Допускается ли при отсутствии централизованных очистных сооружений водоотведение стоков осуществлять

Обновлено: 13.05.2024

Недавно был установлен обновленный порядок того, как проводится контроль состава и свойств сточных вод. Основной документ, в котором перечисляются обновления – Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728. Кроме того, данным Постановлением внесены некоторые изменения в отдельные нормативные акты. Без сомнений – это достаточно весомое изменение в экологическом законодательстве, вопросов много.

Актуальным остается вопрос о том, как теперь будет осуществляться контроль сточных вод, направляемых в централизованную систему водоотведения (ЦСВ), ведь прежние Правила утратили силу. Мы изучили нововведения и в этом материале постараемся уделить внимание основным аспектам данного вопроса.

Кто контролирует состав и свойства сточных вод?

22 мая 2020 года было принято Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 которым были внесены изменения в правила холодного водоснабжения и водоотведения и утверждены новые правила контроля состава и свойств сточных вод.

Предметом контроля является состав и свойства сточных вод, которые физические и юр. лица, заключившие договор водоснабжения и водоотведения, направляют в центральную систему водоотведения (ЦСВ).

Что изменилось в водоотведении в 2020 году?

Известно, что до 3 июня 2020 года действующими считались Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525.

Теперь на смену ранее действующим пришли новые правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728.

Основное отличие новых правил от уже устаревших: ранее абоненты делились на две категории:

  • Абоненты, для объектов которых устанавливаются НДС загрязняющих веществ (ЗВ), или же иных веществ и микроорганизмов в ЦСВ;
  • Абоненты, для объектов которых нормативы допустимых сбросов в ЦСВ не устанавливаются.

Теперь контролю подлежат состав и свойства сточных вод, сбрасываемые всеми абонентами в канализации, абонентов не делят на категории “с НДС” и “без НДС”. Ранее контроль проводился в соответствии со специальной программой контроля состава и свойств сточных вод. Она разрабатывалась согласно Правилам №525. В данную программу входил перечень абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов (по категориям абонентов).

В новых же Правилах №728 больше нет разработки и согласования программы контроля состава и свойств сточных вод. Таким образом, НДС для абонентов, имеющих объекты, которые осуществляют сбросы в ЦСВ не устанавливаются. Программу контроля состава и свойств сточных вод разрабатывать и согласовывать не нужно.

Обязательными критериями соответствия сточных вод теперь являются:

  • Фактические показатели состава и свойств сточных вод, которые входят в Декларацию о составе и свойствах сточных вод
  • Нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойства сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

Что включает в себя контроль состава и свойств сточных вод в 2020 году?

После того как Правила №728 вступили в силу, контроль сточных вод включает в себя следующие этапы:

  • Проведение отбора проб сточных вод;
  • Дальнейший анализ отобранных проб сточных вод;
  • Визуальный контроль (если точнее, то под этим подразумевается проверка объектов на соблюдение требования о запрете сброса в централизованную систему водоотведения).

Обратим внимание, визуальный контроль – этап новый. Выполняется в соответствии с Правилами №644 и Правилами №728 по веществам, отходам, сточным водам, по которым проверка на соответствие требованиям о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и далее его анализа. Такая процедура проводится, если запрещенные сбросы в ЦСВ визуально можно обнаружить. Данные вещества есть в перечне приложения №4 к Правилам №644.

Фактические показатели сточных вод определяются с помощью специального оборудования для отбора проб, которое устанавливает организация, осуществляющая водоотведение.

Предлагаем Вам ознакомиться с тем, что из себя представляет форма акта отбора проб сточных вод.

Визуальный контроль, отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод

Предлагаем немного подробнее остановиться на том, что такое визуальный контроль, а также такие этапы контролирования как отбор проб сточных вод и анализ уже отобранных проб.

Кто отвечает за каждый этап контроля водоотведения?

  • Визуальный контроль проводит организация по водоотведению;
  • Согласно специальным требованиям, отбор проб сточных вод осуществляется аккредитованной лабораторией или же организацией по водоотведению;
  • Также аккредитованная лаборатория проводит анализ уже отобранных проб.

Требования к абонентам:

  1. Предоставить возможность провести визуальный контроль и отбор проб сточных вод;
  2. Обеспечить свободный доступ к воде для проведения контроля;
  3. Дать организации по водоотведению свободный доступ к канализации;
  4. Обеспечить места для отбора проб сточных вод и установить специальные указатели, которые будут идентифицировать контрольные канализационные колодца (они не должны мешать установке оборудования);
  5. В процессе осуществления визуального контроля должен присутствовать абонент или его представитель.

Периодичность контроля водоотведения

Контроль бывает плановым и внеплановым. Давайте рассмотрим его отличия.

Плановый контроль проводится не чаще чем 1 раз в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год. Исключение – абоненты, объекты которых производят сбросы объемом меньше 30 кубометров в сутки в целом (если сточные воды отводятся в канализацию). Периодичность планового контроля в таком случае не может быть чаще 1 раза в календарный месяц.

Что касается внепланового контроля – он проводится в обязательном порядке в том случае, если:

  • Произошла авария, либо ЦСВ или ее элементы вышли из строя;
  • При государственном экологическом надзоре были выявлены нарушения и получены предписания об их устранении;
  • Водный объект был загрязнен ЦСВ в месте выпуска в него сточных вод.

Штрафы для водопользователей

Размер штрафов для водопользователей зависит от состава нарушения. Загрязнение вод может грозить водопользователю даже уголовной ответственностью. Штрафы не коснутся Вас лишь в том случае, если Вы соблюдаете нормы экологического законодательства и имеете всю необходимую предприятию разрешительную документацию. Специалисты ЭкоПромЦентра помогут Вам в любом вопросе водопользования!

На момент написания материала продолжают вносится изменения. Для абонентов с водоотведением менее 30 кубометров в сутки, плата составляет 20 000 руб./мес. Кроме того, планируется введение новой услуги касаемо платы за экологический ущерб сетям водоотведения. Нужно учесть, что необходимо дождаться окончательных результатов изменений для полного понимания того, как предстоит отчитываться водопользователям.

6.10.1 Прием жидких отбросов (нечистот, помоев и т.п.), доставляемых из неканализированных зданий ассенизационным транспортом и обработку их перед сбросом в канализационную сеть, следует осуществлять на сливных станциях.

6.10.2 Сливные станции следует располагать на территории очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков или в непосредственной близости от них. Допускается размещать сливные станции вблизи канализационных коллекторов с диаметрами не менее 400 мм при этом количество сточных вод, поступающих от сливной станции, не должно превышать 20% общего расчётного расхода по коллектору.

6.10.3 Доставляемые ассенизационным транспортом на сливную станцию стоки необходимо разбавлять в соотношении 1:1,2.

6.10.4 Разбавление фекальных масс на сливных станциях надлежит осуществлять водой из водных объектов, закрытых (открытых) систем технического водоснабжения, дренажными и очищенными сточными водами. При обосновании допускается использование питьевой воды с обеспечением требований [7].

Вода подаётся на обмыв транспорта, в приёмное отделение во время разгрузки, на разбавление в каналах и в приёмные воронки, в отделения решёток и при создании водяной завесы. Вода, используемая через брандспойты, должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям к технической воде для открытых систем водоснабжения.

6.11 Снегоплавильные пункты

6.11.1 Допускается устройство при канализационных сооружениях снегоплавильных пунктов, использующих для плавления снега и льда, убираемого с улиц, тепла сточных вод, со сбросом получаемой талой воды в самотечную канализацию.

6.11.2 Снегоплавильные пункты следует проектировать на основании генеральной схемы их размещения, учитывающей близость расположения основных убираемых от снега территорий, наличие точек подачи сточной воды и отвода талой, доступность относительно дорожной сети, удобство подъездов и организации встречного движения грузового автотранспорта, возможность возникновения очередей в периоды после сильных снегопадов, удаленность от жилья и т.п.

6.11.4 Завозимый снег необходимо измельчать перед подачей в снегоплавильную камеру, отделяя при этом крупные тяжелые включения (фрагменты дорожного покрытия, крупные камни, автопокрышки и т.п.). Для этой цели допускается использовать:

отбор из самотечной канализации (с помощью специально создаваемой насосной станции с погружными насосами);

6.11.6 При отборе сточной воды из самотечной системы канализации надлежит проводить расчет на минимальный часовой приток сточных вод, отбирая не более 50% на нужды снегоплавильного пункта. При отборе из напорных трубопроводов следует обеспечить скорость в них после точки отбора, обеспечивающую самоочищающий режим движения сточной воды.

6.11.8 Объем и внутреннее устройство снегоплавильных камер должны обеспечивать плавление подаваемого в них снега, с выделением из него оседающих и всплывающих включений. Задачей снегоплавильного пункта является выделение из талой воды включений, не характерных для бытовых сточных вод, во избежание отложения грубодисперсных включений в каналах и коллекторах и перегрузки решеток крупными плавающими предметами. Конструкция снегоплавильных камер должна обеспечивать задержание таких включений с их последующей выгрузкой и удалением.

6.11.9 При расчете снегоплавильной камеры следует определять: объем зоны плавления снега и расход подаваемой на плавление сточной воды (теплотехническим расчетом), объем зоны накопления оседающих и всплывающих включений, периодичность очистки камеры.

6.11.10 Выгрузку задержанных включений следует осуществлять грейферами. При обосновании допускается использование специального механического оборудования (скребки, нории и т.п.).

6.11.11 Для предотвращения выделения неприятных запахов поверхность снегоплавильной камеры должна быть перекрыта съемными плитами.

7 Дождевая канализация. Расчетные расходы дождевых вод

7.1 Условия отведения поверхностного стока с селитебных территорий и площадок предприятий

7.1.1 На очистные сооружения должен отводиться поверхностный сток с городских территорий, отличающихся значительной величиной нагрузки от загрязняющих веществ, т.е. от промышленных зон, районов многоэтажной жилой застройки с интенсивным движением автотранспорта и пешеходов, крупных транспортных магистралей, торговых центров, а также сельских населенных пунктов. При этом, отведение поверхностного стока с промышленных площадок и жилых зон через дождевую канализацию должно исключать поступление в нее хозяйственно-бытовых сточных вод и промышленных отходов.

7.1.2 При раздельной системе водоотведения поверхностного стока с селитебных территорий очистные сооружения должны размещаться на устьевых участках главных коллекторов поверхностного стока перед выпуском в водный объект. Места выпуска сточных вод в водный объект должны согласовываться с органами по регулированию использования и охране вод, санитарно-эпидемиологической службой и Федеральным Агентством по рыболовству.

7.1.3 При установлении условий организованного сброса поверхностных сточных вод в водные объекты должны учитываться общие ограничения и требования к санитарной охране водных объектов, действующие в Российской Федерации.

7.1.4 При наличии в системе дождевой канализации города централизованных или локальных очистных сооружений поверхностный сток с территории предприятий первой группы, при согласовании с органами водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), может быть направлен в дождевую сеть города (водосток) без предварительной очистки.

Поверхностные сточные воды с территории предприятий второй группы перед отведением в дождевую канализацию населенного пункта, а также при их совместном отведении с производственными сточными водами должны подвергаться обязательной предварительной очистке от специфических загрязняющих веществ на самостоятельных очистных сооружениях.

7.1.5 Возможность приема поверхностных сточных вод с территорий предприятий в систему коммунальной канализации городов и населенных пунктов (с целью совместной очистки с хозяйственно-бытовыми сточными водами) определяется условиями приема сточных вод в эту систему и рассматривается в каждом конкретном случае при наличии резерва мощности очистных сооружений.

7.1.6 В системах отведения поверхностных сточных вод с территорий населенных пунктов и промышленных площадок должна учитываться возможность поступления в коллекторную сеть инфильтрационных и дренажных вод из сопутствующих дренажей, теплосетей, общих коллекторов подземных коммуникаций, а также незагрязненных сточных вод промышленных предприятий.

7.1.7 Для предотвращения загрязнения водных объектов талым стоком в зимний период с территорий населенных пунктов с развитой сетью автомобильных дорог и интенсивным движением транспорта, необходимо предусматривать организацию уборки и вывоза снега с депонированием на "сухие" снегосвалки, или его сброс в снегоплавильные камеры с последующим отводом талых вод в канализационную сеть.

7.1.8 Отведение дождевых и талых вод с кровель зданий и сооружений, оборудованных внутренними водостоками, допускается в дождевую канализацию без очистки при соответствующем обосновании.

7.1.9 Отведение поверхностных сточных вод на очистные сооружения и в водные объекты следует предусматривать, по возможности в самотечном режиме по пониженным участкам площади стока. Перекачка поверхностного стока на очистные сооружения допускается в исключительных случаях при соответствующем обосновании.

7.1.10 На территории населенных пунктов и промышленных предприятий следует предусматривать закрытые системы отведения поверхностных сточных вод. Отведение по открытой системе водостоков с использованием разного рода лотков, канав, кюветов, оврагов, ручьев и малых рек допускается для селитебных территорий с малоэтажной индивидуальной застройкой, поселков в сельской местности, а также парковых территорий с устройством мостов или труб на пересечениях с дорогами. Во всех остальных случаях требуется соответствующее обоснование и согласование с органами санитарно-эпидемиологической службы, по регулированию и охране вод, а также с органами рыбнадзора.

Отведение на очистку поверхностного стока с автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, расположенных вне населенных пунктов, допускается выполнять лотками и кюветами.

7.2 Определение среднегодовых объемов поверхностных сточных вод

7.2.1 Среднегодовой объем поверхностных сточных вод , образующихся на селитебных территориях и площадках предприятий в период выпадения дождей, таяния снега и мойки дорожных покрытий, определяют по формуле

Чистая вода наша жизнь. Загрязнение вод – огромная проблема.

В России загрязнены более 75 процентов водоемов.

Существуют нормативы по предельным концентрациям загрязняющих веществ, и если предприятие не выходит за эти рамки, то сброс считается разрешенным.

Всех кто умышленно или неумышленно мусорит, наказывают. Как гласит наш главный закон – Конституция, каждый россиянин может рассчитывать на достойные условия окружающей среды.

Экология – серьезная наука и каждый неблагоприятный фактор может привести к катастрофическим последствиям.

Предприятия должны правильно эксплуатировать очистные станции и гарантировать очистку стоков, сбрасываемых в канализацию или в водные бассейны.

Массовая гибель рыб в водоеме

Неравнодушные лица пишут многочисленные обращения по факту загрязнения окружающей среды в контролирующие надзорные органы, прокуратуру и министерства. Администрации часто отмахиваются, отвечают, что все работает, нарушений нет. Потом проводится внеплановая проверка и расследование, которое проводит Роспотребнадзор. Это долгий и затяжной процесс.

Загрязнение сточных вод наиболее распространенная статья уголовного правонарушения.

Иски по экологии решают суды общей юрисдикции. Для оценки ущерба есть специальные методики и таксы возмещения, разработанные Министерством природы России, в методике исчисления размера вреда при нарушении водного законодательства. В методике расчет производится таким образом, чтобы возместить убытки на восстановление.

Суды принимают разные решения в зависимости от причиненного ущерба. За причинение вреда водоемам могут как оштрафовать, так и лишить свободы.

Штрафные санкции

В ходе проверок часто выясняются причины плохой функциональности очистных станций. Зачастую очистные установки служат больше 20 лет, оборудование морально устаревает, работает с большой перегрузкой и имеются проскоки по загрязняющим веществам, допущены сбои и нарушения в технологии. Стоки после такой очистки относят к категории недостаточно очищенных.

Бывает и так, что на момент проведения плановой выездной проверки обнаруживается полное отсутствие очистных сооружений, что приводит к превышению концентраций, содержащихся в сбрасываемых сточных водах, вредных веществ и микроорганизмов. Между тем доказательства принятия исчерпывающих мер для устранения выявленного нарушения предприятие не представляет.

На большинстве предприятий используют устаревшие методы очистки, например, хлорирование, что приводит к различным заболеваниям.

Несанкционированный сброс загрязненных стоков

Например, в республике Татарстан очистные работают на 40% и сбросы после очистных сооружений негативно влияют на жизнь и здоровье людей.

За такие сбросы компании выносится предписание, назначают административные наказания в виде приостановления функционирования и вплоть до полного закрытия.

Принимают меры административного воздействия в отношении руководителей предприятий, по чьей вине допущены такие сбросы.

Предписание

Основные сбросы идут от энергетической, легкой, деревообрабатывающей, химической, целлюлозно-бумажной промышленностей и предприятий ЖКХ.

Нужно увеличить контроль за соблюдением санитарного законодательства, уделять значительное внимание качеству стоков в местах рекреационного водопользования. При несоблюдении предписаний и продолжения несанкционированного сброса составляются протоколы и выносятся постановления о назначении административного наказания в виде штрафа.

Невозможность исполнения предписания многие предприятия мотивируют отсутствием очистных сооружений на централизованных системах водоотведения хозяйственно-бытовых стоков и отсутствием возможности получения необходимого разрешения в установленный срок.

Неисправные очистные сооружения

В случаях же, если загрязнение водных объектов повлекло за собой существенные негативные последствия, виновному лицу грозит уголовная ответственность.

Санкциями частей 1-3 статьи 250 Уголовного кодекса Российской Федерации за указанные деяния предусмотрены наказания в виде штрафа, лишения права занимать определённые должности, а также заниматься определенной деятельностью.

Назначают обязательные работы, исправительные работы, накладывают арест, принудительные работы, лишают свободы сроком до 5 лет. Чтобы не допустить всех этих жутких вещей, своевременно обращайтесь к нам и приобретайте очистные сооружения.


Здравствуйте!
У нас возникла такая ситуация: подключились с системе централизованного водоснабжения (Водоканал). Но централизованной канализации нет, водных объектов рядом тоже (есть конечно небольшое болото, но не думаю, что получится туда оформить сброс. ).
По техническим условиям у нас два варианта водоотведения:
1 вариант: Водонепроницаемый выгреб с последующим вывозом стоков.
2 вариант: Локальные очистные сооружения, обеспечивающие очистку сточных вод.
Мы установили ЛОС, в проекте на подключение написано, что при выходе получаем "технически чистую воду, которую можно без дополнительной очистки сбрасывать на грунт", а ил, который остается там можем использовать как удобрение для деревьев. НО сбросы на рельеф ведь запрещены, более того ЛОС не обеспечивает 100% очистку( только 99%). Можем ли, сделать водонепроницаемый выгреб, где вода будет отстаиваться и мы будем её использовать для своих нужд. Как вообще лучше поступить в нашем случае?
Буду очень признательна за ответ!

Кристина 3819 , Вы пишете что подключились с системе централизованного водоснабжения (Водоканал). Но централизованной канализации нет как это можно понять из Ваших слов?
если вода условно чистая, например, дождевая, можно смело собирать ее в накопителях и использовать для полива деревьев
в случае непроницаемого выгреба, Вы стоки переводите в категорию отходы и тогда сброс исключается, единственное заключить договор на вывоз ассенизаторской машиной на обезвреживание или размещение по договору

Вопрос: как можно подключиться к централизованной системе водоснабжения если он отсутсвует?
2 варианта у вас быть не может. Читаем письма: ПИСЬМО Минприроды РФ от 13 июля 2015 г. N 12-59/16226 и от от 4 апреля 2017 г. N 12-47/9678.
В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.
Вы можете, но только если позволяют геологические и гидрологические условия, сбрасывать на поля фильтрации подземные. Но нужно все это согласовать.
Сделать водонепроницаемый выгреб и использовать это как техническую воду самый лучший вариант. НО. нужно контролировать работу ЛОС. Как правило, люди просто их не обслуживают как положено и они просто перестают работать. Для этого лучше пробы отбирать на выходе от каждого очистного сооружения.
PS. Болото скорее всего это результат сброса стоков. Скорее всего грунты имеют маленькую фильтрационную способность и вода стоит.

Имела ввиду, что мы подключены к централизованной системе холодного водоснабжения, а вот канализации нет. Водоканал говорит, что в перспективе планируют провести, но будет это очень не скоро. (т.е. холодную воду мы получаем).

К сожалению, в тех условиях, составленные Водоканалом, так и написано. Водой я занимаюсь впервые, до этого другой эколог делал. Вот теперь пытаюсь понять что к чему и как все правильно сделать, и с минимальными затратами, как руководство требует.

А как часто нужно брать пробы ЛОС?
Если в выгребе, получается, отход. то нам нужно будет заключать договор с лицензированной организацией и получать акты. Или если будем брать пробы, и докажем что технически чистая вода, то сможем спокойно её сами использовать?
Пока больше склоняюсь к тому,чтобы сделать выгреб, потому что болото у нас, скорее некая "лужа". да и с получение разрешения на сброс не сталкивалась ещё.

Насчет контроля ЛОС по качеству очистки нужно разговаривать с производителем оборудования.
Если вы очищенную воду будете в выгреб направлять, то будете вывозить ассенизаторской машиной за деньги.
Доказывать, что у вас очищенная вода может быть использована в технических целях, в моем понятии никому не надо. Вы для своего успокоения делаете анализы воды, так как планируете использовать воду в технических целях.
У производителя ЛОС должны быть документация на ЛОС в порядке, где указана входящие и выходящие концентрации, степень очистки.
Читаем ГОСТ 17.1.1.04-80 какая вода для чего используется.
СанПиН 2.1.4.1074-01 здесь параметры для питьевой воды

Читайте также: