Что такое язык и какие функции он осуществляет

Обновлено: 25.06.2024

Язык и его основные функции

Язык определяется обычно в двух аспектах: первый - это система фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мысли, чувств, волеизъявлений, служащая важнейшим средством общения людей, т.е. язык - социальное явление, связанное в своем возникновении и развитии с человеческим коллективом; второй - разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками (казахский язык, разговорный язык).

Язык как основное средство человеческого общения устроен таким образом, чтобы адекватно намерениям и желаниям отдельной языковой личности и задачам человеческого сообщества выполнять различные функции. В самом общем виде под функциями языка понимается использование потенциальных свойств средств языка в речи для разных целей. Язык в целом предназначен для осуществления коммуникации людей в самых разнообразных ситуациях деятельности человека, т.е., основной функцией языка является функция общения (коммуникативная функция), заключающаяся во взаимном обмене высказываниями членами языкового коллектива.

В речевом общении участвуют говорящий субъект, адресат речи (реальный или потенциальный, единичный или массовый) и то, о чем сообщается.

Принимая во внимание конкретные цели общения, кроме основной функции языка - коммуникативной, выделяют еще и следующие:

- функцию воздействия, реализацией которой являются:

Контрольные вопросы и задания

Задание 1.

Задание 2.

Задание З.

Прочитайте текст и выделите основные мысли автора об особенностях словесной коммуникации человека:

Задание 4.

Какие функции языка реализуются: а) на лекциях, семинарах, практических занятиях; б) в общежитии, в транспорте, в магазине, при разговоре с деканом? Обоснуйте свои ответы.

Задание 5.

Прочитайте текст. Разделите его на смысловые части. Выделите часть, в которой говорится о функциях мировых языков. Составьте вопросный план текста. Перескажите его.

Мировые языки

Абсолютное число говорящих на мировом языке как на родном не главный его признак: на несомненно мировом французском языке как на родном говорит около 80 млн. человек, тогда как на китайском - свыше 1 млрд. Важнее всемирность расселения людей, знающих эти языки (причем не обязательно в совершенстве: часто достаточно, скажем, уметь читать и переводить), охват максимального числа стран и влиятельных слоев общества (научно-технической и творческой интеллигенции, административного аппарата и т.д.), сознательно считающих овладение мировыми языками полезным и выгодным. Состав мировых языков изменчив. В настоящее время в него входят английский, русский, французский и др. Ведущее место принадлежит английскому языку, родному для 420 млн. человек. Его изучают почти во всех странах - около 18 млн. человек ежегодно, и его международные функции общеизвестны: однако еще в XVIII в. он не имел престижа французского или португальского (последний в наше время вышел из состава мировых языков) и стал языком широкого межгосударственного употребления лишь в ХIХ в.

Русский язык, родной для 250 млн. человек, издавна служил средством межнационального сотрудничества народов нашей страны и стал общепризнанным мировым языком с середины ХХ века. Войдя в состав мировых языков, он сразу определил собратьев по ряду общественных функций, например, только на нем и на английском кодируется 70% всей мировой научной информации. Его общечеловеческая ценность связывается с богатейшей русской классической и современной художественной литературой и непревзойденными по качеству и количеству переводами на русский язык литературы всех языков мира.

Принятие человечеством данного языка как мирового связано с авторитетом, ролью страны этого языка в истории и современности.

Наряду с социально-историческими причинами существенны и лингвистические. Речь идет о том, насколько данный язык пригоден, удобен для выполнения мировых коммуникативных функций, насколько подготовлен к преподаванию носителям иных языков и культур. Он должен быть сформировавшимся национальным литературным языком, обладающим длительной письменной традицией, установившимися нормами, хорошо исследованным и описанным в грамматиках, словарях, учебниках.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

По предмету: Теория языка.

Русский язык в самом широком смысле слова — это совокупность всех слов, грамматических форм, особенностей произношения всех русских людей, т.е. всех, говорящих на русском языке как на родном.

Среди разновидностей русского языка четко выделяется русский литературный язык. Он справедливо считается высшей формой национального языка.

По письменным памятникам мы можем проследить развитие нашего языка за тысячу лет. Но взамен всего того, что отстоялось и укрепилось, мы получили новую систему языка. Простой пример в языке древнего человека три рода (мужской, средний и женский), три числа (единственное, множественное и двойственное), девять падежей, три простых времени. Современный же язык выбирает более строгое и удобное, двоичное противопоставление. Упрощается также система падежей и времен. Язык каждый раз поворачивается своими гранями таким образом, как требуется этой именно эпохе. Из бесконечной практики речи рождается обновленный язык. Язык представляет собой полифункциональную систему, имеющую дело с информацией – с ее созданием, хранением и передачей. Функции языка связаны с его сущностью, природой, назначением в обществе и в то же время взаимосвязаны между собой.

1) назначение, роль языка в человеческом обществе, 2) назначение роль единиц языка. В первом случае говорят о функциях языка, во втором – о функциях языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений).

Функции языка – это проявление его сущности. Исследователи языка не сходятся в вопросе о количестве и характере функций. Однако основные базовые функции выделяют все. К основным функциям относят коммуникативную и когнитивную.

Язык представляет собой полифункциональную систему, имеющую дело с информацией – с ее созданием, хранением и передачей. Функции языка связаны с его сущностью, природой, назначением в обществе и в то же время взаимосвязаны между собой.

Язык выполняет много функций (ученые выделяют до 25 функций языка и его единиц), однако основная функция языка, главное его назначение – быть средством общения людей.

К основным функциям языка относят коммуникативную, когнитивную, кумулятивную.

Коммуникативная функция

Информация – это сведения, доступные для понимания. Текст будет информативным для меня только тогда, когда я буду готов к его восприятию Известно, что можно быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят ученые, коммуникативной ситуации. Именно поэтому в обучении языкам выделяется тип коммуникативной компетенции. В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин речевая компетенция.

Коммуникативная компетенция включает в себя знание основных понятий лингвистической речи (в методике их обычно называют речеведческими) — стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки пересказа текста. Очень важное место в коммуникативной функции занимают собственно коммуникативные умения и навыки — выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, — т.е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации.

Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки - это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и. наконец, с какой целью. 3. Когнитивная функция

Язык выполняет также познавательную или когнитивную , функцию. Когнитивная (мыслеобразующая) функция тесно связана с первой

Базовые функции языка проявляются в частных: эмотивной, эстетической, метаязыковой, апеллятивной, контактоустанавливающей , в функции хранения и передачи национального самосознания, традиций, истории народа и в некоторых других.

С помощью языка происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира. Русский язык обеспечивает преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития мощного потока национальной литературы. Эмотивная функция проявляется в выражении настроений, эмоций путем подбора слов, использования определенного типа интонации: У него такая физиономия!

Апеллятивная функция наблюдается в тех случаях, когда говорящий побуждает слушающих к каким-либо действиям: Возьми ручку, пожалуйста.

Метаязыковая функция обнаруживается тогда, когда возникает необходимость в объяснении непонятного слова или какого-либо языкового факта: С лог – это минимальная произносимая единица.

Контактоустанавливающая функция – это функция создания и поддержания контакта между собеседниками. Она выражается обычно словами и фразами речевого этикета: Здравствуйте! Как поживаете? Всего вам доброго.

Эстетическая функция проявляется в эстетическом воздействии языка художественной литературы на читателя.

Функция хранения и передачи национального опыта обнаруживается во многих языковых явлениях, и в частности в значениях слов и во фразеологических оборотах типа тришкин кафтан, тяжела шапка Мономаха.

Кумулятивная функция

Коллекция и информативность являются теми существенными свойствами языкового знака, которые лежат в основе его важнейшей функции наряду с коммуникативной: функции кумулятивной .

Язык в этой функции выступает связующим звеном между поколениями, служит "хранилищем" и средством передачи внеязыкового коллективного опыта.

"Слово - имя конкретной вещи, конкретного явления - однозначно, но оно не простой знак вещи или явления. Слово может рассказать и о времени, и о среде, в которой оно бытует".

Связь истории и культуры народа с языком особенно ярко проявляется на фразеологическом уровне. Большое число пословиц, поговорок отражают специфические национальные черты, обладают той языковой образностью, которая корнями уходит в историю народа, его быт, обычаи, традиции.

(18 96–198 2) – русский лингвист, семиотик, литературовед, способствовавший установлению продуктивного диалога между европейской и американской культурными традициями, французским, чешским и русским структурализмом, между лингвистикой и антропологией, между лингвистикой и психоанализом. Профессиональная карьера Я. начиналась с Московского лингвистического кружка, позже он вместе с петроградскими друзьями основывает Опояз (Общество по изучению поэтического языка).

Оказавшись в эмиграции в Чехии, Я. принимает участие в деятельности Пражского лингвистического кружка. Вынужденный бежать из оккупированной нацистами Чехии, Я. проводит следующий период в Дании и Норвегии,

Полное собрание сочинений Я. в пяти томах было выпущено в Гааге (19 62–197 9). Я. глубоко занимала проблема неразрывной связи лингвистики и поэтики.


Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и разви вающаяся о система членораздельных звуковых знаков, которая служит для целей коммуникации и способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире о .

Упражнение 4.2

1. Прочитайте текст. Какую роль играет язык в жизни человека?
2. Выпишите опорные слова текста.
3. Докажите принадлежность текста научному стилю речи.

Язык предназначен для того, чтобы служить орудием общения людей, быть эффективным и адекватным* средством обмена инфор мацией и её накопления. Его структура подчинена задачам комму никации, которые состоят в передаче и приёме мыслей об объектах действительности.

Для того чтобы осуществить своё назначение, язык должен со ответствовать строю мышления. Поэтому не случайно, что основные единицы языка представляют собой аналоги категорий мысли: слово соответствует понятию*, предложение — суждению*. Благодаря наличию такого рода единиц язык формирует и организует знания человека об объективном мире, расчленяет их и закрепляет в человеческом сознании и памяти. В этом состоит второе, основное, неразрывно связанное с коммуникативным, назначение языка: он является орудием познания и отражения действительности, важнейшей формой абстрактного* мышления (по Н. Арутюновой).

Упражнение 4.3

1. Прочитайте текст, составьте его план. По плану расскажите об основных функциях языка.

Лингвисты говорят о сложности строения языка, которая в значительной степени обусловлена его функци ями.

Столь же важна и другая функция язы ка: мыслительная. Человеческое мышление в основной, типовой, своей форме связано с языком, опирается на язык. Язык нужен не только для выражения мысли, но и для её формирования.

С мыслительной функцией теснейшим образом связана третья, познавательная, функция языка (её ещё называют аккумулятив ной, то есть накопительной). Человек познаёт мир вместе с языком и в значительной степени через язык. Соответственно, язык служит не только для передачи информации, но и для её хранения; в нём, в его единицах, в созданных на нём текстах материализуются накопленные народом знания, опыт.

Познавая мир, человек даёт име на окружающим предметам, каче ствам, отношениям, процессам и т. д. Это проявление номинативной (назывной) функции языка. Характерно, что в первую очередь че ловек называет именно те предметы, которые наиболее близки ему, наиболее важны для его практической деятельности...

У языка есть и другие функции: эмотивная (экспрессивная), состоящая в выражении внутреннего, эмоционального состояния человека; фатическая, направленная на контакт, поддержание определённых связей в тех микроколлективах, в которые входит человек (родственники, друзья, коллеги, соседи, знакомые), и т. д. Все эти и прочие, ещё не названные, функции не только тесно связаны, переплетены друг с другом, но и используют одни и те же единицы языка (по Б. Норману).

2. Выпишите слова, безударные гласные которых в разных частях слова можно проверить ударением.

Основные функции языка:

коммуникативная: язык является средством общения людей, эффективным и адекватным средством обмена информацией и её накопления;

мыслительная: язык является средством познания и отражения действительности, важнейшей формой осуществления абстрактного мышления;

познавательная: язык является средством образования понятий об элементах окружающей действительности и отношениях между ними.

Упражнение 4.4

Прочитайте текст. Что мешает вам воспроизвести его содержание подробно? Любой ли человек может понять данный текст? При каком условии реализуется основная, коммуникативная, функция языка?

Глазные капли вводят по 1—2 в конъюнктивальный мешок 2—3 раза в день в течение 2—30 и более дней; ретробульбарно — по 0,5 мл 1 раз в сутки в течение 10—15 дней; парабульбарно и суб конъюнктивально — по 0,2—0,5 мл 1 раз в течение 10—30 дней. Для защиты сетчатки глаза при лазерокоагуляции вводят ретробульбарно по 0,5 мл за сутки и за 1 ч до коагуляции (листок­-вкладыш к ле карственному препарату) .

Упражнение 4.5

Упражнение 4.6

1. Прочитайте текст. Какие основные функции языка реализуются в дан­ном тексте?
2. Спишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

Как (С/с) о (?) нце отд..ёт свою энергию? Энергия излуча..т (?) ся (С/с) о (?) нцем во всех направлениях. Пр..одолев 150 ми (л/лл) ионов километров отд..ляющих нас от (С/с) о (?) нца лиш (?) (не) б..льшая доля её дост..гает (З/з) ..мли . сн Однако даже этого ко (л/лл) ичества достаточ (?) но что (бы) с..греть нашу планету и дать (не) обходимую для по (д/дд) ержания с жизни ф энергию.

В конеч (?)ном сч..те источ(?)ник этой гиган(?)ской силы ат..мная м а вернее ядерная энергия. Высвоб..ждение ат..мной энергии в проце(с/сс)е рас..епления ядра обыч(?)но предст..вляет(?)ся нам каким(то) новым ..влением поскольку человек совсем (не)давно научился упр..влять этим проце(с/сс)ом. В действительности же ат..мная энергия существу..т столько(же) сколько существу..т (В/в)с..ленная. Осл..пительная вспышка исп..пеляющий м жар взрывная в..здушная в..лна и опаснейшее излучение сл высок..й мощ(?)ности так происход..т освоб..ждение с энергии из ат..ма. Ма(с/сс)а при этом пр..вращает(?)ся в энергию.

Закон..мерность перехода ма (с/сс)ы в энергию выража..т(?)ся знаменитым ур..внением Альберта Эйнштейна e = mc 2 , то есть энергия (в эргах) р..вна ма(с/сс)е (в граммах) умноже(н/нн)ой на квадрат скорости света (в сантиметрах в секунду). Ур..внение обратимо. В ур..внении впервые сформулирова(н/нн)а идея о том что энергия и ма(с/сс)а эквивалентные вел..чины и могут переходить одна в другую (по А. Винчестеру).

3. Можно ли применить уравнение Эйнштейна к каким-­то моментам вашей жизни? Порассуждайте об этом (например, в жанре эссе — см. форзац 4).

Упражнение 4.7

1. Прочитайте высказывание Д. Менделеева, русского учёного — химика, физика, метролога, метеоролога, геолога, приборостроителя и педагога.
2. Спишите, расставив недостающие знаки препинания.

При помощи науки без насилия любовно но твёрдо устраняются предрассудки неправда и ошибки а достигаются охрана добытой ис тины свобода дальнейшего развития общее благо и внутреннее бла гополучие.

3. Напишите сочинение­-рассуждение о роли науки в жизни общества.

Упражнение 4.8

Рассмотрите таблицу. Ответьте на вопросы:
• Какова структура речевого акта?
• Какие частные функции языка выявляются с учётом структуры речевого акта?

Частные функции языка

Упражнение 4.9

Прочитайте текст, докажите жизненно важную роль языка для человека. Запишите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

Будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, коор динирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечи вает накопление и хранение информации, в том числе относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индиви да, расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества. Усвоение языка ориентирует человека в среде обитания. Таким образом, язык играет жизненно важную роль в основных сферах человеческой деятельности: коммуникатив ной, социальной, практической, информационной, духовной и эсте тической. Множественность предназначений языка вводит его в предметную область разных наук, каждая из которых выдвигает на первый план ту или другую его функцию (по Н. Арутюновой).

Упражнение 4.10

1. Прочитайте текст. Какая частная функция языка реализована в нём?
2. Определите способы смысловой и виды структурной связи предложений в тексте.
3. Спишите текст, решая орфографические и пунктуационные задачи.

Зажглась с и затр..петала задр..жала нежным изумруд..м скромная д..лёкая зв..зда и за нею ф чинн.. взошли на небо другие младшие разн..цветные звёзды. Мирный торжестве(н/нн)ый сла..кий час. Но уже там (на)прав.. золоте..т небо выше г..ризонта. Потом оно красне..т. Это ше(?)ствует пожиратель кротких прекрас(?)ных звёзд августовский месяц. Вот он и вык..тился весь (на)ружу. Се..одня он находит(?)ся в полн..й сил.. и власти. Лик его безупреч(?)н.. круглый и (кроваво)рыжий. Он идёт (не)торопясь но гиган(?)скими шагами. Скор.. он при помощи своих м..гических чар овладе..т всем неб..м. Ро..кие кроткие звёздоч(?)ки т..ряют(?)ся бл..днеют сл от страха и уб..гают на самый верх неба, где их уже с трудом можно заметить как острия тон(?)чайших м серебря(н/нн)ых гвоздиков вбитых во вселе(н/нн)ую. сн Ропот б..жит м между дерев(?)ми и море глубок.. печальн.. вздыха..т и бе..хвостые птич(?)ки мгнове(н/нн).. скрылись (по А. Куприну).

4. Какие тропы использовал автор для создания яркой, запоминающейся картины?

Упражнение 4.11

1. Прочитайте текст. Какая частная функция языка реализована в нём?
2. Спишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

И на пр..красном фон.. з..лотого со(?)нца голубых небес м з..лёных рощ(?) и садов всегда на перв..м план.. всегда на главн..м мест.. она (не)постижимая с (не)досягаемая (не)сравне(н/нн)ая единстве(н/нн)ая восхитительная голов..кружительная сл Юлия

Но Юлия это только человеческое имя Мало ли Юлий на свет.. Вот даже есть в обиход.. такой лёгонький стиш..к

Хожу ли я брожу ли я

Всё Юлия да Юлия (по А. Куприну).

Упражнение 4.12

1. Прочитайте письмо. Какие частные функции языка в нём реализованы?

2. Найдите случаи отступления от морфологической нормы, использованные автором для характеристики речи персонажа.

Тремя основными функциями языка являются: коммуникативная (функция общения) — использование языка для передачи информации; когнитивная (гносеологическая) — накопление и сохранение информации, её передача; аккумулятивная (накопительная) — накопление и сохранение знания.

Какие основные и второстепенные функции языка?

Язык - важнейшее средство коммуникации. Следует выделять общественные и внутриструктурные функции. Внутриструктурные - номинативная, мыслеформирующая ( язык - средство формирования и выражения мыслей), мета-языковая (функция, которая служит для описания самого языка). Второстепенные (частные) функции.

Какая функция языка считается основной определяющей его главное предназначение в обществе?

Главнейшая функция языка - коммуникативная. Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения. Мы живем в обществе и общаемся в определенном социуме в определенном пространстве в определенное время. Таким образом, язык является основным средством общения.

Какие функции выполняет язык биология?

ЯЗЫК, орган в ротовой полости позвоночных, выполняющий функции транспортировки и вкусового анализа пищи. Язык человека – подвижный мышечный орган, участвующий в обработке пищи, глотании; выполняет также речевые функции. . Толщу языка образуют продольные, поперечная и вертикальная мышцы.

Каковы второстепенные функции языка?

Второстепенные функции/ частные: Экспрессивная (выражение чувств, эмоций) Контактноустанавливающая (фатическая). Использование языка для установления психологического контакта собеседников.

Каковы важнейшие функции языка?

В деятельности человека язык выполняет несколько важных функций. Основные из них: коммуникативная; познавательная (когнитивная); номинативная; аккумулятивная. Коммуникативная функция языка связана с тем, что язык прежде всего является средством общения людей.

Какие функции выполняет язык в современном мире?

Главная из них - коммуникативная. Люди общаются с помощью языка, делятся информацией друг с другом. Отсюда выплывает вторая функция - информативная, которая проявляется в обмене, передаче и приеме различной информации. Также наш язык выполняет когнитивную, то есть познавательную функцию.

Что такое основная функция языка?

функции языка — Использование потенциальных свойств средств языка в речи для разных целей. Функция общения. Основная функция языка, одна из сторон коммуникативной функции, заключающаяся во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива.

Что такое экспрессивная функция?

одна из функций языкового знака (см. Знак языковой), заключающаяся в способности выражать эмоциональное состояние говорящего, его субъективное отношение к обозначаемым предметам и явлениям действительности.

Какую функцию выполняет язык во рту?

Язык участвует в процессе жевания, членораздельной речи, вкусового восприятия и слюноотделения.

Какие сосочки находятся на спинке языка?

На слизистой оболочке, покрывающей спинку языка, имеются многочисленные выросты, образующие сосочки. Различают четыре типа таких сосочков: нитевидные, грибовидные, желобовидные и листовидные.

Какие функции выполняет и язык и речь?

Коммуникативная (референтивная) функция Экспрессивная (эмотивная) функция Поэтическая (эстетическая) функция

Какую функцию языка мы считаем основной главной?

Все специалисты сходятся, однако, в том, что главной является коммуникативная (от лат. communicatio — общение), поскольку людям необходимо общаться. В качестве разновидностей коммуникативной функции можно рассматривать еще три функции языка, обеспечивающие полноценную коммуникацию.

Что такое Апеллятивная функция языка?

апеллятивная – функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения);

В чем ценность языка?

Роль русского языка исключительно велика в нашей жизни. Ценность его не исчерпывается тем, что он является государственным языком Российской Федерации и языком межнационального общения. . Человек существует в языке и при языке. Именно языковая среда растит человека, питает и определяет его мышление и культуру.

Читайте также: