Эффект группового фаворитизма формируется как противовес эффекту прокурора

Обновлено: 28.06.2024

Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих. Поэтому наиболее популярным является определение социальной психологии как науки, которая пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других. Реакция человека на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.

Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. Здесь мы рассмотрим 15 основных групповых эффектов:

Эффект социальной фасилитации. Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

  • количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;
  • взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
  • значимость окружающих людей для человека;
  • степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе.

Когнитивный компонент заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира.

Эмоциональный компонент неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти, гордости или стыда.

Поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

где С — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членов группы.

Б. Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя серию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелей трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующая закономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа людей.

Факторами социальной лени являются:

  • наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;
  • групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;
  • численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;
  • кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;
  • гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей, они становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

Эффект моды (подражания). Подражание — один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным.

Эффект ореола возникает в условиях:

В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинств объекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со стороны воспринимающих людей. Предубеждение — это специфическая установка субъектов, основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация, как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а воспринимается на веру.

Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

Эффект группового эгоизма. Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизма может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и судьбе ее отдельных членов.

Экспериментально-эмоциональные потенциалы группы изучены российским психологом А. Н. Лутошкиным. Настроение зависит от некоторых факторов:

  • времени суток и дня недели: в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость;
  • особенностей психологической структуры группы, лидерских процессов;
  • уровня дисциплины труда в группе: чем выше дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние членов группы;
  • сложившейся системы взаимоотношений в группе, уровня конфликтности или сплоченности: чем выше уровень конфликтности, тем хуже настроение.

Данный эффект проявляется также в непосредственном общении и взаимодействии людей. Часто агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия или произнес эти слова. Например, в ситуации возникновения конфликта более вероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного, уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника.

Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих. Поэтому наиболее популярным является определение социальной психологии как науки, которая пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других. Реакция человека на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.

Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. Здесь мы рассмотрим 15 основных групповых эффектов:

Эффект социальной фасилитации. Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

  • количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;
  • взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
  • значимость окружающих людей для человека;
  • степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе.

Когнитивный компонент заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира.

Эмоциональный компонент неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти, гордости или стыда.

Поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

где С — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членов группы.

Б. Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя серию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелей трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующая закономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа людей.

Факторами социальной лени являются:

  • наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;
  • групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;
  • численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;
  • кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;
  • гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей, они становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

Эффект моды (подражания). Подражание — один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным.

Эффект ореола возникает в условиях:

В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинств объекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со стороны воспринимающих людей. Предубеждение — это специфическая установка субъектов, основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация, как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а воспринимается на веру.

Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

Эффект группового эгоизма. Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизма может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и судьбе ее отдельных членов.

Экспериментально-эмоциональные потенциалы группы изучены российским психологом А. Н. Лутошкиным. Настроение зависит от некоторых факторов:

  • времени суток и дня недели: в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость;
  • особенностей психологической структуры группы, лидерских процессов;
  • уровня дисциплины труда в группе: чем выше дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние членов группы;
  • сложившейся системы взаимоотношений в группе, уровня конфликтности или сплоченности: чем выше уровень конфликтности, тем хуже настроение.

Данный эффект проявляется также в непосредственном общении и взаимодействии людей. Часто агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия или произнес эти слова. Например, в ситуации возникновения конфликта более вероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного, уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника.

В-группы фаворитизм , которые иногда называют в-группы-Out-группой смещение , в-группы смещение , межгрупповым смещением , или в-группы предпочтения , является структурой в пользу членов своих в-группы над аутгруппой членами. Это может выражаться в оценке других, в распределении ресурсов и многими другими способами.

Этот эффект был исследован многими психологами и связан со многими теориями, связанными с групповым конфликтом и предрассудками . Это явление рассматривается прежде всего с точки зрения социальной психологии . Исследования показали, что внутригрупповой фаворитизм возникает в результате формирования культурных групп. Эти культурные группы можно разделить на основе, казалось бы, тривиальных наблюдаемых черт, но со временем популяции растут, ассоциируя определенные черты с определенным поведением, увеличивая ковариацию. Это затем стимулирует предвзятость внутри группы.

Два известные теоретические подходы к феномену внутригруппового фаворитизма являются реалистическая теория конфликтов и теория социальной идентичности . Реалистичная теория конфликта предполагает, что межгрупповая конкуренция, а иногда и межгрупповой конфликт, возникает, когда две группы имеют противоположные претензии на ограниченные ресурсы. Напротив, теория социальной идентичности считает психологическое стремление к положительно отличным социальным идентичностям общей первопричиной поведения, благоприятствующего внутригруппе.

СОДЕРЖАНИЕ

Истоки исследовательской традиции

Пояснения

Конкуренция

Реалистичная теория конфликта (или реалистический групповой конфликт) утверждает, что конкуренция между группами за ресурсы является причиной внутригрупповой предвзятости и соответствующего негативного отношения к членам чужой группы. Эксперимент Музафера Шерифа в пещере грабителей - наиболее широко известная демонстрация реалистичной теории конфликта. В ходе эксперимента 22 одиннадцатилетних мальчика с аналогичным происхождением были изучены в имитационной ситуации в летнем лагере, при этом исследователи выдавали себя за сотрудников лагеря.

Мальчиков разделили на две равные группы и поощряли к сближению с целью развития внутригруппового менталитета. Затем исследователи представили серию соревнований, в которых группы сражались друг с другом за ценный приз. Последовали враждебность и негрупповой негативный настрой. Наконец, исследователи попытались переломить враждебность, вовлекая мальчиков в ситуации взаимозависимости, усилия, которые в конечном итоге привели к относительной гармонии между двумя группами.

Шериф пришел к выводу из этого эксперимента, что негативное отношение к чужим группам возникает, когда группы соревнуются за ограниченные ресурсы. Однако он также предположил, что межгрупповые трения можно уменьшить и создать позитивные отношения, но только при наличии всеобъемлющей цели, которая может быть достигнута только при сотрудничестве двух групп.

Самооценка

Роберт Чалдини и его исследовательская группа изучили количество университетских футболок, которые носят в кампусах колледжей после победы или поражения на футбольном матче. Они обнаружили, что в понедельник после победы в среднем было надето больше футболок, чем после проигрыша.

В другом наборе исследований, проведенных в 1980-х годах Дженнифер Крокер и его коллегами с использованием минимальной групповой парадигмы, люди с высокой самооценкой, которые пострадали от угрозы самооценке, демонстрировали более сильные внутригрупповые предубеждения, чем люди с низкой самооценкой, которые пострадали. угроза самооценке. В то время как некоторые исследования подтвердили это представление об отрицательной корреляции между самооценкой и внутригрупповой предвзятостью, другие исследователи обнаружили, что люди с низкой самооценкой проявляли большую предвзятость как в отношении членов группы, так и вне ее. Некоторые исследования даже показали, что группы с высокой самооценкой проявляли большую предвзятость, чем группы с низкой самооценкой. Это исследование может предположить, что существует альтернативное объяснение и дополнительные аргументы относительно взаимосвязи между самооценкой и предубеждениями внутри / вне группы. С другой стороны, возможно, что исследователи использовали неправильные меры самооценки для проверки связи между самооценкой и внутригрупповой предвзятостью (глобальная личная самооценка, а не конкретная социальная самооценка).

Биологическая основа как действие окситоцина

Расу можно использовать как пример внутригрупповых и внегрупповых тенденций, потому что общество часто делит людей на группы на основе расы (европеоид, афроамериканец, латиноамериканец и т. Д.). Одно исследование, в котором изучались расовая принадлежность и эмпатия, показало, что участники, получавшие назально вводимый окситоцин, имели более сильную реакцию на фотографии членов группы, делающих болезненные лица, чем на фотографии других членов группы с таким же выражением лица. Это показывает, что окситоцин может влиять на нашу способность сопереживать людям разных рас, причем люди одной расы потенциально склонны помогать людям одной и той же расы, чем люди другой расы, когда они испытывают боль.

Окситоцин также причастен к лжи, когда ложь может оказаться полезной для других членов группы. В исследовании, в котором изучалась такая взаимосвязь, было обнаружено, что когда людям вводили окситоцин, уровень нечестности в ответах участников увеличивался для членов их группы, когда ожидался благоприятный результат для их группы. Оба этих примера демонстрируют тенденцию действовать таким образом, чтобы приносить пользу членам группы.

Самоидентификация и социальная идентичность

Как отмечалось в двух недавних теоретических обзорах, теоретическая основа для включения самоидентификации в теории обоснованного действия и запланированного поведения имеет много общего с теорией социальной идентичности и ее расширением, теорией самокатегоризации. Согласно теории социальной идентичности, важный компонент самооценки является производным от принадлежности к социальным группам и категориям. Когда люди определяют и оценивают себя в терминах инклюзивной социальной категории (например, пол, класс, команда), в игру вступают два процесса: (1) категоризация, которая перцептивно подчеркивает различия между внутренней и внешней группой, и сходство среди членов группы (включая себя) по стереотипным параметрам; и (2) саморазвитие, которое, поскольку самооценка определяется в терминах членства в группе, поведенчески и перцептивно стремится отдать предпочтение внутренней группе над внешней. Социальная идентичность когнитивно представлена ​​в виде групповых прототипов, которые описывают и предписывают убеждения, отношения, чувства и поведение, которые оптимизируют баланс между минимизацией внутригрупповых различий и максимизацией межгрупповых различий.

Более конкретно, согласно теории социальной идентичности, существует континуум между сдвигами личной и социальной идентичности в этом континууме, который определяет степень, в которой групповые или личные характеристики влияют на чувства и действия человека. Если конкретная социальная идентичность является заметной основой для самооценки, тогда я ассимилируется с воспринимаемым внутригрупповым прототипом, который можно рассматривать как набор воспринимаемых внутригрупповых норм, таких как самовосприятие, убеждения, отношения и т. Д. чувства и поведение определяются в терминах группового прототипа. Таким образом, социальная идентичность должна влиять на поведение через посредническую роль групповых норм. Люди с большей вероятностью будут участвовать в определенном поведении, если оно соответствует нормам членства в группе, имеющей отношение к поведению, особенно если идентичность является важной основой для самоопределения. Если членство в группе не является заметным, то поведение и чувства людей должны соответствовать их личным и идиосинкразическим характеристикам, а не групповым нормам.

Поскольку у людей есть представления о себе, которые основаны на роли, которую они определяют для себя в контексте группы, оставаясь в рамках своих ролей, межгрупповые сходства усиливаются, а межгрупповые различия уменьшаются. В попытке ассимилироваться в соответствии с тенденциями группы люди часто меняют конфигурацию своих внутригрупповых представлений или идентичностей. Об этих группах формируются определенные прототипы, которые подтверждают правила, которым рекомендуется следовать членам группы. Совместно используемая информация и взгляды обсуждаются в группе чаще, чем новая и неразделенная информация, поэтому устанавливается норма, когда взгляды большинства закрепляются, а другие умалчиваются. Эта норма изменчива и меняется в зависимости от контекста, но те внутри группы, кто хочет идти в ногу со взглядами большинства по всем вопросам, должны играть активную роль в подтверждении взглядов своей группы на борьбу с чужими.

Эволюция ин-групп

Формирование культурных коллективов

Исследования показали, что внутригрупповой фаворитизм возникает эндогенно, через формирование культурных групп . Символические маркеры в определенных условиях могут привести к превращению тривиальных групп в культурные группы. Формирование таких культурных групп приводит к более высокой степени внутригруппового фаворитизма.

Эфферсон, Лалив и Фер опубликовали такое исследование в 2008 году, используя серию координационных игр для имитации сотрудничества между людьми. Исследование показало, что культурные группы могут формироваться эндогенно за счет создания связи между поведением, имеющим отношение к выплате, и маркером, не имеющим отношения к получению. Впоследствии внутригрупповой фаворитизм возник в последующих социальных взаимодействиях.

Сначала участников разделили на одну из нескольких популяций по 10 человек, а затем разделили на субпопуляции по 5 человек. Каждая группа имела разный выигрыш за координацию одного из двух вариантов: поведение A или поведение B. В группе 1 участникам был начислен 41 балл. для координации (выбор самого A и выбор другого участника, который также выбрал A) на A и 21 для координации на B. Выплаты были поменяны местами во 2-й группе. В обеих группах участникам было начислено всего 1 балл за неправильную координацию. Во время каждого хода участникам также разрешалось выбрать маркер, не имеющий отношения к выплате (круг или треугольник). Игроки из обеих субпопуляций были смешаны, чтобы создать проблему координации, и каждый ход неопознанный игрок из каждой субпопуляции произвольно переключался.

Эксперимент создал ситуацию, в которой участники были сильно заинтересованы в развитии чувства ожидаемого поведения в своей подгруппе населения, но иногда оказывались в совершенно новой ситуации, в которой их поведение не соответствовало социальным нормам .

Результаты показали, что игроки обычно склонны сочетать поведение с маркером, особенно если это приводит к положительному результату. По мере увеличения связей на индивидуальном уровне ковариация (маркера и поведения) на агрегированном уровне также увеличивается. В ходе эксперимента наблюдалось значительное увеличение числа участников, запрашивающих партнеров с выбором той же формы, по мере его продвижения, хотя первоначальный выбор формы не влиял на выплаты. К концу эксперимента это число составило 87%, что указывает на наличие внутригруппового фаворитизма.

Их исследование подтвердило гипотезу о том, что формирование культурных групп изменяет избирательное давление, с которым сталкиваются люди, и, таким образом, приводит к преимуществам определенных поведенческих черт. Таким образом, если такое избирательное давление присутствовало в прошлых цивилизациях, где членство в определенной группе коррелировало с определенной поведенческой нормой, возникновение внутригрупповых предубеждений, при которых полезно действовать по-разному по отношению к членам одной и той же группы, безусловно, правдоподобно.

Гендерные различия

Автоматическая предвзятость по собственному полу

Рудман и Гудвин провели исследование гендерной предвзятости , в ходе которого были измерены гендерные предпочтения без прямого опроса участников. Испытуемые из Университета Пердью и Рутгерса участвовали в компьютерных задачах, которые измеряли автоматическое отношение на основе того, насколько быстро человек классифицирует приятные и неприятные атрибуты для каждого пола. Такая задача была сделана, чтобы выяснить, ассоциируются ли у людей приятные слова (хорошее, счастливое и солнечное) с женщинами, а неприятные слова (плохие, неприятности и боль) с мужчинами.

Это исследование показало, что, хотя и женщины, и мужчины имеют более благоприятные взгляды на женщин, женские внутригрупповые предубеждения были в 4,5 раза сильнее, чем у мужчин, и только женщины (не мужчины) продемонстрировали когнитивный баланс между внутригрупповыми предубеждениями, идентичностью и самооценкой. уважение, показывающее, что у мужчин отсутствует механизм, который автоматически поддерживает предпочтение своего пола.

Конкуренция

Фаворитизм на основе этнической принадлежности

Эксперимент показал, что, несмотря на одинаковые средние значения передачи (10,63 для женщин и 11,42 для мужчин), женщины не проявляли значительных внутригрупповых предубеждений, когда дело касалось получателей с ашкеназскими или восточно звучащими именами. Однако среди мужчин присутствовало предубеждение против восточно звучащих имен.

Кроме того, мужчины проявляли большую предвзятость к мужчинам-ашкеназам по сравнению с женщинами, но с восточными именами все было наоборот. Этот результат может показаться противоречащим интуиции, поскольку у участников было бы больше общего, если бы они оба были мужчинами. Таким образом, мы могли бы ожидать, что восточные женщины будут более маргинализированы, но на самом деле это согласуется с другими исследованиями, в которых изучалась дискриминация в отношении афроамериканских женщин.

Возраст развития

Они предположили, что ограниченность и предпочтение членов одной и той же группы могли быть особенно полезными, поскольку они усиливали групповую позицию индивидов в межгрупповых конфликтах. Поскольку в прошлом мужчины часто оказывались в авангарде таких конфликтов и, таким образом, несли большую часть издержек конфликтов в виде травм или смерти, эволюция, возможно, способствовала большей чувствительности мужчин в ситуациях, которые приводили к выгодный выигрыш для своей группы. Таким образом, мужчины, как правило, проявляли внутригрупповые предубеждения с более раннего возраста, чем женщины, как это было очевидно в эксперименте.

Примеры из реального мира

Отрицание Геноцида армян

Исследование 2013 года показало, что турки с более сильной предвзятостью в группе с меньшей вероятностью признают групповую ответственность за геноцид армян .

Президентские выборы в США 2008 г.

Данные собирались за три отдельных периода. 10–18 июня (после концессионной речи Хиллари Клинтон 7 июня); 9–14 августа, перед Национальным съездом Демократической партии 25; и 2-5 сентября в преддверии президентских выборов. Результаты показали, что мужчины проявляли значительный внутригрупповой фаворитизм с июня до DNC в августе. Однако в сентябре этого внутригруппового предубеждения не было. Женщины не проявляли значительного внутригруппового фаворитизма на всем протяжении.

Эксперимент показал, что групповая идентичность гибкая и может меняться со временем. Исследователи предположили, что предвзятость внутри группы была сильной в июне, поскольку конкуренция за выдвижение кандидата от Демократической партии на выборах была еще недавней и, следовательно, заметной. Отсутствие фактического электорального конфликта (против республиканцев ) привело к тому, что заметные группировки сохранятся в течение августа. Только в сентябре внутригрупповой фаворитизм утих, поскольку теперь появилась главная цель, разделяемая между группами.

Википедия

Против негатива вне группы

Социальные психологи давно проводят различие между внутригрупповым фаворитизмом и негативностью внешней группы, где негативность внешней группы - это акт наказания или возложения бремени на внешнюю группу. Действительно, существует значительный объем исследований, направленных на выявление взаимосвязи между фаворитизмом внутри группы и негативностью внешней группы, а также с условиями, которые приведут к негативности внешней группы. Например, Штрух и Шварц нашли подтверждение предсказаниям теории соответствия убеждений. Теория конгруэнтности убеждений касается степени сходства убеждений, взглядов и ценностей, которые, как считается, существуют между людьми. Эта теория также утверждает, что непохожесть увеличивает негативную ориентацию по отношению к другим. Применительно к расовой дискриминации теория конгруэнтности убеждений утверждает, что воспринимаемое несходство убеждений оказывает большее влияние на расовую дискриминацию, чем сама раса .

Исследования находят доказательства предвзятости внутри группы в полицейских расследованиях и судебных решениях.

Биологические отношения

Окситоцин не только коррелирует с предпочтениями людей общаться с членами своей собственной группы, но также проявляется во время конфликтов между членами разных групп. Во время конфликта люди, получающие окситоцин через нос, демонстрируют более частые защитные реакции по отношению к членам своей группы, чем к членам вне группы. Кроме того, окситоцин коррелировал с желанием участника защитить уязвимых членов своей группы, несмотря на его привязанность к конфликту. Аналогичным образом было продемонстрировано, что при введении окситоцина люди меняют свои субъективные предпочтения, чтобы соответствовать идеалам внутри группы над идеалами вне группы. Эти исследования демонстрируют, что окситоцин связан с межгрупповой динамикой.

Внутригрупповое отступление

состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.

Эффект края

заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.

Эффект новизны

заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Эффект ореола

Эффект первого впечатления

– стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.

Эффект проекции

– когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.

Эффект средней ошибки

– это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Эффект Барнума

– восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга

состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:

1) коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;

2) информация не соответствует действительности;

3) отсутствует доверие к источнику информации.

Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии –

склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления. Наблюдается тенденция использования предшествующего опыта для построения заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на имеющиеся отличия. Обычно такой стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к определенной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.












Проблема 1: Переизбыток информации

В окружающем мире слишком много информации. У нас есть единственный выбор — отсекать в восприятии почти всё. Наш мозг использует несколько простых приёмов, чтобы выбрать только ту информацию, которая с большей вероятностью как-то нам пригодится.
Мы охотнее замечаем то, что ранее запоминали, либо часто встречали. Очень простое правило, согласно которому мозг скорее обращает внимание на нечто, похожее на то, что мы уже запоминали. Примеры: Эвристика доступности (en), Систематическая ошибка внимания, Эффект иллюзии правды, Каскад доступной информации (en), Эффект знакомства с объектом (en), Эффект контекста, Забывание без подсказок (en), Отклонение в сторону соответствия эмоциям (), Иллюзия частотности, Феномен Баадера — Майнхоф (en), Разрыв эмпатии между горячим и холодным состоянием (en), Недооценка бездействия, Ошибка базового процента

Примеры: Эвристика доступности (en), Систематическая ошибка внимания, Эффект иллюзии правды, Каскад доступной информации (en), Эффект знакомства с объектом (en), Эффект контекста, Забывание без подсказок (en), Отклонение в сторону соответствия эмоциям (), Иллюзия частотности, Феномен Баадера — Майнхоф (en), Разрыв эмпатии между горячим и холодным состоянием (en), Недооценка бездействия, Ошибка базового процента.

Странные / смешные / внешне привлекательные / антропоморфные вещи привлекают внимание больше, чем привычные / несмешные. Мозг завышает оценку важности непривычных вещей, с которыми мы незнакомы. Аналогично, мы стараемся пропускать информацию, которая кажется нам рядовой и ожидаемой

Примеры: Эффект причудливости, Эффект юмора (en), Эффект Ресторфф, Эффект превосходства картинки (en), Эффект самореференции (en), Феномен негативного восприятия (en), Гипотеза Поллианны (en), Сдвиг к позитивной оценке (en).

Мы замечаем, когда что-то меняется. И обычно мы воспринимаем ценность нового именно в сравнении со старым (её возрастание или убывание, позитивное или негативное изменение), а не переоцениваем новое заново, само по себе. То же происходит, когда мы сравниваем похожие вещи.

Примеры: Эффект привязки, Эффект контраста, Эффект фокусировки (), Денежная иллюзия, Эффект фрейминга (en), Закон Вебера — Фехнера, Консерватизм в переоценке убеждений (en), Систематическая ошибка различения (en)

Нас привлекают частности, подтверждающие наши существующие убеждения. Это очень важная вещь. И следствие: мы опускаем те детали, которые противоречат нашим убеждениям.

Примеры: Склонность к подтверждению своей точки зрения, Систематическая ошибка согласованности, Рационализация после покупки, Искажение в восприятии сделанного выбора, Селективное восприятие, Эффект ожидания наблюдателя (en), Эффект страуса (en), Субъективное придание значимости (en), Эффект продолжающегося влияния (), Рефлекс Земмельвайса (en).

Мы гораздо легче замечаем изъяны в других, чем в себе. Да, перед тем, как изучать список когнитивных искажений других людей, имеет смысл осознать, что все они относятся и к тебе тоже.











Примеры: Слепота в отношении когнитивных искажений (en), Наивный цинизм (en), Наивный реализм (en).

Формы организации восприятия

Выделяют такие основные формы организации восприятия:

  • Фигура-фон — это фундаментальная форма, которая определяет возможность выделения доминирующих черт (фигуры) и стимулов (фона). При этом фигура реагирует только на те стимулы, которые ей действительно близки.
  • Константность — заключается в том, что на протяжении длительного периода времени человек использует одни и те же образцы и модели для формирования восприятия.
  • Группировка — ряд признаков и стимулов группируется в узнаваемую структуру, которая характеризуется внутренним однообразием. Группировка происходит по принципам близости, схожести, замкнутости, целостности.

Результатом процесса перцепции является формирование определенного целостного образа собеседника или ситуации.

Эффект группового фаворитизма

Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

Иллюзии мозга или когнитивные искажения

Бывало ли у вас такое что вы принимали не правильные решения, хотя казалось бы, вся необходимая информация у вас под рукой?

Или может кто-то из ваших знакомых очень сильно вас удивлял, ведя себя не так как вы ожидали.

Или например, вы планировали сделать что-то очень быстро, за час или два, но по факту потратили несколько дней.

Чаще это связано с когнитивными искажениями.

Когнитивные искажения — это ошибки мышления, которые совершают все люди. Они предсказуемы и можно очень точно сказать, в какой момент появится то или иное искажение.

Когнитивные искажения мешают нам объективно работать с информацией.

Термин предложил Даниэль Канеман. Во время своих экспериментов он увидел, что люди совершают одни и те же систематические ошибки.

Быстрое мышление или другими словами интуитивное — с помощью него мы совершаем основную массу своих решений для каких-то простых действий.

Например, давайте попробуем решить простое уравнение.

Мяч и бита вместе стоят 110 рублей. При этом бита, стоит на 100 рублей дороже чем мяч.

Сколько стоит мяч?

Первый ответ который приходит в голову большинству – 10 рублей. Но это не правильный ответ. Правильный ответ 5 рублей, потому что в таком случае бита стоит 105 рублей и 5 рублей стоит мяч, которые в сумме дают 110 рублей.











Когнитивные искажения рождаются именно при быстром типе мышления.

Сложность в том, что когнитивных искажений очень много. Например в википедии описаны около двух сотен различных искажений. Но есть 13 самых популярных, которые часто мешают нам, и дальше мы разберем именно их.

Читайте также: