных качеств: самоконтроля, гибкости, честолюбия, общительности, организованности…список можно продолжать вечно. Когда работа в коллективе не клеится, стоит задуматься о компетентности начальника.

Деструктивные руководители – это разрушители офисного мира и порядка. С ними каши не сваришь, и дела не решишь. Зато проблем всегда в избытке.

  • Пресмыкающийся – это божок среднего порядка. Он мелкий руководитель на побегушках крупного начальника. Сегодня он доволен вашей работой, а завтра устраивает вам разнос, получив критику вышестоящего руководства.
  • Диктатор – не даст сказать и слова против. Не принимает критику, советов, не слышит пожеланий. Он думает, что знает все лучше вас. И даже если вы первоклассный архитектор, а он не отличает несущую стену от ненесущей, его авторитарные пожелания неоспоримы.

Как поставить на место начальницу или начальника?

Должности зачастую достаются сильнейшим, но не достойнейшим. Оцените свои силы и возможности, прежде чем вступить в борьбу.

Малейшая ошибка станет вашим поражением и ухудшит положение на работе.

Как поставить на место зарвавшегося руководителя?

  • Спокойствие. Не поддавайтесь эмоциям. Во взвинченном состоянии вами проще манипулировать. Подготовку к разговору начинайте заранее. Выделите пару минут, закройте глаза. Дышите ровно: вдохните глубоко и медленно выдохните. Повторите несколько раз. Не накручивайте себя перед разговором. Держитесь спокойно, ровно, старайтесь не показывать эмоций. Спокойствие в ответ на агрессию умерит пыл начальника.
  • Вежливость. Когда руководитель груб, попросите его обосновать причины поведения. Говорите в холодно-сдержанном тоне, вежливо. Покажите, что вы воспитаны. Некультурное поведение – это признак низкого интеллектуального развития. Вы выше грубости. В деловой этике нет места непрофессиональному общению. Вежливость и сдержанность – это признак смелости. Контроль над эмоциями означает победу над страхами. Овладев собой, вы становитесь неинтересной игрушкой для начальника садиста или актера.
  • Разговор с глазу на глаз. Публичные выпады в сторону начальства чреваты неприятными последствиями. Чтобы их избежать, выберите место и время для разговора с боссом наедине. Попытайтесь узнать, что его не устраивает в вашей работе. Возьмите листок, ручку и записывайте. Если что-то из перечисленного не соответствует действительности, переспросите. Вынуждая начальника повторить ложь, вы акцентируете внимание не неправомерности и неправильности его действий, пробуждая совесть.

Как поставить на место начальницу или начальника?

Косвенные приемы воздействия на начальника или начальницу

Невербальным способом человек получает около 80% информации! Если правильно построить модель поведения, информация прочно закрепиться у начальника на подсознательном уровне.

  • Забудьте об улыбке. Не пытайтесь сгладить ситуацию, улыбаясь начальнику в неловкий момент.

Будьте серьезны. Женщины в общении с мужчинами на подсознательном уровне используют улыбку, чтобы добиться симпатии. В деловых отношениях этот прием может не сработать.

Неловко улыбаясь, вы показываете мягкость и провоцируете на нападение, особенно садиста, диктатора и актера. Безэмоциональное выражение лица охлаждает пыл начальника.

  • Следите за взглядом. Смотрите в глаза начальнику. Если вам сложно выдерживать зрительный контакт, держите взгляд на уровне носа. Когда опускаете глаза, вы признаете силу собеседника. На подсознательном уровне он чувствует, что вы сдались и переходит в активное наступление.
  • Контролируйте жесты. Опускание головы, постоянное кивание, нервные жесты, защитные позы и движения показывают вашу неуверенность и слабость. Следите за своим поведением:
  • Не отклоняйтесь назад в общении с шефом;
  • Не ищите дополнительной опоры в виде стола или стула, когда стоите перед начальником;
  • Не отгораживайтесь от него скрещенными руками и ногами;
  • Перестаньте сдувать несуществующие пылинки и убирать с одежды выдуманные соринки;
  • Уберите от лица руки и поднимите глаза;
  • Согласие выражайте сдержанным одиночным кивком;
  • Точно формулируйте фразы и отвечайте на вопросы.

Как поставить на место начальницу или начальника?

При выборе метода ответных действий ориентируйтесь на собственные силы и характер начальника. Чем больше вы учтете индивидуальных факторов, тем действеннее будет ваше поведение.

Что делать нельзя?

  • Молча сносить публичные оскорбления. Так вы рискуете потерять уважение не только начальника, но и коллег.
  • Отвечать хамством. Грубость порождает новую агрессию. Не опускайтесь до уровня хама, уважайте свое достоинство.
  • Критиковать босса. Ни один начальник не любит критику. Если ваш босс диктатор, вы рискуете углубить конфликт. Осуждая начальника в приступе гнева, вы провоцируете негативный выброс на вас. Единичный агрессивный выпад превратится в стойкую неприязнь со стороны руководителя.
  • Смиренно просить прощение и брать вину на себя. Так вы унижаете собственное достоинство и развязываете руки тирану. На вас взвалят ответственность за все происшествия в офисе. Особенно опасно такое поведение с садистом и разгильдяем. Если уважение в коллективе для вас не играет большой роли или диалог с начальником происходит наедине, вы можете взять на себя вину в общении с диктатором или трусом. Агрессивные выпады прекратятся.

Предупрежден — значит вооружен!

Конфликты с начальством легче предотвратить, чем справляться с их последствиями.

  • Добейтесь баланса интересов.Конфликты с руководством часто возникают из-за непонимания. Начальник не стремится объяснить свою позицию и желания подчиненным, а сотрудники терпят и молча выполняют расплывчатые задания руководителя. Итог: неудовлетворенность обеих сторон. Ищите выгоду для себя и для начальства. Найдите оптимальный баланс интересов.

Найти баланс взаимоотношений можно с любым начальником. Будьте внимательнее и не бойтесь руководства.

"Каждый день хочу уволиться". "Наконец-то, пятница!" "Мой начальник - настоящий вампир!" Если вам знакомы эти фразы, то явно психологический климат на работе оставляет желать лучшего. Строить рабочие отношения с коллегами бывает не просто, а уж с начальством — и того сложнее. Поэтому marketing.by запускает серию материалов, в которых вместе с психологами будет разбирать деловое взаимодействие, коммуникацию в командах и искать решения проблемных ситуаций.

Начнём с начальника-тирана. Как его распознать еще на собеседовании, а если вы к нему попали - как правильно общаться и не стать жертвой буллинга, разбираемся с Еленой Васильевой – психологом и бизнес-тренером.

devil-1137x664.jpg

Первое, о чём необходимо сказать, это то, что у нас в Беларуси, люди более терпимы к скрытой агрессии. Там, где украинцы начинают “бастовать” и вступать в перепалки, а русские просто сливаются, наши — долго и упорно терпят.

И вы могли заметить, что у нас очень мало “открытых” кейсов про внутренние конфликты внутри коллектива в компаниях. Никто не выносит ничего наружу – то есть если ведутся обсуждения сотрудниками, то в основном кулуарно. Но если ты не попадаешь в тусовку и не имеешь надежного источника, чтобы узнать информацию о работодателе, ты остаёшься в полном неведение о происходящем внутри компании.

В любом случае, сотрудники — это средство достижения определённых целей компании, но если мы говорим о бизнесе, связанном с креативом — то здесь, кроме всего прочего, очень важен фактор эмоциональной поддержки и включенности, на которую так рассчитывают работники.

Когда люди говорят о негативных чувствах, которые их задевают на работе, то на первое место часто выходят эмоциональная холодность и неприкрытое использование. Оно воспринимается как обесценивание: ты просто единица, нивелированная до проекта. Ты, как личность, не важна.

Как распознать, что перед вами начальник-тиран?

Первое и самое главное - уже во время собеседования или первой встречи — это собственное ощущение, что где-то что-то не то. Не всегда эта реакция может быть вызвана негативными явлениями. Это может быть и сверх похвала. На любой стадии общения очень важно прислушиваться к себе. Нельзя полностью доверяться внешнему флёру первого контакта.

Что отличает тирана от харизматичного руководителя? Это отсутствие эмоциональной связи, которая отделяет жесткость от жестокости и игру на интересе от манипуляций.

Если ты хочешь себя продать и тебе начинают красиво продавать место работы, то мы можем с лёгкостью закрыть на многое глаза и выйти с мыслью, что со мной всё будет уж точно иначе. Но нет, не будет.

Мы очень профессионально умеем уверять себя в том, что какие-то наши навыки и качества уберегут нас от негативного отношения. И продолжаем оправдывать происходящее даже в том случае, когда в углу кто-то плачет или люди вокруг дают уклончивые ответы по поводу происходящего в коллективе.

5915fea338c1ed29cea19413ece90e24.jpg

Как предвидеть ситуацию

Когда вы принимаете решение о выборе нового места работы, важно иметь возможность спросить у кого-то из коллектива о том, кто работал до вас на этом месте, почему человек ушёл. Как вообще развивается жизнь коллектива вне проекта. Во всём должен быть баланс. Потому что если вы видите, что работники чрезмерно сплоченные — это также должно настораживать. Там, где есть тиранический руководитель, имеет место тенденция к сильному сплочению коллектива. Он становится отдельным организмом, который существует вне руководителя.

Что делать, если уже попал к тирану

Если ты видишь, что попал на работу к тираническому руководителю, нужно очень грамотно и трезво взвесить свои силы. Тираны достаточно эффективны. Они имеют очень четкие цели и знают пути для их достижения, по которому уверенно ведут весь бизнес.

devilwearsprada_10.jpg

Коллектив здесь имеет свою структуру. Такие руководители окружают себя очень результативными людьми и забирают к себе лучших профессионалов. На них напрямую они свои “когти” не выпускает – там, как правило, работают более тонкие манипуляции. Этот пласт работников часто не испытывает грубого давления и выступает своеобразной подушкой, которая смягчает взаимодействие с другими членами коллектива. Вопрос в том, в какой позиции оказался ты.

В том случае, если тебе удается стать частью системы, но не отождествиться с ней, ты получаешь жесткий личностный опыт, сопряжённый с большим количеством преференций. Но если по какой-то причине ты уязвим, и в тебе есть струна жертвы и неуверенность в себе, это психологически тебя уничтожит и последующее восстановление занимает много времени.

“Звоночки”, которые говорят о том, что с вашей работой что-то не так:

  • нежелание вставать утром на работу,
  • внутренняя тревога, подавленность,
  • постоянное ожидание выходных,
  • появление замкнутости,
  • постепенно сюда добавляется желание взаимодействия только с определённым кругом коллег.

Andy---Nigel-the-devil-wears-prada-204971_1400_929.jpg

Кто-то доводит всю ситуацию до того, что сам провоцирует конфликт и увольнение. Это перекладывание ответственности за принятие решения и действие на внешние обстоятельства. Но бывают ситуации, когда человека нужно убрать и его самого провоцируют. Эти моменты очень пограничные. В идеальном мире идеальных людей или в книгах всё предельно понятно, но не в реальности часто бывает по другому.

То, что выросло из вашего начальника — не ваш рабочий вопрос

Мы все склонны переносить, рефлексировать и тем самым оправдывать своих начальников. Человек прочитал две-три книги по управлению и начинает думать, что если бы у руководителя всё было хорошо, то, наверное, он так с нами не поступал. Всё это якобы травмы, которые есть у всех.

Но нужно запомнить раз и навсегда: то, что из него выросло — это вопросы только его мамы и папы, психотерапевта, жены или кого угодно другого, но это не ваш рабочий вопрос. То, что вы видите — вам не кажется. Такой человек живет в такой системе управления, с таким характером и не ваша задача его перевоспитывать.

Может ли тиран измениться?

Бывают случаи, когда в работе используются командообразующие практики с иллюзорной формой общего равенства. И вроде как с тобой разговаривают и вы с начальником всё прояснили. Но потом проходит время и вы понимаете, что ничего по большому счёту не поменялось. В таких случаях ты становишься ещё более уязвимым, потому что у тебя была надежда, которая не оправдалась.

111506.jpg

Нет никакой лирики. Даже если что-то в руководителе поменяется, то это не ради вас. Поменять такого руководителя может лишь тот случай, если над ним кто-то появится, либо на это повлияют его личные жизненные обстоятельства. Но вы всё равно останетесь песчинкой, которая включена в обслуживающий процесс.

Как грамотно заступиться за коллегу

Тирания начальника может иметь множество проявлений и трудно говорить про них без каких-то конкретных кейсов. Бывает, вы становитесь свидетелем прессинга в отношении коллеги. И здесь нужно понимать, что заступаясь за человека, который подвергается прессингу в коллективе, вы оказываетесь в ситуации, когда обслуживаете его позицию жертвы.

Кроме того, автоматически мы начинаем считать, что коллега настолько слаб, что не способен защитить себя, а я вроде как лучше, выше и могу помочь. Это тоже ошибочный путь. Сложная ситуация. Если вы находите в себе силы, то с человеком в такой ситуации стоит поддерживать контакт, потому что может существовать провокация на изоляцию, но при это ваше общение должно быть на равных

Если же вы становитесь свидетели эмоционального взрыва начальника по отношению к коллеге, то здесь, как минимум, нужно обозначить своё присутствие: посмотреть в глаза, встать, сказать: “Возможно мне стоит выйти, если вы хотите остаться и поговорить”. Но нейтрально. Не стоит стараться перехватить поток. Обычно этого отвлечения достаточно для того, чтобы люди пришли в себя.

Ситуация с буллингом ещё более сложная. Она прекращается только в том случае, когда вы делаете её зримой. Для этого нужно согласие всех остальных коллег в желании цивилизованно существовать в коммуникативном поле. Если кого-то делают козлом отпущения, то наивно думать, что если человек уйдёт — ситуация поменяется. Нет, найдётся другой человек, который займёт это место.

Начальник тиран не может существовать сам по себе, ему всегда нужна свита.

402079.jpg

Если вы стали жертвой провокации.

Если вы решили остаться на этом месте работы, то здесь существует только один вариант — отстраивать себя и свои границы, и использовать всю ситуацию, как тренажёр. Нужно четко понимать, что ты делаешь и для чего. Из данного места работы ты выносишь определённые навыки и пользу, ради которой можно совладать с поведением начальника. Нужно очень четко разделить ситуацию и себя.

В том случае, если вы становитесь жертвой эмоциональной провокации со стороны начальника, нужно постараться четко отделить суть в поручении или замечании от подоплёки. Идеально, если вы сможете вдохнуть-выдохнуть и уточнить, что вам нужно сделать или в чём суть претензии.

— Пожалуйста, повторите ещё раз, что от меня требуется?
— Правильно ли я понимаю, что мы говорим о том и том?

Если вам хватит внутреннего стержня, чтобы не ввязаться в провокацию на конфликт, а четко отзеркалить и всё проговорить, то, как правило, манипуляция прекращается. Но если вы включились эмоционально — всё, дальше в ход идут эмоции.

orig.jpg

Также в таких ситуациях важно обращаться к “Я-высказываниям”. Говорить через себя.

— Правильно ли Я вас понял?

— Я хочу, чтобы вы меня услышали.

Кроме того, недостаточно сказать, что вам не нравится.

“Мне не нравится” — это обвинение, которое ведет к нападению. Всегда нужно что-то предлагать.

— В данной ситуации я предлагаю .

Существует страх, что тебе скажут что-то в след

В Беларуси есть ещё одна особенность. У нас большая часть очень успешных и талантливых людей заставляют себя страдать в производственных отношениях дольше, чем необходимо. Они понимают, что готовы уйти, но опасаются “шлейфа”. Потому что: “Это же собственник, который где-то кого-то знает и может что-то плохое про нас сказать”.

Существует страх, что тебе скажут что-то в след. Иногда люди так плотно садятся на этот крючок, что остаются на ненавистной работе на долгие годы. А последствия такой эмоциональной ямы придётся разбирать и прорабатывать очень и очень долго.

5b5c93c4d7df4e1e318c9470a37e9831.jpg

Если ты, как профессионал, не в самом начале своей карьеры – то есть это не первые месяцы работы, но и не верхушка, когда для профессиональной реализации нужны объективно высокого уровня проекты, чтобы не упираться в “стеклянный потолок”, а находишься в широкой прослойке “между” этими условными категориями, в середине – важно понимать — рынок “съест” тебя всегда. Обязательно есть какое-то количество компаний и проектов, где нужен именно ты со своими имеющимися навыками и способностью обучаться и развиваться.

В любой ситуации стоит следить за тем, что нужно подтянуть, чтобы поменять место работы. Страх перед неизвестным и перед невостребованностью существует только до тех пор, пока вы не взялись за поиск.

Присмотритесь к настроению: “вроде бы всё нормально”

Нужно обращать внимание на то, что если вдруг вы из-за своей работы оказываетесь без круга друзей, с которыми всегда общались, если по каким-то причинам не хочется заниматься своим любимым хобби и для ваших любимых дел не находится времени, — остановитесь!

Мы так часто цепляемся за это вечное “вроде бы всё нормально”. Это большая западня.

В некоторых случаях нам может казаться, что наша жизнь крутится вокруг работы, что она определяет нас и забирает в себя полностью. Ещё хуже, когда нам кажется, что без нас может всё рухнуть. Но это чаще всего не так, если вы, конечно, не врач анестезиолог. В подавляющем большинстве случаев ничего не обратимого, неисправимого не случится.

Идеально, если у вас в жизни есть люди и друзья не из вашего профессионального поля. Иначе можно попасть в угол, из которого будет крайне сложно выйти и посмотреть на жизнь со стороны.

дьявол-носит-prada.jpg

Как пережить увольнение

Если же всё дошло до болезненного увольнения, результативнее в какой-то момент поставить себя на паузу, посмотреть, что происходит со стороны. Максимально отстроить свои границы, отстегнуть эмоциональные крючки и только потом выходить в другой проект.

Если ты просто сбежал, то как не грустно, скорее всего эта ситуация тебя догонит. Мы и дальше будем притягивать начальников тиранов на свою голову, пока не научимся сами себя отстраивать.

Тяжелее всего работать с чувством обесценивания. Попадая в ситуацию, где тебя обесценивают как личность, человек надолго остается в ней. Ему приходится очень долго над ней работать и прикладывать много сил, чтобы выбраться. Потому что потеря ценности себя и своей личности приводит к тому, что впоследствии даже при условии смены работы, при малейшем триггере, человека накрывает та же волна и он теряет себя.

Васильева Елена Юрьевна – психолог-частная практика, лицензия Минздрава РБ с 2009 года, коуч-консультант и бизнес-тренер. Успешная тренинговая и консультативная практика с 2000 г. Профессионально помогает людям пройти трансформационные изменения и выйти на новый уровень. Специализация: технологии эффективных переговоров; психология управления; повышение личной эффективности и стрессоустойчивости руководителя; эмоциональное лидерство и эмоциональный интеллект, управление стрессом в организации, управление деловым взаимодействием и коммуникацией, управление конфликтом и медиация в организациях. Значительный опыт проведения открытых и корпоративных программ в области управления , в том числе сессии организационного развития и проекты по управлению изменениями в организациях.

Читайте также: