Эмоциональный шантаж как элементарная форма насилия

Обновлено: 07.07.2024

Эмоциональное насилие не оставляет видимых следов, но ранит также сильно, как и физическое. Результатом эмоционального насилия может стать заниженная самооценка, постоянное чувство вины, подавленность и тревожность.

Эмоциональное насилие – это нарушение психологических границ человека, осуществляемое с целью контроля его эмоций и поведения. Эмоциональный насильник может нарушать границы, не осознавая этого, но бывает и так, что эмоциональное насилие осуществляется агрессивно с целью причинить вред партнеру.

Как распознать эмоциональное насилие?

Унижение

Первый признак эмоционального насилия – ваш партнер или родственник в общении с вами использует слова и предпринимает действия, разрушающие ваше чувство собственного достоинства.

2. Принижение способностей

3. Внимание к оплошностям

4. Обесценивание достижений

5. Публичное высмеивание

Ощущение отсутствия собственной ценности, незначимости и нормальности этой незначимости, которое постепенно нарастало – это было сильно выражено в этих отношениях. Сначала было ощущение, что как-раз я значима для этого человека, что я вообще, всех важнее, а потом был постепенный уход вниз к полному пренебрежению, незначимости. Для него то, что я делаю – это несерьезно, то, что я хочу – это не важно. И это постепенно стало для меня таким. Отношения изначально были тесными, симбиотическими, и я переживала за его состояние. Когда он кричал, я в первую очередь думала о нем, а не о себе и о том, что со мной, вообще-то, так нельзя.

Газлайтинг

Второй признак эмоционального насилия — вам внушают, что ваше восприятие реальности, реакция на нее или ожидания неадекватны.

1. Неадекватность восприятия

2. Неадекватность взглядов

3. Неадекватность чувств

Фраза, ну, ты же женщина, занимайся, готовь — явный пример газлайтинга, когда странная ситуация преподносится как нечто само собой разумеющееся.

Бойкот


Третий признак эмоционального насилия – отказ разговаривать или переключение внимания с волнующей вас темы.

Эмоциональный шантаж


Четвертый признак — эмоциональный шантаж, связанный с увеличением эмоциональной дистанции.

Перекладывание ответственности


Пятым признаком является перекладывание ответственности, часто связанное с последующим чувством вины у партнера, которое касается

Пример из интервью:

Контроль поведения

Шестым признаком насилия является контроль вашего поведения.

Такой контроль может быть связан с вашими перемещениями (пошла не туда, куда он/она хотел(а)), вашего стиля одежды, круга общения. Насильник вторгается в ваше личное пространство используя манипуляции, газлайтинг и эмоциональный шантаж. В какой-то момент это, как и остальные нарушения границ, может казаться нормальным общением любящих людей. Однако, это тоже эмоциональное насилие.

Ещё одним признаком насилия является эмоциональная раскачка.

Её суть заключается в том, что насильник намеренно вызывает у вас противоположные эмоции и ведет себя по отношению к вам противоречиво. Это осознанный вариант насилия, он используется, в частности, в пикапе – деятельности, направленной на соблазнение с использованием специальных манипулятивных техник. Как это может выглядеть? В течение короткого времени вам демонстрируют противоположные эмоции: одобрение – недобрение, восхищение – снисхождение, нежность – отстраненность, заинтересованность – безразличие. Обычно, если человек не понимает, что происходит, это вызывает как минимум замешательство, а как максимум — формирует эмоциональную зависимость и желание заслужить хорошее отношение насильника.

Как можно помочь себе, если вы оказались в ситуации эмоционального насилия?

Помните, что ни вы, ни кто-либо другой не заслуживает подобного обращения, у насилия нет оправдания.

Не ищите причину этого поведения по отношению к вам в себе.

Вы не отвечаете за эмоциональное состояние или поступки другого человека.

Внутри себя подвергайте слова насильника сомнению.

Помните, что истинные мотивы эмоционального насилия – это контроль ваших чувств, поведения и самоутверждение за ваш счёт.

В случае, если есть риск физического насилия — обратитесь к друзьям или психологу, чтобы вам помогли создать план действий по обеспечению вашей безопасности.

Будьте внимательны к своим чувствам — они скажут, что для вас правильно, а что нет, чего вы хотите, а чего нет. Это знаете только вы.

Понемногу увеличивайте эмоциональную дистанцию, если поведение насильника не меняется, а уйти вы пока не готовы.

Автор: Елена Тюнеева, клинический психолог, психолог-консультант, психотерапевт

Системно-векторная психология Юрия Бурлана - первая наука, которая открывает нам корни этого явления. Оказывается, к эмоциональному шантажу склонны люди с определенным типом психики, зрительным вектором. Эмоциональная шкала этих людей кардинально отличается от всех остальных. Она имеет огромный диапазон, в котором можно наблюдать самые разные эмоции, отличающиеся по силе и знаку, положительные или отрицательные: тоска, грусть, радость, восторг, восхищение, эмпатия, экзальтация.


По сравнению с обладателем зрительного вектора все остальные люди кажутся просто бесчувственными чурбанами. Зрительник восхищается, когда видит что-то красивое. Ойкает и подпрыгивает от ужаса во время испуга. Может упасть в обморок от капли крови и разрыдаться от избытка чувства от одной трогательной фразы. Он может страдать от многочисленных страхов, а может пребывать в экзальтированном состоянии любви ко всему миру.

Прилагательные, которые употребляет самый чувствительный человек на свете всегда в превосходной форме: бесподобно красиво, смертельно ужасно, дико страшно и так далее.

Чувства на волю

Эмоциональность его натуры видна везде, всегда и особенно во взаимоотношениях с другими людьми. Ведь именно они, люди, его главная возможность реализовать свой запас эмоций и выплеснуть чувства. Но делать это можно по-разному. Идеальный вариант реализации человека со зрительным вектором в медицине, волонтерстве, преподавании. Там полно возможностей встретиться с переживаниями других людей и, пропустив их через себя, пережить всю человеческую боль и страдания. Такая работа дает полное эмоциональное выхолащивание, и ни на какие истерики сил и желания больше не останется. Такой обладатель зрительного вектора никого не станет изводить эмоциональным шантажом.

Но не всем везет реализовать себя на соответствующей своим свойствам работе. Как не у всех свойство сопереживания оказывается достаточно развито. И зрительный человек может быть совершенно бесчувственным как к людским переживаниям, так и к страданиям братьев наших меньших, если его не приучили к этому с детства.


Однако вся огромная амплитуда эмоций все равно остается при нем и требует выхода. Не наученный замечать чужие переживания, зрительник акцентирует все внимание только на себе. Он не отдает любовь, а требует ее получения. Он не сопереживает, а ждет жалости к себе. И накопив запас нерастраченных эмоций, в один момент выплескивает их в виде сильной эмоциональной раскачки.

Если любишь, то…

Чувство любви для человека со зрительным вектором находится на первом месте. Его он жаждет испытывать. Его он способен дарить близким. Из-за него он станет прибегать к эмоциональному шантажу. На него будет давить, чтобы добиться от вас желаемого. Отсутствие любви или недостаток чувств со стороны любимого человека могут заставить обладателя зрительного вектора действовать импульсивно и истерично, в попытке разбудить в любимом сильные эмоции.

Помните, что эмоции в этом типе психики настолько сильны, что заплакать или с места в карьер забиться в истерике для зрительника не проблема. Так часто поступают зрительные детки, легко манипулируя такими же жалостливыми родителями, которые не могут выносить вида горьких детских слез и выполнят любой каприз, лишь бы прекратить истерику. Оставшись неразвитыми в чувствах, так же поступают и зрительные взрослые.

Безответное чувство любви, которому ничем не помог эмоциональный шантаж, может привести и к самым страшным последствиям. Когда в эмоциональном запале вам угрожают самоубийством, знайте, что на самом деле это желание вовсе не имеется в виду.


Этот последний, самый веский довод, способный заставить себя любить. Он выставляется напоказ так, чтобы нужный человек знал и день, и час трагической гибели и мог прибежать в горьких раскаяниях и спасти шантажиста. Но даже не желая умирать, люди все равно могут погибнуть, когда спаситель по несчастливой случайности опаздывает на минуту.

Меньше истерик, больше дела

Эмоциональный шантаж – это далеко не всегда расчет, когда человек хладнокровно хочет добиться желаемого. Зрительный вектор делает нас настолько эмоциональными, что мы не всегда в состоянии контролировать свои эмоции, а вместе с ними и слова, и действия. А безразличие, невнимание близких действительно ранят зрительников больнее, чем кого бы то ни было и в результате возникают неприятные ситуации, которые кажутся нам намеренным давлением.

Наши свойства скрыты от нас. Поэтому мы просто живем и идем на поводу у своих порывов. И только научившись понимать, что нами движет, можно взять под контроль свое поведение и прекратить эмоциональный шантаж.

Системно-векторная психология учит нас видеть других людей, распознавать настоящие причины их поступков, различать реальные угрозы от намеренной манипуляции и защищаться от их вредоносного действия.

emocionalnoe-nasilie

Я предполагаю, что одна из причин, по которой из деструктивных отношений бывает трудно выйти — это отсутствие осознания жертвой того, что ее партнер — абъюзер и применяет к ней насилие. С физическим насилием все более-менее понятно: бьет, значит лупит, а вот психологическое насилие может иметь скрытую форму и быть незаметным, если только это не открытые оскорбления и унижения.

Однако, оттого, что эмоциональное насилие не распознано и не названо насилием, оно не становится менее разрушительным для психического благополучия жертвы, поэтому я думаю, что важно уметь его замечать. Зная, какие формы оно принимает будет легче его узнать.

Итак, какие же типы или виды эмоционального насилия можно выделить?

1. Первое, что приходит на ум, это, конечно, газлайтинг. Универсальная форма психологического насилия, присутствующая, кажется, во всех деструктивных отношениях. Суть газлайтинга в том, что жертве внушается, что ее восприятие реальности не адекватно и навязывается некое иное понимание происходящего, то, которое удобно агрессору.

Например, что это совершенно нормально, если муж гуляет ночами наедине с другими девушками пока жена сидит дома с ребенком или, что на самом деле голос никто не повышал, а жертве все показалось. Также, например, газлайтингом являются обвинения жертвы в том, что все проблемы в отношениях из-за нее, а агрессор — белый и пушистый страдающий зайка. Чтобы разобраться в происходящем можно описать события максимально безоценочно, в виде фактов, а потом прочитать их, представляя, что это не ваша история. Еще противостоять газлайтингу очень помогает осознанность и контакт со своими чувствами.

2. Висхолдинг — это увод разговора в сторону от волнующей вас темы. Может проявляться в виде забалтывания проблемы, отшучиваний или оставления без ответа важных вопросов. Человек вроде бы не отказывается поговорить с вами, но разговор оказывается абсолютно бесплодным, ничего прояснить или объяснить не удается. После таких разговоров остается чувство опустошения и беспомощности.

3. Неглект — еще одна пассивная форма насилия. Неглект (neglect) в переводе с английского — пренебрежение, невнимание, халатность. Его определяют как неспособность и/или нежелание обеспечить заботу и уход, помощь и поддержку для взрослых и детей, за которых отвечает абьюзер.

shantazh

Эмоциональный шантаж следует отличать от неизбежных последствий. Неизбежные последствия — то, что возникает независимо от вашей воли, это не делается специально и это нельзя изменить или предотвратить. Например, обида, это естественная спонтанная реакция на грубое обращение со стороны близкого человека. Обида состоит из боли и злости, цель которой — увеличение дистанции. Не хотеть доверительно и близко общаться с агрессором — это нормально и это не эмоциональный шантаж.

5. Критика внешности, личности, характера.

Любая непрошеная критика касающаяся качеств человека — это нарушение его границ. К сожалению, это настолько распространенное действие, что оно зачастую воспринимается как нормальная часть общения. Особенно часто это встречается в детско-родительских отношениях.

Но проблема в том, что любая оценка субъективна, а кроме того, негативно оценивая ребенка мы формируем ему негативную Я-концепцию и вести себя в дальнейшем он будет лишь подтверждая ее. Так что пользы от этого никакой, а вреда — масса.Негативная оценка человека всегда несправедлива, т.к. чрезмерно обобщает, она ранит, занижает самооценку человеку и создает ощущение, что с ним что-то не так.

6. Контроль, неадекватная ревность. Контроль действий, перемещений, круга общения одного человека другим редко бывает (а бывает ли вообще?) добровольным с обоих сторон, а это значит, что абьюзер вторгается в личное пространство жертвы используя манипуляции, газлайтинг, эмоциональный шантаж и др. В какой-то момент это, как и остальные нарушения границ, может показаться нормальным общением любящих людей. Однако, если вам это неприятно, значит — это не нормально.

Думаю, я перечислила не все варианты эмоционального насилия и, наверняка, что-то упустила. Пишите комментарии, если вам есть что добавить, или вы хотите поделиться примером и своими мыслями по этой теме.



Мы попробовали взять адрес электронной почты из вашего социального профиля. Пожалуйста, проверьте, получилось ли у нас?

Через несколько минут
на ваш почтовый ящик
придет письмо со ссылкой
для подтверждения смены пароля.

Для того, чтобы добавить спринт или канбан
в избранное, зарегистрируйтесь
или войдите в систему, если вы регистрировались ранее.

Для того, чтобы читать спринты или канбаны
необходимо оплатить подписку.

Пользовательское соглашение

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение в соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сервиса Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению, принимает условия настоящей оферты и положения Соглашения (акцепт).

1.2. Безусловное принятие (акцепт) условий настоящей оферты осуществляется путем регистрации на сайте Сервиса.

1.3. Настоящее Соглашение, заключаемое путем акцепта настоящей оферты, не требует двустороннего подписания и действительно в электронном виде.

1.4. Использование материалов и функций Сервиса регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

2. Предмет Соглашения

2.1. Предметом настоящего Соглашения является передача Администрацией Сервиса неисключительных прав использования Сервиса путем предоставления доступа к Сервису на сервере, принадлежащем Администрации Сервиса.

2.2. Действие условий настоящего Соглашения распространяется на все последующие обновления и новые версии Сервиса. Соглашаясь с использованием новой версии Сервиса, Пользователь принимает условия настоящего Соглашения для соответствующих обновлений, новых версий Сервиса, если обновление и/или новая версия Сервиса не сопровождается иным соглашением.

2.3. Сервис является результатом интеллектуальной деятельности Администрации Сервиса и защищается законодательством Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и нормами международного права, все исключительные права на Сервис, сопровождающие его материалы и любые его копии, принадлежат Администрации Сервиса. Право использования Сервиса предоставляется Пользователю исключительно на условиях и в объеме, оговоренных настоящим Соглашением.

3. Условия использования Сервиса

3.1. Для начала работы с Сервисом Пользователю необходимо пройти процедуру регистрации путем присвоения уникального имени (Логина) и пароля. По завершении процесса регистрации Пользователь становится обладателем учетной записи. С момента входа в свою учетную запись Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность вводимых данных, а также Логина и пароля.

3.3. С момента регистрации в Сервисе Пользователю присваивается личный счет, на который Пользователь имеет право внести денежную сумму. Денежная сумма на личном счете используется для оплаты подписки на определенный календарный период (6 месяцев, 12 месяцев и 24 месяца) на платные услуги Сервиса. Оплата платных услуг осуществляется путем безналичного перевода денежных средств в виде 100%-ной предоплаты и списывается с личного счета Пользователя.

3.4. Бесплатные услуги предоставляются Пользователю без каких-либо гарантий, в том качестве, объеме и с теми функциональными возможностями, которыми обладают данные услуги в составе Сервиса. Это означает, что Пользователь не вправе предъявлять претензии, касающиеся доступности, объема, качества или функциональных возможностей полученных бесплатных услуг и пользуется ими, принимая на себя все риски и ответственность, связанные с использованием таких бесплатных услуг.

3.5. Платные услуги считаются оказанными надлежащем образом и принятыми Пользователем в полном объеме, если в течение 5 (Пяти) рабочих дней оказания соответствующей платной услуги Администрация Сервиса не получила от Пользователя мотивированных письменных претензий.

3.6. Администрация Сервиса осуществляет техническую поддержку Пользователя, в том числе по вопросам, связанным с функциональностью Сервиса и предоставляемыми услугами, а также особенностями эксплуатации Сервиса.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Права и обязанности Пользователя

4.1.1. Пользователь обязуется не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие Российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, авторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сервиса.

4.1.2. Пользователь обязуется не предоставлять (передавать) полностью или частично третьим лицам полученные им по настоящему Соглашению права, не продавать, не тиражировать, не копировать материалы Сервиса полностью или частично, не отчуждать иным образом, в том числе безвозмездно, без получения на все вышеперечисленные действия предварительного письменного согласия Администрации Сервиса.

4.1.3. Пользователь обязуется не передавать третьим лицам пароли и логины, используемые для доступа к Сервису, обеспечить конфиденциальность их хранения.В случае несанкционированного доступа к логину и паролю и/или учетной записи пользователя Пользователь обязан незамедлительно сообщить об этом Администрации Сервиса.

4.1.4. Пользователь обязуется не использовать программное обеспечение, обеспечивающее автоматическое скачивание и обработку (разборку) веб-страниц Сервиса в целях получения нужных данных.

4.1.5. Пользователь несет ответственность за содержание и достоверность данных, предоставленных при регистрации на Сервисе. Пользователь выражает согласие на хранение и обработку Администрацией Сервиса персональных данных Пользователя.

4.1.6. Пользователь имеет право доступа к Сервису в любое время, кроме времени проведения профилактических работ.

4.1.7. Пользователь имеет право пользоваться Сервисом в пределах его функциональных возможностей и на условиях установленных настоящим Соглашением.

4.1.9. Пользователь имеет право самостоятельно изменять пароль, не уведомляя об этом Администрацию Сервиса.

4.1.10. Пользователь имеет право в любой момент подать заявку на удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой в Сервисе. Удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой на Сервисе, производится в течение 7 дней с даты получения заявки. При удалении учетной записи, денежные средства, которые пользователь потратил на подписку на Платные услуги Сервиса частичному или полному возврату не подлежат.

4.1.11. Денежные средства, переведенные в качестве оплаты за подписку на услуги Сервиса, возврату не подлежат и могут быть использованы для оплаты платных услуг Сервиса.

4.2. Права и обязанности Администрации Сервиса

4.2.1. Администрация Сервиса обязана предоставить Пользователю доступ к Сервису не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с момента прохождения Пользователем процедуры регистрации на Сервисе.

4.2.2. Администрация Сервиса обязуется обеспечивать работу Сервиса, в соответствии с условиями настоящего Соглашения, круглосуточно 7 (Семь) дней в неделю, включая выходные и праздничные дни, за исключением времени проведения профилактических работ.

4.2.3. Администрация Сервиса обязуется обеспечить сохранность данных Пользователя, размещенных в Сервисе в течение 90 (Девяносто) календарных дней с момента последнего использования Пользователем любой из платных услуг Сервиса.

4.2.4. Администрация Сервиса обязуется не передавать персональные данные Пользователя третьим лицам.

4.2.5 Администрация Сервиса имеет право приостанавливать работу Сервиса для проведения необходимых плановых профилактических и ремонтных работ на технических ресурсах Администрации Сервиса, а также внеплановых работ в аварийных ситуациях, уведомляя об этом Пользователя, если технически это представляется возможным, посредством размещения соответствующей информации на сайте.

4.2.6. Администрация Сервиса имеет право прерывать работу Сервиса, если это обусловлено невозможностью использования информационно-транспортных каналов, не являющихся собственными ресурсами Администрации Сервиса, либо действием и/или бездействием третьих лиц, если это непосредственно влияет на работу Сервиса, в том числе при аварийной ситуации.

4.2.7. Администрация Сервиса имеет право обновлять содержание, функциональные возможности и пользовательский интерфейс Сервиса в любое время по своему собственному усмотрению.

4.2.8. Администрация Сервиса имеет право изменять стоимость платных услуг в одностороннем порядке.

4.2.9. Администрация Сервиса имеет право заблокировать и/или удалить учетную запись Пользователя, включая все информационное содержимое Пользователя без уведомления Пользователя и объяснения причин в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения.

5. Ответственность сторон и порядок разрешения споров

5.2. За нарушение обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. При этом ответственность Администрации Сервиса перед Пользователем в случае требования возмещения убытков ограничена размером стоимости оплаченных Пользователем Платных услуг.

5.3. Ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение любой из своих обязанностей, если неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Соглашения и независящих от воли Сторон. В случае действия обстоятельств непреодолимой силы более 3 (Трех) месяцев любая Сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению (расторгнуть Соглашение).

5.4. Поскольку Сервис является объектом интеллектуальной собственности Администрации Сервиса, ответственность за нарушение авторских прав наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. Администрация Сервиса не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению, а также за прямые и косвенные убытки Пользователя, включая упущенную выгоду и возможный ущерб, возникший в том числе в результате неправомерных действий пользователей сети Интернет, направленных на нарушение информационной безопасности или нормального функционирования Сервиса; отсутствия Интернет-соединений между компьютером Пользователя и сервером Администрации Сервиса; проведения государственными и муниципальными органами, а также иными организациями действий в рамках оперативно-розыскных мероприятий; установления государственного регулирования (или регулирования иными организациями) хозяйственной деятельности коммерческих организаций в сети Интернет и/или установления указанными субъектами разовых ограничений, затрудняющих или делающих невозможным исполнение настоящего Соглашения; и других случаев, связанных с действиями (бездействием) пользователей сети Интернет и/или других субъектов, направленными на ухудшение общей ситуации с использованием сети Интернет и/или компьютерного оборудования, существовавшей на момент заключения настоящего Соглашения.

5.6. В случае возникновения между Сторонами споров или разногласий, вытекающих из настоящего Соглашения или связанных с ним, Стороны примут все меры к их разрешению путем переговоров между собой.

5.7. В случае если не удается разрешить возникшие между Сторонами споры и/или разногласия путем переговоров, то такие споры разрешаются в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

6. Прочие условия

6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты акцепта и действует до полного исполнения своих обязательств Сторонами.

6.2. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно по взаимному соглашению Сторон, а также по инициативе Администрации Сервиса в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения без возврата последнему каких-либо денежных средств.

6.3. Поскольку настоящее Соглашение является офертой, и в силу действующего гражданского законодательства РФ Администрация Сервиса имеет право на отзыв оферты в соответствии со ст. 436 ГК РФ. В случае отзыва настоящего Соглашения в течение срока его действия настоящее Соглашение считается прекращенным с момента отзыва. Отзыв осуществляется путем размещения соответствующей информации на сайте.

6.4. Стороны договорились, что при исполнении настоящего Соглашения допускается использование подписей представителей Сторон, а также их печатей с помощью средств факсимильной связи, механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи руководителей и печатей организаций.

6.5. Администрация Сервиса вправе в одностороннем порядке внести изменения в условия предоставления услуг Сервиса, разместив об этом информацию на сайте в публичном доступе и внеся изменения в настоящее Соглашение.

6.6. Указанные изменения в условиях настоящего Соглашения вступают в силу с даты их публикации, если иное не оговорено в соответствующей публикации. Продолжение использования Сервиса Пользователем после внесения изменений и/или дополнений в Соглашение означает принятие и согласие Пользователя с такими изменениями и/или дополнениями.

7. Гарантии

7.1. За исключением гарантий, прямо указанных в тексте настоящего договора, Администрация Сервиса не предоставляет никаких иных гарантий.

7.2. Соглашаясь с условиями и принимая условия настоящей оферты путем ее акцепта, Пользователь заверяет Администрацию Сервиса и гарантирует, что он:

Эмоциональный шантаж

Моральное насилие и эмоциональный шантаж могут проявляться в разных сферах межличностного взаимодействия.

Важно уметь вовремя распознать подобные деструктивные отношения и грамотно выйти из них.

Как избавиться от эмоциональной зависимости от отношений? Советы психологов помогут вам.

Расшифровка понятий

Расшифровка основных понятий

Моральное (эмоциональное) насилие — это способ нефизического давления на человека, в результате которого страдает его психика.

Часто моральное давление наносит больше вреда, чем применение физической силы.

Люди, пережившие моральное давление, обычно страдают серьезными психологическими проблемами: депрессии, тревожность, неуверенность в себе, стремление к подчинению.

Выросшие в условиях постоянного давления со стороны родителей дети со временем превращаются в глубоко сомневающихся в себе взрослых личностей, которые легко подпадают под влияние любого более сильного человека.

Эмоциональный шантаж — это манипулирование поведением человека путем воздействия на него на эмоциональном уровне.

Легче всего жертвами эмоционального шантажа становятся тревожные, ранимые, глубоко чувствующие личности. Для них отношения с людьми и мнение о них людей имеют огромное значение.

Люди, осуществляющие эмоциональный шантаж, являются прекрасными манипуляторами. Они осознают слабые стороны своей жертвы и используют их для достижения личных целей. В итоге подверженный эмоциональному шантажу оппонент начинает следовать не доводам разума, а своим эмоциям.

Причины

Причины такого поведения

У каждой из сторон есть свои причины для выбора конкретной модели поведения.

Манипулятор применяет моральное насилие, эмоциональный шантаж из следующих соображений:

  • использовать жертву для удовлетворения своих интересов;
  • получить удовольствия от манипулирования другим человеком;
  • повысить уровень собственной значимости за счет унижения другого;
  • избежать возможной потери человека путем подавления его воли и полного его погружения в существующие отношения.

Жертва морального насилия и эмоционального шантажа оказывается на своей позиции по следующим причинам:

    , побуждающий продолжать находиться рядом с неподходящим человеком;
  • полная зависимость от партнера;
  • страх вызвать негативные эмоции манипулятора своим непослушанием;
  • страх в принципе столкнуться с негативными эмоциями кого-либо, побуждающий постоянно совершать поступки в угоду интересам другим людей;
  • стремление получить одобрение шантажиста, вызванное сильной эмоциональной привязанностью к нему;
  • излишняя самокритичность, в результат которой любые замечания и оскорбления в свой адрес воспринимаются как объективные;
  • повышенное чувство ответственности (человек пребывает в уверенности, что он несет ответственность за переживания других людей).

Основные виды эмоционального насилия:

В итоге жертва не может предъявить претензию, что с ней не хотят поговорить, но и после подобных диалогов остается в состоянии полной беспомощности и неудовлетворенности.

Виды психологических приемов

При этом люди часто не задумываются о том, что их субъективное мнение может оказать разрушительное воздействие на самооценку личности.

Признаки

Распознать признаки наличия эмоционального насилия желательно как можно раньше. Это поможет выйти из разрушающих отношений с минимальными потерями.

В отношениях, в семье

Как проявляется в отношениях, в семье?

Как правило, люди при начале отношений стараются проявить себя исключительно с лучшей стороны.

Но, по мере развития общения, манипуляторы начинают постепенно проявлять свое истинное лицо.

Нередко негативное поведение не проявляется на стадии внебрачных отношений, и кризис наступает только после заключения брака.

Это может быть связано с появлением у манипулятора собственнических чувств к партнеру, с изменением социальных позиций партнеров.

Например, неуспешный муж начинает проявлять эмоциональное насилие по отношению к более успешной жене из-за чувства неудовлетворенности собой.

Выражаться эмоциональное насилие может в следующем:

  1. Критика. Постоянная критика внешности, характера, суждений и жизненных принципов нацелена на разрушение самооценки партнера и подчинение его своей воле.
  2. Обвинения. Манипулятор обвиняет жертву во всех своих и их общих неудачах, внушая ей постоянное чувство вины.
  3. Игнорирование. Агрессору безразличны чувства и желания его партнера. Он может причинить физическую боль, испортить любимую вещь, нарушить планы и не испытывать при этом ни малейшего сожаления.
  4. Наказание. Поведение, которое противоречит установкам агрессора, автоматически признается плохим. И за это плохое поведение может назначаться наказание в виде игнорирования, презрения, оскорблений.

Признаки в отношениях, в семье

Так, просьба о помощи может через минуту поменяться на требование не мешать.

Над женщиной

По статистике с эмоциональным насилием чаще сталкиваются женщины. Это связано с их большей психологической восприимчивостью, с частой материальной зависимостью от мужчины, с нежеланием разрушать семью и т.д.

Признаки эмоционального насилия над женщиной:

  • повышенная критичность к внешности, характеру, жизненным установкам женщины;
  • безразличие к ее потребностям и желаниям;
  • стремление контролировать каждый шаг;

Моральное давление на женщину

Над детьми

Взрослые люди всегда сильнее ребенка не только в физическом плане, но и в моральном. Обществом им даны полномочия на воспитание, которые контролируются государством только с точки зрения правового поля.

Признаки эмоционального насилия над детьми:

Ребенок, столкнувшийся с эмоциональным насилием, отличается заниженной самооценкой, нарушением социализации, проблемами с проявлением эмоций, пессимизмом, проблемами со здоровьем.

Сюзан Форуард о шантаже

По мнению Форуард распознать шантаж достаточно просто. Если человек пытается контролировать другого человека, игнорирует его протесты, настаивает на преимуществе своей позиции и отказывается от открытого обсуждения проблемы, то имеет место эмоциональный шантаж.

По мнению автора книги, от шантажа страдают обе стороны. Агрессор полностью погружается в ситуацию своего манипулирования и в случае неудачи переживает сильный стресс из-за того, что цель не достигнута.

Жертва находится в психологическом стрессе из-за оказываемого на нее давления и в случае уступки шантажисту чувствует неудовлетворенность собой.

Сюзан Форуард утверждает, что эмоциональный шантаж убивает две главных составляющих надежных отношений — доверие и доброжелательность.

Что делать жертве эмоционального насилия?

Самым верным решением будет прекращение разрушающего взаимодействия (расставание, развод, прекращение контактов с агрессором). Если же это сделать по различным причинам невозможно, то следует придерживаться ряда правил:

Открытое обсуждение ситуации и совместная работа над отношениями могут дать положительные результаты.

Моральное насилие и эмоциональный шантаж разрушительно влияют на психику человека. Умение вовремя распознать манипулятора и найти выход из сложившейся ситуации поможет оградить себя от лишних переживаний.

Как определить эмоциональный шантаж и как на него реагировать? Психология:

Читайте также: