Экспертиза регистрация декларации о соответствии лифта учитывается ли в смете на строительство

Обновлено: 16.06.2024

После модернизации или замены лифт нужно повторно вводить в эксплуатацию. В процедуре участвует Ростехнадзор — проводит контрольный осмотр нового (обновленного) лифта, составляет и выдает акт ввода в эксплуатацию.

В статье подробно распишем порядок и этапы ввода в эксплуатацию замененных или модернизированных лифтов.

Нормативная база (обязательные требования)

Ввод в эксплуатацию регулируют:

Этапы ввода в эксплуатацию

Ввод в эксплуатацию лифтов после замены или модернизации включает семь последовательных этапов — три предварительных и четыре основных.

  1. обследование лифта, отработавшего назначенный срок службы (когда нужно заменить или модернизировать лифт, срок службы которого истек);
  2. вывод из эксплуатации, замена или модернизация лифта (монтаж-демонтаж, инженерно-технические мероприятия);
  3. оценка соответствия лифта после модернизации или замены (п. 5.3 ст. 6 ТР ТС 011/2011).

Основные этапы:

  1. подача уведомления о вводе лифта в эксплуатацию в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по месту нахождения лифта);
  2. контрольный осмотр лифта сотрудниками Ростехнадзора;
  3. принятие Ростехнадзором решения о вводе лифта в эксплуатацию, оформление акта ввода в эксплуатацию;
  4. постановка лифта на учет после модернизации или замены.

Обследование лифта

Если лифт отработал назначенный срок службы, перед его заменой или модернизацией нужно провести экспертное обследование (п. 5 ст. 6 ТР ТС 011/2011).

Обследование — это комплекс инструментально-технических исследований (испытаний), которые:

  1. включают в себя (п. 5.2 ст. 6 ТР ТС 011/2011):
    • диагностику оборудования лифта (включая устройства безопасности) с выявлением дефектов, неисправностей, степени износа и коррозии;
    • контроль металлоконструкций каркаса, подвески кабины, противовеса, а также направляющих и элементов их крепления;
    • испытание изоляции электрических сетей и электрооборудования, визуальный и измерительный контроль заземления (зануления) оборудования лифта;
  2. должны определить (п. 5.1 ст. 6 ТР ТС 011/2011):
    • насколько лифт соответствует (не соответствует) общим и специальным требованиям безопасности (приложение 1 к ТР ТС 011/2011), требованиям правил по лифтам;
    • насколько лифту нужны модернизация или замена, в какие сроки нужно провести эти процедуры.

Кто проводит обследование?

Обследование проводит испытательная лаборатория, которая должна иметь:

Что выдают по результатам обследования?

По результатам обследования выдают экспертное заключение с рекомендациями по замене или модернизации лифта.

Вывод из эксплуатации, замена или модернизация лифта

Модернизация — это инженерно-техническое мероприятие, цель которого — повысить безопасность и технический уровень лифта до требований, установленных ТР ТС 011/2011.

Замена — комплекс работ по демонтажу выведенного из эксплуатации лифта и монтажу нового лифта.

Перед заменой или модернизацией лифт нужно вывести из эксплуатации , оформив это событие документально.

В качестве документа можно использовать:

Также нужно уведомить Ростехнадзор о выводе лифта из эксплуатации. Для этого в территориальный орган Ростехнадзора (по месту нахождения лифта) подают уведомление по форме приложения № 5 к Приказу № 309 (приложение 2).

Замену/модернизацию должна проводить специализированная организация (рисунок 1).

Требования к организациям, привлекаемым к ремонтно-наладочным работам с лифтовым оборудованием


Чтобы провести замену или модернизацию лифта, нужно заказать (разработать) проект производства работ (проектную документацию, далее — проект).

Изготовитель проекта должен учитывать требования паспорта лифта, руководства по эксплуатации, инструкции по монтажу (монтажного чертежа) и т. д.

Проект должен включать :

По завершении монтажных работ специализированная организация должна передать владельцу лифта:

  1. в случае замены:
    • паспорт лифта;
    • руководство по эксплуатации;
    • копии сертификатов на лифт и устройства безопасности лифта;
    • монтажный чертеж;
    • принципиальную электрическая (гидравлическая) схему с перечнем элементов;
    • проектную документацию на замену лифта;
  2. при модернизации:
    • паспорт лифта с записью о новом сроке службы и технической готовности к вводу в эксплуатацию;
    • ппроектную документацию на модернизацию;
    • пкопии сертификатов на новые устройства безопасности лифта (в случае их замены);
    • ппринципиальную электрическую (гидравлическую) схему с перечнем элементов;
    • пруководство (инструкцию) по эксплуатации, дополненное с учетом модернизации.

Оценка соответствия лифта после модернизации или замены

Соответствие лифта после замены или модернизации оценивают и подтверждают в форме декларирования согласно пункту 3 и пункту 5.3 ТР ТС 011/2011 (рисунок 2).


Подача в Ростехнадзор уведомления о вводе лифта в эксплуатацию

Для ввода лифта в эксплуатацию после замены или модернизации нужно подать в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения лифта (п. 14-15 Административного регламента):

  • уведомление о вводе лифта в эксплуатацию по форме приложения № 1 к Приказу № 309 (приложение 3);
  • копию договора со специализированной организацией на выполнение работ по монтажу/демонтажу (замене) или модернизации лифта;
  • копию заключения по результатам обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы (см. выше).

Документы подает владелец лифта (п. 2 Административного регламента и п. 3 Правил по лифтам), а именно:

Ростехнадзор может отклонить документы , если (п. 19, п. 20 Административного регламента):

  • уведомление и приложенные к нему документы нечитаемы;
  • документы поданы в неполном объеме;
  • копии документов не подписаны заявителем;
  • не подтверждена действительность усиленной квалифицированной электронной подписи (для электронных документов).

Контрольный осмотр лифта сотрудниками Ростехнадзора

В течение 7-10 рабочих дней после получения документов о вводе лифта в эксплуатацию (п. 7 Правил по лифтам) Ростехнадзор должен:

  • определить дату проведения контрольного осмотра объекта;
  • сообщить дату и время владельцу лифта (по телефону или e-mail);
  • прийти на объект с контрольным осмотром.

При осмотре сотрудник (сотрудники) Ростехнадзора проверит :

  1. техническое состояние нового или модернизированного лифта, его техническую и функциональную готовность к вводу в эксплуатацию.
  2. сопроводительную документацию на лифт (п. 9 Правил по лифтам):
    • паспорт;
    • руководство (инструкцию) по эксплуатации;
    • копии сертификатов на лифт и устройства безопасности лифта;
    • техническую (проектную) документацию по замене или модернизации;
    • монтажный чертеж и инструкцию по монтажу;
    • принципиальную электрическую (гидравлическую) схему с перечнем элементов и т. д.;
  3. наличие декларации о соответствии лифта требованиям ТР ТС 011/2011, оформленной после модернизации или замены;
  4. наличие заключения по результатам обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы (если лифт заменяли/модернизирова-ли по истечении назначенного срока службы);
  5. договор со специализированной организацией на выполнение работ по монтажу/демонтажу (замене), модернизации, эксплуатации, обслуживанию и ремонту лифта (если эти работы не выполняет сам владелец лифта);
  6. документы (информацию) о соблюдении пункта 17 Правил по лифтам — в особенности документы об образовании (обучении, повышении квалификации), независимой оценке квалификации и о назначении из числа квалифицированного персонала:
    • ответственного за организацию эксплуатации лифта;
    • ответственного за организацию обслуживания и ремонта лифта;
    • электромеханика по лифтам;
    • лифтера и диспетчера по контролю за работой лифтов.
  7. наличие договора (полиса) обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ОСОПО).

По результатам проверки сотрудник Ростехнадзора составит акт контрольного осмотра (приложение № 2 к Приказу № 309) в двух экземплярах. Один экземпляр останется в Ростехнадзоре, второй — передадут владельцу лифта.

  • представитель Ростехнадзора, который проводил контрольный осмотр;
  • владелец лифта (его уполномоченный представитель).

В акте фиксируют:

  • соответствие лифта требованиям ТР ТС 011/2011 и сопроводительной документации;
  • соблюдение владельцем лифта требований из пункта 4 Правил по лифтам;
  • перечень выявленных при осмотре нарушений;
  • заключение о возможности/невозможности ввести лифт в эксплуатацию и т. д.

Если лифт вводить в эксплуатацию нельзя (слишком много нарушений), то процедура начнется заново (п. 61 Административного регламента):

  1. владелец лифта:
    • устранит нарушения;
    • повторно подаст уведомление о вводе лифта в эксплуатацию;
  2. Ростехнадзор: повторно проведет контрольный осмотр.

Решение Ростехнадзора вводе лифта в эксплуатацию

Ростехнадзор принимает положительное решение о вводе лифта в эксплуатацию, если:

  • лифт находится в исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу;
  • мероприятия по безопасному использованию и содержанию лифта выполнены (есть все нужные сведения и документы);
  • лифт технически и функционально готов к вводу в эксплуатацию.

Решение оформляют актом ввода лифта в эксплуатацию (приложение № 3 к Приказу № 309) в течение 5 рабочих дней (с даты оформления акта контрольного осмотра).

  • составляется в 2 экземплярах (один остается в Ростехнадзоре, второй — передают владельцу лифта в форме бумажного или электронного документа);
  • подписывается только представителем Ростехнадзора (как правило, проводившим контрольный осмотр).

Постановка лифта на учет после модернизации или замены

Замененный или модернизированный лифт будет поставлен на учет в Ростехнадзоре (п. 10 Правил по лифтам) автоматически — на основании акта ввода в эксплуатацию.

Акт ввода уже есть в распоряжении Ростехнадзора, поэтому владельцу лифта ничего делать не нужно.

В течение 5 рабочих дней с даты оформления акта ввода Ростехнадзор направит владельцу лифта письмо о постановке объекта на учет с присвоенным учетным номером (п. 11 Правил по лифтам).





Не знаете, где найти нужный для работы номер журнала, статью в электронной форме, шаблоны документов в word?

утвердить форму уведомления о вводе лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки), эскалатора в эксплуатацию согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

утвердить форму акта контрольного осмотра лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки), эскалатора согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

утвердить форму акта ввода лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки), эскалатора в эксплуатацию согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

утвердить форму уведомления о смене владельца лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки), эскалатора согласно приложению N 4 к настоящему приказу;

утвердить форму уведомления о выводе лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки), эскалатора из эксплуатации согласно приложению N 5 к настоящему приказу;

утвердить форму журнала периодического осмотра лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки), эскалатора согласно приложению N 6 к настоящему приказу;

утвердить форму журнала технического обслуживания и ремонта лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки), эскалатора согласно приложению N 7 к настоящему приказу.

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 14 августа 2017 г. N 309

введен в эксплуатацию (в составе объекта капитального строительства)

готов к вводу в эксплуатацию (после замены, установки во введенном в эксплуатацию здании или сооружении, модернизации)

нужное отметить знаком

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 14 августа 2017 г. N 309

Нарушения, препятствующие вводу объекта в эксплуатацию

Наименование и реквизиты нормативного документа, номер пункта, требования которого нарушены

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 14 августа 2017 г. N 309

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 14 августа 2017 г. N 309

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 14 августа 2017 г. N 309

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 14 августа 2017 г. N 309

Наименование и тип объекта (лифт, эскалатор, пассажирский конвейер, платформа подъемная для инвалидов)

Заводской номер объекта

Дата и время осмотра объекта

Результаты осмотра, выявленные неисправности

Ф.И.О., должность лица, проводившего осмотр

Подпись лица, проводившего осмотр

Отметка об устранении неисправностей, выявленных при осмотре (устранено, дата, подпись)

Далее - объект. В журнал заносятся сведения о проведении периодических осмотров всех объектов, закрепленных за работником;

журнал должен быть прошнурован, пронумерован, подписан лицом, ответственным за организацию эксплуатации объекта, и скреплен печатью специализированной организации (при наличии).

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 14 августа 2017 г. N 309

Вид проведенной работы

Дата проведения работы

Ф.И.О., должность лица, выполнившего работы

Подпись лица, выполнившего работы

Подпись лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта

Далее - объект. Журнал оформляется на каждый объект, должен быть прошнурован, пронумерован, подписан лицом, ответственным за организацию обслуживания и ремонта объекта, и скреплен печатью специализированной организации (при наличии).

В начале 2020 года в работе строительного рынка России произошли важные изменения, касающиеся всех его участников без исключения. Они направлены на упрощение работы застройщиков при прохождении государственной экспертизы в процессе строительства, в случае если возникла необходимость внести изменения в утвержденную проектную документацию.

Ссылка для цитирования:

1) Объединены процедуры по проведению государственной экспертизы проектной документации и проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, изменен предмет экспертизы (ч.5 ст. 49 ГрК);

2) Расширен перечень обязательных документов, представляемых для проведения экспертизы;

С 17 января 2020 года к стандартным услугам государственной экспертизы добавили услугу экспертного сопровождения. Рассмотрим основные положения экспертного сопровождения:

1) В форме экспертного сопровождения проводится повторная экспертиза только в отношении проектной документации, получившей положительное заключение;

2) Экспертное сопровождение осуществляет организация, проводившая первоначальную экспертизу;

3) Договор об экспертном сопровождении заключается сроков на 1 год, с возможностью его продления на срок не более 1 года. Не позднее, чем за 30 рабочих дней, до истечением срока договора заявитель уведомляет экспертную организацию о необходимости продления договора;

4) Экспертное сопровождение начинается после заключения договора и внесения платы;

5) В течение срока действия договора об экспертном сопровождении изменения в проектную документацию могут отправляться заявителем неоднократно;

6) Оценка внесенных изменений начинается после направления измененной проектной документации и проводится в течении 10 рабочих дней. Если изменения внесены в 2 и более разделов проектной документации, то срок может быть продлен экспертизой на 10 рабочих дней;

7) В рамках оценки оперативное внесение изменений не предусмотрено;

8) По результатам оценки вносимых изменений выдается заключение о подтверждении / не подтверждении их соответствия требованиям технических регламентов, заданию на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость внесенных изменений с частью проектной документации, в которую указанные изменения не вносились.

Итоговое заключение в рамках экспертного сопровождения. Если в ходе экспертного сопровождения внесены изменения, требующие проведение экспертизы, то по результатам экспертного сопровождения по заявлению застройщика выдается заключение государственной экспертизы:

1) Если в результате изменений сметная стоимость соответствует установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований, заключение выдается в течение 15 рабочих дней после направления заявления о выдаче такого заключения;

2) Если в результате изменений сметная стоимость не соответствует установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований, заключение выдается в течение 35 рабочих дней со дня представления заявления и сметы в части, подвергшейся изменениям. При подготовке такого заключения может осуществляться оперативное внесение изменений в смету, но не позднее, чем за 10 рабочих дней.

В заявлении о выдаче заключения указывается информация о заключениях, выданных по результатам оценки соответствия.

Оценка в рамках экспертного сопровождения на соответствие требованиям технических регламентов осуществляется:

1) На дату требований, действующих на момент проведения оценки при первоначальной экспертизе;

2) На дату требований, вступивших в силу после выдачи положительного заключения государственной экспертизы, если это предусмотрено заданием застройщика или технического заказчика.

Новое в перечне документов для проведения экспертизы.

С 17 января 2020 года дополнительным основанием для отказа в приеме документов на экспертизу является отсутствие:

1) Положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, если требуется по 174-ФЗ (расположены в границах ООПТ регионального и местного значения)

2) Положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, если требуется по 73-ФЗ (ОКН; объекты, находящиеся в границах ОКН, либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком, граничащим с территорией ОКН)

3) Ведомостей объёмов работ, учтённых в сметных расчетах

Предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации являются:

При проведении государственной экспертизы проектной документации в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка проектной документации на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды государственной экспертизой не осуществляется.

Оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов действующих на дату:

1) Выдачи Генерального плана земельного участка / на дату утверждения проекта планировки территории, если с этой даты прошло не более 1,5 года;

2) Поступления проектной документации на экспертизу, если с даты выдачи Генерального плана земельного участка / утверждения проекта планировки территории прошло более 1,5 лет, либо разработка проекта планировки территории не требуется;

3) Утверждения Генерального плана земельного участка / проекта планировки территории объекта, являющегося основным по назначению, если в проектной документации предусмотрены линейные и нелинейные объекты;

4) Утверждения Генерального плана земельного участка, выданного с наиболее ранней датой (при условии, что с этой даты прошло не более 1,5 года), если на экспертизу представлено несколько Генеральных планов земельного участка на несколько объектов капитального строительства;

5) Подготовки (утверждения) вновь представленного Генерального плана земельного участка / проекта планировки территории, если в ходе проведения экспертизы взамен ранее представленного документа представлен вновь выданный.

Внесены изменения в сроки проведения экспертизы проектной документации:

1) 20 рабочих дней: проектная документация в отношении жилых объектов капитального строительства;

3) 42 рабочих дня: для всех остальных объектов [3].

Оперативное внесение изменений прекращается за 10 рабочих дней до окончания срока проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий. В течение 10 последних дней экспертиза собирает и отправляет данные в ЕГРЗ (Единый государственный реестр заключений).

Проверка достоверности определения сметной стоимости. Проверка достоверности определения сметной стоимости выполняется по объектам бюджетного финансирования для:

3) Работ по сохранению ОКН (если такие работы затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта);

4) Капитального ремонта (если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией);

5) Сноса (если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией).

С 17 января 2020 сметная документация выполняется в ФЕР (Федеральные единичные расценки), а не как раньше в ТЕР (Территориальные единичные расценки) и проверяется на соответствие:

1) Сметным нормативам;

2) Федеральным единичным расценкам (ФЕР);

- до 31 марта 2020 года в редакции 2017 года;

- с 31 марта 2020 года в редакции 2020 года;

3) Объемам работ, предусмотренным проектной документацией;

4) Конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией;

5) Не превышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненными нормативами цены строительства (НЦС).

Повторная экспертиза проводится в двух случаях:

1) После получения отрицательного заключения экспертизы и устранения указанных в нем недостатков;

2) После получения положительного заключения экспертизы при внесении в проектную документацию изменений:

  • не предусмотренных ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, то есть требующих обязательного проведения экспертизы;
  • предусмотренных ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, то есть не требующих обязательного проведения экспертизы, однако по инициативе застройщика направленных на экспертизу.

Повторная экспертиза после положительного заключения, при внесении изменений в проектную документацию застройщик или технический заказчик вправе выбрать один из способов:

1) Не затрагивают несущие строительные конструкции объекта, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;

2) Не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;

3) Не приводят к нарушениям требований технических регламентов;

4) Соответствуют заданию застройщика или технического заказчика
на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;

5) Соответствуют стоимости строительства (реконструкции), установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований [1].

Повторная проверка достоверности проводится после получения положительного заключения в случаях:

1) В проектные решения внесены изменения, но не изменились сметные нормативы и Федеральные Единичные Расценки (далее – ФЕР);

2) В проектные решения внесены изменения и изменились сметные нормативы, ФЕР. Корректировка сметной документации осуществляется в части подвергшейся изменениям с учетом утверждённых нормативов;

3) До даты заключения контракта в сметную документацию внесены изменения без изменения физических объемов работ в связи с применением:

  • новых сметных норм, ФЕР, а также индексов изменения сметной стоимости или сметных цен строительных ресурсов (обязательная проверка достоверности);
  • индексов изменения сметной стоимости или сметных цен строительных ресурсов (по решению застройщика).

Размер платы за проведение экспертизы.

Размер платы за проведение экспертизы определяется на основании главы VIII Положения, утвержденного ППРФ № 145.

  • Для жилых объектов размер платы определяется по формуле и зависит от общей площади жилого объекта и площади застройки;
  • Для нежилых объектов размер платы определяется по формуле и зависит от стоимости изготовления проектной документации и инженерных изысканий;
  • Размер платы за повторное проведение экспертизы, за экспертное сопровождение – 30 % от стоимости первичной экспертизы;
  • Размер платы за проведение проверки достоверности:

1) Не взимается, в случае одновременного проведения экспертизы проектной документации и проверки достоверности;

2) 20% от стоимости проведения экспертизы проектной документации и инженерных изысканий в остальных случаях.

К сожалению, предыдущая Методика (МДС-35) уже определенное время не обновлялась. Законодательство (бюджетное, налоговое и др) претерпело изменения. Данные изменения были положены в основу новой Методики. Для единого понимания между контролирующими органами, заказчиками и подрядчиками Минстрой России разработал данную методологию с учетом современных изменений в законодательстве, включил все полномочия и все затраты, которые государственные заказчики и подрядные организации могут включать в стоимость строительства объекта капитального строительства в рамках законодательства.

Методика вступила в действие с 5 октября 2020 года.

Учет данных затрат предусмотрен законодательством (налоговым, бухгалтерским). Так как эти затраты не имеют никакого отношения к формированию сметной стоимости, они не предусмотрены этой Методикой. Их учет ведется в бухгалтерском учете.

Решение о дальнейшем использовании данных материальных ресурсов принимает заказчик и отражает это в условиях контракта. Это обычный гражданский оборот имущества, принадлежащий заказчику.

Вопрос. Начально-максимальная цена контракта формируется с учетом налога на добавленную стоимость. Вправе ли заказчик в рамках заключенного контракта с твердой договорной ценой не выплачивать подрядчику сумму, в размере НДС, если последний находится на упрощенной системе налогооблажения?

Данный вопрос уже не является предметом Методики.

Методика действует на этапе архитектурно-строительного планирования. Сметная стоимость - это план, который является основой для формирования начальной (максимальной) цены контракта государственных и муниципальных контрактов.

Заказчик должен понимать, что в торгах по определению подрядной организации для выполнения тех или иных работ могут участвовать организации, у которых не только общая система налогообложения, но, как и один из видов налогообложения - упрощенная система. Но, если речь идет об упрощенной системе налогообложения, где определенные затраты не облагаются налогом на добавленную стоимость, заказчик самостоятельно в проекте контракта, который он размещает в электронной системе, может определить такие условия (случаи), например, если приходит организация с упрощенной системой налогооблажения, то определенные затраты НДС не облагаются. Заказчик может эти моменты упустить в контракте, либо, если это очень важно для него - прописать.

Т.е. Приказ 841/пр (Порядок определения начальной максимальной цены контракта и методики составления сметы контракта) является инструментом при определении НМЦК. Порядок достаточно гибкий. Он учитывает максимально возможные вариации планирования НМЦК на основе проектно-сметной документации.

Заказчик может проводить торги не только на весь комплекс работ по смете, которая получила положительное заключение государственной экспертизы, но и на отдельные виды работ, в том числе на закупку оборудования.

Поэтому, в зависимости от того на какие виды работ заказчик в данном случае планирует провести торги, предполагая, что может прийти организация с упрощенной системой налогооблажения, он может прописать это в проекте контракта.

В случае, если в условиях контракта не прописаны условия изменения цены контракта из-за подрядчика с упрощенной системе налогооблажения, цена должна оставаться твердой.

Вопрос. Весь мир столкнулся с коронавирусом. В Методике достаточно оперативно появились указания на то, что эти затраты можно компенсировать. НОСТРОЙ дважды проводил мониторинг по фактическим затратам строителей. Сумма затрат варьируется, но в среднем она составляет в районе 300 рублей в сутки на одного человека.

Что, по Вашему мнению, строительные компании могли бы включать в сводно-сметный расчет из этих затрат? Мы ориентируемся на рекомендации Роспотребнадзора или на другие документы? И как быть с данными затратами, если контракты заключены до 5 марта 2020 года (до вступления новой Методики)?

Минстроем России подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации, где будет указана стоимость таких затрат на одного работающего.

Минстроем России анализируются все затраты, необходимые не только в рекомендациях Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции среди работников строительной отрасли, но и главного санитарного врача. Изучается специфика регионов, так как есть разовые мероприятия дорогостоящие и постоянные затраты, но не дорогостоящие. Т.е. перечень затрат, которые будут включаться в определение цены по затратам по короновирусу, а какие затраты будут включаться дополнительно к этой стоимости (те затраты, которые есть не во всех строительных организациях, но они дорогостоящие) еще до конца не определен. Данный вопрос находится в процессе работы в Минстрое России.

Такая цена составляет около 300 рублей на одно работающего в сутки.

Вопрос. Как в локальных сметных расчетах (сметах) должны округлятся результаты вычислений? Допускается ли погрешность в округлении при использовании разных программных комплексов? В программных комплексах отсутствуют рекомендованные в приложении № 2 Методики формы локальных смет.

Этот вопрос меньше всего должен интересовать сметчиков, так как уже давно сметы вручную не составляются. Существуют множество программных комплексов, где такие округления уже зафиксированы. Поэтому при использовании различных систем ни каких погрешностей быть не может.

Программистам остается прописать те формы, которые рекомендует Минстрой России. Переход на новые формы будет осуществляться по мере готовности программистов, по мере готовности заказчиков предоставлять документы по таким формам, а экспертизы - принимать по таким формам. Формы локальных смет носят рекомендательный характер.

Вопрос. Планируется ли разработать примеры заполнения рекомендуемых форм, которые включены в Методику?

Минстрой России планирует провести работу по разработке таких примеров в начале 2021 года. Так же, возможно, будут откорректированы уже предложенные формы с учетом пожеланий и вопросов, которые поступили от строительного сообщества.

Вопрос. В соответствии с Методикой стоимость материальных ресурсов в базисном уровне цен определяется путем деления текущей стоимости, принятой по прайс-листам или счетам поставщика на индекс пересчета стоимости из базисного уровня в текущий. Можно ли определять цену МТР по прайс-листу от декабря 2019 года?

Согласно Методике документы, обосновывающие стоимость в текущих ценах должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости. Это оптимальный вариант.

Сейчас у нас рынок, причем такие условия, что цена не всегда соответствует той, которая должна быть. Минстрой России совместно с ФАС России и Минпромторгом России ведут ряд мониторингов в целях принятия превентивных мер, для исключения необоснованного роста цен поставщиков и производителей строительных ресурсов.

Цена должна быть текущей, но обоснованной. Для этого есть все инструменты, в том числе и мониторинг строительных ресурсов.

Вопрос. В случае, если:

а) . сметная документация получила положительное заключение государственной экспертизы до 05.10.2020, а контракт с подрядной организацией заключен после 05.10.2020 года;

б) . задание на проектирование составлено до 05.10.2020, а окончание работ по контракту на проектные работы после 05.10.2020.

Какая методика в таких случаях должна использоваться, если документ (МДС 81-35.2004) утратил силу?

Данный вопрос регулируется в рамках Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий), где четко прописано, что смета составляется и представляется на государственную экспертизу на дату принятия ее заказчиком. Лишь только изменения в эту смету (при повторной экспертизе) делаются на дату предоставления документов в экспертизу.

Первоначальная смета - на дату принятия заказчиком. Поэтому, какая сметно-нормативная база действовала на тот момент на такую дату смета и должна предоставляться в экспертизу.

По договоренности сторон сметная документация, составленная по МДС-35, может быть пересчитана в рамках новой Методики.

Вопрос. По сборнику ФССЦ-2001 стоимость материала выше, чем рыночная стоимость по прайс-листу. В этом случае требования заказчика о пересчете по прайс-листу обоснованы?

Все цены, включенные в федеральный реестр сметных нормативов определены в уровне цен 2000 года. Сравнивать эти цены с ценами, определенными в текущем уровне цен не предоставляется возможным.

Если заказчик (или любой строитель) начинает применять укрупненный индекс Минстроя России, который рассчитан непосредственно для объекта капитального строительства в целом, к отдельно взятому строительному ресурсу (заработной плате, машинам и механизмам), т.е. к какой-то определенной статье затрат, в нашем случае к материалам в ценах 2000 года - это некорректно. Это приводит либо к резкому завышению (на бумаге, не в реальности), либо к резкому занижению. Т.е. данные перемножения приводят к искажению.

Индексы, которые Минстрой России выпускает ежеквартально, предназначены исключительно для определения стоимости строительства объекта капитального строительства в целом и не предназначены для расчета по статьям затрат.

Вопрос. 1. Кто должен проводить конъюнктурный анализ (строитель, заказчик или проектировщик)? Не стоит ли это четко прописать в Методике?

Требования и порядок проведения конъюнктурного анализа установлены настоящей Методикой. Эти правила должны соблюдаться всеми.

Подпись обязательна, печать нет (законодательством предусмотрено, что печать не всегда обязательна).

Конъюнктурный анализ является основанием и подтверждением той или иной цены. При планировании строительства за счет бюджетных средств ссылка на веб-сайт производителя/поставщика не допустима (сегодня эта компания есть - ссылка есть, завтра этой компании нет).

Кто должен проводить конъюнктурный анализ зависит от условий договора. Если нет определенных расценок, сметных норм, то в рамках Приказа 2/пр их можно разработать, представить в Минстрой и в Главгосэкспертизу с обосновывающими документами.

В настоящее время осуществляется переход на ресурсно -индексный метод. Важную роль в новой системе будет играть Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). В ней будут производители и поставщики строительных ресурсов.

Сметные цены в информационной системе должны быть сформированы в 2022 году. Чем больше организаций, которые относятся к строительному сообществу (поставщики и производители строительных ресурсов) будут в этом перечне, который размещен в данной системе, чем активней они будут предоставлять свои цены, тем быстрее она наполнится, что в свою очередь поможет отойти от проведения конъюнктурного анализа.

В целях наполнения достоверной информацией ФГИС ЦС, отражающей реальную номенклатуру, используемую строительными компаниями, Минстрой России проводит агитационную работу по включению в перечень производителей и поставщиков строительных ресурсов.

Вопрос. В ряде регионов региональные центры ведут свои сборники по стоимости строительных ресурсов. Можно ли данные материалы использовать, как один из источников для конъюнктурного анализа, так как эти центры при формировании своих сборников проводят тот же самый анализ в своем регионе?

В настоящее время в регионах созданы региональные центры, которые осуществляют мониторинг цен строительных ресурсов и свои сборники они создают на основании мониторинга.

В сборнике региональных центров цены на строительные ресурсы усредненные. Конъюнктурный анализ в рамках Методики 421 - это цены производителей поставщиков.

Считаем, что данная информация может быть использована при обосновании цены строительного ресурса.

Вопрос. В федеральном реестр сметных нормативов (ФРСН) публикуются индексы к СМР. Какие индексы можно применять на отдельные виды работ, если контракт только на конкретный вид работ (ремонт кровли или усиление фундаментов)?

В методике расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной Приказом Минстроя России № 326/пр от 05.06.2019 указана методология разработки любых индексов, которые могут применяться при определении сметной стоимости.

Установлено, что применяется тот индекс к объекту, как указано в проектной документации.

На сегодняшний день существуют индексы только к объектам. Приступили к работе по разработке индексов по статьям затрат. Минстрой России совместно с Главгосэкспертизой планирует разработку индексов на капитальный ремонт, но так как это достаточно трудоемкая и дорогостоящая работа Минстрой Росси просит принять участие в данной работе НОСТРОЙ.

Вопрос. Очень сложно получить информацию (прайс-листы, коммерческие предложения, счета) от производителей и поставщиков соответствующих строительных ресурсов. Методика требует обязательное наличие даты составления документа и сроков действия ценовых предложений, возможно ли внести изменения в Методику в части исключения даты в данных документах?

Согласно Методике документы, обосновывающие стоимость в текущих ценах должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости.

Вопрос. Строитель покупает материалы у поставщика, который не хочет идти во ФГИС. Подрядчик использует документы этого поставщика в конъюнктурном анализе, дает информацию о нем, Главгосэкспертиза видит этого поставщика, но при этом сам подрядчик не может заставить поставщика зарегистрироваться во ФГИС ЦС. Существуют ли какие-то меры поощрения или принуждения?

Каждый производитель обязан включиться во ФГИС ЦС. Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 1452 о мониторинге цен строительных ресурсов.

На сегодняшний день пока не предусмотрена административная ответственность, но в Плане мероприятий по совершенствованию ценообразования, который был и который новый (от 10.12.2020) разработка документов по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях осталась. Это в планах. Сегодня она пока не установлена, но планируется, что, если такая потребность останется (при низкой наполняемости ФГИС ЦС), то работа по изменениям в Кодекс будет проведена.

Сейчас показатель наполняемости информационной системы поднялся на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Возможно такая ответственность и не будет введена.

Кроме того, Минстрой России, Главгосэкспертиза совместно с Минфином России гармонизируют классификаторы ведомств, которыми пользуются те, кто осуществляет закупку, т.е вся строительная продукция в последующем постепенно будет иметь одинаковую кодификацию. Если мы покупаем какой-то строительный ресурс, то все будут прекрасно понимать, что это один и тот же ресурс, который в каталоге Минфина и в нашем классификаторе.

Вопрос. Для составления расчетно-калькуляционных цен в соответствии с пунктами 18 и 19 Методики указано возможное содержание статей затрат и описаны требования к обоснованию. На практике доказать наличие тех или иных затрат сложно. Возможно ли исключить данные пункты из Методики и предоставить свободу для рынка в этом плане (для обоснования того, что создается на месте - сложные и индивидуальные конструкции)?

Индивидуальность материальных ресурсов (нельзя купить, не стандартизировано, индивидуально, либо адаптировано), прописана в Методике 421.

Минстроем России готовятся предложения в Правительство РФ по индивидуальному оборудованию, которое по положительным результатам научных исследований НИОКР и ОКР будет включаться в сметную стоимость.

Методика не устанавливает ни каких понятий.

Перечень документов, которые необходимо составлять для прохождения государственной экспертизы установлены Постановлением № 87.

Методика определяет - как составлять, а не что составлять.

Вопрос. В какую главу сводно-сметного расчета включаются затраты по единовременной очистке территории строительной площадки (рабочей зоны) от снега, если начало выполнения работ по строительству объекта капитального строительства определен по графикам (производства работ, финансирования), условиями контракта в зимний период?

Методика устанавливает единые правила и не определяет правила для конкретных случаев.

Минстрой России не трактует правоприменительную практику и не рассматривает каждый конкретный случай. Необходимо пользоваться тем законодательством, которое есть. И, в случае, если существуют вопросы по контракту у заказчика и подрядчика, то все регулируется Гражданским кодексом РФ.

А также, можно обратиться с конкретным вопросом в Минстрой России, где постараются его исследовать.

Вопрос. Подготовлены изменения в Методику 421. Что ждать кардинального в связи с этими изменениями?

Минстрой России не делает ни каких кардинальных изменений - только дополнения.

В настоящее время Минстроем России подготовлены дополнения в существующую Методику 421. Самое главное и ожидаемое дополнение, это премия за ввод объекта капитального строительства досрочно, которое будет включаться в сметную стоимость на стадии планирования.

Такие коррелирующие взаимоувязанные изменения будут подготовлены в ряд актов.

Читайте также: