Если человек бросит на человека обвинение в чародействе и не докажет этого источник права

Обновлено: 28.04.2024

*Примечание. Хаммурапи – царь Вавилонского царства, древнего государства в Месопотамии, которое находилось на территории современного Ирака, то есть на Ближнем Востоке. При Хаммурапи Вавилон в значительной степени расширил свое могущество, превратившись из мелкого государства в крупнейший политический и экономический центр древней Месопотамии. Однако, самым важным для истории достижением царя Хаммурапи были именно упомянутые законы.

1. осуществление правосудия;

2. правое положение государственной и общественной собственности, а так же личного имущества царя;

3. правовое положение имущества, полученное в награду за службу царю;

4. правовые отношения, связанные с недвижимым имуществом;

5. правовое регулирование коммерческой деятельности;

6. правовые отношения, вытекающие и сферы брака и семь, а так же наследования имущества;

7. посягательства на общественные интересы в сфере жизни и здоровья;

8. правовое регулирование движимого имущества.

Всего насчитывалось 282 статьи или параграфа, и этого было вполне достаточно для правового регулирования жизни общества во всех ее проявлениях.

А вот, собственно и текст Законов с моими комментариями

Вступление.

*Примечание. В абзаце выше речь идет о шумерский и акадских, а позднее вавилонских богах. Во вступлении царь четко дает понять, что властью его наделили боги и что он намерен проявлять заботу о своем народе, основываясь на справедливости, равноправии и гарантиях защиты прав и свобод граждан Вавилона

Глава 1. Отправление правосудия.

Параграф 1 . Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.

Параграф 2. Е сли человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

Параграф 3. Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

Комментарий. Смерть полагалась не только за ложный донос, но и за лжесвидетельство в деле о жизни, имелось в виду в деле о лишении жизни, то есть убийстве. Причем бремя доказывания лежало на свидетеле. Даже в случае ошибки, а не злого умысла, свидетель мог поплатиться своей жизнью. Такое вот серьезное правосудие было при царе Хаммурапи и сотни лет после него.

Параграф 4. Если же он выступил для свидетельства по поводу зерна или серебра, то он должен нести наказание этого дела.

Параграф 5. Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.

Вот и закончился весь раздел, посвященный отправлению правосудия. Как мы видим в этом разделе представлены нормы сугубо уголовного характера, я бы даже сказал, что законодатель пытался предугадать и описать любой случай противоправного поведения в суде. Однако нет почему – то процессуальных норм, то есть норм касающихся непосредственно прав и обязанностей участников процесса, относимости и допустимости доказательств, подведомственности и подсудности, хотя грамотность была не сильной стороной древнего Вавилона и все, что было не учтено решалось по устным правилам, либо содержалось в иных источниках, о которых нам ничего не известно.

В следующей части мы рассмотрим нормы, касающиеся правового положения государственной и общественной собственности, а так же личного имущества Царя.

Общая характеристика и содержание законов Хаммурапи. Состав и полномочия судов. Участники процесса и их обязанности. Круг доказательств, принимаемых к рассмотрению судами. Гражданское право по законам Хаммурапи, договорная фиксация различных сделок.

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.01.2017
Размер файла 65,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Если вор признавался до собирания свидетельских показаний, то ему дозволялось в качестве наказания оплатить стоимость украденной вещи в 10- или 30-кратном размере. Если у него не было такой суммы денег, его уличали при свидетелях и убивали (ст. 7-- 8): ст. 7: “Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек - вор, его должно убить”;

ст.8: “Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или если это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, - он может возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить”. Если человек осмеливался украсть имущество из царского дворца или из храма, убивали его самого и того, кто купил краденое.

Преступления против семейных устоев включают кровосмешение, неверное и распутное поведение жены, похищение и подмену ребенка.

В разряде совершающих должностные преступления упомянуты судьи, меняющие вынесенный приговор на другой, солдаты, младший командный состав. Не упомянуты государственные преступления в виде измены или мятежа, как полагают, в силу их общеизвестной и безусловной наказуемости.

Наказания были дифференцированными и весьма строгими по сравнению с некоторыми образцами предшествующего законодательства в древних государствах Шумера и Аккада. Смертная казнь осуществлялась путем утопления, сожжения или сажания на кол. Широко применялись также устрашающие членовредительные наказания: отсечение руки, пальцев рук, отрезание уха, языка и иные формы наказания по принципу талиона. Задолго до римлян принцип талиона был определен в Библии как принцип “око за око”, а в законах Вавилонии и других древних государств он получил вид конкретного предписания: “если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз” (ст. 196).

Помимо обычных наказаний в виде штрафов и членовредительных действий, преступников обращали в рабство и изгоняли из страны. В Законах Хаммурапи можно обнаружить три разновидности наказаний по принципу талиона: наказание о типичному (простому) талиону “око за око” для авилума, по правилу символического талиона (сыну, ударившему отца, отрубали руку; лекарю, неудачно удалившему бельмо, отрубали кисть руки и др.) и по правилу так называемого зеркального талиона (наказание смертью сына строителя дома, если обвалилась крыша построенного им по заказу дома и загубила жизнь сына хозяина дома).

4. Судопроизводство по законам Хаммурапи

4.1 Состав и полномочия судов. Участники процесса и их обязанности

Прежде всего, в Законах Хаммурапи мы находим свидетельства коллегиального состава суда (ст. 9,10): ст. 9: “Если человек, у кого пропало что-либо, схватит пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет схвачена пропавшая вещь, скажет: "Мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях", а хозяин пропавшей вещи скажет: "Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь", то покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь, и свидетелей, при ком он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь! Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых была произведена покупка, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец - вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца”; ст.10: “Если покупатель не приведет продавца, продавшего ему, и свидетелей, при которых он купил, а только хозяин пропавшей вещи приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то покупатель - вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь”.

Главой коллегиального суда в общинах стал рабианум - глава общины по царскому назначению, который отвечал за поддержание общественного порядка, или же его непосредственный начальник, глава области. Судебная коллегия состояла по-прежнему из совета старейшин общины или выделялась из него, и в её число обычно входило несколько жрецов. Один из судей давал разрешение на приём иска как (в соответствии с нынешней классификацией) по гражданским делам, так и по уголовным, коль скоро дело не начиналось по непосредственной инициативе государственных органов. Этим судам были подсудны не царские люди, а царские - лишь по делам, не относящимся к царскому имуществу (но, видимо, в таких случаях в суде заседал председатель царского хозяйства). Руководствовались эти суды больше обычным, чем писаным, правом и своим знанием местных условий; перед судьями - старейшинами как коллективными свидетелями заключались все сколько-нибудь важные сделки и акты.

Существенным нововведением в судоустройстве было назначение при Хаммурапи царских судей. Хаммурапи ввёл царские суды во всех больших городах (в числе 6-10 чиновников, подчинённых непосредственно царю), а также всюду, где ранее действовали храмовые суды. Эти судьи действовали в соответствии с царскими установлениями, в том числе по писаным законам и указам, или по аналогии с приведёнными в этих законах казусами, и в первую очередь, конечно, по делам царских людей или в конфликтах между царскими и не царскими людьми. Были ли они также апелляционной или кассационной инстанцией по отношению к судам общинным, неясно. Их решение (или приговор) было, по-видимому, окончательным. Судьи города Вавилона могли функционировать как царские судьи и по делам, возникшим первоначально в других городах.

Хаммурапи сохранил храмовые суды, но их функции были весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали её; предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы.

У нас нет чётких данных о месте царя в судебной системе. Кассационной или апелляционной инстанцией он не был. Хаммурапи всячески поощрял подачу ему жалоб всеми желающими по любым вопросам, но каждую жалобу он, в соответствии с обычаями, положениями и законами передавал на рассмотрение в определённые административные ил судебные органы; и если он даже и высказывал при этом свои соображения, то не о желательности того или иного решения по данному конкретному делу, а только о применимости в этом деле тех или иных существующих норм. Цари в древней Месопотамии, как правило, вообще не выполняли судейских функций. Они лишь назначали тех судей, чья юрисдикция распространялась на царских людей. Что же касается общины, то осуществление суда над своими членами было той из её прерогатив, которую община сохранила до конца периода древности.

Что же касается места проведения судебных заседаний, то они проводились как во дворце царя (в ст. 109: “Если в доме корчемницы сговариваются преступники и она не схватит этих преступников и не приведет ко дворцу, то эту корчемницу должно убить” - говорится, что туда приводят пойманных преступников), так и на территории храмов (множество статей содержат упоминания клятв, приносимых богам на судебных разбирательствах, - вероятнее всего, это могло происходить именно присутствии изображений божеств, то есть в храмах). В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел - в области гражданского, уголовного, семейного (в том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых случаях повторного брака) права. Инициатива в возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией. Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса - обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях (ст.1, 2, 3, 127 и т.д.). Института представителей или защитников интересов сторон (адвокатов) не было. Также не сообщается о проведении каких-либо следственных или розыскных действий. Поиск и вызов свидетелей, а также письменных доказательств также входил в обязанности сторон (ст. 9-11, 13): ст. 13“Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи назначают ему срок до истечения 6-го месяца. Если на 6-ой месяц своих свидетелей он не приведет, то он лжец, должен понести наказание, налагаемое при таком судебном деле”.

4.2 Круг доказательств, принимаемых к рассмотрению судами

4.3 Вынесение судами решений и приговоров

Рассмотрев все решения и доказательства, суд выносил решение о признании правоты одной из сторон и о наказании другой. Для Законов Хаммурапи характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений - от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. В остальных случаях (наиболее ярко это видно в статьях 195-201) Законы Хаммурапи устанавливают либо наказание по принципу талиона (око за око), либо денежную компенсацию. Талион применялся в большинстве случаев правонарушений: преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который он нанёс или только собирался нанести потерпевшему (при лжесвидетельстве и ложном доносе, когда ему полагалось понести то наказание, которое грозило бы несправедливо обвинённому - ст. 1, 3, 4). Принцип талиона был известен месопотамскому законодательству и раньше, но только в Законах Хаммурапи он проводится столь широко и последовательно.

В действительности, видимо, речь идёт о том, что уже законченное дело не подлежит новому рассмотрению, то есть приходится признать, что принцип “по одному делу два раза не выносится решение” (non bis in eadem re) был усвоен вавилонянами за много веков до римских юристов. Не менее вероятно, однако, что речь идёт не о том, что дело в принципе не подлежало пересмотру, а только о том, что этого не имел права делать тот же самый судья и суд, которые выносили первоначальное решение и, следовательно, для пересмотра дело должно было направляться в вышестоящую инстанцию - вероятно, прямо к царю.

Хотя в тексте Законов Хаммурапи нет прямого упоминания того, что царь являлся кассационной или апелляционной инстанцией, в ст.129: “Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба” - проскальзывает намёк на традиционное царское право помилования (если муж пощадит свою прелюбодейку-жену, то царь автоматически дарует помилование любовнику); кроме того, трудно сомневаться, что царь при желании мог казнить, кого хотел.

Естественно, следует учитывать, что Законы Хаммурапи (как и вообще любые законы) рисуют идеализированную картину, так как реальные общественные отношения отражены в них лишь в преломлении через правовые взгляды того времени.

Кроме того, эта картина неполная, потому что писаные законы были рассчитаны, очевидно, только на царские суды и они вовсе не представляют свода всего действовавшего права. Тем не менее Законы Хаммурапи, являясь плодом огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм древней Месопотамии, дают достаточно адекватное представление о системе действовавшего тогда судопроизводства.

Законы Хаммурапи принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, они на долгое время служили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны государственного и социально-экономического строя Месопотамии второго тыс. до н.э.

Самым почитаемым богом Вавилона был Мардук, и Хаммурапи в введении к своим законам говорит:”…Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей”. Царь таким образом пытается примирить интересы разных людей - тамкаров, мушкенов, воинов и простых общинников, опираясь на волю верховного божества. Мардук, по словам Хаммурапи, не просто награждает покорных и наказывает ослушников - бог дает людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом. Но - через царя.

Именно поэтому многие историки до сих пор думают, что законы Хаммурапи - это сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи. Законы эти дают историкам широкую картину жизни Древнего Вавилона. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.

Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и ее владения сократились.

Но Хаммурапи все же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни.

Наконец, Хаммурапи предложил народу образ бога, устанавливающего согласие между людьми.

Список использованной литературы

1. Законы Хаммурапи, царя Вавилона (1792-1750 гг. до н.э.) / Практикум по истории древнего мира. Сост. Н. Л. Просина, И.С.Свенцицкая. - М., 1965.

2. История государства и права зарубежных стран (рабовладельческое и феодальное государство и право). - М., 1980.

3. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. - Ч.1. Месопотамия. - М., 1983.

4. История древнего мира. Ранняя древность. - М., 1989.

5. Источниковедение истории древнего востока./ Под ред. В.И.Кузищина. - М., 1984.

6. Владимиров Б. Н. Всеобщая история государства и права 1996

7. История древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. - М.: 1988.

8. Всеобщая история государства и права. Учебник под ред. К. И. Батыра. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М. 2001.

Суд Божий — древнейший способ судебных доказательств, сохранявшийся весьма долго (по одним источникам — до XIV в., по другим — вплоть до XVII-го). Его первоначальными формами, применявшимися многие столетия, были ордалии — испытания огнем и водой, реже — ядом, весами и т. д.

Их использовали при недостатке улик в делах об убийстве, разбое, краже, колдовстве. Но не только ответчику назначались такие испытания. В случае отсутствия доказательств у возбудившей иск стороны ей и предстояло их проходить. Считалось, что око Божье и совесть преступника помогут выявить истину.

Подробнейшим образом расписана процедура подготовки и проведения ордалий в древнеиндийских письменных памятниках. Представителем царя в них выступал верховный судья. Он вместе с обвиняемым должен был нести однодневный пост, затем совершить омовение и явиться к месту, освященному мантрами и жертвоприношением, во влажной одежде.

Огонь

Ордалия огнём состояла в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костёр, ступать на раскаленное железо или держать его руками, принимать на тело расплавленный металл. Длительность пытки измерялась определенным расстоянием, количеством шагов и т. п.

Древние германцы после испытания железом обвязывали раны льняным полотном, покрытым салом, и на третий день проверяли, как они заживают: скорое залечивание считалось основанием для оправдания. Аналогично поступали поляки.

Особым случаем было добровольное принятие испытания мучеников. Так, по сасанидской легенде, во время религиозной смуты в Иране зороастрийский жрец Адурбад Мараспанд (Атропат Мантраспент) подверг себя ордалии, заключавшейся в пролитии на его грудь расплавленной меди, в результате он приобрел ореол бессметрия, т.к. выдержал испытание, оставшись в живых.

И.С.Горюшкин-Сорокопудов. Божий суд

При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, броситься в реку и т. д.

Еще в законах Хаммурапи можем прочесть:

А вот в Индии обвиняемому могли дать выпить воду после омовения ею скульптуры божества. Если в течение 1−2 недель после этого ни на него самого, ни на его ближайших родственников не обрушится ни одной напасти, оправдательный приговор будет подписан. Другой вариант предусматривал, чтобы в воде стоял стрелок с луком, а испытуемый, нырнув, держался за его ноги и не показывался на поверхности ни одной частью тела, пока не принесут пущенную в этот момент стрелу, иначе он будет признан преступником.


На Руси тоже применялись ордалии. Епископ Серапион по поводу обвинения в колдовстве велел:

В одной из новгородских берестяных грамот некий должник обвинил своего кредитора в мошенничестве с процентами и предложил выяснить правоту путем испытания водой. Такое решение вопроса допускалось и Польской Правдой.

К счастью, сохранились свидетельства, как в ходе водных ордалий страховали жизни испытуемых, брошенных в воду (иногда с привязанными к ногам руками). Например, обвязывали за пояс веревками, чтобы успеть вытащить начавшую тонуть жертву, которая отсутствием попыток выплыть доказывала свою невиновность.

Ордалии — испытания не из легких, конечно. Но современная наука не считает их исключительно шарлатанским способом, признает возможность доказать невиновность, пройдя их и не заплатив за это жизнью, не став калекой.

Психологи в союзе с антропологами объясняют это механизмами действия страха и сомнений и свойствами ментальности наших предков. Физики заявляют, что при соприкосновении тела с раскаленным железом или кипящей массой на коже образуется особая испарина, препятствующая ожогу, но нейтрализуемая холодным потом дрожащего от страха человека.

И все-таки пусть ордалии, жестокие предшественники детектора лжи, остаются в далеком прошлом.


Авторы Писания на протяжении тысяч лет, начиная с книги Исход и заканчивая последней книгой Библии Апокалипсисом, дают однозначную, резко отрицательную оценку гаданиям, ворожбе, волшебству, магии, спиритизму и контактам с миром мёртвых.

Попытаемся рассмотреть возможные причины столь негативного отношения авторов Библии к перечисленным выше явлениям.

Первая причина – запрет следовать обычаям окружающих народов, так как колдовство и гадание были связаны с языческими культами. Колдуны призывали чужих богов, духов, приносили им жертвы. Поэтому большой разницы между поклонением иным богам и колдовством не существовало.

Пророк Иезекииль обвиняет колдуний из дочерей Израиля не только в чародействе, но и лжепророчестве.

Обличаемое пророком действие колдуний состояло, по-видимому, в попытках улавливать блуждающие души в повязки и платки. Держа души в заточении, они убивали их владельцев. Иных же, вероятно больных людей, они спасали, уловив их бродячие души и водворив в принадлежащие им тела. Так, например, фиджийские вожди захватывали души преступников в шарфы и уносили с собой, после чего несчастные, медленно чахли и умирали. На одном из островов группы Дейнджер, в Тихом океане, колдуны ловили души больных в сети.

Колдунье совершенно безразлично, чья душа попала в ее тенета, она охотно возвращает её за вознаграждение.

Вероятно, колдуны каким-то образом умеют лишать человека жизненной силы, превращая его в зомби.

Пророк Иезекииль гневно осуждает подобные обычаи, которые далеки от духа божьего Закона.

Колдовство или ворожба в немаловажной степени отличаются от разрешённого и даже поощряемого пророчества именно обрядовой стороной дела. В данном случае важна не цель, а именно средство достижения цели.

На вопрос, как же авторы Писания относятся к колдуну, который не прибегает к каким-либо средствам для получения скрытого знания, попробуем ответить чуть ниже.

Вторая возможная причина запрета – духовное и физическое отделение народа Израиля от окружающих народов: будь то внешний вид, причёски, стрижка бороды, отсутствие татуировок. И если язычники используют колдовство, значит, народу Израиля запрещено заниматься волхованием, чтобы было как можно меньше точек соприкосновения с другими народами. Ведь общее действие сближает и нередко требует обмена опытом, поэтому в книге Левит после запрета на ворожбу следует запрещение стричь волосы на висках и края бороды.

Господь Израиля, согласно книги Левит призывает к отделению от народов, т.е. требует не следовать языческим правилам, так как языческие обычаи мерзки перед Господом.

Впрочем, вряд ли запрещение ворожить или вызывать мёртвых являлось одним из средств изоляции народа Израиля от других народов, так как в Писании существует тотальный запрет на любые виды ворожбы в независимости от национальной или культурной традиции.

Несмотря на отсутствие каких-либо языческих, запрещённых способов получения требуемой информации, авторы Писания всё равно относятся резко отрицательно к таким действиям, причем настолько, что автор Хроники (Паралипоменона) видит в обращении к волшебнице одну из основных причин смерти Саула.

Третья причина – это негативные, разрушающие действия колдовства, отрицательно влияющие на психику человека, его душевный мир, и значит согласно Писанию должны быть запрещены, так как противоречат здравому поведению:

Апостол Павел вторит:

Итак, Закон выступает против духовно нездорового образа жизни.

Мир, в котором колдовство играет важную роль, превращается в невежественный и суеверный. К примеру, мир древней Ассирии. Неопределенное будущее нередко зависело от гадания (по полету птиц, по колебанию пламени свечи, по печени овцы, различным отклонениям у новорожденных животных и т.д.) и становилось определённым для гадающего. И уже не требовалось каких-либо усилий в настоящем, так как твою судьбу за тебя решили боги. Ассирийцы были подвержены суевериям, например: перебегающая дорогу гиена приносит несчастье, рыжие тараканы — счастье, черные – неудачу и много ещё в этом роде.

Ассирийцы боялись колдунов и составляли заклинания и заговоры в надежде уберечься от обаяния чародея или колдуньи. Общество, в котором процветает страх к колдовству и суевериям не может быть здоровым и адекватно реагировать на действительность.

В Египте прежде чем вступить в сражение, разбивали на части статуэтку, символизирующую противника, тем самым представляли поражение врага, настраивались на победу.

Шумеры на заре цивилизации пользовались гаданием, ассирийцы оставили огромное количество литературы о способах гадания.

В Ассирии были два основных вида гадания:

Гадание по дыму от воскурений.

Гадание, создаваемое посредством искусственного фона, имело разнообразные формы, среди которых — гадание по печени. Эта форма гадания следует из поверья, что боги Оракул, Шамаш и Адад записали ответы судьбы на печени жертвы. Священник всматривался в печень жертвы и по определённым признакам возвещал будущее.

В Писании говорится о метании жребия в особо важных вопросах:

При выборе одного из козлов в день искупления (Левит 16:7-10).

При распределении Ханаанских земель между коленами Израиля:

При выборе ополченцев на войну (Суд. 20:9).

При определении виновного: (1 Цар. 14:41-42).

При выборе священников на служение (1 Пар. 24:3).

При разных трудноразрешимых ситуациях (Неем. 11:1).

Даже первые христиане выбирали апостола при помощи жребия (Деяние 1:26).

Жребий бросали, руководствуясь чувством справедливости, чтобы никто из оспаривающих сторон не обвинил другого в несправедливом решении.

Четвёртая причина — борьба за влияние. Гадатели, прорицатели, ворожеи, колдуны, вызывающие духов и умерших, узнавали скрытое от человеческих глаз, прибегая не к Богу Израиля, а к заклинаниям, магии, богам, духам, душам мёртвых. Также совершали запрещённые обряды, включая и жертвоприношения. Люди, и зачастую власть имущие, искали помощи, разрешения сложных вопросов, исцелений не у пророков, священников или левитов, но у ворожей, колдунов, вызывающих мёртвых.

Вероятно, экономический интерес был не последний в битве за влияние, так как священник, прозорливец или пророк, как правило, получал дар от просителя.

Насколько известно, чародей без подарка или денег не помогает. Его услуги в зависимости от уровня мастерства и авторитетности ценятся дорого. Волшебник переманивал нуждающихся в помощи, тем самым лишая дохода судей и священников.

Первый царь Израиля Саул, будучи знаком с этим законом, по ревности Господней или в угоду священникам, изгнал из страны волшебников и гадателей.

Но ревность Господня нередко оборачивается и против самих ревнителей: нельзя поощрять того, кто изгоняет и убивает по идеологическим или политическим мотивам, так как сам может попасть под его меч, не знающий милости:

История очень поучительная.

Войны против колдунов велись особенно интенсивно во время инквизиции, и заканчивались они банальным грабежом. Состоятельных людей обвиняли в колдовстве, судили как еретиков и забирали их имущество. Недавних союзников тамплиеров обвинили в ереси, чтобы завладеть имуществом.

Но инквизиция всего лишь продолжила борьбу против ворожей и колдунов, начатую в глубокой древности. Кодекс Хаммурапи, выбитый на чёрной базальтовой стеле клинописью почти 4000 лет назад, устанавливает печально известное со времён инквизиции испытание водой:

(§ 2) Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

Магия в Египте имело огромное значение, египтяне верили, что посредством её можно влиять на мир и управлять физическими законами природы.

«Глава принесения слов могущества Осирису Ани, который говорит:

Я есмь Атум-Хепре, который произвёл себя на бедрах его божественной матери. Те, кто обитает в Ну, были сделаны волками (шакалами), а те, кто среди вождей-татау, стали гиенами. Смотрите, я вбираю в себя это обаяние (чары) от человека, с которым оно есть, и от места, в котором это есть, и оно (магическое обаяние) придёт ко мне быстрее, чем борзая, и скорее света.

Но вместе с этим использовать колдовство во вред людям, а особенно против фараона считалось большим грехом:

В древнем Израиле находились ревнители Закона, такие как Бен-Шетах, который приказал повесить восемьдесят колдуний:

– В пещере близ Аскалона скрываются восемьдесят колдуний.

В один ненастный день собрал р. Симеон восемьдесят юношей, рослых и сильных, и велел им следовать за собою. Каждому из них он дал по новому кувшину со свернутым в нем чистым плащом. Юноши поставили кувшины опрокинутыми себе на головы, и р. Симеон сказал:

– Когда я крикну по-птичьему, накиньте на себя плащи; крикну вторично – бегите все в пещеру и, схватив каждый по колдунье, поднимите их вверх, ибо таково свойство колдуна: отделишь его от земли – он ничего сделать не может.

Пошел р. Симеон и, став у входа в пещеру, стал звать, выкрикивая:

– Ойим! Ойим. Отоприте! Один из ваших я.

– А каким образом, – спрашивают колдуньи р. Симеона (также успевшего закутаться в сухой плащ), – ты в дождь сухим остался?

– Я между каплями пробирался, – объяснил р. Симеон.

– А чего ради пришел ты?

– Поучиться и вас поучить. Покажите-ка каждая свое искусство. И вот, поколдовала одна – и серебро в хлеб превратилось. Поколдовала другая – из железа мясо выковалось. Третья – расплавленная медь бульоном закипела. Четвертая – растопленное золото вином заструилось.

– Видишь, – говорят колдуньи, – какой мы тебе пир устроили. А ты что умеешь сделать?

– Вот что: чирикну раз и другой – и явятся восемьдесят женихов, одетых в совершенно сухие плащи, – и будете вы пировать и веселиться с ними.

Чирикнул р. Симеон раз – надели юноши плащи; чирикнул вторично – все сразу появились в пещере.

Итак, в глубокой древности по всему миру правители и священники, боролись против мнимого или настоящего колдовства, не чураясь самыми жестокими средствами, поэтому сочувствуешь их жертвам.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок в 5 классе. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Цель: Создать условия для формирования представления о законах царя Хаммурапи, как уникальном источнике по истории древнего Двуречья.

Планируемые результаты:

1) Личностные: проявлять интерес к истории древних цивилизаций, приобщение к пониманию правовой культуры.

2) Метапредметные: развитие умения работать с различными источниками (текст учебника, карта, иллюстрации, документ); извлекать и анализировать конкретную информацию; умения работе в парах и малых группах; умения давать определение новым понятиям; умения строить монологическое высказывание.

Тип урока : урок- открытие новых знаний

1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке! Я призываю вас к сотрудничеству и уверена в продуктивности нашей работы.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Игра "Историческая перестрелка"( условие- дается самый короткий ответ )

Тигр и Евфрат, Междуречье, Ур и Урук, клинопись, Шамаш, государство, Хаммурапи, (возникает затруднение, уч-ся не могут объяснить последнее понятие)

3.Выявление места и причины затруднения

Учитель: Ребята, у нас возникла проблема, мы не знаем кто такой Хаммурапи. Почему? (не изучали)

В 1901 году французские археологи при раскопках восточнее Вавилона нашли стелу - двухметровый столб из черного базальта. (Работа с иллюстрацией в учебнике).

Как вы думаете, чем уникален этот столб?

В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом. Ученые расшифровали его. Текст начинается со слов, позволяющих понять, кто изображен на рельефе : "Я-Хаммурапи, благоразумный царь, послушный Шамашу, владыка, достойный жезла и короны. "

Кто такой Хаммурапи? Царь Хаммурапи, стоит перед богом Солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо – символ власти над людьми. Остальная часть текста- знаменитые законы царя Хаммурапи.

4. Целеполагание.

Учитель просит учащихся определить тему и задачи урока

Тема урока: "Законы царя Хаммурапи".

Задачи урока: узнать какие законы создал царь Хаммурапи , познакомиться с их содержанием, узнать,как жители Вавилонии выполняли эти правила или нормы и как их наказывали за нарушение законов. )

5. Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта

1) Вавилонское царство и его расцвет.

Долгое время города Двуречья воевали за право быть главным городом. Около 1750 г. до н. э. царь Вавилона Хаммурапи по очереди покорил соседних правителей и создал империю, охватывавшую почти всю Месопотамию - от Персидского залива до Ассирии включительно (демонстрируется на карте).

-Назовите самые крупные города Вавилонии. (Ур, Урук, Ниппур, Киш) .Все они подчинились Вавилонскому царю.

Выгодное положение Вавилона давало возможность вести активную торговлю, сюда шли торговые корабли, здесь пересекались торговые пути.

2) Личность в истории-Хаммурапи.

Хаммурапи был самым знаменитым и могущественным царем Вавилона. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Он назначал правителей областей и городов, руководил войском. Однако в отличие от фараонов, вавилонский царь богом не назывался, а получал власть от богов и, управляя страной, выполнял их волю. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. По приказу Хаммурапи было вырыто много новых каналов для очистки земель от накопившейся соли, которая лишала землю плодородия. Хаммурапи был выдающимся государственным деятелем, хитрым дипломатом и мудрым законодателем. По его приказу в Вавилонском царстве были изданы законы.

Существуют ли законы в нашем государстве? Как называется самый главный закон РФ? Что такое законы?

Закон - это правила поведения, установленные государством (правителем) и обязательные для всех жителей государства.

Законы царя Хаммурапи- одни из самых древнейших в истории. Столб с законами находился на главной площади Вавилона. Текст мог прочитать любой грамотный житель Двуречья. Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Теперь все споры между людьми стали разбираться по одинаковым для всех правилам, а не так, как считали разные судьи (жрецы, старейшины, наместники). Жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание. Ведь на черном камне было написано, что Хаммурапи получил власть от богов. А воля богов неколебима и гнев их очень суров.

Давайте предположим, какими были законы царя Хаммурапи (учащиеся могут предложить: жестокие, мягкие, справедливые, несправедливые, необходимые для поддержания порядка, защищали всех жителей страны и т.п. )Учитель делает записи на доске)

А как мы можем проверить свои предположения? (познакомиться с законами)

3) Далее организуется практическая работа групп по изучению законов.

1 группа (проверяет гипотезу , что законы были жестокие/ мягкие)

Текст законов

(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.

(§ 2) Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться;

если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом.

Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

§ 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить

(§ 11) Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он — лжец, он возвел напраслину и должен быть убит

§ 16.Если человек укроет в своем доме беглого раба или рабыню(принадлежащих) дворцу или мушкеному, и не выведет их на клич глашатая, то этого хозяина дома должны убить.

§1 7.Если человек украл имущество храма или царя, его должно убить

(§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.

(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.

ЧЕЛОВЕК - свободный житель государства

МУШКЕТУМ - частично зависимый человек.

1. Какие поступки жителей Вавилонского царства являлись преступлениями?

2. Какие виды наказаний предусматривались за преступления?

3. Соответствуют ли наказания преступлениям по степени жесткости?

ВЫВОД: На основании изученных статей мы делаем вывод, что законы

Дополнительный материал от учителя. Но иногда царские судьи не могли сами решить то или иное дело. Не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Тогда им приходилось обращаться к богам напрямую. Происходило это так. Обвиняемого вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же у него получалось выплыть, то считалось, что обвиняемый чист перед богами и невиновен.

2 группа проверяет гипотезу, что законы были справедливые/ несправедливые

Текст законов

§ 196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть

§ 197. Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему

§ 198. Если человек выколол глаз мушкенуму или переломил кость

мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.

§ 199. Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу

человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.

§ 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему

§ 201. Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить 1/3 мины

§ 202. Если человек ударил по щеке человека высшего по положению,

чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60

§ 203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему,

то он должен отвесить 1 мину серебра.

§ 205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны

§ 206. Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то

ЧЕЛОВЕК - свободный житель государства

МУШКЕТУМ - частично зависимый человек.

Мина – мера веса

1. Докажите, что в Вавилонском государстве существовало правило "Око за око, зуб за зуб"

2. Одинаково ли наказывали за преступления против свободного человека, человека высшего по положению, раба? Почему?

ВЫВОД: На основании изученных статей мы делаем вывод, что законы

Например, если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо. Заметьте, не язык и не руку, а именно ухо. Это делалось для того, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господина. Кроме того, такой раб уже не мог убежать: все знали – это невольник, при этом непокорный.

Хотя свободные вавилоняне и подчинялись одним законам, это не делало их равными во всем. Среди них были как очень богатые, так и очень бедные люди. И здесь мы тоже видим различие в наказаниях за один и тот же вид преступления.

3 группа проверяет гипотезу, что законы защищали/ не защищали общественные порядки.

Текст законов

59. Если человек (полноправный житель Вавилонского царства) срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины (мина –0,5 кг) серебра.

237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и

все, что он погубил в нем.

261. Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров (гур –252,6 л) зерна в год.

§ 53. Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что

на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась

брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине

образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.

§ 54. Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его

имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых

вода затопила, должны разделить это серебро между собой.

§ 117. Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу… § 116. Если он умрет в доме хозяина от побоев и дурного обращения, то должны убить сына хозяина

ЧЕЛОВЕК - свободный житель государства

Мина, Гур – меры веса

1. Что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве платы за работу или компенсации за ущерб?

2. Можно ли утверждать, что приведенные законы защищали частную собственность?

3.Как можно было попасть в рабство в Вавилонском царстве?

4. Защищали ли законы от обращения в долговое рабство?

ВЫВОД: На основании изученных статей мы делаем вывод, что законы

Хаммурапи защищали …………………………..

Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. Но когда семья бедняка голодала, им снова приходилось брать в долг у богача. Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь боги установили, что есть свободные и рабы, богатые и бедные.

6. Включение в систему знаний и повторение

Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? (Это были правила, по которым жили жители этого государства.)

Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.? (Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им разрешал поступать закон в той или иной ситуации.)

Читайте также: